Евреи в Царской АрмииРоссийская империя

Правление династии Романовых
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Массовые уклонения от призыва и членовредительство среди потенциальных рекрутов всех конфессий убедительно демонстрируют, насколько сильным было неприятие военной службы в обществе (не только в России). Тот факт, что армия использовалась как место ссылки для всевозможных преступников, начиная от воров и насильников и до польских бунтовщиков, еще больше обострял эти чувства. Командование армии всех уровней нещадно эксплуатировало солдат в своих экономических интересах.

Благодаря патерналистским отношениям между офицерами и солдатами экономическая эксплуатация нижних чинов превратилась в общепринятую форму взаимоотношений в армии.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

И солдата и офицера вполне устраивала такая ситуация, поскольку и тот и другой зависели от внушительного ротного хозяйства, а не от смехотворно малого государственного пособия. Вдобавок ко всем своим отрицательным качествам армия опиралась на круговую поруку средних и нижних чинов и потому была лишена внутренней динамики, которая могла бы подвести ее к реформе.

Религиозный аспект рекрутчины, больше всего беспокоив¬ший евреев, также не сулил никаких выгод еврейским новобранцам. Каким бы ни было отношение русского народа к православию — «гоголевским» или «белинским», — в армии четко прослеживалась устойчивая закономерность: в мирное время, исключая праздники и летние лагеря, и офицерство, и нижние чины пренебрегали ежедневными обрядами право¬славной веры, но они же проявляли известное религиозное рвение и усердие в отправлении обрядности во время военных кампаний.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Служба совершалась регулярно, прежде всего для офицеров, однако крайне сложно определить, насколько глубоко было ее воздействие на нижние чины. По воскресеньям устраивался церковный парад, общеобязательная церемония, в которой участвовали солдаты всех вероисповеданий. Во время отправления службы в полковой церкви, обычно следовавшей за полком со всей необходимой утварью, от полкового священника требовалось строго следить за тем, чтобы нижние чины вслух повторяли Символ веры и «Отче наш...».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Перед парадом солдатам читали соответствующие параграфы устава, наставлявшие их в богобоязни, твердости в вере и верности царю-самодержцу. Полковым священникам также вменялось в обязанность проводить три обязательные ежедневные молитвы, однако на практике этим требованием пренебрегали. Ежедневная служба проводилась регулярно только во время летних сборов. Дважды в день полковые горнисты и барабанщик подавали соответствующий сигнал, вслед за которым звучала команда дежурного по полку: «На молитву!» и «Шапки долой!»

Как и любой другой солдат, еврей был обязан принимать участие во всех общих молитвах и вместе со всеми повторять их текст.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Рутина рутиной, но отношение к религии в армии вряд ли можно назвать последовательным: полковые священники непрерывно жаловались в Синод на то, что местное военное командование пренебрегает обрядами веры и относится к рели¬гиозной службе непочтительно даже во время летних сборов и военных кампаний. Конфликты между полковыми священниками и армейским начальством были характерным явлением русской армии.

Парадоксально, что контроль за исполнением религиозных обрядов ужесточился в пред- и после реформенную эпоху. В 1861 г. Священный синод обязал полковых и приходских священников в местах расположения войск наставлять войска в православной вере, уделяя особое внимание духовному и нравственному воспитанию нижних чинов.

В самом начале XX в. Департамент военного духовенства прилагал значительные усилия, чтобы убедить войска — особенно средний офицерский состав, потенциальных читателей «Вестника военного духовенства», — что русская армия представляет собой «христолюбивое воинство». Бесспорно, в силу самой воинской дисциплины и армейского быта еврейский солдат постоянно находился под влиянием догматов православной церкви и был вынужден принимать участие в отправлении православных обрядов.

