Александр НевскийИстория Руси

С 862 до 1721 год
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Понятие земли/страны широко используется на страницах летописного труда. Границы этого понятия существенно отличаются от современного значения слова «страна», подобно тому как существенно отличается понятие «философия», которое в древнерусской культуре включало в себя без разделения многие отрасли гуманитарного знания, институализировавшиеся ныне в отдельные дисциплины.

Земля/страна — это и территория (границы которой определяются достаточно приблизительно — как перечень географических ориентиров мест расселения ее обитателей, прежде всего бассейнов рек, а кроме того, лесов, озер, гор, торговых путей), и общность, культурное и политическое пространство, взятое в неразделимом единстве.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Происхождение от Иафета, славянский язык и грамота, название и княжеская династия от пришлых варягов-руси, включенность в христианский мир — вот координаты, описывающие положение Русской земли среди других стран в «Повести временных лет».

В принципе можно причислить (хотя и с некоторой натяжкой) такое понимание Руси, сконструированное при помощи понятия земли/страны к явлениям этнического самосознания, но с той лишь оговоркой, что совпадение в данном случае не буквальное (ведь «земля» все же не совсем и не только «этнос»), однако вряд ли перекодировка мысли летописца на язык современной науки возможна в более адекватных формах.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Важной проблемой является соотношение Руси в узком и широком смысле этого слова. В источниках северо-восточного происхождения путешествия на юг, в Киев, Чернигов или Переяславль нередко обозначаются как поездки «на Русь».

До определенного времени этот факт объясняли весьма логично и спокойно: понятно, что колонизация территории, населенной финскими племенами, осуществлялась из южнорусских земель. Несомненно, темеро-восточное Руси, ставший центром формирования единого Русского государства, изначально был культурной и этнической периферией.

Колонизация его Начинается довольно рано, но до середины XII в. этот регион не играл существенной роли в политической жизни русских земель. Для жителей периферии южные земли являлись метрополией, «Русской землей» в «узком смысле слова». При этом «Русь» в широком смысле охватывала все территории, где говорили на славянских языках, распространялась власть рода Рюриковичей и митрополита Киевского и всея Руси.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Отсюда выражения о поездках «на Русь» в текстах северного и северо-восточного происхождения.

Однако в последнее время украинские историки (тоже, очевидно, не без идеологического давления) изменили взгляд на этот древнерусский узус. По мнению киевского историка К. Галушко, только Киевская, Черниговская и Переяславская земли, входящие в состав современной Украины, — это «настоящая Русь», а все остальные — «липовые». Они стали Русью уже потом, присвоили себе это название, а то и вовсе являются выдумкой «росшських» ученых. Все случаи «широкого» значения полностью игнорируются.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

В данном случае мы имеем дело с классической полуправдой. К. Галушко, очевидно (и не без основания), надеется, что его не искушенный в истории читатель не станет брать в руки летописи и проверять его хитрое «плетение словес».

Между тем стоит только открыть «Повесть временных лет», как первые же географические координаты «Русской земли» полностью разрушают его построения: «И изъбрашатя трие брата с роды своими, и пояша по собе всю русь, и придоша къ словеномъ первее. И срубиша город Ладогу. И седе старейший в Ладозе Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Беле озере, а третей Труворъ въ Изборьсце. И от техъ варясь прозвася Руская земля».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Вообще, летописец был более всего озабочен именно тем, чтобы объяснить нам, потомкам, что именно представляла собой современная ему Русь. Поэтому определения Руси он дает несколько раз, используя все доступные способы объяснения. Русь для него и территория, и языковая общность.

Вот что пишет Кирилл Галушко в начале XXI в.: «Русь находилась в очень конкретном месте — в Киеве, а если уж не в Киеве — то в Среднем Поднепровье, а если не в нем, то в „Южной Руси“. И нигде больше!»

