«Надоел, как горькая редька».История культуры и искусства

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

По мере укрепления капиталистического уклада в России отношение Толстого к его проявлениям делалось все более непримиримым. При этом он обращал внимание главным образом на обнищание и разорение широких масс народа. Для Толстого существует только один мотив, объясняющий цель капиталистического производства, — выгоды капиталистов и правительства, которое действует с помощью насилия и в ущерб интересам народа, создавая армию, полицию, шпионов, бюрократию, суды и тюрьмы. Так Толстой переходит к критике государства.

/a principio ad finem – UranGan/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Идеи и воззрения Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой известен всем, как великий русский писатель. Но не все знают, что он выступал против официальной Церкви, считая ее учения ложью; государственной власти, обвиняя в порабощении народа; был пацифистом и проповедником нравственности.

Его философско-религиозные взгляды шли вразрез с идеями правящего класса. В наше время Толстого назвали бы оппозиционером. Однако рассуждения писателя о высших человеческих ценностях, воспитании детей, смысле жизни и Боге очень глубоки и заслуживают внимания. Предлагаем с ними ознакомиться.

Педагогические идеи

Педагогическая теория Толстого был основана на принципе свободного воспитания. Он считал, что ребенок от рождения совершенен, добр и правдив. Воспитывать его – всё равно, что портить, поскольку нравственность взрослых значительно ниже, чем у детей. Задача воспитателя, по Толстому, – создать благоприятные условия для полного раскрытия потенциала ребенка.

Философия свободного воспитания предполагала отказ от целенаправленного воздействия на детей со стороны родителей и учителей, которое рассматривалось, как насильственное навязывание своих взглядов, убеждений и воли.

Толстой был против школ, организованных правящим классом, и выступал за создание самими крестьянами народных школ. В 1859 году писатель основал Яснополянскую школу для детей крестьян. Политика учебного заведения была удивительной: дети могли не ходить на занятия, если пропадало настроения, и не слушать педагога, если становилось скучно.

Особое внимание уделялось индивидуальным особенностям детей. Педагоги и сам писатель с трепетом относились к потребностям, интересам и любознательности каждого ученика. Активно культивировалось раскрытие творческих талантов, для этого Толстой применял различные нетривиальные методы обучения.

Лев Николаевич считал важным не только взращивать в детях нравственность и эстетический вкус, но и с ранних лет приучать их к посильному труду и самообслуживанию. Писатель отрицал телесные наказания.

/a principio ad finem – UranGan/
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Все беды от Савла

Статья Льва Толстого «Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении» написана в 1907 году, впервые опубликована в 1917-м. Люди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним и тем же мировоззрением: одинаково понимают цель и назначение своей деятельности. Так это для семей, так это и для различных кружков людей, так это для политических партий, так это для целых сословий и так это в особенности для народов, соединенных в государства.

Люди одного народа живут более или менее мирно между собой и отстаивают дружно свои общие интересы только до тех пор, пока живут одним и тем же усвоенным и признаваемым всеми людьми народа мировоззрением. Общее людям народа мировоззрение выражается обыкновенно установившейся в народе религией.

Так это было всегда и в языческой древности, так это есть и теперь и в языческих, и магометанских народах, и с особенной ясностью в самом древнем и до сих пор продолжающем жить одной и той же мирной и согласной жизнью народе Китая. Так это было и среди так называемых христианских народов. Народы эти были внутренне соединены той религией, которая носила название христианской.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Отношение к семье

Мать Толстого умерла, когда писателю было 2 года, отец скончался спустя 6 лет. Мучительные мытарства по тетушкам и опекунам, тоска по родительской любви нашли отражение в творчестве Толстого. Многие его произведения имеют автобиографические истоки.

В своих воспоминаниях Лев Николаевич признавался, что мечтал создать семью с 15 лет. Будучи состоявшимся писателем, он начал целенаправленно искать жену. В невестах побывали и соседка по имению, и дочь поэта Фёдора Ивановича Тютчева, и племянница высокопоставленного научного деятеля. Но все они по разным причинам не устраивали Толстого.

Позже писатель познакомился с Софьей Андреевной Берс, которая впоследствии и стала его женой. Историки до сих пор спорят, был ли этот выбор наилучшим. Ведь после венчания с Софьей Толстой написал в своем дневнике: «Не она».

