Производство советских лёгких танковВторая мировая война

1939 — 1945
Аватара пользователя
Автор темы
Kliper
Всего сообщений: 745
Зарегистрирован: 21.07.2018
Образование: высшее техническое
 Производство советских лёгких танков

Сообщение Kliper »

Начнём с Т-40/Т-30.
Данные о помесячном производстве берём из Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-40 ... %BD%D0%BA)

Завод №37 в Москве

1940/1941
январь -/23
февраль -/30
март 3/25
апрель -/27
май -/38
июнь 3/38
июль -/52
август 6/78+12
сентябрь 6/+190
октябрь 3/+124
ноябрь 4/-
декабрь 19/-


Завод №37 в Сверловске

1941-1942 гг.
декабрь +20
январь +100
февраль +80

Плюсом обозначены танки Т-30.

Немного странно, что Т-30 - упрощённый вариант Т-40 - появился только в августе. И развёртывание его производства в Свердловске тоже вызывает сомнение. Ведь к этому времени на выпуск Т-60 уже перешли ГАЗ и СТЗ.
Вместе с тем нам известно, что

19 декабря 1939 года Государственный комитет обороны СССР принял на вооружение РККА вместе с другими машинами лёгкий танк проекта «010» под тем же армейским обозначением Т-40 в постановлении № 443сс. В этом документе оговаривалось задание заводу № 37 выпустить к 1 марта 1940 года три эталонных образца Т-40, к 1 августа — установочную серию из 15 танков и 1 октября начать их серийное производство.

Если предположить, что производство Т-40 осуществлялось в соответствии с заданием, то график выпуска должен выглядеть так:

1940/1941
январь -/25
февраль -/27
март 3/38
апрель 3/38
май -/52
июнь 6/78+12
июль 6/+190
август 3/+124
сентябрь 4/+120
октябрь 19/+80
ноябрь 23/-
декабрь 30/-

Таким образом получается, что с апреля по июль сделано 15 танков, а массовое производство началось в октябре, как того и требовало задание. И 200 Т-30, якобы выпущенных в Свердловске, могли быть сделаны в Москве за сентябрь и половину октября 41-го года.
Реклама
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 35384
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Gosha »

Изображение
Современная реплика танкетки Т-27. Машина очень маленькая, её английский предок - танкетка карден-ллойд - не имела даже крыши.

Танкетки: 2558 ед, из которых 1134 исправно!

Исправные и неисправные танки —это термины, которые часто используются при описании количества танков в начале или накануне Великой Отечественной Войны.

Когда речь идёт об исправных танках Красной Армии, можно предположить, вполне логично, что они, действительно, исправные, а неисправные стоят в ангарах или на площадке рембазы своей части. И ведь в других странах тоже были танки требующие текущего ремонта, даже в Вермахте накануне вторжения в СССР. Однако, это не так.

«Исправные» и «неисправные» - это категории введённые составителями «статсборника №1» как упрощение системы учёта Красной Армии в рамках которой существовало четыре категории учёта бронетанковой техники.

на самом деле, было пять категорий учёта, но «негодных» танков в СССР не было, совсем:

...В этих документах количественный и качественный учет всего военного имущества осуществлялся в соответствии с приказами НКО СССР № 12-16 от 10 января 1940 г., вводившими в действие с 1 апреля 1940 года «Наставление по учету и отчетности в Красной Армии».
Данным наставлением предусматривалось, что все имущество по своему качественному состоянию разделяется на следующие категории:
1-я – новое, не бывшее в эксплуатации, отвечающее требованиям технических условий и вполне годное к использованию по прямому назначению.
2-я – бывшее (находящееся) в эксплуатации, вполне исправное и годное к использованию по прямому назначению. К этой категории относится также и имущество, требующее войскового ремонта (текущий ремонт).
3-я – требующее ремонта в окружных мастерских (средний ремонт).
4-я – требующее ремонта в центральных мастерских и на заводах промышленности (капитальный ремонт).
5-я – негодное.
...
Статистический сборник № 1 (22 июня 1941 г.)
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Kliper
Всего сообщений: 745
Зарегистрирован: 21.07.2018
Образование: высшее техническое
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Kliper »

Теперь поговорим о Т-60: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-60

Производство Т-60 (по данным Военной приемки ГАБТУ) на заводах ГАЗ/СТЗ.

1941-1942 гг.
июль -/-
август -/-
сентябрь 3/-
октябрь 195/-
ноябрь 436/-
декабрь 543/45
январь 635/101
февраль 493/67
март 300/80
апрель 110/255
май -/275
июнь -/311
июль -/51

Главный конструктор завода № 37 Н. А. Астров с самого начала видел бесперспективность попыток освоения серийного выпуска Т-50 на своём предприятии. Вместо этого он и сотрудники его конструкторского бюро за две недели в конце июля 1941 года спроектировали и изготовили прототип нового лёгкого танка на базе хорошо освоенного на заводе плавающего танка Т-40. От последнего были заимствованы компоновочная схема, узлы ходовой части, трансмиссии, электрооборудование и установка вооружения. За счёт отказа от возможности движения на плаву (в начале войны Т-40 практически не применялись в таком качестве) были увеличены по толщине и установлены под более выгодными углами лобовые бронеплиты танка. Изначально вооружение оставалось прежним по сравнению с Т-40 — один 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт ДШК и один 7,62-мм пулемёт ДТ. После согласования с представителем военной приёмки В. П. Окуневым, Н. А. Астров написал письмо на имя И. В. Сталина с информацией о новой машине и предложением о её выпуске на заводе № 37 вместо Т-50.

