Скифия ⇐ История древнего мира
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Скифия
Греция и Скифия
Скифия как крупнейшее варварское образование на севере - северо-востоке ойкумены на протяжении всей античности вызывала огромный интерес греков и римлян, запечатленный в сотнях письменных текстов. Отразившийся в античных источниках образ Скифии (и скифов) имеет различные аспекты: географический, политический, социальный, военный, культурный, этический и др. Все они в разной степени подробности представлены в античных свидетельствах.
Мы не ставим перед собой цели исследовать реальную исто¬рию Скифии. Это — дело археологов и историков. Наша задача — понять, какой образ Скифии существовал в античной литературной традиции, как Скифия воспринималась глазами греков и римлян. Нас будет интересовать Скифия как географическое понятие, как этническая общность, как политическое образование, как система определенных этических ценностей. Мы попытаемся проследить формирование стереотипов восприятия Скифии и скифов в идеологии и повседневной жизни греков и римлян. Этот субъективный образ необязательно должен соответствовать реальной исторической ситуации в Скифии .
Более того, литературная традиция о скифах, принадлежавшая чужим для скифов людям, которые были часто врагами, не может не быть субъективной. При этом встают важные для исторического исследования вопросы восприятия людьми одной цивилизации географических, общественно¬политических, нравственных реалий другой. Большое значение приобретают проблемы «образа другого», противопоставления «цивилизация / варварство», идеализации «природного человека», противостояния ценностей демократического и авторитарного устройства общества и другие.
Скифия и в самом деле представляла собой совершенно особый регион в рамках античной ойкумены. Эта особость в глазах греков проявлялась во многом: в удаленности страны, находящейся где-то на северной окраине ойкумены, в непривычном для греков климате Скифии, в необычном образе жизни — кочевничестве, в воинственности и жестокости скифов, в ярко выраженном «варварском» характере этого мира. Недаром «Скифский логос (рассказ)» Геродота образует самую большую часть в его описаниях «варварских» народов.
Интерес к скифам подогревался тем обстоятельством, что греки рано вошли в соприкосновение со скифским миром, когда в ходе Великой греческой колонизации поселились на северных берегах Черного моря. Именно сюда, на побережья Черного моря греки перенесли многие мотивы и образы своей мифологии, связанные с путешествием Одиссея, скитаниями Геракла и Ио, мученичеством Прометея, походом аргонавтов в Колхиду за золотым руном, посещением Ифигенией, Орестом и Пиладом Таврики, местом посмертной жизни Ахилла на острове Левка, с воинственны¬ми женщинами-амазонками, блаженным народом гипербореев, с грифонами и проч. Став неотъемлемой частью античной литературы — эпоса, драмы, поэзии, романов, ученых трудов, — эти сюжеты на протяжении веков продолжали привлекать к себе внимание античных авторов.
Представление о контрасте между своим, обжитым, цивилизованным миром и далекой, враждебной человеку, потусторонней периферией побуждало человека античности относиться к отдаленным частям ойкумены как к лимитрофным зонам между земным и загробным мирами, мифологизировать отдаленные регионы, представлять их как совершенно иной мир с чудесными явлениями, монстрами, особым климатом, помещать там вход в царство мертвых или само это царство.
Скифия была идеальным местом для бытования таких представлений.
Скифия как крупнейшее варварское образование на севере - северо-востоке ойкумены на протяжении всей античности вызывала огромный интерес греков и римлян, запечатленный в сотнях письменных текстов. Отразившийся в античных источниках образ Скифии (и скифов) имеет различные аспекты: географический, политический, социальный, военный, культурный, этический и др. Все они в разной степени подробности представлены в античных свидетельствах.
Мы не ставим перед собой цели исследовать реальную исто¬рию Скифии. Это — дело археологов и историков. Наша задача — понять, какой образ Скифии существовал в античной литературной традиции, как Скифия воспринималась глазами греков и римлян. Нас будет интересовать Скифия как географическое понятие, как этническая общность, как политическое образование, как система определенных этических ценностей. Мы попытаемся проследить формирование стереотипов восприятия Скифии и скифов в идеологии и повседневной жизни греков и римлян. Этот субъективный образ необязательно должен соответствовать реальной исторической ситуации в Скифии .
Более того, литературная традиция о скифах, принадлежавшая чужим для скифов людям, которые были часто врагами, не может не быть субъективной. При этом встают важные для исторического исследования вопросы восприятия людьми одной цивилизации географических, общественно¬политических, нравственных реалий другой. Большое значение приобретают проблемы «образа другого», противопоставления «цивилизация / варварство», идеализации «природного человека», противостояния ценностей демократического и авторитарного устройства общества и другие.
Скифия и в самом деле представляла собой совершенно особый регион в рамках античной ойкумены. Эта особость в глазах греков проявлялась во многом: в удаленности страны, находящейся где-то на северной окраине ойкумены, в непривычном для греков климате Скифии, в необычном образе жизни — кочевничестве, в воинственности и жестокости скифов, в ярко выраженном «варварском» характере этого мира. Недаром «Скифский логос (рассказ)» Геродота образует самую большую часть в его описаниях «варварских» народов.
Интерес к скифам подогревался тем обстоятельством, что греки рано вошли в соприкосновение со скифским миром, когда в ходе Великой греческой колонизации поселились на северных берегах Черного моря. Именно сюда, на побережья Черного моря греки перенесли многие мотивы и образы своей мифологии, связанные с путешествием Одиссея, скитаниями Геракла и Ио, мученичеством Прометея, походом аргонавтов в Колхиду за золотым руном, посещением Ифигенией, Орестом и Пиладом Таврики, местом посмертной жизни Ахилла на острове Левка, с воинственны¬ми женщинами-амазонками, блаженным народом гипербореев, с грифонами и проч. Став неотъемлемой частью античной литературы — эпоса, драмы, поэзии, романов, ученых трудов, — эти сюжеты на протяжении веков продолжали привлекать к себе внимание античных авторов.
