История древнего мираМир скифов

Закончилась с падением в 476 году нашей эры западной Римской империи.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15351
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Мир скифов

Сообщение Gosha »

«Степной пояс Евразии в I тысячелетии до н. э. населяли, как известно, различные кочевые и оседлые племена, в материальной культуре которых прослеживается значительное сходство. В специальной литературе они фигурируют под условным названием: народы— носители культур «скифского типа». Письменные источники сохранили этнонимы некоторых из них, достаточно определенно локализуемые на карте: это скифы Северного Причерноморья, савроматы-сарматы низовий Дона, Волги и Урала, сако-массагетские племена Средней Азии. Древние наименования других народов этого региона точно не установлены, почему они и имеют в литературе условные археологические обозначения. Это носители тагарской культуры в Южной Сибири, пазырыкской на Алтае, тасмолинской в Северном Казахстане и так далее. Археологические исследования последних десятилетий существенно прояснили облик культуры населения степного евразийского пояса, в значительной степени выявили характер и уровень развития его экономики, в ряде случаев позволили установить его генетическую связь с носителями предшествующих культур бронзового века».

Изображение
Скифская генеалогическая легенда — единственный сюжет скифской мифологии, сохранившийся в виде более или менее развернутого связного повествования и даже в нескольких вариантах. Естественно поэтому, что она привлекала и продолжает привлекать внимание исследователей, как отечественных, так и зарубежных, и ей посвящена обширная литература. Однако довольно многочисленные толкования этой легенды, весьма близкие по методике подхода к материалу, зачастую являются взаимоисключающими по сути.

Объясняется это прежде всего тем, что исследователи, как правило, сосредоточивали свое внимание на отдельных моментах повествования, преимущественно на тех, которые позволяли видеть в этой легенде источник по этнической или социальной истории скифов. При этом явно недостаточно внимания уделялось анализу легенды как источника мифологического, тогда как эта ее особенность требует принципиально иного подхода к ее анализу и толкованию, прежде всего исследования всех элементов повествования в их единстве, что я и попытаюсь сделать в этой главе. Однако для осуществления такого анализа представляется необходимым прежде всего систематизировать весь относящийся к легенде материал.

Как уже отмечалось, легенда эта сохранилась в нескольких вариантах, причем характер изложения и его полнота существенно разнятся. Поэтому, если для толкования одного варианта исследователь использует материал, содержащийся в других версиях легенды, необходимо достаточно веское обоснование сближения каждой пары мотивов, заимствованных из разных источников. Однако, как правило, такое обоснование не предпринималось, вследствие чего один и тот же мотив из какого-либо варианта разными авторами сближался с различными мотивами другого. Например, Б. Н. Граков [1950] отождествлял Таргитая из первой Геродотовой версии предания с Гераклом, фигурирующим во второй версии Геродота, тогда как В. П. Петров [1968: 36—37], а до него В. Ф. Миллер [1887: 128] полагали, что как муж змееногой богини Геракл из второй версии соответствует в первой версии не Таргитаю, а его отцу Зевсу. Другой пример: во второй версии Геродота и в рассказе Диодора фигурируют персонажи, носящие одинаковое имя Скиф; однако их место в сюжете заставляет поставить под сомнение их тождество.
Все эти неясности и расхождения (а их число можно умножить) вызваны отсутствием строгого анализа структуры каждого варианта легенды и систематического сопоставления этих структур. Поэтому необходимым элементом работы представляется систематическое сопоставление всех имеющихся версий предания и выявление степени и характера расхождений между ними, что обеспечит оправданное сближение тех или иных мотивов, заимствованных из разных вариантов. В настоящее время можно назвать пять версий, содержащих более или менее развернутое изложение интересующего нас предания.

Они дошли до нас в передаче различных древних авторов и обладают разной степенью полноты и ясности изложения. Первая, наиболее информативная версия содержится в труде Геродота (IV, 5—7) и обычно именуется исконно скифской (в дальнейшем обозначается как версия Г-I). По словам отца истории, в таком виде легенду рассказывали сами причерноморские скифы.

5. Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай; родителями этого Таргитая они называют, по моему мнению неверно, Зевса и дочь реки Борисфена. Такого-де происхождения был Таргитай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали-де с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. По его удалении подошел второй, но с золотом повторилось то же самое. Таким образом золото, воспламеняясь, не допустило их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство.

И вот от Липоксая –де произошли те скифы, которые носят название рода авхатов, от среднего брата Арпоксая — те, которые называются катиарами и траспиями, а от младшего, царя, — те, что называются паралатами; общее же название всех их — сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины.

6. Так рассказывают скифы о своем происхождении; лет им, с начала их существования или от первого царя Таргитая до похода на них Дария, по их словам, круглым счетом не более тысячи, а именно столько. Вышеупомянутое священное золото цари их очень ревностно охраняют и ежегодно чтут богатыми жертвами. Кто с этим священным золотом во время праздника заснет под открытым небом, тот, по словам скифов, уже не проживет года; поэтому ему дается столько земли, сколько он сам объедет на коне в один день.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15351
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Мир скифов

Сообщение Gosha »

Sergio:
28 янв 2020, 15:27
Ваши выпады уже поднадоели. Я же не констатирую в каждом посте того факта, что Вы вообще ни хера не знаете.
Мне дорогой Доктор от Истории как поклоннику истории, знать о ней можно фрагментарно, но вам ученому мужу зазорно быть уж очень тупым, даже туповатым быть возбраняется.

Отправлено спустя 4 минуты 53 секунды:
Sergio:
28 янв 2020, 15:27
Насмешили. Телятина - мясо телков и телок. То есть преимущественно молодых бычков, выращивать которых до зрелого состояния просто нет смысла. Мясо быка, так же как и борова, Вы есть не сможете. В лучшем случае - не разжуете, а в худшем - стошнит.
Доктор вы что в СССР не жили? Где вы видели телятину и поросёнка на столе рабочего, тем более крестьянина? При Советской власти кто не работал тот ел осетров и поросят.

Отправлено спустя 2 минуты 39 секунд:
Sergio:
28 янв 2020, 15:27
Квота заключается в том, что мальчиков рождается чуть-чуть больше - на 1-3 %. Не более того. 3\4 - это из области фантастики.
Дорогой вы где учились? Создается впечатление нигде!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Sergio
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 2833
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Мир скифов

Сообщение Sergio »

Gosha:
28 янв 2020, 15:38
Доктор вы что в СССР не жили? Где вы видели телятину и поросёнка на столе рабочего, тем более крестьянина?
Телятина была. И баранина тоже. Свинина и говядина гораздо чаще.
Вот быков и боровов не ели точно.
Gosha:
28 янв 2020, 15:38
Мне дорогой Доктор от Истории как поклоннику истории, знать о ней можно фрагментарно, но вам ученому мужу зазорно быть уж очень тупым, даже туповатым быть возбраняется.
Вам не кажется, что вы сравниваете теплое с мягким. Вам никто не мешает знать историю фрагментарно и при этом быть тупым.
Замечу, что знать все практически невозможно. Можно знать немного обо всем и все о немногом.

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15351
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Мир скифов

Сообщение Gosha »

ВОЯКА ФРИДРИХ

Изображение
В период с XVII до середины XVIII века, облачение мальчишек в платьица являлось нормой. И решение вопроса о том, что одеть: платье и чепец или бриджи и сюртук, зависело от возраста ребенка. Почему?