То есть к производству Т-60 можно было приступить уже в августе, если не на заводе №37, то на ГАЗе. Следовательно, как и с Т-40 получаем сдвиг в два месяца.

1941-1942 гг.
июль 3/-
август 195/-
сентябрь 436/-
октябрь 543/45
ноябрь 635/101
декабрь 493/67
январь 300/80
февраль 110/255
март -/275
апрель -/311
май -/51

И вполне логично, если производство Т-60 на СТЗ было свёрнуто уже в мае 42-го, а не в июле, когда немцы оказались на подступах к Сталинграду.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 35384
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Gosha »

И в первой, и во второй категориях могли быть танки требующие текущего ремонта, запчастей, доводки или исправлений и потому выведенные из эксплуатации, но остававшиеся в расположении той части, где их поставили на баланс. Однако, эти машины в современной военно-исторической литературе и исследованиях также считаются «исправными».

Третья и четвёртая категория — это техника изъятая или планируемая к изъятию, для ремонта, из частей, формально, могла продолжать числиться в их составе, но, фактически, находиться либо в окружных (военного округа) мастерских, либо на заводе. Эти машины - «неисправны».

Четвёртая категория могла включать не просто требующие капремонта машины, а разобранные до корпуса, ради запчастей, поскольку промышленность СССР не сохраняла выпуск запчастей к снимаемой с конвейера технике, да и в целом, наращивая выпуск танков или автомобилей, не выделяла должных мощностей под выпуск запчастей к ним, не удовлетворяя даже текущих заказов армии.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Kliper
Всего сообщений: 745
Зарегистрирован: 21.07.2018
Образование: высшее техническое
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Kliper »

Gosha: 31 окт 2021, 09:34 Танкетки: 2558 ед, из которых 1134 исправно!
Гоша, хватит верить в сказки! Согласно статистическому сборнику в РККА на 1 июня 1941 года имелось в наличии 1057 линейных Т-27 второй категории исправности, 531 третьей и 755 четвёртой. Соответственно тягачей было 74, 47 и 61, а химических машин 3, 6 и 24. Что практически невозможно и полностью расходится с другими сведениями:

Т-27 первоначально предполагалось использовать для разведки, связи и сопровождения в бою тяжёлых танков. Но для этого они оказались не очень подходящими. Танкетки поступили в стрелковые и кавалерийские дивизии для разведки и сопровождения конницы. В войсках Т-27 быстро стали рассматриваться скорее как учебные, а не боевые машины. В 1930-е годы они активно использовались для подготовки кадров автобронетанковых частей, часть изношенных танкеток передана в ОСОАВИАХИМ.

К 1938 году танкетка и машины на её базе уже рассматривались как устаревшие и планируемые к снятию с вооружения. Официально Т-27 сняты с вооружения 8 мая 1941 года.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-27
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 35384
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Gosha »

Изображение
Количество выпущенных танков 959 единиц.

Легкий танк МС-1 (Т-18)

Первым серийным танком отечественном производства стал МС-1 (малый сопровождения, первый) или Т-18. Такой индекс ему присвоили его создатели. Конструкторский опыт и производственные навыки полученные в ходе работы над ним, позволили в начале тридцатых годов развернуть широкий выпуск бронированных машин разных типов и назначения, а также создать качественно новый род войск - танковый (по наименованию тех лет - бронетанковые и механизированные войска).

В 1920 году на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде было построено пятнадцать танков типа "М". Все они имели собственные имена. Первый назывался "Борец за свободу товарищ Ленин". Другие получили наименования Илья Муромец", "Парижская Коммуна, "Буря" и т.д. Конструкция их в общих чертах соответствовала французской модели "Рено FТ" образца 1917 года. Но от прототипа они отличались более универсальным вооружением. Так, на "Рено" устанавливалась либо 37-мм пушка, либо 7,62-мм пулемет, а на "М" - и то и другое, причем в одной башне. Однако из-за отсутствия в данный период промышленной базы для производства бронетанковой техники с выпуском этих пятнадцати машин и закончилось строительство наших танков. Броневые, как тогда назывались, подразделения Красной Армии долгое время комплектовались английскими трофейными машинами. Они объединялись в танковые эскадры и автотанковые отряды, а позднее были сведены в танковый полк. Конечно, изношенность материальной части и отсутствие запасных частей не способствовало развитию этого рода войск, хотя попытки создать свои танки предпринимались. Например, по проекту инженера Г. Кондратьева на Ижорском заводе в Санкт-Петербурге начали строить два плавающих танка "Ижозавод". Такая машина весила 10 тонн и вооружалась 76-мм пушкой с коротким откатом ствола. На плаву она могла двигаться с помощью трехлопастного гребного винта. Но в 1923 году работы над ней были прекращены в связи с переформированием Управления начальника броневых сил РККА.

