Идеолог Российской Империи (к 340-летию Феофана Прокоповича)Авторские темы

В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Информация
В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Автор темы
serg
Всего сообщений: 14
Зарегистрирован: 01.05.2021
Образование: кандидат исторических наук
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: копирайтер
 Идеолог Российской Империи (к 340-летию Феофана Прокоповича)

Сообщение serg »

В когорте «птенцов гнезда Петрова» его имя занимает особое место. Любые мощные преобразования должны рано или поздно получить прочную идейную основу и ее создание – заслуга Феофана Прокоповича, многие деяния и страницы биографии которого до сих пор покрыты туманом. Подобным тому, что окутывает порой реку Карповку, https://spbvedomosti.ru/news/gorod/rec ... -karpovke/ где идеолог Петровских реформ жил и работал последние годы своей жизни.

Истоки и корни
Свой жизненный путь он окончил 8 сентября 1736 года на Аптекарском острове, на Карповском подворье. Родился же вдали от невских берегов: 8 июня 1681 года, в Киеве, https://author.today/reader/117076/947130 в купеческой семье появился на свет мальчик Елеазар (мирское имя). Оставшись сиротой, был взят на воспитание дядей, ректором Киевской духовной академии и наместником Киево-Братского монастыря.
При участии дяди поступил в Киевскую духовную академию, где проучился до 1698 года. Затем продолжил образование заграницей, преподавал…

Судьбоносная встреча
В 1706 году Софийский собор в Киеве посетил Петр I. Феофан Прокопович обратился к нему с приветственным словом. Так состоялась их первая встреча. В 1709 году государь вновь присутствовал в том же соборе и снова отметил небывалую силу торжественной речи «киевского витии». Проповедь по случаю победы в Полтавской битве, произнесенная в тот день Феофаном, так понравилась Петру Великому, что он повелел автору перевести ее на латинский язык для отправки в другие страны.
Во время Прутского похода 1711 года царь вызывает Прокоповича в свой лагерь в Яссах, где назначает его игуменом Братского монастыря и ректором Киевской академии. Через пять лет Петр требует своего любимца в Санкт-Петербург и уже не расстается с ним до самой смерти.
Преобразователь России умел «подбирать кадры» – Феофан Прокопович был, без преувеличения, самым образованным человеком того времени. Самозабвенная преданность Петру и делу его государственных преобразований сделала его абсолютно незаменимым при дворе. Он стал соавтором и непосредственным исполнителем плана петровской церковной реформы. Феофану Прокоповичу посвящены десятки книг и сотни статей, но его личность остается в русской истории одной из величайших загадок. Его называют одним из основателей отечественного масонства. Много белых пятен содержат страницы «допетровской» биографии Прокоповича, его учеба в Европе…Он был не только блестящим богословом, но и выдающимся «светским» ученым.

«Правда воли монаршей»
Таково название одного из приписываемых Феофану Прокоповичу произведений, заложивших прочный идейный фундамент складывавшегося российского абсолютизма. Поставленное на службу рождающейся империи «золотое перо» создало целую плеяду поразительных и по-настоящему философски глубоких трудов.
В 1715 году Прокопович по приглашению Петра I прибыл в Петербург, где сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства, доказывая необходимость преобразований, сатирически обличая их противников. Из этих проповедей особенно замечательно «Слово о власти и чести царской» (1718), http://deduhova.ru/statesman/feofan-prokopovich/
посвященное доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причем Прокопович ополчился на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.

Ему принадлежит множество богословских и исторических сочинений, ставших блестящими образцами высокой русской словесности той эпохи.
Прославился он и как блестящий, не знавший себе равных, оратор.

Проповеди его звучали столь искреннее и проникновенно, что многие из слушателей плакали в церкви.
В 1718 году Феофан Прокопович был рукоположен на архипастырское служение в Пскове, но не поехал туда на епархию, а остался в Петербурге в качестве ближайшего сподвижника Петра в церковных делах. Когда была учреждена Духовная коллегия, Феофан был назначен в ней вторым вице-президентом, а 25 января 1721 года, после её преобразования в Святейший Синод, Феофан стал его первым вице-президентом и в полном смысле правой рукою Петра в его церковных реформах.

С 1720 года, в качестве «первенствующего члена» Святейшего Синода, он вел дела Новгородской митрополии. Ему неоднократно предлагали занять архиепископскую кафедру Святой Софии, но он долго отказывался от этого, казалось бы, завидного назначения.