С дневником Толстого связана печальная история, которая не прошла бесследно для семейного благополучия Толстых. Писатель принял решение показать свои откровенные записи молодой супруге. Дневник содержал детальные описания любовных похождений Толстого, а также информацию о внебрачном сыне, который был рожден от служанки. Софья Андреевна восприняла эти сведения крайне болезненно, они не давали ей покоя на протяжении всей жизни.

Несмотря на это, первые 15 лет брака были счастливыми и плодотворными. Толстой всегда хотел иметь много детей (всего в семье Толстых родилось 13 детей, пятеро умерли в младенчестве). Он был преданным мужем и зажиточным помещиком, сосредоточенным на преумножении богатства семьи.

В конце 1870-х годов в жизни Толстого случился духовный переворот, который изменил ценностные ориентиры. Писатель понял, что стяжательство, деньги, имущество – это зло. Он отписал всю собственность на имя жены и детей, отказался от гонораров и авторских прав на произведения, написанные после 1881 года. Толстой принял решение жить скромной жизнью во благо всех людей. Софья Андреевна не была готова к подобным переменам, что приводило к многочисленным конфликтам между супругами.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Кризис на пике благополучия

Толстой часто задумывался о смысле жизни, задавая себе вопрос: зачем что-то создавать, если в конечном итоге всё закончится смертью? Неотвратимость смерти сводила его с ума, и превращала человеческое существование в бессмыслицу. Иногда печальные мысли были настолько едкими, что Толстой видел единственный выход – самоубийство.

Однако, оглянувшись по сторонам, великий русский писатель замечал, что вопрос смысла бытия других людей не тревожит. И он решил понять: зачем люди живут, где находят для этого силы? Начались годы кропотливого поиска смысла жизни. Толстой обратился к церкви, став смиренным прихожанином, выучил иврит, чтобы изучать святые писания на языке оригинала, перечитал философские трактаты Сократа, Шопенгауэра, Сенеки, Спинозы.

Толстой обратился за ответами к простым людям. Он начал сближаться с простолюдинами, чья вера давала силы для жизни. Из графа и достопочтенного представителя высшего сословия Толстой превратился в благочестивого христианина, кающегося грешника, стыдливо прячущего свое богатство и семейное благополучие.

Историки теряются в догадках, что послужило причиной кризиса писателя. Многие сходятся во мнении, что отправной точкой стал возраст. 50 лет – экватор жизни. Эйфория заканчивается, вопрос неотвратимости смерти повисает в воздухе. Экзистенциальный кризис случился, когда Толстому было около 50-ти. Он имел все, о чем мечтает каждый человек: богатырское здоровье, крепкую семью, писательскую славу, уважение и почитание в обществе. Однако все это казалось Льву Николаевичу пустым.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Есть ли смысл?

Толстой пришел к выводу, что считать жизнь бессмысленной – нелогично и неэтично. Во-первых, вывод о бессмысленности жизни возникает в человеческом мозге, который сам является проявлением жизни. А значит, доверять такому выводу нельзя. Во-вторых, считать жизнь бессмысленной то же самое, что сравнивать её со злом, которое нужно пресекать немедленно. Получается, моралисты, типа, Шопенгауэра, Соломона или Будды должны были покончить с собой, вместо того, чтобы философствовать и развивать свои концепции.

Рассуждая дальше, Толстой понял: чтобы найти смысл объективно конечной жизни, нужно покинуть ее границы. Главный помощник в этом – разум, при помощи которого человек способен осознать бесконечность мира.

Две человеческие особенности привели Толстого к идее о бесконечности мира: возможность понять конечность бытия конкретного индивида на фоне бескрайности и непрерывности жизни в целом, и осознание своей неспособности к полной реализации потенциала.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

О СТАТЬЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ПАТРИОТИЗМ И ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Предлагаемая читательскому вниманию статья Л.Н. Толстого «Патриотизм и правительство» (1900 г.) принадлежит к серии его публицистических выступлений, направленных против одного из главных (по сей день!) мировых зол: т.н. патриотизма и "патриотического воспитания", - то есть того одурения и развращения целых поколений, в котором, во взаимовыгодном союзе, участвуют правительства и церковники. Не исключая, разумеется, современные российское буржуазное правительство и русскую лжехристианскую «православную» (их самоназвание) церковь.

