БеседкаБыл ли Гоголь лжецом?

Разговоры на отвлеченные темы
Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 6
Всего сообщений: 5706
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Был ли Гоголь лжецом?

Сообщение Евелина » 25 ноя 2019, 17:53

Свистулька:
25 ноя 2019, 17:48
Но один плагиатец у Гоголя я нашла случайно. Изучала поэтов старинных и там был один мистик, писал такие страшилки. В стихотворениях. Я еще тогда для себ я отметила... Гоголь случайно этого автора не читал? Очень похоже...
в интернете изучали разумеется :)
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Реклама
Автор темы
tamplquest
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 6744
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Был ли Гоголь лжецом?

Сообщение tamplquest » 25 ноя 2019, 18:03

Свистулька, я так понял, Пушкин был специалистом по переиначиванию русского фольклора, а Гоголь по украинскому спец

Свистулька
Сообщений в теме: 19
Всего сообщений: 277
Зарегистрирован: 25.11.2019
Образование: среднее
Политические взгляды: космополитические
Профессия: посудомойка
Откуда: Москва
 Re: Был ли Гоголь лжецом?

Сообщение Свистулька » 25 ноя 2019, 18:18

tamplquest, ну вот один стих нашла. Напоминает Вий. Там тоже есть такие моменты в Церкви.
Примечания

Баллада, в которой описывается, как одна старушка... Написано в октябре 1814 г. Напечатано впервые в «Балладах и повестях В. А. Жуковского», в двух частях, СПб., 1831. Перевод баллады Р. Саути «The old woman of Berkeley. A Ballad, schewing how an old woman rode double and who rode before she» («Старуха из Беркли. Баллада, показывающая, как одна старуха ехала верхом вдвоем и кто ехал перед ней»).

Старуха из Беркли. Автор Саути.

На кровле ворон дико прокричал —
Старушка слышит и бледнеет.
Понятно ей, что ворон тот сказал:
Слегла в постель, дрожит, хладеет.

И вопит скорбно: «Где мой сын чернец?
Ему оказать мне слово дайте;
Увы! я гибну; близок мой конец;
Скорей, скорей! не опоздайте!»

И к матери идет чернец святой:
Ее услышать покаянье;
И тайные дары несет с собой,
Чтоб утолить ее страданье.

Но лишь пришел к одру с дарами он,
Старушка в трепете завыла;
Как смерти крик ее протяжный стон...
«Не приближайся! — возопила. —

Не подноси ко мне святых даров;
Уже не в пользу покаянье...»
Был страшен вид ее седых власов
И страшно груди колыханье.

Дары святые сын отнес назад
И к страждущей приходит снова;

Кругом бродил ее потухший взгляд;
Язык искал, немея, слова.

«Вся жизнь моя в грехах погребена,
Меня отвергнул искупитель;
Твоя ж душа молитвой спасена,
Ты будь души моей спаситель.

Здесь вместо дня была мне ночи мгла;
Я кровь младенцев проливала,
Власы невест в огне волшебном жгла
И кости мертвых похищала.

И казнь лукавый обольститель мой
Уж мне готовит в адской злобе;
И я, смутив чужих гробов покой,
В своем не успокоюсь гробе.

Ах! не забудь моих последних слов:
Мой труп, обвитый пеленою,
Мой гроб, мой черный гробовой покров
Ты окропи святой водою.

Чтоб из свинца мой крепкий гроб был слит,
Семью окован обручами,
Во храм внесен, пред алтарем прибит
К помосту крепкими цепями.

И цепи окропи святой водой;
Чтобы священники собором
И день и ночь стояли надо мной
И пели панихиду хором;

Чтоб пятьдесят на крылосах дьячков
За ними в черных рясах пели;
Чтоб день и ночь свечи у образов
Из воску ярого горели;

Чтобы звучней во все колокола
С молитвой день и ночь звонили;
Чтоб заперта во храме дверь была;
Чтоб дьяконы пред ней кадили;

Чтоб крепок был запор церковных врат;
Чтобы с полуночного бденья
Он ни на миг с растворов не был снят
До солнечного восхожденья.

С обрядом тем молитеся три дня,
Три ночи сряду надо мною:
Чтоб не достиг губитель до меня,
Чтоб прах мой принят был землею».

И глас ее быть слышен перестал;
Померкши очи закатились;
Последний вздох в груди затрепетал;
Уста, охолодев, раскрылись.

И хладный труп, и саван гробовой,
И гроб под черной пеленою
Священники с приличною мольбой
Опрыскали святой водою.

Семь обручей на гроб положены;
Три цепи тяжкими винтами
Вонзились в гроб и с ним утверждены
В помост пред царскими дверями.

