Наука о Войне 1941-1945Вторая мировая война

1939 — 1945
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

В картине Давлетьярова нет полутонов. Плоский киноязык проводит четкую грань между Добром и Злом. Поэтому враг предстает в виде карикатурных монстров: съемка крупных планов «зверских» лиц, сцены боя с профессионально поставленными драками, в которых фашисты изображены в роли почти сверхлюдей - все это создает атмосферу нереальности происходящего.

Главные герои не успевают раскрыться.

Из повествования вырезаны второстепенные детали, которые в картине Ростоцкого помогали понять внутренний мир каждого персонажа и проанализировать истоки мужества людей разных характеров и социальных пластов. Уход от неторопливого повествования с глубоким погружением в психологию персонажа привел к тому, что фильм воспринимается как очередной боевик, в котором «внешняя форма» доминирует над «внутренним содержанием».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Мощную государственную и медийную поддержку получила картина «Битва за Севастополь» (реж. С. Мокроусов, 2015 г.). Ее сюжет строится по мотивам биографии легендарного снайпера Людмилы Павличенко.

Авторы картины утверждают, что стремились создать психологический портрет героя войны, а не снять очередной блокбастер на военную тему.

Одним из маркетинговых ходов, привлекающих молодое поколение к просмотру ленты, было упоминание о том, что фильм основан на реальных событиях. Это заставило аудиторию ознакомиться с биографией легендарного снайпера, что является положительной тенденцией. Однако для тех, кто воспринимает художественное воплощение буквально, «Битва за Севастополь» может стать источником недостоверных сведений о героине. Большое количество фактов о жизни и борьбе Л. Павличенко в картине С. Мокроусова является художественным вымыслом.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Создатели фильма не смогли обойтись без современных спецэффектов. Поэтому целые эпизоды созданы в жанре голливудских блокбастеров. Панорамные «технологичные» сцены сменяются классическим киноповествованием с традиционной сменой крупности планов, репликами героев и риторическими паузами. Такие резкие переходы нарушают ощущение целостности сюжета, препятствуют созданию эффекта сопричастности зрителя. Обилие спецэффектов напоминает современные компьютерные игры, создавая впечатление нереальности военных действий.

Особенность киноязыка фильма проявляется и в подборе музыкального сопровождения. Современные поп- и рок-композиции включены в картину не случайно. Понятный молодой аудитории музыкальный материал привлекает внимание к фильму. Однако происходящее на экране в сопровождении современных известных исполнителей выглядит как красивая сказка о войне, не имеющая отношения к реальным историческим событиям.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Кульминацией музыкального раскрытия становится кавер на песню В. Цоя «Кукушка» в исполнении П. Гагариной. Это, по сути, самостоятельный музыкальный клип, включенный в фильм. Для молодой аудитории с клиповым мышлением подборка качественных с художественной точки зрения военных кадров под культовую песню в исполнении популярной певицы становится едва ли не самым запоминающимся эпизодом.

Это отвлекает от образа героини и общей канвы повествования. Таким образом, попытка раскрыть героическую личность на фоне войны средствами современного клипового языка превратила хороший с точки зрения идеи и операторского искусства киноматериал в еще один блокбастер с претензией на психологическую драму.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Самым противоречивым и одновременно «кассовым» стал отечественный фильм режиссера А. Сидорова «Т-34» (2018). В первый день проката фильм собрал более 111 млн рублей. Общие сборы картины составляют более $ 35 млн.

«Т-34» - шестая российская картина, созданная в формате IMAX. Фильм, по словам создателей, представляет собой образец военно-приключенческого жанра.

Режиссер и автор сценария А. Сидоров в интервью телеканалу «Россия» 08 июля 2017 г. заявил, что главная задача «рассказать историю войны так, чтобы увлечь молодежь и не вызвать противоречий у тех, кто еще хранит Великую Отечественную в своей памяти».

