СкифияИстория древнего мира

Закончилась с падением в 476 году нашей эры западной Римской империи.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 22057
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Скифия

Сообщение Gosha »

Греция и Скифия

Скифия как крупнейшее варварское образование на севере - северо-востоке ойкумены на протяжении всей античности вызывала огромный интерес греков и римлян, запечатленный в сотнях письменных текстов. Отразившийся в античных источниках образ Скифии (и скифов) имеет различные аспекты: географический, политический, социальный, военный, культурный, этический и др. Все они в разной степени подробности представлены в античных свидетельствах.

Мы не ставим перед собой цели исследовать реальную исто¬рию Скифии. Это — дело археологов и историков. Наша задача — понять, какой образ Скифии существовал в античной литературной традиции, как Скифия воспринималась глазами греков и римлян. Нас будет интересовать Скифия как географическое понятие, как этническая общность, как политическое образование, как система определенных этических ценностей. Мы попытаемся проследить формирование стереотипов восприятия Скифии и скифов в идеологии и повседневной жизни греков и римлян. Этот субъективный образ необязательно должен соответствовать реальной исторической ситуации в Скифии .

Более того, литературная традиция о скифах, принадлежавшая чужим для скифов людям, которые были часто врагами, не может не быть субъективной. При этом встают важные для исторического исследования вопросы восприятия людьми одной цивилизации географических, общественно¬политических, нравственных реалий другой. Большое значение приобретают проблемы «образа другого», противопоставления «цивилизация / варварство», идеализации «природного человека», противостояния ценностей демократического и авторитарного устройства общества и другие.

Скифия и в самом деле представляла собой совершенно особый регион в рамках античной ойкумены. Эта особость в глазах греков проявлялась во многом: в удаленности страны, находящейся где-то на северной окраине ойкумены, в непривычном для греков климате Скифии, в необычном образе жизни — кочевничестве, в воинственности и жестокости скифов, в ярко выраженном «варварском» характере этого мира. Недаром «Скифский логос (рассказ)» Геродота образует самую большую часть в его описаниях «варварских» народов.

Интерес к скифам подогревался тем обстоятельством, что греки рано вошли в соприкосновение со скифским миром, когда в ходе Великой греческой колонизации поселились на северных берегах Черного моря. Именно сюда, на побережья Черного моря греки перенесли многие мотивы и образы своей мифологии, связанные с путешествием Одиссея, скитаниями Геракла и Ио, мученичеством Прометея, походом аргонавтов в Колхиду за золотым руном, посещением Ифигенией, Орестом и Пиладом Таврики, местом посмертной жизни Ахилла на острове Левка, с воинственны¬ми женщинами-амазонками, блаженным народом гипербореев, с грифонами и проч. Став неотъемлемой частью античной литературы — эпоса, драмы, поэзии, романов, ученых трудов, — эти сюжеты на протяжении веков продолжали привлекать к себе внимание античных авторов.

Представление о контрасте между своим, обжитым, цивилизованным миром и далекой, враждебной человеку, потусторонней периферией побуждало человека античности относиться к отдаленным частям ойкумены как к лимитрофным зонам между земным и загробным мирами, мифологизировать отдаленные регионы, представлять их как совершенно иной мир с чудесными явлениями, монстрами, особым климатом, помещать там вход в царство мертвых или само это царство.

Скифия была идеальным местом для бытования таких представлений.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 22057
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Скифия

Сообщение Gosha »

Античная литературная традиция о скифах

Изучение античных источников по истории Скифии и скифов существенно облегчается тем фактом, что в распоряжении исследователя есть несколько изданий, содержащих собрание фрагментов трудов античных авторов, в которых встречаются упоминания Скифии и скифов.

Большая роль, которую играли в жизни античного мира кочевые и оседлые народы Восточной Европы (от киммерийцев и скифов до готов и гуннов), определила тот постоянный интерес античных авторов к этому региону, который выразился в огромном числе описаний, упоминаний, аллюзий, относящихся к истории Причерноморья. Практически ни один античный писатель, начиная с Гомера, не обошел своим вниманием северо-восточной окраины известной в то время ойкумены.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 22057
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Скифия

Сообщение Gosha »

Более четырехсот авторов — поэтов, философов, географов, историков, ораторов, военных, политиков — оставили известия о народах Северного Причерноморья.

