ЧУВАШСКАЯ сказка "ЗЕМЛЯ УЛЫПА". Два брата - два активных народа - АВАРЫ и САВИРЫ. Прародина их отца - земли за АРАМАЗЕЙСКИМИ горами. Очевидно, это горы КАВКАЗА. Но здесь есть один нюанс. Раньше горами КАВКАЗА называли всю горную гряду - от ТЯНЬ-ШАНЯ до КАВКАЗА. Скорее всего, речь идет о территории современного АФГАНИСТАНА. И велика вероятность, что изначально это были ИРАНОЯЗЫЧНЫЕ племена....
Монголизмы в современном ЧУВАШСКОМ появились относительно недавно - во времена МОНГОЛЬСКОГО нашествия-переселения (МОАЛЫ разговаривали на смеси ТЮРКСКОГО и МОНГОЛЬСКОГО языков). Тот факт, что в современном чувашском народе на сравнительно небольшой территории присутствуют ЯРКО выраженные представители двух рас, говорит о том, что монгольское вливание произошло относительно недавно, и народ еще не успел прийти к усреднению своего общего облика.
Итак, САВАРЫ. САВ-АР(Ы). САВ - это тот набор букв, который несет смысловую нагрузку. Переселенцы МОАЛЫ во времена своего доминирования букву С заменили удобной для себя Ч, а множественное число стали выражать через букву С(Ш). Набор букв САВ деформировался до ЧАВ, что вполне узнаваемо.
ЧУВАШИ и АЛБАНЦЫ - имеют общее глубинное происхождение. ДОПОЛНИТЕЛЬНО. где-то в середине 6-го века САВИРЫ пережили нечто вроде «гражданской» войны, междусобную распрю, раскололись на две части, одна из которых вошла в историю под названием АВАРЫ (восточное крыло). Изначально САВИРЫ являлись западным отделением ираноязычных ХИОНИТОВ. В исторических упоминаниях ХИОНИТЫ более известны как ЭФТАЛИТЫ…
Из ВИКИ. ЭФТАЛИТЫ (др.-греч. ’Εφθαλιται) — ираноязычное племенное объединение раннего Средневековья (IV—VI вв.), создавшее обширное государство, в которое входили Согдиана и Бактрия (Средняя Азия), Афганистан и Гандхара (северная Индия). О гуннах-эфталитах, также называя их «белыми гуннами», писал Прокопий, тогда как другие, в том числе и более ранние авторы, такие как Аммиан Марцеллин, называют их гуннами-хионитами. Столица располагалась в КАБУЛЕ. Наиболее вероятными потомками эфталитов считаются современные пуштуны.
Основным источником доходов государства эфталитов являлся экспорт на рынки европы и азии нафталина, который они научились получать при помощи одомашненных нафталиновых термитов Coptotermes formosanus.
Из ВИКИ. САВИРЫ (сува́ры, сувазы, греч. Σάβιροι, чуваш. сува́рсем, сăва́рсем, тат. суа́рлар) — кочевые племена, населявшие со II века Западный Прикаспий. Птолемей (II в.) — савар; Приск Паннийский (V в.) — сабир; Захария Ритор (V в.) — сабир; Прокопий Кесарийский (VI в.) — сабир; Мовсес Хоренаци (VI в.) — савир; Менандр Протектор (VI в.) — сабир; Иордан (VI в.) — савир, сабир; Феофилакт Симокатта (VI—VII вв.) — сабир; Константин Багрянородный (X в.) — сабар асфал — «белые сабиры»; Ибн Хордадбех (IX в.) — сувар; аль-Масуди (IX—X вв.) — савардия; эль-Балхи (X в.) — сувар; Ахмед ибн Фадлан (X в.) — суваз; аль-Истакри (X в.) — сувар; ал-Мукадесси (X в.) — сувар; Иосиф, хазарский каган (X в.) — сувар; Худуд аль-Алам (X в.) — сувар; Ибн Хаукаль (X в.) — сувар; Махмуд Кашгари (XI в.) — сувар; аль-Гарнати (XII в.) — сувар; ал-Идриси (XII в.) — сувар; Якут (XIII в.) — сувар; булгарская эпитафия (XIV в.) — сувар; карта Фра Мауро (1459 г.) — веда суар. Первое известие о савирах (греч. Σαύαροι) оставлено Птолемеем в трактате География (кн. 3, гл. 5, 22), который помещал их в списке народов Сарматии после аорсов возле Рипейских гор. По «Географии» Страбона (начало I в.) расселение племён на территории начиная с низовий Волги на севере до Кавказских гор на юге, от реки Дон на западе до Уральских гор на востоке представить следующим образом: сарматы на севере, затем скифы-кочевники, живущие в кибитках, потом аорсы и сираки, проживавшие до Кавказских гор. Аорсы, впрочем, живут по течению Танаиса. Сувары впервые были зафиксированы во второй половине II в. Клавдием Птолемеем на Кавказе ниже аорсов и пагиритов[24].