Ориентация на «цифровое поколение» проявляется во всем: экшн-драма буквально состоит из спецэффектов, объемный звук рвущихся снарядов, частое использование приемов slow mo и rapid. Мощная технологичность на фоне плоских, нераскрытых характеров героев, однотипных диалогов, простых, не претендующих на интеллектуальную остроту шуток, приправленных сниженной лексикой, создают общую атмосферу сетевой компьютерной игры, а не военной драмы.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Кинокритик А. Долин называет «Т-34» «чистой фантазией, адаптированной для тинейджеров» . В картине отработана классическая голливудская схема с традиционным « happy end»: положительный герой побеждает откровенно глупых врагов, спасает прекрасную девушку и преданных друзей. Кинокритики объясняют, в чем принципиальная разница между советскими военными фильмами и современными картинами.

«Это образцово¬показательное бесстрашие, этот программный героизм слегка смущают. Поначалу сам не понимаешь, чем. А потом вспоминаешь, к чему возводит свою генеалогию «Т-34»: к советским фильмам о войне. В лучших из них противниками были не немцы, как здесь, а война как таковая. Они показывали, как человек сохраняет в себе человеческое благодаря стремлению к миру и памяти о нем. Пространство «Т-34» устроено принципиально иначе. Оно отдано тотальной нескончаемой войне, в которой царит утешительная простота: есть наши, есть враги, и врагов надо бить до победного конца. Без боли и горечи, с азартом и остервенением игроков компьютерного чемпионата».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Это мнение разделяет и обозреватель «Новой газеты» Л. Ма¬люкова, которая сравнивает новый кинопродукт с советскими военными драмами, подчеркивая, что «в тех фильмах живым пульсом билась фолкнеровская идея: с войны нельзя прийти победителем. В них было осознание глобальной катастрофы, которой была для нашего народа Вторая мировая. В новейшей отечественной кино-войне не отыскать авторской точки зрения. Вместо обращения к мифу - мифологизация истории. Вместо антивоенного духа - девиз «Можем повторить!», призыв к подвигу. Вместо жестокого умного врага - сплошные идиоты. Романтизация войны, ощущение легкости победы охватывает экран».

Главная опасность современного прочтения военной тематики заключается именно в романтизации этого трагического периода истории, создании иллюзии легкости победы и ничтожности жертвы, которую принесли народы бывшего СССР во имя свободы и мира.

Современные популярные военные кинофильмы, созданные как коммерческий продукт, часто вольно интерпретируют исто¬рические факты, пренебрегают глубоким анализом фактического материала и духовно-нравственной составляющей, уделяют больше внимания форме, игнорируя содержание. Подобная тенденция опасна, поскольку искажает историческую память и создает у молодого поколения ложное представление о чувстве патриотического долга.

Список литературы

1.Герасимова С.А. Культурология и теория телекоммуникации: элементарный курс: учебное пособие / С.А. Герасимова. М.: Гардарики, 2007. 173 с.
2.Мердешев Е.Г., Макарова И.И. Формирование исторической памяти у молодежи средствами кинематографа (на примере фильмов о ВОВ) // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2015 г.) / редколл.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 157-158.
3.Мартыненко М.В. Возможности телевидения для пропаганды патриотизма: медиаведческий аспект // Вестник ПГЛУ. 2011. № 3. С. 199-222.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Е.А. Полиновская

Подпольная организация «Молодая гвардия» в кинематографической коммеморации

Аннотация. Статья посвящена проблеме отражения в кинематографе исто¬рии одной из самых известных подпольных молодежных организаций в годы Великой Отечественной войны - «Молодой гвардии» в г. Краснодоне. Автор анализирует отображение деятельности молодых подпольщиков в классическом фильме С.А. Герасимова, снятого по роману А.А. Фадеева в 1948 г., и российском сериале 2015 г. с одноименным названием. На основе проведен¬ного сравнения сделан вывод об эволюции коммеморации легендарных совет-ских героев в кинематографе.
Ключевые слова: подпольная организация; комсомол; коммеморация; герои; фильмы; «Молодая гвардия»; фашистская оккупация.