Ложь патриотизма паразитирует на естественных чувствах людей в отношении родной земли и близких людей, а также на малоосознаваемых индивидом его атавистических животных влечениях к агрессии и дележу территорий и на столь же атавистических, животных страхах перед "чужаками", подпитываемых и канализируемых обманом правительственных и ложно-религиозных вожаков.

Правительствам ложь патриотизма нужна для экономии на армии, необходимой для защиты приятностей и выгод элитарных и субэлитарных общественных страт. Экономия достигается за счёт внушения детям и малодумающим людям идеи «необходимости» их участия в организованном насилии правительств, «благородного дела», «доблести» военной службы и пр. дохристианских (языческих и еврейских) и враждебных христианству суеверий. Церковникам «православного» и иных лжехристианств выгодно поддерживать суеверие патриотизма, чтобы не утратить земных благ от союза с богачами и правительством и не вызвать с их стороны тех гонений, которые в древности претерпели первые (настоящие!) христиане. Церковь для того и подменила издревле учение Христа, которого якобы чтит и исповедует, своим лжеучением, паразитирующем на образе и перетолкованном, грубо извращённом учении Христа, совместимым с существованием и неравенства, и богачей, и государств, и армий, и войн, и военного сословия – «воинства», которое церковь не останавливает в его преступлениях, а, напротив, только «благословляет»!

А ведь, казалось бы, кому, как не тем, кто говорит от имени Бога, надлежало бы помогать людям избавляться от контрпродуктивных в любом социуме любой эпохи и цивилизации атавистических животных поведенческих программ, характерных для взаимоотношений стайно-территориальных зверюшек и совершенно недопустимых, унизительных и опасных для человека – сына Божия по разумению и духу? Вся Нагорная проповедь Христа (даже в том виде, как она дошла до нас) – это, очевиднейшее, как раз программа обуздания человеком собственной первобытной животности, утверждения в разумении и добре на всех уровнях социально-значимых отношений. Начиная от уровня «человека с самим собой» («блаженства», т.е. соответствия помыслов и поступков голосу совести), продолжая уровнем межличностных отношений двух и более человек – запреты гнева, ничтожения ближнего как «не личности» в мыслях и слове, клятв, прелюбодеяний (то же ничтожение в отношениях полов) – и кончая уровнем, актуальным как для отдельных людей, так и для их крупных сообществ и человечества в целом: заповедь непротивления насилием тому, что субъективно атрибутируется индивидом как «злое», «зло» и заповедь о любви к враждующим…
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Учили бы людей их духовные наставники, - словом и примером, все эти две тысячи лет после Христа, - исполнению этой стройной программы личного и общественного совершенствования, а не приёмам суеверного идолопоклонства Христу как богу и организованных насилий и оправдывающим их, тоже образующим систему, суевериям (в том числе суеверию патриотизма) – и не было бы давно разбойничьих гнёзд, именуемых «великими и могучими» государствами, столь дорого в наши дни обходящихся и природе, и подневольно финансирующим их мирно трудящимся людям…

Но – нет! Хищные и лукавые пастыри в овечьих шкурках все эти века и сами были «хороши»: не воспитывали паству, а первыми гнусно РАЗВРАЩАЛИ примером своего участия в мирских политических, военных, финансовых игрищах: сознательно (т.е. со ЗНАНИЕМ, которого у простецов не было) жили не по Христу, а по антихристу, по учению князей и владык мира, а не по Божьему учению, единому для всех разумных существ мироздания!

Вот почему пришедший в начале 1880-х гг. к свободно-христианскому жизнепониманию Лев Николаевич Толстой назвал учение церковных лжехристиан (в сочинении «Исследование догматического богословия»): теоретически – скопищем суеверий, практически же – вредной и коварной ложью. Через много лет он не изменил своего мнения, и в декабре 1899 г., в письме учителю А.И. Дворянскому признаёт, что учение церкви переполнено "ужасами, глупостью и жестокостью", нагромождением лжи, которое развращает и калечит ребёнка страшнее, чем, например, действия над ним насильника, убийцы.

