Феномен верыРелигии и верования мира

История религий и верований, современный взгляд
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Феномен веры

Сообщение Gosha »

«Слова «история религии» употребляются в двух смыслах: для обозначения протекающих во времени процессов развития и изменения религии и для названия отрасли знания, изучающей эти процессы. С учетом сложившейся в исторической науке периодизации развития общества можно говорить о процессах развития и изменения религий в первобытном обществе, в Древнем мире, в Средние века, в Новое время, в Новейшее время. Сбор исторического материала, исторические знания о религии являются самыми древними, даже древнее чем описание истории общества, но превращение истории религии в относительно самостоятельную научную дисциплину происходит в Новое время. Историческая наука, делая предметом изучения историю различных областей культуры, обращается и к исследованию религии. С возникновением религиоведения как области научного знания история религии стала одним из важных его разделов».

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалась начиная с XIX века, хотя религиоведческие знания — философские, теологические, исторические, психологические и др.— накапливались в течение веков. Оно вычленялось на стыке онтологии и теории познания, социальной философии и философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. С этим связано содержание, строение и структура религиоведческого знания. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. В религиоведении выделяют ряд разделов, основными из которых являются: философия, социология, психология, феноменология, история религии. Существует точка зрения, согласно которой философия религии должна рассматриваться за пределами религиоведческого знания. По существу это означает, что, с одной стороны, религиоведение фактически отрывают от философии, от философского мировоззрения и методологии, а, с другой стороны, не признается религиоведческое содержание философии религии. Такое «разведение» философии религии и религиоведения обедняет содержание религиоведческого знания.

Философия религии является базовым разделом религиоведения она разрабатывает наиболее общие понятия и концепции объекта. Философия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотрения религию (хотя, конечно, у разных мыслителей, в разных философских направлениях степень разработки указанной проблемы неодинакова); осмысление религии было составной частью историко-философского процесса. Экспликация философии религии как специальной предметной области философствования происходит в XVII—XIX вв. благодаря трудам нидерландского философа Б. Спинозы (1632—1677), английского философа Д. Юма (1711—1776), французского философа П. А. Гольбаха (1723—1789), немецкого философа И. Канта (1724—1804), немецкого протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера (1768—1834), немецких философов И. Г. Фихте (1762—1814), Ф. В. Шеллинга (1775—1854), Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831), Л. А. Фейербаха (1804—1872), К. Маркса (1818—1883), Ф . Энгельса (1820—1895), Э. Гартмана (1842—1906), голландского теолога и историка религии К. П. Тиле (1830—1902), датского теолога и философа С. Кьеркегора (1813—1855), русского философа В. С. Соловьева (1856—1900) и др.

В XX веке проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии образуют философские понятия и концепции данного объекта. Эти концепции Многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа — натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т. д.

В современном религиоведении в качестве проблемных областей философии религии отмечают такие, как:
1) проблема статуса самой философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний, специфики философского осмысления религии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и др. (круг метапроблем по отношению к самой философии религии, проблем философии философии религии);

2) вопросы особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его развития, места религиоведения в ряду других наук (круг метапроблем по отношению к религиоведению как отрасли знаний);

3) анализ различных (многообразных) вариантов раскрытия сущности религии, нахождения возможных принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование философского определения понятия религии;

4) проблема онтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества, этноса, отдельного человека и т. д., анализ гносеологических предпосылок религии;

5) изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта, объекта, форм и результатов познания);

6) исследование религиозного мировоззрения, разных его типов и видов, религиозных верований, понятий, представлений, суждений, высказываний, структур умозаключений, языка религии, теистических учении о Боге, обосновании его бытия, соотношения этих учении с иными субстанциональными парадигмами и т. д.;

7) вопросы специфики и содержания религиозной философии — религиозной метафизики и онтологии, эпистемологии, историософии,, антропологии, этики и др.

Как было сказано, философия религии является базовым разделом религиоведения, интегрирует разноаспектные и разноуровневые знания в систему, выполняет мировоззренческую и методологическую функции.