Комсомольская краснодонская организация «Молодая гвардия» без преувеличения является одной из самых известных подпольных групп Великой Отечественной войны. Всесоюзную и даже всемирную известность героям принес роман Александра Фадеева, написанный буквально по горячим следам событий, а также легендарный фильм выдающегося советского режиссера Сергея Герасимова «Молодая гвардия». «Впечатление от обоих произведений сегодня трудно передать - оно было в полном смысле потрясающим. Грандиозным!» - вспоминал журналист Виктор Кожемяко.

В настоящее время в связи с возвращением внимания к героическим страницам нашей истории, а также с событиями на Донбассе интерес к краснодонским подпольщикам вновь возродился. К 70-летию Победы Первый канал выпустил на экраны новый фильм, громко прорекламировав его как «подлинную историю» знаменитой подпольной организации.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Фильм С. Герасимова снимался по роману Фадеева, который, воссоздавая историю «Молодой гвардии», использовал документальные источники и все же писал художественный роман, о чем заявлял неоднократно. Сериал 2015 г. режиссер Л. Пляскин охарактеризовал так: «Наш фильм - не ремейк легендарной картины Сергея Герасимова и не экранизация романа Фадеева. Мы представляем свой взгляд на их подвиг, основываясь на историческом материале» . Представляется актуальной и интересной задачей рассмотреть, как изменилась коммеморация героев-краснодонцев и насколько объявленная создателями цель была выполнена.

В отчете ЦК комсомола командир «Молодой гвардии» Иван Туркенич так определил основные направления деятельности подполья: «...нами была разработана программа действий подпольной организации. Борьба с вражеской пропагандой, противодействие немцам во всех мероприятиях, вооруженная борьба - вот коротко задания, которые мы поставили перед собой» [1, с. 35-36]. За три месяца существования молодогвардейцы распространили более 5 тыс. листовок, спасли раненых советских бойцов из краснодонской больницы, освободили военнопленных из лагеря на хуторе Волченский, осуществили ряд диверсий, среди которых самая дерзкая - поджог биржи труда, где сгорели списки краснодонцев, предназначенных к угону в Германию, нападали на гитлеровские автомашины, уничтожили десятки гитлеровских солдат, казнили нескольких полицаев.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

На 25-летие Октябрьской революции подняли в городе восемь красных флагов. Обосновались в клубе имени Горького, который стал их нелегальной штаб-квартирой, и не давали нацистам проводить свою агитацию. Большая часть этой боевой деятельности в фильм не попала. Зато присутствуют выдуманные факты - налет на фашистский склад, захват «языка», похищение эсэсовца. В новом фильме историю «Молодой гвардии» изобразили, как отмечали критики, «максимально приближенно к современным боевикам» - «погони, преследования, перестрелки».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Считается, что подпольная комсомольская организация «Молодая гвардия» была создана в конце сентября путем объединения отдельных молодежных нелегальных групп. Решающим толчком в ее создании стала расправа немецко-фашистских оккупантов с 32-мя краснодонцами - коммунистами, активистами советской власти, шахтерами-ударниками, которых живыми закопали в городском парке.

О причинах расправы сообщил начальник окружной жандармерии Ренатус, фигурирующий и в новом сериале: «Получив список 32-х местных коммунистов, я вызвал к себе Соликовского и Стаценкова, которые подтвердили мне, что все эти лица являются активными сторонниками Советской власти.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Для меня это было вполне достаточно, чтобы расстрелять этих людей. 28 сентября 1942 г. я приказал Соликовскому уничтожить арестованных коммунистов, не ограничивая при этом его в способах уничтожения».

