ЗавистьИстория культуры и искусства

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47079
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Зависть

Сообщение Gosha »

«Сальери и другие «злодеи». Кого считают воплощением подлости и жестокости?»

Изображение
Антонио Сальери.

Человеческая история знает много злодеев. Но некоторые из них настолько поразили воображение, что сами имена их стали нарицательными. Они олицетворяют собой мировое зло как таковое. Хотя, возможно, их реальные прегрешения вовсе не такие кошмарные.

18 августа 1750 года в городе Леньяго Венецианской республики на свет появился человек, которого мы с лёгкой руки Александра Пушкина считаем эталонным злодеем, наполненным самой чёрной завистью и коварством. Имя его Антонио Сальери. По версии Пушкина, именно Сальери погубил Моцарта.

Сальери

Термин «синдром Сальери» — дискредитация чужого успеха и патологическая агрессия в адрес объекта зависти.

Изображение
То, что Сальери отравил Моцарта из зависти к его таланту, стало настолько общим местом, что у психиатров даже появился специальный термин «синдром Сальери». То есть дискредитация чужого успеха и патологическая агрессия в адрес объекта зависти. Хотя в действительности дело обстояло с точностью до наоборот. Моцарт постоянно проигрывал Сальери в глазах современников.

У него было меньше заказов, его труды ценились невысоко, и даже публичный музыкальный поединок между двумя композиторами окончился не в пользу Моцарта. «Божественный» Вольфганг Амадей в сердцах называл Сальери «шарлатаном, обычным механиком, который способен лишь на незначительные произведения», а то и вовсе «презренным итальяшкой». А некоторые изречения Моцарта в адрес Сальери до жути напоминают гитлеровскую пропаганду: «Я требую места для германского гения и немецких артистов!» Почему Пушкин «назначил» отравителем именно Сальери? История, увы, умалчивает! Но суд, состоявшийся в 1997 г., официально признал Сальери невиновным в смерти коллеги.

Дракула

«Воплощение романтического зла. У этого вампира и кровопийцы есть исторический прототип».

Влад III Басараб, господарь Валахии середины XV в. При жизни он удостоился прозвища Дракула, то есть «дракон». Но вовсе не за жестокость. Его отец был рыцарем ордена Святого Георгия, который ещё называли орденом Дракона. После смерти Влад получил прозвище Цепеш, то есть «сажатель на кол». Действительно, это была одна из самых любимых его казней, которой подверглись, по разным данным, от 50 до 200 тысяч человек. Но по меркам того времени это не считалось какой-то особенной жестокостью, тем более что на колу оказывались в основном турки. Суеверный ужас соплеменников вызвал тот факт, что Влад перешёл из православия в католичество. В православии рядовых прихожан причащали хлебом и вином, то есть плотью и кровью Христовой. У католиков же — только хлебом. Соответственно, по народному мнению, всякий перешедший в католичество должен был компенсировать этот ущерб. То есть стать натуральным кровососом, вампиром.

Каин

Когда говорят о каиновом грехе, прежде всего подразумевают братоубийство.

Действительно, согласно Книге Бытия, Каин убил своего брата Авеля да ещё попытался скрыть содеянное. На прямой вопрос Бога: «Где Авель, брат твой?» — он ответил: «Не знаю, разве я сторож брату своему?» Но если вдуматься, то преступление Каина ещё серьёзнее. Согласно библейскому тексту, население Земли тогда состояло из 4 человек — Адама, Евы и их детей, Каина и Авеля (тогда где Каин взял себе жену?).

Евреи не могли произойти от убийцы – это значит Яхве ниспослал, Адаму и Еве других детей. Таким образом, Каин совершил самый масштабный геноцид за всю историю, погубив 25% человечества одним махом. Причём сделал это из самых возвышенных соображений. Бог принял жертвы от Авеля, но не принял от Каина, и тот решил доказать путём насилия, что именно его вера самая правильная.

Ирод

«Во всех словарях это слово толкуют прежде всего как синоним изверга и мучителя».