Предстоит выяснить, каким образом это обстоятельство отразилось на его собственном мировосприятии.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Преимущества военного крепостничества обеспечили его жизнеустойчивость. Александру II понадобилось шесть лет, чтобы выработать и издать манифест об освобождении крестьян, девять лет, чтобы реформировать судебно-юридическую систему в государстве, и почти двадцать лет, чтобы ввести всесословную воинскую повинность. Прогрессивное военное законодательство 1874 г. нередко упоминается как свидетельство решительных перемен, происходивших в русском обществе во второй половине XIX в.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
mihail.chub
Всего сообщений: 959
Зарегистрирован: 07.02.2020
Возраст: 57
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение mihail.chub »

UranGan: 27 янв 2021, 10:01 Вы не думайте, что я рисуюсь, я говорю правдиво и серьезно — потому что я любил и люблю свое отечество
Рисовки это скорей современный сленг. Если советские авторы не редактировали старых писак, то ни где в литературе 1890-1917 таких слов не встречалось.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

mihail.chub: 23 июл 2021, 11:53
UranGan: 27 янв 2021, 10:01 Вы не думайте, что я рисуюсь, я говорю правдиво и серьезно — потому что я любил и люблю свое отечество
Рисовки это скорей современный сленг. Если советские авторы не редактировали старых писак, то ни где в литературе 1890-1917 таких слов не встречалось.
Дорогой Михаил я всегда был против участия журналистов от истории! Они возьмут цитату и рассуждают о ней исходя из настоящего времени и сиюминутной ситуации! Надеюсь вы прекрасно понимаете до середины XVIII века никакого еврейского народа не было, а появился он, когда возникли мануфактуры, появились разночинцы и начала образовываться буржуазия. Не повторяйте ошибки французских и английских писателей типа Гюго и Вальтер Скотта - это у них евреи народ! Вот в XIX веке действительно после Николаевских реформ евреи стали патриотами России! А в ХХ веке евреи стали Могильщиками Царской России - решив создать из нее РСФСР!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
mihail.chub
Всего сообщений: 959
Зарегистрирован: 07.02.2020
Возраст: 57
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение mihail.chub »

Gosha: 23 июл 2021, 12:18 А в ХХ веке евреи стали Могильщиками Царской России - решив создать из нее РСФСР
Не у всех получилось. Одни евреи были за буржуазную революцию, а другим пришлось принять, что получилось.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Изображение
В ходе Отечественной войны 1812 года произошел неприятный момент, отмеченный прославившимся в боях с французскими захватчиками поэтом и партизаном Денисом Васильевичем Давыдовым. Один из его подчиненных за совершенный подвиг был отмечен Георгиевским знаком (так официально именовался солдатский Георгиевский крест), однако не мог его носить открыто (из-за веры), ибо он был завербованным в уланы евреем из Бердичева. Так получилось потому, что в эти времена служба евреев в Российской императорской армии заменялась - деньгами или рекрутом подменой.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Тем не менее эти перемены, имевшие принципиальное значение в системе российских либеральных реформ, слабо коснулись ежедневной армейской реальности, где инерция традиционных отношений и устоявшейся практики была сильней нововведений. Поэтому после 1874 г. и вплоть до предреволюционных 1900-х армия — одна из наиболее консервативных составляющих русского общества — приобретала профессиональные навыки, с трудом преодолевая предрассудки армейского начальства, отсталость и безграмотность офицерства и военного чиновничества, мордобитие, хамство, чинопочитание, мелкий доморощенный шовинизм и нетерпимость — тяжкое наследие дореформенных отношений.

В эту дореформенную среду, ничего у них не вызывающую, кроме страха, евреи впервые попали по рекрутскому набору поздней осенью 1827 г.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

ОБЩИНА ПРОТИВ РЕКРУТЧИНЫ

Согласно хасидской легенде — ее подтверждают косвенные документальные источники, — сообщение о близящемся введении рекрутской повинности было воспринято евреями как наказание Господне. Отвратить Божий гнев под силу было только цадикам, прямым потомкам или ученикам основателя хасидизма Баал Шем Това (Исраэля бен Элиезера, ок. 1699— 1760), да и то не всем, а только самым влиятельным, популярным в народе, известным своим умением отвращать национальные беды прямым заступничеством перед Всевышним.