И эта жестокая казнь, потрясшая весь город, выброшена из сериала и заменена убийством евреев, которых скидывают в шахту. Представляется, что такая трактовка связана с давно существующим спором по поводу роли партии в организации и деятельности молодежного подполья. Еще во время создания книги и фильма Герасимова Сталин подверг критике обоих творцов, за то, что они не показали руководящей роли коммунистов в подпольной работе комсомольцев.

И соответствующие эпизоды были внесены в оба произведения. С постсоветского времени, особенно на Украине, активно продвигалась версия о «стихийности» «Молодой гвардии», о полном отсутствии руководства и связей «взрослого» и комсомольского подполья.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Эта же мысль проводится и в новом сериале. Коммунистов, взрослого подполья в новом фильме нет. Но источники говорят о его существовании. Связь его с молодежной организацией осуществлялась через молодого коммуниста Евгения Мошкова, директора клуба имени Горького, где базировался штаб молодогвардейцев, и молодогвардейца Владимира Осьмухина, работавшего в электромеханических мастерских. Старшие товарищи помогали юным подпольщикам советами, а то и передавали им прямые указания и задания.

Вот как об этом вспоминает оставшийся в живых член штаба «Молодой гвардии» Василий Левашов: «Мошков требовал, чтобы по всем важным вопросам работы «Молодой гвардии» мы обязательно советовались с ним. Но это предупреждение было излишним. Мы для того искали связи с коммунистами, чтобы пользоваться их опытом» [2, с. 129].
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Все коммунисты подпольщики были арестованы, подвергнуты пыткам и вместе с молодыми патриотами расстреляны и сброшены в шурф шахты № 5. Но, к сожалению, на страницах «подлинной истории» этим героям не нашлось места. То есть просматривается характерная для настоящего времени деидеологизация патриотизма героев. В фильме упоминается, что его герои - комсомольцы и молодогвардейцы собираются в каком-то выдуманном гроте, в котором открыто вывешен советский флаг, что, кстати, выглядит нереально. Но нет ни временных комсомольских удостоверений, в которых было написано «действительно на время Отечественной войны» (такие билеты сохранились и представлены в музее «Молодой гвардии» в Краснодоне), ни приема в комсомол, ни самого функционирования комсомольской организации, ни того духа комсомольской убежденности, который был присущ этим советским ребятам.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Закорецкий
Всего сообщений: 1045
Зарегистрирован: 26.12.2019
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: социал-демократические
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Закорецкий »

Значит.... После многолетних изучений темы возникает и все более укрепляется простой вывод:
Наука о Войне 1941-1945 представляет собой попытку найти баланс между
политикой, пропагандой, софистикой и демагогией.
А реального научного подхода в этой теме не существует как класса.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Взгляд отечественных историков

Отклонимся от темы по инициативе Закорецкого, который мог бы не лезть со своим ЗНАЧИТ... в чужую тему!

В годы Холодной войны тема Мюнхенского договора 29–30 сентября 1938 г. и тема советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 г. занимали
центральное место в продолжительных дебатах советских историков с западными коллегами. Точкой отсчета в развязывании дискуссий стала публикация
секретного дополнительного протокола пакта Молотова — Риббентропа в 1948 г. в сборнике немецких документов, изданных США совместно с Великобританией
и Францией [Nazi-Soviet Relations]. Ответной реакцией СССР стала культовая для советской историографии историческая справка «Фальсификаторы истории»
[Фальсификаторы истории], которая не только обвинила США и Великобританию в уступках по отношению к агрессивной политике А. Гитлера, но и определила содержание и характер советских исторических работ.

Перестройка в СССР и последующий распад страны позволили отечественным историкам в конце 1980-х — начале 1990-х гг. по-новому взглянуть на проблему происхождения Второй мировой войны, что обусловило появление «традиционного» и «критического» подходов. Сторонники первого продолжают
советскую традицию и оправдывают внешнюю политику Советского Союза накануне и во время Второй мировой войны, в то время как «критики» осуждают
действия лидеров СССР, считая, «что они (действия) были порождены тоталитарным сталинским режимом, противоречили демократическим принципам и международному праву, затрудняли борьбу против фашизма» [Смирнов].

