Мезоамериканские аналоги старосветских мифовРелигии и верования мира

История религий и верований, современный взгляд
Автор темы
Magoga
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

Начну с Хуракана (Тескатлипока) - аналога Яхве. Он был родовым богом жителей Тецкоко, и он привёл этот народ "в землю обетованную", изгнав живших там людей и богов. Его культ стал распространяться, а значение возросло до роли бога-творца. Миф о сотворении им мира и людей очень похож на библейский, но есть отличие, которое устраняет недостаток библейского мифа: создаётся не одна человеческая пара, а сразу четыре пары. Вначале люди получились слишком совершенными, что вызвало недовольство богов (аналог библейского "вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло"), и боги их упростили.
В книге «Пополь Вух» (основном источнике информации о мифологии майя) описано, как он, пролетая над ещё пустой вселенной, крикнул: «Земля!», после чего появилась твёрдая почва. Затем им с помощью остальных богов были созданы животные, а после и люди. Первые люди, сотворённые Хураканом: Балам-Куице (ягуар с ласковой улыбкой), Балам-Агаб (ягуар ночи), Махакутах (прославленное имя) и Ики-Балам (ягуар луны) получились очень похожими на самих богов, что вызвало недовольство создателя. Поэтому вновь состоялся совет богов, решивший, что люди должны стать менее совершенным племенем. Затуманив взор четырёх созданий так, чтобы они видели лишь часть земной сферы, Хуракан погрузил их в сон. После этого он сотворил им четырёх женщин. Впоследствии от союзов первых людей и этих женщин произошёл человеческий род.
Недостаток библейского мифа, о котором я выше писала - в том, что, помимо потомков Адама и Евы, на Земле вдруг обнаруживаются какие-то другие люди:
Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
Кроме Адама, Евы и Каина ещё не должно было быть никого, но Каин находит себе жену и, вместо домика для себя и откуда-то взявшейся жены, строит город: т.е., есть ещё множество людей непонятного происхождения...

И это ещё не всё сходство! Этот бог "носился по дорогам, подобно ветру ночи, более стремительному, чем дневному, чтобы обрушить свой гнев на пойманного человека. Но если в схватке побеждала жертва, то бог должен был выполнить любое пожелание". И тут - аналог борьбы Яхве с Иаковым-Израилем:
И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра
у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
Хитрые церковники объясняют сходство мифов тем, что Адам и Ева знали бога, поэтому появление такого же мифа в Мезоамерике неудивительно. Но, кроме мифа о сотворении, есть ещё и Исход! Либо евреи создали свой миф об Исходе на основе более раннего, либо мифы Мезоамерики были выдуманы католиками. Ещё один крайний вариант - в доколумбовой Мезоамерике люди появились позже появления ВЗ с мифом об Исходе.

Последнее кажется слишком невероятным. Но есть и такое странное явление: "Тео" в местных именах и названиях означает "бог"... Либо слово - дико древнее, либо люди там появились (или появлялись) позже, либо, опять же, всё выдумали церковники-миссионеры.

Отправлено спустя 21 минуту 20 секунд:
Есть имена мезоамериканских богов, подозрительно похожие на имена таких же богов Старого Света...

Тетеоиннан - богиня, аналогичная Иннан, Астарте, Иштар, Макоши-Маре... Имеет такие же атрибуты: полумесяц, веретено, змея (или верёвка).

Тетеоиннан - одна из ипостасей богини-матери Тоси или Тласолтеотль. То́си, (исп. Toci) — «Наша Бабушка», в ацтекской мифологии мать богов, богиня земли и исцеления. В качестве матери богов чаще носила имя Тетеоиннан; в качестве божества земли — Тлалли-ипало («сердце земли»). С ней часто ассоциировалась богиня грехов и очищения Тласолтеотль.

Тоци была покровительницей врачей и повивальных бабок, тех, кто давал успокаивающее во время родов и производил аборты, а также предсказателей будущего. Ей посвящали бани-темаскаль; её ипостась, которая им покровительствовала, носила имя Темаскальтеци («бабушка бань»). По некоторым сведениям, она покровительствовала также прядению и ткачеству и, подобно Тласолтеотль, изображалась с веретенами в головном уборе


Тласолтеотль — «Пожирательница грязи», очищающая от недозволенных страстей, покровительница проституток и изменяющих супругов.

Одна из важнейших мезоамериканских богинь-матерей, связанных с землёй, плодородием, сексуальными наслаждениями, плодовитостью и родами, Тласолтеотль персонифицировала для ацтеков идею грехов, особенно сексуальных, и покаяния. «Женщинами Тласольтеотль» называли проституток; она считалась покровительницей грешников. Тласолтеотль могла как возбудить страсть, так и освободить от неё, а также наслать безумие и венерические болезни. Люди «жертвовали» ей свои грехи во время особой исповеди перед жрецом (исповедь совершалась один раз в жизни). Согласно верования ацтеков, Тласолтеотль приходила к умирающему и очищала его душу, поедая всю «грязь». Отсюда её имя — пожирая нечистоты (грехи), Тласолтеотль очищала людей от прегрешений.

Тласольтеотль — одно из древнейших божеств Мезоамерики; ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у племени хуастеков. На побережье Мексиканского залива она была известна как Цинтеотль («богиня крестца»), что явно указывает на её сексуальный характер; «цинтль» значило не только «крестец» или «задний проход», но и «основа начал». Её ипостасями считались богини Тоси («наша бабушка»), Тлалли-ипало («сердце земли»), Тлаелькуани («пожирательница грязи»), Ишкуина, Тетеоиннан («мать богов»), Чикунави-акатль («девять тростник»). Четыре её аспекта признавались отдельными богинями: Тиакапан, Теику, Тлако и Шокутшин. Сама Тласольтеотль иногда считалась одной из ипостасей богини любви Шочикецаль. Её сыном от бога Уитцилопочтли называли бога молодого маиса Сентеотля.