Представление о контрасте между своим, обжитым, цивилизованным миром и далекой, враждебной человеку, потусторонней периферией побуждало человека античности относиться к отдаленным частям ойкумены как к лимитрофным зонам между земным и загробным мирами, мифологизировать отдаленные регионы, представлять их как совершенно иной мир с чудесными явлениями, монстрами, особым климатом, помещать там вход в царство мертвых или само это царство.
Скифия была идеальным местом для бытования таких представлений.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Приблизительно 700 годом датируется латиноязычная «Космография» Анонима из Равенны (“Cosmographia Ravennatis Anonymi”), которому, по всей видимости, была доступна карта мира, близкая «Певтингеровой», поскольку длинные списки топонимов обоих памятников часто совпадают между собой. Весьма характерно в описаниях Восточной Европы соотношение античных тра¬диционных, ставших уже хрестоматийными, этнонимов, таких как скифы, сарматы, роксоланы, амазонки, со сравнительно новыми именами, ставшими известными в период переселения народов и позднее — склавины, карпы, готы, даны, гепиды, газы (хазары).
«Космография» содержит около 5300 названий стран, городов, племен, народов, местностей, гор, рек, островов, заливов, многие из которых, почерпнутые из античных источников, дошли только в «Космографии». Вот как описывает Равеннат Скифию (IV, 1):
В доле же Яфета, сына Ноя, которую философы назвали Европой, располагаются следующие страны: страна, которая назы¬вается Скифией и представляет собой, в основном, пустыню. Ее называют также Великой Скифией. Космограф Иордан сказал, что она имеет форму гриба... Эта страна расположена [на] побережье Северного океана рядом с вышеупомянутыми Римфейскими горами. Передают, что эта страна широко раскину¬лась в длину и ширину.
«Космография» содержит около 5300 названий стран, городов, племен, народов, местностей, гор, рек, островов, заливов, многие из которых, почерпнутые из античных источников, дошли только в «Космографии». Вот как описывает Равеннат Скифию (IV, 1):
В доле же Яфета, сына Ноя, которую философы назвали Европой, располагаются следующие страны: страна, которая назы¬вается Скифией и представляет собой, в основном, пустыню. Ее называют также Великой Скифией. Космограф Иордан сказал, что она имеет форму гриба... Эта страна расположена [на] побережье Северного океана рядом с вышеупомянутыми Римфейскими горами. Передают, что эта страна широко раскину¬лась в длину и ширину.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Автор вполне осознает те изменения, которые произошли на карте Европы в ходе Великого переселения народов и стали причиной путаницы в этногеографической номенклатуре, чему свидетельством его слова из Введения к «Космографии» (I, 1):
Итак, как было условлено, я подробно, с помощью Христа, расскажу... обо всем, если только не буду введен в заблуждение тем, что различные племена, возжелав из-за своей чрезмерной дерзости чужих или лучших земель или же, возможно, терпя тяжкие притеснения от других народов, переместились из собственных владений и при этом страны, города или же реки, названные когда-то одним именем, теперь стали называться иначе, как это бывает у варваров.
Итак, как было условлено, я подробно, с помощью Христа, расскажу... обо всем, если только не буду введен в заблуждение тем, что различные племена, возжелав из-за своей чрезмерной дерзости чужих или лучших земель или же, возможно, терпя тяжкие притеснения от других народов, переместились из собственных владений и при этом страны, города или же реки, названные когда-то одним именем, теперь стали называться иначе, как это бывает у варваров.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
* * *
Говоря об античной литературной традиции о Скифии и скифах, следует иметь в виду ряд общих моментов, которые определяют специфику этой традиции и часто затрудняют использование содержащейся в ней информации.
1. Особенностью античных источников является длительность рукописной традиции. Большинство памятников античной литературы было целенаправленно собрано, классифицировано, переписано и тем самым спасено от гибели (а затем типографски издано) лишь в эпоху Возрождения (XIII-XV вв.); обнаружение все новых памятников продолжается до наших дней. В результате смены культур (от языческой античности к средневековому христианству) менялись приоритеты при переписывании рукописей; многие рукописи были утрачены из-за отсутствия интереса к ним в средние века.
Говоря об античной литературной традиции о Скифии и скифах, следует иметь в виду ряд общих моментов, которые определяют специфику этой традиции и часто затрудняют использование содержащейся в ней информации.
1. Особенностью античных источников является длительность рукописной традиции. Большинство памятников античной литературы было целенаправленно собрано, классифицировано, переписано и тем самым спасено от гибели (а затем типографски издано) лишь в эпоху Возрождения (XIII-XV вв.); обнаружение все новых памятников продолжается до наших дней. В результате смены культур (от языческой античности к средневековому христианству) менялись приоритеты при переписывании рукописей; многие рукописи были утрачены из-за отсутствия интереса к ним в средние века.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
2. Вследствие этого до нас не дошло огромное количество памятников античной письменности, о которых сохранились упоминания у других авторов. Поэтому многие важные звенья информационной цепочки о Северном Причерноморье и скифах приходится восстанавливать по скупым фрагментам и отрывкам. Разрозненность и фрагментарность дошедших сведений делает работу историка чрезвычайно сложной.
3. Длительность рукописной традиции является также причиной плохого качества многих текстов, дошедших до нас. Средневековый переписчик, слабо ориентировавшийся в античной географии и истории, часто не понимал текста и допускал ошибки и произвольные исправления в написании тех или иных этнонимов, топонимов, гидронимов и т.д. Ученым часто приходится восстанавливать текст, прибегая к многочисленным конъектурам (поправкам). Текстологическая традиция изучения и издания некоторых памятников (например, Страбона, Помпония Мелы, Плиния Старшего или Птолемея, чьи тексты содержат десятки и сотни имен) насчитывает уже века, и тем не менее часто бывает весьма трудно установить первоначальный авторский текст.
