Для кого писались летописи?Авторские темы

В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Информация
В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Автор темы
Глеб Худородов
Всего сообщений: 14
Зарегистрирован: 17.02.2019
Образование: высшее гуманитарное
 Для кого писались летописи?

Сообщение Глеб Худородов »

При изучении «Повести временных лет» неизбежно приходишь к вопросу: «А для кого писались летописи?» Кто писал, где и когда – с этим более-менее понятно. Писали монахи в монастырях, даты написания определены научными исследованиями.
А вот для кого? Пишущий всегда имеет виду читающего, всегда как бы представляет себе в уме того, кто будет читать написанное. Автор письма представляет конкретного адресата, автор литературного произведения представляет свою, так сказать, целевую аудиторию. Пушкин и Толстой писали для образованной части русского общества, каковая составляла тогда не более 5% от населения России. Теперь они известны всему человечеству. ПВЛ ныне так же всемирно известна и в электронном виде доступна любому желающему. Но для кого же летопись писалась изначально? Можно поставить вопрос иначе: кому она была доступна? Хранились летописи в монастырских библиотеках. Стало быть, они были доступны монахам. Да, но далеко не всем. Почему? Давайте рассмотрим, что из себя представляла летопись в ее, так сказать, реальном виде, в виде физического тела.
Старейший из дошедших до нас списков ПВЛ – Лаврентьевская летопись. Это 173 пергаментных листа, собранных в увесистый том, размером и весом с шикарный подарочный альбом по искусству. Датируется список 1377 годом. Нестор, с вероятностью 98%, тоже писал на пергаменте. Бумаги в 12 веке еще не было, а папирус у нас не растет.
Что такое пергамент? Это тонко выделанные шкуры домашних животных. Берется, к примеру, шкура овцы, с нее удаляется шерсть, потом ее вымачивают, натягивают на каркас и начинается долгий-долгий процесс скобления и выбеливания. Когда, наконец, шкура становится достаточно тонкой и светлой, чтобы на ней можно было писать, ее высушивают и обрезают по размеру. Причем из одной овечьей шкуры получается один двойной лист пергамента. Потом листы сшиваются в тетради, а тетради собираются в книгу.
Количество овечьих шкур, необходимых для одной такой книги, посчитать нетрудно. Например, для Лаврентьевского списка понадобилось: 173:2=86. Для одной книги пришлось истребить стадо овец в 86 голов. Какая-то часть шкур неизбежно пошла в брак, так что поголовье стада можно смело поднимать до сотни. А если добавить утерянные листы, коих в этом списке немало, то стадо вырастет приблизительно до 130 особей. Стоимость большого стада овец, плюс колоссальный труд по выделке пергамента, плюс переплетные работы, плюс труд уже непосредственно летописца. Книга по стоимости становится уже золотой. И неужели кто-нибудь допустил бы, чтобы этой драгоценности касались заскорузлые пальцы какого-то чернеца, который пасет монастырское стадо, или целый день ковыряется в монастырском огороде? Конечно же нет! Да он вряд ли и грамоте разумеет, этот чернец. Ни к чему она ему. Молитвы и по памяти выучить можно. Так даже верней.
Так что в монастыре летопись была доступна игумену да десятку просвещенных монахов, тем, что не были заняты на черных работах. А кому еще? Нетрудно догадаться. Тем, от кого зависело благосостояние монастыря. Богатым вкладчикам. Самым богатым вкладчиком был князь. Он мог и землицей монастырь наделить, и крестьян прикрепить, чтоб трудились на благо монастыря и во славу божью. Да зачастую князья и были основателями монастырей. В этом случае обитель была «семейной» для княжеского рода. Здесь их крестили, венчали и отпевали. В некоторых случаях, обычно перед кончиной, князья принимали монашеский постриг. Соответственно, при каждом торжественном случае монастырь получал богатые пожертвования.
Как же отказать такому благодетелю, ежели придет ему охота чтением побаловаться? Ему всегда доступ в библиотеку открыт, и на дом книгу выдадут, а если сильно заинтересуется, то и копию снимут, только бы угодить.
Были такие князья, которые сильно интересовались. Вот Ярослав Мудрый, говорят, большой был охотник до чтения. Отовсюду книги собирал. А сын его, Всеволод, дома сидя, четыре языка выучил. И внуки Ярослава, Святополк и Владимир, тоже к знаниям тянулись. ПВЛ как раз и написана в те годы, когда великим князем киевским был Святополк.
Не мог же не знать великий князь, что в главном монастыре его столицы начат капитальный исторический труд! И не сам же чернец Нестор озадачился вопросом: «Откуда есть пошла Русская земля, и кто в Киеве первым княжить начал?» Такие вопросы пристало задавать тому, кому Русская земля в данный момент принадлежала. То есть великому князю Святополку Изяславичу. Так что идейным вдохновителем и спонсором, естественно, нового летописания был, скорее всего, Святополк. Наверное, он не раз навещал Нестора в процессе работы и, надо думать, корректировал летописца в нужном для себя направлении.