Однако теория применения танков в бою не стояла на месте. В середине 20-х годов в Красной Армии в этом направлении сложилась определенная концепция. Например, профессор Военной академии РККА А.И. Верховский в своем труде "Огонь, маневр, маскировка" писал: "С XVI века броня вышла из употребления на поле сражения, ибо сила человека и лошади не была в состоянии передвигать такую броню, которая защищала бы от появившегося огнестрельного оружия, но с появлением двигателя внутреннего сгорания все меняется и боец снова получает возможность одеться в броню... Старые рода оружия - артиллерия и пехота - должны будут уступить свое место новым силам, где решающее значение будет иметь двигатель внутреннего сгорания. Было время, когда огнестрельное оружие вытеснило рыцаря с поля сражения. Мы стоим сейчас на грани новой эпохи, когда "рыцари" вытеснят огнестрельное оружие. Только вместо одной лошадиной силы у него будет 400-сильный мотор, вместо панцыря и щита - броня, которую не пробивает пуля, а вместо пики - скорострельная пушка". В соответствии с такими взглядами развивалась у нас и военная мысль. Так, в 1927 году вышли первая и вторая части "Боевого устава пехоты". В нем, особенно во второй части, значительное место занимали вопросы боевого использования танков. В частности, подробно рассматривался порядок их применения в тесном взаимодействии с пехотой во всех видах боя. Кроме того, в этом руководящем документе было записано, что важнейшими условиями успеха являются: внезапное появление танков в составе атакующей пехоты, одновременное и массовое применение их на широком участке с целью рассредоточения артиллерийских и других "противоброневых", как это называлось в уставе, средств противника; эшелонирование танков в глубину при одновременном создании из них резерва, что позволяло развить атаку на большую глубину; тесное взаимодействие танков с пехотой, которая закрепляет занятые ими пункты. Наиболее полно вопросы использования этих бронированных машин раскрывались во "Временной инструкции по боевому применению танков", выпущенной в 1928 году. В ней предусматривалось две формы участия танковых подразделений в бою: для непосредственной поддержки пехоты и в качестве передового эшелона, действующего вне огневой и зрительной связи с ней.

Однако в 1927 году броневые силы Красной Армии состояли всего лишь из одного танкового полка, вооруженного трофейными танками МкIV или МкV, захваченными еще в период гражданской войны, шести автобронедивизионов с устаревшими бронеавтомобилями "Остин-Путилов" или "Путилов-Гарфорд" и нескольких десятков бронепоездов. Вот почему следовало наладить собственное танкостроение. И такая возможность появилась с началом выпуска первых отечественных танков серийного производства. Это в свою очередь позволяло приступить к формированию отдельных танковых рот и батальонов. Учитывая боевой опыт, полученный в военном конфликте на КВЖД осенью 1929 года, а также в результате проведенной летом того же года реорганизации, был создан опытный механизированный полк. После всесторонних испытаний на его базе в мае 1930 года комплектуется первая механизированная бригада. Она состояла из трех полков: танкового, разведывательного и артиллерийского, а также ряда подразделений боевого и тылового обеспечения. На вооружении танкового полка состояли танки МС-1 (Т-18), разведывательного - отечественные бронеавтомобили БА-27 (база АМО-Ф-15). Процесс создания МС-1 происходил следующим образом. К его проектированию привлекли вновь созданное Танковое бюро при Главном управлении военной промышленности (ГУВП). 6 мая 1924 года оно приступило к работе. И хотя в коллективе конструкторов не было ни одного человека, ранее занимавшегося танкостроением, и полностью отсутствовала необходимая документация, в 1927 году из ворот опытной мастерской завода "Большевик" (бывший Обуховский орудийный и сталеплавильный завод): в Санкт-Петербурге вышел опытный танк Т-16. Он представлял собой развитие идей, заложенных в машинах типа "М" Сормовского завода, но в тоже время и значительно отличался от них. В частности изменениям подверглись энергетическая установка, ходовая часть и вооружение. Например, карбюраторный мотор мощностью в 35 лошадиных сил имел общий картер с коробкой передач. Он устанавливался поперек корпуса, улучшая компоновку машины. Конструктор П. Сячинтов усовершенствовал 37-мм орудие французской фирмы "Гочкис" которое под наименованием ПС-1 стали размещать в башне танка. Были созданы новые системы электрооборудования, питания, смазки, элементы ходовой части. До июня 1927 года Т-16 проходил заводские испытания, а с 7 по 15 число того же месяца и года генеральные.

Комиссия под председательством Начальника снабжения РККА П. Дыбенко рекомендовала внести некоторые изменения в системы моторной установки, задействовать опорные катки большего диаметра, дополнить ходовую часть катком с амортизатором на передних ветвях гусениц. Работы по совершенствованию опытного образца затянулись до ноября. И все же Реввоенсовет СССР, не дожидаясь их окончания, принял машину на вооружение. Беспрецедентный в истории случай объясняется только необходимостью как можно скорее начать выпуск танков. Новая машина под индексом МС-1 предназначалась для взаимодействия с пехотой и сопровождения ее в бою.