Социология религии начинает формироваться с середины XIX века; в качестве близких источников социологии религии послужили идеи английских философов XVII—XVIII вв.—Т. Гобса (1588—1679), Г. Болинброка (1678—1754), французских философов и представителей общественно-политической мысли XVIII в. — Ш. Л. Монтескье (1689—1755), Ж.Ж. Русо (1712—1779), К.А. Гельвеция (1715—1771), в особенности — философов, историков и первых социологов XIX в. — американского историка и этнографа Л. Г. Моргана (1818—1881), французского философа и социолога О. Конта (1797—1858), английского философа и социолога Г. Спенсера (1820—1903), а также ряда уже упоминавшийся немецких философов. Основателями социологии религии являются немецкий социолог, историк, философ М. Вебер (1864—1920), французский социолог, философ Э. Дюркгейм (1858—1917), немецкий философ, социолог Г. Зиммель (1858—1918), немецкий теолог и философ Э. Трельч (1865—1923).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

Социология религии подразделяется на ряд направлений: понимающая социология социального действия, компаративно-типологическое, структурно-функциональное, феноменологическое, формальная социология, интегральная социология, социология религии, базирующаяся на материалистическом понимании истории, эмпирически-дескриптивное направление.

Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию. Социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием.

В состав социологической теории религии входят:
1) фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп и индивидов;
2) знания о различных феноменах религии — о религиозном сознании, культе, отношениях, объединениях, организациях и т. д.;
3) совокупность операционально интерпретированных понятий и эмпирических обобщений — «религиозность», «религиозное поведение», «типы религиозности» и пр.;
4) методика конкретно-социологических исследований в области религии.

Психология религии в качестве научной дисциплины складывается в конце XIX — нач. XX вв. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог и философ В. Вундт (1832—1920), американский психолог С. Холл (1844—1924), американский психолог и философ У. Джеймс (1842—1910), немецкий философ В. Дильтей (1833—1911), американский психолог Дж. Леуба (1868—1946), французский философ, социолог, психолог и этнограф Л. Леви-Брюль (1857—1939), французский психолог Т. Рибо (1839—1916), американский психолог Э. Старбек (1866—1947), французский психолог Т. Флурнуа (1854—1920) и др.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Евелина
Всего сообщений: 10334
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Феномен веры

Сообщение Евелина »

Gosha: 19 мар 2019, 17:42 «Слова «история религии» употребляются в двух смыслах: для обозначения протекающих во времени процессов развития и изменения религии и для названия отрасли знания, изучающей эти процессы.
вы неправильно сформулировали название темы или сразу стали писать не по теме.
Видите ли,вера и религия не синонимы.
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

В психологии религии реализуется как общепсихологический, так и социально-психологический подходы к изучению религии. Может быть дано следующее определение предмета данной дисциплины: она исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлении индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества.

Психологическую теорию религии образуют:
1) учение о психологических основах религии;
2) совокупность положений, раскрывающих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе;
3) изучение многообразия религиозно-психологического опыта;
4) анализ психологических аспектов религиозных деятельности и отношений — культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения и т. д.;
5) методика психологических исследований религиозности.

Психологические процессы, состояния, личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным общностям и общинам. Для понимания и объяснения религиозных явлений привлекаются различные психологические теории — бихевиоризм, гештальтпсихология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, гуманистическая психология, психология самости, трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности. В рамках конфессиональной психологии религии выделены психологическая экзегетика, пастырская психология, пастырская психотерапия и теософия.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Камиль Абэ
Всего сообщений: 9785
Зарегистрирован: 25.08.2018
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социалистические
Профессия: экономист
Откуда: Новосибирск
 Re: Феномен веры

Сообщение Камиль Абэ »

Евелина: 22 мар 2019, 17:21 вы неправильно сформулировали название темы или сразу стали писать не по теме.
Видите ли,вера и религия не синонимы.
Вера - это общее понятие, религия - это частное от понятия вера... Часто применяют понятие религиозная вера. ... Вот это понятие и решил вероятно Gosha исследовать...
https://kamil-abe-46.livejournal.com/
Аватара пользователя
Евелина
Всего сообщений: 10334
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Феномен веры

Сообщение Евелина »

Камиль Абэ: 22 мар 2019, 17:45 Вера - это общее понятие, религия - это частное от понятия вера... Часто применяют понятие религиозная вера. ... Вот это понятие и решил вероятно Gosha исследовать...
вероятно.....
Но сначала я бы сказала,что феномен веры это часть нашей жизни.
Например вы отвечаете мне,потому что верите,что я реальный человек,но проверить этого не можете.

