Эволюция ПьянстваАвторские темы

В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Информация
В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Природой так заведено, закон ее гласит,
Что повсеместно должен в ней содержаться спирт.
В деревьях, листьях и плодах его не занимать –
А значит, есть резон и нам слегка на грудь принять.

А. П. Херберт (1956)

Мы употребляли спиртное еще до того, как стали людьми. Алкоголь встречался и встречается в природе в естественном состоянии. Четыре с чем-то миллиарда лет назад, когда жизнь только зарождалась, одноклеточные микроорганизмы, плававшие в первичном бульоне, поглощали простые сахара и выделяли этанол и углекислый газ. То есть, по сути, мочились пивом.

К счастью, жизнь не стояла на месте – появились деревья, а на них фрукты, которые, перегнивая, естественным образом сбраживаются. В процессе брожения выделяется сахар и спирт – главное лакомство плодовых мушек дрозофил. Неизвестно, пьянеют ли дрозофилы в нашем, человеческом понимании. Они, увы, не разговаривают, не поют и не садятся за руль. Однако доподлинно установлено, что самец дрозофилы, жестоко отвергнутый заносчивой самкой, резко увеличивает дозу потребляемого спирта.
К сожалению для животных, алкоголь в природе образуется не в таких больших объемах, чтобы устраивать грандиозные попойки. Хотя бывают и исключения. Колумбийским ревунам – обезьянам, обитающим на одном из островов у побережья Панамы, – случается наесться перезревших паданцев пальмы тукум (содержание алкоголя – 4,5 % об.). Сначала они шумят и буянят, потом соловеют и шатаются, потом нередко валятся с деревьев и калечатся. В пересчете на массу тела обезьяны это все равно что выхлебать две бутылки вина за полчаса. Но колумбийские ревуны – особая статья. Большинству животных накваситься просто нечем (разве что какой ученый поспособствует – отловит, посадит в лабораторную клетку и начнет накачивать спиртосодержащими продуктами).

Наблюдать за пьяным животным – такая умора! Наверняка ученые, выясняя в ходе тщательно продуманных экспериментов, как воздействует алкоголь на мозг и поведение братьев наших меньших, с трудом удерживаются от смеха. Что будет, если подпоить крысу? А если предоставить ей неограниченный доступ к алкоголю? А если устроить гулянку за счет заведения для целой колонии крыс?

На самом деле они ведут себя вполне прилично. За исключением первых нескольких дней. В эти первые дни крысы не знают удержу, но потом большинство начинают прикладываться к спиртному всего пару раз в сутки – перед едой (ученые называют это аперитивом) и отправляясь спать («рюмочка перед сном»). Раз в три-четыре дня наблюдается резкий всплеск употребления алкоголя – крысы собираются на скромные вечеринки. Вроде бы сплошная идиллия, и, если вы уже начали жалеть, что не родились крысой, это простительно. Но не забывайте о двух нюансах: во-первых, не каждой крысе везет стать участницей экспериментов, и, во-вторых, у пьянства в семействе мышиных есть и обратная сторона медали. У крысиной стаи, как правило, имеется вожак – крысиный король. И он трезвенник. Наиболее высокий уровень потребления алкоголя отмечается у самцов с самым низким иерархическим статусом. Они пьют, чтобы успокоить нервы, чтобы забыться, да и, кажется, просто потому, что жизнь не задалась.

Это одна из основных проблем в изучении алкогольных пристрастий у животных. Когда тебя держат в клетке и при этом постоянно теребят и дергают, ты приложишься к любому одурманивающему веществу, какое тебе подсунут. Впрочем, поменять нас и животных местами – и будет то же самое. Если стая орангутанов утащит меня под полог тропического леса на Борнео и примется накачивать сухим мартини, я наверняка налакаюсь за милую душу – не в последнюю очередь потому, что боюсь высоты.
Потому ученым приходится изыскивать хитрые способы подпоить животное, не вгоняя его в стресс. Особенно это касается слонов: пьяный слон в панике смертельно опасен. Он впадает в ярость. В 1985 году в Индии был случай, когда стадо слонов вломилось на спиртовой завод. Ничего хорошего из этого не вышло. Сто пятьдесят гигантов устроили пьяный дебош и, круша все на своем пути, разнесли семь бетонных зданий и затоптали насмерть пять человек. Честно говоря, и один пьяный слон – уже много, а сто пятьдесят – чистая катастрофа.

