История древнего мираМир скифов

Закончилась с падением в 476 году нашей эры западной Римской империи.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15391
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Мир скифов

Сообщение Gosha »

«Степной пояс Евразии в I тысячелетии до н. э. населяли, как известно, различные кочевые и оседлые племена, в материальной культуре которых прослеживается значительное сходство. В специальной литературе они фигурируют под условным названием: народы— носители культур «скифского типа». Письменные источники сохранили этнонимы некоторых из них, достаточно определенно локализуемые на карте: это скифы Северного Причерноморья, савроматы-сарматы низовий Дона, Волги и Урала, сако-массагетские племена Средней Азии. Древние наименования других народов этого региона точно не установлены, почему они и имеют в литературе условные археологические обозначения. Это носители тагарской культуры в Южной Сибири, пазырыкской на Алтае, тасмолинской в Северном Казахстане и так далее. Археологические исследования последних десятилетий существенно прояснили облик культуры населения степного евразийского пояса, в значительной степени выявили характер и уровень развития его экономики, в ряде случаев позволили установить его генетическую связь с носителями предшествующих культур бронзового века».

Изображение
Скифская генеалогическая легенда — единственный сюжет скифской мифологии, сохранившийся в виде более или менее развернутого связного повествования и даже в нескольких вариантах. Естественно поэтому, что она привлекала и продолжает привлекать внимание исследователей, как отечественных, так и зарубежных, и ей посвящена обширная литература. Однако довольно многочисленные толкования этой легенды, весьма близкие по методике подхода к материалу, зачастую являются взаимоисключающими по сути.

Объясняется это прежде всего тем, что исследователи, как правило, сосредоточивали свое внимание на отдельных моментах повествования, преимущественно на тех, которые позволяли видеть в этой легенде источник по этнической или социальной истории скифов. При этом явно недостаточно внимания уделялось анализу легенды как источника мифологического, тогда как эта ее особенность требует принципиально иного подхода к ее анализу и толкованию, прежде всего исследования всех элементов повествования в их единстве, что я и попытаюсь сделать в этой главе. Однако для осуществления такого анализа представляется необходимым прежде всего систематизировать весь относящийся к легенде материал.

Как уже отмечалось, легенда эта сохранилась в нескольких вариантах, причем характер изложения и его полнота существенно разнятся. Поэтому, если для толкования одного варианта исследователь использует материал, содержащийся в других версиях легенды, необходимо достаточно веское обоснование сближения каждой пары мотивов, заимствованных из разных источников. Однако, как правило, такое обоснование не предпринималось, вследствие чего один и тот же мотив из какого-либо варианта разными авторами сближался с различными мотивами другого. Например, Б. Н. Граков [1950] отождествлял Таргитая из первой Геродотовой версии предания с Гераклом, фигурирующим во второй версии Геродота, тогда как В. П. Петров [1968: 36—37], а до него В. Ф. Миллер [1887: 128] полагали, что как муж змееногой богини Геракл из второй версии соответствует в первой версии не Таргитаю, а его отцу Зевсу. Другой пример: во второй версии Геродота и в рассказе Диодора фигурируют персонажи, носящие одинаковое имя Скиф; однако их место в сюжете заставляет поставить под сомнение их тождество.
Все эти неясности и расхождения (а их число можно умножить) вызваны отсутствием строгого анализа структуры каждого варианта легенды и систематического сопоставления этих структур. Поэтому необходимым элементом работы представляется систематическое сопоставление всех имеющихся версий предания и выявление степени и характера расхождений между ними, что обеспечит оправданное сближение тех или иных мотивов, заимствованных из разных вариантов. В настоящее время можно назвать пять версий, содержащих более или менее развернутое изложение интересующего нас предания.

Они дошли до нас в передаче различных древних авторов и обладают разной степенью полноты и ясности изложения. Первая, наиболее информативная версия содержится в труде Геродота (IV, 5—7) и обычно именуется исконно скифской (в дальнейшем обозначается как версия Г-I). По словам отца истории, в таком виде легенду рассказывали сами причерноморские скифы.

5. Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай; родителями этого Таргитая они называют, по моему мнению неверно, Зевса и дочь реки Борисфена. Такого-де происхождения был Таргитай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали-де с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. По его удалении подошел второй, но с золотом повторилось то же самое. Таким образом золото, воспламеняясь, не допустило их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство.

И вот от Липоксая –де произошли те скифы, которые носят название рода авхатов, от среднего брата Арпоксая — те, которые называются катиарами и траспиями, а от младшего, царя, — те, что называются паралатами; общее же название всех их — сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины.

6. Так рассказывают скифы о своем происхождении; лет им, с начала их существования или от первого царя Таргитая до похода на них Дария, по их словам, круглым счетом не более тысячи, а именно столько. Вышеупомянутое священное золото цари их очень ревностно охраняют и ежегодно чтут богатыми жертвами. Кто с этим священным золотом во время праздника заснет под открытым небом, тот, по словам скифов, уже не проживет года; поэтому ему дается столько земли, сколько он сам объедет на коне в один день.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15391
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Мир скифов

Сообщение Gosha »

Евелина:
12 янв 2020, 04:18
Кстати чудь это не славяне.
Хотя бы потому,что слово "чудь" славянского происхождения.
Дорогая Евелина если не в курсе не лезьте в обсуждение ведь Свистулька отчасти права!!!

Изображение
Чудь — собирательное древнерусское название ряда племён и народностей, как правило, прибалтийско-финской группы (водь, весь, сумь, емь, ижора, эсты и др.). Впервые чудь идентифицировал как «финландцев либо естландцев» в 1734 году.

Изображение
Ведь многие народы мигрировали за свою продолжительную историю. Многие народы из Приуралия продвинулись на Кольский полуостров и в Прибалтику те же финоугры и еще разделились при этом.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Sergio
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 2833
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Мир скифов

Сообщение Sergio »

Gosha:
11 янв 2020, 17:18
Дорогой давайте не будем извиваться!
Да я и не собирался.
Gosha:
11 янв 2020, 17:18
Завоеватели на пустое место не приходят! Любой всплеск пассионарности рано или поздно, но заканчивается татаро-монгольская пассионарность продлилась 300 лет - гуннов пассионарность продлилась только 60 лет.
Династия царей Македонских длилась и того меньше. Я вот теперь задумываюсь, Александр правда был Великим или это возвеличивание греческой, считайте, что западной, истории.
Возможно, имеют быть место не только время, но и масштабы потрясений?
Свистулька:
11 янв 2020, 19:58
Был такой малочисленный народ из Слав_Ян их называли Чуди. Они не приняли общие правила - земледелие, домотканые одежды и прочие изменение. Оставили дикое существование северян. Облачались в шкуры животных и вели деятельность -собирателей. т. е не приобрели оседлость. Жили общиной, в уединении, мирно, заблудившихся спасали, но продолжали носить шкуры диких животных, жить в пещерах природного происхождения. И жить уединенно. Наши предки свои же назвали Чуди - чудный народ с родни дикому человеку облаченному в шкури животных. Не поддерживая общепринятых традиций предков.
Вы зря рассказываете сказки про шкуры и собирательство. И про пещеры сказки рассказывайте детям на ночь.
Чудь Уральская действительно была пришлым на Урал народом и уральским народам не родственна. Так и жили они особняком от местных уральских народов.
Потом ушли на запад. Дома они строили и одежду шили, не переживайте.
Свистулька:
11 янв 2020, 19:58
Наши предки свои же назвали Чуди - чудный народ с родни дикому человеку облаченному в шкури животных.
Здесь одно из двух. Либо чудины не Ваши лично предки, либо Вы о них очень плохого мнения.
Я склоняюсь к первому, потому как о своих предках так плохо писать нельзя. Вы их превратили в неандертальцев.
Евелина:
12 янв 2020, 04:18
Кстати чудь это не славяне.
Хотя бы потому,что слово "чудь" славянского происхождения.
Слово славянского происхождения, но чудь - не славяне? Вы, извините, блондинка?
Евелина:
12 янв 2020, 04:18
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
чудь
-и, ас., собир. В Древней Руси: общее название нек-рых западно-финских племен.
А что поделать, если у нас и Древней Русью принято называть средневековое государство?
Почитайте сказки народаов Урала, может быть, разберетесь немножко в этнографии.
Народ Чудь, известный на Урале другим уральским народам, был пришлым и держался особняком.
Проживал он действительно на Западном Урале, то есть со стороны Русской Равнины. А в словарях он уже стал западно-финским. Западней финнов могут быть только шведы, норвежцы и датчане.