Лишь потом добавляют: «По имени жестокого древнеиудейского царя». Сам же царь, заслуживший, кстати, от современников почётное наименование «великий» за успехи в политике и строительстве, вряд ли согласился бы с таким определением. Собственно, в вину ему вменяют прежде всего избиение младенцев города Вифлеема и округи. Согласно Евангелию от Матфея, Ирод, узнав о том, что там народился загадочный царь иудейский, то есть Иисус, испугался узурпации своей власти и отдал приказ уничтожить всех тамошних мальчиков до 2 лет, надеясь, что под нож попадёт и Христос. Церковное предание говорит о 14 тысячах убиенных младенцев. В реальности, учитывая захолустность Вифлеема и плотность населения древних городов, можно говорить о нескольких десятках жертв — от 20 до 40. У современников же гораздо большее омерзение вызывал другой поступок царя — он приказал казнить своих собственных сыновей Александра, Аристобула и Антипатра, убоявшись, что они готовят против него заговор.

Герострат

«Выражение «слава Герострата» известно каждому — это позорная, стыдная слава ничтожества».

Самая распространённая версия истории Герострата звучит скучно. В Древней Греции, в городе Эфесе, был храм Артемиды Эфесской. В 356 г. до н. э. он сгорел. По горячим следам задержали подозреваемого по имени Герострат — то ли базарного торговца, то ли пастуха. Под пытками он сознался, что совершил поджог ради прославления своего имени в веках, поскольку иными талантами был обделён. Власти Эфеса казнили его и запретили упоминать имя Герострата под страхом смерти. Но древнегреческий историк Феопомп засвидетельствовал этот случай и всё же обессмертил позорное имя. Но! Есть нюанс. Храмы в Древней Греции были не только культовыми центрами, но и финансовыми учреждениями. Жрецам отдавали деньги на хранение, и те пускались в рискованные и тёмные биржевые и ростовщические спекуляции. Так вот, сокровища храма Артемиды после пожара загадочным образом исчезли. Так что Герострат мог быть всего лишь фанатиком-исполнителем. Кто именно стоял за уничтожением крупнейшего банка Древней Греции, мы вряд ли узнаем.

Как Теофил стал Амадеем

«В чём виноват Сальери факты из жизни Моцарта».

Изображение
Вольфганг Амадей Моцарт в последние годы жизни (1756–1791).

27 января 1756 года в семье Моцартов в живописном городке Зальцбург родился мальчик, который впоследствии стал настоящим феноменом. За свою недолгую жизнь он успел написать множество сонат, симфоний, опер, концертов (в общей сложности больше 600 произведений) — и в каждой музыкальной форме добился невероятного успеха. Современники рассказывали, что Вольфганг Амадей Моцарт виртуозно играл на нескольких инструментах, а также обладал идеальным слухом и невероятной памятью.

Вся семья Моцартов была музыкально одарённой

Леопольд Моцарт, отец композитора, играл на скрипке и органе, руководил церковным хором и служил придворным композитором архиепископа Зальцбургского. А ещё он написал «Опыт основательной скрипичной школы» — книгу, которая считалась одним из лучших учебников по скрипичной игре.

Изображение
Вольфганг Амадей Моцарт в возрасте 7 лет за фортепиано, его отец Леопольд Моцарт со скрипкой и сестра Мария Моцарт. Гравюра Делафосса по рисунку Carmontelle. 1764 год.

Любовь к музыке Леопольд Моцарт привил и своим детям — дочери Марии Анне Вальбурге Игнатии (она отлично играла на клавесине и фортепиано) и сыну (он начал изучать азы игры на клавесине в 3 года, а позже освоил также скрипку и орган).

Из семи детей в семье Моцартов выжили только двое


«Всего в семье Моцартов родилось семеро детей, но выжили только двое: Вольфганг и его старшая сестра».

Изображение
Вольфганг Моцарт и Мария Моцарт. Не позднее 1770 года.