Такие эксперименты лучше проводить в заповеднике, там проще контролировать ситуацию. Гру́зите пару бочек пива в пикап, подвозите поближе к слонам, снимаете крышки – гуляем, ребята! После недолгой потасовки почти все пиво уговаривают крупные самцы – вам же остается только потешаться над тем, как серая громадина путается в ногах, а потом заваливается спать. Однако и здесь может получиться накладка. Одному ученому, который позволил доминирующему самцу заметно перебрать, пришлось разнимать его с носорогом. Обычно слоны к носорогам не лезут, но от пива их тянет на подвиги.

Куда безопаснее иметь дело с муравьями. Одно время рассматривалась гипотеза о существовании у них системы паролей: уже было известно, что эти насекомые живут колониями и чужака из другой колонии в муравейник не пропустят, осталось только разобраться, как они отличают своих от чужих. Гипотеза о паролях была довольно странная, но у чудаковатых викторианских естествоиспытателей пользовалась популярностью, пока ее окончательно не развенчал сэр Джон Леббок, 1-й барон Эйвебери, проведя в 1870-х годах серию опытов:

Эксперимент может показаться чудачеством и глупостью, однако параллели между пьянством у человека и у животных, отражение «голого» в «шерстистом», способствовали величайшему прорыву в викторианской биологии. Чарльз Дарвин находил пьяную обезьяну забавной. Этого у нее не отнять. Но смех смехом, а он тоже придавал серьезное значение обезьяньему пьянству. Вот, например, заинтриговавший ученого способ поимки павиана:
Коль скоро человек и обезьяна пьянеют схожим образом, они наверняка состоят в родстве, рассудил Дарвин. Это был не единственный его довод, однако он тоже лег в основу теории, согласно которой принадлежность папе римскому примата над остальными епископами не отменяет принадлежности самого папы к приматам.
К тому же Дарвин предвосхитил одну гораздо более позднюю версию доказательства того, что человек произошел от животных.

Гипотеза «пьяной обезьяны»

Склонность к употреблению спиртного заложена в человеке природой. И мы в этом деле несказанные мастера. Здесь нам нет равных среди млекопитающих – ну, кроме разве что малайской тупайи. Никогда не пытайтесь перепить малайскую тупайю – а если и ввяжетесь в состязание, не ведитесь на уговоры сделать поправку на массу тела. Тупайя может спокойно оприходовать девять стаканов вина – и ей хоть бы что. В ходе эволюции у нее выработалась способность питаться забродившим пальмовым нектаром: миллионы лет естественный отбор выявлял среди тупай лучших потребителей спиртного, и теперь любая тупайя может претендовать на чемпионство.

Но и мы такие же. Мы тоже эволюционировали в области пития. Десять миллионов лет назад наши предки слезли с деревьев. Зачем – вопрос открытый, вполне возможно, что их влекли чудесные перезрелые плоды, усыпа́вшие лесную подстилку. В таких плодах больше сахара и спирта. Соответственно, у нас развивалось чутье на спирт – способность улавливать его запах на расстоянии. Где спирт, там и сахар, усваивали мы.

С этой способностью связан так называемый «эффект аперитива»: вкус или запах алкоголя пробуждают желание поесть. И это, если задуматься, довольно странно. Алкоголь и так достаточно калориен, почему же его потребление провоцирует нас «продолжить банкет»?

Считается, что стаканчик джин-тоника стимулирует пищеварение, но это не так. Алкоголь можно ввести внутривенно, эффект будет тот же. И срывы диет после приема горячительного тоже происходят не от слабоволия. Алкоголь воздействует на определенный нейрон головного мозга, вызывающий жуткое чувство голода, – этот же нейрон срабатывает, когда мы и в самом деле зверски хотим есть. Для нашего далекого предка, жившего десять миллионов лет назад, все складывалось правильно и логично. Вот вы копошитесь в лесной подстилке, с ностальгическим вздохом вспоминая о жизни в кронах, и вдруг чуете ласкающий ноздри аромат перезрелого плода. Вы идете на запах – и вот она, огромная прекрасная дыня или еще какое-нибудь чудо. Осилить ее в один присест трудновато, но отступать не следует. Все эти калории можно запасти в виде жира и сжечь позже. Таким образом у вас формируется обратная связь: с каждым проглоченным куском в организм поступает доза алкоголя, который воздействует на мозг и усиливает чувство голода, вы откусываете еще и только разжигаете аппетит, а в результате 500 000 поколений спустя ваш потомок, который заплетающейся походкой тащится домой из бара, готов продать душу за шаурму.