А вот что пишет земляк Кирилла Галушко, автор «Повести временных лет», в начале XII в.: «Се бо токмо словенескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, новъгородьци, по- лочане, дьрьговичи, северо, бужане, зане седять по Бугу, поележе же волыняне». Ясно же Русь-русь - это восточно-славянские племена - вернее сказать войны-дружина этих племен.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Как видим, в качестве русских племен летописец в начале XII в. называет полян, древлян, новгородцев, полочан, дреговичей, северян и бужан. Причем под «новогородцами» в ПВЛ понимаются словене и кривичи (предки полочан, по мнению все того же летописца), как видно из истории призвания Рюрика именно от кривичей. При этом летописец очень четко отделяет славяноязычные народы от неславянских, платящих Руси дань и совершенно чужих.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Таким образом, Переславль-Залесский, родина Александра Ярославича, располагался на Руси в широком смысле слова. Это была окраина, которая стремительно набирала силу и влияние. Возвышение Северо-Восточной Руси нача¬лось в княжение Андрея Боголюбского в середине XII в. Наибольшего влияния достигла при младшем брате Андрея — Всеволоде III Большое Гнездо.

В этот момент великий князь Владимирский по весу и широте политического влияния не уступал, а может быть, и превосходил великого князя Киевского.

Переславль-залесское княжение было весомым элементом северо-восточного конгломерата княжеств, управляемых потомками Всеволода и ориентированных на Владимир как на политический центр. В начале XIII в. Владимирской земле удалось достичь признания в качестве самостоятельного политического элемента и на церковном уровне. В 1214 г. от Ростовской епархии была отделена епархия Суздальская и Владимирская.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Сам город был основан Юрием Долгоруким. Таким образом, Переславль был «единокровным братом» Москве, основателем которой является тот же князь. Причем сам Юрий, судя по всему, готовил большое будущее именно Переславлю. Вывод такой напрашивается потому, что укрепления изначально были заложены громадные. Периметр городских валов Переславля — около 2 километров, тогда как изначальная крепость — «город» Москвы — менее километра.

По мнению академика С.В. Загревского, такие размеры свидетельствуют о том, что город был изначально задуман как крупный центр. То есть как одна из столиц Северо-Восточной Руси: «Городов, больших по размерам, чем Пере¬славль, в Северо-Восточной Руси не было. Сопоставим с ним только Владимир (периметр укреплений Мономахова, или Печернего, города — тоже около 2,5 км). Периметр укреплений Юрьева-Польского, как мы уже говорили, меньше — 2 км. В Суздале еще меньше — 1,4 км. Вероятно, укрепления Ростова были не больше суздальских (на сегодняшний день их точные очертания неизвестны). В Дмитрове (основанном немного позже Переславля — в 1154 г.), Ярославле (Рубленый город) и Перемышле Московском — около 1 км, в Звенигороде и Москве (крепость 1156 г.) — около 800 м, в Мстиславле и Клещине — около 500 м.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Переславль-Залесский был очень большим городом и по меркам всей Руси, не только Северо-Восточной. Больше него были только Киев (периметр укреплений города Ярослава — около 3,5 км) и Смоленск (город Ростислава — тоже около 3,5 км). Периметр укреплений Переяславля-Русского (ныне Переяслав) был гораздо меньше — около 1,5 км, Новгорода и Старой Рязани (ныне Переславль-Рязанский) — около 1,4 км».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Под стать размерам было и архитектурное убранство города. Центральным храмом был и остается собор Преображения Господня, заложенный в 1152 г. Это первый белокаменный собор Владимиро-Суздальской Руси, древнейший из сохранившихся. Архитектура этого собора гораздо строже той, которая расцветет в Залесском крае в княжение Андрея Боголюбского.

