История древнего мираМир скифов

Закончилась с падением в 476 году нашей эры западной Римской империи.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15262
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Мир скифов

Сообщение Gosha »

«Степной пояс Евразии в I тысячелетии до н. э. населяли, как известно, различные кочевые и оседлые племена, в материальной культуре которых прослеживается значительное сходство. В специальной литературе они фигурируют под условным названием: народы— носители культур «скифского типа». Письменные источники сохранили этнонимы некоторых из них, достаточно определенно локализуемые на карте: это скифы Северного Причерноморья, савроматы-сарматы низовий Дона, Волги и Урала, сако-массагетские племена Средней Азии. Древние наименования других народов этого региона точно не установлены, почему они и имеют в литературе условные археологические обозначения. Это носители тагарской культуры в Южной Сибири, пазырыкской на Алтае, тасмолинской в Северном Казахстане и так далее. Археологические исследования последних десятилетий существенно прояснили облик культуры населения степного евразийского пояса, в значительной степени выявили характер и уровень развития его экономики, в ряде случаев позволили установить его генетическую связь с носителями предшествующих культур бронзового века».

Изображение
Скифская генеалогическая легенда — единственный сюжет скифской мифологии, сохранившийся в виде более или менее развернутого связного повествования и даже в нескольких вариантах. Естественно поэтому, что она привлекала и продолжает привлекать внимание исследователей, как отечественных, так и зарубежных, и ей посвящена обширная литература. Однако довольно многочисленные толкования этой легенды, весьма близкие по методике подхода к материалу, зачастую являются взаимоисключающими по сути.

Объясняется это прежде всего тем, что исследователи, как правило, сосредоточивали свое внимание на отдельных моментах повествования, преимущественно на тех, которые позволяли видеть в этой легенде источник по этнической или социальной истории скифов. При этом явно недостаточно внимания уделялось анализу легенды как источника мифологического, тогда как эта ее особенность требует принципиально иного подхода к ее анализу и толкованию, прежде всего исследования всех элементов повествования в их единстве, что я и попытаюсь сделать в этой главе. Однако для осуществления такого анализа представляется необходимым прежде всего систематизировать весь относящийся к легенде материал.

Как уже отмечалось, легенда эта сохранилась в нескольких вариантах, причем характер изложения и его полнота существенно разнятся. Поэтому, если для толкования одного варианта исследователь использует материал, содержащийся в других версиях легенды, необходимо достаточно веское обоснование сближения каждой пары мотивов, заимствованных из разных источников. Однако, как правило, такое обоснование не предпринималось, вследствие чего один и тот же мотив из какого-либо варианта разными авторами сближался с различными мотивами другого. Например, Б. Н. Граков [1950] отождествлял Таргитая из первой Геродотовой версии предания с Гераклом, фигурирующим во второй версии Геродота, тогда как В. П. Петров [1968: 36—37], а до него В. Ф. Миллер [1887: 128] полагали, что как муж змееногой богини Геракл из второй версии соответствует в первой версии не Таргитаю, а его отцу Зевсу. Другой пример: во второй версии Геродота и в рассказе Диодора фигурируют персонажи, носящие одинаковое имя Скиф; однако их место в сюжете заставляет поставить под сомнение их тождество.
Все эти неясности и расхождения (а их число можно умножить) вызваны отсутствием строгого анализа структуры каждого варианта легенды и систематического сопоставления этих структур. Поэтому необходимым элементом работы представляется систематическое сопоставление всех имеющихся версий предания и выявление степени и характера расхождений между ними, что обеспечит оправданное сближение тех или иных мотивов, заимствованных из разных вариантов. В настоящее время можно назвать пять версий, содержащих более или менее развернутое изложение интересующего нас предания.

Они дошли до нас в передаче различных древних авторов и обладают разной степенью полноты и ясности изложения. Первая, наиболее информативная версия содержится в труде Геродота (IV, 5—7) и обычно именуется исконно скифской (в дальнейшем обозначается как версия Г-I). По словам отца истории, в таком виде легенду рассказывали сами причерноморские скифы.

5. Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай; родителями этого Таргитая они называют, по моему мнению неверно, Зевса и дочь реки Борисфена. Такого-де происхождения был Таргитай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали-де с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. По его удалении подошел второй, но с золотом повторилось то же самое. Таким образом золото, воспламеняясь, не допустило их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство.

