Языческий пантеон древних предков белорусов.Религии и верования мира

История религий и верований, современный взгляд
Аватара пользователя
Автор темы
Лисуков В.И.
Всего сообщений: 41
Зарегистрирован: 25.05.2012
Откуда: Республика Беларусь
Возраст: 70
 Языческий пантеон древних предков белорусов.

Сообщение Лисуков В.И. »

Все мы, ещё со школы, знакомы с пантеоном греческих богов. Даже двоечники припомнят Зевса или Аполлона, Афину или Посейдона. Последнего может и нет, но первых трёх точно. А отличники бодро перечислял Афродиту и Ареса, Гефеста и даже Деметру с Герой. Я уже не говорю про полукровку Геракла. Вот только вряд ли кто вспомнит про Мойр. И удивляться тут нечему, потому что эти богини, которым положено быть на самой вершине пантеона, занимают в нем, мягко говоря, не своё место.
О чем это говорит? Прежде всего о том, что греческий пантеон вторичен по отношению к неким более древним представлениям. В нём нет абстрактной гармонии и философской глубины, потому что всё сводится к бытовой суете вокруг олимпа. Функции богов дублируются и противоречат друг другу. Обстановка как на общей кухне в публичном доме, где все грызутся друг с другом, а извращения вполне себе конкурируют с патриархальными представлениями о семье и браке.
Я понимаю, явившиеся в Грецию дикари, только что вырвавшиеся из оков племенных устоев, напились кровушки аборигенов и возомнили себя богами или их ближайшими сподвижниками. Ясный перец, что изначальные Мойры никак не вписывались в их представления о праве сильного. Какая судьба? Какие её богини? Это же так абстрактно и неочевидно. Куда надёжнее получше наточить меч и положиться на случай.
Если кто не в курсе, то до эпохи «платонов» и «сократов», греки были не утонченными мыслителями, а безжалостными варварами, державшими в страхе восточное средиземноморье. Что ни картинка на вазе, обязательно кто-то без штанов (наверно, чтобы не отвлекаться в случае необходимости) режет ближнего или на крайняк какое-то чудовище.
Конечно постепенно фасад пантеона облагородили, зверства постарались забыть, а Мойр опустили до уровня прислужниц высших богов. А то что это за бред, когда даже Зевс может опасаться за свою судьбу в нежных лапках этих тихих и безобидных женщин?
Поскольку римский пантеон явно вторичен по отношению к греческому, то о нем и говорить особенно нечего.
Второе просачивание базовых панъевропейских традиций через религиозное творчество масс мы наблюдаем у германцев в первых веках новой эры. Но, в отличие от диких греков, для которых на момент завоевания территории, по большому счету, не было ничего святого, германцы с достаточно большим уважением отнеслись к тому, во что верили их предки, называя старых богов Асами. У них и богини судьбы, именуемые Норнами, куда естественнее, а главное логичнее, чем у греков, персонифицированы, а их функции куда чётче прописаны. У германцев не было, как у греков, первоначального беспредела с количеством богинь. Прошлое, настоящее и будущее – это всегда три. Сразу чувствуется большая близость к первоисточнику. Это подчеркивается и возрастом богинь, градации которого уже нет у греков, слабо представлявших что имели ввиду их далёкие предки.
Должен заметить, что в религиозных представлениях германцев тоже мало логики. Вроде бы, если Норны определяют судьбу человека, то они и есть та высшая инстанция, на которую надо молиться. Отнюдь. Молятся выдающимся насильникам, способным укокошить тебя здесь и сейчас, а тем, кто может легко решить этот вопрос, перекинув пару нитей судьбы, нет. Странно, правда ведь? И наводит на мысль, что богини судьбы никогда и не были главными в процессе определения параметров судьбы человека. Потому и путаница.
Весь вопрос в том, что в первобытном обществе главная задача религии обеспечить рождаемость всего полезного, включая детей, и правильно закончить жизнь человека, желательно обеспечив его некими благами и после смерти. Тут что душа, что твой дух, большой разницы нет. Поэтому тот, кто определял дату рождения и смерти, в представлении наших предков и был главным. А судьба она да, действительно важна, но зависит от такого чудовищного количества обстоятельств, включая предназначенное, волю общих и местных богов и даже, например, камень на дороге, что подлизываться к богине судьбы нет никакого смысла. Она небось и сама не помнит, чего напридумывала. Куда практичнее принести подношения по конкретному поводу, когда возникнут конкретные проблемы.
Но это так было до тех пор, пока самые наглые и нахрапистые не захапали всё, что раньше принадлежало всем. Им старый пантеон, пронизанный правилами и ограничениями, был совершенно ни к чему, а плодородие при перенаселённости и вовсе казалось сомнительным благом. Урожай - ладно, а людей и так девать некуда. Хочешь кушать? Воюй и грабь. Потому боги стали старыми и срочно была придумана куча безжалостных садистов, железной рукой завоёвывающих своё право на жизнь. Ну, прямо, как в Греции, но только не так жестко и радикально. Про старых богов помнили тоже.
И остались старые верования только там, где места завались, а людей кот наплакал. Например, на территории восточной Европы, в частности, в Белоруссии. Точнее на том месте, где ей только предстояло появиться.
Сразу должен сказать, что мифы про Рода и Рожаниц, отчасти инспирированные христианским духовенством, если что-то и отражают из реалий прошлого, то только в стиле поговорки «слышал звон, да не знаю, где он».
Наш пантеон был устроен сложно и, скорее всего очень близок к первоисточнику. При этом имеется большое внешнее сходство с христианством.
Во главе тоже триединый бог Ра. Он и сам по себе бог и двуедин в виде семейной пары. Мужа звали одновременно Дар и Рад, что всячески подчеркивалось подписями под изображениями этого бога (Рис. 1).