И вспрыснуты они святой водой;
И все священники в собранье:
Чтоб день и ночь душе на упокой
Свершать во храме поминанье.

Поют дьячки все в черных стихарях
Медлительными голосами;
Горят свечи́ надгробны в их руках,
Горят свечи́ пред образами.

Протяжный глас, и бледный лик певцов,
Печальный, страшный сумрак храма,
И тихий гроб, и длинный ряд попов
В тумане зыбком фимиама,

И горестный чернец пред алтарем,
Творящий до земли поклоны,

И в высоте дрожащим свеч огнем
Чуть озаренные иконы...

Ужасный вид! колокола звонят;
Уж час полуночного бденья...
И заперлись затворы тяжких врат
Перед начатием моленья.

И в перву ночь от свеч веселый блеск.
И вдруг... к полночи за вратами
Ужасный вой, ужасный шум и треск;
И слышалось: гремят цепями.

Железных врат запор, стуча, дрожит;
Звонят на колокольне звонче;
Молитву клир усерднее творит,
И пение поющих громче.

Гудят колокола, дьячки поют,
Попы молитвы вслух читают,
Чернец в слезах, в кадилах ладан жгут,
И свечи яркие пылают.

Запел петух... и, смолкнувши, бегут
Враги, не совершив ловитвы;
Смелей дьячки на крылосах поют,
Смелей попы творят молитвы.

В другую ночь от свеч темнее свет,
И слабо теплятся кадилы,
И гробовой у всех на лицах цвет,
Как будто встали из могилы.

И снова рев, и шум, и треск у врат;
Грызут замок, в затворы рвутся;
Как будто вихрь, как будто шумный град,
Как будто воды с гор несутся.

Пред алтарем чернец на землю пал,
Священники творят поклоны,
И дым от свеч туманных побежал,
И потемнели все иконы.

Сильнее стук — звучней колокола,
И трепетней поющих голос:
В крови их хлад, объемлет очи мгла,
Дрожат колена, дыбом волос.

Запел петух... и прочь враги бегут,
Опять не совершив ловитвы;
Смелей дьячки на крылосах поют,
Попы смелей творят молитвы.

На третью ночь свечи́ едва горят;
И дым густой, и запах серный;
Как ряд теней, попы во мгле стоят;
Чуть виден гроб во мраке черный.

И стук у врат: как будто океан
Под бурею ревет и воет,
Как будто степь песчаную оркан
Свистящими крылами роет.

И звонари от страха чуть звонят,
И руки им служить не вольны;
Час от часу страшнее гром у врат,
И звон слабее колокольный.

Дрожа, упал чернец пред алтарем;
Молиться силы нет; во прахе
Лежит, к земле приникнувши лицом;
Поднять глаза не смеет в страхе.

И певчих хор, досель согласный, стал
Нестройным криком от смятенья:
Им чудилось, что церковь зашатал
Как бы удар землетрясенья.

Вдруг затускнел огонь во всех свечах,
Погасли все и закурились;
И замер глас у певчих на устах,
Все трепетали, все крестились.

И раздалось... как будто оный глас,
Который грянет над гробами;

И храма дверь со стуком затряслась
И на пол рухнула с петлями.

И он предстал весь в пламени очам,
Свирепый, мрачный, разъяренный;
И вкруг него огромный божий храм
Казался печью раскаленной!

Едва сказал: «Исчезните!» цепям —
Они рассылались золою;
Едва рукой коснулся обручам —
Они истлели под рукою.

И вскрылся гроб. Он к телу вопиёт:
«Восстань, иди вослед владыке!»
И проступил от слов сих хладный нот
На мертвом, неподвижном лике.

И тихо труп со стоном тяжким встал,
Покорен страшному призванью;
И никогда здесь смертный не слыхал
Подобного тому стенанью.

И ко вратам пошла она с врагом...
Там зрелся конь чернее ночи.
Храпит и ржет и пышет он огнем,
И как пожар пылают очи.

И на коня с добычей прянул враг;
И труп завыл; и быстротечно
Конь полетел, взвивая дым и прах;
И слух об пей пропал навечно.

Никто не зрел, как с нею мчался он...
Лишь страшный след нашли на прахе;
Лишь, внемля крик, всю ночь сквозь тяжкий сон
Младенцы вздрагивали в страхе.

Отправлено спустя 31 минуту 42 секунды:
Евелина:
25 ноя 2019, 17:53
в интернете изучали разумеется
Нет, специально я не изучала. Я изучала мистические стихи и литературу. Естественно, когда читаешь текст - сравниваешь. Вроде с каким-то произведением похоже? Вот Саути мне напомнил Гоголя, прям явное чувство, сюжет Вий, ну по крайне мере в тот момент когда я читала Саути мне прям " в нос" дало этот" запах" одинакового сюжета в Церкви... Не знаю как вам. Илия на тот момент уже зачиталась капитально.