Но вернемся обратно – на десять миллионов лет назад. Алкоголь привел нас к пище, алкоголь пробудил у нас желание ее доесть, но теперь организм должен этот алкоголь переработать, иначе мы сами пойдем кому-нибудь на корм. С доисторическим хищником и на трезвую-то голову биться трудновато, а уж когда тебя штормит и качает, замахиваться на саблезубого тигра и вовсе гиблое дело.

Коль скоро ко вкусу алкоголя мы привыкли, пора переходить к следующему эволюционному этапу – вырабатывать механизм расщепления. Как раз десять миллионов лет назад мы пережили некую генную мутацию, позволившую нам справляться с этанолом не хуже малайской тупайи. Связана эта мутация с производством определенного фермента[4]. Человек (или его предок) получил неожиданную возможность перепить всех остальных высших приматов. У современного Homo sapiens за переработку алкоголя в энергию отвечают 10 % ферментов печени.

Однако в этой эволюционной цепочке было еще одно звено, самое важное для нас, – манера употребления алкоголя. Человек пьет в компании. Мы разливаем на всех. Размякнув, мы признаемся в любви каждому встречному, клянемся в дружбе и гоним сентиментальную пургу. Самое интересное в гипотезе «пьяной обезьяны», что все это запрограммировано эволюцией. Нам нравится алкоголь, поскольку он – наша награда за поглощение тонны калорий. Мы делимся им с близкими, поскольку, с точки зрения высших приматов, рационально кормить семью и стаю. Мы пьем сообща, поскольку так проще обороняться от хищников. Один пьяный – добыча, толпа из двадцати пьяных – это даже для обезумевшего от голода саблезубого тигра повод подумать дважды.

Последнее утверждение – самое умозрительное во всей теории, но вроде бы вполне правдоподобное. Мы, люди, умеем пить как никто, и гипотеза «пьяной обезьяны» объясняет почему. Однако далеко не каждый биолог готов под ней подписаться. А ведь есть еще и те, кто считает теорию эволюции бредом, поскольку мир создан неким всеблагим творцом. Креационисты и дарвинисты готовы перегрызть друг другу глотки, но при всей непримиримости у них есть точка соприкосновения.

Как известно, Бенджамин Франклин, отец-основатель Соединенных Штатов, назвал вино «доказательством того, что Господь любит нас и хочет, чтобы мы были счастливы». Однако в том же письме он сделал важное замечание по поводу человеческой анатомии:
Кроме того, Франклин доказывал, что Всемирный потоп – это кара за питье воды: дескать, вот вам, хоть залейтесь. Но в каком разрезе ни взгляни, в эволюционном или Божественном, мы созданы, чтобы пить.

Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 3112
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 47
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

Участие не требуется!
A la mode a la mode... General Ludovik. Wandal. Marshall. Люблю оливье и винегрет. Salute people!
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Месопотамия (от греческого Μεσοποταμία) – Междуречье, равнинная область между реками Тегр и Евфрат, расположенная в их нижнем и среднем течении и простиравшаяся от Армянского нагорья на севере до Персидского залива на юге и от Иранского нагорья на западе до степей Сирии и полупустынь Аравии на востоке. Сейчас это территория Ирака. В четвертом тысячелетии до нашей эры в Междуречье зародился древнейший очаг человеческой цивилизации. Приплывшие недомо откуда со стороны моря шумеры заселили юг Месопотамии и создали тут свое государство, создав первую письменность, получившую название клинописи. Расовая принадлежность шумеров до сегодняшнего дня остается непроясненной, однако доказана близость шумерского и древнетюркского языков. Сами шумеры утверждали, что прибыли с гористого острова, опустившегося на дно океана.