Изображалась Тласольтеотль в одежде из хлопка, с обнажённой грудью. Её отличительные признаки — носовая вставка в виде полумесяца, головной убор из перьев перепёлки с двумя торчащими веретенами, жёлтая окраска лица; коралловая змея или окровавленная верёвка на её шее, очевидно, символизировала похоть. Её символ — метла из камыша, которой символически выметались грехи. Иногда её (как Шипе-Тотека) изображали в содранной человеческой коже, либо в виде обнажённой женщины, рожающей, сидя на корточках.

На осеннем празднике в её честь приносили в жертву девушку; жрец, олицетворявший богиню, надевал её кожу как куртку. В годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. Привязав его к столбу, в него метали дротики; капающая кровь символизировала дождь.
Иш Таб - то же, но с более выраженным сходством с Лилит - демонизированным евреями вариантом Астарты-Иштар, которая, по некоторым версиям, и была змеем-искусителем "на ветвях мирового древа".
Иш Таб (Ixtab — Петля-Женщина) — у индейцев майя богиня самоубийств и жертвоприношений, также ассоциировавшаяся с плодородием и лунным затмением. В Дрезденском кодексе изображена повесившейся. Как предполагали майя, Иш Таб находилась на ветвях мирового древа, соответствовавших раю. Необходимо отметить позитивное отношение майя к суициду, приравнивавшемуся к жертвоприношению или военному подвигу (ср. харакири). Для самоубийц Иш Таб выполняла роль психопомпа. В индейском фольклоре Иш Таб — вредоносный женский дух, заманивающий мужчин в лес.
Тема повешения связывает и с Иудой, который не во всех вариантах христианства считается предателем: его рассматривают и как героя, который, выполнив волю бога и будучи невинным, "понёс грехи" - несправедливые обвинения. Есть и варианты, в которых Христос изображён висящем не на кресте, а на мировом дереве.
Реклама
Аватара пользователя
Евелина
Всего сообщений: 10334
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Евелина »

Magoga: 28 окт 2020, 10:05 Начну с Хуракана (Тескатлипока) - аналога Яхве. Он был родовым богом жителей Тецкоко, и он привёл этот народ "в землю обетованную", изгнав живших там людей и богов.
а что вас смутило?
Люди всегда размышляли о Боге и искренно верили в Творца и Создателя,только названия давали разные.
Но, кроме мифа о сотворении, есть ещё и Исход! Либо евреи создали свой миф об Исходе на основе более раннего, либо мифы Мезоамерики были выдуманы католиками. Ещё один крайний вариант - в доколумбовой Мезоамерике люди появились позже появления ВЗ с мифом об Исходе.
ну а здесь несомненное подтверждение Библии.....что опять вас смутило?
Древний мир гораздо более открытый,чем нас пытаются убедить.
Вначале люди получились слишком совершенными, что вызвало недовольство богов (аналог библейского "вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло"), и боги их упростили.
Здесь речь идет о Боге как главе всех сил: ангелов,серафимов.
Недостаток библейского мифа, о котором я выше писала - в том, что, помимо потомков Адама и Евы, на Земле вдруг обнаруживаются какие-то другие люди:
интересное замечание.
Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
Каин был женат на сестре - одной из дочерей Адама и Евы.

4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Бытие 5 глава – Библия: https://bible.by/syn/1/5/#4
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
Автор темы
Magoga
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

Ещё одно божество (скорее - ипостась той же богини-матери) - Сиуакоатль . Имеется сходство с Девой Марией, которое было замечено: её увязали и с Девой Марией, и с самим именем "Мария". Которое, кстати, связано с Марой... Матерью Сабазия, прототипа Христа, была Персефона - царицы мира мёртвых... Мария теряет сына на кресте, а Сиуакоатль - на перекрёстке. Сын Сиуакоатль превратился в нож, и с тех пор носит этот нож на спине. Нож с гардой имеет форму креста. Сын Марии Иисус сам нёс свой крест на спине, и сам "превратился в крест". Крест - символ жертвенной смерти, а нож - символ жертвоприношения.

Вдобавок, богини - царицы мира мёртвых, именуются и богинями перекрёстков.

Сиуакоатль — одно из древнейших мезоамериканских божеств и одно из основных божеств ацтекского пантеона. Почиталась также под именами Тонацин или Тонанцин («наша мать»), Киластли («орлица») и Иламатекутли; имя богини Коатликуэ считается одним из вариантов имени Сиуакоатль.

Мать бога Мишкоатля, она по одной легенде оставила его на перекрёстке дорог. Вернувшись туда позднее, Сиуакоатль нашла вместо сына жертвенный нож и с тех пор бродит по ночам у перекрёстков, оплакивая сына, вместо которого носит на спине спелёнутый нож. Считалось также, что она мать Уицилопочтли, либо его супруга.

Изначально Сиуакоатль была богиней племени шочимилько и после их поражения «перекочевала» к ацтекам. Она являлась покровительницей родов и женщин, умерших во время родов (ацтеки приравнивали их к воинам, павшим в битвах), а также повивальных бабок и паровых бань, где те обычно практиковали.

Она повелевала сиуатетео — духами, в которых, согласно мифологии ацтеков, превращались женщины, умершие при родах. Сиуакоатль в образе Киластли помогла Кецалькоатлю при сотворении первых людей Пятой эпохи, смолов кости покойников, принесённые Кецалькоатлем из Миктлана, и смешав костяную муку с жертвенной кровью богов.

Однако ацтеки почти забыли о её первоначальной функции покровительницы плодородия; у них Сиуакоатль воплощала собой голод богов, жаждущих жертв и тем самым поощряющих людей вести войны. В символическом смысле она, как богиня плодородия, должна была питаться мёртвыми, чтобы дать пропитание живым.

