Небо Нестерова.Первая мировая война

1914 — 1918
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47573
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Небо Нестерова.

Сообщение Gosha »

«История русского лётчика, изменившего все в авиации, именно после него летчики начали летать, а не ползать».

Изображение
Летчик Пётр Николаевич Нестеров (1887-1914) портрет художника Л. Коваленко.

Среди тех, кто стоял у истоков мировой авиации, немало имён русских учёных, инженеров, конструкторов. Пётр Николаевич Нестеров совмещал себе все эти три ипостаси. Человек, известный всему миру как основоположник высшего пилотажа, прожил очень короткую жизнь, но успел оставить яркий след. Он родился в Нижнем Новгороде 15 (27 по новому стилю) февраля 1887 года в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса Николая Фёдоровича Нестерова.

Петру не было и трёх лет, когда умер отец. Мать, оставшаяся с четырьмя детьми на руках, не имела средств к существованию. Семье пришлось переселиться в так называемый Вдовий дом: казённое учреждение для неимущих, увечных или престарелых вдов.
Изображение
Петр Николаевич Нестеров

В 10 лет Петю приняли в Нижегородский кадетский корпус, где ранее работал отец. Мальчик учился с интересом, проявлял усидчивость и прилежание, был у педагогов на хорошем счету. В результате он вошёл в число шести лучших кадетов своего выпуска, которые были направлены для дальнейшего обучения в Михайловское артиллерийское училище. Окончив училище с отличием в 1906 году, Нестеров был произведён в чин подпоручика и направлен в 9 Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду.

Полеты по науке

Молодой офицер проявлял интерес к различным техническим новинкам. Во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте Нестеров обратил внимание на аэростат и предложил офицерам роты идею об использовании его как наблюдательного пункта для корректирования артиллерийской стрельбы. Он сам разработал правила для воздушных корректировщиков, лично поднимаясь на аэростате.

Но затем роту расформировали, а заболевший Нестеров был переведён в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду «по климатическим условиям сроком на один год».

Во Владикавказе, на новом месте службы, в 1910 году Нестеров впервые встретился с авиацией. Артемий Кацан, пилот-авиатор, построивший планёр собственной конструкции, пробудил в Нестерове новое увлечение. Молодой человек не просто хотел летать: он стремился досконально изучить законы, которым подчиняется самолёт в воздухе, и на базе этих знаний создать более совершенную конструкцию летального аппарата. Летом 1911 года, приехав в отпуск в Нижний Новгород, Нестеров познакомился с Петром Соколовым, учеником основоположника отечественного воздухоплавания профессора Жуковского. Вскоре энтузиаст стал членом Нижегородского общества воздухоплавания.

Изображение
Пётр Нестеров среди членов Киевского общества воздухоплавания. 1910-е.

«Летчик выдающийся»

Нестеров разрабатывает первые проекты самолёта собственной конструкции, а в октябре 1911 года становится курсантом Петербургской офицерской воздухоплавательной школы. В сентябре 1912 года Петр Нестеров совершает свой первый самостоятельный полёт. Инструкторам с Нестеровым непросто: он заявляет им, что существующие методы пилотирования несовершенны, и самолёт в руках человека способен на большее.

Он отлично знает математику и механику, а набравшись лётного опыта, ставит смелые эксперименты. Теоретически обосновав возможность выполнения глубоких виражей, он сам продемонстрировал их на практике. Нестеров настаивал: самолёт при правильном пилотировании может успешно совершать посадку с выключенным двигателем. Забираясь на предельные по тем временам высоты, он выключал двигатель, и, выключив мотор, кругами и восьмёрками приводил самолёт на аэродром.

Для чего это нужно, Нестеров показал на собственном примере: в январе 1913 года у него в полёте загорелся бензин в карбюраторе, после чего мотор остановился. Не потерявший самообладания пилот привёл машину на аэродром. После этого начальство в характеристике на Нестерова писало так: «Пётр Нестеров — лётчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие».

Изображение
Макет самолёта «Ньюпор», на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю».

«Мёртвая петля»

Но была идея, которую принимали в штыки даже друзья. Нестеров утверждал: на самолёте можно выполнять «мёртвую петлю». «Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолёт при правильном управлении им», — писал он.
Когда на лекциях Нестеров рисовал схему выполнения этой фигуры, шутники вместо «петли» пририсовывали прямую линию до земли, где изображали холмик с крестом: дескать, автор сумасбродной идеи убьётся, если попробует воплотить её в жизнь. Но 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем самолёт «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л. с., пилотируемый Нестеровым, выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости.

Официальный рапорт гласил: лётчик на высоте 800-1000 метров выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров включил мотор, поднял самолёт вверх, описал вертикальную петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключил, выровнял самолёт и, спускаясь по плавной спирали, благополучно приземлился. Как говорится, нет пророка в своём отечестве. Первенство Нестерова едва не было поставлено под сомнение. Всего через несколько дней после русского пилота «мёртвую петлю» исполнил французский летчик Адольф Пегу.