Отправлено спустя 7 минут 57 секунд:
Gosha:
12 янв 2020, 16:15
Ведь многие народы мигрировали за свою продолжительную историю. Многие народы из Приуралия продвинулись на Кольский полуостров и в Прибалтику те же финоугры и еще разделились при этом.
Вот здесь Вы совершенно правы. Мигрировали, и не по одному разу.
Часть предков славян действительно переселилась на Урал. Потом вернулась в район Чудского озера. По возвращении их индифицировали как уральцев.
Начиная с Нестора и заканчивая современными лингвистами идет очень много путаницы.
Лингвисты и славянские языки выводят от славяно-балтов, хотя балты сами являются народом смешанного происхождения - славян и финно-угров.
Вот только Чудь Уральская - это совсем не финно-угорское племя.

Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 5800
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Мир скифов

Сообщение Евелина »

Sergio:
12 янв 2020, 23:58
А что поделать, если у нас и Древней Русью принято называть средневековое государство?
Почитайте сказки народаов Урала, может быть, разберетесь немножко в этнографии.
спасибо конечно,но этнография не мой удел.
Народ Чудь, известный на Урале другим уральским народам, был пришлым и держался особняком.
по сказкам (особенно Бажова).
А в словарях он уже стал западно-финским. Западней финнов могут быть только шведы, норвежцы и датчане.
много было племен и народов.
Уж точно больше двух.
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 15391
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Мир скифов

Сообщение Gosha »

Sergio:
12 янв 2020, 23:58
Династия царей Македонских длилась и того меньше. Я вот теперь задумываюсь, Александр правда был Великим или это возвеличивание греческой, считайте, что западной, истории.
Не Великих делают Великими писатели, Глупых делает Умными их невзрачное окружение, так что с кем поведёшься от того наберешься! Учителем Александра был Аристотель. Ведь сами понимаете - Война дело грубое тут не до сантиментов!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Sergio
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 2833
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Мир скифов

Сообщение Sergio »

Евелина:
13 янв 2020, 03:24
спасибо конечно,но этнография не мой удел.
Это заметно.
Евелина:
13 янв 2020, 03:24
много было племен и народов.
Уж точно больше двух.
По правилам русского языка "много" начинается стрех. Так я и назвал три, а не два.
Gosha:
13 янв 2020, 15:15
Учителем Александра был Аристотель.
Рука руку моет. Благодаря великим писателям славянин и фракиец стали великими древними греками! Один полководцем, а другой - философом.
Ох уж эти мифы Древней Греции!