Производство танков началось в 1928 году. До сих пор не удается точно определить, сколько же их изготовили. По программе "Система танко-тракторо-авто-броневооружения РККА", которая разрабатывалась под руководством заместителя начальника Штаба Красной Армии В. Триандафилова, промышленность в 1929-1930 годах должна была выпустить 325 МС-1. Учитывая ее возможности, это количество видимо и следует принять за основу. В то же время в печати приводятся и другие данные - более 900 машин ("Красная Звезда", 1967г., 8 августа). Однако более реальна первая цифра, так как с 1931 года в серию пошли танки Т-26, БТ-2 и танкетки Т-27. Первые тридцать МС-1 строились на средства добровольного общества ОСОАВИАХИМ. В мае 1929 года машины этой серии участвовали в параде на Красной площади Москвы. А в ноябре того же года девять танков в составе Забайкальской группы Особой Дальневосточной армии приняли боевое крещение на границе СССР в районе станции Манчжурия и г. Чжалайнор. Пограничный конфликт на КВЖД, развязанный правительством Манчжурии, дал первый опыт взаимодействия стрелковых и кавалерийских подразделений с танками нового типа. Появление их на поле боя вызвало у противника замешательство и обеспечило прорыв его пятикилометровой полосы укреплений за полтора часа. МС-1 был снят с вооружения в середине тридцатых годов. Но долгое время он использовался как база для исследовательских работ и обучения танкистов первоначальным навыкам вождения и стрельбы. Так, например, проводились эксперименты по установке на него 45- и 76-мм орудий, приборов наблюдения, усиливалась броневая защита и ходовая часть.

Осенью 1938 года после пограничного конфликта в Приморье в районе озера Хасан, снятые с вооружения МС-1 использовали в укрепленных районах на границе в качестве неподвижных бронированных пулеметных точек. С танков демонтировались орудие, моторный агрегат и ходовая часть. На месте пушки в бронемаске закреплялась установка из спаренных пулеметов ДТ. Вырез в днище располагался над входом в подземный каземат, оборудованный для боеприпасов и продовольствия. Танки размещались в бетонные или дерево-земляные капониры. В таком виде они простояли до начала пятидесятых годов, а затем были исключены из системы оборонительных укреплений и заброшены. Вот почему долгое время ни в одном из военных музеев не было этого уникального танка. Лишь только осенью 1983 года два найденных корпуса МС-1 образца 1930 года привезли на одно из танкоремонтных предприятий Краснознаменного Дальневосточного округа и там способом макетирования восстановили его. Сейчас один из них находится в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил.

Корпус и башня. Их броневые листы соединялись методом клепки на каркасе. В передней (лобовой) части корпуса размещался трехстворчатый люк механика-водителя. Такое расположение на десяток лет определило его выполнение в танках последующего производства. Под погон башни в крыше делался круговой вырез, а в средней части ее по бокам от башни, размещались броневые пробки горловин бензобаков. Над моторно-трансмиссионным отделением находился съемный бронеколпак, а задний броневой лист корпуса имел отверстия. Через них для питания и охлаждения моторной установки поступал воздух. К съемному наклонному листу кормовой части болтами крепился "хвост" - устройство, облегчающее преодоление рвов и траншей. Башня танка МС-1 первоначально имела шестигранную форму. При модернизации в 1930 году боковые грани ее задней части заменили на прямоугольную нишу, задняя часть которой откидывалась на петлях. В нее укладывались артвыстрелы и патроны. На корпус башня устанавливалась через шаровую опору, а от вертикального перемещения ограничивалась тремя захватами, служившими в качестве стопора башни в походном положении. В правой передней и левой задней гранях размещались отверстия для установки пулемета в шаровой опоре, а в левой передней грани - прямоугольный вырез для полушаровой опоры пушки. В крыше башни выполнялось отверстие, ограниченное по периметру фасонными бронелистами с прорезями для наблюдения. Эту надстройку конструкторы назвали наблюдательной вышкой. Сверху она закрывалась сферической крышкой. Для вентиляции в борту башни расположили небольшой люк, закрываемый круглой или прямоугольной (на танках образца 1930 г.) крышкой. В задней грани башни образца 1928 года имелась амбразура для установки пулемета для стрельбы назад. На танке образца 1930 года башня выполнялась с кормовой нишей прямоугольной формы без задней прямоугольной амбразуры. Броневые листы корпуса и башни имели толщину 16, а крыши и днища 3 мм. В днище размещался люк запасного выхода. В танкеТ-18М максимальная толщина брони достигала 14 мм.

Вооружение. Как и предыдущие танки типа "М", Т-18 был вооружен короткоствольным 37-мм орудием и пулеметной установкой. К орудию предусматривались осколочные гранаты со стальными и чугунными корпусами в количестве 104 артвыстрела, а к пулемету 2016 патронов. Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в пределах 35 градусов и по вертикали с углом возвышения +30 градусов и снижения -8 градусов. Прицельное приспособление пушки состояло из диоптра и мушки, установленной в бронемаске на выходе отверстия для прицеливания. Чтобы навести орудие в цель, наводчик с помощью плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали. Если же нужно было повернуть башню, то он делал это с помощью рычага левой рукой предварительно упершись спиной в ее стенку. Пулеметное вооружение на Т-18 представляло собой специальную установку системы оружейников В. Федорова, Д. Иванова и Г. Шпагина. В основу ее был положен пулемет В. Федорова под 6,5 мм патрон.