А религия это от лат. religare — связывать, соединять.
Это объединение людей связанных общей верой в сверхъестественное.
То есть вера первична......
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
Аватара пользователя
Камиль Абэ
Всего сообщений: 9785
Зарегистрирован: 25.08.2018
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социалистические
Профессия: экономист
Откуда: Новосибирск
 Re: Феномен веры

Сообщение Камиль Абэ »

Евелина: 22 мар 2019, 18:02 То есть вера первична
Это спорный тезис... Грубо говоря, первичен тот пророк, которому люди начинают верить...
Но давайте дадим возможность Gosha изложить то , чего он хотел изложить...
https://kamil-abe-46.livejournal.com/
Аватара пользователя
крысовод
Всего сообщений: 3869
Зарегистрирован: 09.04.2018
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Москва
Возраст: 54
 Re: Феномен веры

Сообщение крысовод »

Евелина: 22 мар 2019, 18:02 То есть вера первична......
Воистину, первична. Вначале было слово... Вера - это то, что отделяет человека от обезьяны и делает его богом. Вера - это не просто допущение чего-то там, это - реальная сила, двигающая горы, и это не просто тупая хуцпа.
В этом материальном мире тебе ничего не принадлежит, даже твоё собственное тело.
Аватара пользователя
Евелина
Всего сообщений: 10334
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Феномен веры

Сообщение Евелина »

крысовод: 22 мар 2019, 18:33 Воистину, первична. Вначале было слово... Вера - это то, что отделяет человека от обезьяны и делает его богом. Вера - это не просто допущение чего-то там, это - реальная сила, двигающая горы, и это не просто тупая хуцпа.
красиво сказано,именно это я и хотела сказать,но не получилось.

Отправлено спустя 1 минуту 46 секунды:
Камиль Абэ: 22 мар 2019, 18:20 Это спорный тезис... Грубо говоря, первичен тот пророк, которому люди начинают верить...
Но давайте дадим возможность Gosha изложить то , чего он хотел изложить...
да нет,первична сама вера....и пусть будут прокляты те люди,которые используют способность человека верить во зло.
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

Феноменология религии складывается в XX веке.

Значительный вклад в разработку феноменологии религии внесли голландский теолог и историк религии П.Д. Шантепи де ля Соссе (1848—1920), немецкий философ и теолог Р. Отто (1869—1937), голландский теолог и религиовед Г. ван дер Леув (1890—1950), немецкий философ и социолог М. Шелер (1874—1928), немецкий философ и теолог Ф.Хайлер (1892—1967), голландский историк религии К. Ю. Блеекер (1898—1983), англо- и франкоязычный философ и историк М. Элиаде (1907—1986) и др. Большое влияние на развитие феноменологии религии оказали феноменологическая философия немецкого философа Э. Гуссерля (1859—1938) и экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера (1889—1976).

В отличие от других разделов религиоведения, феноменология религии пока еще в меньшей мере конституировала себя в качестве относительно самостоятельной дисциплины; шли и идут дискуссии о ее предмете, о взаимоотношениях феноменологии с теологией, с историей и философией религии. И все же центральные узлы предметного поля постепенно высвечивались. Ныне считается, что главными понятиями феноменологии религии являются такие, как «священное» в отличие от «профанного» («священный предмет», «священное число», «священное пространство и время»), «нуминозное» и др. Можно высказать следующую гипотезу о предметном поле феноменологии религии: она соотносит представления, идеи, цели, мотивы, практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся религиозных значений и смыслов, на этой основе достигает понимания явлений религии, дает их систематическое описание, разрабатывает их классификации с помощью сопоставления и сравнения. В феноменологии религии сложились две традиции — дескриптивная и интерпретивная.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

История религии как научная дисциплина наследовала результаты многовекового развития исторических знаний о религии. Особенно важное значение для становления и развития этой научной дисциплины имели исследования, проводившиеся начиная с Нового времени. В XVIII веке ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя, энциклопедиста Ш. де Бросса (1709—1777), французского ученого и философа Ш.Ф. Дюпюи (1742—1809). В XIX веке в развитие истории религии немалый вклад внесли немецкие теологи и историки, представители так называемой тюбингенской школы в богословии Ф.К. Баур (1792—1860) и Д.Ф. Штраус (1808—1874). Начиная с XIX века история религии становится областью деятельности многих исследователей; это: швейцарский историк и правовед И.Бахофен (1815—1887), французский историк Ф. де Куланж (1830—1889), французский писатель, историк и филолог-востоковед Ж. Э. Ренан (1823—1892), английский историк, востоковед С. У. Робертсон (1846—1894), английские историки и этнологи Э.Б. Тайлор (1832—1917), Дж. Фрэзер (1854—1941), немецкий историк и философ А. Древе (1865—1935), австрийский теолог, этнограф и лингвист В. Шмидт (1868—1954), американский историк Ф.М. Кросс, российские исследователи — востоковед Ф.И. Щербатской (1866—1942), историки В.В. Бартольд (1862—1930), А.Б. Ранович (1885—1948), Р.Ю. Виппер (1859—1954), этнограф С. А. Токарев (1899—1985), богослов и историк А. В. Карташов (1875—1960) и многие другие.