На современном этапе развития российской исторической науки проблема истоков Второй мировой войны приобретает новое звучание в многочисленных
исследованиях, монографиях, статьях и научных сборниках отечественных ученых [Вторая мировая война в мировой политике ХХ в.; Вторая мировая война
и современность; Общество и война; Иванов, 2012а; 2012б; 2012в; 2013; Молодяков; Строковская; Фалин]. Однако в рамках данной статьи особый интерес
представляют издания, инициированные официальными государственными Л. В. Коробицына. Истоки Второй мировой войны в современной историографии
История органами и отражающие концепцию, которая, как мы полагаем, отвечает требованиям современного российского общества в плане формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне.

В 2015 г. Министерство обороны Российской Федерации инициировало издание 12-томного обобщающего исследования «Великая Отечественная война»,
которое, среди прочего, представило широкой публике официальную государственную трактовку предвоенных событий. Анализируя второй том этого издания,
названный «Происхождение и начало войны» и посвященный рассматриваемой нами теме, мы, в сущности, сталкиваемся с «традиционной» позицией, хотя
и нашедшей новое звучание на современном этапе развития историографии. Как и большинство зарубежных и отечественных ученых, авторы многотомного исследования первоначальным источником Второй мировой войны считают заключение Версальского договора, заложившего основу для нарастания противоречий в Европе.

Помимо этого, особый акцент был сделан учеными на положение России, которая в 1918–1922 гг. пережила гражданскую войну, сопряженную с военной
интервенцией Антанты и Четверного союза, а затем долгое время не воспринималась как равноправный игрок на международной арене. Настороженное отношение к Советскому Союзу со стороны Запада, внутренние социально-экономические проблемы, нарастание напряжения на западных и восточных рубежах побуждали лидеров СССР вести двойственную и непоследовательную внешнюю политику [Великая Отечественная война…, с. 33–34].

В начале 1930-х гг. Советский Союз пошел на активное сближение с европейскими государствами и США (1933), вступил в Лигу Наций (1934), заключил
договор о взаимной помощи с Францией (1935). Однако агрессивная внешняя политика Италии в отношении Эфиопии и Германии в отношении Рейнской
области нарушили хрупкую систему, установившуюся в Европе, что толкнуло Францию на сближение с Великобританией и автоматически обесценило договор,
заключенный с СССР в 1935 г. В 1936 г., в связи с подписанием Антикоминтерновского пакта, положение Советского Союза заметно усугубилось. Глава
Народного комиссариата иностранных дел М. М. Литвинов писал: «Коминтерн в соглашении является лишь кодом, под которым надо понимать СССР» [Документы внешней политики, с. 665–666]. Аншлюс Австрии и подписание Мюнхенского соглашения подтвердили опасения советских лидеров в отношении того,
что западные державы намерены пойти на союз с Гитлером в том числе из-за страха перед большевистской угрозой, якобы нависшей над Восточной Европой
[Великая Отечественная война…, с. 109]. Несмотря на безуспешность советско-англо-французских переговоров лета 1939 г., они побудили Германию заключить
договор о ненападении, который дал Советскому Союзу возможность выиграть время и подготовиться к грандиозному противостоянию 1941–1945 гг.
Несколько иная картина предвоенной международной политики была представлена в многотомном исследовании «Великая Победа» [2015], изданном
МГИМО и Министерством иностранных дел России.

Первый том «Канун трагедии», включавший статьи ведущих российских историков по проблеме происхождения Второй мировой войны, отразил все многообразие теорий и концепций, имеющих место в рамках современной отечественной и, частично, зарубежной науки. В статье «Мюнхенская конференция и советско-германский пакт о ненападении в дискуссиях российских историков» В. П. Смирнов проводит анализ традиционного и критического подходов, выделяет плюсы
и минусы двух историографических течений и утверждает: «Разумеется, советско-германский пакт о ненападении и “дополнительный протокол” значительно
облегчили Гитлеру изоляцию и разгром Польши, но их нельзя считать ни причиной нападения Германии на Польшу, ни причиной Второй мировой войны»
[Смирнов, с. 123].

