Ци-Ган: ↑21 сен 2020, 20:35
КАСЗАГ, КАСЗАК, КАСАГ, КАСАК---бродячие, вольные изгои, никого не завоевавшие и не подчинившие, жившие сами по себе.
хм... касаемо КАЗАК - я имею другое мнение. от слова ХОЗЯИН. там единый корень на все индоевропейские языки. конкретно КАЗАК - из тюркского лексикона, от ХАЗАР. СТРАЖА, ГВАРДИЯ, ЦЕПНЫЕ ПСЫ... ИМХО. хазарский КАГАН вполне мог иметь гвардию и личную охрану из инородцев - обычная практика. вот и АЛАНЫ-КАЗАКИ.
дело в том, что смысл на самом деле не в том, кто назвался КАЗАКОМ. а в том, что БЫЛ НЕКИЙ ЮЖНО-РУССКИЙ СУБСТРАТ, который существовал ИЗНАЧАЛЬНО С ПРИЧЕРНОМОРЬЕ и СЕВЕРНЕЕ КАВКАЗА - вплоть до ВОЛГИ. начиная с нашествия ГУННОВ (тюрки и финно-угры), вот этот народ перестал доминировать в степи, но осел на реках,
если говорить о самой южной полосе... то есть КАЗАКИ (АЛАНЫ) на этой территории - самые что ни есть автохтоны, СКИФСКИЙ реликт. вот эти люди и стали основой собственно КАЗАКОВ, свое название АЛАНЫ они также сохраняли практически до 15 века.
и снова к классике, правда, относительно современной...
Д. И. ЯВОРНИЦЬКИЙ. История запорожских казаков. Прекрасный автор, сам хохол, но и он поддался теории "беглых" людей. впрочем, сам же противоречит этой теории, приводя старинные упоминания...
"За Сигизмундом I король Стефан Баторий (1576–1586) кроме давнего старинного складового города Чигорина дал в пристанище низовым казакам город Терехтемиров с монастырем, для постоянного жительства в нем в зимнее время»[1]. К сожалению, грамота короля Стефана Батория на пожалование запорожцам означенных земель и городов в подлиннике не дошла до нас; копия же с грамоты, сильно подверженна я сомнению в целом ее виде, ничего не прибавляет к тому, что сказано было по этому поводу малороссийским летописцем: «Передает его королевское величество (1576 года, августа 20 числа) казакам низовым запорожским навечно город Терехтемиров с монастырем и перевозом, опричь складового
старинного их запорожского города Чигирина, и от того города Терехтемирова на низ по-над Днепром-рекою до самого Чигирина и запорожских степей, к землям Чигиринским подошедших, со всеми на тех землях насаженными местечками, селами, хуторами, рыбными по тому берегу в Днепре ловлями и иными угодьями;
а вширь от Днепра на степь доколе тех местечек, сел и хуторов – земли издавна находились»[2]."
то есть уже на 1576 год - был СТАРИННЫЙ ГОРОД и НАСИЖЕННЫЕ ЗЕМЛИ, где ИЗДАВНА НАХОДИЛИСЬ...
а вот и обиталище АЛАН (чуть ниже будет понятно, почему я здесь применил именно это слово) = НИЗОВЬЯ БУГА, ДНЕПРА, ДОНА, ВОЛГИ... пока речь идет о западном отделении...
"Днепр – это священная и заветная для запорожцев река; в казацких думах он называется «Днипром Славутою»[46], в казацких песнях – «Днипром-братом», на лоцманском языке – «Казацким шляхом». В пределах запорожских казаков Днепр начинался с одной стороны выше речки Сухого Омельника, с другой – от речки Орели, и протекал пространство земли в 507 верст, имея здесь и наибольшую ширину, и наибольшую глубину, и наибольшую быстрину; в пределах же запорожских казаков он характеризовался и всеми особенностями своего течения – порогами, заборами, островами, плавнями и холуями. Всех порогов в нем при запорожских казаках насчитывалось девять – Кодацкий, Сурской, Лоханский, Звонецкий, Ненасытецкий (или Дид-порог), Волниговский (или Внук-порог), Будиловский, Лишний и Вильный. Самый большой и самый страшный из всех порогов – порог Неясытецкий, или Ненасытецкий, названный, по одним источникам, от птицы неясыти, в старину водившейся здесь, по другим – от слов «не насыщаться», потому что он никогда не насыщается человеческими жертвами несчастных пловцов. Это – родоначальник и всем порогам порог, – Дид-порог. Страшным делают его и самое движение в нем воды, и те громадные вековечные камни, которые частично торчат среди самого порога, частично – отделяясь от берегов реки, выступают далеко в середину ее.