3. Длительность рукописной традиции является также причиной плохого качества многих текстов, дошедших до нас. Средневековый переписчик, слабо ориентировавшийся в античной географии и истории, часто не понимал текста и допускал ошибки и произвольные исправления в написании тех или иных этнонимов, топонимов, гидронимов и т.д. Ученым часто приходится восстанавливать текст, прибегая к многочисленным конъектурам (поправкам). Текстологическая традиция изучения и издания некоторых памятников (например, Страбона, Помпония Мелы, Плиния Старшего или Птолемея, чьи тексты содержат десятки и сотни имен) насчитывает уже века, и тем не менее часто бывает весьма трудно установить первоначальный авторский текст.
Последний раз редактировалось Gosha 04 сен 2021, 09:04, всего редактировалось 1 раз.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
4. Стереотипность описаний, заключающаяся в переносе расхожих схем, освященных авторитетом, на сходные ситуации (в этнографии, климатологии и др.). Так, например, Овидий, лично наблюдавший жизнь в низовьях Дуная, парадоксальным образом изображает климат, природу и население этого района, опираясь на знаменитое описание своего великого предшественника Вергилия, который, не будучи лично знаком со здешними местами, перепевал известные всем мотивы «Скифского рассказа» Геродота. Следует принимать во внимание и традиционность этнической номенклатуры, когда новые народы, пришедшие на территорию прежних, носят в текстах имена предшественников (так, славян в раннесредневековой историографии еще долго называли скифами или гуннами).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
5. Отсюда — вторичность большинства описаний (например, Плиний, спустя шесть веков после Геродота, повторяет его почти дословно); про свидетельства очевидцев (автопсию) можно говорить только в случае с тремя авторами — с Геродотом, по¬бывавшим, по-видимому, в середине V в. до н.э. в Ольвии, с Ови¬дием, сосланным в начале I в. н.э. в устье Дуная, и с Дионом Хрисостомом, посетившим на рубеже I-II вв. Ольвию. Все остальные сведения были получены из вторых рук и носят книжный, компи¬лятивный характер.
6. Тенденциозность в изображении варварского мира Северного Причерноморья, когда скифов пытались представить то как воплощение вселенского зла, жестокости и коварства, то, наоборот, как идеальных, близких к природе и не знающих пагуб ци¬вилизации «природных» людей (взгляды Эфора). «Ученая» поэзия, часто черпавшая свой материал из популярной этнографической литературы, дает много образцов такой тенденциозности.
/verus Gosha/
6. Тенденциозность в изображении варварского мира Северного Причерноморья, когда скифов пытались представить то как воплощение вселенского зла, жестокости и коварства, то, наоборот, как идеальных, близких к природе и не знающих пагуб ци¬вилизации «природных» людей (взгляды Эфора). «Ученая» поэзия, часто черпавшая свой материал из популярной этнографической литературы, дает много образцов такой тенденциозности.
/verus Gosha/
Последний раз редактировалось Gosha 26 сен 2021, 16:33, всего редактировалось 1 раз.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
- Всего сообщений: 16
- Зарегистрирован: 26.09.2021
- Образование: высшее техническое
- Политические взгляды: монархические
- Профессия: инженер
- Ко мне обращаться: на вы
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
7. Большую опасность для исследователя может представлять часто непреднамеренная эллинизация варварского мира в историко-этнографических описаниях греков, а именно, приписывание варварским народам черт, понятий и обычаев, которые были свой¬ственны самим грекам, или, наоборот, приписывание им зеркально противоположных качеств.
8. Трудности в определении степени достоверности наших источников обусловлены синкретизмом античного литературного творчества, выражавшимся в смешении научного и художественного начал (художественность научной прозы и «ученость» поэзии). Нерасчлененность научного и мифо-поэтического подходов к осмыслению и описанию событий и явлений, риторичность античной культуры наложили своеобразный отпечаток на характер сообщаемых сведений.
9. Многим античным описаниям свойственны параллелизм и симметрия как основа расположения и осмысления этногеографического материала. Так, например, скифский север и ливийский (африканский) юг — излюбленный пример двух противоположностей в климате, условиях жизни, характере народов; сюда же можно отнести симметричность их географического положения, в частности, направления течения Нила и Дуная рассматривались как симметричные относительно Средиземноморья, что проявилось и в симметрии картографического изображения этих двух регионов и т.д.
/verus Gosha/
8. Трудности в определении степени достоверности наших источников обусловлены синкретизмом античного литературного творчества, выражавшимся в смешении научного и художественного начал (художественность научной прозы и «ученость» поэзии). Нерасчлененность научного и мифо-поэтического подходов к осмыслению и описанию событий и явлений, риторичность античной культуры наложили своеобразный отпечаток на характер сообщаемых сведений.
9. Многим античным описаниям свойственны параллелизм и симметрия как основа расположения и осмысления этногеографического материала. Так, например, скифский север и ливийский (африканский) юг — излюбленный пример двух противоположностей в климате, условиях жизни, характере народов; сюда же можно отнести симметричность их географического положения, в частности, направления течения Нила и Дуная рассматривались как симметричные относительно Средиземноморья, что проявилось и в симметрии картографического изображения этих двух регионов и т.д.
/verus Gosha/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
10. Постепенный перенос мифологических реалий все дальше на периферию ойкумены в связи с ее освоением (гипербореи, амазонки, Рифеи, названия Тавр, Борисфен, Боспор и другие реалии, фиксируемые в различных районах Восточной Европы).
11. Своеобразное восприятие географического пространства, предпочтение текстового описания графическому (картографическому) изображению, что выразилось в различных смещениях географических объектов.
Все эти моменты следует иметь в виду при использовании источников в исследовании образа Скифии.
/verus Gosha/
11. Своеобразное восприятие географического пространства, предпочтение текстового описания графическому (картографическому) изображению, что выразилось в различных смещениях географических объектов.
Все эти моменты следует иметь в виду при использовании источников в исследовании образа Скифии.