О достижении Пегу с восторгом писали газеты мира, в то время как про Нестерова почти никто не знал. Однако россиянин проявил характер, разослав телеграммы в российские газеты: «Императорскому аэроклубу уже давно необходимо подтвердить, что первую „мёртвую петлю“ совершил русский лётчик». Пегу оказался человеком порядочным: приехав в Россию на показательные выступления, он встретился с Нестеровым и, сравнив даты первого выполнения «мёртвой петли», признал приоритет русского коллеги.

Изображение
Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова».

Таран

К началу Первой мировой войны Нестеров являлся командиром 11 корпусного авиаотряда. Отряд Нестерова был отправлен на Юго-Западный фронт, где принимал участие в боях за Львов.

Здесь он одним из первых в России применил методику бомбометания приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Результаты оказались столь эффективными, что австро-венгерское командование назначило награду за уничтожение самолёта Нестерова. Первая мировая война фактически стала первым крупным конфликтом, в котором широко применялась военная авиация. Техники воздушного боя не было вовсе: военное командование полагало, что единственной сферой применения самолётов может быть только разведка. На самолёты не ставили пулемётов, полагая, что это будет отвлекать пилотов. В результате лётчики выясняли отношения в воздухе при помощи револьверов и винтовок.
У Нестерова, как обычно, был свой взгляд на воздушный бой. В официальных документах было записано так: «Штабс-капитан Нестеров… выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударами сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причём допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика».

26 августа (8 сентября по новому стилю) 1914 года в районе городка Жолква появился австрийский самолёт-разведчик «Альбатрос», в котором находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь. Австрийцы полагали, что находятся в безопасности: выстрелами с земли достать находящийся на большой высоте самолёт не получалось. Тогда с российского аэродрома поднялся лёгкий самолет «Моран», пилотируемый Нестеровым.

То, что произошло дальше, вошло в историю авиации как первый таран. Самолёт Нестерова нагнал тяжёлый «Альбатрос» и врезался в него. Это не было актом самопожертвования: как считают специалисты, русский пилот намеревался нанести шасси своего аэроплана удар по краю несущей плоскости противника. Но полёты велись с высокой интенсивностью, Нестеров был переутомлён и допустил ошибку. Удар пришёлся в середину «Альбатроса», колёса «Морана» попали под верхнюю плоскость, а винт и мотор ударили по ней сверху. Оторвавшийся мотор самолёта Нестерова упал отдельно. Скорее всего, пилот погиб в момент столкновения. Австрийский самолёт какое-то время держался в воздухе, но затем из-за полученных повреждений рухнул на землю. Оба австрийских пилота также погибли.

Изображение

Память о герое

Обнаруженное тело погибшего русского лётчика было доставлено в Киев, где его похоронили с высшими воинскими почестями. На месте гибели Петра Нестерова ещё в 1914 году был установлен монумент. В 1951 году Жолкву переименовали в Нестеров. Власти независимой Украины вернули Жолкве историческое название, а монумент в честь героя, а также открытый в городе музей не включили в список памятников истории и культуры. В результате музей был разорён, а с монумента украли барельеф из нержавеющей стали. Даже дорожки из бетонных плит, ведущие к памятнику, разобрали и увезли. В самом Киеве, впрочем, до сих пор сохранились мемориальные знаки в честь Нестерова и его «мёртвой петли», и даже есть пока небольшая улица, носящая имя русского лётчика. Хочется надеяться, что хотя бы память легендарного пилота современные украинские власти оставят в покое.

Петля жизни Нестерова.

Изображение
Петр быстро заслужил славу экспериментатора и смельчака.

Его называли поэтом, смотревшим на авиацию, как на особый вид искусства. В 26 лет он доказал всему миру возможность выполнения глубоких виражей в воздухе. Став первым пилотом, показавшим «мертвую петлю», Петр Нестеров также вошел в историю, как летчик, который впервые в практике боевой авиации применил таран. Нестеров своей петлей спас тысячи жизней военных летчиков, прожив замечательную, хотя очень короткую жизнь героя, погибшего в 27-летнем возрасте.

Из артиллериста в пилота

Детство Петра проходило в условиях бедности. Его отец, работавший воспитателем в Нижегородском кадетском корпусе, умер, оставив жену с четырьмя детьми. После потери кормильца семья была вынуждена перебраться во Вдовий дом - казенное учреждение для неимущих, увечных или престарелых вдов. В 10-летнем возрасте мальчик поступил в кадетский корпус, в котором смог проявить свои блестящие способности в науках. Его усердность и прилежание открыли перед ним двери Михайловского артиллерийского училища в Петербурге, куда его направили в числе шести лучших кадетов. После окончания учебы он был назначен в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду.