Два ствола пулемета располагались в единой ствольной коробке, размещенной в шаровой опоре. Ее запорное устройство на танках образца 1927 года позволяло при необходимости переносить пулемет в заднюю грань башни. Питание его осуществлялось из двух магазинов емкостью по 25 патронов каждый. Он имел плечевой упор, пистолетную рукоятку и диоптрический прицел. При модернизации танка был установлен 7,62 мм танковый пулемет В. Дегтярева (ДТ) с круглым магазином на 6З патрона. Он представлял собой модификацию ручного пулемета ДП. Основным отличием от прототипа являлось отсутствие кожуха на стволе и введение выдвижного металлического приклада. С его помощью обеспечивалось регулирование как его длины для удобства ведения огня, так и сокращение общей длины пулемета при нахождении танка в походном движении. Диоптрический прицел ДТ мог устанавливаться для ведения стрельбы на дальность 400, 600, 800 и 1000 метров.

В шаровой опоре пулемет можно было наводить в горизонтальной плоскости в диапазоне 64 градуса, а в вертикальной +30 градусов и -8 градусов. Круговой обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни. Приборы наблюдения. Как уже говорилось, экипаж этой машины вел наблюдение через узкие смотровые щели.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Kliper
Всего сообщений: 745
Зарегистрирован: 21.07.2018
Образование: высшее техническое
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Kliper »

Итак, продолжаем разговор о "танках-смертниках". На очереди Т-70.

Т-70 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-70 продолжалось до октября 1943 года, когда, по результатам боевых действий лета этого года и большой надобности РККА в самоходно-артиллерийских установках СУ-76 на его базе, было принято решение о прекращении его серийного выпуска.

На основании своего аванпроекта от сентября 1941 года Н. А. Астров вместе с сотрудниками танкового конструкторского бюро ГАЗа В. А. Дедковым, А. М. Кригером и другими в октябре того же года начал работы по проектированию модернизированной «шестидесятки». Основными направлениями модернизации были усиление вооружения и повышение мощности силового агрегата машины.

За созданием этого танка наблюдало высшее руководство страны во главе с И. В. Сталиным и торопило конструкторов с исполнением задачи, выражая неудовольствие по поводу срыва ГАЗом сроков разработки. Опытный образец нового танка ГАЗ-70 (проектное обозначение 0-70 или 070) был собран 14 февраля 1942 года и отправлен в Москву для показа и испытаний, начавшихся 20 числа того же месяца.

6 марта 1942 года постановлением № 1394сс Государственного комитета обороны (ГКО) за подписью И. В. Сталина новый танк принимался на вооружение РККА под индексом Т-70.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-70

Производство Т-70 (по данным Военной приемки) на ГАЗе

1942/1943 г.
январь -/300
февраль -/400
март -/500
апрель 50/500
май 260/325
июнь 350/128
июль 450/260
август 500/360
сентябрь 555/365
октябрь 500/209
ноябрь 320/1
декабрь 510/-

Большинство Т-70 было выпущено на ГАЗе, причём общее число выпущенных «семидесяток» могло быть больше, но перед Курской битвой немцы совершили ряд глубинных воздушных рейдов на Горький.

Целью этих налётов были различные предприятия и объекты инфраструктуры города, который, несмотря на наличие авиазавода № 21, не имел истребителей-перехватчиков в своей системе ПВО, которая включала затемнение и зенитные батареи. Последние концентрировались в основном у стратегически важных точечных объектов — мостов через Оку и Волгу и административного центра города, промышленные зоны защищались гораздо слабее. В результате этого большая часть урона пришлась на известные немецкому командованию предприятия города (в мосты попаданий не было, в историческую часть города попали единичные бомбы). В первую очередь пострадали ГАЗ, который потерял почти половину единиц своего оборудования, и завод имени Ленина, директор и руководство которого погибли в результате прямого попадания авиабомбы в командный пункт завода. Последнее предприятие также выступало смежником в производстве Т-70, поставляя коммуникационное радиооборудование для всех танковых производств города. Была разрушена трамвайная линия, которая в военное время помимо доставки рабочих и служащих ГАЗа на работу использовалась и для грузовых перевозок в интересах завода, разбомблённым оказалось и паровозное депо предприятия. Несмотря на самоотверженный труд горьковчан (трамвайную линию восстановили через сутки, удалось вернуть в строй большую часть повреждённого оборудования), ГАЗ резко снизил выпуск своей продукции. Пришлось приостановить выпуск грузовиков и бронеавтомобилей БА-64, но Т-70 непрерывно продолжали сходить со сборочных линий завода.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-70

Очень сомнительно, что после самых разрушительных налётов на ГАЗ производство Т-70 было продолжено. Тем более, уже в июле стало очевидно, что у лёгких танков нет перспектив. В июне могли разве что завершить сборку Т-70, если не пострадал задел корпусов и деталей.

Если допустить, что производство Т-70 было начато в январе 42-го, то получим:

1942/1943 г.
январь 50/325
февраль 260/128
март 350/260
апрель 450/360
май 500/365
июнь 555/209
июль 500/1
август 320/-
сентябрь 510/-
октябрь 300/-
ноябрь 400/-
декабрь 500/-

Данный график косвенно подтверждается тем, что в октябре 42-го было начато производство Т-70Б.