Не менее важный аспект кануна Второй мировой войны был отражен в статье М.М. Наринского. Восстановив ход предвоенных событий конца 1930-х гг., автор
справедливо отметил, что заключение пакта Молотова — Риббентропа не только противоречило нормам морали и международного права , но и влекло за собой
пагубные последствия: «Договор о ненападении и секретный дополнительный протокол стали тактическим успехом И. В. Сталина, но его стратегическим
просчетом. Договор был выгоден А. Гитлеру и позволил ему развязать Вторую мировую войну в благоприятных для него условиях. Предвоенный международно-политический кризис дал яркие примеры недальновидности и политических просчетов, следования устаревшим догмам и нежелания осознать
принципиально новые явления в международной обстановке» [Наринский]

Отправлено спустя 1 час 44 минуты :
Продолжим о Молодой Гвардии:

Эта убежденность позволила молодогвардейцам совершить свой главный подвиг - выстоять под пытками, героически принять смерть. Стойкость советских ребят подтверждена многими свидетельствами как самих палачей, так и узников фашистских казематов, оказавшихся вместе с молодогвардейцами, но сумевшими спастись. «Мы удивлялись, как у молодого человека могла выработаться такая сильная воля, - заявил в своих показаниях на суде жандармский офицер Отто Шен, участвовавший в допросе Сергея Тюленина.

Несмотря на все истязания, он ни разу не вымолвил ни слова о пощаде и не выдал никого из молодогвардейцев» [1, с. 82]. В показаниях Гейнста, бывшего личного переводчика шефа Ровеньковской полевой жандармерии Вернера, значилось: «Из числа казненных я только хорошо помню Олега Кошевого и Любу Шевцову и больше потому, что они на допросе в Ровеньках вели себя очень мужественно, смело. Люба Шевцова вела себя исключительно стойко и даже героически, улыбалась на ряд вопросов.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

На все вопросы Кошевой от¬вечал отрицательно, за исключением слов, однажды, когда при этих ответах его жестоко били: “Все равно вы погибнете, фашистские гады! Крах приходит к вам, а наши уже близко”. К сожалению, ни один из этих моментов исключительной стой¬кости не нашел места в двенадцати-серийной версии. Сцены в тюрьме, показанные в сериале, отличаются типичным для современного кинематографа натурализмом, демонстрацией зверств, однако не трогают душу и сердце по причине их слабой искренности.

Вместо реальных слов узников сценаристы придумывают свои, сочиняют и свой сюжет провала и арестов, когда молодогвардейцев берут всех скопом, одновременно.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Интересно сравнить две сцены в женской камере из фильмов Герасимова и Пляскина. У Герасимова нет изуродованных лиц, выбитых глаз, раскрашенных кровью тел. Но сцена, где Ульяна Громова с девушками, только что принесенная после пыток, из последних сил поет украинскую песню, а Любка Шевцова отчаянно бьет чечетку, а потом дерется с фрицами и полицаями, производит сильное эмоциональное впечатление. В сериале нам подается сцена коллективного написания девушками писем матерям с сентиментальными словами и рыданиями. Герасимовский вари¬ант основан на свидетельствах заключенных, сидевших вместе с подпольщицами, например М.А. Борц. Она отмечала исключительную твердость девушек, бодрость духа. В условиях тюрьмы подбадривали друг друга, пели, читали стихи.

«Девушки были бодры и твердо верили в победу наших войск, - вспоминает Мария Андреевна. - Они говорили: “Разве наш народ будет когда- либо под игом? Пусть запомнят враги, что русский народ никто не ставил на колени”» [3, c. 223].
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Что касается казни, то в новом фильме пошли по проторенному пути. В реальной истории молодогвардейцы были казнены в несколько приемов - 15, 16 и 31 января 1943 г. у шурфа шахты № 5 в Краснодоне, и пятеро человек - Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Семен Остапенко, Дмитрий Огурцов и Виктор Субботин в конце января - начале февраля в Гремучем лесу в Ровеньках.