/verus Gosha/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
* * *
В заключение приведу отрывок из «Аттических ночей» римского интеллектуала и книгочея Авла Геллия, который около 169 г. н.э. опубликовал разнообразные выписки из прочитанных им книг; текст показывает, с одной стороны, какой любовью пользовались книги в древнем Риме среди образованных людей, с другой, — какие сведения о Восточной Европе греки и римляне могли получить из этих книг (Noct. Att. IX, 4, 1-06):
(1) Когда мы на возвратном пути из Греции в Италию прибыли в Брундизий и, сойдя с корабля на землю, прогуливались в его знаменитой гавани... мы увидели выставленные связки продажных книг.
(2) Я тотчас жадно бросаюсь к книгам.
(3) Все это были греческие книги, наполненные чудесами и сказками, неслыханные и невероятные вещи, старинные писатели немалой важности: Аристей Проконнесский, Исигон Никейский, Ктесий, Онесикрит, Полистефан и Гегесий ;
(4) самые свитки были покрыты давнишней плесенью и имели безобразный вид.
(5) Все-таки я подошел, спросил и, увлеченный удивительной и неожиданной дешевизной, купил множество книг за небольшую сумму и все их бегло прочитал в две ближайшее ночи.
(6) В этих книгах были известия такого рода: что те отдаленней¬шие скифы, которые живут на крайнем севере, питаются человеческим мясом, поддерживают жизнь такой пищей и называются людоедами; что под тем же небесным поясом есть также люди, называемые аримаспами, с одним глазом посредине лба, [то есть с таким лицом], какое, по словам поэтов, имели киклопы; что в тех же странах есть другие люди, [отличающиеся] необыкновенной быстротой и имеющие следы ног, выверну¬тые назад, а не [так], как у прочих людей, направленные вперед и противопоставленные; кроме того, передается, [пишут эти книги], и упоминается, что в одной отдаленной земле, называемой Албанией, родятся люди, которые седеют в детстве и лучше видят глазами ночью, чем днем; затем, будто достоверно известно, что савроматы, которые живут далеко за рекой Борисфеном, постоянно принимают пищу на третий день, а в средний воздерживаются [от нее].
-- (пер. В.В. Латышева).
В заключение приведу отрывок из «Аттических ночей» римского интеллектуала и книгочея Авла Геллия, который около 169 г. н.э. опубликовал разнообразные выписки из прочитанных им книг; текст показывает, с одной стороны, какой любовью пользовались книги в древнем Риме среди образованных людей, с другой, — какие сведения о Восточной Европе греки и римляне могли получить из этих книг (Noct. Att. IX, 4, 1-06):
(1) Когда мы на возвратном пути из Греции в Италию прибыли в Брундизий и, сойдя с корабля на землю, прогуливались в его знаменитой гавани... мы увидели выставленные связки продажных книг.
(2) Я тотчас жадно бросаюсь к книгам.
(3) Все это были греческие книги, наполненные чудесами и сказками, неслыханные и невероятные вещи, старинные писатели немалой важности: Аристей Проконнесский, Исигон Никейский, Ктесий, Онесикрит, Полистефан и Гегесий ;
(4) самые свитки были покрыты давнишней плесенью и имели безобразный вид.
(5) Все-таки я подошел, спросил и, увлеченный удивительной и неожиданной дешевизной, купил множество книг за небольшую сумму и все их бегло прочитал в две ближайшее ночи.
(6) В этих книгах были известия такого рода: что те отдаленней¬шие скифы, которые живут на крайнем севере, питаются человеческим мясом, поддерживают жизнь такой пищей и называются людоедами; что под тем же небесным поясом есть также люди, называемые аримаспами, с одним глазом посредине лба, [то есть с таким лицом], какое, по словам поэтов, имели киклопы; что в тех же странах есть другие люди, [отличающиеся] необыкновенной быстротой и имеющие следы ног, выверну¬тые назад, а не [так], как у прочих людей, направленные вперед и противопоставленные; кроме того, передается, [пишут эти книги], и упоминается, что в одной отдаленной земле, называемой Албанией, родятся люди, которые седеют в детстве и лучше видят глазами ночью, чем днем; затем, будто достоверно известно, что савроматы, которые живут далеко за рекой Борисфеном, постоянно принимают пищу на третий день, а в средний воздерживаются [от нее].
-- (пер. В.В. Латышева).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКИФИИ
Нахождение Скифии на отдаленной окраине ойкумены было одним из важнейших признаков варварства ее обитателей, ведь, по представлениям античных авторов, только «здесь», в центре мира, возможна цивилизация, а все окраины населены дикими, свирепыми, невежественными народами .
Географическое положение Скифии
Наиболее распространенное в античности мнение о географическом положении Скифии, освященное авторитетом Геродота, таково: скифы помещаются в Северном Причерноморье между Истром (Дунаем) и Танаисом (Доном). Думается, однако, что на раннем этапе знакомства греков со скифами их представление о географии Скифии не было столь точно определено, более того, скифы, по-видимому, занимали в глазах архаических греков весь север ойкумены. Оснований для такого вывода несколько .
Нахождение Скифии на отдаленной окраине ойкумены было одним из важнейших признаков варварства ее обитателей, ведь, по представлениям античных авторов, только «здесь», в центре мира, возможна цивилизация, а все окраины населены дикими, свирепыми, невежественными народами .
Географическое положение Скифии
Наиболее распространенное в античности мнение о географическом положении Скифии, освященное авторитетом Геродота, таково: скифы помещаются в Северном Причерноморье между Истром (Дунаем) и Танаисом (Доном). Думается, однако, что на раннем этапе знакомства греков со скифами их представление о географии Скифии не было столь точно определено, более того, скифы, по-видимому, занимали в глазах архаических греков весь север ойкумены. Оснований для такого вывода несколько .
