[IST] Высокое средневековье • ЖАННА дез'АРМУАЗСвободный исторический форум

Istoria.win - на этом экспериментальном историческом форуме нет внешней модерации, темы модерируют сами авторы. Это даёт возможность авторам общаться лишь с теми, с кем интересно и познавательно вести беседу
Автор темы
Инфобот
Всего сообщений: 676
Зарегистрирован: 14.01.2011
Откуда: Петербург
 [IST] Высокое средневековье • ЖАННА дез'АРМУАЗ

Сообщение Инфобот »


Изображение
Мученическая гибель Жанны д’Арквозродила боевой дух французов, и в 1453 году они, наконец, освободились от засилья британцев. С тех пор Жанна превратилась в национальный символ Франции, и об этом знают все мало-мальски начитанные люди. В 1917 году римско-католическая церковь после пяти вековой проволочки причислила Жанну к лику святых. О ней писали классики, в том числе Бернард Шоу и Марк Твен. Житие святой Жанны легло в основу шестнадцати кинокартин (первая из них была снята во Франции еще в 1898 году), ей уделили внимание такие классики, как Ингрид Бергман и Ламарр. Последний минисериал, посвященный Жанне д'Арк, видели 34 миллиона американцев, а совсем недавно на экраны вышло новое творение на заданную тему с Дастином Хоффманом, причем создание образа Жанны на сей раз обошлось в 70 миллионов долларов. Но теперь, похоже, мифу о великой юной воительнице нанесен ощутимый академический удар, и нанес его француз. Точнее, корсиканец, известный философ и историк Робер Каратини. В его недавно изданной монографии «Жанна д'Арк: от Домреми до Орлеана» утверждается, что история Жанны в том виде, в каком мы ее знаем, имеет мало общего с исторической правдой.

На самом деле, считает французский историк, Жанна была душевнобольной девушкой, которую ловко использовали в собственных целях политики и высшие военные чины, стремившиеся пробудить в душах французов ненависть к Англии. Все сражения, якобы выигранные французами под водительством Жанны, были мелкими стычками наподобие русского кулачного боя на ярмарке, и, кроме того, как считает Р. Каратини, сама дева не участвовала ни в одном из них и ни разу в жизни не обнажала меч. Это утверждение подкреплено данными, которые я раздобыл в Национальной библиотеке и центральном архиве Франции в Париже. Судя по всему, Жанна д'Арк никак не влияла или почти не влияла на ход событий, а служила лишь своего рода символом, знаковой фигурой, при помощи коей французские политики весьма искусно нагнетали антианглийские настроения.

В пользу такой оценки говорят и относительно недавние открытия историков, проливающие новый свет на династическое противостояние английских и французских правителей, которое получило совершенно несоразмерное своим масштабам название «Столетняя война». Человека несведущего это, вероятно, удивит, но на самом деле Столетняя война была самой короткой в истории, за исключением, возможно, то ли семидневной, то ли пятидневной войны между Египтом и Израилем. Действительно, если подсчитать, сколько времени отнимали у ратников религиозные праздники, паломничества к святым местам, долгие перемирия, перерывы на зиму, борьба с чумой, оспой и иными болезнями, столь обыденными в средние века, то выяснится, что Столетняя война на поверку длилась всего несколько суток. Это неудивительно, если вспомнить, что французская династия Валуа и английский дом Ланкастеров имели общего дедушку, Филиппа III. Так что Столетняя война и войной-то не была - так, семейная перебранка. Вот почему есть все основания усомниться в том, что Жанна д'Арк спасла осажденный Орлеан. Этот город, говорят современные историки, попросту никто не осаждал. Английские войска числом пять тысяч слонялись по прилегающей к Орлеану местности, а в самом городе тогда не было ни одного французского солдата.

Наконец, под стены города лениво и с огромным опозданием прибрело французское воинство под началом Карла VII, но засим не последовало ровным счетом никаких боевых действий.

В 1429 году Жанна д'Арк действительно числилась на военной службе, но, по определению Каратини, пребывала в войсках в качестве эдакого живого талисмана. Она была еще ребенком – неуравновешенными с явными признаками душевного расстройства, причиной которого стали ужасы войны, только не Столетней, а совсем другой – нескончаемой битвы между Францией и Бургундией. А поскольку родная деревушка Жанны стояла на границе, в раннем детстве чувствительной и впечатлительной девочке довелось созерцать немало страшных картин. И жизнь селян была полна опасностей. По мнению корсиканского историка, именно тогда Жанна впервые задумалась о том, как положить конец междоусобице, и вскоре это стремление превратилось в навязчивую идею. Одним словом, она не воительствовала, а занималась миротворческой деятельностью, хотя и в несколько странной форме. Несомненно, ее посещали видения, и она была убеждена, что знает, как спасти Францию, а оттого и преисполнилась решимости уговорить короля продолжать борьбу. А что до пресловутых «голосов свыше», то они, считает Каратини, являлись лишь одним из проявлений все того же острого и тревожного душевного волнения. В раннем детстве эти галлюцинации успокаивали Жанну, но в 18 лет она уже не могла не понимать, что никаких голосов не существует. Поэтому они, скорее всего, служили ей лишь средством достижения целей, которые, в свою очередь, являли собой квинтэссенцию детских чаяний, естественного для любого ребенка желания жить на мирной земле.