На севере Месопотамии жили семитские племена аккадцев. В XXVI веке до н.э. Шумер объединяется под властью царя Гильгамеша, после которого правила династия из города Ур, а в XXIV веке до н.э. аккадский царь Шаррумкен (Саргон Великий) завоевал большую часть Шумера. К концу III тысячелетия до н.э. шумерский язык был вытеснен из разговорного обращения, но еще в течение двух последующих тысячелетий сохранял статус языка науки и культуры. В XVII веке до н.э. на севере Месопотамии образовалось ассирийское царство со столицей в Ниневии, язык жителей которой был северным диалектом аккадского. В середине II тысячелетия до н.э. Месопотамия была захвачена основателем Вавилонской империи, царем Хаммурапи. С конца третьего тысячелетия на севере Месопотамии жили племена хурритов, а на северо-западе – хеттов, создавших сильные царства, находившиеся в тесном военно-экономическом взаимодействии с шумерско-аккадской цивилизацией и испытавшие на себе ее культурное влияние.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 3112
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 47
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

ПОЧЕМУ? Кратко - так хочу!
A la mode a la mode... General Ludovik. Wandal. Marshall. Люблю оливье и винегрет. Salute people!
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Будучи земледельческим народом, жители Месопотамии научились изготовлять опьяняющие напитки из злаковых растений еще около семи тысяч лет назад. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, какая именно из потребностей послужила толчком к возделыванию зерновых – потребность в пиве или потребность в хлебе. По мнению археологов, древние сорта злаковых растений больше подходили для пивоварения, чем для хлебопечения. По свидетельству шумеров, первое пиво сварила богиня Нинкаси, чье имя Nin-ka-kaš-si можно перевести как "Владычица опьяняющих плодов".

Рецепт этого пива содержится в поэме "Гимн Нинкаси", записанной около 1800 г. до н.э.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 3112
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 47
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

Ruby Ludwig Valentin: 04 авг 2021, 15:34 ПОЧЕМУ? Кратко - так хочу!
Гоша, вы самодур! Вот поэтому ВОН!
A la mode a la mode... General Ludovik. Wandal. Marshall. Люблю оливье и винегрет. Salute people!
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Пиво играло очень большую роль в жизни древних жителей Месопотамии. По их представлением, именно пиво превратило обезьяну ы человека. Эти представления нашли отражение в "Эпосе о Гильгамеше", составленном около XXII века до н.э., в котором рассказывается, как дикий обезьяночеловек Энкиду, выпив семь кружек пива, превратился в человека.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 3112
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 47
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

Руби дорогой - вы любитель от Истории притом посредственный!
A la mode a la mode... General Ludovik. Wandal. Marshall. Люблю оливье и винегрет. Salute people!
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

В 1760 г. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи составил кодекс законов, в котором, наряду с прочим, также упорядочил некоторые вопросы, связанные с продажей и потреблением пива.

Кодекс Хаммурапи:
§ 108 Если кабатчица в качестве платы за напитки не возьмет зерно, но возьмет серебро по весу большего камня*, и предписанное количество пива по отношению к предписанному количеству зерна уменьшит, то эту кабатчицу должны уличить и бросить в воду.
§ 109 Если заговорщики собираются в доме кабатчицы, и эти заговорщики не будут схвачены и приведены во дворец, то кабатчица должна быть убита.
§ 110 Если сестра бога** откроет кабак или войдет в кабак, чтобы выпить, то эта женщина должна быть сожжена.
§ 111 Если кабатчица даст в (долг) 60 ка напитка usakani***, то после сбора урожая она должна получить 50 ка зерна.

Примечание:
*Гиря
** Жрица
*** Это слово в немецких и английских источниках дается без точного перевода как напиток-usakani с указанием, что точное значение этого слова неизвестно. C.H.W. Johns перевел его как лучшее пиво (best beer).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 3112
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 47
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

нормальный я любитель истории, Гоша. Дорогой Форум и для профессионалов!
A la mode a la mode... General Ludovik. Wandal. Marshall. Люблю оливье и винегрет. Salute people!
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

В кодексе Хаммурапи упомянуты женщины-кабатчицы, потому что в Вавилоне содержание кабаков было женским занятием. Известна история кабатчицы Кубабы, чье дело было настолько успешным, что вокруг ее кабака вырос целый город Киш, властительницей которого она стала. При кабаках обычно крутилось множество преступников и шлюх, поэтому жрицам, обязанным соблюдать целомудрие, вход в кабаки был воспрещен.