Интересующая нас информация содержится в различных видах и жанрах источников: это поэзия (эпос, драма, лирика), художественная проза (например, роман, новелла, диалог), политический трактат, судебная речь, научное произведение (посвященное, скажем, философии, минералогии, астрологии или зоологии), географическое описание, лоция, карта, наконец, исторический труд.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 22057
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Скифия

Сообщение Gosha »

Особенно ценны сочинения таких авторов, как Геродот, Полибий, Страбон, Диодор Сицилийский, Тацит, Дион Кассий, Плиний Старший, Аммиан Марцеллин, оставивших важные сведения о народах Северного Причерноморья, в том числе о скифах. Однако их труды не были посвящены непосредственно Северному Причерноморью, большая часть информации об этом регионе сообщается лишь в связи с имеющими какое-то отношение к нему событиями.

Естественно поэтому, что не вся информация равноценна по своей значимости и достоверности; существует большое количество авторов, которые лишь пересказывали старые, ставшие легендарными и стереотипными, «общие места» и литературные штампы. Но для нас как раз важно, что думали о скифах античные люди и какие стереотипы господствовали в разные периоды истории. Поскольку речь идет о представлениях античных авторов о Скифии (и скифах), большей частью к анализу взяты прямые ци¬таты из их произведений, в которых звучит их прямая речь.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 22057
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Скифия

Сообщение Gosha »

* * *

Сведения о Скифии и скифах сохранились в древнегреческой литературе начиная с VI в. до н.э., когда те впервые появились в Северном Причерноморье; около I в. н.э. их политическое значение сходит на нет и свежих свидетельств о них практически не имеется.

Первым, насколько известно, назвал скифов по имени автор гесиодического (то есть приписываемого Гесиоду, но ему не принадлежащего) стихотворного «Каталога женщин», созданного, вероятно, во второй половине VI в. до н.э. Однако контекст, в котором он их упомянул, относит знание о скифах к еще более раннему времени, а именно к Гомеру. Дело в том, что Гомер в «Илиаде», не называя скифов, говорит о неких народах на севере Евразии, которые попали в поле зрения Зевса, восседавшего недалеко от Трои на горе Ида (XIII, 1-7):
Зевс, приблизив троянцев и Гектора к [ахейским] судам, оставил их перед судами беспрерывно нести труды и беды, а сам обратил вспять светлые очи, взирая в даль на землю конеборных фракийцев, сражающихся врукопашную мисийцев и дивных (агавов) доителей кобылиц (гиппемолгов), млекоедов (глактофагов) и абиев, справедливейших из людей. А к Трое он совсем уже не обращал светлых очей... (пер. В.В. Латышева).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 22057
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Скифия

Сообщение Gosha »

Соседство с северными по отношению к Эгеиде фракийцами и мисийцами «дивных доителей кобылиц, млекоедов и абиев, справедливейших из людей» позволяет локализовать эти последние народы также на севере, а последующая в античной литературной традиции характеристика скифов как номадов, передвигающихся на лошадях и питающихся молоком кобылиц, прямо указывает на скифов как предмет описания Гомера.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 22057
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Скифия

Сообщение Gosha »

Современные исследователи, как и античные комментаторы этого перечня народов, спорят, что считать эпитетом, а что этнонимом, начиная со слова «дивные» (агавы) , тем не менее никто не сомневается, что здесь имеются в виду именно скифы. Как раз свидетельство гесиодического «Каталога женщин» об этом народе не оставляет в этом никаких сомнений. В одном фрагменте «Каталога» (Fr. 150 Merkelbach — West) перечисляются эфиопы, ливий¬цы и «скифы, доители кобылиц (гиппемолги)» , а в следующем фрагменте (152 Merkelbach — West) — «земля млекоедов (глактофагов), имеющих повозки вместо жилищ». Из первого видно, что скифы упоминаются, наряду с эфиопами и ливийцами, среди далеких окраинных районов ойкумены, во втором мы обнаруживаем новую характеристику скифов — они номады, чье основное занятие — коневодство.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 22057
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Скифия

Сообщение Gosha »

Греческий драматург Эсхил (525/524-456/455 г. до н.э.), рабо¬тавший примерно в то же время, когда создавался «Каталог», так¬же упоминает скифов. В драме «Прометей Прикованный» скиф¬ский этноним встречается в следующем виде:
Ст. 1-2. С и л а. Мы прибыли в отдаленный край земли, в скифскую страну, в безлюдную пустыню...

