
Николай Васильевич Гоголь на смертном одре.
Когда ровно 90 лет назад, 31 мая 1931 года, в московском Даниловом монастыре разрыли могилу Гоголя, у него не оказалось головы. Потом это стали всячески отрицать. Но недавно были получены новые данные, что она действительно было украдена.
Первый раз это стало доподлинно известно нескольким людям, которые ровно 90 лет назад пришли в московский Данилов монастырь на эксгумацию останков писателя. Это было теплым вечером 31 мая 1931 года.
Кроме Гоголя в этот день были вскрыты могилы и его друзей, похороненных рядом: славянофила Хомякова, его жены Языковой и её брата, известного поэта. Кладбище закрывали, и всех хотели перезахоронить на Новодевичьем. Последней раскапывали могилу Гоголя, и тут начались проблемы.
Гоголь при жизни был невысоким, а после смерти стал еще ниже — на целую голову
Она оказалась в мощном кирпичном саркофаге, который вскрыли только к вечеру. И тут случилось нечто жуткое. Все останки писателя были на месте, отлично сохранившись в дубовом гробу, но головы не было: «Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключён в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже бельё с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся; только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках, и кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы. Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это даёт безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста. Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остаётся загадкой».
Так запомнил те события свидетель эксгумации писатель Владимир Лидин. Это отрывок из его тонюсенькой брошюры «Перенесение праха Гоголя». Он напечатал ее на машинке и подарил другу, подписав собственной рукой: «Борису Сергеевичу Земенкову, московскому блюстителю, единственный экземпляр. 1 апреля 46. Вл. Лидин».
Земенков — известнейший москвовед, автор «Ревизора» занимал в его исследованиях особое место. В 1954 г., то есть спустя 8 лет после этого подарка, Земенков выпустил книгу «Гоголь в Москве», но о пропаже головы писателя не заикнулся. Это действительно была жуткая тайна, и издать такую брошюру даже в одном экземпляре было очень опасно, а подарить ее можно было только надежному человеку. И Земенков хранил ее в тайне, книжечка «всплыла» лишь после его смерти, когда в 1960-е вдова передала все документы мужа в Музей истории и реконструкции Москвы. А предали гласности ее уже в 1994-м, перепечатав в издании «Российский архив».
Вернемся в Данилов монастырь. Пропажа головы Гоголя вызвала шок. Сообщили «куда надо», пришел приказ все захоронить как есть и быстрее. Это сделали на Новодевичьем кладбище следующим утром. А всем участникам эксгумации приказали молчать. Никаких протоколов осмотра и описания останков, похоже, не сделали (их искали, но безуспешно). Нашли лишь лаконичный акт об эксгумации останков Гоголя — один тетрадный лист с 8 рукописными строчками о том, что просто была эксгумация, и с 16 нерасшифрованными подписями свидетелей этого события.

Могила Н. В. Гоголя в Свято-Даниловском монастыре, рисунок сделан В. А. Евдокимовым-Розанцовым. 1886 год