Моцарт предпочитал имя «Вольфганг»


Полное имя композитора звучит как Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus (Gottlieb) Mozart). Причём Иоганном Хризостомом на родине музыканта зовут святого Иоанна Златоуста, а последнее имя, Теофил, при жизни композитора варьировалось: по латыни оно звучало как Amadeus, по-немецки — как Gottlieb, а по-итальянски — Amadeo. В переводе оно означало «возлюбленный Богом». Самому же Моцарту больше нравилось, когда его называли Вольфанг.

В 4 года написал концерт для клавесина

Друг семьи Моцартов, придворный зальцбургский трубач Иоганн Андреас Шахтнер, рассказывал такую историю. Как-то Леопольд Моцарт пришёл домой вместе с приятелем Шахтнером и увидел, как 4-летний Вольфганг что-то пишет на нотной бумаге. Причём в чернила сын макал не только перо, но и пальцы. Как сообщил младший Моцарт взрослым, он пишет концерт для клавесина. Отец взял лист, испачканный кляксами, и заплакал — настолько в сочинении было всё стройно.

Играл на клавесине вместе с сыном Баха

Когда Вольфгангу было около восьми, его талант высоко оценил Иоганн Кристиан Бах (сын того самого Иоганна Себастьяна Баха). Несколько раз они играли на публике вместе: Бах сажал на колени маленького гения и исполнял с ним сонаты на клавесине: несколько тактов он, несколько — Моцарт. Слушателям же казалось, что за инструментом всего один музыкант — настолько слаженно они звучали. Также артисты играли в четыре руки и много беседовали о музыке.

Изображение
Скрипка и клавесин, на которых Вольфганг Амадей Моцарт играл в детстве.

Отправлено спустя 8 минут 34 секунды:
Моцарту разрешили играть во время поста

В детстве Вольфганг Моцарт довольно много ездил по разным странам. Такие «артистические путешествия» устраивал его отец, чтобы сын давал концерты, слушал великих музыкантов того времени и учился чему-то новому. В Голландии, где Моцарты тоже побывали, во время постов строго-настрого запрещалась музыка. Но для мальчика сделали исключение — в его таланте духовенство увидело перст Божий.

Изображение
Вольфганг Моцарт, не позднее 1785 года.

В 12 лет Моцарту заказал оперу император Священной Римской империи

Когда Моцарту было 12, император Иосиф II заказал ему оперу «Мнимая простушка» для итальянской труппы. Композитор-подросток написал произведение за несколько недель — правда, певцам оно не понравилось, и премьера так и не состоялась.

Стал масоном сам и привёл в ложу отца

В конце 1784 года Моцарт примкнул к масонам — вступил в венскую ложу «Во имя благотворительности». Композитор написал музыку для нескольких масонских ритуалов, да и в опере «Волшебная флейта» тоже звучит тема масонства. Позже, по рекомендации самого Моцарта, в ту же ложу приняли и его отца.

Сальери ни при чём!

Вокруг причины смерти Моцарта до сих пор много вопросов. В медицинском заключении указано, что он умер от ревматической лихорадки — возможно, её осложнила острая сердечная или почечная недостаточность. Однако некоторые искусствоведы до сих пор считают, что музыканта отравил соперник Антонио Сальери — правда, оснований полагать, что между композиторами была вражда, не очень много. Тем не менее в 1997 году, спустя 200 с небольшим лет после смерти Моцарта, в Милане прошёл суд над Сальери. Судья выслушал исследователей творчества обоих музыкантов и врачей и постановил: Сальери невиновен.

Моцарта похоронили, как бедняка

Похороны композитора проходили по третьему разряду — его останки поместили в общую могилу с ещё несколькими гробами. Точное место погребения до сих пор неизвестно: в те времена надгробные плиты и камни ставили не на могиле, а у кладбищенских стен. До кладбища в день похорон Моцарта никто из его близких не дошёл — больная вдова не смогла выйти из дома, а гости проводили композитора до городских ворот.