Вавилоняне получали его по установленным нормам. Рабочий получал две кружки пива в день, чиновники среднего звена – три кружки, женщины при дворце и храмах – три кружки сладкого медового пива, начальники провинций и верховные жрецы имели право на пять кружек пива в день.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Но суть в том, что пиво обладало важным значением и считалось священным. Согласно одному из мифов, лишь благодаря ему возникла цивилизация. По сюжету Энки, бог мудрости, сел за пиршественный стол с богиней плотских утех Инанной. У людей в то время еще не было ни знаний, ни умений.

Энки с Инанною вдвоем, сам-друг
В Абзу пиво пьют, сладким вином услаждаются.
Сосуды бронзовые великолепные до краев полны,
Из-за сосудов бронзовых богини Ураш спор затевают.

Победила Инанна. Пока Энки лежал пьяным, она украла с небес всю мудрость и переправила на землю. Проспавшись, Энки обнаружил, что мудрость исчезла, и впал в ярость, но поделать уже ничего было нельзя.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Самый известный шумерский миф, эпос о Гильгамеше, начинается с рассказа о дикаре по имени Энкиду, который живет среди зверей (эдакий шумерский Маугли), пока явившаяся к нему жрица Инанны не предпринимает попытку сделать из него человека. С этой целью она сначала спит с ним, а потом подпаивает (обычно делают наоборот). Энкиду осушает семь кувшинов вина — и ему нравится. Потом он хочет вернуться к своим приятелям-зверям, но те с ним дружить больше не желают. Тогда он отправляется в Урук, сражается с царем Гильгамешем и дальше дружит с ним. А потом погибает. Здесь должна быть какая-то мораль, она на поверхности "истина в вине", это подтверждает Библия - Хама осуждает - пьяницу Ноя возводят в ранг - философа.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Главное, что нигде не обходилось без пива. Оно делало человека человеком, оно окультуривало. У шумеров была поговорка: «Труслив, словно пива не знает», но гораздо больше о них говорит другая:

«Не знать пива — ненормально для Цивилизации».

Как же напивался простой обычный шумер?

Допустим, мы путешественники, мы прибыли в город Ур на юге Ирака где-то в 2000 году до н. э. Зиккурат нас не интересует, равно как и прочие достопримечательности, нам бы выпить.

И куда нам пойти?

Мы не правители, не священники, так что дворец и храм отпадают. Нам требуется питейное заведение. К счастью для нас, трактиры уже существуют, нужно просто отыскать ближайший.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
крысовод
Всего сообщений: 3869
Зарегистрирован: 09.04.2018
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Москва
Возраст: 52
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение крысовод »

Ruby Ludwig Valentin: 04 авг 2021, 16:02 нормальный я любитель истории, Гоша. Дорогой Форум и для профессионалов!
Вы что, действительно полагаете, что Вас услышат ... Можно послушать ... если бы было чего слушать!!!
Последний раз редактировалось Gosha 07 авг 2021, 15:39, всего редактировалось 1 раз.
В этом материальном мире тебе ничего не принадлежит, даже твоё собственное тело.
Аватара пользователя
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 3112
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 47
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

крысовод: 07 авг 2021, 12:13 Вы что, действительно полагаете, что Вас услышат и адекватно ответят? Я вот не спорю, тут случай клинический. Если с таким фанатизмом каждый божий день обновлять свои собственные темы...
Пусть печатает, если всё в рамках закона.
Только мы тоже хотим иногда высказть своё мнение. Пожалуйста если будете в состоянии!
A la mode a la mode... General Ludovik. Wandal. Marshall. Люблю оливье и винегрет. Salute people!
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