Переломным моментом в его жизни стал 1910 год, когда он был переведён в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду. Во Владикавказе он сошелся с авиатором Артемием Кацаном, который был увлечен идеей построить планер по собственным чертежам. Его «огонь» передался и Петру. «Моё увлечение авиацией началось с 1910 года. Я поставил себе задачу построить такой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчинялись бы воле пилота. Мне казалось, что только соблюдение этих условий и только такой аппарат могут дать возможность человеку свободно парить. Только тогда... авиация из забавы и спорта превратится в прочное и полезное приобретение человечества», - вспоминал он.

В этот же год он сконструировал свой первый планер. Летом 1911 года в Нижнем Новгороде Нестеров познакомился с Петром Соколовым, который был учеником Николая Жуковского, знаменитого механика, которого считают «отцом» аэродинамической науки. Вместе два Петра построили планер, обшивку для которого даже помогла сшить мать Нестерова. Провести испытания молодые люди решили в поле за кладбищем. Привязав летательный аппарат к повозке с лошадью, они заставили его разогнаться. В результате планер поднялся в воздух на пару метров над землей.

«Очень приятно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском Обществе воздухоплавания», - вспоминал это время Нестеров. Уже на следующий год он сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика, а в 1913 году окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине. Стоит отметить, что Петр быстро заслужил славу экспериментатора и смельчака. Инцидент, произошедший в январе 1913 года, подтвердил, что самообладание и знание аэродинамики может в экстренной ситуации спасти человеку жизнь. Как-то во время полета произошло возгорание бензина в карбюраторе, в итоге мотор остановился. Используя систему планирования, Нестеров смог посадить самолет с выключенным мотором.

Петля Нестерова

Еще во время обучения в Гатчине, Нестеров пришел к выводу, что «воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях». По его мнению, воздух может удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им.

Изображение
Мертвая петля.

Над его фантазиями о возможности осуществления «мертвой петли» подшучивали многие. Даже как-то в Офицерской школе его товарищи решили подшутить над ним, опубликовав ироничный стих-вопрос в местном «Альманахе».

Шарада начиналась со слов:
Ненавидящий банальность,
Полупризнанный герой,
Бьёт он на оригинальность,
Своею мёртвою петлёй!

Петр не оставил ее без ответа, приготовив ответ:
Коль написано: петля,
То, конечно, это я.
Но ручаюсь вам, друзья,
На петлю осмелюсь я.
Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя:
Чтобы эта «мертвая петля»
Была бы в воздухе живая.
Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
А вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора…

Для того, чтобы понять насколько это была смелая идея, стоит упомянуть, что до Нестерова даже горизонтальные развороты на самолётах делали без крена — «блинчиком».

Изображение
Его называли поэтом, смотревшим на авиацию, как на особый вид искусства.

Петр полностью полагался на свои расчеты, поэтому даже перед выполнением «мёртвой петли» не пристегнулся ремнями к самолёту. Историческое событие произошло 27 августа 1913 года в Киеве. Летчик сел в самолёт «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» в 70 лошадиных сил и поднялся в небо. Скептики опасались, что, находясь в верхней точки петли, пилот просто выпадет из самолета. Но их опасения оказались напрасными - центробежная сила прижимала Нестерова к сиденью. Совершив головокружительный пируэт, самолет благополучно приземлился.
Позже Петр вспоминал, что отважиться на такой риск, но доказать верность своих расчетов, было для него делом чести.

«Я еще не успел вполне закончить теоретической разработки этого вопроса, — рассказывал впоследствии он, — когда узнал, что «мертвую петлю» готовится совершить и французский авиатор Пегу. Тогда я бросил теоретические расчеты и решил рискнуть. Совершить «мертвую петлю» было для меня вопросом самолюбия, — ведь более полугода я исследовал этот вопрос на бумаге».

Стоит отметить, что французский пилот Адольф Пегу выполнил похожий трюк 6 сентября 1913 года на самолёте Blériot XI. Однако, ряд экспертов предполагают, что Пегу выполнил не «мёртвую петлю», а S-образную фигуру, на короткое время оказавшись головой вниз.

В годы Первой Мировой войны Нестеров принимал участие в боях за Львов. Его последний полет состоялся 8 сентября 1914 года. Заметив в небе вражеский разведывательный самолет «Альбатрос», Нестеров пошел к нему наперерез в лёгком «Моране». Считается, что он попытался нанести по краю плоскости «Альбатроса» удар шасси своего аэроплана, но получилось так, что удар пришелся в середину самолета. В итоге мотор отлетел от «Морана». Два самолета упали на землю. В этой авиакатастрофе никто не выжил. Петру Нестерову было 27 лет.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Первая мировая война»