Почти все береговое пространство Днепра, кроме порожистого, представляло собой роскошные и едва проходимые плавни, доставлявшие запорожским казакам и лес, и сено, и множество дичи, и множество зверей. Плавни эти представляли собой низменность, покрытую травяной и древесной растительностью, изрезанную в разных направлениях речками, ветками, ериками, заливами, лиманами, заточинами, покрытую множеством больших и малых озер и поросшую густым, высоким и непроходимым камышом. Из всех плавней в особенности знаменита была плавня Великий Луг, начинавшаяся у левого берега Днепра, против острова Хортицы, и кончавшаяся, на протяжении около 100 верст, на том же берегу вниз по Днепру, против урочища Палиивщины, выше Рога Микитина. Для запорожца, не знавшего в среде суровых товарищей своих «ни неньки ридненькой, ни сестры жалибненькой, ни дружины вирненькой», всю родню составляли Сечь да Великий Луг: «Сичь – мате, а Велыкий Луг – батько, оттам треба и умирати»; запорожец в Великом Лугу, что в необозримом море: тут он недоступен «ни татарину-бусурманину, ни ляху поганому». Самое русло Днепра, на некоторое пространство его, загромождено было так называемыми холуями или карчами, то есть подводными пнями деревьев, росших по берегам реки, ежегодно подмывавшихся вешними водами и ежегодно во множестве обрушивавшихся на дно Днепра.
Река Буг также была «славною» рекою у запорожских казаков: она принадлежала им своим нижним течением, от балки Большого Сухого Ташлыка до устья лимана, около 180 верст, по прямому направлению, длины; на этом пространстве его имелось – 21 порог с самым большим Запорожским порогом, несколько забор, несколько отдельных скал с огромнейшими – Совой, Брамой, Пугачем и Протычанской, несколько островов, каковы: Кременцов, Андреев и Бардовый, на коем была церковь, разрушенная, по преданию, казаком-ренегатом Саввою Чалым; несколько пещер, особенно известна Кузня-пещера, против селения Мигни, на левом берегу реки; несколько кос, например: Жабурная, Осницкая, Павлова, Балабанова, Кривая, Ожаровская, Русская и Волошская, и несколько береговых мысов, каковы Семенов и Скелеватый["
это были далеко не бедные люди и не изгои...
Отправлено спустя 20 минут 17 секунд:
чтобы все сошлось в одну точку, надо кое-что добавить...
П. Оньибене ДРЕВНИЕ ГОРОДА АЛАНОВ (Перевод с итальянского языка Т. Хутинаевой)
"Аланский город
Тетяков/Дедяков в древнерусских летописях упоминается в двух случаях: в первом случае под 1278 годом по поводу похода монголов против алан, в котором принимали участие и русские; во втором случае под 1318 годом, когда повествуется об убийстве в орде Михаила Тверского. Город должен был быть достаточно известным, поскольку определяется как «славный Дедяков». При описании событий 1318 года добавляются некоторые важные географические элементы. При сравнении сведений русских летописей выявляется ряд элементов, который, вероятно, по мнению летописцев, должен был уточнить местонахождение города, но на самом деле делает головоломку неразрешимой, так как многие из этих указаний сегодня для нас малопонятны. Несмотря на это, некоторые ученые начиная с XVIII в. занимались разрешением данной проблемы, предлагая различные варианты расположения города. В девятнадцатом и двадцатом столетиях расследование продолжалось, и в настоящий момент существует немало предложений локализации города. Все эти предложения имеют некоторое проблемы, поскольку не состыковываются со всеми географическими элементами и историческими событиями, приведенными в летописях, а обнаруживают только частичные соответствия. Сдедовательно, в настоящее время проблема местонахождения аланского города Тетяков/Дедяков не может считаться решенной. В статье не предлагаются новые версии разрешения данного вопроса, а анализируются уже предложенные гипотезы и отмечаются слабые их места."