В качестве сырья для производства пива использовались: ячмень še-bar, эммер še-zíz-a-an, še-zíz-an, še-zíz-an-an, še-zíz-a-na, аккадское kiraši, и ячменный солод – ším + gar и kaš + gar. В шумерских рецептах пива, восходящих к 2800 г. до н.э., постоянно встречается слово kaš.ninda – пиво-хлеб, поэтому пивовар по-шумерски назывался lu-kaš+ninda – человек для пива-хлеба. Так как соложение зерна и приготовление пивных хлебцов являлось первым и наиболее значительным актом пивоваренного процесса, то от этого пивовары и получили еще одно название – mùnu.mú (дословно – солодовник). Шумеры называли материал для производства пива словом zíd-mùnu (мука-солод). Позже это слово было заимствовано аккадцами в форме (i)simmānum. Аккадцы также называли солод buqlu, а муку – qēmu. Вавилонские слова še'u, а также uƫƫatu, kunāšu и kibtu соответствуют шумерским словам še (ячмень, зерно), zíz (эммер) и gig (пшеница). Пиво по-шумерски называлось kaš, по-аккадски – šikāru (изысканное пиво – kurunnu). Интересно, что моча по-шумерски тоже называлась kaš, и это слово записывалось знаком, похожим на знак, которым записывалось слово "пиво".

Солод, упоминаемый в товарных накладных при поставках сырья для пивоваров, lú-kaš+gar и lú-ším+gar, всегда был ячменным солодом. Солод применялся как в виде свеже пророщенного зерна (так называемый зеленый солод, для него используются названия mùnu.si.mú, bulug.si.i(n), mùnu.si.è, mùnu.mú, mùnu.mú al.ná.a и mùnu.sig.sig), так и высушенный на воздухе (še.si.ud.du.a). Для производства солода ячменные зерна смачивали, рассыпали слоем и засыпали сверху слоем земли, предохранявшей его от излишнего солнечного жара. В этих условиях зерно набухало и проростало. Для остановки процесса прорастания зерно подвергали воздушной сушке на крыше или на полу. После сушки солод становился солодом в узком смысле и имел тот же объем, что и исходный ячмень. Далее солод подвергался грубому помолу.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Как правило, трактиры располагаются в окрестностях главной площади, но, поскольку мы в крупнейшем городе мира с ошеломляющим населением в 65 000 человек (чуть больше половины Мейдстона!), здесь они, наверное, на каждом шагу. Опознать трактир можно по отирающимся у входа жрицам любви. Как опознать жрицу любви? Обычно у них лишь один предмет одежды — ну и жемчужные бусы на шее. Бусы не означают, что проститутки в Уре так богаты, просто людей в те времена было меньше, а устриц больше.

Мы кружим между низкими глинобитными домами с плоской кровлей — и пожалуйста, вот он, родной! Проходим внутрь. Самые первые впечатления — темнота, резкие запахи, полчища мух. Это потому, что пиво варится непосредственно в трактире. Вино (если его тут тоже наливают) привозят из сельской местности, а пиво делают прямо здесь, поэтому в трактире пахнет солодом, ячменем и другим пивоваренным сырьем.
/Отправил на форум U-G/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Когда глаза немного привыкнут к полумраку, перед нами предстанет сам пивоваренный агрегат — целая вереница разных емкостей, у каждой особое название. Где-то среди них гаккуль, и ламсаре, и угурбал, и корыта с соломой. (Вся эта утварь использовалась в процессе изготовления пива, но археологи затрудняются определить, какой сосуд для чего предназначался.) Если нам попалось достаточно фешенебельное заведение, керамика может оказаться расписной. Но наш трактир, похоже, не из таких.
Кого же мы увидим внутри? В шумерских источниках полно упоминаний о блудницах у порога, и лишь единственное — о присутствующей внутри, да и то пробравшейся тайком через окно. Так что нет, трактир — это не бордель. Впрочем, по крайней мере одна женщина здесь есть — хозяйка. /Отправил U-G/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Трактиры всегда держали женщины. На это указывает и список шумерских царей — перечень полулегендарных правителей Междуречья. Среди них только одна царица — Кубаба, трактирщица, правившая Кишем сотню лет (список полулегендарный, я предупреждал). Трактирщица-женщина — это логично, поскольку пивоварение — занятие домашнее, хозяйственное, женская обязанность. Более надежное подтверждение тому, что трактирами заправляли женщины, мы найдем в законах Хаммурапи. И не так уж важно, что они были написаны на триста лет позже.