Убийственный успех.

«Моцарт завидовал Сальери и хотел его смерти!»

Изображение
Вольфганг Амадей Моцарт, ранее 1791.

Однако есть и исключения. Одно из них появилось на свет в конце августа 1750 г. в городе Леньяго Венецианской республики. При рождении его нарекли Антоном, или, на итальянский лад, — Антонио. Фамилия — Сальери.

Есть немудрящий тест, призванный выявлять шаблонность мышления. Испытуемому называют предмет или событие и предлагают моментально назвать то, с чем это ассоциируется. Чаще всего ответы удручающе стереотипны. Поэт? Пушкин! Фрукт? Яблоко! Цвет? Красный! Отравитель Моцарта? Сальери! О том, что последнее утверждение является ложью, осведомлены почти все. Однако шаблон настолько укоренился, что у психиатров даже появился специальный термин — синдром Сальери. Или: «Дискредитация чужого успеха и патологическая агрессия в адрес объекта зависти».

Завидовал ли?

«Хрупкого сложения маленький человек с пылающим взором, вспыльчивый, но сразу готовый к примирению, вообще же в высшей степени приятный. Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов...» — это всё о ком? О том, кого мы, поверив Пушкину, привыкли считать расчётливым, сухим, желчным и жестоким, который «разъял музыку, как труп» и «поверил алгеброй гармонию».

Такой нарисованный Пушкиным Сальери и впрямь, наверное, мог возненавидеть гораздо более успешного, блестящего, «шампанского» гения по имени Моцарт. Вопрос о том, почему «солнце русской поэзии» вдруг решил поставить вопрос именно так, оставим на потом. Пока отметим, что Пушкин, впрямую не передёргивая, всё же добился эффекта — старый, отживший своё композитор-ремесленник отчаянно завидует гениальному самородку. Но обмануть историю слабо` даже Пушкину — на самом деле Сальери был старше Моцарта на какие-то 5 лет.

Удивительный факт: многие знают, что Сальери не желал и физически не мог отравить Моцарта. Однако это не мешает им педалировать нехитрую идею. Дескать, может, и не убивал, но уж завидовал самой чёрной завистью — точно. А было ли чему завидовать? Возьмём для сравнения, к примеру, 1787 г. Оба композитора находятся в зените славы и на пике творческой формы. Оба готовят к постановке свои оперы. Автор либретто к опере Моцарта — ведущий «поэт-песенник» того времени Лоренцо да Понте. Автор либретто к опере Сальери — некто Пьер Огюстен Карон де Бомарше. Кто победит? Кому будет рукоплескать Европа?

Изображение
Дом в Леньяго, в котором родился Антонио Сальери.

«Я рад найти в своих сочинениях больше хорошего, чем плохого. Когда удается добиться совершенства в том, что я тщетно пытался исправить раньше, в том, что доставляло недовольство, нет никого счастливее меня! То, что я делаю – доказательство страсти артиста к своему искусству. Без этого горения никто не может завершить что-то достойное».
Так что дирижеру, к примеру, приступающему к репетициям “Венецианской ярмарки”, следует учесть, что в партитуре могут встретиться “улучшения”, сделанные композитором спустя 50 лет после первого исполнения. Учитывая все вышесказанное, трудно поверить, что в 54 года Сальери полностью отказался от написания новых опер.


Изображение
Портрет Антонио Сальери, ранее 1825.

Это сейчас кажется, что Моцарт обязательно должен вырваться вперёд. Тогда расстановка сил была примерно такой: «В Вене опера Вольфганга Амадея "Женитьба Фигаро" была принята холодно. Зато в Праге она вызвала восторг». В чём именно выражался «восторг» — неизвестно. Однако есть полицейские сводки из Парижа. Правда, они посвящены не Моцарту, а Сальери: «Во время представления оперы Сальери — Бомарше общественное возбуждение было невероятным. Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота. Четыреста солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра».

