Одиссей - УлиссИстория культуры и искусства

Аватара пользователя
Автор темы
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 3400
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: London-Paris-New-York-Milano
Возраст: 49
 Одиссей - Улисс

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

Одиссей - Улисс


Источник: http://www.antmir.ru

Существует три традиции трактовки этого персонажа - две античные и одна средневековая. Одиссей Гомера - это сын Лаэрта, царя Итаки (современной Левкадии), муж Пенелопы и отец Телемаха, один из героев Троянской войны. В "Илиаде" Одиссей проявляет себя хитроумным, ловким и отважным воином: вместе с Аяксом и Фениксом Одиссей избран посланником Агамемнона, вместе с Диомедом он совершает ночной набег на троянский лагерь, становится победителем на соревнованиях, устроенных на похоронах Патрокла. В "Одиссее" он отличается прежде всего своей изобретательностью, находчивостью и любознательностью. При этом Одиссей нежно предан своей жене - Гомер говорит, что Одиссей не мог сопротивляться Калипсо и Кирке только потому, что они были богинями, в то время как от близости с Навсикаей Одиссей уклонился. Одиссей все время помнит о своей главной цели - вернуться домой (ведь он не хотел участвовать в троянском походе, притворился безумным, но был разоблачен), и он действительно вновь встречается с Пенелопой после двадцати лет странствий, полных удивительных приключений (см. Эол, Лестригоны, Циклоп, Сцилла, Сирены). Хотя Одиссей и славится своей хитростью, но всерьез никого не обманул - он, можно сказать, мастер невероятной истории. Гомеровский образ Одиссея-героя нашел отражение, например, в "Троиле и Крессиде" Шекспира, в опере "Возвращение Улисса на родину" Монтеверди, в серии картин Козимо, посвященной Одиссею.
В негомеровском эпосе Одиссей проявляет себя настоящим негодяем, таким же мы его находим у греческих трагиков - только в "Аяксе" Софокла Одиссей ведет себя великодушно. Одиссей не только сам прибегает к откровенной лжи, чтобы завладеть больным Филоктетом, но еще и заставляет участвовать в обмане молодого Неоптолема. Одиссей беспощаден к Еврипидовой Гекубе, когда, несмотря на ее мольбы, он отказывается сохранить жизнь ее дочери Поликсене. В Афинах 5 в. до н. э. Одиссей был образом самого беспринципного софиста: действительно, Одиссей у Вергилия не испытывает никаких угрызений совести по поводу похищения святыни - Палладия, а Синон рассказывает, как Одиссей казнил Паламеда по ложному обвинению в предательстве, придуманному им самим, Диктис выставляет Одиссея в том же свете.
Третья традиция трактовки образа Одиссея связана с пророчеством Тиресия из одиннадцатой книги "Одиссеи". Тиресий предсказывает, что Одиссей, несмотря на подстерегающие его опасности, вернется в Итаку невредимым, однако потом должен будет с веслом в руке совершить путешествие в страну, жители которой никогда не видели ни лодок, ни моря и не солят свою пищу. Как только кто-нибудь в той стране примет весло Одиссея за лопату, это будет означать, что цель Одиссея достигнута, и тогда, воткнув весло в землю, он может возвращаться домой и жить в мире и спокойствии. Тема этого путешествия Одиссея была разработана в "Телегонии" - эпической поэме позднего происхождения, однако для европейской литературы оказались существенными не новые приключения героя, а сам по себе образ Одиссея как вечного странника, нигде не находящего успокоения. Одиссей и Диомед помещаются в восьмой круг Дантова Ада - в "стонущем огне" среди "лукавых советчиков" ("Божественная комедия", Ад, 26), причем Одиссей терпит наказание еще и за свое стремление исследовать недозволенное, которым Данте втайне восхищается. Сам Данте предлагает свою оригинальную версию гибели Одиссея: Одиссей со своими товарищами проплывают Геркулесовы столбы, отправившись в путешествие, чтобы "изведать мира дальний кругозор и все, чем дурны люди и достойны".
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и к знанью рождены, -
говорит Одиссей своим спутникам, и они продолжают плавание до тех пор, пока не достигают огромной горы Чистилища и терпят кораблекрушение. Таким же предстает Улисс в одной из лучших поэм Теннисона. В "Одиссее" Никоса Казанцакиса, задуманной как продолжение поэмы Гомера, Одиссей после долгих лет странствий пытается основать мировую столицу в Африке, однако ему это не удается, и он заканчивает свои дни в Антарктике (символ одиночества), ища правду уже не во внешнем мире, а в себе самом. Одиссей Казанцакиса - это индивидуум современного типа, не принимающий жизнь такой, как она есть, в то время как герой написанного на пятьдесят лет раньше "Улисса" Джеймса Джойса вполне сохраняет гомеровский дух. Леопольд Блюм и другие персонажи Джойса - жители современного автору Дублина имеют своих прототипов в "Одиссее" Гомера.
Образ Одиссея - один из любимейших в изобразительном искусстве, особенно во время Возрождения. Рубенс, Йорданс, Тибальди, Карраччи, позже Тишбейн, Тернер, Серов оставили замечательные интерпретации этого одного из самых парадоксальных характеров античности.
Valet. Kniaz. General Ludovik.
Commodore, Marshall, Claude, Mattias, Ronald, Gerard, Nathaniel
Реклама
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Одиссей и Моисей — рейдеры пустошей
    Евелина » » в форуме История древнего мира
    127 Ответы
    4571 Просмотры
    Последнее сообщение NoName

Вернуться в «История культуры и искусства»