Ей было посвящено больше всего праздников в ритуальном году; в Теночтитлане ей каждый день приносили человеческие жертвы. Каменный идол Сиуакоатль стоял в «чёрном доме», небольшом святилище неподалеку от главной площади, где располагались пирамиды Тлалока, Уицилопочтли и Тескатлипоки. В отличие от статуй других богов, её идол нельзя было передвигать, и дотрагиваться до него не дозволялось даже жрецам.

Подобно Шочикецаль, Сиуакоатль изображалась в виде молодой женщины с длинными волнистыми волосами и в белой одежде, иногда с ребёнком на руках; либо с черепом вместо головы, вооружённой копьём и щитом. Рот её был открыт в ожидании жертв. Иногда в руке она держала змею (символ плодородия), либо метлу. Сиуакоатль была особенно популярна в ипостаси Тонацин; центр её культа находился в городе Кулуакан.


Согласно преданию, святая покровительница Мексики, Пресвятая Дева Гваделупская, в 1531 году явилась простому индейцу по имени Хуан Диего на холме Тепиак, посвящённом богине Тонанцин, одной из ипостасей Сиуакоатль. В современном Мехико базилика Девы Гваделупской стоит на месте храма Тонацин.

Образ Сиуакоатль также смешался с образом мексиканской «водяной ведьмы» Ла Ллороны (или Ла Льороны), которая бродит по ночам, оплакивая своих мёртвых детей. Самая популярная версия рассказывает о молодой крестьянке по имени Мария, которая вышла замуж за богатого мужчину. Пара некоторое время прожила счастливо и родила двоих детей, прежде чем муж Марии потерял к ней интерес. Однажды, гуляя по реке со своими двумя детьми, Мария увидела, как ее муж проезжает в своей коляске в сопровождении симпатичной молодой женщины. В порыве ярости Мария бросила своих двоих детей в реку и утопила их обоих. Когда ее гнев утих, и она поняла, что сделала, она погрузилась в такое глубокое горе, что провела остаток своих дней, плача у реки в поисках своих детей.
Отправлено спустя 2 минуты 22 секунды:
Евелина: 28 окт 2020, 10:34 ну а здесь несомненное подтверждение Библии.....что опять вас смутило?
Простая штука: исход евреев из Египта должен относиться к истории евреев, и возникнуть должен только после самого исхода. А предки индейцев должны были появиться в Мезоамерике раньше этого события, поэтому не должны были ничего о нём знать.

Отправлено спустя 19 минут 50 секунд:
Евелина: 28 окт 2020, 10:34 Здесь речь идет о Боге как главе всех сил: ангелов,серафимов.
Именно этот момент не меняет сути. Важнее то, что в индейском варианте люди получились совершенными не в результате нарушения заповеди, а по упущению богов, и эта ошибка была богами исправлена. В любом случае, боги (или бог и ангелы) не стали допускать, чтобы люди были слишком совершенными: индейские боги упростили людей, а библейский изгнал из рая, чтобы лишить доступа к плодам дерева жизни - лишить бессмертия. В индейском варианте, причин для первородного греха (по крайней мере - на этом уровне) нет.

Отправлено спустя 8 минут 46 секунд:
Евелина: 28 окт 2020, 10:34 Каин был женат на сестре - одной из дочерей Адама и Евы.
О них ничего не говорится: так, будто к этому моменту Каин и Авель были единственными детьми Адама и Евы, и Авель уже был убит.
Аватара пользователя
Евелина
Всего сообщений: 10334
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Евелина »

Magoga: 28 окт 2020, 11:09 Ещё одно божество (скорее - ипостась той же богини-матери) - Сиуакоатль . Имеется сходство с Девой Марией, которое было замечено: её увязали и с Девой Марией, и с самим именем "Мария". Которое, кстати, связано с Марой...
да ладно,ещё не было богини,которую не прицепили бы к Деве Марии. :)
Нож с гардой имеет форму креста. Сын Марии Иисус сам нёс свой крест на спине, и сам "превратился в крест". Крест - символ жертвенной смерти, а нож - символ жертвоприношения.
а ещё форму креста имеют крестообразные отвертки....учтите,это не просто так....даже название у отверток: КРЕСТОобразные...... :roll:
Согласно преданию, святая покровительница Мексики, Пресвятая Дева Гваделупская, в 1531 году явилась простому индейцу по имени Хуан Диего на холме Тепиак, посвящённом богине Тонанцин, одной из ипостасей Сиуакоатль. В современном Мехико базилика Девы Гваделупской стоит на месте храма Тонацин.
в нашем мире на каждом углу могут быть какие-то языческие места.....и что теперь,деве Марии не являться никому? :)
Простая штука: исход евреев из Египта должен относиться к истории евреев, и возникнуть должен только после самого исхода. А предки индейцев должны были появиться в Мезоамерике раньше этого события, поэтому не должны были ничего о нём знать.
вы не знаете когда был Исход и когда появились чьи предки.
И я написала выше: древний мир был более открытый чем нам хотят доказать.
Торговали,общались,сообщали новости....безвизовый режим был так сказать.
Именно этот момент не меняет сути.
очень даже меняет суть
Важнее то, что в индейском варианте люди получились совершенными не в результате нарушения заповеди, а по упущению богов, и эта ошибка была богами исправлена. В любом случае, боги (или бог и ангелы) не стали допускать, чтобы люди были слишком совершенными: индейские боги упростили людей, а библейский изгнал из рая, чтобы лишить доступа к плодам дерева жизни - лишить бессмертия. В индейском варианте, причин для первородного греха (по крайней мере - на этом уровне) нет.
и что вас смущает?
у людей осталась генетическая память предков о событиях и события эти люди излагали понятным им языком.
О них ничего не говорится: так, будто к этому моменту Каин и Авель были единственными детьми Адама и Евы, и Авель уже был убит.
вы хотя бы читайте ответы вам.