Между тем император Иосиф, заинтересовавшись работой Сальери-Бомарше, поручил Да Понте и Сальери сделать из «Tarare» итальянскую оперу для Вены. Небезынтересно, что Иосиф вторично (в первом случае это была «Le nocce di Figaro» Моцарта) заказал оперу по политически взрывоопасным произведениям крамольного Бомарше. Столкнувшись с огромной разницей в эстетике и вокальной технике итальянской и французской оперы, либреттист и композитор встали на путь радикальной переделки произведения и, по существу, создали совершенно новую оперу, получившую название «Axur». Именно эта версия, то есть опера Сальери-Бомарше-Да Понте, в различных переводах быстро приобрела общеевропейскую популярность. Было сделано три немецких перевода, переводы на русский и польский языки. В 1814 году опера была даже поставлена (в португальском переводе) в Рио де Жанейро. Предпринятая в 1988 году попытка возродить «Tarare» после 160-летнего перерыва закончилась полной неудачей. Известный историк музыки Браунберенс относит это на счёт очень неудачной постановки, но вполне возможно, что «Tarare» был настолько актуален для своего времени, настолько связан с ним, что вместе с этим временем и ушёл навсегда.

Кстати, произведение Сальери в течение полувека оставалось самым кассовым проектом Парижской оперы: только в первые 9 месяцев её там ставили 33 раза — рекорд, который трудно побить и теперь. Между прочим, эту оперу так же успешно ставили и при королях, и во время террора Французской революции, и при Наполеоне... Да, в те времена Сальери был обласкан и особами королевской крови, и миром искусства. Он доходит до того, что даже брезгует приглашениями занять должность при дворе от некоторых европейских монархов. Скажем, шведского короля Густава III строптивый итальянец, что называется, «послал», если говорить в терминах современности. Или вот. В августе 1778 г. после пожара открывается небезызвестный миланский оперный театр Ла Скала. Кому заказали оперу к открытию? Её пишет «бесталанный ремесленник» Сальери.

А что же наш «божественный гений Вольфганг Амадей»? Самое время вспомнить анекдот из наших «лихих девяностых» про новых русских:
— Слышь, братан, а кто такой этот Моцарт?
— Да ты чё, лох, что ли? Это такой деятель, он, короче, для наших мобильников музыку пишет!


Энциклопедии так и говорят: «Несмотря на успех, положение Моцарта было неблестящим. Он вынужден был давать уроки, сочинять контрдансы и вальсы». Так что анекдот про мобильники не так далёк от истины. Моцарт ради небольших гонораров сочинял пьесы для тогдашней домашней «техники» — стенных часов с музыкой!!!

Изображение
Вольфганг Моцарт и Мария Анна Моцарт играют для императрицы Марии Терезии, работа 1760 – 1770 годов.

Не убивал?

«Так у кого же больше причин завидовать успеху соперника?»


В 1776 г. Сальери сочинил ораторию для Венского музыкального общества и сыграл её с большим успехом. Вот реакция Моцарта в письме к отцу от того же года: «С какой бы радостью я дал здесь публичный концерт! Здесь каждый музыкант получает благосклонность Императора и значительной части публики! Но я получил отказ. О, как я хочу смерти тех, кто мешает мне сделать это...».

И всё равно до сих пор имя Сальери остаётся символом чернейшей зависти. Скажите спасибо за это таланту Пушкина. Благодаря ему мы до сих пор не знаем, царь Борис убил царевича Димитрия или наоборот. Зато можно предположить, почему «наше всё» огульно обвинил Сальери в коварном убийстве.

Дело в том, что Сальери написал любопытную оперу, где был высмеян и очернён русский царь Пётр I. Пушкин с большим пиететом относился к личности этого государя. И композитору, который посмел опорочить светлое имя Петра, потомок «арапки царя Петра Великого, Ибрагима Ганибалки, коего только что сняли с цепи» дал уничтожающую характеристику «отравителя».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

Вернуться в «История культуры и искусства»