Сперва детское сознание замусоривается поповской и правительственной патриотической ложью через первичных агентов социализации: выращенных в таком же обмане родителей и старших членов семьи, а дальше уж – за дело берётся казённая воспитательно-развратительная махина, готовящая своего «простого гражданина» (т.е. не привилегированную элиту, а трудового и военного раба, подчинённого системам эксплуатации, подкупа, обмана и насилия) к РАБСТВУ и ПОДЛОСТИ – так, соответственно, определил Лев Николаевич в своих «Солдатской» и «Офицерской» памятках сущность солдатской и офицерской службы.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

* * *

К сказанному добавим только, что статья Толстого "Патриотизм и правительство" оказалась настолько правдиво-нецензурна, что, будучи преследуема в царской России, она и в СССР была едва не исключена из Полного (!) собрания сочинений Толстого, и лишь в последний момент, через ТРИДЦАТЬ (!!) лет после выхода первого тома издания, стыдливо заныкана в "Приложение" в последнем, 90-м томе. Как и ряд других идеологически "неудобных" статей Льва Николаевича, статья «Патриотизм и правительство» даже не упоминается в современной уже (2009 г. изд.) энциклопедии "Лев Толстой".

Таким образом, статья продолжает быть столь же остро-нецензурной – а значит, столь же остро-актуальной, как сто и более лет тому назад! – и в современной путинской России. НАДО читать её, НАДО непредвзято размышлять над ней, и, главное, - радостно, уверенно применять на уровне повседневных жизненных практик и социальных отношений то, к чему побуждает нас истина выраженного в первоначальном учении Христа Божьего откровения о разумной жизни и к чему зовёт нас один из лучших в человеческой истории исповедников её – Лев Николаевич Толстой.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ СТАТЬИ

Статья «Патриотизм и правительство», называвшаяся в первых редакциях «Патриотизм или мир», была начата и вчерне закончена Львом Николаевичем в феврале 1900 г. 28 февраля 1900 г. он писал своим единомышленникам и замечательным друзьям, В.Г. и А.К. Чертковым: «Я, кажется, кончил маленькую статью о патриотизме» (88, 191). Но это предположение об окончании статьи оказалось ошибочным.

В начале марта Толстой получил письмо от немецкого солдата Иоганна Клейнпоппена (Klеіnpoppen), датированное 16 марта (н. ст.) 1900 г. В этом письме Клейнпоппен описывал ужасы войны и её губительные последствия и просил Толстого написать «хорошую книгу против войны». 13/25 марта Лев Николаевич ответил ему, что он «над этим теперь работает», и спрашивал разрешения перевести письмо Клейнпоппена и опубликовать его в русских газетах.

Письмо Клейнпоппена было послано в журнал «Свободная мысль» (Женева), где и было напечатано в № 4 за 1900 год, и затем перепечатано в газете «Курьер», в № 16 от 27 апреля 1900 г. Впоследствии Толстой закончил седьмую главу своей статьи большой выдержкой из письма Клейнпоппена, не упоминая его имени. Возможно, что с получением этого письма Толстой и возобновил работу над статьёй.

13 марта 1900 г., после перерыва с 27 января, Толстой записывает в Дневнике:
«Писал всё 1) письмо духоборам, которое кончил и послал,
2) о патриотизме, которое много раз переписывал и которое ужасно слабо, так что вчера решил или бросить, или всё с начала, и кажется, есть что сказать с начала. Надо показать, что теперешнее положение, особенно Гаагская конференция, показали, что ждать от высших властей нечего и что распутывание этого ужасного губительного положения, если возможно, то только усилием частных отдельных лиц».

Через 6 дней, 19 марта, Толстой записывает: «Мало, но успешно работаю» (Там же, с. 15). Затем — 24 марта: «Пишу то Патриотизм, то Денежное рабство. И первое много улучшил, но вот второй день не пишу» (с. 18). После этого — запись 6 апреля: «Всё работаю ту же работу, загородившую мне художественную» (с. 20). Затем 2 мая: «Всё время был занят двумя статьями. И хочется думать, что кончил... Мало думал вне работы. Работа всё поглощала» (с. 24).