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Прежде всего, надо иметь в виду следующую особенность греческой космологии и географии. Как известно, в архаическое время кругозор греков был ограничен несколькими морями, примыкающими к Греции и Малой Азии. Эгейское море, окружен¬ное сушей (Малой Азией на востоке, Фракией на севере, Сицилией на западе, Критом и Египтом на юге), а также Ионийское и Сицилийское — вот пространство, в котором эпические герои (Одиссей, Геракл, Ио, аргонавты) должны были странствовать между Азией, Европой и Ливией.*
* - Так, у Гомера вся ойкумена окружена со всех сторон океаном (Il. VII, 421-423 с запада; V, 6 с востока; I, 422-424 с юга; XVIII, 489 с севера; ср. дискуссию и доказательства, что Гомер видел землю окруженной океаном, у Страбона (I, 1, 3; 7-8). Гесиод также говорит о кругообразном течении Океана (Theog. 776; так же в «Щите Геракла», 314, приписываемом Гесиоду). Вся античная литература разделяла мнение о таком соотношении суши и океана: так думали Платон, Эратосфен, Пифей, Кратет Маллосский, Посидоний, Страбон, Мела, Плиний, Птолемей, если называть только самых известных географов и ученых (см.: Olshausen E. Geographie // Mensch und Landschaft in der Antike. Lexikon der Historischen Geographie / Hrsg. von H. Sonnabend. Stuttgart; Weimar, 1999. S. 171). Ср.: Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах. М., 1961. С. 9: «Знания о гомеровской географии позволяют представить себе, что в эпоху сложения древнейшего эпоса о походе аргонавтов водные пространства за пределами Эгейского моря казались еще достаточно неопределенными и представление о его границах сливалось с представлением об Океане как об омывающем землю потоке, берега и острова которого населены обитателями потустороннего мира».
* - Так, у Гомера вся ойкумена окружена со всех сторон океаном (Il. VII, 421-423 с запада; V, 6 с востока; I, 422-424 с юга; XVIII, 489 с севера; ср. дискуссию и доказательства, что Гомер видел землю окруженной океаном, у Страбона (I, 1, 3; 7-8). Гесиод также говорит о кругообразном течении Океана (Theog. 776; так же в «Щите Геракла», 314, приписываемом Гесиоду). Вся античная литература разделяла мнение о таком соотношении суши и океана: так думали Платон, Эратосфен, Пифей, Кратет Маллосский, Посидоний, Страбон, Мела, Плиний, Птолемей, если называть только самых известных географов и ученых (см.: Olshausen E. Geographie // Mensch und Landschaft in der Antike. Lexikon der Historischen Geographie / Hrsg. von H. Sonnabend. Stuttgart; Weimar, 1999. S. 171). Ср.: Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах. М., 1961. С. 9: «Знания о гомеровской географии позволяют представить себе, что в эпоху сложения древнейшего эпоса о походе аргонавтов водные пространства за пределами Эгейского моря казались еще достаточно неопределенными и представление о его границах сливалось с представлением об Океане как об омывающем землю потоке, берега и острова которого населены обитателями потустороннего мира».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
При этом, начиная с Гомера, ойкумена счита¬лась окруженной со всех сторон единым Океаном 1. Из этих двух хорошо документированных тезисов следует третий, логически вытекающий из них. А именно: в этой ситуации проливы — Босфорский (выводящий вместе с Геллеспонтом и Пропонтидой в Черное море), Мессенский (выводящий между Сицилией и Ита-лией в Западное Средиземноморье), Сицилийский (разделяющий Сицилию и Северную Африку) и Отрантский (отграничивающий Адриатическое море от Ионийского) — воспринимались как рубежи ойкумены, представляющие собой выходы во Внешний океан, а значит, в потусторонний мир, ведь именно там чаще всего локализовали царство мертвых 2.
--------------------
1.Так, у Гомера вся ойкумена окружена со всех сторон океаном (Il. VII, 421-423 с запада; V, 6 с востока; I, 422-424 с юга; XVIII, 489 с севера; ср. дис¬куссию и доказательства, что Гомер видел землю окруженной океаном, у Страбона (I, 1, 3; 7-8). Гесиод также говорит о кругообразном течении Океа¬на (Theog. 776; так же в «Щите Геракла», 314, приписываемом Гесиоду). Вся античная литература разделяла мнение о таком соотношении суши и океана: так думали Платон, Эратосфен, Пифей, Кратет Маллосский, Посидоний, Стра¬бон, Мела, Плиний, Птолемей, если называть только самых известных геогра¬фов и ученых (см.: Olshausen E. Geographie // Mensch und Landschaft in der An¬tike. Lexikon der Historischen Geographie / Hrsg. von H. Sonnabend. Stuttgart; Weimar, 1999. S. 171). Ср.: Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах. М., 1961. С. 9: «Знания о гомеровской географии позволяют представить себе, что в эпоху сложения древнейшего эпоса о походе аргонавтов водные про¬странства за пределами Эгейского моря казались еще достаточно неопреде¬ленными и представление о его границах сливалось с представлением об Океане как об омывающем землю потоке, берега и острова которого населены обитателями потустороннего мира».
2.У древних греков сосуществовало несколько представлений о том, где находится царство мертвых, в том числе его располагали в океане или на острове посреди океана (подробнее об этом см.: Radermacher L. Das Jenseits im Mythos der Hellenen. Untersuchungen uber antiken Jenseitsglauben. Bonn, 1903; Berger H. Mythische Kosmographie der Griechen // Roscher W.H. Ausfuhr-liches Lexikon der griechischen und romischen Mythologie. Supplement III. Leipzig, 1904
---------------
/verus Gosha/
--------------------
1.Так, у Гомера вся ойкумена окружена со всех сторон океаном (Il. VII, 421-423 с запада; V, 6 с востока; I, 422-424 с юга; XVIII, 489 с севера; ср. дис¬куссию и доказательства, что Гомер видел землю окруженной океаном, у Страбона (I, 1, 3; 7-8). Гесиод также говорит о кругообразном течении Океа¬на (Theog. 776; так же в «Щите Геракла», 314, приписываемом Гесиоду). Вся античная литература разделяла мнение о таком соотношении суши и океана: так думали Платон, Эратосфен, Пифей, Кратет Маллосский, Посидоний, Стра¬бон, Мела, Плиний, Птолемей, если называть только самых известных геогра¬фов и ученых (см.: Olshausen E. Geographie // Mensch und Landschaft in der An¬tike. Lexikon der Historischen Geographie / Hrsg. von H. Sonnabend. Stuttgart; Weimar, 1999. S. 171). Ср.: Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах. М., 1961. С. 9: «Знания о гомеровской географии позволяют представить себе, что в эпоху сложения древнейшего эпоса о походе аргонавтов водные про¬странства за пределами Эгейского моря казались еще достаточно неопреде¬ленными и представление о его границах сливалось с представлением об Океане как об омывающем землю потоке, берега и острова которого населены обитателями потустороннего мира».