Оказывается, одежда прошлых времен не зависела от пола ребенка, как сейчас, а символизировала степень зависимости юных отпрысков от взрослых, а так же носила сакральный характер - девочек больше и они менее ценные. И если мальчика одевали в девичью одежду, то это означало, что он еще недостаточно самостоятелен, чтобы перейти в мир мужчин, и ему еще нужно подрасти. По мере взросления, элементы надеваемой одежды на мальчиков сменялись или же полностью исчезали из их гардероба. Так, первоначально позволялось снять чепцы и открыть свои волосы, в 6-7 лет снять платье и одеть бриджи, в древности это был обряд пострига. Однако, если мальчишки допускали какую-либо шалость, то в наказание их облачали обратно в платья. Поэтому, заинтересованность остаться в мужском мире брала верх над их шалостями, и мальчики старались вести себя хорошо.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Sergio
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 2833
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Мир скифов

Сообщение Sergio »

Евелина:
28 янв 2020, 06:08
Кстати в народе есть поверье,что если рождается много мальчикв,то это к войне.
Возможно, и есть Небесная Канцелярия, которая ведет статистику заблаговременно...
Японцы считают, что мужчины являются искателями чего то нового, а женщины в потомстве закрепляют то, чего мужчина нашел.
Ученые генетики считают, что мутации в мужских организмах происходят чаще, так как далеко не все мутации могут быть полезны, часть мужчин потомства иметь не должны в принципе. По этому их и рождается чуть больше. В обычных условиях.
По научной статистике при голоде чаще рождаются женщины - они гораздо более необходимы для воспроизводства потомства.

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15351
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Мир скифов

Сообщение Gosha »

Sergio:
28 янв 2020, 15:44
Телятина была. И баранина тоже. Свинина и говядина гораздо чаще.
Вот быков и боровов не ели точно.
Изображение
Для идиотов от истории! Где тут теленок или поросёнок?
Изображение

Отправлено спустя 3 минуты 22 секунды:
Сразу видно человек не жил в СССР или не ходил в магазин. Самое главное вещает как будто знает наверняка - это явный провокатор и штрейкбрехер!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Sergio
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 2833
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Мир скифов

Сообщение Sergio »

Gosha:
28 янв 2020, 15:58
Для идиотов от истории! Где тут теленок или поросёнок?
Для просто идиотов. Молочного поросенка на фото, конечно, нет. А вот телятина продавалась в рубленном виде.
Или Вы по куску рубленого мяса на фото можете точно определить его происхождение?
Gosha:
28 янв 2020, 15:58
Сразу видно человек не жил в СССР или не ходил в магазин. Самое главное вещает как будто знает наверняка - это явный провокатор и штрейкбрехер!
Пока что провокатор - это Вы. Я из СССР даже и не выезжал. Открою маленький секрет. По магазинам я не только ходил, но и ездил. В Москву на электричке.
Так что о советской торговле я имею несколько бОльшее представление, чем Вы в своей деревне.

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15351
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Мир скифов

Сообщение Gosha »

Sergio:
28 янв 2020, 16:37
Для просто идиотов. Молочного поросенка на фото, конечно, нет. А вот телятина продавалась в рубленном виде.
Глупец никак не успокоится!

Отправлено спустя 13 минут 10 секунд:
Sergio:
28 янв 2020, 16:37
Пока что провокатор - это Вы. Я из СССР даже и не выезжал.
В начале 80-х по производству мяса на душу населения Советский Союз уступал лишь нескольким странам, в том числе США (108 кг/год) и Великобритании (69 кг/год). При этом, когда говорят, что в СССР на одного человека приходилось 60 кг мяса в год, имеют в виду официально учтённую продукцию. А ведь были ещё:
– продукция, выращенная в частном секторе;
– выращенная в колхозах и совхозах неучтёнка - падеж.