Легенда рассказывает, что в середине 1820-х годов толпы просителей устремились к хасидскому цадику Аврааму Иегошуа Хешелю (прозванному Аптер Ребе), поселившемуся на склоне лет в Меджибоже, подольском местечке, где провел двадцать лет свой жизни сам Баал Шем Тов.

Привели их к рабби Хешелю три указа:

первый — запрещающий евреям арендовать почтовые станции,
второй — изгоняющий евреев из деревень и, наконец,
третий — о рекрутской повинности, слух о которой распространялся с быстротой молнии.

Рабби Хешель, как бы повторяя события, описанные в книге Эсфирь, наложил на еврейские общины пост и покаяния (несколько городов, среди них — Бердичев и Бар, сочли епитимью обязательной), а сам, то ли как государь-император, то ли как Всевышний (тут рассказ приобретает безусловно легендарный характер), сел в кресло на возвышении и предложил евреям, пусть, мол, обращаются со своими просьбами, как следует поуговаривают его, может, им и удастся склонить его в свою пользу.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Выслушав аргументы ходатаев, рабби Хешель подытожил: запрет арендовать почтовые станции отменяю, выселение из деревень — тоже, а вот рекрутчину отменить не могу, это выше моих сил.

Сомнений нет, к рабби Хешелю бесспорно обращались с подобными просьбами. Но легенда, вероятно, сложилась позднее — когда стало ясно, что первые два злосчастия удалось отсрочить, а третье — нет. Во всяком случае, документальные источники подтверждают, что в начале 1827 г. евреи предприняли несколько попыток предотвратить публикацию указа или отменить приведение его в действие.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Информаторы корпуса жандармов сообщали, что еще весной 1827 г. еврейские общины наложили на себя строжайший пост, а после публикации манифеста о введении рекрутской повинности устраивали молитвы на кладбищах, призывали души праведников заступиться за них перед Всевышним, трубили в рог, призывая к покаянию и раскаянию, — это был верный способ убедить высшую духовную инстанцию в том, что «гзейру» (указ-наказание) следует отменить.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Попытка евреев прибегнуть к теургическим средствам воздействия на исторический момент глубоко потрясла и напугала власти. В течение трех пяти лет после этих событий государственная администрация вполне серьезно относилась к доносчикам, полагавшим, что евреи составили специальные проклинательные молитвы об императоре и произносят их по понедельникам и четвергам.

К чести военного ведомства и Третьего отделения МВД нужно признать, что они быстро разобрались, что к чему, совершенно справедливо идентифицировали тысячелетней давности молитву как покаянную (таха-нун) и после нескольких попыток расследовать политическую подоплеку ежедневной еврейской литургии разом оставили все эти усилия.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Одновременно с первым, наиболее очевидным и, как позднее оказалось, наименее действенным способом повлиять на правительственных чиновников были предприняты иные попытки воздействия на них — через штадланов (shtadlanim), ходатаев, поскольку постоянно действовавший в Петербурге институт «депутатов еврейских общин» в 1825 г. распоряжением правительства прекратил свое существование.

На протяжении всего 1827 г. между Варшавой и Петербургом действовала группа штадланов, сложившаяся, судя по всему, стихийно, под влиянием обстоятельств: в нее вошли поставщик армии и флота Давид Очаковский, бердичевский гильдейский купец Иосиф Лейб Каминский и рабби Моше Варшавер.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Кроме этих трех возникали и другие ходатаи — они собирали средства для подкупа петербургских правительственных чиновников, для поддержки близких ко двору еврейских депутатов и для взяток членам Еврейского комитета. В течение всего 1827 г. циркулировали самые противоречивые слухи: о том, что рекрутчину непременно отменят или уже вроде бы отменили, или о том, что для действительной отмены готовящегося указа нужны огромные средства.