История религии изучает происхождение религии, ранние формы верований и культа, обрисовывает движущийся во времени и сосуществующий в пространстве мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий; специальные области образуют археологическое и этнографическое изучение религии.

Исследования в истории религии разнохарактерны. Они могут выступать в виде описания религиозных явлений, воспроизводящего их нарратива без целенаправленного раскрытия выражения в них закономерностей развития общества, групп, индивидов, без «высвечивания» в этих явлениях сущностных констант религии; это — дескриптивное исследование в истории религии. Исследования могут представать и в виде воспроизведения феноменов религии с учетом выражения в них закономерностей развития общества, групп, индивидов, проявления сущностных констант религии. Этот вид исследований можно условно назвать компаративно-рефлектирующим. Плодотворно рассмотрение религии в контексте развития экономических, социально-политических, государственно-правовых, нравственных и иных отношений, в контексте истории культуры в целом.
Подчеркнем, что разделы внутри религиоведения находятся, так сказать, «у себя», имеют один объект, и знания разных разделов интегрируются в систему знаний о данном объекте; это повышает эффективность и научных исследований в области религии, и религиоведческого образования.

Конечно, религия может рассматриваться и рассматривается в различных разделах философии, социологии, психологии, истории и других наук, но в них это изучение имеет статус прикладных областей знания, по необходимости оторванных друг от друга.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

О феномене веры

«Сомневаться во всём и всему верить – две одинаково удобные позиции, которые равно избавляют от необходимости думать», А.Пуанкаре
«Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Иисуса,
Кто ни во что не верит - даже в черта, назло всем…», В.Высоцкий


Верят практически все люди, поскольку без веры невозможно никакое убеждение. Только одни верят в Бога, другие в то, что его нет, а третьи - в то, что это не имеет никакого значения. Почему одни люди верят в волевого очеловеченного Бога, а другие верят совсем в другого Бога - субстанцию? При этом в очеловеченного Бога верят не только люди малообразованные, но и некоторые высоколобые интеллектуалы. Хотя, ещё в XII веке знаменитый еврейский законоучитель Маймонид, считал любые представления о человекоподобии Б-га абсолютной чушью. Как же можно объяснить это? На тему веры спорили всегда и потому публикаций на эту тему море разливанное. Как правило, это серьёзные, рассчитанные на профессионалов, статьи – трактаты учёных и философов понять которые, без специальной подготовки, достаточно сложно. Особенно трудно приходится нам - современным читателям, привыкшим к клиповому восприятию информации, когда её чуть больше страницы - читать и некогда и лень. Моя статья – не более, чем скромная попытка помочь в этом разобраться.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Лиса
Всего сообщений: 756
Зарегистрирован: 26.09.2021
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: коммунистические
Профессия: доцент, к.ф.-м.н.
Откуда: Москва
Ко мне обращаться: на вы
 Re: Феномен веры

Сообщение Лиса »

крысовод: 22 мар 2019, 18:33Вера - это то, что отделяет человека от обезьяны и делает его богом.
О-о-о!
Я приветствую в тебе бога, тут болтающего со мной!
У шимпанзе есть обряд вызывания дождя, они тоже боги?
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

«Наука и Религия»

В начале, чтобы, хоть как-то, определиться в теме, совершим краткий экскурс в историю науки и религии. Основы науки заложила греческая философия ещё в 1-й половине VI в. до н.э., и одним из основных её постулатов был постулат «о причинности мира в самом себе», а критерий научности - «подвергай всё сомнению» (Р.Декарт). С возникновением монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама) постулат «о причинности мира в самом себе» был отвергнут и заменён на идею сверхъестественного его происхождения. При этом монотеистические религии, опирающиеся на категорию веры, не только утвердили Бога, как создателя и «объяснили» устройство мира, но и определили смысл существования человека на земле. Земное бытие не имеет самостоятельного значения, а служит лишь средством для достижения потустороннего рая, для подготовки к нему. К XVI в., в связи с кризисом религии (образование протестантизма - кальвинизма и других религиозных течений) наука отвоёвывает свои позиции и утверждается, как основной метод получения объективных знаний об окружающем мире.

