
Что толку в испуге ЦБ за будущее рубля, бояться уже поздно. Банковская система России не работает, правда она и в СССР не работала, а только сводила концы с концами. ЦБ не исключает возможности повышения ключевой ставки в обозримом будущем. Об этом заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина, которую цитирует ТАСС. По ее словам, одним из главных факторов для этого решения служат санкции, ослабляющие рубль.
«Мы видим повышенную волатильность на финансовых рынках и не только в России, но и в мире. Это связано с внешними факторами. Безусловно, мы будем ее учитывать при принятии решения. Мы сейчас видим, что инфляция возвращается к нашей цели чуть быстрее, чем мы прогнозировали раньше, в том числе и прежде всего из-за внешних факторов», — сказала Набиуллина.
По словам председателя ЦБ, существуют также факторы, говорящие в пользу снижения ставки или сохранения ее на текущем уровне (7,25 процента годовых), однако их не так много.
Еще одна причина для повышения ставки — увеличение НДС с 18 до 20 процентов, которое произойдет с января 2019 года. Оно приведет к росту инфляции, остановить которую ЦБ попытается с помощью повышения общего уровня ставок на рынке. По состоянию на конец августа инфляция равняется трем процентам в годовом выражении при целевом показателе ЦБ в четыре процента.
Ключевая ставка представляет собой ставку недельного РЕПО — инструмента, с помощью которого регулятор выдает кредиты банкам на одну неделю под залог ценных бумаг. При ослаблении рубля ЦБ повышает ставку, делая дороже кредиты для банков (а вместе с ними и для конечных клиентов — населения и компаний). Делается это для того, чтобы банки не использовали полученные от регулятора деньги для покупки валюты, которая еще больше ослабит рубль.
В последний раз ЦБ прибегал к этому инструменту в декабре 2014 года, после резкого ослабления рубля. С тех пор ключевая ставка только снижалась. Заявление министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова о переходе в расчетах на национальные валюты является логичным — считает руководитель направления Финансы и кредит Института современного развития Никита Масленников. Россия собирается ограничить применение доллара
Напомним, что Мантуров заявил, что в его ведомстве прорабатывается вопрос о переходе на расчеты в национальных валютах со странами Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки. По его словам, подобная работа идет в России уже не первый год, причем у Москвы есть опыт такого взаимодействия с данными государствами на уровне центральных банков.

Такая практика не коснется государств Евросоюза, поскольку у России нет проблем в расчетах в евро. При этом, данную проблему нужно решать, поскольку у некоторых российских компаний уже возникли определенные проблемы при расчетах в долларах. Это неудивительно, поскольку в отношении нашей страны и отдельных юридических лиц действуют санкции США и Евросоюза, в результате чего, доступ подпавшим под эти ограничения структурам на международный рынок ограничен, причем именно по долларовой линии.
Примечательно, что президент РФ Владимир Путин также затрагивал данный вопрос во время некоторых своих выступлений, а его точка зрения заключается здесь в том, что Россия не должна отказываться от доллара, поскольку американская валюта продолжает оставаться резервной в рамках международной торговли, но объем ее задействования необходимо постепенно сокращать.

Доллар продолжает доминировать в международной торговле
«Во всей этой ситуации присутствует значительная часть традиционной мифологии, поскольку у нас многие эксперты хоронят доллар уже на протяжении 50 лет, поэтому данная идея попала на вздобренную почву», — констатирует Масленников. Тем не менее, несмотря на большое количество кризисов, доллар продолжает оставаться главной резервной валютой в мире и продолжает держать за собой более 60 процентов всех торгово-экономических операций и расчетов в глобальной экономике.
«Текущая ситуация в глобальной экономике является очень непростой для развивающихся рынков. Ведь, когда доллар был еще относительно слабым, а это имело место два-три года назад, развивающиеся страны набрали огромное количество долгов. Это было чрезвычайно выгодно, в результате чего, данные государства охотно шли подобные заимствования», — заключает Масленников.
Сейчас же ситуация качественно изменилась, в результате чего, доллар встал на путь своего укрепления, что уже привело к тому, что во всем мире постоянно случаются корпоративные дефолты, причем это присутствует даже в китайской экономике.
Действия России не являются уникальными
Все это привело к серьезным проблемам в обслуживании государственного долга, чему ярчайшим примером стала ситуация, сложившаяся с Аргентиной, которая, таким образом, влетела на десятки миллиардов долларов», — резюмирует Масленников.
Как замечает эксперт, все эти сложности связаны с потяжелением стоимости долга вследствие ситуации с ростом доллара — например, сейчас на подходе Пакистан со своим суверенным долгом в 12 млрд долларов. Это наложило отпечаток и на глобальные проекты в области инфраструктуры — например, Малайзия по этой причине заморозила все свое участие в новом Шелковом пути.
«Вследствие этого, еще больше усилилась объективная тенденция по увеличению долгового бремени современных государств, поэтому перед ними сейчас стоит ворох проблем, и здесь либо плати долги, либо объявляй дефолт», — констатирует Масленников.
Это также ставит перед развивающимися странами и прямую задачу по поиску недолларовых вариантов расчетов, и по этой причине российский тренд по уменьшению использования доллара в нашей экономике является, на самом деле, глобальным явлением.