Учитель и Школа
Не было почти рода литературной деятельности, к которому не был бы причастен Феофан Прокопович.
Богослов, проповедник, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования. Он также может быть назван первым русским сатириком, первым представителем этого неувядающего жанра. Прокопович оказал большое влияние на таких деятелей как А.Д. Кантемир, сатиры которого нередко являются только переработкой проповедей Феофана, и В. Н. Татищев, взгляды которого на русскую историю вырабатывались под влиянием его воззрений.
Наконец, Феофан Прокопович известен и как один из первых русских педагогов – в своем доме на Аптекарском острове он создал собственную школу.
По другую сторону Карповки, на месте больницы Эрисмана, располагалась обширная усадьба Романа Брюса, петербургского коменданта. Вскоре после его смерти усадьба перешла к архиепископу Феофану Прокоповичу. В память о нем улица, ограничивающая усадьбу, два века именовалась Архиерейской (ныне улица Л. Толстого). В ряду многообразных пастырских обязанностей было призрение сирот, нищих, увечных и больных. Феофан Прокопович построил рядом с красивым усадебным домом маленькую часовню, а затем возвел на своем участке церковь во имя св. апостолов Петра и Павла (отсюда – Петропавловская улица). Именно Феофан распорядился прорубить напротив своей усадьбы в Аптекарской слободе просеку – нынешний Аптекарский проспект.
Но вернемся к школе. Обучались в ней дети всякого звания из бедных семейств. Это было лучшее для того времени учебное заведение как по своему помещению, так и по обстановке, качеству преподавания, отношению к ученикам. Преподавались Закон Божий, русский, латинский, греческий языки, грамматика, риторика, логика, римские древности, арифметика, геометрия, география, история и рисование. В числе учителей были знаменитый датчанин Адам Селий и профессор первой нашей Академии наук Теофил Сигфрид Байер. Старшие воспитанники, достигшие успехов в учении, обучали младших.
Определяя местоположение будущей школы, Феофан Прокопович старался воплотить в жизнь разработанный им «Духовный регламент об училищных домах»: «место академии не в городе, но в стороне, на веселом месте угодное, где нет народного шума, ниже частых оказий, которые обычно мешают учению и находят на очи, что похищает мысли молодых человек и принадлежать учениям не допускают».
Для своей школы он составил подробные предписания, в которых определяется строгая дисциплина с точным распределением часов занятий и увеселений. Для досуга учащихся Феофан Прокопович предусмотрел при школе сценические представления и исполнение музыкальных произведений.
Школа Феофана Прокоповича существовала до самой его смерти. В 1738 году старшие воспитанники были определены на различные должности, а остальные направлены для дальнейшего обучения в Александро-Невскую Лавру.

На закате
Феофан Прокопович прожил недолгую и многотрудную жизнь. На закате своего века он крайне тяготился возложенным на него невероятно сложным архипастырским и государственным долгом.
Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и т.д. По высшей монаршей воле ему было поручено составление законодательного акта о ликвидации русского патриаршества и устроении высшего церковного коллегиального управления. Над этим «Духовным регламентом» https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prok ... 1721-goda/
Феофан трудился в 1719-1720 годах.
Силы неумолимо оставляли его, но даже в худшую пору телесного увядания он оставался подлинным светочем ясного разума и энергичной целеустремленности.
8 сентября 1736 года Феофана Прокоповича не стало.
Его прах был доставлен на архипастырскую кафедру, служению которой он отдал последние годы своей удивительной жизни. Его похоронили в храме Святой Софии Новгородской.
Феофана Прокоповича по праву можно назвать первым нашим ученым-энциклопедистом, человеком нового времени, беззаветно преданным просвещению и науки. Новая эпоха воззвала подвижников создавших, по сути, новую Россию.

Я твой защитник!
Когда один из студентов Заиконоспасского училища был в шаге от отчисления из-за того, что при поступлении назвался дворянским сыном в действительности таковым не являясь, никто иной как Феофан Прокопович вступился за него и силой своего церковного авторитета обеспечил юноше доступ к дальнейшему постижению науки. «Не бойся никого, – напутствовал его владыка. – Хотя бы со звоном в большой московский соборный колокол стали тебя клеймить самозванцем – я твой защитник!»
Студента звали Михайло Ломоносов.