2.У древних греков сосуществовало несколько представлений о том, где находится царство мертвых, в том числе его располагали в океане или на острове посреди океана (подробнее об этом см.: Radermacher L. Das Jenseits im Mythos der Hellenen. Untersuchungen uber antiken Jenseitsglauben. Bonn, 1903; Berger H. Mythische Kosmographie der Griechen // Roscher W.H. Ausfuhr-liches Lexikon der griechischen und romischen Mythologie. Supplement III. Leipzig, 1904
---------------
/verus Gosha/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Если попытаться представить себе, как выглядела ойкумена в древнейшее время, получится весьма своеобразная картина. По карте-реконструкции видно, что, скажем, выход в океан через Босфорский пролив находится недалеко от выхода в океан через Адриатику, и этим могут объясняться резкие переходы Одиссея, Геракла, аргонавтов и других путешественников из северо-восточной части ойкумены (Черного моря) в западную часть (Адриатика и Тирренское море), или наоборот.
Представляется, что античные проливы — это изначально символ выхода в открытый океан, то есть из «нашего», (средиземного, цивилизованного мира в мир «чужой», фантастический, потусторонний, варварский; они воспринимались как нечто лимитрофное между жизнью и смертью . По мере освоения ойкумены некоторые проливы действительно оказались воротами в океан, а некоторые оканчивались «тупиком» или были «внутренними» проливами, и, если на западе Нашего моря (так называли акваторию Средиземного, Черного и Азовского морей в античности) это стало ясно довольно быстро (Гибралтар вел в океан, Сицилийский и Мессенский проливы оказались «внутренними», а Отрантский пролив не вел никуда, оказавшись глубоким заливом Адриатики), то на востоке, в районе Черного и Азовского морей, процесс физического и ментального освоения проливов шел долго и противоречиво. Априорные космологические и мифологические схемы, в рамках которых древний грек видел вселенную и ойкумену, долго не давали ему возможности «смириться» с географической асимметрией.
Представляется, что античные проливы — это изначально символ выхода в открытый океан, то есть из «нашего», (средиземного, цивилизованного мира в мир «чужой», фантастический, потусторонний, варварский; они воспринимались как нечто лимитрофное между жизнью и смертью . По мере освоения ойкумены некоторые проливы действительно оказались воротами в океан, а некоторые оканчивались «тупиком» или были «внутренними» проливами, и, если на западе Нашего моря (так называли акваторию Средиземного, Черного и Азовского морей в античности) это стало ясно довольно быстро (Гибралтар вел в океан, Сицилийский и Мессенский проливы оказались «внутренними», а Отрантский пролив не вел никуда, оказавшись глубоким заливом Адриатики), то на востоке, в районе Черного и Азовского морей, процесс физического и ментального освоения проливов шел долго и противоречиво. Априорные космологические и мифологические схемы, в рамках которых древний грек видел вселенную и ойкумену, долго не давали ему возможности «смириться» с географической асимметрией.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Особенно ярко представление о проливе, ведущем в океан, проявляется в отношении Черного моря (оно же Понтийское море и Понт Эвксинский). Так, Страбон пишет (I, 2, 10):
В гомеровскую эпоху Понтийское море вообще представляли как бы вторым Океаном и думали, что плавающие в нем на¬столько же далеко вышли за пределы обитаемой земли, как и те, кто путешествует далеко за Геракловыми Столпами. Ведь Понтийское море считалось самым большим из всех морей в нашей части обитаемого мира, поэтому преимущественно ему давалось особое имя «Понт», подобно тому как Гомера на¬зывали просто «поэтом». Может быть, по этой причине Гомер перенес на Океан события, разыгравшиеся на Понте , предполагая, что такая перемена окажется по отношению к Понту легко приемлемой в силу господствующих представлений (пер. Г.А. Стратановского).
Есть и еще одно свидетельство того, что Черное море пони¬малось изначально как часть Океана и считалось, что Северного моря можно достичь водным путем из Черного моря. Я имею в виду весьма древнюю традицию, согласно которой Меотида (Азовское море) воспринималась как часть Внешнего (в данном случае Северного) океана . По мере освоения Черного моря в результате Великой греческой колонизации стало ясно, что это — замкнутое море, напрямую не связанное с Океаном. Тем не менее попытки «связать» его с Океаном не прекращались на протяжении всей античности. Об этом свидетельствует, например, перенос названия Босфора (Фракийского) на Керченский пролив (Босфор Киммерийский); пролив, который должен был соединять Наше море с Внешним Океаном, таким образом, отодвигался за Черное море, а его функция — быть границей между этим и потусторонним миром — передавалась новому, имя которого оказывалось связанным с киммерийцами, в чьей стране локализовался вход в Аид.
В гомеровскую эпоху Понтийское море вообще представляли как бы вторым Океаном и думали, что плавающие в нем на¬столько же далеко вышли за пределы обитаемой земли, как и те, кто путешествует далеко за Геракловыми Столпами. Ведь Понтийское море считалось самым большим из всех морей в нашей части обитаемого мира, поэтому преимущественно ему давалось особое имя «Понт», подобно тому как Гомера на¬зывали просто «поэтом». Может быть, по этой причине Гомер перенес на Океан события, разыгравшиеся на Понте , предполагая, что такая перемена окажется по отношению к Понту легко приемлемой в силу господствующих представлений (пер. Г.А. Стратановского).