2 мая в письмах к Д. А. Хилкову и к А. Шкарвану (см. т. 72, стр. 353 и 358) Толстой извещал их об окончании статьи, причём во втором письме статья имеет заглавие — «Патриотизм и правителство». Так же называется она и в письме Льва Николаевича от 20 июня к единомышленнику, Арвиду Ернефельту (см. стр. 387).

Однако и на этот раз сообщение об окончании статьи было преждевременным. 7 мая Толстой писал Чертковым: «Всё доканчиваю две статьи: о патриотизме и о рабочих [«Рабство нашего времени»]. И очень хочется с Кенворти послать к вам» (88, 195). Действительно через три дня, 10 мая, статья была послана Черткову с гостившим у Толстого и уезжавшим обратно в Англию англичанином Джоном Кенворти. При этом Толстой писал: «Посылаю вам эту статью, милые друзья. Простите, что злоупотребляю вашей добротой, перемарал её и, не переписав, посылаю её с милым Кенворти. С статьёй делайте, что найдёте нужным. Печатайте, если найдёте её стоящей того, или вернёте, чтобы исправить. Хотя я очень много раз её исправлял, я могу ещё почистить её. Есть в ней, мне кажется, нужное, но она как-то не задалась и не нравится мне. Впрочем, я столько ковырял в ней, что уже потерял чутье» (88, 196).

Статья «Патриотизм и правительство» была впервые напечатана В. Г. Чертковым в изд. «Свободное слово» в Англии в 1900 г. и затем переиздана берлинскими издательствами: Гуго Штейница (1903 г.) и H. Caspari (без указания года). В России была перепечатана в 1906 г. в изд. «Обновление» в Петербурге (тираж был конфискован) и в изд. «Жизнь» в Харькове. В 1917 г. статья появилась в Москве в двух изданиях: Толстовского общества, издательств «Посредник» и «Свободная жизнь» и в Харькове в издательстве «Сеятель». В 1918 г. была перепечатана Комиссариатом народного просвещения Смоленской губернии и в Екатеринодаре издательством Колосова и Жандармова.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Религия и Бог

По Толстому, отношение человека к миру, его бесконечности – и есть религия. Поэтому не существует человека без религии, как не существует человека без сердца.

Толстой выделял три типа суждений о религии:
теологический, где религия рассматривается, как дар, пророчество;
атеистический, который считает религию притворством и суеверием;
прагматический, принимающий религию за полезный обман, способный воспитать в людях дисциплину.


Великий писатель не считал эти представления о религии истинными, полагая, что они являются заблуждениями, удобными для человеческого ума.
Согласно воззрениям Толстого, Бог является символом религии. Он олицетворяет безграничность мира. Человек способен допустить существование Творца, но не может делать какие-либо содержательные утверждения о нем. Бог – предел человеческого знания, указывающий на ограниченность нашего понимания.

Человек может допустить существование Бога, но не может сказать, в какой форме он воплощен. Толстой был уверен: если человек не способен чего-то объяснить – это не значит, что его ум работает неправильно. Это говорит о том, что разум имеет естественные пределы.

Религия человека и отношение к Богу формируют веру, которую Толстой считал основой жизни. Вера – есть неосознанное знание о смысле человеческой жизни.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Нравственные аспекты жизни

Продолжая рассуждать на тему смысла жизни, Толстой выделял два подхода к существованию человека в мире: жизнь ради себя и жизнь для Бога. Под жизнью ради себя писатель подразумевал достижение земных целей, характерных для конечного бытия. Жизнь для Бога – это жизнь во благо, ради человеческого существования в бесконечном его продолжении.

Толстой считал, что жизнь ради себя – это путь в никуда, который предполагает насилие и унижение других ради собственного благополучия. Лев Николаевич видел смысл жизни в отречении от своей личности ради познания и исполнения воли Бога.

Жить не так, как хочешь ты, а так, как хочет Бог – значит пожертвовать собой, отдать все, чем владеешь, другому человеку – такова формула нравственности, по мнению Толстого. Отказ от своеволия, эгоцентированности – есть отказ от насилия.