Отправлено спустя 14 минут 39 секунд:
Если есть время и желание, то разберите стих Саути по строкам. Церковь закрытая на замок, гроб накрыт черным покрывалом, горят свечи перед образами всю панихиду. Читают не переставая всю панихиду и прочие одинаковые моменты. Разберите повесть "Вий" и поэму Саути. подробно строчка в строчку. Что там Панночка -ведьма творила бесчинства в хуторе что здесь только не панночка а мать. А сын ее церковный служитель. Осталось только поменять роли и произведение готово. Саути написал раньше свою поэму чем Гоголь 1835 году, а перевели Саути 1814 году. Сравните сами каждую строчку и сюжеты.

Автор темы
tamplquest
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 6744
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Был ли Гоголь лжецом?

Сообщение tamplquest » 25 ноя 2019, 19:49

Свистулька, ну, то есть он подменил настоящего Вия из украинского фольклора вот этим вот персонажем

Свистулька
Сообщений в теме: 19
Всего сообщений: 277
Зарегистрирован: 25.11.2019
Образование: среднее
Политические взгляды: космополитические
Профессия: посудомойка
Откуда: Москва
 Re: Был ли Гоголь лжецом?

Сообщение Свистулька » 25 ноя 2019, 20:15

tamplquest:
25 ноя 2019, 19:49
то есть он подменил настоящего Вия из украинского фольклора вот этим вот персонажем
tamplquest,понимаете ли ( я не знаю есть ли среди литературных критиков классиков или нашего времени) кто бы заметил такое сходство между двух лит. произведениях. Я в интернете не искала и в книжных источниках (рецензии) не встречала. Это мое личное чувство, что Гоголь все-таки читал Старуха из Беркли. Автор Саути. Ведь баллад была написана в 1799 году. Но в 2019 году один все-таки написал что это напоминает "Вий" Я читала Саути очень давно. Поэтому не только я нашла одинаковый сюжет.
Сюжет баллады восходит к известным с IX века английским фольклорным рассказам о состарившихся ведьмах, которые, чуя на смертном одре близкую неминуемую расплату за службу Сатане, пытаются вернуться в лоно церкви и вымолить отпущение грехов, с каковой целью заказывают по себе трёхдневную похоронную службу, но враг рода человеческого одерживает верх и утаскивает служительниц в преисподнюю. Самое популярное на русской почве прозаическое воплощение этого сюжета – повесть Н. В. Гоголя «Вий».
Жуковский балладу перевел в 1814 году. А повесть "Вий" была написана 1835. Мое личное мнение, что данного сказание про "Вий" в украинском фольклере нет. Так как Вий ( в том образе, что в повести) персонаж не славянский. Вий - это некий Кусочек Кристала, который может видеть все что находится на земле под землей и в небе. Но вот что бы "Вий". Этот кристал все искали, как грааль, но место положение его знали только Ведьмы. И что бы найти Фому Ведьма попросила из под земли принести Кристал что бы найти Фому. А Фому отправили специально как жертву что бы он спровоцировал Ведьму что бы она вытащила кристал.
В общем мое личное мнение, что Гоголь позаимствовал балладу Саути и чуть ее переделал. Ну потому что очень похоже по сюжету.

В общем я основываюсь на собственное впечатление от прочитанного.
Последний раз редактировалось Свистулька 25 ноя 2019, 20:23, всего редактировалось 1 раз.

Автор темы
tamplquest
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 6744
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Был ли Гоголь лжецом?

Сообщение tamplquest » 25 ноя 2019, 20:19

Свистулька, это скорей всего общеарийский персонаж восходящий к ведическому Вайю, бог ветра.Там цель была в затирании имени
Так же как Змей-Горыныч -- Вритра, Илья Муромец -- Индра, но там хоть немного сюжет схож.
Они этим целенаправленно занимались

По сути, илья как змееборец должен был зваться хотя бы Перуном, коль скоро это имя утвердилось, ан нет, все таки Ильияху. Перун-еврей, так сказать

Свистулька
Сообщений в теме: 19
Всего сообщений: 277
Зарегистрирован: 25.11.2019
Образование: среднее
Политические взгляды: космополитические
Профессия: посудомойка
Откуда: Москва
 Re: Был ли Гоголь лжецом?

Сообщение Свистулька » 25 ноя 2019, 20:32

tamplquest, ну, да Змей горыныч. Обитал в двух землях Китай и Италия (Сицилия?) высоко в горах в монастырях. Но к нам на Русь прилетал Китайский Змей горыныч. В славянской мифологии у нас таких существ не водилось.