Есть и еще одно свидетельство того, что Черное море пони¬малось изначально как часть Океана и считалось, что Северного моря можно достичь водным путем из Черного моря. Я имею в виду весьма древнюю традицию, согласно которой Меотида (Азовское море) воспринималась как часть Внешнего (в данном случае Северного) океана . По мере освоения Черного моря в результате Великой греческой колонизации стало ясно, что это — замкнутое море, напрямую не связанное с Океаном. Тем не менее попытки «связать» его с Океаном не прекращались на протяжении всей античности. Об этом свидетельствует, например, перенос названия Босфора (Фракийского) на Керченский пролив (Босфор Киммерийский); пролив, который должен был соединять Наше море с Внешним Океаном, таким образом, отодвигался за Черное море, а его функция — быть границей между этим и потусторонним миром — передавалась новому, имя которого оказывалось связанным с киммерийцами, в чьей стране локализовался вход в Аид.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Так, в «Перипле Эритрейского моря» (60-е гг. I в. н.э.) прямо сообщается, что «лежащее около Каспийского моря Меотийское болото изливается в океан» . Живший во второй половине II в. н.э. Максим Тирский считает, очевидно, Северный океан связанным с Черным морем, когда замечает: «...из Океана течет Меотида, из Меотиды — Понт, из Понта — Геллеспонт и из Геллеспонта — Наше море...» . Как о заливе Северного океана пишет о Меотийском болоте и Марциан Капелла, автор V в. н.э. . О распространенности в античности такого представления об Азовском море свидетельствует Плиний Старший: по его наблюдению, многие считали, что Меотида — залив Северного океана .
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Поскольку, как отмечалось выше, выход в Океан отождествлялся с выходом в потусторонний мир , именно на границах «нашего мира», то есть на проливах находят свою локализацию различные хтонические чудища, связанные с Аидом, острова блаженных и прочие атрибуты загробного мира; проливы, таким образом маркируют лимитрофную зону между земным и загробным мирами. Следует также заметить, что локализуемые позже крайние пределы земли и находящиеся там потусторонние царства и явления в архаический период помещались гораздо ближе, на окраинах балканской и малоазийской Греции, и чаще всего у входов в «ближние» проливы .
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Если взять район восточных проливов и Черного моря, то уже вход в него воспринимался до освоения этого региона колонистами как выход в потусторонний мир . С таким представлением согласуется и помещение при входе в Черное море губительных мифических движущихся скал Планкты (или Симплегады или Кианеи), знаменующих выход в Океан, и страны живущих на берегу Океана киммерийцев, где никогда не бывает солнца и где Одиссей нашел вход в Аид, и острова Левки (= острова блаженных), где Ахилл — владыка мертвых — жил после своей смерти под Троей, и Таврики (Крыма), где было местопребывание принесенной в жертву Агамемноном Ифигении, получившей, как и Ахилл, бессмертие и превратившейся в Гекату — богиню смерти, тесно связанную с миром мертвых , и пещеры (и реки) Ахерон (в районе Гераклеи Понтийской), соединяющей этот мир с Аидом, из которого Геракл извлек стража подземного мира трехголового пса Кербера.
В причерноморском регионе помещали древние греки и такие «реалии», как Кавказскую скалу, к которой Зевс приковал Прометея, дракона, сторожившего золотое руно в сказочном заокеанском царстве Ээта и многие другие чудеса.
В причерноморском регионе помещали древние греки и такие «реалии», как Кавказскую скалу, к которой Зевс приковал Прометея, дракона, сторожившего золотое руно в сказочном заокеанском царстве Ээта и многие другие чудеса.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Плиний Старший пишет о Северном Причерноморье (VII, 10):
Рядом с теми, кто живет на севере, недалеко от места рождения Аквилона и от пещеры, называемой его именем, каковое место называют «гесклитрон» , обитают вышеназванные аримаспы, отличающиеся одним глазом в середине лба; у них идет постоянная война за рудники с грифами, родом крылатых зверей.
И здесь потусторонние «реалии» и монстры являются приметами «края света».
Рядом с теми, кто живет на севере, недалеко от места рождения Аквилона и от пещеры, называемой его именем, каковое место называют «гесклитрон» , обитают вышеназванные аримаспы, отличающиеся одним глазом в середине лба; у них идет постоянная война за рудники с грифами, родом крылатых зверей.
И здесь потусторонние «реалии» и монстры являются приметами «края света».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Само название Черного моря как Понта Эвксинского (то есть «Гостеприимного») иногда выводится из представления о нем как о «гостеприимном море царства мертвых». Любопытно, что Черное море не всегда считалось частью «Нашего». Так, схолиаст к «Аргонавтике» Аполлония Родосского (IV, 284) пишет о двух устьях Истра-Дуная, впадающих будто бы одно — в Адриатическое море, другое — в Понт Эвксинский; первое море он называет «Нашим», второе — «Понтийским», тем самым не относя Черное море к «Нашему».
Что же касается Отрантского пролива, ведущего в Адриатику, то и он, вероятно, воспринимался как выход в Океан, сопряженный с проходом в мир мертвых. Так, у Гомера острова Схерия (Коркира) и Итака, находящиеся почти при входе в Отрантский пролив, оказываются расположенным на крайнем западе .
Что же касается Отрантского пролива, ведущего в Адриатику, то и он, вероятно, воспринимался как выход в Океан, сопряженный с проходом в мир мертвых. Так, у Гомера острова Схерия (Коркира) и Итака, находящиеся почти при входе в Отрантский пролив, оказываются расположенным на крайнем западе .
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Несколько севернее острова Итака на выходе в Адриатику-Океан в античности был известен остров Левкада (Леикад патрп, совр. Lefkas), знаменитый тем, что с его скалы сбрасывали (очевидно, в жертву морю) людей и бросались сами желающие погибнуть (по преданию, это сделала поэтесса Сапфо).