"Куда идут русские князья биться с аланами? Нам на помощь приходит Воскресенская летопись: «Пришли князья русские к городу ясов, к славному Дедякову»8. Хотя город был известным (в тексте летописи его называют славным) в записи года 6827(1319) находим новые детали: «за рекой Тереком на реке Севенце, у города Тетякова, минуя все высокие горы ясские и черкесские, рядом с железными воротами»9. В этом месте летописи повествуется об убийстве Михаила Тверского, которое произошло в Орде рядом с Тетяковом: «пробыл блаженный в страданиях 26 дней за рекой Тереком на реке Севенце под городом Тетяковом»10. В Симеоновской летописи то же событие описывается следующим образом: «в том же году убил царь Озбек в Орде великого князя Михаила Ярославича Тверского на реке Наи у города Дедякова»11. Никоновская летопись добавляет некоторые трудные для толкования элементы поездки, связанной с возвращением тела Михаила на Русь: «У болвана медяного, у златы главы, у Темировы богатыревы могили <…> первую рекою через которую ему пришлось преправляться была Адж, что значит горесть».
"Лаврентьевской летописи говорится об экспедиции русских против половцев, куда были вовлечены аланы. У нас нет больших сомнений в том, где располагались города половцев, но присутствие аланов в половецком городе подтверждает многонациональный облик, который должны были иметь многие города региона: «В году 6624 Ярополк Владимирович пошел против земли половецкой к реке, которая называется Дон, и здесь пленил многих, и взял три города Половецких: Галин, Чешуев и Сугров и взял с собой ясов, и взял в плен ясыню как жену»14. То же событие в Ипатьевской летописи представлено следующим образом: «В этом году отправил Володимер своего сына Ярополка и Давида, сына своего Всеволода, на Дон и взяли три города: Сугров, Шарухан, Балин."
ГАЛИН, СУГРОВ (КУРСКАЯ ОБЛ, ЛЬГОВСКИЙ РАЙОН, городищие) = аналог ЗАГРЕБ, ЧЕШУЕВ. а если вспомнить ДЕЛЬТУ ВОЛГИ... КАНЕВ южнее КИЕВА, при чем здесь вообще ОСЕТИНЫ? при всем уважении к этому народу, это другая история...
считается, что ДЕДЯКОВ - где-то чуть ли не на КАСПИИ. это неверно. ТЕРЕК в притоках тянется практически до ЧЕРНОГО МОРЯ. да и не известно, какой именно дорогой и откуда шел князь МИХАИЛ ЯРОСЛАВОВИЧ. факт в том, что ДЕДЯКОВ располагался где-то по левому берегу ДОНА в сторону КАВКАСА, недалеко от степей НОГАЙСКИХ... названия реки = СЕВЕНЦА и название грузинского народа = СВАНЫ - от одного корня. ну а железные ворота могут располагаться как с одной стороны кавкасских гор, так и с другой... впрочем, об этом ниже...
тянутся до ТАГАНРОГА...
Отправлено спустя 19 минут 33 секунды:
ЯВОРНИЦЬКИЙ: "Войско запорожское низовое, во всем его составе, имело два деления – войсковое и территориальное. В войсковом отношении запорожская община делилась на тридцать восемь куреней, в территориальном отношении – сперва на пять, потом на восемь паланок.
Когда и кем установлено было такое деление, сказать нельзя, за неимением на то документальных данных: на этот счет имеем лишь указание историка Мацеевского, который говорит, что войско запорожское разделилось «на курени, селения и околицы» при гетмане Евстафии Рожинском, то есть в первой половине XVI столетия (1514–1534). Курени находились в самой Сечи; число их, сколько помнят историки запорожских казаков, всегда было 38; все они носили разные названия, большей частью заимствованные
или от атаманов-основателей их, или от городов-метрополий, откуда вышли первые запорожцы, или от звания большинства казаков, составивших впервые курень. Названия этих куреней сохранились до нашего времени в синодике 1714 года, в «Истории» Мышецкого, в разных бумагах сечевого архива и на могильных крестах запорожских кладбищ; таковы:
Пашковский,
Кущевский, Кисляковский, Ивановский, Конеловский, Сергиевский,
Донской, Крыловский,
Каневский, Батуринский, Поповичевский, Васюринский, Незамайковский, неправильно называемый Езамшевским, Ирклеевский, Щербиновский, Титаровский, Шкуринский, Кореневский, неправильно называемый Куреневским, Роговский, Корсунский, Калниболотский, Уманский, иначе Гуманский, Деревянковский, Стеблиивский-низший, Стеблиивский-высший, Жереловский, или Джереловский, Переяславский, Полтавский, Мышастовский, Менский, неправильно называемый Минским, Тимошевский, Величковский, Левушковский,
Пластуновский, Дядьковский, Брюховецкий, Ведмедовский и Платнеровский
Отправлено спустя 5 минут 9 секунд:
то есть часть куреней - НАХОДНИКИ, а часть - АБОРИГЕНЫ. но народ по сути один...