Вот три упоминания о трактирщицах из этого свода:
Пройдемся по этим трем статьям немного в другом порядке. Для начала о преступниках. Трактиры были сомнительными заведениями — в полутемном кабачке, спрятанном в узком проулке, очень удобно обсуждать разного рода махинации и жаловаться на власти. И если мы сейчас посмотрим вокруг, то наверняка и в «нашем» трактире увидим соответствующий контингент. --- /отправил U-G/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Далее — «божья сестра», то есть попросту жрица. Хорошим девочкам в трактире не место. Это не значит, что женщины там вообще не появлялись, но видеть там свою дочь вы бы не захотели. На этот счет есть очередная шумерская пословица: «Дворцу не избежать пустоши. Барже не избежать тростника. Свободному не избежать подневольного труда. Царевне не избежать трактира».

Пословица несколько туманная, но, судя по всему, основной смысл в том, что «все могут плохо кончить». Поэтому, если у нас тут обнаружится царевна, от нее нужно держаться подальше.

Зачем нам неприятности?

Все, довольно о посетителях, это достаточно пестрая масса. Давайте закажем пива. Главное — не забывать статью 108 из свода Хаммурапи: если трактирщица попытается нас обсчитать, мы донесем на нее и ее утопят.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Ассортимент пива у шумеров был довольно широкий — ячменное пиво, полбяное, бурое, темное, светлое, красное, сладкое, пиво с медом и другими приправами, смесь крепкого пива с вином, фильтрованное пиво. Последние два стоили очень дорого, и не исключено, что в наличии нередко бывало лишь одно, «пиво дня». И все же знатоку крафтового пива древний Ур наверняка пришелся бы по душе. Каждый трактир представлял собой мини-пивоварню. Собственно, макси-пивоварен не было вовсе. То есть при желании вы можете завести с трактирщицей нескончаемую беседу о солодовости вкуса и разных пивоваренных тонкостях вроде затирания. Можете даже потребовать, чтобы полбяное пиво «пенилось, словно воды канала Папсир».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Теперь нужно расплатиться.

Завсегдатаям отпускают в кредит, плату берут ячменем. У шумеров в ходу натуральный обмен, за крупные покупки, например дом, выложат серебро, но пиво дешево, отмерять драгоценный металл пришлось бы с лупой. Значит, нам, как заезжим, нужно иметь при себе что-то на обмен — тут уж как сторгуемся. Может, какие-нибудь пряности, прихваченные по пути. А может, поросенка. По-разному бывает. Но к этому мы еще вернемся.

И вот мы садимся за стол, нам приносят сосуд амам с пивом и две соломинки к нему. Пиво пьют через соломинку. Потому что шумерское пиво — это вам не современный янтарно-прозрачный нектар. Оно больше похоже на пенную ячменную кашу с шапкой гущи. Соломинка позволяет добраться сквозь эту шапку до вожделенной жидкости. Изображений шумеров с амамом и соломинкой предостаточно, а в некоторых районах центральной Африки таким способом до сих пор пьют пальмовое вино.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Итак, пиво перед нами, соломинки наготове, что теперь? Можно устроить состязание, кто кого перепьет, — это здесь, похоже, обычное дело. О подобных состязаниях среди богов упоминается не раз, так что, надо полагать, и человеку они были не чужды. Люди пьют, чтобы напиться. Об этом сказано в пословицах и изречениях: «Не выноси суждений, когда выпьешь пива» и «Не похваляйся в трактирах, как лгун, тогда твоим словам будет вера». Если что-то порицается, значит, оно существует. Пороки общества выявляются через его добродетели. Так что, соревнуясь, кто кого перепьет, мы будем и хвастаться, и обманывать, и судить.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Питье пива — занятие веселое, коллективное. Возможно, мы познакомимся с заговорщиками за соседним столом. Будем травить анекдоты. Анекдоты шумеры любили. Составляли целые сборники шуток, причем некоторые из них и сегодня способны вызвать смех — или ухмылку.

«Собака, глодая кость, говорит анусу: “Тебе будет больно!”»
Или:
«Впервые с незапамятных времен в объятиях мужа молодая жена не испортила воздух».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 35400
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Эволюция Пьянства

Сообщение Gosha »

Забавно.

Попадаются фразы явно шуточные, но соль шутки мы уже не уловим. Например: «Собака заходит в трактир и говорит: “Ничего не вижу. Откупорю вот это”». Соль растворилась в глубине веков. И тем не менее это самый ранний известный истории пример анекдота на тему «животное заходит в бар». Над некоторыми вещами время не властно.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Авторские темы»