А забыла сказать был еще один дракон, даже два. Германский. Там был Черный дракон и белый дракон. В общем на русь с двух сторон можно прилететь Китай и Германия средневековая.

Автор темы
tamplquest
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 6744
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Был ли Гоголь лжецом?

Сообщение tamplquest » 25 ноя 2019, 20:36

Свистулька:
25 ноя 2019, 20:32
В славянской мифологии у нас таких существ не водилось.
Водилось. Речь тут о ведическом Вритре. В белорусском и украинском фольклоре остался этот миф. Его видимо звали позже Велес. Велеса поверг Перун, что видимо является искажением от эпитета Индры Пурандара. В греции ему соответствует Апполон и Пифон(олимпийский период)

Сам Вритра в наших языках тоже остался, например в словах врать и вертеть(от общего врт)

Отправлено спустя 5 минут 36 секунд:
Это общеиндоевропейский миф, он есть у всех индоевропейцев
От него попы отпочковали своего жору

Отправлено спустя 5 минут 34 секунды:
https://licey.net/free/3-mify_narodov_m ... lesom.html

Аватара пользователя
andrey.erofeev
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 610
Зарегистрирован: 26.05.2019
Возраст: 43
 Re: Был ли Гоголь лжецом?

Сообщение andrey.erofeev » 26 ноя 2019, 01:18

tamplquest:
25 ноя 2019, 16:56
центральнцю Русь, никаких финнов в лаптях там вообще не было
Более того ни один род или нация себя финнами не называли и не называют, есть финны(граждане Финляндии) но государства Финляндия тогда ещё не было
tamplquest:
25 ноя 2019, 16:56
Сословием они стали позже.
Есть разные версии, я последнее время склоняюсь что казаки всегда были сословием и изначально именовались как касы(конные асы) или славянская кавалерия
tamplquest:
25 ноя 2019, 16:56
Потому что как раз е по украински чаще i
eg дивчина -- дива - дева, жинка -- жена и пр
В старорусском было более 40 букв(намного больше) и писались и говорились слова раньше иначе, из старо русского языка пошло множество наречий которые сейчас называются языками, мовами, говорами и прочим, я сейчас не говорю о русском говоре который нониче называют русским языком, я имею введу устную речь которая была на большой территории и у многих родов.

Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 6
Всего сообщений: 5706
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Был ли Гоголь лжецом?

Сообщение Евелина » 26 ноя 2019, 04:36

tamplquest:
25 ноя 2019, 18:03
Свистулька, я так понял, Пушкин был специалистом по переиначиванию русского фольклора, а Гоголь по украинскому спец
а Высоцкий всех смешал. :)



Песня - сказка о нечисти.
В заповедных и дремучих, страшных Муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх.
Воет воем, что твои упокойники.
Если есть там соловьи - то разбойники. Страшно, аж жуть!

В заколдованных болотах там кикиморы живут,-
Защекочут до икоты и на дно уволокут.
Будь ты конный, будь ты пеший - заграбастают, А уж лешие так по лесу и шастают. Страшно, аж жуть!

А мужик, купец иль воин попадал в дремучий лес,
Кто за чем - кто с перепою, а кто сдуру в чащу лез.
По причине попадали, без причины ли,
Всех их только и видали,- словно сгинули. Страшно, аж жуть!

Из заморского из леса, где и вовсе сущий ад,
Где такие злые бесы - чуть друг друга не едят,
Чтоб творить им совместное зло потом,
Поделиться приехали опытом. Страшно, аж жуть!

Соловей-Разбойник главный им устроил буйный пир,
А от них был Змей трехглавый и слуга его - Вампир.
Пили зелье в черепах, ели бульники,
Танцевали на гробах, богохульники! Страшно, аж жуть!

Змей Горыныч взмыл на древо, ну раскачивать его:
- Выводи, Разбойник, девок, пусть покажут кой-чего!
Пусть нам лешие попляшут, попоют,
А не то, я, матерь вашу, всех сгною! - Страшно, аж жуть!

Соловей-Разбойник тоже был не только лыком шит.
Гикнул, свистнул, крикнул: - Рожа, гад заморский, паразит!
Убирайся без боя, уматывай!
И Вампира с собою прихватывай! - Страшно, аж жуть!

Все взревели, как медведи: - Натерпелись, столько лет!
Ведьмы мы или не ведьмы? Патриотки или нет?!
Налил бельма, ишь ты, клещ, отоварился!
А еще на наших женщин позарился!- Страшно, аж жуть!

И теперь седые люди помнят прежние дела -
Билась нечисть груди в груди и друг друга извела.
Прекратилось навек безобразие,
Ходит в лес человек безбоязненно. И не страшно - ничуть!

ПС
А кто- то темы открывает с перепою.....стра-а-ашно,аж жуть.....
Изображение
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Беседка»