Свистулька
Сообщений в теме: 43
Всего сообщений: 314
Зарегистрирован: 25.11.2019
Образование: среднее
Политические взгляды: космополитические
Профессия: посудомойка
Откуда: Москва
 Re: Мир скифов

Сообщение Свистулька »

Sergio:
12 янв 2020, 23:58
Свистулька:
11 янв 2020, 19:58
Был такой малочисленный народ из Слав_Ян их называли Чуди. Они не приняли общие правила - земледелие, домотканые одежды и прочие изменение. Оставили дикое существование северян. Облачались в шкуры животных и вели деятельность -собирателей. т. е не приобрели оседлость. Жили общиной, в уединении, мирно, заблудившихся спасали, но продолжали носить шкуры диких животных, жить в пещерах природного происхождения. И жить уединенно. Наши предки свои же назвали Чуди - чудный народ с родни дикому человеку облаченному в шкури животных. Не поддерживая общепринятых традиций предков.
Вы зря рассказываете сказки про шкуры и собирательство. И про пещеры сказки рассказывайте детям на ночь.
Чудь Уральская действительно была пришлым на Урал народом и уральским народам не родственна. Так и жили они особняком от местных уральских народов.
Потом ушли на запад. Дома они строили и одежду шили, не переживайте.
Свистулька:
11 янв 2020, 19:58
Наши предки свои же назвали Чуди - чудный народ с родни дикому человеку облаченному в шкури животных.
Здесь одно из двух. Либо чудины не Ваши лично предки, либо Вы о них очень плохого мнения.
Я склоняюсь к первому, потому как о своих предках так плохо писать нельзя. Вы их превратили в неандертальцев.
Чего зря? Историю изучайте, что Вы в самом деле такой -односторонний.
Все что нам казалось диковатым, не совсем понятным мы называли Чуди, от слово Чудное. Даже в сказках мы всякую живую сущность называли Чудовище, Чудище болотное, чудище лесное.
Чуди они и были чуди и жили на Урале.. Носили шкуры прям от целого медведя. На ноги надевали как гольфы целую шкуру лисицы. И не босые ходили и не в лаптях. А шили как у животных кожаную подошву. Собирательство - это грибы, ягоды, шишки, коренья, кору, цветы, охотой занимались, садки плели. Поэтому кто с ними встречался как не назвать Чудь - раз в шкуре медведя, а голос человеческий. Да и не сразу поймешь что Человек. Пролистайте историю. Наши научные светили по истории о них много рассказали. Но как и везде - и всегда была миграция. Кто умер, кто ушел - Человеком хотел стать)
Да и Урал или ПриУралье не совсем располагает к житью. До сих пор места дикие. Жить там не о чень-то комфортно.
Так что Чуди - Чудные, Человек дикий одетый в шкуры называли Чуди.
Буриданов Осёл должен умереть от голода ибо не сможет избрать ту или иную связку сена.

tamplquest
Сообщений в теме: 26
Всего сообщений: 6956
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мир скифов

Сообщение tamplquest »

Свистулька:
13 янв 2020, 22:28
и жили на Урале
не на урале, а как раз в "исконной" руси. Чудское озеро от них назвалось.
Слово "чудо" и производные тоже пошло от них, а не наоборот. Иначе это было бы общеиндоевропейское слово. Вот "див" есть и в санскрите, а чудь вряд ли

Отправлено спустя 27 секунд:
И это был не малочисленный народ, а большое племя

Sergio
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 2833
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Мир скифов

Сообщение Sergio »