В лоне немецкой классической философии - в работах И.Канта, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Швейцера и других формируется современная «светская мораль» - коллективное мировоззрение человечества, ставящее в центр идею человека, как высшей ценности, в котором она опирается на собственное внутреннее желание человека следовать нравственному поведению, а не на страх попасть за грехи в ад. Вот и сегодня, на фоне фантастических научных достижений XX -XXI вв., человечество снова переживает религиозный бум.

Согласно социологическим исследованиям, число верующих в Бога растёт и колеблется в разных странах между 50 до 95 %.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

Более того, наблюдается устойчивая тенденция увеличения влияния религии на жизнь общества - уровня «религизации» мира. «Религизацию» мира объясняют по - разному: прививкой религиозности с детства; превратностями жизни; разочарованиями в светской жизни; предрасположенностью к вере, заложенной в генах; обещанием комфортной загробной жизни; естественнонаучной невежественностью; конформизмом - социальным инстинктом, обязывающим следовать мировоззренческой модели большинства; тем, что наибольшей эффективности в социальном сообществе достигают, лучше размножающиеся, наиболее примитивные особи; освобождением от обременительной необходимости напрягаться и самому проверять информацию, если она исходит от источника, внушающего доверие; психологической опорой - альтернативой неуверенности в своей силе и достоинстве; приятным убеждением в своем превосходстве над иноверующим; ощущением причастности к высшей истине; мифологией – воспроизведением мифических образов в сознании человека - врождённым стремлением человека к самораспространению – выходу за пределы своих возможностей и достоверного знания и.т.д.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

Вера и религия

Сам термин «вера» предположительно восходит к древнему индоевропейскому слову «варатра» (верёвка). По латыни слово veritas означает истину. Возможно, что и вера означала в прошлом истину и была связана со словом «веда» - первичной и абсолютной истиной. То - есть, вера - жизнь по истине. У разных авторов вера это: коллективное представление о мире; естественное состояние человека, которому очень хочется, чтобы все, о чем мечтается, сбылось каким-то невероятным, чудесным образом - «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Апостол Павел в Послании к Евреям 11:1); внутреннее отношение человека к миру и признание чего-то в нём истинным, без предварительной фактической или логической проверки «…твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств » (Бертран Рассел); некая внутренняя убежденность не предполагающая ничего, кроме уверенности в чем бы то ни было, но не реальность - «согласие ума», чья роль заключается в том, чтобы служить основанием наших решений и действий в случаях, когда достоверное знание нам недоступно» (Дж. Локк); человеческий механизм, необходимый для биологического вида, но одновременно и атавизм, мешающий развитию разума и психики.

Для краткого и понятного изложении основ религии используется такое понятие, как «символ веры».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

В христианстве он включает 12 догматов, каждый из которых начинается со слов: «Я верую во…». В иудаизме это: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» и разъясняется в 13 принципах, сформулированных Рамбамом. Каждый принцип веры начинается со слов: «Я верую полной верой…». В исламе это - первый из шести столпов веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его». В буддизме это - четыре пункта понимания учения Будды, для того чтобы последовать по его пути. Вера и религия не синонимы. Вера - более широкое понятие и ситуации, в которых она проявляется, многообразны. Например, когда нечто, ввиду его особой значимости, представляется истинным или, когда не находят объяснения какому - то явлению. Слово «религия» по-латыни означает «связь». Религией Э. Фромм называет «любую систему мыслей и действий, которая предоставляет индивиду систему ориентиров и объект, которому он может поклоняться». С помощью религии человек пытается обрести гармонию души и тела. Можно быть соединённым с нематериальной личностью - Богом, а можно с безличной материальной силой - Природой, то - есть быть религиозным можно и без Бога.