В VI в. савиры как активные участники персидско-византийских войн оказались вовлеченными во взаимодействие с персами, восточными римлянами, племенами угров, аварами, армянами и аланами.
Из ВИКИ АВАРЫ (греч. Άβαροι; лат. Avari; др.-рус. обърѣ, ед.ч. объринъ; рус. о́бры) — кочевой народ центрально-азиатского происхождения, переселившийся в VI веке в Центральную Европу и создавший там государство Аварский каганат (VI—IX вв.). Также известны как, Вархониты (Varchonites) и Псевдоавары (в византийских источниках), входившие в состав альянса разных евразийских кочевников, неизвестного происхождения.
ЯЗЫК АВАР. Сохранившиеся в письменных источниках аварские титулы и личные имена являются универсальными для тюркских и монгольских племен. Как свидетельствуют данные археологии, авары пользовались разновидностью рунической письменности, однако все найденные надписи очень короткие и не поддаются расшифровке. Единственным памятником, по которому пытаются реконструировать аварский язык европейского периода, является надпись, выполненная греческими буквами на сосуде из клада Надь-Сент-Миклош:
ΒΟΥΗΛΑ • ΣΟΑΠΑΝ •ΤΕCΗ • ΔΥΓΕΤΟΙΓΗ • ΒΟΥΤΑΟΥΛ • ΣΩΑΠΑΝ • ΤΑΓΡΟΓΗ • ΗΤΖΙΓΗ • ΤΑΙCΗ
Выводы лингвистов различны. Российский лингвист Е. Хелимский отнёс её язык к тунгусо-маньчжурской группе. О. Мудрак, напротив, определил (?-а) как типично «булгарский» (то есть принадлежащий тюркской огурской «булгарской» группе). Болгарский исследователь Ж. Войников, сделал перевод этой надписи (см. ВИКИ).
Здесь сразу следует отметить, что многие слова из языка АВАР, даже нет сомнений, оставили след в южно- и западно-славянских языках.
1. ΒΟΥΗΛΑ • ΣΟΑΠΑΝ — «Бойла Жупан» = ПОЙЛА СОСУД = ПОЙЛА КУВШИН...
АЛБАНСКИЙ от корня ПИЙ:
• pijjл -а / pl —, -t питьё, напиток.
• pij(л)shлm (i) а годный для питья, питьевой.
Из общей базы соседних индо-европейских народов от того же корня: ПИЕ, ПИ, ПОЙЛО, ПИАЛА и т.д.
ЖБАН = род. п. жба́на "деревянный сосуд с крышкой", отсюда жба́нить "пить помногу (жбанами)", укр. джбан, збан (также чоба́н; см. Корш, AfslPh. 9, 496), блр. жбан, русск.-цслав. чьбанъ, чьванъ, зап.-болг. джибан, джубан, сербохорв. джба̏н, жба̏н, др.-сербск. чьбанъ, чеш. čbán, žbán, слвц. džban, польск. dzban, zban.
Также есть смысл рассмотреть слово ЖУПАН как КНЯЗЬ, что имеется в южно-славянских языках. Из вышеперечисленных вариантов, что совершенно логично, подходит более всего западно-болгарский: ДЖУБАН.