Изображение
Это голова поросёнка о котором говорил наш Исторический Доктор

И никто толком не знает, сколько именно её было. Академик Т. Заславская полагает, что в Западной Сибири до 30% продукции оставалось «в тени». А это уже около 85-90 кг мяса на человека, по крайней мере в этом регионе. В Закавказье же или на Украине, где жили богаче, могло быть и по 100 кг мяса в год на человека. Это конечно с костями и шкурой то есть живой вес, до потребителя доходило едва треть больше свинина, а в ней конечно сало.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Sergio
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 2833
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Мир скифов

Сообщение Sergio »

Gosha:
28 янв 2020, 16:54
Глупец никак не успокоится!
Вы опять про себя?
Gosha:
28 янв 2020, 16:54
Это голова поросёнка

С Гошей на фоне. Вы молочного поросенка никогда не видели? И о поросятах разговор начали Вы, а не я.
Молочный поросенок на то и молочный, что питается молоком - свиноматки. А Вы выложили фото аж целой свиньи.
Таких голов , только синего цвета, было завались даже в самых захудалых магазинах. Десятками лежали и тухли.
Gosha:
28 янв 2020, 16:54
В Закавказье же или на Украине, где жили богаче, могло быть и по 100 кг мяса в год на человека.
У Вас явно болезненная ностальгия по советскому прошлому. Тогда лучше расскажите о поголовье крупного рогатого скота.

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15351
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Мир скифов

Сообщение Gosha »

Sergio:
29 янв 2020, 02:57
С Гошей на фоне.
Доктор вы Хам и дурак! Такой тип может существовать только в России - образование бессмысленно заученное, такой специалист продукт чисто Российский - мастер по брехне!

Отправлено спустя 11 минут 20 секунд:
Религия и религиозные обряды

Геродот дает имена скифским богам и тут же поясняет их при помощи греческих названий божеств. Более всех, по его словам, почитают Табити греческую Гестию, т.е. богиню царского очага, Папая, приравниваемого к Зевсу. Его супруга Гея (Земля) у скифов именовалась Апи. Гойтосир скифов соответствует Апполону, Аргимпаса - небесной Афродите, одному из образов этой богини. Посейдон греков именовался Фагимосадом и почитался только у царских скифов. Имена скифских божеств почти все объяснимы от иранских корней. Двум божествам - Гераклу и Арею - не дается скифских имен. Впрочем сопоставляя легенды, нетрудно увидеть, что Геракл - это скифский Таргитай, бог родоначальник. Арей почитался в виде короткого меча - акинака. Познейшие писатели считали это название именем бога.

Геродот утверждает, что только ему ставились алтари, а другие боги не имели алтарей, храмов, статуй. Арею воздвигались в каждом доме в виде огромных постоянно подновлявшихся куч хвороста. Кровавые жертвы ему приносились теми же животными, что и всем богам, но также в виде каждого сотого пленного железному акинаку, водруженному на таком алтаре. Жертвам на голову возливали вино. Их закалывали над чашей и кровь в ней несли и возливали на акинак Арея. У жертвы отрубали правую руку и бросали ее в сторону трупа. Все это оставляли на месте и по совершении всех священнодействий удалялись. Остальным богам приносили в жертву всех животных, особенно лошадей, но отнюдь не свиней, которых скифы не разводили. Жрецов отдельных божеств, по - видимому, у них не было. Их функции исполняли цари и другие лица у священного золота на земледельческом празднике.

Если у скифов не было профессиональных жрецов, то у них было много прорицателей, которые гадали по ивовым прутьям, разложенным по земле, которые надо было за тем как-нибудь перебирать, и по ним давали свои предсказания. Среди этих гадателей были некие “ энареи”, носившие женскую одежду, делавшие женские работы и не вступавшие в брак. Эти обязанности якобы были возложены на них за разграбление храма Афродиты небесной в Аскалоне в Сирии во время их походов в Переднюю Азию.