Ст. 427-440. ...Х о р (к Прометею). Все смертные, которые обитают в ближайших местностях священной Азии, соболезнуют твоим плачевным страданиям: и девы — обитательницы колхидской земли, бестрепетные в боях, и многолюдные пле¬мена скифов, обитающие на краю земли вокруг Меотийского озера.

Ст. 729-761. П р о м е т е й (к хору и Ио). Выслушайте теперь об остальных страданиях, которые предстоит юнице вытерпеть от Геры. И ты, дочь Инаха, вложи в душу мои слова, чтобы уз¬нать пределы своих странствований. Прежде всего поверни от¬сюда к восходу солнца и иди по невспаханным степям; ты придешь к кочевникам-скифам, которые живут на высоких по¬возках с прекрасными колесами под плетеными кибитками, вооруженные дальнобойными луками. К ним ты не приближайся, но удались из этой страны, идя вдоль шумного и утесистого морского берега (пер. В.В. Латышева).

Итак, уже Эсхил знает, что скифы:
1) многочисленны,
2) живут в пустынной (степной) местности,
3) на северной окраине ойкумены, около Азовского моря (в античности — Меотийское озеро),
4) ведут кочевнический образ жизни,
5) они прекрасные лучники и,
6) вероятно, жестоки, коль скоро Прометей не советует Ио приближаться к ним.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 22057
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Скифия

Сообщение Gosha »

Мы должны признать, таким образом, что уже во второй половине VI в. до н.э. в основном сложился тот образ Скифии, который далее станет хрестоматийным.

Редкие упоминания севернопричерноморских реалий в VIII¬VI вв. до н.э. встречаются исключительно в поэзии — первой литературной форме древних греков (Гомер, Гесиод, Стасин, Арктин, Эвмел, Каллин, Алкман, Мимнерм, Алкей, Сафо, Аристей Проконнесский, Анакреонт). От большинства их сочинений дошли только небольшие фрагменты, но и в них мы находим упоминания скифов, исседонов, аримаспов и других полумифических народов Восточной Европы. Так, от Алкея (конец VII - начало VI в. до н.э.) мы узнаем, что Ахилл считался «владыкой земли скифской» (Fr. 354 Page), из чего исследователи часто делают вывод о культе Ахилла среди скифов, или, по крайней мере, в греческих городах Северного Причерноморья.

У Еврипида в драме «Рес» (426-436 гг.) фракийский владыка Рес так оправдывает свое опоздание на Троянскую войну: «живущий в соседней (с Фракией) земле скифский народ завязал со мною войну, когда я собирался двинуться на пути к Илиону» (пер. В.В. Латышева). Скифы, таким образом, выступают здесь, практически, как у Гомера, соседями фракийцев.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 22057
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Скифия

Сообщение Gosha »

Древнегреческая наука — философия, космология, география, естествознание, история — зародилась в среде греков Малой Азии в Ионии. Именно представителям ионийской науки мы обязаны первыми реальными сведениями об истории и географии Северного Причерноморья. Греческая колонизация побережий Средиземного и Черного морей (а в ней активно участвовали ионийцы) принесла много новых сведений о народах Причерноморья, в частности, о скифах, которые и были зафиксированы ионийскими учеными VI-V вв. до н.э. Анаксимандром, Гекатеем Милетским, Геллаником Митиленским, Эвдоксом, Дамастом и, наконец, Геродотом, чей труд стал вершиной ионийской исторической мысли. Все эти сочинения, кроме Геродотова, известны нам по немногочисленным фрагментам, сохранившимся в произведениях позднейших авторов.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Скифия -Царство Курганов
    BOBER86 » » в форуме Доисторические времена
    4 Ответы
    1065 Просмотры
    Последнее сообщение tamplquest

Вернуться в «История древнего мира»