Даже через полтора месяца после публикации августовского указа в среде самых информированных ходатаев бытовало мнение, что указ вот-вот отменят, забирать в армию не будут, а кого забрали — отпустят домой.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Сказались, вероятно, финансово-политические противоречия между группами штадланов: питерские надеялись на варшавских, предстательствующих перед Константином, который придерживался более здравой линии, чем Николай I, а варшавские, видимо, отстаивали сугубо интересы польских евреев — но не евреев черты оседлости. Нужно учитывать, что к 1826 г. в Варшаве, в принципе закрытой для евреев, легально проживало 48 еврейских семей — банкиров, крупнейших арендаторов, поставщиков и гильдейских купцов, пользующихся известностью и влиянием в городе.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Иными словами, в городе сформировалась богатая еврейская элита — обстоятельство, с которым нельзя было не считаться. Кроме того, варшавские депутаты-евреи, в отличие от питерских, были в большей степени европеизированы, и потому отношения между депутатами в Варшаве и государственной администрацией были более тесными, чем у их собратьев в Петербурге.

Наконец, по разговорам и переписке между штадланами было ясно, что варшавские чиновники за соблюдение ими еврейских интересов готовы были довольствоваться ограниченными суммами в размере пяти тысяч червонцев на каждого, в то время как питерские, особенно из тех, кто постоянно работал в Еврейском комитете, требовали много больше средств, подчас совершенно недоступных еврейским ходатаям.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

В отношениях с плохо оплачиваемой администрацией деньги были важным аргументом. Из противоречивых сведений губернских чиновников и начальников округов жандармского корпуса складывается картина массового участия евреев черты в сборе средств для петербургских депутатов и для подкупа чиновников, прежде всего членов Еврейского комитета, — по 15 злотых серебром с каждого плюс неограниченные суммы добровольных пожертвований богатых евреев.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Важно отметить: в сборе средств участвовали не только сами кагальные, не только известнейшие поставщики, но и харизматические еврейские духовные лидеры, такие, скажем, как хасидский цадик Мотль Чернобыльский, собравший по Волынской, Подольской и Минской губерниям около 80 000 руб., или как бердичевский раввин Ицхак-Айзик Раппопорт, собравший в Полтаве, Кременчуге, Николаеве и Херсоне около 100 000 руб. ассигнациями. Попытка отвести рекрутчину явно превращалась в обше-еврейское дело.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Чем был вызван такой переполох? Откуда такое пристальное внимание ко всем деталям будущего манифеста? Почему гильдейские купцы (варшавские или николаевские) охотно жертвовали по тысяче рублей — без каких-либо гарантий успеха? И почему не остались в стороне известнейшие раввины? Ответ на эти вопросы имеет два аспекта — социальный и нрав¬ственно-религиозный, тесно меж собою связанные.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Во-первых, как оказалось, евреи совершенно справедливо восприняли готовящийся манифест как начало широкомасштабной кампании, как первый шаг на пути к реформе еврейского общества в духе николаевского казарменного просвещения. Нельзя не отдать должное проницательности еврейских ходатаев, с удивительной точностью предугадавших смысл грядущих перемен.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Киевский военный губернатор сообщал в 1827 г. Бенкендорфу, что опасения евреев связаны не столько с рекрутчиной, сколько со всем, как сказали бы сегодня, готовящимся пакетом реформ, включающим введение гражданского образования (но не равноправия), европейской одежды (взамен традиционной еврейской), запрета на определенные виды промыслов и мелкой розничной торговли, а также ограничение видов деятельности неимущих евреев постоянными ремеслами.

Именно эти правительственные замыслы, разгаданные и запечатленные перепуганным еврейским воображением, и стали основой многих последующих николаевских нововведений.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47088
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Евреи в Царской Армии

Сообщение Gosha »

Столь резкая негативная реакция на рекрутчину была вызвана пониманием — или предощущением — того, что евреи России стоят на пороге (в буквальном и метафорическом смысле слова) нового времени, и это время начнется для них с энергичного и безжалостного эксперимента по преобразованию их тысячелетней социально-культурной жизни. Не столько армии испугались евреи, сколько утраты традиционности, важнейшей своей характеристики и ключевой ценности.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Российская империя»