В ней нет ни типичной для владимиро-суздальской архитектуры белокаменной резьбы, ни архитектурно-колончатых поясков, да и пропорции храма существенно отличаются от более поздних: Преображенский собор кряжист и статичен. В нем крестили многих северо-восточных князей, в том числе и князя Александра Ярославича. Древний собор уникален еще и тем, что в нем сохранилось граффити, в котором упоминается об убийстве князя Андрея Боголюбского.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Другим городом, с которым была связана жизнь Александра Невского, был Новгород. Это древнейший русский город. В негласном рейтинге русских городов Новгород считался вторым по значимости после Киева. Впрочем, к началу XIII в. конкуренцию ему могли составить и Чернигов, и Переславль-Южный, и Владимир-на-Клязьме. Тем не менее Новгород и в XIII в. оставался крупнейшим русским городом. Во всяком случае, территориальные владения Новгорода были самыми большими среди других русских княжений. Они занимали огромные пространства Русского Севера.

В учебной литературе распространено мнение о том, что социально-политическое устройство Новгорода отличалось от устройства других русских городов. Принято считать, что новгородцы в меньшей степени были зависимы от княжеской власти. Большую роль общественной и политической жизни Новгорода играло вече. Это утверждение верно лишь отчасти. Действительно, вече в Новгороде отличалась самостоятельностью и свободолюбием. Однако отличие от общей русской системы не было принципиальным.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

До эпохи монголо-татарского нашествия Новгород управлялся практически так же, как другие русские города. Князю приходилось согласовывать свои действия с мнением городской общины. Городская община высказывала свое мнение на вечевых собраниях. Вечевые сходы существовали и в отдельных частях города (концах), и на общегородском формате.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

В этом, однако, не было ничего уникального. Другие русские города тоже имели свои вечевые собрания. Эти собрание могли оказывать весьма серьезное влияние на княжескую политику. Примером может служить события 1068 г. в Киеве. После поражения от половцев киевляне изгнали князя Изяслава Ярославича. На престол был посажен полоцкий князь Всеслав. Впрочем, Всеслав не справился со взятыми на себя обязанностями. В трудную минуту он предпочел бежать. Когда Всеслав бежал, киевляне снова пригласили Изяслав. На первый взгляд, был восстановлен статус кво. Но после этого изгнания ситуация уже не могла быть прежней. Стало понятно, что городская община в критической ситуации может отказать князю в праве на занятие стола. Быть может, новгородцы пользовались аналогичным правом несколько чаще представителей других русских городов, но сущностного отличия не было.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Завершая обзор Руси XII—XIII вв., необходимо дать краткую характеристику порожденных этим временем источников:

Первый блок источников составляют летописи. Летописание было одной из важнейших культурных традиций русского Средневековья. Образцом для русских летописей стали византийские хроники, но как по форме, так и по идейному содержанию русские книжники весьма далеко отошли от греческих традиций, создав свой оригинальный жанр исторических сочинений. Первые записи начали делать в XI в., хотя, возможно, в первые летописные тексты включались фрагменты, написанные в более ранние времена. Важным этапом формирования отечественного летописания стало создание в начале XII в.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

«Повести временных лет» — летописи, являющей собой не просто погодную фиксацию событий, а связное осмысление событий русской истории «изначала» до времени составления. «Повесть временных лет» стала образцом для последующих летописцев. Кроме того, она служила началом большинства последующих летописных сводов, которые формировались путем добавления более поздних сведений, которым текущий летописец сам был свидетелем, к тем сведениям, которые были собраны его предшественниками. В результате образовалось разветвленное древо летописных сводов, имевших общее начало — «Повесть временных лет», и разнообразные региональные продолжения. Оригинал «Повести» не дошел до наших дней. Но именно потому, что «Повесть» была включена в качестве начала в большое количество летописных сводов, мы сейчас имеем возможность читать ее текст.

/up & down - UranGan/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Как было сказано, XII в. ознаменовался началом политической раздробленности русских земель. Этот процесс оказал непосредственное влияние на летописание. Начинают формироваться отдельные летописные традиции, необходимые, очевидно, как одна из форм манифестации региональной независимости.

Для нашей работы наиболее важными являются летописные традиции тех земель, в которых жил и действовал князь Александр.

Новгородская летописная традиция. Наиболее древний ее представитель — Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Среди русских летописей она стоит несколько наособицу.

