Недостаток библейского мифа, о котором я выше писала - в том, что, помимо потомков Адама и Евы, на Земле вдруг обнаруживаются какие-то другие люди:В книге «Пополь Вух» (основном источнике информации о мифологии майя) описано, как он, пролетая над ещё пустой вселенной, крикнул: «Земля!», после чего появилась твёрдая почва. Затем им с помощью остальных богов были созданы животные, а после и люди. Первые люди, сотворённые Хураканом: Балам-Куице (ягуар с ласковой улыбкой), Балам-Агаб (ягуар ночи), Махакутах (прославленное имя) и Ики-Балам (ягуар луны) получились очень похожими на самих богов, что вызвало недовольство создателя. Поэтому вновь состоялся совет богов, решивший, что люди должны стать менее совершенным племенем. Затуманив взор четырёх созданий так, чтобы они видели лишь часть земной сферы, Хуракан погрузил их в сон. После этого он сотворил им четырёх женщин. Впоследствии от союзов первых людей и этих женщин произошёл человеческий род.
Кроме Адама, Евы и Каина ещё не должно было быть никого, но Каин находит себе жену и, вместо домика для себя и откуда-то взявшейся жены, строит город: т.е., есть ещё множество людей непонятного происхождения...Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
И это ещё не всё сходство! Этот бог "носился по дорогам, подобно ветру ночи, более стремительному, чем дневному, чтобы обрушить свой гнев на пойманного человека. Но если в схватке побеждала жертва, то бог должен был выполнить любое пожелание". И тут - аналог борьбы Яхве с Иаковым-Израилем:
Хитрые церковники объясняют сходство мифов тем, что Адам и Ева знали бога, поэтому появление такого же мифа в Мезоамерике неудивительно. Но, кроме мифа о сотворении, есть ещё и Исход! Либо евреи создали свой миф об Исходе на основе более раннего, либо мифы Мезоамерики были выдуманы католиками. Ещё один крайний вариант - в доколумбовой Мезоамерике люди появились позже появления ВЗ с мифом об Исходе.И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра
у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
Последнее кажется слишком невероятным. Но есть и такое странное явление: "Тео" в местных именах и названиях означает "бог"... Либо слово - дико древнее, либо люди там появились (или появлялись) позже, либо, опять же, всё выдумали церковники-миссионеры.
Отправлено спустя 21 минуту 20 секунд:
Есть имена мезоамериканских богов, подозрительно похожие на имена таких же богов Старого Света...
Тетеоиннан - богиня, аналогичная Иннан, Астарте, Иштар, Макоши-Маре... Имеет такие же атрибуты: полумесяц, веретено, змея (или верёвка).
Иш Таб - то же, но с более выраженным сходством с Лилит - демонизированным евреями вариантом Астарты-Иштар, которая, по некоторым версиям, и была змеем-искусителем "на ветвях мирового древа".Тетеоиннан - одна из ипостасей богини-матери Тоси или Тласолтеотль. То́си, (исп. Toci) — «Наша Бабушка», в ацтекской мифологии мать богов, богиня земли и исцеления. В качестве матери богов чаще носила имя Тетеоиннан; в качестве божества земли — Тлалли-ипало («сердце земли»). С ней часто ассоциировалась богиня грехов и очищения Тласолтеотль.
Тоци была покровительницей врачей и повивальных бабок, тех, кто давал успокаивающее во время родов и производил аборты, а также предсказателей будущего. Ей посвящали бани-темаскаль; её ипостась, которая им покровительствовала, носила имя Темаскальтеци («бабушка бань»). По некоторым сведениям, она покровительствовала также прядению и ткачеству и, подобно Тласолтеотль, изображалась с веретенами в головном уборе
Тласолтеотль — «Пожирательница грязи», очищающая от недозволенных страстей, покровительница проституток и изменяющих супругов.
Одна из важнейших мезоамериканских богинь-матерей, связанных с землёй, плодородием, сексуальными наслаждениями, плодовитостью и родами, Тласолтеотль персонифицировала для ацтеков идею грехов, особенно сексуальных, и покаяния. «Женщинами Тласольтеотль» называли проституток; она считалась покровительницей грешников. Тласолтеотль могла как возбудить страсть, так и освободить от неё, а также наслать безумие и венерические болезни. Люди «жертвовали» ей свои грехи во время особой исповеди перед жрецом (исповедь совершалась один раз в жизни). Согласно верования ацтеков, Тласолтеотль приходила к умирающему и очищала его душу, поедая всю «грязь». Отсюда её имя — пожирая нечистоты (грехи), Тласолтеотль очищала людей от прегрешений.
Тласольтеотль — одно из древнейших божеств Мезоамерики; ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у племени хуастеков. На побережье Мексиканского залива она была известна как Цинтеотль («богиня крестца»), что явно указывает на её сексуальный характер; «цинтль» значило не только «крестец» или «задний проход», но и «основа начал». Её ипостасями считались богини Тоси («наша бабушка»), Тлалли-ипало («сердце земли»), Тлаелькуани («пожирательница грязи»), Ишкуина, Тетеоиннан («мать богов»), Чикунави-акатль («девять тростник»). Четыре её аспекта признавались отдельными богинями: Тиакапан, Теику, Тлако и Шокутшин. Сама Тласольтеотль иногда считалась одной из ипостасей богини любви Шочикецаль. Её сыном от бога Уитцилопочтли называли бога молодого маиса Сентеотля.
Изображалась Тласольтеотль в одежде из хлопка, с обнажённой грудью. Её отличительные признаки — носовая вставка в виде полумесяца, головной убор из перьев перепёлки с двумя торчащими веретенами, жёлтая окраска лица; коралловая змея или окровавленная верёвка на её шее, очевидно, символизировала похоть. Её символ — метла из камыша, которой символически выметались грехи. Иногда её (как Шипе-Тотека) изображали в содранной человеческой коже, либо в виде обнажённой женщины, рожающей, сидя на корточках.
На осеннем празднике в её честь приносили в жертву девушку; жрец, олицетворявший богиню, надевал её кожу как куртку. В годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. Привязав его к столбу, в него метали дротики; капающая кровь символизировала дождь.
Тема повешения связывает и с Иудой, который не во всех вариантах христианства считается предателем: его рассматривают и как героя, который, выполнив волю бога и будучи невинным, "понёс грехи" - несправедливые обвинения. Есть и варианты, в которых Христос изображён висящем не на кресте, а на мировом дереве.Иш Таб (Ixtab — Петля-Женщина) — у индейцев майя богиня самоубийств и жертвоприношений, также ассоциировавшаяся с плодородием и лунным затмением. В Дрезденском кодексе изображена повесившейся. Как предполагали майя, Иш Таб находилась на ветвях мирового древа, соответствовавших раю. Необходимо отметить позитивное отношение майя к суициду, приравнивавшемуся к жертвоприношению или военному подвигу (ср. харакири). Для самоубийц Иш Таб выполняла роль психопомпа. В индейском фольклоре Иш Таб — вредоносный женский дух, заманивающий мужчин в лес.