Изображение

Рис. 1. Формула имени бога АС (бог) ДАР (РАД).

Два «С», разделённые буквой «А», явно указывают на то, что под обоими именами мы имеем дело с богом.
Нарисованные на встречу друг другу две буквы «Д» и две буквы «А», заставляют прочитать оба имени бога, одновременно символизируя их единство, как и единство исполняемых богом функций.
Имя Дар, скорее всего, символизировало рождение новой жизни, а Рад – её благополучное окончание с попаданием в ИР – языческий рай, известный как Ирий. Пишется, как «IP», что может читаться и как «айр». А если читать справа на лево, что обычное дело в этой письменности, то и как «р-ай». Последнее обстоятельство указывает на первичность термина «IP».
Ну, и Раданица становится более понятной языческой традицией, потому что происходит от ритуальной радости за усопших (отсюда и пьянки на могилах) и символизирующего эту радость имени бога РАД.
С женщинами в нашем пантеоне не очень, что со всей очевидностью отражает его патриархальный характер. Но совсем без них обойтись не смогли. Поэтому у Дара имеется жена, именуемая АСАДАРРАД (богиня Дара, он же РАД) (рис. 2), явно отвечающая вместе с мужем за плодородие и уход в мир иной.



Изображение

Рис. 2. Формула имени жены верховного божества.

Не могу точно сказать, какой смысл вложен в слово «АСА». Толи это означает богиня (бог женского рода), толи свидетельство того, что эта женщина - жена бога (АСА) под обоими его именами. Двойное имя подчеркивается слитным написанием «Д» и «Р», а также двумя буквами «А», написанными в зеркальном отражении. Скорее всё-таки «богиня».
Кроме того, на вершине пантеона три богини судьбы, речь о которых пойдёт ниже.
Эта семейная пара (ДАРРАД и АСАДАРРАД) собственно и является коллективным главными божествами, а РА он БОГ, он всеобъемлющ, но не очень конкретен.
Христианство точная копия этой схемы. В нём бог тоже «вообще», а конкретные вопросы решает его сын Иисус и матерь божья, потому что дух святой выполнил свою функцию и был таков.
Правда, у христианских божеств нет чёткого разграничения на женские и мужские функции, как в язычестве. Да и функции эти рядом не валялись, но тоже во главе мужской и женский образ.
А вот дальше ничего общего, если не считать, что там и там целая толпа сверхъестественных сущностей и в обоих случаях монотеизмом даже не пахнет.
Поскольку верховная божественная чета отвечает за начало и конец всего, что происходит, включая то, что происходит с богами, серьёзный рычаг приструнить аппарат божественной канцелярии имеется. Богини судьбы в нём что-то вроде столоначальников.
Старуха (уж извините пока не знаю, как их у нас звали) скорее всего отвечает за память о том, что было. Сами понимаете, память штука не надёжная, потому видно и старуха. А то поставили бы молодую и помнили всё до запятой. Но и власть у бабули не слабая. Лишить памяти – это, знаете ли, превратить в зомби. Потому, думаю, дары ей приносили не меньшие, чем более молодым коллегам.
Должен заметить, что в ряде случаев все три норны изображаются на греческий манер молодыми женщинами. Скорее всего это связано с тем, что у меня нет пока возможности распределить артефакты по периодам развития представлений о сверхъестественных сущностях. Всё вперемешку. Но можно предположить, что одинаково молодые богини судьбы – это какой-то поздний этап развития религиозных взглядов наших предков.
Средняя богиня судьбы всегда красавица. Точно не скажу ткет или не ткёт, но контролирует нить судьбы, которую изображают в виде верёвки, каната, а то и целого бревна, правда из какого-то гибкого материала.
Но это фундаментальные полотна. Чаще ограничиваются изображением ложки, которая и нить судьбы, и корзина, о которой речь пойдёт ниже, в одном флаконе.
Должен заметить, что, кроме этих двух контролёров, ещё тьма тех, кто может вмешаться в нашу судьбу, включая специализированных богов и персонально Рада. Часто их изображают с ложкой во рту ручкой наружу.
А вот на последнем этапе, когда с нами кончают, показания расходятся. Третья девушка, практически девочка, никогда не изображается палачом. Для этого имеется совсем маленькая девчушка (то милое дитя, то монстрик), у которой за спиной и стоит младшая богиня судьбы (рис. 3).



