ну в общем и целом вы правы.крысовод: ↑12 май 2020, 09:12 К этому времени сложился класс разночинцев, которые начали требовать социальных и политических прав, при декабристах такое еще не было возможным.
И революционные настроения в Европе играют, как и ранее, важную, если не главную роль: все эти веяния традиционно идут оттуда в Россию, туда бегут русские нелегалы, там формируется ядро революции. А евреи, это лишь местная особенность.
Интеллигенция (класс разночинцев) как всегда была ветром гонима и криками о демократии питалась.
Но мы ведь обсуждаем национальную политику РИ.
Вернемся в тему.
Открыто евреи стали в оппозицию к власти именно при Александре Третьем.
Приход к власти императора Александра III (правил в 1881–94 гг.) привел к полной перемене правительственного курса.
Органичной частью новой политики стали антиеврейские меры.
На смену принципа расширения прав евреев ради их сближения с остальным населением страны пришло представление о евреях как об «инородцах», вредных для страны, и несущих ответственность за все ее несчастья. Мнение властей выразил К. Победоносцев (действительный тайный советник): «Еврей — паразит, удалите его из живого организма, внутри которого и на счет которого он живет, и пересадите его на скалу, и он погибнет».
По стране покатились еврейские погромы.
Кстати интеллигенция (разночинцы и пр.) не очень-то восстали против этих погромов.
Лишь немногие из российских публицистов (М. Салтыков-Щедрин в «Отечественных записках», Н. Шелгунов в «Деле», Д. Мордовцев в «Рассвете») выступили с осуждением погромов.
То есть именно тогда,при Александре Третьем, был поднят национальный вопрос,который и не стоял раньше.
И именно евреи подняли этот вопрос.
Началось быстрое формирование марксистских кружков и наполнение их еврейскими слушателями.
Началось создание новой,революционной,идеологии.