/up & down - UranGan/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Дело в том, что ее началом служит не «Повесть временных лет», а текст, который, очевидно, «Повести» непосредственно предшествовал. Так называемый «Начальный свод». Впрочем, интересующие нас события выходят за хронологические границы этого свода. Более интересно другое: рукопись Новгородской первой летописи старшего извода — одна из древнейших русских рукописей. Это так называемый Синодальный свод, который был создан в XII—XIII вв. Точнее, события до 1234 г. были написаны (не сочинены, а именно физически записаны на пергамене) в XII в., а то, что позже, — листы, написанные (опять же не сочиненные, а именно переписаны) уже около 1330 г.

Новгородская летопись написана простым языком и имеет незамысловатую композицию.

/a principio ad finem – UranGan/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

По сравнению с южными летописцами новгородский книжник гораздо менее был склонен к отвлеченным рассуждениям, широким историческим параллелям и богословским выкладкам. И конечно, в центре его внимания, прежде всего, новгородские события. Понятно, что и общерусская тематика не обходится вниманием, но из общерусских событий на страницы Новгородской летописи попадают только самые значительные. Впрочем, и это пра¬вило действует не без исключений. Например, сообщая под 1240 г. о победоносной Невской битве, новгородский книж¬ник ничего не говорит о падении Киева под ударами татар, хотя вообще о нашествии Батыя сообщается весьма обстоятельно.

/a principio ad finem – UranGan/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Поскольку семья Александра тесно связана с Владимиро¬Суздальской землей, важным источником для нас будет и северо-восточная летопись. Она сохранилась в составе большого свода, называемого Лаврентьевской летописью. Дошедший до нас оригинал летописи создан в 1377 г. Предположительно, основой для него послужил более ранний великокняжеский свод князя Тверского и Владимирского Михаила Ярославича.

Эта летопись имеет традиционную композицию. В начало ее помещена «Повесть временных лет», затем идут какие-то известия, связанные с Южной Русью, а затем — то, что нас интересует: события Владимиро-Суз¬дальской Руси 1164—1304 гг. По мнению М.А. Приселкова, летописание в Северо-Восточной Руси началось с середины XII в., а первый крупный Владимирский свод был составлен в 1177 г. Владимиро-суздальские летописцы в качестве начала взяли «Повесть временных лет» и данные летописца Переславля (южного), призванные закрыть временную лакуну между той датой, которая является финальной для «Повести» (1110 г.) и начальной для владимиро-суздальских свидетельств. Кроме того, сведения переяславского летописца нужны были для того, чтобы вписать северо-восточные события в общерусский контекст.

/a principio ad finem – UranGan/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
крысовод
Всего сообщений: 3869
Зарегистрирован: 09.04.2018
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Москва
Возраст: 54
 Re: Александр Невский

Сообщение крысовод »

Александр - личность противоречивая: с одной стороны, он выбрал сторону Орды, продал Русь татарам, а его дети продолжили с еще большим размахом. С другой стороны, ему пришлось выбирать, что важнее: принадлежность к европейской цивилизации, но с потерей православной веры, или дикие азиаты, но с сохранением родной веры. Нам сейчас не понять, что тогда люди имели не научный, а богоцентрический склад ума, и роднила их не национальность, а вероисповедание: православный - значит наш, а католик - значит еретик, пусть и христианин вроде как.
В этом материальном мире тебе ничего не принадлежит, даже твоё собственное тело.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

То есть в лице летописцев мы имеем свидетельства соименников, живших в Новгородской и Владимиро-Суздаль¬ской земле. Конечно, летописцы не были беспристрастными свидетелями происходящего. В текстах летописей подчас явственно проявляется их субъективная позиция или политический заказ. Однако, по мнению известного исследователя древне¬русской литературы И.П. Еремина, взгляд на летописца как на полностью ангажированного княжеской властью книжного манипулятора далек от истины. Летописец «вопреки обще-принятому мнению, гораздо ближе к пушкинскому Пимену; „не мудрствуя лукаво", правдиво описывал он все, что знал, что считал необходимым рассказать; стоя в стороне от между- княжеских распрей и осуждая их, он в политической борьбе своего времени — Ярославичей и их потомков — занимал свою независимую позицию; монах — несомненно Печерского монастыря, самого демократического в Киеве по составу братии, — скорее моралист, чем политик по умонастроению, он писал свою „Повесть“ по собственной инициативе, — как выразитель общественного мнения, мнения „земли Русской".