2. ΤΕCΗ — «теси» = КАМЕННЫЙ (керамический)…
ВО ВСЕХ индо-европейских языках данное слово обозначает КАМЕНЬ. ТЕС, ТАС, ДОС, ДАС, ДЕШ, ДОШ и т.д. = Т,Д (гласная) (шипящая). В русском языке = ДОС-ка, ТОС-ка, ТАЩить, ТАС-кать, ТЕС-ный, ТЕСнина, уТЕС, ТЕСак, ТЕСТ-о (не твердое, мягкое), ДЕШевый (каменный), ТУСклый, ТАЗ и много, много. Реки: ТОСна, ДЕСна, ТОСа и т.д.
3. ΔΥΓΕΤΟΙΓΗ — «дигетоиги» = ОБОЖЖЕНЫЙ…
АЛБАНСКИЙ: digjem vi сгорать, сжигаться; обжигаться; быть сожжённым.
4. ΒΟΥΤΑΟΥΛ • ΣΩΑΠΑΝ — «Войтаул или Бойтаул — жупан» = ВОЙТАУЛА КУВШИН (МАСЛА КУВШИН, либо МАСЛО КНЯЗЯ, в том случае, если ЖУПАН = князь)...
ВОЙТ (укр. війт, польск. wójt, белор. войт, родственно немецкому слову фогт Voigt фохт, которое происходит от лат. advocatus — призванный на помощь) — староста. Абсолютно ужасное объяснение происхождения данного слова. ФОХТ - ну совершенно другое слово, но это пол-беды, далее "привязка" к латинскому потрясает соотношением совсем маленькач сова/огромный глобус... правильный вариант: ВОЙ-Т = НЕ ВОИН = СТАРЫЙ.
АЛБАНСКИЙ:
• vajtur (i) а 1) поношенный (об одежде); 2) дряхлый (о ком-л.); ослабевший.
Из АЛБАНСКОГО = тот же СТАРЕЙШИНА. Пример: ЕС-А-УЛ = ВОЙТ-А-УЛ. Принимаем СТРЕЙШИНА = ВОЙТАУЛ. (имеется также вариант = масло, получается немного иной смысл: либо МАСЛА сосуд, либо МАСЛО КНЯЗЯ, ибо ЖУПАН в сербском обозначает КНЯЗЯ).
5. ΤΑΓΡΟΓΗ — «тагроги» = ПОДАТЬ...
АЛБАНСКИЙ:
• tagiлr -га / pl -ra, -rat налог; подать.
• tagramblëdhës -i m pl —, -it сборщик налогов.
• taksjл -а / pl -a, -at налог, пошлина, сбор.
• taksim -i m обложение налогом; взимание пошлины.
6. ΗΤΖΙΓΗ — «итсиги» = одно из существующих мнений гласит: данное слово происходит от иранского ИЗИ, ИШИ – священный = принимаем как ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ, БЕССПОРНЫЙ, ПОЛОЖЕННЫЙ...
7. ΤΑΙCΗ — «тайси» = МЕРА, МЕРЫ...
АЛБАНСКИЙ от корня ТАЙ = ДАЙ (общее индо-европейское ДА(…), ДА-Р, ДА-вать, ДА-й и так далее = от базового ДА - согласие):
• tain -i m pl -л, -лt паёк, рацион; порция.
ИТОГО: КУВШИН ДЛЯ ПОЙЛА (ЖИДКОСТИ) КАМЕННЫЙ ОБОЖЖЕННЫЙ ВОЙТАУЛА (СТАРЕЙШИНЫ, ГЛАВЫ) КУВШИН ПОДАТЬ ПОЛОЖЕННОЙ МЕРЫ
п.с. все албанские слова взяты из многократно сокращенного албанско-русского словаря. по принципу: что будет, то будет, без предварительных ожиданий. очевидно, полноценный слварь даст еще более убедительный результат.
ДАЛЕЕ по тексту... чтобы двигаться дальше (по аварским словам) надо все-таки немного подкорректировать основную надпись)))...
итак, носитель надписи - ЗОЛОТОЕ БЛЮДО. таких в кладе = два. блюдо среднего размера, напоминает глубокую тарелку. Особенность этих двух тарелок - УШКО с боку. на такое обычно подвешивают посуду. понятно, что блюдо с ушком для царского стола - не солидно. а вот переносной характер блюда - это да. как выше было отмечено, это блюдо использовалось для сбора подати. вероятно, в него наливали какое-то растительное масло или елей, а форма позволяла оценить его качество. для других, более дешевых и простых жидкостей, слишком маленький объем.