ПОВТОР:

4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Бытие 5 глава – Библия: https://bible.by/syn/1/5/#4
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Gosha »

Евелина: 28 окт 2020, 12:45 да ладно,ещё не было богини,которую не прицепили бы к Деве Марии.
Дорогая Евелина если Богини были - то зачем их Прицеплять к Деве Марии? Будущее в прошлом, а настоящее в Будущем!?
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение tamplquest »

Дева происходит от Деви Анахиты, пречистой девы, это сто процентов

Отправлено спустя 2 минуты 54 секунды:
Вот с христианской троицей другая история. Это троебожие было характерно для старой европы. Видимо даже индийский тримурти там вторичен, это именно палеоевропейский культ

Отправлено спустя 1 минуту 5 секунд:
Возможно отсюда происходит трехглавый змей, поверженный индоевропейцем, как символ победы над старой Европой
Автор темы
Magoga
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

Евелина: 28 окт 2020, 12:45 а ещё форму креста имеют крестообразные отвертки
Тут и форма не имеет особого значения. К тому же, прямо говорится, что это был не какой-то, а жертвенный нож. Кстати, даже был специальный бог жертвенных ножей.

Отправлено спустя 49 секунд:
Евелина: 28 окт 2020, 12:45 в нашем мире на каждом углу могут быть какие-то языческие места.....и что теперь,деве Марии не являться никому?
Да не похоже это на случайность. Очень непохоже!

Отправлено спустя 1 минуту 59 секунд:
Евелина: 28 окт 2020, 12:45 у людей осталась генетическая память предков о событиях и события эти люди излагали понятным им языком.
А миф об Исходе где индейцы взяли? Не могли знать, если только не было контактов после написания Библии (а скорее - после появления христианства), но до прибытия Колумба. Или евреи воспользовались более древним мифом...

Отправлено спустя 39 секунд:
Евелина: 28 окт 2020, 12:45 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.
Каин с Авелем указаны как первые...
Кстати, ещё есть интересное соответствие: египетский бог Птах создал 4 пары богов.

Отправлено спустя 11 минут 1 секунду:
tamplquest: 28 окт 2020, 19:24 Вот с христианской троицей другая история. Это троебожие было характерно для старой европы. Видимо даже индийский тримурти там вторичен, это именно палеоевропейский культ
Вообще, это в культе Сабазия наблюдалось: отец - Зевс, мать - дочь и внучка Зевса Персефона, и сам он отождествляется с Зевсом. Для богов такое нормально: например, жена бога нередко бывает его же женской сущностью. Те же 4 пары богов, созданных Птахом, являлись "проявлениями его божественной сущности", и каждая пара, по сути, являлась одним божеством: Нун и Наунет, Хух и Хухет, Кук и Кукет, Амон и Амонет. А у семитов были типичные семейные троицы: отец, мать и сын.

Персефона, как и аналоги, тоже считается чистой девой. Важно - то, что она, как и её известные аналоги, - царица мира мёртвых, а это позволяет включить в список аналогов Мару, что выводит на имя "Мария".

Отправлено спустя 15 минут 38 секунд:
Продолжу сравнение богами Солнца.


Ацтекский бог Нанауацин
Согласно ацтекской мифологии, после сотворения нового мира боги собрались, чтобы решить, кто из них станет богом Солнца. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранник, но все отступали от сильного жара. Наконец, «усыпанный бубонами» Нанауацин, который страдал от кожной болезни, кинулся в огонь, где «начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо». За Нанауацином в догорающий огонь последовал бог Тексистекатль, трижды пытавшийся до Нанауацина прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Нанауацин стал Солнцем и почитался под именем Тонатиу, Тексистекатль — богом Луны Мецтли. Однако ни Солнце, ни Луна не двигались, пока остальные боги не принесли себя в жертву.
В целом, мифы ацтеков больше похожи на шумерские, но этот бог, по содержанию мифа, больше похож на индийского Яму. У Ямы есть дополнительная функция: поскольку он был первым умершим, он стал владыкой царства мёртвых.

Я́ма или Йа́ма — бог в индуизме, отказавшийся от своего бессмертия и совершивший первое жертвоприношение (самопожертвование), которое стало основой возникновения мира и человечества; «Владыка преисподней», «Миродержец юга», «Царь смерти и справедливости». По древнейшему натуралистическому представлению, это — божество Солнца, являющееся близнецом Луны. Яма называется братом Ями (или Йами). В Ведах сохранился диалог Ямы с его сестрой Ями, где та предлагает ему инцест, но он отказывается, мотивируя это близким родством; этот принцип впоследствии отражён в индийских правовых кодексах.
Отправлено спустя 16 минут 24 секунды:
По имени, на ацтекского Нанауацина очень похож шумерский бог Нанна. Но есть небольшая проблемка: он - бог Луны. Зато, бог Солнца Шамаш, хотя и стремится затмить, является его сыном или даже слугой.
Син, или Нанна — бог Луны в шумеро-аккадской мифологии. Нанна — сын Энлиля и Нинлиль, отождествляемый с семитским божеством Сином. Его изображали в образе старца с длинной голубой бородой, который пересекает ночное небо на своей светящейся ладье. Армия злых духов с помощью Шамаша (Солнца), Иштар (Венеры) и Адада (молнии) пыталась его затмить, чтобы ночью свет Сина не мешал им осуществлять их вероломные замыслы. Но за Сина заступился Мардук, которому удалось сорвать заговор и сохранить серебристый свет этого бога. Будучи очень старым, Син стал прототипом бога-мудреца, и по этой же причине ему приписывали функции управления временем. По некоторым версиям, Шамаш и Иштар — его дети; даже Нуску (огонь) также является его сыном. Его супруга — Нингаль, «великая госпожа».