В августе — октябре 1942 года все необходимые компоненты (двигатель, двухместная башня, усиленная ходовая часть) испытывались на опытном варианте Т-70, который был рекомендован к принятию на вооружение РККА. Однако этого так и не было сделано, а в конструкцию серийных Т-70 решили внести изменения, касающиеся только усиленной ходовой части. Эта модификация получила обозначение Т-70Б и с начала октября 1942 года была запущена в серийное производство на ГАЗе, чуть позже — и на заводе № 38.

Спады производства в августе 42-го и январе-феврале 43-го возможно как-то связаны со Сталинградской битвой. Правда мне пришлось сделать предположение, что два месяца подряд по 500 танков - это ошибка, и сократить один из них.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 35384
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Gosha »

Изображение
Советский легкий танк Т-19 был скомпонован, аналогично своему предшественнику Т-18 (МС-1). Моторно-трансмиссионное отделение занимало кормовую часть корпуса, а боевое отделение и отделение управления сопрягались между собой и охватывали переднюю и среднюю части корпуса, а так же башню.

В самом начале планировалось, что экипаж танка Т-19 будет состоять из трех человек: командира, заряжающего и механика-водителя, но после того, как на прототипы установили одноместную башню от Т-18 (МС-1) стало понятно, что третий член экипажа в ней просто не поместится. Поэтому, как и в случае Т-18 (МС-1), механик-водитель располагался в центральной части корпуса, а командира, который вынужден был совмещать командирские функции с обязанностями заряжающего и башенного стрелка – позади механика-водителя в корпусе и башне.

Для посадки и высадки командир танка планировалось, что будет пользоваться круглым люком в крыше конической башни, но получилось все, аналогично танку Т-18: в распоряжении командира остался грибовидный люк-колпак над командирской башенкой. Механик-водитель имел в распоряжении двустворчатый прямоугольный люк в передней верхней части корпуса.

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита легкого танка Т-19 должна была быть противопульной. По заданию РВС она должна была защищать танк и ее экипаж от поражения боеприпасами винтовочных и пулеметных калибров на любых дистанциях, а так же от поражения снарядами мелких калибров на дистанции свыше 800 метров. На практике все обстояло сложнее: броневая стойкость башни и корпуса оставляли желать лучшего и по-прежнему пробивались винтовочными пулями с дистанции до 500 метров.

Броневой корпус танка Т-19 имел ступенчатую граненную форму и собирался из стальных листов толщиной до 16 миллиметров, которые крепились на уголковый каркас и между собой заклепками и болтами. Крыша и днище собирались из стальных катаных броневых листов с толщиной, не превышающей 8 миллиметров.

Двухместную башню для танка Т-19 первоначально планировали изготовить на Ижорском заводе. Она должна была по проекту иметь коническую форму без ярко выраженной кормовой ниши. Однако производство башни сильно затянулось, а потом фактически было сорвано. Поэтому было принято решение установить на двух прототипах башни танка Т-18 (МС-1), которые имели форму правильного шестигранника с незначительными углами наклона к вертикали и небольшие кормовые ниши. Толщина броневых листов, которые формировали башню, составляла до 16 миллиметров. Толщина броневого листа крыши башни составляла всего 4 миллиметра. Башня, собранная путем заклепочных и болтовых соединений, устанавливалась на подбашенный лист на шариковую опору. Поворот вокруг своей оси башни планировалось осуществлять механическим путем, но при сборке прототипов с этим произошли некоторые проблемы, поэтому вращение обеспечивалось по-прежнему вручную при помощи физической силы командира и спинного упора.

Вооружение.

В качестве основного вооружения легкого танка Т-19 планировалось использовать 37-миллиметровую пушку системы П. Сячинтова, однако она до сбора прототипа Т-19 еще не была готова, поэтому вместе с башнями от Т-18 на двух собираемых прототипах установили 37-миллиметровую пушку системы Гочкиса с длиной ствола в 20 калибров. Пушка устанавливалась в прямоугольную амбразуру передней части башни на горизонтальные цапфы в правую грань башни. Боекомплект к пушке должен был состоять из 96 (в некоторых источниках – из 98) выстрелов.

В качестве вспомогательного вооружения легкого танка Т-19 планировалось использовать два 7,62-миллиметровых пулемета ДТ-29. Один пулемет должен был быть спаренным к пушке, а второй кормовым. Но после установки на прототипах башен танка Т-18, пулеметы не были установлены вообще, как потом, демонтировали и пушки.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки легкого танка Т-19 планировалось использовать шестицилиндровый двигатель системы А.Микулина с воздушным охлаждением, который должен был иметь мощностью до 100 лошадиных сил. Однако данный двигатель в период сборки прототипов не был доведен до проектных характеристик, и его заменили на зарубежный аналог – высокооборотный мотор «Франклин», который позволял развивать танку скорость при движении по шоссе до 30 километров в час.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Kliper
Всего сообщений: 745
Зарегистрирован: 21.07.2018
Образование: высшее техническое
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Kliper »

Gosha: 31 окт 2021, 13:10 Легкий танк МС-1 (Т-18)

Первым серийным танком отечественном производства стал МС-1 (малый сопровождения, первый) или Т-18.
Gosha: 31 окт 2021, 15:45 Советский легкий танк Т-19 был скомпонован, аналогично своему предшественнику Т-18 (МС-1). Моторно-трансмиссионное отделение занимало кормовую часть корпуса, а боевое отделение и отделение управления сопрягались между собой и охватывали переднюю и среднюю части корпуса, а так же башню.
Гоша, этот раздел посвящён Второй мировой войне. Следовательно и данная тема касается только тех танков, которые активно использовались на фронте.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 35384
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Gosha »

Kliper: 02 ноя 2021, 10:47 Гоша, этот раздел посвящён Второй мировой войне. Следовательно и данная тема касается только тех танков, которые активно использовались на фронте.
Дорогой подскажите куда делись 24 тысячи танков которые были построены до 1941 года.