Изображение

Рис. 3. Норны, монстрик и собаки.
Во рту у этой малявки, если она изображается ребёнком лет 8-10, верёвка, на которой подвешена корзина. Эту корзину я условно называю «корзиной судьбы». Если ребёночек совсем маленький, то верёвку держит в зубах какой-то второстепенный бог. В одном случае это был вообще баран или овца.
По поводу того, что символизирует корзина сказать что-то определённое сложно. Чаще в ней сидит новорожденный младенец, но иногда видна фигура, верхняя часть тела или только голова взрослого человека. Надо думать, что если верёвку перекусят, то и жизни держаться будет не на чем.
Нередко корзин бывает несколько и тогда они разного цвета. Если две, то тёмная и светлая. Разный цвет, скорее всего, символизирует разный шанс в жизни (рис. 4).



Изображение

Рис. 4. Корзины Судьбы.

Должен заметить, что, в большинстве случаев, просто демонстрируется набор ритуальных предметов, среди которых корзина существует сама по себе. Но если художник изображает верхушку божественного пантеона, она уже часть системы из Рада, его жены, богинь судьбы и прочих богов, через которых продета нить судьбы.
Правда команду «фас» отдаёт только Рад. Порой и сам изображается с впечатляющими резцами и чьей-то судьбой в зубах.
В варианте ложки или черпака подобных страстей нет. Просто народ катит куда-то, как с горки, оставляя удлиняющуюся ручку за спиной (рис. 5).


Изображение

Рис. 5. Ложки и их «пассажиры».

Иногда композиция рисунка очень напоминает развлечения взрослых людей на детских аттракционах.
Скорее всего это какие-то более мягкие и более поздние представления. Потому наверно в языческом наборе 10-12 века и таскали ложечку, а не микро-корзинку.
У жены Рада ещё имеется сумка, совершенно не похожая на корзину судьбы, назначение которой остаётся для меня загадкой. Возможно это символ женского начала и вынашивания плода (рис. 6).



Изображение

Рис. 6. Сумки супруги верховного бога.


Также присутствует яркий образ чего-то вроде погремушки (если две, то светлая и тёмная) (рис. 7).



Изображение

Рис. 7. Погремушки.
О предназначении можно только гадать. Возможно это ритуальный предмет: к какой погремушке потянулся новорожденный, такая у него будет судьба. Или если вообще потянулся, значит судьба будет, то есть будет жить. На одном рисунке младенец, сидя на коленях у бога, тянется к парочке погремушек (светлой и тёмной).
Это пока всё, что удалось понять о языческом пантеоне древней Белоруссии, обрабатывая изображения на камнях.

Приношу извинения за качество изображений. Иллюстрировать материал мне крайне сложно по объективным причинам. Обычно детали рисунков имеют размеры менее миллиметра и сами рисунки не в лучшем состоянии. Надеюсь, что со временем, мне удастся решить эту проблему.
С уважением ко всем, кто осилил данный материал
Владимир Лисуков
Реклама
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Религии и верования мира»