С точки зрения Э. Фромма «нет ни одного человека, у которого не было бы потребности в религии».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

Коллективный невроз человечества

Коллективным неврозом человечества считал религию З. Фрейд, но, она в то же время была и коллективной психотерапией, помогавшей человеку выжить. Потребность в религии заложена в человеческой психике и выработана эволюцией, так как она способствует выживанию вида. «Поскольку религия естественным образом вытекает из человеческой природы, любые попытки её подавить обречены » (Роджер Тригг). Бог человеку необходим. Если Он есть, то, значит, «все под контролем», «во всем есть свой смысл», а главное - «я не одинок». Издревле люди обратили внимание на удивительное явление. Их возможности в борьбе за существование резко возрастали, когда они следовали следующей концепции мироздания. Есть Создатель всего живого на земле и есть люди - его дети. Так человечество с помощью мифов и легенд пыталось, хоть как-то, объяснить мир. Отсюда и вера в чудеса и уверенность в непознаваемости мира разумом. Обращаясь к невидимому, существующему только в их сознании Богу с различными просьбами, люди получали реальную возможность решать многие свои проблемы. Недаром Лютер называл Бога «Тот, кто помогает в беде». Мир, в их сознании, организован просто и понятно и смысл их бессмертной жизни в служении создателю. Всё это позволяет жить в ладу с самими собой, без депрессий - в полном соответствии с основным инстинктом - инстинктом самосохранения. Веру в Бога, таким образом, можно рассматривать как психологическое средство, помогающее человеку справиться с его проблемами, в этом то и состоит положительная сторона веры в Бога. Врачам хорошо известен тот факт, что благоприятный результат лечения напрямую зависит от веры больного в его успешность. В «Аналитической психологии» Карл Густав Юнг приводит описание одного феномена.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Камиль Абэ
Всего сообщений: 9785
Зарегистрирован: 25.08.2018
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социалистические
Профессия: экономист
Откуда: Новосибирск
 Re: Феномен веры

Сообщение Камиль Абэ »

Gosha: 25 апр 2022, 09:18
Коллективным неврозом человечества считал религию З. Фрейд, но, она в то же время была и коллективной психотерапией, помогавшей человеку выжить. Потребность в религии заложена в человеческой психике и выработана эволюцией, так как она способствует выживанию вида.
Во многом можно согласиться с Теодором Рехельсом, эссе которого «О феномене веры»
https://proza.ru/2011/11/30/803 старательно копипастит Gosha. Думаю, что и З.Фрейд и Т.Рехельс были знакомы с мнением К.Маркса:
Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

Карл Маркс К критике Гегелевской философии права
https://www.marxists.org/russkij/marx/1 ... ght/01.htm
https://kamil-abe-46.livejournal.com/
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

АБЭ не держит данного слова - о неучастии в темах Гоши! Если дал слово - держись!
В Древнем Египте к человеку, укушенного змеей, приводили жреца-лекаря, который зачитывал больному миф о Боге Ра и Богине Изиде. В мифе рассказывается о том, как Изида заклинанием вылечила Бога Ра, укушенного змеей. После лечебной декламации человек укушенный змеей выздоравливал. В этом случае заклинание, которым пользовались Бог Ра и простой человек становилось «мостиком» их объединяющим. «Если заклинание помогло самому Богу, - думал больной, - то мне оно поможет и подавно». Следствием чего становилось укрепление его жизненных сил. Другим примером такого целительства является широко практикуемое христианской церковью Таинство Святого Причастия. Суть его в следующем. Священник дает страждущему немного хлеба и вина, подразумевая под ними тело Иисуса Христа и его кровь, которые и служат ассоциативными «мостиками» отождествления его с Богом.

По большому счёту, быть религиозным - быть соединённым «c осуществлением смысла жизни - задаваться вопросом о смысле жизни». Как говорил Жан-Поль Сартр: «Есть Бог или Его нет, - это в практической жизни ничего не меняет». Поэтому и для верующих в силы Природы смысл жизни существует и он в реализации биологической, социальной и духовной составляющих личности: Биологический путь - продолжение собственной жизни через потомство, через бесконечную цепочку биологических связей; духовный путь - продолжение жизни через своё творчество, потенциально воздействующее на потомство; социальный путь - продолжение жизни через свои практические дела для потомства - построить дом, посадить или вырастить дерево и.т.д.
Последний раз редактировалось Gosha 26 апр 2022, 10:21, всего редактировалось 1 раз.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