Изображение
Танк НИ-1, НИ («На испуг»), «Январец», «Одесский танк» — импровизированный лёгкий танк (бронетрактор), спешно сконструированный в Одессе во время обороны города летом—осенью 1941 года с учётом возможностей промышленности осаждённого города. Заводы Одессы выпустили около полусотни этих танков, которые использовались частями РККА в ходе обороны города.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Kliper
Всего сообщений: 745
Зарегистрирован: 21.07.2018
Образование: высшее техническое
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Kliper »

Kliper: 31 окт 2021, 09:19 Если предположить, что производство Т-40 осуществлялось в соответствии с заданием, то график выпуска должен выглядеть так:

1940/1941
январь -/25
февраль -/27
март 3/38
апрель 3/38
май -/52
июнь 6/78+12
июль 6/+190
август 3/+124
сентябрь 4/+120
октябрь 19/+80
ноябрь 23/-
декабрь 30/-
Очень жаль, что так и не прозвучал типичный вопрос, часто задаваемый на других форумах: Кому и зачем нужно было фальсифицировать данные? В данном случае он наиболее интересен. Дело тут в том, что промышленность стали переводить на военные рельсы якобы только после нападения фашистов на Советский Союз. Однако, если о нападении стало известно за несколько дней, или даже недель до вторжения, то в силу большой инертности промышленности руководители КБ и заводов должны были первыми получить тревожные указания о подготовке к войне. Но в таком случае показатели сильного роста производства военной техники в июне 1941-го опровергали бы миф о внезапности начала войны.

Отправлено спустя 6 минут 43 секунды:
Gosha: 02 ноя 2021, 10:58 Дорогой подскажите куда делись 24 тысячи танков которые были построены до 1941 года.
Большая часть устаревших машин пошла на переплавку. Для производства тысяч новых толстобронных танков стране просто не хватало металла. Гоша, Вы знаете, что незадолго до войны была существенно сокращена программа строительства флота?
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 35384
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Gosha »

Kliper: 02 ноя 2021, 11:41 Большая часть устаревших машин пошла на переплавку.
Изображение
Нужно добавить - на переплавку в Мартенах Третьего Рейха! Немец рачительный он все собирает - даже гнутый гвоздь!
Изображение
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Kliper
Всего сообщений: 745
Зарегистрирован: 21.07.2018
Образование: высшее техническое
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Kliper »

Gosha: 02 ноя 2021, 11:56 Нужно добавить - на переплавку в Мартенах Третьего Рейха! Немец рачительный он все собирает - даже гнутый гвоздь!
Немецкие ветераны, сетовавшие на то, что много подбитых советских танков оставалось на поле боя и в итоге досталось противнику, были бы с Вами категорически не согласны. В частности один Т-34 так и простоял в Минске почти всю войну.

Изображение

С историей о героическом танке, который в первые дни оккупации Минска совершил рейд по улицам города, уничтожив массу немецкой техники и несколько сот гитлеровцев, но был подбит, не дотянув пару километров до Московского шоссе, познакомился несколько лет назад в интернете. Никакой загадки в этой истории я тогда не усмотрел.

Но позже в редакцию пришел ветеран Великой Отечественной войны, бывший партизан отряда Ленинского комсомола 1-й Минской бригады, житель Минска Николай Николаевич Окружной. Он рассказал мне, как в июне 1941-го видел тот самый героический бой танка Т-34 на улице Советской, которая до войны была центральной магистралью города.

Ветеран рассказал, что подбитый танк долгое время стоял на Комаровских развилах:

— Мне на начало войны было 13 лет. Город начали бомбить, и мы, пятеро друзей из Пушкинского поселка (район современной ул. Толбухина. — Авт.), после бомбежек лазили по магазинам. В тот день, когда советские танки прорвались в Минск, мы побежали на улицу Долгобродскую, где в полуподвальном помещении под домом был магазин. Набрали крупы, папирос, конфет, вышли на Советскую и забрались в Дом Советов. Смотрим в окно, а от электростанции (перекресток улицы Я. Купалы и проспекта Независимости. — Авт.) идут три танка. Точно не скажу, но создалось впечатление, что они повернули от оперного театра. Мы подумали, что танки немецкие, глянули в проем окна, а это наши танки — Т-34. В это же время в город по Логойскому тракту входила колонна немцев. И на наших глазах начался бой. Когда первый танк подбили, еще одна машина раза два выстрелила, развернулась и поехала по Советской, потом свернула на Долгобродскую — к Военному кладбищу. Второй танк тоже несколько раз выстрелил и рванул на Московское шоссе. А первый — загорелся. Горел, но стрелял. Так он и стоял там, рядом с местом, где потом вешали наших подпольщиков. Что с ним стало в итоге, не знаю, поскольку зимой 1943-го мы с друзьями, стащив у немцев два пистолета, ушли в партизаны.