Ша́маш (от семитского корня Ш-М-Ш — солнце, Шамшу[1]) — бог солнца у вавилонян и ассириян. Имя его писалось идеограммой, обозначавшей: «Владыка дня». Как бог второй части суток (они начинались с вечера), он уступал в значении богу луны Сину и даже назывался иногда его слугой. Однако это не мешало его высокому повсеместному почитанию. В молитвах и гимнах Шамаш назывался царём, врачевателем, праведным судьёй. Считалось, что он подаёт свет, даёт полям плодородие, людям — благосостояние, пленных освобождает и даже воскрешает мёртвых.
С Ададом - отдельная интересная история! Когда-то я писала, что город Каракорум (Карокаран) на карте - от слова "каркара", означающего в готском "карцер, тюрьма". Оказывается, был город, который прямо назывался - Каркара, и в нём особо почитали этого бога под именем Ишкур... Местонахождения города неизвестно: вроде бы, где-то на юге Месопотамии. Так вот: на карте, рядом с городом Карокаран, изображался город Искер. Почему бы не быть такому, если там полно и других мифологических названий: Тартар, Анубис, море Кроноса, реки Яна (Диана) и Лена (Лета), и даже указаны Гога с Магогой...

Был Яма, а теперь - Янус, который тоже когда-то был богом Солнца:
Я́нус (лат. Ianus) — двуликий бог в древнеримской мифологии. Изначально был богом-демиургом. Затем уступил место верховного божества Юпитеру. Почитался как божество всех начинаний, дверей, входов и выходов, в связи с чем получил атрибуты сторожа — ключи и посох, дабы отгонять непрошеных гостей. В императорскую эпоху Януса представляли как легендарного первого царя области Лаций, основавшего город на холме Яникул. Первый месяц года юлианского календаря, январь, назван в честь этого бога. 1 января люди должны были желать друг другу успеха и удачи, так как первые пожелания, согласно древним верованиям, имели наибольшие шансы воплотиться в жизнь. Именно в его храм, храм бога всех начинаний, люди несли сладости и деньги, дабы начинающийся год был успешным и богатым.

Гелиос — в древнегреческой мифологии солнечное божество, сын титана Гипериона (откуда пошло его прозвище «Гиперионид») и Тейи (либо сын Гипериона и Ирифессы), брат Селены и Эос. Со времени Еврипида Гелиоса, как всевидящего бога Солнца, стали отождествлять с Аполлоном, всезнающим богом-прорицателем; отсюда другое имя Гелиоса — Фебос. У Ферекида Сирского Гелиос отождествляется с Зевсом, у Феагена — с Гефестом, Аполлоном и огнём. Согласно Дионисию Скитобрахиону, сам Гелиос — мальчик, утопленный в Эридане.

Амо́н (егип. Jmn — «незримый») — древнеегипетский бог чёрного небесного пространства, воздуха. Позже, при Новом царстве — бог солнца (Амон-Ра). Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. Согласно Геродоту, Амон (греч. Ἄμμων; Аммон) — имя Зевса у египтян.
Похоже, только имя "Гелиос" (на основе ГЕЛ/ХЕЛ, относящейся к сиянию) резко выпадает из этого списка.
Последний раз редактировалось Magoga 28 окт 2020, 21:53, всего редактировалось 2 раза.
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение tamplquest »

Magoga: 28 окт 2020, 21:20 Вообще, это в культе Сабазия наблюдалось: отец - Зевс, мать - дочь и внучка
Это бред какой то. Зевс это индоевропейский Дьяус, не было там дедок внучек и репок

Отправлено спустя 55 секунд:
Дьяус небо, позже отождествлен у греков со змееборцем
Автор темы
Magoga
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

Сам Сабазий - верховный фригийско-фракийский бог, но - похожий на Диониса-Загрея...
Страстно влюбленный в родную сестру, Зевс удовлетворил свою страсть, приняв вид быка; потом под видом кающегося и будто бы оскопившего себя он в лоно сестры вложил бараньи ядра: Деметра родила дочь, Персефону, к которой воспылал страстью Зевс и в образе змеи соединился с родной дочерью ; плодом этой связи был мальчик Загрей с бычьей головой.
По какому-то мифу, Деметра была не просто сестрой Зевса, а сестрой-дочерью. Тогда, Персефона - дочь-внучка.. :)


Эта часть истории, включая создание людей из останков уничтоженного чудовища, распространена а в мифах разных народов:
Как пишет Диодор Сицилийский, Сабазий первый заставил вола пахать землю, другими словами, стал сеять ячмень. По преданию, изложенному Орфеем, его разорвали титаны[9]. В орфических гимнах этот рассказ восполнен другим, о том, как титаны, подстрекаемые Герой, напали на ребёнка, разрубили его на куски и пожрали. Афина спасла только сердце, ещё трепетавшее, и принесла его Зевсу, который или сам проглотил сердце, или передал его Семеле, от которой родился Дионис — другой, юный Загрей. Титаны были поражены перунами Зевса, и из их пепла произошли люди, соединяющие в себе, таким образом, начала божеское и человеческое, доброе и порочное. Отсюда в молениях к Сабазию было выражение: бык породил змею и змея породила быка. По Феофрасту, его призывали, когда видели неядовитую змею парей
Последний раз редактировалось Magoga 28 окт 2020, 22:09, всего редактировалось 1 раз.
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение tamplquest »

Magoga, Это Вы какие то поздние вырожденные пересказы роете типа Гомера, это уже не мифология, а типа хрестоматии по ней. Зевс, Деус это Дьяус, олимпийский бог
Автор темы
Magoga
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

tamplquest: 28 окт 2020, 21:58 Зевс, Деус это Дьяус, олимпийский бог
И что?
Персефо́на — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и царства мёртвых, владычица преисподней. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. У римлян — Прозерпина. Входит в состав олимпийцев.
Если выбросить этот миф, то придётся выбросить и кучу других - по той же причине.