Быт и культура скифов

О физическом типе скифов Гиппократ писал: "Фигуры их толсты, мясисты, не членораздельны, слабы, вялы. При своей широкой безбородой наружности скифы все на одно лицо... Народ скифский от холода русый, так как солнце его не печет. Белое тело обжигается морозом и оно краснеет". Из вышеописанного следует, что причерноморские скифы, как и среднеазиатские саки при ярко выраженном европеоидном типе имели светлую кожу. У скифов была более светлая по сравнению с греками пигментация волос. Изображения скифов имеются на сосудах и других предметах греческой работы, найденных в курганах северного Причерноморья. На них представлены скифы ярко выраженного европеоидного типа, с гладкими или слегка волнистыми волосами на голове. Тот же европеоидный тип имеют и саки, изображенные на персепольских барельефах, а также на ряде золотых пластин из Аму-дарьинского клада.

По изображениям работы греческих мастеров можно также составить полное представление об одежде скифов. Они носили короткий, меховой, шерстью вниз кафтан с косыми, заходящими одна за другую полами, перетянутыми кожаным поясом. Наружная поверхность этих кафтанов расшивалась узорами. Головные уборы были двух типов: островерхие, подобные сакским (меховые или войлочные); либо шлемовидные, подобные шапкам- ушанкам. Штаны на одних изображены узкие, меховые или кожаные, на других - широкие матерчатые или тонкого войлока. Заправлялись они в кожаные сапожки, которые, так же как и у саков, перевязывались у лодыжек ремнем.

Говоря же об особенностях культуры скифов, в первую очередь стоит обратиться к так называемому “звериному стилю” в скифской культуре. В предшествующих культурах юга СНГ нет ничего, что можно было бы связать со скифо-сибирским "звериным стилем". Однако общие элементы этого стиля, наблюдаемые по всей территории евразийских степей и прилегающей лесостепной полосе, его распространение, позволяют предположить источником стиля Ближний Восток, в области северного Ирана. Существует, однако, и другая версия. Ведущая роль в формировании звериного стиля здесь отводится скифам Причерноморья и сакским племенам Средней Азии. В последнее время наибольшее признание получила версия об отсутствии единого источника происхождения описываемого стиля. Исследователи - скифологи одинаково выявляют связь скифо-сибирского стиля с культом доблести, исходя из того, что сюжеты и образы принадлежали аристократии, связанной с войной и магическими ритуалами. В "зверином стиле" украшали преимущественно оружие, конское снаряжение, а также ритуальную посуду и костюм. Искусство "звериного стиля", органически связанное с вещами определенного назначения, отличается приспособленностью изображения к формам этих вещей умением размещать фигуры в пространстве, сочетанием живого реализма со стилизацией образов.

Собственно скифский стиль отличается от сибирского приемами стилизации, восходящими к технике резьбы по дереву и кости, а также некоторыми персонажами, свойственными только для скифского (лось), или только для сибирского стиля (медведь). В скифо-сакском искусстве просматриваются изменения в стилизации и зверей. Так, например, раннему искусству не свойственна "боязнь пустоты", подчеркивание деталей и особенностей того или иного животного, для этого обычно использовались резко ограниченные плоскости и гораздо реже дополнительные детали. В более позднем скифо-сибирском стиле часто встречается украшение отдельных частей тела животного дополнительными звериными мотивами. Так, например, в бедро или плечо зверя вписываются изображения других животных, а хвосты и шеи украшаются звериными или птичьими головками. Наиболее яркими образцами искусства скифо-сакских племен известен Горный Алтай. И если европейские скифы, вошедшие в контакт со своими западными соседями, восприняли и переняли многое (в частности у греков), то азиатские племена скифского времени, несмотря на множественные контакты со своими соседями, сохранили свою самобытность. Поэтому они и являются для нас наиболее интересными для изучения. Скифский стиль поражает нас беспредельным разнообразием мотивов и приемов стилизации и оформления. Изобразительное декоративное искусство скифов является ярким показателем своеобразной культуры народа, уровня его художественного восприятия и силы его творчества. В нем отражается характер скифских племен. Задачей этого искусства было украшение всевозможных утилитарных вещей, и нельзя назвать ни одной вещи, которую не стремились бы приукрасить. Несмотря на разнообразную технику, характерные особенности изобразительного искусства, его стиль оставался независимым от материала, и поэтому может быть рассмотрен по основным мотивам.