А еще через неделю после этого боя мы пошли на Московское шоссе — там был заводик, который делал ситро. И в районе нынешней станции Детской железной дороги увидели еще один наш танк. Он стоял целенький и с открытым люком. Видимо, когда горючее закончилось, он остановился, потому что повреждений у него не было. А у того танка Т-34, который на площади стоял, были разбиты гусеницы и весь он был изрешечен.

...

Много лет собирал информацию о памятном бое на улицах Минска минчанин Юрий Архипов. Интерес у Юрия Сергеевича к легендарному танку возник, когда в середине 60-х годов прошлого века в Музее истории Великой Отечественной войны он увидел акварель белорусского художника А.В. Волкова “В непокоренном Минске”. На ней запечатлена казнь минских подпольщиков в районе “Комаровки”. На картине на переднем плане изображена висельница с телами казненных, а на заднем — подбитый танк. И это тоже Т-34!
https://www.sb.by/articles/ognennyy-proryv.html
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 35384
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Gosha »

Kliper: 02 ноя 2021, 13:03 Немецкие ветераны, сетовавшие на то, что много подбитых советских танков оставалось на поле боя и в итоге досталось противнику, были бы с Вами категорически не согласны. В частности один Т-34 так и простоял в Минске почти всю войну.
Дорогой что легче эвакуировать пять-шесть легких танков или один тяжелый! Гоша уже не раз говорил - когда отвечаете думайте! Легкий танк можно разделать даже в полевых условиях! 16мм броню можно использовать как экраны и как дополнительное бронирование. До применения экранов советское танкостроение не додумалась в течении всей войны! Даже сейчас это на стадии зарождения!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Kliper
Всего сообщений: 745
Зарегистрирован: 21.07.2018
Образование: высшее техническое
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Kliper »

Gosha: 02 ноя 2021, 13:15 Дорогой что легче эвакуировать пять-шесть легких танков или один тяжелый!
С этим не поспоришь. :wink:

Только вот Т-34 значительно легче не только тяжёлых "Тигров" и "Фердинандов", но даже более лёгких "Пантер". Свои танки немцы-то могли эвакуировать при возможности.

Отправлено спустя 11 минут 49 секунд:
Gosha: 02 ноя 2021, 13:15 До применения экранов советское танкостроение не додумалась в течении всей войны! Даже сейчас это на стадии зарождения!
Изображение
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 35384
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Gosha »

Kliper: 02 ноя 2021, 13:52 Только вот Т-34 значительно легче не только тяжёлых "Тигров" и "Фердинандов", но даже более лёгких "Пантер". Свои танки немцы-то могли эвакуировать при возможности.
Ну и для чего вы это написали? Речь шла о разделке легких танков РККА для ремонта Вермахтом своих танков и бронетранспортеров! Что нужно еще раз повторить - 45мм автогеном и сваркой не разрежешь в мобильной мастерской! Надеюсь понятно! заплатку можно наложить из тонкого листа брони 8-16мм!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Kliper
Всего сообщений: 745
Зарегистрирован: 21.07.2018
Образование: высшее техническое
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Kliper »

Kliper: 02 ноя 2021, 11:41 Большая часть устаревших машин пошла на переплавку.
Gosha: 02 ноя 2021, 11:56 Нужно добавить - на переплавку в Мартенах Третьего Рейха! Немец рачительный он все собирает - даже гнутый гвоздь!
Отправлено спустя 9 минут 8 секунд:
Kliper: 02 ноя 2021, 11:41 Однако, если о нападении стало известно за несколько дней, или даже недель до вторжения, то в силу большой инертности промышленности руководители КБ и заводов должны были первыми получить тревожные указания о подготовке к войне. Но в таком случае показатели сильного роста производства военной техники в июне 1941-го опровергали бы миф о внезапности начала войны.
Так куда же подевались все те, кто доказывал, что руководство СССР готовило превентивный удар? Тут такая замечательная тема для разговоров.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 35384
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Производство советских лёгких танков

Сообщение Gosha »

Kliper: 03 ноя 2021, 21:16 Gosha: ↑02 ноя 2021, 12:56
Нужно добавить - на переплавку в Мартенах Третьего Рейха! Немец рачительный он все собирает - даже гнутый гвоздь!
Дорогой Гошу память не подводит! На Курской Дуге Панцерваффе - эвакуировал все собственные машины, что не мог взорвал! Дорогой как можно было вывести 80 тысяч подбитых танков, РККА свои нужно было вывозить в ремонт? Вы подумайте!

Отправлено спустя 6 минут 20 секунд:
Kliper: 03 ноя 2021, 21:16 Так куда же подевались все те, кто доказывал, что руководство СССР готовило превентивный удар? Тут такая замечательная тема для разговоров.
Дорогой вы посмотрите на расположение войск ККВО вам станет ясно куда и кто делся! Превентивный удар - можно заменить фланговым ударом!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Вторая мировая война»