Можно выделить три ключевых момента, которые вкладывал Толстой в понятие нравственности:

Человек несет абсолютную ответственность за свою жизнь, которая выражается в соблюдении разумной воли. Главная задача бытия – забота о бессмертной душе.
Основной движущей силой и ориентиром человека должна быть любовь. Она проявляется в гуманном отношении к окружающим.
Философия ненасилия предполагает не только отказ от физического доминирования и принуждения к своей воле, но и борьбу против эгоизма во всех сферах человеческой деятельности.


Именно в этике ненасилия Толстой нашел смысл своего существования.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Отношение к государству

По мнению Толстого, деятельность правителей государства основана на насилии и желании властвовать над людьми, подчиняя их своей воле. Писатель выделял три способа порабощения, которые применяет правящий класс по отношению к простому народу:

прямая угроза жизни;
терзание голодом (конфискация земель, имущества);
денежное рабство.


Армию Толстой считал главным инструментом, при помощи которого государство осуществляет насилие. Потому правительства всех стран так озабочены формированием мощной армии.

Лев Николаевич видел возможность освобождения от рабства государства через самосовершенствование, духовное пробуждение и отказ от насилия. Пока люди ставят власть государства выше нравственных принципов, до тех пор и останутся они рабами, утверждал Толстой.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Критика Церкви

Произошедший со Львом Николаевичем духовный переворот на фоне осмысления жизни изменил его отношение к Церкви, как к социальному институту. Толстой считал, что Церковь перестала быть нравственным руководителем общества, поскольку не предъявляет к христианину никаких моральных требований. Скорее наоборот, Церковь подстроилась под исторически сложившийся уклад жизни, признав рабство и войны, разводы и суды.

По мнению Толстого, религия стала оправданием государственного порядка, который проявляется, как главенство одних над другими. А Церковь – лишь приманка. С ее помощью можно легко управлять, подавлять и властвовать над людьми.

Писатель считал глупой историю о грехопадении первого человека, не принимал понятие Троицы, отрицал существование ада и рая. Он считал церковные таинства «собранием суеверий и колдовства». После смерти писатель завещал ни в коем случае не подпускать к его мертвому телу священнослужителя и не совершать традиционных церковных обрядов.

В итоге Толстой пришел к полному отрицанию Церкви и всех ее догм, считая, что этот институт не имеет права навязывать свои указания людям. В ответ Священный Синод отлучил графа Льва Николаевича Толстого от Православной Церкви, опубликовав соответствующее Послание в газете в 1901 году.

Споры о «правильности» воззрений Толстого идут до сих пор. Мы считаем, что из его философии нужно взять лучшее и руководствоваться в своей жизни идеями доброты и ненасилия, гуманности и любви. Благотворность их влияния неоспорима. Будьте милосердны, друзья. Пусть в вашей душе живет гармония!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Лев Толстой и неуважение власти

В последние годы все чаще и чаще пытаюсь наложить наш замечательный Уголовный кодекс на писания известных и выдающихся людей из российского прошлого. И все время у меня получаются закоренелые уголовники, подпадающие сразу под несколько его статей.

Не будем касаться даже политиков и революционеров. Возьмем писателей. Вот, к примеру, Лев Толстой. Занимает немало места в официальных школьных программах по литературе. Однако живи он сегодня, то давно бы уже осваивал суровую науку выживания в какой-нибудь исправительной колонии. Где бы его «исправляли», уча уважению к государству (у нас это еще называется «Родину любить»).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Повезло Толстому со временем. Огреб бы он сейчас по полной по ст. 148 УК за «оскорбление чувств верующих». Однако дело закончилось лишь отлучением мятежного графа от православной церкви, на что он написал «Ответ на определение Синода», где заявил: «Учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Ладно, скажут, это все его разборки с церковью, а где же государство? Хоть православная церковь тогда совершенно официально была чем-то вроде министерства идеологии, но доставалось от Толстого и государству напрямую. Причем любому государству и любой власти.