Но - да: богиня, явно, привнесённая, и изначально была аналогом Деметры.
Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что она является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров. У завоевателей греков свой культ Персефоны сливается с местным культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей древнегреческой истории.
На псевдоэтрусской плите с сюжетом зачатья Сабазия указана Кора.
Последний раз редактировалось Magoga 28 окт 2020, 22:15, всего редактировалось 1 раз.
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение tamplquest »

Magoga, не надо ничего выбрасывать, просто смешивать в кучу все не надо. Изначально Олимп занимали именно общеиндоевропейские боги.
А троица, как я уже сказал, произошла от староевропейцев

Отправлено спустя 3 минуты 38 секунд:
В классической античности отголосками Старой Европы считаются культы богинь (Богиня со змеями, Афродита, Деметра), почитание быков на Крите (см. Минотавр, таврокатапсия, лабрис) и в Иберии, вольное отношение к сожительству лиц одного пола (см. Гомосексуальность в Древней Греции).
Одним из ключевых положений учения Гимбутас о староевропейцах было господство на Ближнем Востоке и в Средиземноморье со времён палеолита культа Триединой богини, который дожил до классической античности в форме Элевсинских мистерий.

По мнению Гимбутас, главная богиня Старой Европы воспринималась как единство трёх ипостастей, символизирующих:

рождение и плодородие (фигуры «неолитических венер»),
смерть (спутники богини — ядовитые змеи и хищные птицы),
возрождение к жизни (символика материнского лона и зарождения жизни в образах бабочек, пчёл, жаб, ежей и быков).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1 ... 0%BF%D0%B0

Отправлено спустя 21 секунду:
Важно проследить эти тенденции до смешивания
Автор темы
Magoga
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

tamplquest, замените Персефону Корой, и ничего не изменится.

Но бог - фригийско-фракийского происхождения.
В наиближайшей связи Сабазий находился во Фригии с тамошним первенствующим женским божеством Mά, великой матерью богов и всего сущего, вместе с ней образуя верховную божественную двоицу; в этом виде Сабазий носит имя «отца» или «бога». Женскую половину двоицы во Фракии представляла не только Матерь богов (Mά, Кибела), но и юное божество луны (Котис, Коттито, Бендида), которое греки называли то Артемидой, то Деметрой или Персефоной. Как во Фригии, так и во Фракии, главные божества, мужское и женское, образовавшие верховную двоицу, в свою очередь двоились: с одной стороны Сабазий и сын его Атис, с другой — Котис и дочь её Бендида, так что первоначальный эпитет становился именем другого божества, отдельного от первого, но весьма близкого ему по происхождению и в мифологических сочетаниях.
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение tamplquest »

Magoga, Я про Зевса, Деуса, Теуса и Дьяуса.
Что касается богоматери, ее происхождение ясно, это Пречистая дэва Анахита. Только там подмешан, естественно миф о непорочном зачатии, который происходит тоже откуда то с запада. У Анахиты непорочность не в смысле девственности а в смысле чистоты, а дэва она не в смысле девственности а в значении "богиня"

Отправлено спустя 2 минуты 49 секунд:
Собственно полное имя сурья ар-дева Анахита Сарасвати можно буквально перевести как богиня рек пречистая Сарасвати

Отправлено спустя 2 минуты 34 секунды:
Кстати говоря и само слово дева, девица означало не девственность, потому что с ведического буквальный перевод этого слова "небесная" или "дневная", "светлая".

Отправлено спустя 31 секунду:
Возможно это был просто эпитет женской красоты

Отправлено спустя 4 минуты 30 секунд:
Хотя боги у ариев именно так и назывались, светлые боги, небесные.
Само слово "бог" имел значение "змей", а к змеям арии относились отрицательно.
Возможно слово "гад"(англоязычное обозначение бога) имеет аналогичное происхождение.
Тогда как слова типа теология, теодеция, наоборот имеют корень общий с "див"

Отправлено спустя 1 минуту 48 секунд:
тео это део, деус, восходящий к Дьяус-небо
Видимо, со времен латенской культуры и царского рима

Отправлено спустя 2 минуты 38 секунд:
В то же время у палеоевропейцев наоборот был змеиный культ.
Это важно, потому что когда то была глобальная война между культом неба и культом змея, оттуда корни цивилизаций идут

Отправлено спустя 49 секунд:
И вся индоевропейская мифология содержит в себе следы змееборчества, главного арийского мифа

Отправлено спустя 4 минуты 53 секунды:
К этой же войне относится и битва Олимпийцев с Титанами.
Титаны это тоже видимо змеи, слова Пифон и Тифон имеют сходсттво с "Титан". Титан и Тифон имеют разницу лишь в 2 звуках.
Автор темы
Magoga
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

tamplquest, мне тоже интересно, откуда это слово взялось. Возможно, тюрки ввернули: "боже", с переходом "ж/ш" - от "baş" или близкого к нему.
Последний раз редактировалось Magoga 28 окт 2020, 22:47, всего редактировалось 1 раз.
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение tamplquest »

Это позднее осталось в мифах борьбы Зевса с Тифоном и Апполона с Пифоном
Автор темы
Magoga
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

Возможно, первоначально, как и у германцев, было слово "год", а верховный бог - солнечный, вроде Януса, а потом это слово стало обозначать только календарный год?

Само имя "Сабазий" может иметь основу "деос": есть вариант Σεβάδιος.
Последний раз редактировалось Magoga 28 окт 2020, 23:02, всего редактировалось 1 раз.
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение tamplquest »

Magoga, это сто процентов из ведического языка bhogin змей, там так же есть и bhoginya -- змеиня, какая то мифологическая женщина-змея.