/a principio ad finem – UranGan/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
крысовод
Всего сообщений: 3869
Зарегистрирован: 09.04.2018
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Москва
Возраст: 54
 Re: Александр Невский

Сообщение крысовод »

Gosha: 29 сен 2021, 16:35 То есть в лице летописцев
А летописцы принадлежали к монастырской среде, и тут важно помнить, что никому на Руси не жилось при татарах лучше, чем попам, недаром Невского канонизировали довольно быстро, через 300 лет, а Донского, у которого были тёрки с местным иерархом - только в 1988 году.
Последний раз редактировалось крысовод 29 сен 2021, 18:02, всего редактировалось 1 раз.
В этом материальном мире тебе ничего не принадлежит, даже твоё собственное тело.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Суть идеи Петра I

Насельник Александро-Невской лавры иеромонах Пимен так рассказывает о планах и намерениях Петра:

“Еще в 1703 году Петр I осматривал территорию будущего [Александро-Невского] монастыря и у него уже тогда появилась идея именно здесь создать монастырь в честь Александра Невского и сюда перенести его останки. Дело в том, что среди местных жителей смешались два события, которые были связаны с Александром Невским. Первое – это, конечно, победа на Неве… Было также еще одно событие. Князь Андрей, сын Александра Невского, разбил шведскую крепость, которая располагалась на Неве”.

На мой взгляд, именно эта версия логично и подробно объясняет все действия Петра Великого. Несомненно, царь в некоторой степени сравнивал себя и знаменитого князя, сумевшего одержать победу над грозной шведской армией.

И если сказанное иеромонахом Пименом верно, то выходит, что замысел о переносе мощей у Петра появился ещё в начале Северной войны, одного из самых сложных и драматических противостояний России и Швеции. Я даже не исключаю, что Пётр I как человек верующий считал, что перенос мощей Невского в новую столицу поможет придать сил русской армии и принесёт победу над шведским противником.

/hoc O.Bender/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Александр Невский

Сообщение Gosha »

Массовый читатель в настоящее время имеет серьезные проблемы с восприятием летописных сведений - примером может служить Крысовод.

И дело, увы, не просто в незнании древнерусского языка. Проблема в том, что с подачи малограмотного академика Фоменко получила широкое распространение идея, что «настоящие летописи не сохранились, а есть только списки». Причем в массовом сознании сложилось представление, что «список» — это что-то вроде ксерокопии сторублевой купюры — не очень умелая подделка.

Историки в таком контексте выглядят в лучшем случае малахольными кретинами: старательно изучают какие-то подделки и делают из этого глубокомысленные выводы. Меж тем бравый энтузиаст, конечно, кажется себе самому не в пример умнее: его на мякине не проведешь, уж он-то сумеет отличить мухи от котлет. Многократно проверено, что, если читатель решил про себя, что он чертовски умен, тот тут, как говорится, медицина бессильна.

/a principio ad finem – UranGan/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Александр Невский
    Gosha » » в форуме Авторские темы
    14 Ответы
    457 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Александр Невский pro et contra
    Алеся » » в форуме Общие вопросы истории
    19 Ответы
    1769 Просмотры
    Последнее сообщение Brandon
  • Александр Вторый
    Gosha » » в форуме Российская империя
    5 Ответы
    664 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Александр Македонский
    joundlevel » » в форуме История древнего мира
    1 Ответы
    909 Просмотры
    Последнее сообщение Isida
  • Александр и Наполеон
    Gosha » » в форуме Наполеоновские войны
    7 Ответы
    5027 Просмотры
    Последнее сообщение тохта

Вернуться в «История Руси»