Вот, например, великий писатель стравливает истинное христианство и государство: «Христианство в его истинном значении разрушает государство». И тут же: «Исповедание истинного христианства не только исключает возможность признания государства, но и разрушает его основы». Прилагал бы он эти свои высказывания только к западным демократиям, а истинное христианство видел бы в православии, то цены ему не было бы на нашем TV. Получал бы больше Соловьева и Киселева вместе взятых. Так ведь нет! Ко всем государствам эти слова относит, а истинное христианство полагает с любой церковью несовместимым.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Далее все совсем плохо. Вот страшная фраза: «Государственные правители всегда стремятся привлечь наибольшее количество граждан к наибольшему участию во всех совершаемых ими и необходимых для них преступлений». Чем вам не нововведенное в Административный кодекс «явное неуважение» к государству? Сразу можно 100 тыс. с графа слупить. А то и на 15 суток посадить, поскольку, как убедимся, выражает он это неуважение куда более чем однократно.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Samuel
Всего сообщений: 17315
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 50
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Samuel »

Gosha: 17 апр 2020, 16:05 «Толстой работал над «Анной Карениной» не бесплатно, советско-российским школьникам приходится знакомиться с психологическим романом Льва Толстого, который даже сорокалетние читатели могут, недосчитав до конца забросить со славами – «Надоел, как горькая редька! Как воспринимать подобное чтиво – шестнадцатилетним-двадцатилетним, поглощающим подобную литературу по образовательному принуждению. Кто может откровенно высказаться, стоит ждать, когда стерпится и слюбится или не ждать – любить напропалую без оглядки на публику и её осуждение».
Безусловно, Толстой - это великий писатель. Но его надо читать тем, кто к этому созрел... И многие, как мне кажется, созреют к этому после 20-30 лет. Я созрел к 15-16 лет, когда многое прочёл из Толстого. К сожалению, нас в советских школах принуждали читать Войну и мир, когда мы ещё были детьми... А это великий роман, но для взрослых людей. Да, в СССР творилось много безобразия.
Кстати говоря, мне больше всего нравится рассказ Толстого Льва под названием "Крейцерова соната". Это глубоко ХРИСТИАНСКИЙ и В КОРНЕ буддийстский рассказ. Глубочайший, но трагически смысл - это почти экзистенциальный роман. Да, Толстой слишком радикально всё там изобразил... Но тем не менее, очень и очень уважаю Льва Николаевича за этот гениальный рассказ. Также мне нравятся рассказы "Смерть Ивана Ильича" и "Отец Сергий". Это просто сверхгениальные рассказы. Толстой - это КОЛОС ГЕНИАЛЬНОСТИ! Великий гумманист России. И умнейший человек своего времени и всех времён - не зря критиковал лидеров РПЦ и всю саму эту православную организацию, полную лицемерия. Ну и в ответ РПЦ и её лидеры не случайно до сих пор никак не могут простить Толстого за эту критику!! Они люто ненавидят Толстого даже через 120 лет после его смерти.
Я обожаю роман "Воскресение" Толстого. Это чудесно и трогательно... И мудро.
Последний раз редактировалось Samuel 09 апр 2022, 21:59, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Толстой говорил

Патриотизм, как чувство исключительной любви к своему народу и как учение о доблести жертвы своим спокойствием, имуществом и даже жизнью для защиты слабых от избиения и насилия врагов, — был высшей идеей того времени, когда всякий народ считал возможным и справедливым, для своего блага и могущества, подвергать избиению и грабежу людей другого народа; но уже около 2000 лет тому назад высшими представителями мудрости человечества начала сознаваться высшая идея братства людей, и идея эта, всё более и более входя в сознание, получила в наше время самые разнообразные осуществления. Благодаря облегчению средств сообщения, единству промышленности, торговли, искусств и знаний люди нашего времени до такой степени связаны между собою, что опасность завоеваний, убийств, насилий со стороны соседних народов уже совершенно исчезла, и все народы (народы, а не правительства) живут между собой в мирных, взаимно друг другу выгодных, дружеских торговых, промышленных, умственных сношениях, нарушать которые им нет никакого ни смысла, ни надобности. И потому, казалось бы, отжившее чувство патриотизма должно было бы как излишнее и несовместимое с вошедшим в жизнь сознанием братства людей разных народностей, всё более и более уничтожаться и совершенно исчезнуть. А между тем совершается обратное: вредное и отжитое чувство это не только продолжает существовать, но всё более и более разгорается.