Англичане встретили книгу Каратини рукоплесканиями, поскольку она реабилитирует Англию. Более пятисот лет весь просвещенный мир обвинял англичан в расправе над Орлеанской девой. Но, как полагает французский ученый, даже эта часть истории – чистый вымысел. Жанна была захвачена в плен в Бургундии, после чего, как ни дико это звучит, ныне прославленная парижская Сорбонна под мощным давлением священной инквизиции направила герцогу Бургундскому письмо с просьбой выдать девушку университету. Но герцог отказал Сорбонне. Он продержал Жанну у себя еще восемь месяцев, а затем продал Генриху VI Английскому за 10 тысяч фунтов. Инквизиция дважды писала Генриху, призывая выдать пленницу, но король оставлял эти послания без ответа, пока на него не принялся наседать сам папа римский. Только тогда Генрих выдал Орлеанскую деву французской церкви. Ее судили в Нормандии 126 сорбоннских судей, после чего ее казнили. Англичане не принимали во всем этом ровным счетом никакого участия.

Ну, а легенда о Жанне д'Арк была создана только в конце XIX столетия, поскольку тогдашним французским правителям требовались новые герои, найденные в глубокой истории родной страны. Какой образ вызовет в народе большие симпатии, чем юная дева, павшая жертвой династической свары? Да о таком подарке судьбы мечтает любой республиканец. Ссылаясь на «Секретное досье французской церкви», французские исследователи Лезур и Пайя утверждают, что женщина, сожженная в Руане, не была Жанной Д'Арк. И, несмотря на то, что достоверных источников, подтверждающих эту версию, нет предположение представляется довольно убедительным. Столетняя война поворачивалась неудачно для Франции. Английские войска захватили весь север Франции и принялись за осаду Орлеана. Доффин Карл, безвольный, подавленный, удаляется в Бурже и, кажется, пребывает в неком коллапсе, отказываясь что-либо предпринимать. Он не слышит герцогиню Иоланду д'Анжу возложить на себя корону и выступить против англичан. Тем более, что дочь сосватана за доффина, поэтому герцогиня кровно заинтересована в коронации.

Поэтому неудивительно, что для герцогини было божьм даром известие о том, что в Лотарингии - земле сына Рене, появилась девушка, которая утверждает, что сам бог призвал спасти отчизну. Став союзницей богоизбранной Девы, герцогиня преодолевает сопротивление своего врага Ла-Тремуйля - могущественного фаворита доффина. Дальнейшее подробно изложено в исторических документах. Англичане были разбиты, Карл стал Карлом VII - королём Франции. Поведала история и о предательстве, о церковном суде над девушкой, о приговоре суда. И именно в этот момент, как считают историки Лезур и Пайя, обвиняемая была заменена другой женщиной, уже ранее приговорённой к аутодафе. Это явилось результатом секретных переговоров анжуйской герцогини с англичанами.

А в 1436 году в Меце объявилась особа Жанна дез'Армуаз, супруга Робера дез'Армуаз. Она утверждала, что она и есть Жанна д'Арк. Братья Жанны признали и в 1439 году Жанна дез'Армуаз с самыми пышными почестями была принята в Орлеане, где хорошо знали в лицо. Один из братьев Жанны направился в Лош к королю, который там был в это время, и просил у Карла разрешить Жанне вновь участвовать в военных действиях против англичан. Но новое появление Орлеанской Девы не устраивало двор, а возможно и грозило политическим и церковным скандалом. Этим можно объяснить и то, что в 1440 году в Париже Жанна дез'Армуаз публично отреклась от своих прежних утверждений; за свой «обман» она не понесла никакой кары. Любопытно, что в 1456 году Жанна д'Арк была реабилитирована католическим клиром, а в 1920 году папа Бенедикт XV причислил героиню к лику святых, но при этом ни в одном из документов не говорится о мученической смерти. Это, по мнению авторов гипотезы еще раз подтверждает версию о подмене осуждённой Орлеанской Девы.
Статистика: Добавлено Gosha — 26 минут назад — Ответы 0 — Просмотры 1


Источник: https://istoria.win/viewtopic.php?t=22&p=41#p41
Реклама
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Свободный исторический форум»