Религиозный рефлекс

И. П. Павлов видел в религии безусловный рефлекс - предрасположенность нервной системы. Этот рефлекс, по его мнению, возникает в ходе борьбы за существование и передается по наследству. Например, как энергетическая защита от расходов мозговой энергии. И на протяжении всей эволюции мозг, особенно приматов и человека, пытается снизить свою нагрузку. Сложные безусловные рефлексы, образованные в процессе эволюции и записанные в генной памяти, в значительной мере, - результат сознательной деятельности. Современная физическая психология вводит принципиально новые понятия - рассудочные рефлексы на уровне мышления и рассматривает рефлексы как продукт взаимодействия мыслеформ, произведенных мозгом согласно врожденной программе. Так формируется и вытекающий из веры в Высшую Силу результат совокупной деятельности многих инстинктов - религиозный рефлекс. Из вышесказанного видно, что с позиции физической психологии обращение к Богу есть прием, при помощи которого человек увеличивает энергию полезных для него мыслеформ.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

Ген веры

Генетический код человека влияет на его религиозный выбор в неменьшей степени, чем внешние факторы - среда, в которой человек растет. К такому выводу пришли американские ученые, исследование которых опубликовано в журнале « Journal of Personality». «После изучения более чем 2000 образцов ДНК американский генетик Дин Хамер пришел к выводу, что религиозность человека связана с химическим составом его мозга. В результате этого исследования ученый пришел к выводу, что люди, глубоко верующие в Бога, имеют в своем организме ген, который он обозначил как VMAT2». По - видимому этот ген имеет универсальное свойство и пробуждает стремление к духовно-мистическому вообще». «Чем сильнее вера людей, тем больше детей они, вероятнее всего, будут иметь», - считает профессор экономики из Кембриджского университета Роберт Роуторн. Учитывая существующую, по мнению профессора, генетическую предрасположенность рожденных детей к религиозности, количество последователей различных религиозных учений в мире будет неуклонно расти.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Samuel
Всего сообщений: 17423
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 50
 Re: Феномен веры

Сообщение Samuel »

Евелина: 22 мар 2019, 17:21 Видите ли,вера и религия не синонимы.
На 1000% согласен с Вами. Многие этого не понимают. Но вера может пребывать без религии, а религия - без веры. Это не одно и то же. Хотя бывает и так, что это пересекается и у некоторых служителей Церкви или просто у некоторых религиозных людей бывает святая и сильная вера. Сегодня многие почитают святую Матрону, которую Церковь сегодня считает великой святой женщиной. Её ценят и почитают больше, чем самого патриарха Кирилла, а ведь сама матрона едва ли могла слишком часто посещать храм... Хотя она, конечно же, считала себя православной и придерживалась этой (православной) традиции, но она была слепа и малоподвижна из-за болезней. При жизни её уважали и почитали больше, чем лидеров РПЦ на тот момент.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

Зона Бога и типы мышления

У некоторых людей в коре головного мозга, совсем рядом с зоной ответственной за эпилептические припадки, расположен совсем небольшой участок активно возбуждающихся нейронов, который получил название «зона Бога». Так его назвали потому, что нейроны в этой зоне возбуждаются только у религиозных людей, у атеистов эти нейроны никогда не возбуждаются.

Постоянное возбуждение нейронов «зоны Бога» несомненно как-то связано с поиском приемлемой религии для человека. Чтобы погасить возбуждение, человеку необходимо найти себе подходящую религию. Интересно и то, что разрастающееся возбуждение иногда захватывает рядом лежащую эпилептическую зону и тогда некоторые ощущают Бога, слышат голоса, видят Мадонну (Богоматерь) и пр. Так произошло и с чахоточной пастушкой в местечке Лурдс и со многими другими. Определённую роль в склонности к проявлению религиозности играет и врождённый тип мышления. Объясняется это следующим образом.

Левое и правое полушарие головного мозга сильно различаются по своим задачам и имеют особенности взаимодействия. Главное отличие левого полушария от правого состоит в том, что только в нем расположены речевые центры. Оно как бы дробит картину мира на детали, а правое схватывает картину мира целостно, синтезируя единый образ во всей совокупности проявлений. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать, задаёт художественные и музыкальные способности, отвечает за мистику и религиозность. Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, языковые способности, способности к чтению и письму, запоминанию фактов, имён и дат. Правое полушарие схватывает все реальные и потенциальные связи без отбора и ограничения, во всей их естественной сложности и противоречивости, объединяет в одну систему и интегрирует.