Свистулька:
13 янв 2020, 22:28
Все что нам казалось диковатым, не совсем понятным мы называли Чуди, от слово Чудное.
Извините, но я достаточно хорошо понимаю русский язык. Слово "чудо" и "дикость" - совершенно не синонимы.
Свистулька:
13 янв 2020, 22:28
Пролистайте историю. Наши научные светили по истории о них много рассказали.
И куда же ваши ученые светили?
Свистулька:
13 янв 2020, 22:28
Да и Урал или ПриУралье не совсем располагает к житью. До сих пор места дикие. Жить там не о чень-то комфортно.
Это евреям на Урале, а особенно за Уралом некомфортно.
А человек может создать комфорт в любой среде. Даже в тундре.
Свистулька:
13 янв 2020, 22:28
Носили шкуры прям от целого медведя.
Так для этого медведя нужно сначала убить, потом разделать, а шкуру - выделать, отдубить.
Королевский оркестр Британии до сих пор носит медвежьи шапки, хоть это и не очень комфортно в жаркую погоду.
Вы осмелитесь пойти на медведя без ружья? А без собак?
Кроме всего прочего, именно шкуры долгое время использовались как доспех.
Аттила, например, носил целиковую orehe/ Только не медведя, а волка. Он тоже был Чудин? Может он с Урала, а не с Волги?
Свистулька:
13 янв 2020, 22:28
Собирательство - это грибы, ягоды, шишки, коренья, кору, цветы, охотой занимались, садки плели.
Собирательством и в наше время занимаются. Благо есть где.
А раз плели садки, имели рыболовные и охотничьи снасти, то уж и не были такими дикими, как Вы их с испугу стараетесь описать.
Свистулька:
13 янв 2020, 22:28
На ноги надевали как гольфы целую шкуру лисицы. И не босые ходили и не в лаптях. А шили как у животных кожаную подошву.
Вы бы определились - обувь таки шили чи не?
Коли шили обувь, тады и одежду шили.
Свистулька:
13 янв 2020, 22:28
Чудовище, Чудище болотное, чудище лесное.
Слово чудище - сокращение от чудовища.
Чудовище - существо чудного вида. И ничего страшного в смысл этого слова изначально заложено не было. Чудовище могло быть вообще страшно красиво, только редко на глаза попадалось.

Свистулька
Сообщений в теме: 43
Всего сообщений: 314
Зарегистрирован: 25.11.2019
Образование: среднее
Политические взгляды: космополитические
Профессия: посудомойка
Откуда: Москва
 Re: Мир скифов

Сообщение Свистулька »

Sergio, нет конечно. Но все-таки, вы зря настаиваете на своем. Чуди_ки, чуди_ще, чудо_вище, - это не значит что человек в шкуре -это дикий человек. Просто он не стал переодевать одежды. А сохранил свою этническую позицию. Со временем - когда мигрировали то полагаю шкуры пришлось снять. Ведь на этот безобидный, малочисленный народ (который и названия как Чуди не имели) (или общину) нашлись с искаженной психикой и охотились. Причиняли вред. Миграция все расставила на свои места - согласно времени моде, прогрессу, новому времени так сказать. Мы же тоже когда-то были другими не так давно в 50х -60х-70х-80х-90х....а сейчас вообще не узнать. Мы настолько изменились что готовы справлять любые праздники -наши/не наши, лишь бы было весело, красочно, а что за этим праздником стоит да нам все равно -лишь бы было....
Последний раз редактировалось Свистулька 13 янв 2020, 23:02, всего редактировалось 1 раз.
Буриданов Осёл должен умереть от голода ибо не сможет избрать ту или иную связку сена.

tamplquest
Сообщений в теме: 26
Всего сообщений: 6956
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мир скифов

Сообщение tamplquest »

Sergio:
13 янв 2020, 22:55
Слово чудище - сокращение от чудовища.
Чудовище - существо чудного вида.
больше похоже на то, что вначале "чудов" -- то есть относящийся к чуди, принадлежащий, притяжательный суффикс(чей? -- чудов), а уже отсюда существительное "чудовище"

Отправлено спустя 2 минуты 46 секунд:
Свистулька:
13 янв 2020, 23:01
А сохранил свою этническую позицию.
Есть версия, хорошо основанная на мифологии, что чудь прямо или косвенно истребили христиане.
В частности, есть предания о том, что непокоренный народ ушел в леса, вырыл туннели со сваями, а при приближении врагов выбил эти сваи и похоронил себя заживо

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Происхождение скифов
    penaptica » 27 дек 2010, 17:54 » в форуме Общие вопросы истории
    34 Ответы
    2129 Просмотры
    Последнее сообщение Allahveran Aliyev
    29 дек 2017, 07:58

Вернуться в «История древнего мира»