Прокопович и Ломоносов
Об отношениях Ломоносова с Феофаном Прокоповичем известно очень мало. Однако имеются основания полагать, что ученый был хорошо знаком с метафизическими трудами новгородского владыки. Нельзя исключать, что его книги повлияли на становление некоторых ломоносовских концепций.
В частности, считается, что Ломоносов стал родоначальником геологической теории об эволюции горных склонов. Но задолго до него Феофан Прокопович писал: «С течением времени возникало множество новых гор, многие из них превратились в равнину. Это происходит обычно определенным способом, действием силы вод, которые вымывают внутренние слои земли и подымают горы, а другие сносят, нажимая на них, а также действием силы ветров, движений земли и иных».

Ученый-энциклопедист
Датчанин фон Хаген, побывавший в гостях у Феофана Прокоповича незадолго до его ухода из жизни, дал в своих записках такую характеристику личности загадочного новгородского архиерея: «В своих молодых летах он путешествовал почти во всех странах Европы и Азии. В науках мало было ему равных, в особенности, в среде русских духовных. Кроме истории, богословия и философии, он обладал глубокими познаниями в математике и имел к ней необыкновенную страсть. Он понимал и говорил на разных европейских языках».
Еще больше интересного https://author.today/reader/117076/935188

По материалам:
https://author.today/post/222370
https://ru24.net/spb/304726823/
Реклама
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 28017
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Идеолог Российской Империи (к 340-летию Феофана Прокоповича)

Сообщение Gosha »

Справка:
Прокопович Феофан (Элеазар) [8(18).6.1681, Киев, — 8(19).9.1736, Петербург], церковный и общественный деятель, украинский и русский писатель, епископ (1718), архиепископ (1724). Сподвижник Петра I. Сын купца. Окончил Киево-Могилянский коллегиум (1698). Переехав в Польшу, принял униатство и отправился для продолжения образования в Рим, где изучал рим. и греч. классиков, философскую и богословскую литературу. В Киеве в 1704 возвратился в православие. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, Прокопович сразу же решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. Сопровождал Петра в Прутском походе (1711); по возвращении в Киев — ректор академии; преподавал пиитику и риторику. В 1715 был вызван в Петербург, где стал помощником Петра по управлению церковью (уничтожение патриаршества и учреждение Синода, вице-президентом которого П. был назначен в 1721). Литературно-публицистическая деятельность Прокоповича была подчинена обоснованию и защите политических и культурных мероприятий Петра. В «Слове о власти и чести царской» (1718) защищал неограниченную самодержавную власть и правомерность суда над царевичем Алексеем; в предисловии к «Морскому уставу» (1719) и в «Слове похвальном о флоте российском» (1720) прославлял создание сильного военно-морского флота. В «Духовном регламенте» (1721) обосновал новую систему управления церковью во главе с Синодом вместо патриарха. Прокопович писал русские и латинские стихи, но наибольшее влияние на литературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди — яркий образец публицистического жанра. Прежде церковного долга он призывал исполнять долг гражданский, служить государству, а не церкви. В своих проповедях он отказывался от нагромождения словесных украшений и риторических фигур, но окончательно с этой традицией не порвал. М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков создавали свои оды под сильным идейно-тематическим влиянием ораторской прозы Прокоповича.

Прокопович принимал участие в создании Академии наук. Возглавлял т. н. учёную дружину, в которую входили А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев и др. Оставил ряд исторических сочинений: «Историю императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» (около 1713), «Краткую повесть о смерти Петра Великого, императора Российского» (1726), «Историю об избрании и восшествии на престол... государыни Анны Иоанновны» (1730) и др. В этих сочинениях идеализировал Петра I и его деятельность.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Дворовые Российской Империи
    tamplquest » » в форуме Российская империя
    11 Ответы
    604 Просмотры
    Последнее сообщение Кадук
  • Агония Российской Империи
    UranGan » » в форуме Российская империя
    119 Ответы
    2532 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • О регламенте Госдумы Российской империи
    aleksey.kiyko » » в форуме Российская империя
    0 Ответы
    445 Просмотры
    Последнее сообщение aleksey.kiyko
  • О порядке престолонаследия в Российской империи
    artem » » в форуме Российская империя
    1 Ответы
    1443 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Погоны и звания в Российской Империи
    Tim » » в форуме Беседка
    0 Ответы
    258 Просмотры
    Последнее сообщение Tim

Вернуться в «Авторские темы»