И вот от Липоксая –де произошли те скифы, которые носят название рода авхатов, от среднего брата Арпоксая — те, которые называются катиарами и траспиями, а от младшего, царя, — те, что называются паралатами; общее же название всех их — сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины.

6. Так рассказывают скифы о своем происхождении; лет им, с начала их существования или от первого царя Таргитая до похода на них Дария, по их словам, круглым счетом не более тысячи, а именно столько. Вышеупомянутое священное золото цари их очень ревностно охраняют и ежегодно чтут богатыми жертвами. Кто с этим священным золотом во время праздника заснет под открытым небом, тот, по словам скифов, уже не проживет года; поэтому ему дается столько земли, сколько он сам объедет на коне в один день.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
Sergio
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 2833
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Мир скифов

Сообщение Sergio »

Свистулька:
14 янв 2020, 00:36
А я вас по старинке в Сказки, в литературу так сказать.

"Что воля, что неволя, все равно".
Цитата из сказки "Марья-искусница 1959"
Так не в литературу, а в кинематографию. Это совсем не одно и тоже.
Как раз в этом фильме не все в порядке с русским языком.
"— Ква-ква-квак родную маму! Ква-ква-квак родную папу!"
И у автора сценария и пьесы очень говорящая "русская" фамилия - Шварц.
Если уж Вы хотите кого то отправить в литературу, то почитайте прежде всего народные сказки.
tamplquest:
14 янв 2020, 00:50
но это достаточно распространенные предания, чтобы я еще тут распинался
Тогда мне придется еще раз все подчеркнуть, что Вы все перепутали. И просто не желаете с этим разбираться.
tamplquest:
14 янв 2020, 00:50
Изначально землю ливов завоевали крестоносцы, образовав Ливонию. Это и было первое крещение финнов.
Ливы - это не финны.
Первые попытки католизировать финнов были предприняты в 1115 году шведским королем Эриком IX.
На Руси на это время христианство уже набирало силу. С храмами и монастырями.
Евелина:
14 янв 2020, 04:30
я поняла,что финны и шведы это три.
Какой вы молодец!
Это Вы молодец. На старости лет разучились не только считать, но и читать. Зато научились врать.

Отправлено спустя 2 минуты 25 секунд:
Sergio:
12 янв 2020, 23:58
Западней финнов могут быть только шведы, норвежцы и датчане.
Я назвал как раз три народа, которые проживают западнее финнов. Самих финнов я при этом не считал.

Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 5770
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Мир скифов

Сообщение Евелина »

Sergio:
15 янв 2020, 13:09
Я назвал как раз три народа, которые проживают западнее финнов. Самих финнов я при этом не считал.
ну вот какие-то их славяне и назвали "чудь" (славянским словом назвали славяне).
Никто и не говорит,что слово "чудь" это самоназвание народов.
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15262
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Мир скифов

Сообщение Gosha »

Sergio:
13 янв 2020, 21:39
Рука руку моет. Благодаря великим писателям славянин и фракиец стали великими древними греками! Один полководцем, а другой - философом.
Ох уж эти мифы Древней Греции!
С фракийцем можно согласиться, но вот славянин это уже личные желания нашего Исторического Доктора. Афон в IV веке до новой эры был исконно греческой провинцией и даже Протославян в этих местах в те времена не наблюдалось. Теперь поговорим о полководце. Александр принадлежал к династии Аргеадов, которая правила Македонией с начала её истории. Античные авторы причисляют эту династию к Гераклидам; согласно легенде, Теменид Каран (младший брат царя Аргоса Фидона и потомок Геракла в одиннадцатом поколении) либо его сын Пердикка в VII веке до новой эры переселились из Пелопоннеса на север, где основали своё царство. Сын Пердикки Аргей дал своё имя династии. Его отдалённым потомком стал Александр III.

До IV века до новой эры Македония была небольшим и слабым царством, страдавшим от вторжений фракийцев и иллирийцев с севера, от эллинской экспансии с юга; хотя македоняне говорили, по-видимому, на одном из диалектов греческого языка, греки считали их новерно варварами, но точно не славянами.

Дед Александра Аминта III, принадлежавший к младшей ветви династии и захвативший власть путём убийства предшественника, сохранил своё положение только благодаря лавированию между разными государствами Эллады. Его сын Филипп II смог резко увеличить государственные доходы, создать сильную армию, подчинить князей Верхней Македонии, разбить северных соседей и начать по одному покорять греческие полисы.