1. ΒΟΥΗΛΑ • ΣΟΑΠΑΝ — «Бойла Жупан» = ПОЙЛА ЧАША = ЧАША ДЛЯ ЖИДКОСТИ, ЧАША ДЛЯ МАСЛА.
АЛБАНСКИЙ от корня ПИЙ:
• pijjл -а / pl —, -t питьё, напиток.
• pij(л)shлm (i) а годный для питья, питьевой.
Из общей базы соседних индо-европейских народов от того же корня: ПИЕ, ПИ, ПОЙЛО, ПИАЛА и т.д.
ЖБАН = род. п. жба́на "деревянный сосуд с крышкой", отсюда жба́нить "пить помногу (жбанами)", укр. джбан, збан (также чоба́н; см. Корш, AfslPh. 9, 496), блр. жбан, русск.-цслав. чьбанъ, чьванъ, зап.-болг. джибан, джубан, сербохорв. джба̏н, жба̏н, др.-сербск. чьбанъ, чеш. čbán, žbán, слвц. džban, польск. dzban, zban.
Также есть смысл рассмотреть слово ЖУПАН как КНЯЗЬ, что имеется в южно-славянских языках. Из вышеперечисленных вариантов, что совершенно логично, подходит более всего западно-болгарский: ДЖУБАН.
2. ΤΕCΗ — «теси» = МЕРНАЯ
АЛБАНСКИЙ от корня ТАЙ = ДАЙ (общее индо-европейское ДА(…), ДА-Р, ДА-вать, ДА-й и так далее = от базового ДА - согласие):
• tain -i m pl -л, -лt паёк, рацион; порция.
3. ΔΥΓΕΤΟΙΓΗ — «дигетоиги» = ОТЛИТА…
АЛБАНСКИЙ: digjem vi сгорать, сжигаться; обжигаться; быть сожжённым.
4. ΒΟΥΤΑΟΥΛ • ΣΩΑΠΑΝ — «Войтаул или Бойтаул — жупан» = ВОЙТАУЛОМ. ЧАША
ВОЙТ (укр. війт, польск. wójt, белор. войт, родственно немецкому слову фогт Voigt фохт, которое происходит от лат. advocatus — призванный на помощь) — староста. Абсолютно ужасное объяснение происхождения данного слова. ФОХТ - ну совершенно другое слово, но это пол-беды, далее "привязка" к латинскому потрясает соотношением совсем маленькач сова/огромный глобус... правильный вариант: ВОЙ-Т = НЕ ВОИН = СТАРЫЙ.
АЛБАНСКИЙ:
• vajtur (i) а 1) поношенный (об одежде); 2) дряхлый (о ком-л.); ослабевший.
Из АЛБАНСКОГО = тот же СТАРЕЙШИНА. Пример: ЕС-А-УЛ = ВОЙТ-А-УЛ. Принимаем СТРЕЙШИНА = ВОЙТАУЛ.
5. ΤΑΓΡΟΓΗ — «тагроги» = ПОДАТЬ...
АЛБАНСКИЙ:
• tagiлr -га / pl -ra, -rat налог; подать.
• tagramblëdhës -i m pl —, -it сборщик налогов.
• taksjл -а / pl -a, -at налог, пошлина, сбор.
• taksim -i m обложение налогом; взимание пошлины.
6. ΗΤΖΙΓΗ — «итсиги» = одно из существующих мнений гласит: данное слово происходит от иранского ИЗИ, ИШИ – священный = принимаем как ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ, БЕССПОРНЫЙ, ПОЛОЖЕННЫЙ...
7. ΤΑΙCΗ — «тайси» = МЕРА, ОБЪЕМ...
АЛБАНСКИЙ от корня ТАЙ = ДАЙ (общее индо-европейское ДА(…), ДА-Р, ДА-вать, ДА-й и так далее = от базового ДА - согласие):
• tain -i m pl -л, -лt паёк, рацион; порция.
итого привычными словами: ЧАША ДЛЯ МАСЛА МЕРНАЯ. ОТЛИТА ВОЙТАУЛОМ. ЧАША ДЛЯ ПОДАТИ ПОЛОЖЕННОГО ОБЪЕМА
будет дополняться ниже здесь и по ветке.