Сергей Герасимов объединил все казни в один эпизод.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Вот как об этом пишет исполнитель роли Олега Кошевого Владимир Иванов: «Нельзя не принять во внимание, что казнь молодогвардейцев в самом Краснодоне свершилась не в одну ночь. В фильме “Молодая гвардия” молодогвардейцев казнят всех вместе и одновременно. Как считал режиссер-постановщик С.А. Герасимов, ежели бы гибель молодогвардейцев была показана на экране, как это было в жизни, то затянулась и стала бы безынтересной драматургия сюжета.

Совершенно ясно, что в сценарии был найден единственно правильный ход»!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Новый фильм также объединяет все казни, показывая, что Олега и Любу казнят у шурфа. А ведь большое количество серий позволяло показать трагедию в Гремучем лесу, тем более что она дает яркие свидетельства героизма молодых подпольщиков.

Из показаний Шульца - жандарма немецкой окружной жандармерии в городе Ровеньки:
«В конце января я участвовал в расстреле группы членов подпольной комсомольской организации “Молодая гвардия”, в числе которых находился руководитель этой организации Кошевой... Его я запомнил особенно отчетливо потому, что стрелять в него пришлось два раза. После выстрелов все арестованные упали на землю и лежали неподвижно, только Кошевой привстал и, обернувшись, посмотрел в нашу сторону. Это сильно рассердило Фромме и он приказал жандарму Древитцу добить его. Древитц подошел к лежавшему Кошевому и выстрелом в затылок убил его.»
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Эсэсовец Древитц, казнивший молодогвардейцев, на допросе в ноябре 1947 г. рассказывал: «Из числа расстрелянных во второй партии я хорошо запомнил Шевцову. Несмотря на свою молодость, держала она себя очень мужественно. Она не произнес¬ла ни слова о пощаде и спокойно, с поднятой головой приняла смерть.»

Всего и в Краснодоне и Ровеньках было казнено около 60 человек.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

И в сцене у шурфа в фильме 1948 г. мы видим большую группу в десятки человек - комсомольцев, истерзанных, но не сломленных. В новом сериале подпольщиков не больше 20 человек, выглядят они маленькой горсткой. А ведь «Молодая гвардия» по свидетельствам исследователей была одной из самых крупных молодежных подпольных организаций в относительном выражении в годы Второй мировой войны.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Не случайно оккупационные власти не решились расправиться с подпольщиками открыто, отправляли на казнь тайно, ночами, а на дверях тюрьмы вывешивали список фамилий, якобы вывезенных в Ворошиловград на доследование. Поэтому странно и неправдоподобно видеть в сериале, как молодогвардейцев тащат в грузовики среди бела дня, а их родители стоят и смотрят, как их растерзанных детей везут на расправу.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Наука о Войне 1941-1945

Сообщение Gosha »

Важное значение имеют образы самих героев. Безусловно позитивным фактом является появление на большом экране героя «Молодой гвардии» Виктора Третьякевича, оклеветанного фашистскими прислужниками, и до 1959 г. неофициально считавшегося предателем. В новом фильме он показан создателем и руководителем «Молодой гвардии», безусловным и единственным лидером, комиссаром и командиром подполья в одном лице. Но при этом все остальные герои, за исключением, пожалуй, Любови Шевцовой, превратились в статистов, второстепенных персонажей. Но и эта героиня далека от исторического образа Героя Советского Союза Шевцовой, которая изображена профессиональной разведчицей, выступающей в никогда не существовавшем в Краснодоне кабаре и получающая сведения путем чересчур вольного общения с немцами, что выглядит весьма спорной трактовкой.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Вторая мировая война»