Отправлено спустя 1 минуту 2 секунды:
Magoga: 28 окт 2020, 22:52 Возможно, первоначально, как и у германцев, было слово "год", а верховный бог - солнечный, вроде Януса, а потом это слово стало обозначать только календарный год?
Вероятно означало змея, что как раз и осталось в "славянских"

Отправлено спустя 1 минуту 18 секунд:
Возможно слово год тоже связано со змеем, как змей образующий кольцо

Отправлено спустя 1 минуту 35 секунд:
Потому что год является замкнутым циклом
Автор темы
Magoga
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

tamplquest, надо разбираться... Мне в этом слышится что-то вроде "бек", "баши"...
tamplquest: 28 окт 2020, 23:04 Потому что год является замкнутым циклом
Это - Уроборос, выражающий сансару. Но должно бы быть что-то типа колеса, "коло"... Коляды праздновали... Вряд ли христиане такое оставили бы.
Последний раз редактировалось Magoga 28 окт 2020, 23:12, всего редактировалось 1 раз.
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение tamplquest »

Magoga, я с Вами не собираюсь спорить

Отправлено спустя 3 минуты 22 секунды:
bhoga In the Rigveda and later denotes the ‘coil’ of a serpent.
https://www.sanskritdictionary.com/?q=v ... g=&lang=en
Автор темы
Magoga
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

tamplquest, я не думаю, что дохристианская религия была сильно похожей на индийские веды: в них всё заморочено (правда, заморочки, скорее всего, - более поздние). Скорее, было похоже на греко-римское, а оно очень похоже на шумерское...
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение tamplquest »

Magoga, это все пустословие. греко-римские не значит ничего. Что касается олимпийских богов греции и рима царского периода, там был общеиндоевропейский культ, напрямую связанный с ведами

Отправлено спустя 2 минуты 53 секунды:
Magoga: 28 окт 2020, 23:14 правда, заморочки, скорее всего, - более поздние
Поздним там являются тексты которые написанны не на ведическом языке, и 10 мандала ригведы. При желании там все можно легко отличить
10 мандала является не ведической книгой, это однозначно

Отправлено спустя 8 минут 36 секунд:
Веды это вообще самый ценный памятник из всех существующих, потому что это единственный текст дошедший до нас от древних индоевропейцев
Автор темы
Magoga
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

У Фасмера: др. инд. bhagas - "одаряющий, господин", др. - персид baga - "господь, бог".
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение tamplquest »

Magoga: 28 окт 2020, 23:32
это потому что он кретин, агитпроповская шавка

Отправлено спустя 12 минут 50 секунд:
Судя по всему это слово означало во времена санскрита еще чувственное наслаждение, отсюда возникло и даритель, но оно не утратило змеиной семантики при этом.
бхога- аиш́варйам
материальное богатство — Шримад-бхагаватам 5.24.22
кун̣д̣ала̄-бхога-саннивеш́асйа
того, чье тело свернуто кольцом — Шримад-бхагаватам 5.23.5
алабдха-бхогах̣
терпящий лишения (лишенный всяких материальных удобств) — Шримад-бхагаватам 6.13.15
бхога-ман̣д̣апе
в помещение, где предлагают пищу — Шри чайтанья-чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 12.210
ахи-бхога-уттхитам
появившееся из тела змея, которое использовалось им для материальных наслаждений — Шримад-бхагаватам 10.12.33
бхаума-бхога-а̄д̣хйа̄м
полный чувственных удовольствий — Шримад-бхагаватам 4.28.2
ка̄ма-бхога
чувственными удовольствиями — Шримад-бхагаватам 5.24.8
бхогах̣
чувственные удовольствия — Шримад-бхагаватам 7.13.16-17
чувственные наслаждения — Шримад-бхагаватам 7.13.18
змей, чье тело — Шримад-бхагаватам 10.16.24
чувственных удовольствий — Шримад-бхагаватам 10.51.52
ш́еша-бхога
тело Шеша-наги — Шримад-бхагаватам 3.8.23
бхога
чувственного наслаждения — Бг. 2.42-43
к мирским удовольствиям — Бг. 2.44
и чувственных удовольствий — Бг. 16.11-12
с капюшонами — Шримад-бхагаватам 3.20.48
наслаждений — Шримад-бхагаватам 4.28.53
тела — Шримад-бхагаватам 10.14.25
в кольцах — Шримад-бхагаватам 10.16.10
телом — Шримад-бхагаватам 10.16.19
(как) тела́ — Шримад-бхагаватам 10.87.23
змей — Шримад-бхагаватам 10.89.54-56
от чувственных наслаждений — Шримад-бхагаватам 11.17.30
предложение — Шри чайтанья-чаритамрита А̄дӣ-лӣла̄ 17.82
вареная пища — Шри чайтанья-чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 3.42
еду — Шри чайтанья-чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 3.43
яства — Шри чайтанья-чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 4.64, Шри чайтанья-чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 13.199
пищи — Шри чайтанья-чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 4.88
блюда — Шри чайтанья-чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 4.113, Шри чайтанья-чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 4.115, Шри чайтанья-чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 4.115, Шри чайтанья-чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 4.118
<&> блюд — Шри чайтанья-чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 4.116

Брахманы, пришедшие на смену ведическим ариям видимо и представляли культуру змеепоклонников

Отправлено спустя 4 минуты 5 секунд:
Кстати само слово "брахманы" может быть искажением от "бгахманы"

Отправлено спустя 3 минуты 2 секунды:
И высший брахманский пантеон тоже был змеиным. Их называли bhagavān

Отправлено спустя 2 минуты 4 секунды:
По сути это все не подлежит даже сомнению, все идеально сходится. В том числе их змеиная апологетика в эпосе
Автор темы
Magoga
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

tamplquest, вообще, вряд ли стоит приписывать део/тео ариям: в славянских - "бог", в германских - "god". На каких ещё ариев можно ссылаться? Явно, в латинском была куча заимствований, а греческий отнесён не к европейским, а к индоиранским.