Так то из Двоих все же славянин - фракиец Аристотель или македонянин Александр?
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Sergio
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 2833
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Мир скифов

Сообщение Sergio »

Gosha:
15 янв 2020, 14:58
но вот славянин это уже личные желания нашего Исторического Доктора.
Так и на это у меня есть все основания? Могу пояснить.
Македонцы славяне или греки? Македонцы - славяне.
Входила ли Македония до завоеваний Филиппа в Грецию или Делосский союз? Никакой Древней Греции не было, а македонское государство было суверенным и управлялось собственной династией.
Из всего "греческого" остается происхождение македонской династии, которая является продуктом греческого мифотворчества.
Об этом - чуть позже.
Gosha:
15 янв 2020, 14:58
Афон в IV веке до новой эры был исконно греческой провинцией и даже Протославян в этих местах в те времена не наблюдалось.
А при чем здесь Афон, если речь шла о Фракии и Македонии?
Gosha:
15 янв 2020, 14:58
До IV века до новой эры Македония была небольшим и слабым царством, страдавшим от вторжений фракийцев и иллирийцев с севера, от эллинской экспансии с юга; хотя македоняне говорили, по-видимому, на одном из диалектов греческого языка, греки считали их новерно варварами, но точно не славянами.
Так это неважно, как считали греки. Они их точно не принимали за своих. Впрочем, до завоеваний Филипа конфликтов среди самих греков было больше, чем достаточно. У греков у самих не было единого государства. Были военные союзы городов государств. При чем два, между собой конфликтующих. С центрами в Афинах и Спарте. Империя, блин.
Македонцы и до сих пор говорят на славянском наречии. Оспаривают с греками не только самоназвание, но и происхождение древней династии, которой Александр принадлежал.
Gosha:
15 янв 2020, 14:58
Античные авторы причисляют эту династию к Гераклидам; согласно легенде, Теменид Каран (младший брат царя Аргоса Фидона и потомок Геракла в одиннадцатом поколении) либо его сын Пердикка в VII веке до новой эры переселились из Пелопоннеса на север, где основали своё царство. Сын Пердикки Аргей дал своё имя династии. Его отдалённым потомком стал Александр III.
Несомненно, "античные" авторы были греками, хотя должны были бы быть антами.
Разве грекам не должно быть стыдно признаться в том, что их покорили славяне-варвары, а даже не персы? Должно быть очень стыдно это признать.
Вот и сочинили они легенду о происхождении Македонской Династии из греков, не сохранив при этом все другие античные источники.
Так посмотрим на мифотвочество древних авторов.
«Из Аргоса бежали в Иллирийскую землю трое братьев — потомки Темена: Гаван, Аероп и Пердикка. Из Иллирии, перевалив через горы, братья прибыли в Верхнюю Македонию, в город Лебею. Там они поступили за плату на службу к царю. Старший сторожил коней, второй пас коров, а младший Пердикка ухаживал за мелким скотом. А супруга царя сама варила им пищу (ведь в стародавние времена даже царицы, не только простой народ, жили бедно)… Затем царь призвал к себе поденщиков и приказал им покинуть страну… Братья же прибыли в другую часть Македонии и поселились поблизости от так называемых Садов Мидаса, сына Гордия… Братья завладели этой местностью и отсюда покорили остальную Македонию».
Греческий козопас стал царем славян. Это разве не исторический анекдот? Это ли не историческое мифотворчество?
"В V веке до н. э. Геродот и Фукидид, собиравшие информацию из первых рук, исчисляли династию Аргеадов с Пердикки."(Вики)
Из первых рук - это спустя пару-тройку столетий после правления Пердикки? Кто в такое поверит? Только адепты греческого величия. На уровне религиозных фанатиков.
Gosha:
15 янв 2020, 14:58
Так то из Двоих все же славянин - фракиец Аристотель или македонянин Александр?
Фракицйы, по всей видимости, славянами не были. Это потомки пеласгов. Народ, славянам близкий, но несколько другого происхождения.
Аристотель - фракиец, получивший образование в городах Греции, но даже при Македонском не получивший гражданских прав. Если разобраться, то греком его очень сложно назвать.
Александр - славянин, по этому и Македонский, а не Афинский или Спартанский. Македония захватила Грецию и объединила ее в единое государство, которое и стало великим, но никак не наоборот.
Последний раз редактировалось Sergio 15 янв 2020, 16:45, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15262
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Мир скифов

Сообщение Gosha »