Если принять все это во внимание, то вполне объяснимым и органичным становится абсурдное на первый взгляд появление в летописи варягов с Рюриком. Нужна была князю красивая родословная. Да где ж ее взять, если ее, по сути, нету? Ну до прадеда, то бишь до Владимира, князь предков, конечно, знал. А раньше что было? Ни письменных источников нет, ни живых свидетелей не осталось. Говорят, был Святослав. А кто был отцом Святослава? Все теряется во мраке времен. И тут Нестор предлагает князю где-то услышанную легенду о трех братьях-иноземцах, которых кто-то когда-то куда-то позвал вроде бы как бы княжить. Князь покрутил историю так и эдак: варяги заморские, кажется, годятся в качестве предков. Да еще имена такие экзотические, неслыханные. Предок – варяжский князь Рюрик. Звучит. Это вам не Василий какой-нибудь. Или Илья. И повелел Святополк Нестору: «Давай валяй про варягов. От Рюрика родословную поведем!
Вот так и состоялось призвание варягов.
Едва успел Нестор повесть свою закончить, как скончался его благодетель – великий князь Святополк Изяславович. Преемником Святополка стал его двоюродный брат Владимир Всеволодович, известный в истории под именем Мономаха. Мономах стал великим князем в весьма зрелом возрасте – ему было 60 лет. Многими славными делами был он известен на Руси. Немало за ним числилось успешных походов в степь на кочевников – половцев, врага сильного и коварного. А среди русских князей он пользовался уважением за стремление к миру и справедливости.
Надо полагать, что Владимир ознакомился с творением Нестора вскоре после того, как сел на княжение в Киеве, поскольку, как было уже сказано, был он весьма охоч до учения книжного. Как человек мыслящий, он понял, что перед ним произведение сколь талантливое, столь и несовершенное. Поэтому, решил князь, летопись необходимо исправить и улучшить.
Ответственное задание по переписыванию и редактированию летописи было дано игумену Киевского Михайловского монастыря преподобному Сильвестру. Эта обитель была домашней для Мономаха, поскольку основал ее его отец Всеволод Ярославич. Какие изменения были внесены Сильвестром в первоначальный текст – мы не узнаем никогда. Не исключено, что легенду о призвании варягов добавил именно он, по указанию великого князя. Одно можно утверждать уверенно: Мономах не просто повелел переписать летопись – он принимал непосредственное участие в процессе переписки. В Лаврентьевском списке «Повести временных лет» мы находим текст, принадлежащий перу самого князя – знаменитое «Поучение Владимира Мономаха», в котором он дает нравственные правила для своих детей и коротко описывает свой жизненный путь. Стало быть, Мономах был уверен, что его дети наверняка прочтут эту летопись, а вместе с ней и «Наставление».
Не здесь ли заключен ответ на вопрос: «Для кого писались летописи?» Очевидно, что летописи писались для очень ограниченного круга читателей: для церковной верхушки и членов княжеских семей.
Широкие народные массы и понятия не имели о том, что пишут монахи в своих кельях. Для народа история существовала в устном виде – в форме былин и сказаний. И почему-то в былинах, где обычными персонажами являются Олег Вещий и Владимир Красное Солнышко, нигде даже вскользь не упоминаются варяги и Рюрик. Не было таких персонажей в народном сознании. Как же сказители обошли вниманием ключевое событие русской истории? Видимо, не было у народа потребности вникать в истоки княжеской генеалогии. И жил как-то русский народ в счастливом неведении относительно Рюрика и компании, пока Николай Михайлович Карамзин не создал свой монументальный труд «История государства Российского». С тех пор началось триумфальное шествие трех варяжских братьев по страницам школьных учебников.
И вот что удивительно. С тех пор минуло 200 лет, наше Отечество пережило три революции и две великих войны, дважды в корне менялось общественное устройство – а варяги по-прежнему прекрасно себя чувствуют в школьной программе. Это просто наваждение какое-то!
Хочется обратиться в министерство образования и науки: «Уважаемые руководители! Не пора ли нам наконец избавиться от этой сказки, от этой древней и вредной выдумки? Пусть уже варяги уплывают восвояси из школьных учебников! Хватит забивать детям головы небылицами!»
Реклама
Аватара пользователя
Mukaffa
Всего сообщений: 137
Зарегистрирован: 23.07.2019
Образование: среднее
Политические взгляды: славянофильские
 Re: Для кого писались летописи?

Сообщение Mukaffa »

Кадук: 05 дек 2020, 17:38 Вот именно, а откуда сведения черпал- вопрос.
Что-то от греков, а по отечественным событиям предания устные по-любому бытовали, вот и отбирал видимо оттуда.
Кадук
Всего сообщений: 7336
Зарегистрирован: 04.03.2017
Образование: школьник
 Re: Для кого писались летописи?

Сообщение Кадук »

Mukaffa: 05 дек 2020, 18:36
Кадук: 05 дек 2020, 17:38 Вот именно, а откуда сведения черпал- вопрос.
Что-то от греков, а по отечественным событиям предания устные по-любому бытовали, вот и отбирал видимо оттуда.
Вообще то на Руси письменность испокон веков существовала.
Задолго до греков.
Может оттуда?
Если человек учёный, то ему уже свет переворачивается вверх ногами. Пардон, вверх дыбом.(R)
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Мир Начальной летописи
    Gosha » » в форуме Правление Рюрика
    2 Ответы
    1283 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Поповские бредни-летописи
    tamplquest » » в форуме Авторские темы
    0 Ответы
    201 Просмотры
    Последнее сообщение tamplquest

Вернуться в «Авторские темы»