Скорее всего, "бог" - от "Bona" - благой ("Bona Dea"). Например, в староанглийском: gód - adj. GOOD; bonus. GOD, es; m. God - the Deity; gód, es - n. Good, good thing. Т.е., сдвоенная "O" в "good" появилась позже. Германскому "Goods" соответствует и русское "богатство". Бог - тот, кто даёт богатство и прочие блага.

Забавное: "бог" - "god" в зеркале :)

Отправлено спустя 30 минут 23 секунды:
Дальше по теме - боги смерти и мира мёртвых.

У ацтеков царство мёртвых тоже имело 9 кругов, а боги смерти и мира мёртвых тоже имели связь с собаками.
Аколмистли (исп. Acolmiztli; Аколмицтли, Акольмицтли) — ацтекский бог Миктлана, подземного мира. Другое имя Аколнауакатль. Владыкой Миктлана считался Миктлантекутли, изображаемый в виде окровавленного скелета. В Миктлан попадали люди, умершие естественной смертью, а проводником душ в его мир работал собакоголовый бог Шолотль. Вход в подземный мир охраняла огромная черная пума — бог по имени Аколмистли («Сильная кошка»). Её рев был так ужасен, что живые не осмеливались войти под землю.


Шоло́тль (аст. Xolotl) — в ацтекской и тольтекской мифологии бог грозы и смерти, «тёмный» брат-близнец Кетцалькоатля, один из двух сыновей девы Коатликуэ. В переводе с языка науатль его имя может переводиться и как «гонец», и как «паяц», и как «чудовище». В ацтекских мифах, как правило, представлен как грозное божество грозы, загробного мира и различных бедствий и неудач. Изображался в виде скелета либо как человекоподобное чудовище с собачьей головой и кривыми ногами.


Миктлантекутли - Изображался в виде окровавленного скелета или человека с зубастым черепом вместо головы, поглощающего души умерших. Его постоянные спутники — летучая мышь, паук и сова; его голова украшена перьями совы, он носит ожерелье из человеческих глаз. Миктлантекутли считался владыкой Севера и покровителем людей, рождённых в 6 день недели, посвящённый Itzcuintli (собаке); собака являлась проводником душ умерших в Миктлане. Его жена — богиня Миктлансиуатль, вместе с которой они обитают в самой нижней, девятой преисподней Миктлана в доме без окон. Среди нескольких ацтекских божеств смерти и загробного мира Миктлантекутли был наиболее почитаемым. В его царство попадали люди, умершие обычной смертью, то есть, не на войне, не во время жертвоприношения и не от родов. Поклонение ему включало ритуальный каннибализм.
Старосветские боги
Шумерский Ям.
Ям (в переводе с ханаанского — «море») — один из важнейших богов Ханаана и Угарита. Ям был богом моря, но так же - "господином смерти и беспорядка".

Шумерский Мот

Бог Мот воплощал в себе все аспекты и обличья смерти. Выражение «быть проглоченным Мотом» или «съеден Мотом» означало, что некто скончался. Вид бога Мота представляет собой гигантскую пасть, верхняя губа, которой достигает до неба, а нижняя — земли. Он поглощает все, что находится в близи его. Образ Мота подчеркивал всеохватность смерти, которой никто не может сопротивляться. Его проявлением в земном мире, кроме смерти каждого конкретного человека, являются иссушающий зной и жестокая засуха, ведущие к исчезновению всего живого.


Греческий Аид
Миф об Аиде как боге нежеланного, пугающего небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти и представляет его лично стерегущим врата своего царства. Будучи богом смерти, Аид вызывал страх: само имя его греки и римляне табуировали, так как боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами, среди прочих, и обозначением Плутон, вошедшим в употребление ещё в V веке до н. э. и окончательно вытеснившим первоначальное имя Аид, употреблявшееся как единственное Гомером. Таким образом, фигура Аида «вобрала» в себя образ бога Плутоса, первоначально самостоятельное божество богатства и плодородия.

Египетский Анубис

В период анимизма Анубис представлялся в образе шакала. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой дикой собаки Саб (егип. sb «судья») или человека с головой шакала или собаки. Апулей упоминает о двух ликах Анубиса «один чёрный, как ночь, другой — золотой, как день». Первоначально (согласно «Текстам пирамид») Анубис был единственным судьёй мёртвых в Дуате, но эта высокая должность с конца Древнего царства (конец 3-го тысячелетия до н. э.) узурпировалась Осирисом (считавшимся умершим фараоном), перенявшим и титулы Анубиса «владыка запада» (Хентиаменти), «владыка тех, кто на западе».
Отправлено спустя 11 минут 23 секунды:
По поводу Аида: странно, что сперва он был только богом смерти, и только потом стал богом богатства. Вроде бы, обычно бывает наоборот: разделение происходит в ходе развития культуры и уточнения понятий. В архаичных вариантах совмещение функций бога смерти, рождения и плодородия - обычное дело. Возможно, что первоначально он, как и Анубис, представлялся в образе пса, который потом, отделившись, стал Цербером.

Стоит подумать и о месте славянского Семаргла-Переплута, который, будто бы, связан с урожаем, богатством и миром мёртвых.

Отправлено спустя 10 минут 57 секунд:
Потерянный рай ацтеков
Различные описания Ацтлана весьма противоречивы. Некоторые легенды говорят об Ацтлане как о рае, другие (кодекс Обена) утверждают, что там ацтеки являлись рабами тиранической элиты под названием Ацтека-Чикомостока. Ведомые своим священником, ацтеки бежали и по пути их бог Уицилопочтли запретил называться ацтеками, сказав, что они должны называть себя меши́ка. Интересен тот факт, что учёные-антропологи XIX века, в частности Уильям Прескотт, стали называть их «ацтеки».


Точно, как у нас в отношении СССР. Может, и в Библии история изгнания из Рая - видоизменённая история исхода из Египта :)
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Религии и верования мира»