Левое полушарие из всего обилия этих реальных и потенциальных связей выбирает немногие, наиболее устойчивые и внутренне непротиворечивые. Оно производит разъятие целого на его составные элементы и анализирует их – дифференцирует. То - есть, в основе этих двух противоположных типов мышления лежит разная организация связей. У людей верующих,по-видимому,преобладает правополушарный - тип мышления,а у людей неверующих левополушарный - тип мышления. Они осознают всю сложность мира, но не находят объяснений всем многочисленным в нём противоречиям, потому и жить им намного трудней. Но инстинкт самосохранения работает не только у верующих. Вера- хоть во что-то нужна всем, вопрос только на каком уровне её восприятия. На уровне библейских мифов или на уровне мыслителей.

Например, таких как Альберт Эйнштейн, который писал: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в Бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ». Бог Спинозы - субстанция «природа», а не личностное существо в традиционном религиозном понимании большинства верующих: «В природе Бога не имеют место ни ум, ни воля». «Человек свободный, ни о чём так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 49279
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Феномен веры

Сообщение Gosha »

Необъяснимое можно объяснить

Существует версия, что религии могли зародиться в нашей цивилизации благодаря существованию особой популяции бактерий в нашей микрофлоре, которые «перепрограммируют» наш мозг на веру в сверхъестественные сущности.

По Фрейду «если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью - это значит, что он болен». Может оно и так, но люди всегда пытались и будут пытаться ответить себе на три основных вопроса: «Где я? Для чего я? Что после меня?». Разные религии в разные эпохи предлагали свои ответы: Индуизм; Зороастризм; Буддизм; Иудаизм; Христианство; Ислам; Вера Баби; Вера Бахаи. Наука также пытается ответить на эти же вопросы. Истин, конечно, не бывает и это – истина, но религии предлагают нам готовые ответы - «ешь, что дают», а у науки готовых ответов нет, а есть только их поиск. Вера свойственна человеческой природе, стремящейся к познанию «правды», даже в области, недоступной человеческому сознанию. При этом факты и логические связи подменяются субъективными убеждениями.

Так уж устроен человек, что не может он жить без веры, привносящей хоть какой-то, смысл в его жизнь; отсюда их количество и разнообразие. Вера – это внутреннее отношение человека к миру, при котором происходит построение субъективной реальности, и этот мир ощущается очевидным, хотя он может быть как объективно существующим, так и иллюзорным. Вера, с одной стороны, способствует реализации базовой потребности человека – ощущению себя частью «мы» - средству достижения определенных социальных целей. С другой стороны, религиозные верования и практики обусловливаются их выгодой для власть придержащих и, как следствие этого, уровень «религизации» общества выше в странах со слабой социальной поддержкой. К сожалению, сближение между наукой, опровергающей догмы, и догматичной религией представляется маловероятной.

Все мы очень разные, кому - то комфортней жить с религиозной верой, кому- то без и тому есть естественно – научные объяснения. Люди делятся на три типа: с преобладанием логического типа мышления, соответствующий атеистическому мировоззрению, с преобладанием образного типа мышления - интуитивный, больше соответствующий религиозному и мистическому мировоззрению и на людей с одинаково работающими полушариями. Люди с правополушарным мышлением придумали мифы, создали религию, построили с помощью религии общества. Люди с левополушарным мышлением создали науку, построили новую научную картину мира, но зашли в тупик. Перед человечеством всё ещё стоит главная задача – найти единую картину мира. Пока наука занята исследованием только небольшой видимой материальной части и не даёт объективной картины мира. Она только конструирует эту картину в угоду человеку, в соответствии с его возможностью воспринимать и познавать мир. Наверное дело теперь за учёными с полушарным равновесием - смешанного типа мышления и возможно именно им предстоит создать новую Веру для всех, целью которой станет сохранение рода человеческого.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Народ Веры. Феномен образования еврейского народа: от Иврим и Е(х)удим к Израилю.
    Samuel » » в форуме История древнего мира
    247 Ответы
    9158 Просмотры
    Последнее сообщение Samuel
  • О невозможности жизни без веры
    153gmlv » » в форуме Беседка
    44 Ответы
    2884 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Есть ли в России свобода веры?
    Лиса » » в форуме Религии и верования мира
    19 Ответы
    1067 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Феномен Сталина
    Алик Бахши » » в форуме Авторские темы
    95 Ответы
    3802 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Феномен язычества.
    Den2021 » » в форуме История древнего мира
    0 Ответы
    1031 Просмотры
    Последнее сообщение Den2021

Вернуться в «Религии и верования мира»