Народы без всякого разумного основания, противно и своему сознанию, и своим выгодам, не только сочувствуют правительствам в их нападениях на другие народы, в их захватах чужих владений и в отстаивании насилием того, что уже захвачено, но сами требуют этих нападений, захватов и отстаиваний, радуются им, гордятся ими. Мелкие угнетённые народности, подпавшие под власть больших государств: поляки, ирландцы, чехи, финляндцы, армяне, — реагируя против давящего их патриотизма покорителей, до такой степени заразились от угнетающих их народностей этим отжитым, ставшим ненужным, бессмысленным и вредным чувством патриотизма, что вся их деятельность сосредоточена на нём и что они сами, страдая от патриотизма сильных народов, готовы совершить над другими народностями из-за того же патриотизма то самое, что покорившие их народности производили и производят над ними.

Происходит это оттого, что правящие классы (разумея под этим не одни правительства с их чиновниками, но и все классы, пользующиеся исключительно выгодным положением: капиталисты, журналисты, большинство художников, учёных) могут удерживать своё исключительно выгодное в сравнении с народными массами положение только благодаря государственному устройству, поддерживаемому патриотизмом. Имея же в своих руках все самые могущественные средства влияния на народ, они всегда неукоснительно поддерживают в себе и других патриотические чувства, тем более, что эти чувства, поддерживающие государственную власть, более всего другого награждаются этой властью.

Всякий чиновник тем более успевает по службе, чем он более патриот; точно так же и военный может подвинуться в своей карьере только на войне, которая вызывается патриотизмом.

Патриотизм и последствия его — войны дают огромный доход газетчикам и выгоды большинству торгующих. Всякий писатель, учитель, профессор тем более обеспечивает своё положение, чем более будет проповедывать патриотизм. Всякий император, король тем более приобретает славы, чем более он предан патриотизму.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

И все-таки полагаю и даже уверен, что административкой Толстой не отделался бы. 282-я УК по нему буквально плачет. И недавнее ее послабление ему не помогло бы, ибо он злостный и упорный «возбудитель ненависти». При Царе считалось, что "Великий просто чудит".
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

«Правительства, – согласно Толстому, – суть не только ненужные, но зловредные и в высшей степени безнравственные учреждения, в которых честный и уважающий себя человек не может и не должен участвовать…»

А государственных людей обвиняет прямо в лицо и без разбора: «Все же вы, от секретарей суда до главного министра и царя, посредственные участники ежедневно совершаемых злодеяний…» Вполне можно квалифицировать как возбуждение ненависти к социальной группе. Тем более что подобных цитат можно подобрать великое множество у Льва Толстого.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Светят Толстому и куда более серьезные статьи. Например, ст. 280.2 УК, где прописано «публичное оправдание терроризма» (если через СМИ, то до 5 лет). Возмутился однажды писатель казнями террористов и прямо заявил «правительственным людям», что они такие же.

«Вы, правительственные люди, называете дела революционеров злодействами и великими преступлениями, но они ничего не делали и не делают такого, чего бы вы не делали, и не делали в несравненно большей степени. …Вы держите шпионов, обманываете, распространяете ложь в печати, и они делают то же; вы отбираете собственность людей посредством всякого рода насилия и по своему распоряжаетесь ею, и они делают то же самое; вы казните тех, кого считаете вредными, – и они делают то же».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Итак, правительственные люди у нас поставлены на одну доску с террористами («все, что вы можете привести в свое оправдание, они точно так же приведут в свое…»). Но этого мало: они хуже террористов. «Вы делаете много такого дурного, что они не делают: растрату народных богатств, приготовления к войнам и сами войны, покорение и угнетение чужих народов и многое другое». Нет никаких сомнений: ст. 280.2 УК Толстой более чем заслужил.

При Сталине Льва Толстова - ждала бы учесть Горького! Сначала обобрали - затем отравили!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: «Надоел, как горькая редька».

Сообщение Gosha »

Ну а для тех, у кого они все-таки остались, укажем еще и на то, что у него можно встретить не только «оправдание терроризма», но и «публичные призывы к терроризму». Как вам такое, например: «Рабство людей происходит от узаконений, узаконения же устанавливаются правительствами, и потому освобождение людей от рабства возможно только через уничтожение правительств». Да и 280-я заодно («Призывы к экстремистской деятельности»). В довесок.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

Вернуться в «История культуры и искусства»