Известно, что острова с названием Левкада, как этот остров и остров в Черном море, рассматривались в античности как вход в потусторонний мир. Гомер в «Одиссее» (XXIV, 11-13) описывает последнее путешествие в Аид женихов Пенелопы, убитых Одиссеем: они летят в сопровождении Гермеса из Итаки в Аид на край земли по Океану, мимо Левкадийской скалы.
Понятно, что если это самый западный пункт, известный грекам , то и Адриатическое море могло с легкостью восприниматься как залив Океана, предваряющий вход в подземное царство Аида, и остров Левкада должен был маркировать близость к Аиду. Собственно, «океанический контекст» этой Левкады, который смущал А.И. Иванчика и заставлял его видеть в ней остров Ахилла в Черном море , при восприятии Адриатического моря как залива Океана не препятствует отождествлению гомеровской Левкады с островом в Адриатике.
Известно, что острова с названием Левкада, как этот остров и остров в Черном море, рассматривались в античности как вход в потусторонний мир. Гомер в «Одиссее» (XXIV, 11-13) описывает последнее путешествие в Аид женихов Пенелопы, убитых Одиссеем: они летят в сопровождении Гермеса из Итаки в Аид на край земли по Океану, мимо Левкадийской скалы.
Понятно, что если это самый западный пункт, известный грекам , то и Адриатическое море могло с легкостью восприниматься как залив Океана, предваряющий вход в подземное царство Аида, и остров Левкада должен был маркировать близость к Аиду. Собственно, «океанический контекст» этой Левкады, который смущал А.И. Иванчика и заставлял его видеть в ней остров Ахилла в Черном море , при восприятии Адриатического моря как залива Океана не препятствует отождествлению гомеровской Левкады с островом в Адриатике.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
- Всего сообщений: 5959
- Зарегистрирован: 29.01.2018
- Возраст: 30
Re: Скифия
Скифов «омолаживают» называя ираноязычными, никто не видел письма скифов. Потому нужно более подробное изучение происхождение скифов из колхов с культом солнца.
Культ солнца у скифов является наследием арийского и даже индоевропейского времени. У многих родственных народов солнечные мотивы были со временем ослаблены, подверглись значительным изменениям, скифы же сохранили их в "чистом виде", о чем можно судить по работам древних писателей, археологическим материалам и т.д. Графическое изображение бегущего солнца, дошедший из глубин веков знак свастики, орнамент в виде концентрических кругов, изображение солнца на культовых объектах и предметах быта характерны для скифского искусства и свидетельствуют о том, что поклонение главному светилу пронизывало все стороны жизни скифов".
Культ солнца у скифов является наследием арийского и даже индоевропейского времени. У многих родственных народов солнечные мотивы были со временем ослаблены, подверглись значительным изменениям, скифы же сохранили их в "чистом виде", о чем можно судить по работам древних писателей, археологическим материалам и т.д. Графическое изображение бегущего солнца, дошедший из глубин веков знак свастики, орнамент в виде концентрических кругов, изображение солнца на культовых объектах и предметах быта характерны для скифского искусства и свидетельствуют о том, что поклонение главному светилу пронизывало все стороны жизни скифов".
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
К этому же кругу представлений об океанического-потусторонней Адриатике следует отнести характеристику, данную этому морю Аполлонием Родосским, который назвал отдаленную часть Адриатического моря «морем Кроноса» (IV, 508; 527; 548; 552) , — «именем, с которым связано представление о загробном мире, об островах блаженных, на которых царствует Кронос и которое прилагалось к Адриатическому морю лишь в порядке перенесения на него представлений о Северном океане».
Эсхил в «Прометее Прикованном» (837) называет Адриатику «огромным заливом Реи», что тоже отсылает нас к царству мертвых, где правят супруги Рея и Кронос . В этой связи примечательно, что, по мнению исследователей, Италия изначально воспринималась греками не как часть материка и не как огромный полуостров, а как неопределенный архипелаг, расположенный на крайнем западе ойкумены. Это также могло способствовать развитию представлений о возможности океанических плаваний и выходов в Океан из Адриатики и Тирренского моря.
Эсхил в «Прометее Прикованном» (837) называет Адриатику «огромным заливом Реи», что тоже отсылает нас к царству мертвых, где правят супруги Рея и Кронос . В этой связи примечательно, что, по мнению исследователей, Италия изначально воспринималась греками не как часть материка и не как огромный полуостров, а как неопределенный архипелаг, расположенный на крайнем западе ойкумены. Это также могло способствовать развитию представлений о возможности океанических плаваний и выходов в Океан из Адриатики и Тирренского моря.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Что касается предполагаемой нами связи Адриатического моря и Черного, следует указать, что не случайно в античности существовало мнение о подземном соединении этих морей. Страбон (I, 3, 15) в дискуссии о поднятии уровня моря приписывает Гиппарху следующее утверждение: «сказав, что. прежде вся Ливия и большая часть Европы и Азия должны были быть покрыты водой, он прибавляет, что Понт, вероятно, в некоторых местах сливается с Адриатикой» (пер. Г.А. Стратановского). Считалось также, что между Адриатикой и Понтом есть гора, поднявшись на которую, можно увидеть оба моря. Сам Дунай, по представлениям античных авторов, соединял Черное и Адриатическое моря, впадая в оба моря разными руслами.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55840
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Понимание того, что проливы воспринимались греками периода архаики как проходы в Океан, имеет большое значение для толкования многих текстов, описывающих странствования древних героев, таких как Одиссей, аргонавты, Геракл и некоторых других. По моему мнению, Одиссей из Западного Средиземноморья, где проходила первая часть его странствий, через Адриатический «пролив» попал в Северный океан, через который быстро добрался до острова Кирки, находящегося на крайнем северо-востоке ойкумены, собственно в район Черного моря, которое тогда считалось заливом Океана. Здесь он оказался в стране киммерийцев, где был вход в Аид, что полностью соответствует семантике океанических плаваний архаических греков.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 4 Ответы
- 2255 Просмотры
-
Последнее сообщение tamplquest