Основными орнаментами в скифском искусстве можно считать образные " турьи рога ", спиралевидные (в деталях животных) бегущие волны, а также орнаменты, наподобие георгиевских крестов, крестовидные фигуры из трезубцев или бутонов цветов, стилизованные свастики и ажурные кресты. Основным мотивом в растительном орнаменте фигурирует "запятая", вписывающаяся в украшения из листьев, а основными деталями были розетки, пальметки, трех лепестковые и более сложные листья, бутоны, и цветки лотоса иногда вписываемые в геометрические фигуры. В животных орнаментах, исходя из общей тенденции заполнения орнаментом всей поверхности украшаемого предмета, можно говорить о двух основных приемах: геральдическом сопоставлении одних и тех же фигур, и усложненном мотиве дополнительного разветвлении одного и того же рисунка. В скифском изобразительном рисунке присутствуют орнаменты из деталей животных, например из клыков кабана, или когтей зверей и птиц. В изображениях животных преобладает изображение лося в сочетании с хищниками, и горного барана или архара, множество изображений орлов и грифонов. Встречаются изображения и водоплавающих птиц, в частности, гуся.

Оленьих изображений не так много, как лосиных, но они также разнообразны. В скифском искусстве олень появляется рано, и притом в уже вполне устоявшемся стиле. Это лежащий олень с поджатыми ногами, вытянутой вперед головой, и рогами во всю длину тела, положенными на спину. Из хищных животных можно выделить изображения волков и диких кошек; тигров, барсов, изредка встречающихся львов. Обычно эти хищники изображались оскаленными, с непропорционально большой головой, часто с вывернутой задней частью туловища. Изображений кабанов секачей только два, хотя в Причерноморье кабаний, а также заячий мотив получил большее распространение. Из домашних животных горноалтайцами изображались лошади в различных позах; бредущие лежащие и геральдически сопоставленные, а также петухов, как переработку китайских фениксов (фын-хуань). Изображения же рыб крайне схематичны: контурный абрис, распластанный плавник в профиль и боковые плавники по контуру. Хотя горно-алтайские художники хорошо знали орлов, но изображали они не их, а мифических ушастых грифов с гребнем и нередко с хохолком.

Орлами по существу можно считать единичные находки с опущенными крыльями, сходными с причерноморскими. Голова грифа, как самостоятельный мотив или в сочетании с другими мотивами получила на Алтае настолько широкое распространение, что его можно встретить во всех крупных захоронениях. Ушастыми грифами не ограничивались и широко использовали мифических грифонов, рогатых львиных и орлиных, похожих на грифонов Средней Азии. Среди произведений горно-алтайцев много фантастических животных, сочетающих в себе признаки не только различных видов но и различных семейств. Например грифовые головы с оленьими рогами, или собачьи головы с кабаньими клыками, зубастая голова барана с хохолком и гребнем грифа и рогатые тигры.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Sergio
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 2833
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Мир скифов

Сообщение Sergio »

Gosha:
29 янв 2020, 13:14
Доктор вы Хам и дурак!
Нет. Просто я хамством отвечаю на хамство. И если б Вы не старались меня все время поддеть, то лично мне нет никакого дела до Вашей персоны с ее интеллектом.
Gosha:
29 янв 2020, 13:14
Такой тип может существовать только в России - образование бессмысленно заученное, такой специалист продукт чисто Российский - мастер по брехне!
Вы опять о себе? Вас из-за этого не хочется читать.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Происхождение скифов
    penaptica » 27 дек 2010, 17:54 » в форуме Общие вопросы истории
    34 Ответы
    2127 Просмотры
    Последнее сообщение Allahveran Aliyev
    29 дек 2017, 07:58

Вернуться в «История древнего мира»