Sergio:
15 янв 2020, 16:32
Так и на это у меня есть все основания? Могу пояснить.
Македонцы славяне или греки? Македонцы - славяне.
Изображение
Когда македонцы ославянились раньше фракийцев и иллирийцев или позднее их?
Изображение
Так вот протославянские племена которые обитали в II-I веках до новой эры подверглись эллинизации, а не наоборот.
Изображение
Последний раз редактировалось Gosha 15 янв 2020, 16:48, всего редактировалось 1 раз.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Sergio
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 2833
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Мир скифов

Сообщение Sergio »

Gosha:
15 янв 2020, 16:37
Когда македонцы ославянились раньше фракийцев и иллирийцев или позднее их?
Это уже Вам решать. Я не писал о том, что македонцы ославянились. Или, тем более, фракийцы.
Обосновывать Ваши фантазии я не намерен. Как-нибудь сами.

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15262
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Мир скифов

Сообщение Gosha »

Sergio:
15 янв 2020, 16:46
Это уже Вам решать. Я не писал о том, что македонцы ославянились. Или, тем более, фракийцы.
Обосновывать Ваши фантазии я не намерен. Как-нибудь сами.
Вы скромно утверждали что они славяне - то есть македоняне и фракийцы!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Sergio
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 2833
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Мир скифов

Сообщение Sergio »

Gosha:
15 янв 2020, 16:52
Вы скромно утверждали что они славяне - то есть македоняне и фракийцы!
Я скромно утверждал, что македонцы - славяне. Вы хотите это оспорить?
О фракийцах я не писал, что они славяне.
Тем более я не писал что, македонцы кем то были славянизированы. Скорее, южные македонцы были эллинизированы. Но уже позже Александра Македонского.
Так что если хотите об этом поговорить, то подтвердите свои тезисы другими источниками. Или хотя бы цитатами моих постов.

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15262
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Мир скифов

Сообщение Gosha »

Sergio:
15 янв 2020, 19:15
Я скромно утверждал, что македонцы - славяне. Вы хотите это оспорить?
О фракийцах я не писал, что они славяне.
Изображение
Так вот дорогой Доктор к вашему сведению фракийцы и иллирийцы более вероятно были славянами чем македоняне, так что скромней было не подымать этого вопроса для IV века до новой эры, ведь даже протославяне это не славяне II-III веков.
Изображение
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Свистулька
Сообщений в теме: 43
Всего сообщений: 311
Зарегистрирован: 25.11.2019
Образование: среднее
Политические взгляды: космополитические
Профессия: посудомойка
Откуда: Москва
 Re: Мир скифов

Сообщение Свистулька »

Sergio:
15 янв 2020, 13:09

Как раз в этом фильме не все в порядке с русским языком.
"— Ква-ква-квак родную маму! Ква-ква-квак родную папу!"
И у автора сценария и пьесы очень говорящая "русская" фамилия - Шварц.
Приношу свои извинения у автора темы. Все-таки тема: "Мир Скифов".
Но все-таки хотелось бы понять, что такое для вас русский язык?
Русский язык:
Литературный;
Разговорный;
Письменный.
Да и вообще на сегодняшний день русский язык продолжает трансформироваться. (новые слова)
Если я напишу вот так: #МАМАМЫЛАРАМУ# Это как по вашему я знаю русский язык или мне надо его изучать? И что для вас вообще знание русского языка? Почему вы меня понимаете и прекрасно читаете мои сообщения, но продолжаете упорно делать отсылку в класс по изучению русского языка?

На счет вашего Едино то трактовка не верна. А вот мое Все равно - верна. Более вдумчиво читайте сообщения, о чем там речь. И не надо будет на ходу придумывать о том что у вас поразительные знания русского языка. Только уточните на каком вы говорите и на каком говорю я - есть простонародный. Вы забываете о разновидности русского языка. Просторечие. Но в моем случае - все равно верно чем ваше Едино. Единый может быть национальный праздник исконный. А вот справлять чуждые праздники без разбора все равно - так как не всенародный, и не все справляют - массово. Нет уж, а вот я вам рекомендую, быть более сосредоточенным при чтении текстов.
Буриданов Осёл должен умереть от голода ибо не сможет избрать ту или иную связку сена.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Происхождение скифов
    penaptica » 27 дек 2010, 17:54 » в форуме Общие вопросы истории
    34 Ответы
    2121 Просмотры
    Последнее сообщение Allahveran Aliyev
    29 дек 2017, 07:58

Вернуться в «История древнего мира»