Ограничения расчетов в долларах соответствует интересам России
«Мы сегодня поддерживаем данную глобальную тенденцию, поскольку все это соответствует российским национальным интересам. Зачем нам палить долларовую выручку, резервы и ликвидность, которые нам могут потребоваться для совершенно других целей. К тому же, на сегодня никто не может поручиться, что новый глобальный спад скоро не начнется», — заключает Масленников.
Достаточно вспомнить, что американская экономика растет уже больше 100 месяцев, а это является явным свидетельством того, что новый кризис в мировой экономике должен случиться на дистанции ближайших двух-трех лет.
«Такие настроения сегодня есть, как у аналитиков, так и у инвесторов, поэтому это является совершенно нормальной реакцией для финансового мира, и в этом заявлении Мантурова нет чего-либо удивительного», — резюмирует Масленников.
Перед нами закономерная тенденция, причем наше финансовое руководство справедливо пытается встроиться в складывающуюся ситуацию, но здесь нужно понимать о существовании рисков — например, того, что расчеты в нацвалютах пока не отрегулированы.
«Здесь нельзя забывать и про то, что долларовая цена и долларовой эквивалент являются мерой стоимости, поэтому все подобные расчеты, в любом случае, будут привязаны к актуальным ценам на американский доллар», — констатирует Масленников.
Это видно хотя бы по тем проектам в энергетической сфере, которые Россия сейчас прорабатывает с Турцией, а также с другими нашими внешними партнерами, которые готовы поддержать Москву в рамках данного комплекса мер.
Стало известно о масштабных мерах, которые намерен предпринять Центробанк для противодействия падению курса рубля. Речь идет в первую очередь о рекордных закупках иностранной валюты, причем по особой, ранее не применявшейся схеме. Это не только поможет рублю укрепиться, но и поможет решить еще некоторые задачи, важные для бюджета.
Решения и комментарии Минфина по поводу покупки валюты в резерв в этом месяце успокоили рынок: доллар и евро растут не столь активно, как последние несколько дней.
Как рассказал Минфин, с 7 сентября по 4 октября он потратит на покупку валюты у ЦБ рекордные 426,9 млрд рублей дополнительных нефтегазовых доходов. Это примерно 5,3 млрд долларов. И если раньше Минфин закупал валюту на внутреннем рынке, то теперь будет делать это напрямую у Центробанка. При этом, ЦБ не будет продавать вырученные рубли на внутреннем рынке.
«Теперь ЦБ будет списывать рубли со счета Минфина и записывать в валюту на свой счет в пользу Минфина. Все зачисляемые валютные средства в пользу Минфина хранятся на счете ЦБ. Это такое автоматическое списание вне рынка. Надо понимать, что ФНБ (как и исчерпавшийся резервный фонд) являются частью золотовалютных резервов», — объясняет главный инвестиционный стратег ITI Capital Искандер Луцко. Учитывая, что международные резервы ЦБ составляют более 457 млрд долларов, то проблем с такой схемой передачи части ЗВР регулятора под управление Минфина не возникнет. Валюты более чем достаточно.
Все это делается для того, чтобы помочь рублю как минимум остановить падение на фоне внешней волатильности на валютных рынках развивающихся стран. Нефтяная конъюнктура, при этом, играет на пользу российскому бюджету, поэтому Минфину было бы крайне невыгодно отказываться от скупки валюты.
Минфин начал покупать валюту в феврале 2017 года для уменьшения зависимости экономики от углеводородов и для создания резервов на «черный день». Эта валюта идет на пополнение Фонда национального благосостояния. Согласно бюджетному правилу, на покупку валюты уходят все сверхдоходы от нефтегазовой отрасли. В бюджете заложены доходы от нефти при цене в 40,8 долларов за баррель. Если в реальности нефть стоит дороже, то образуются сверхдоходы. На них покупается валюта в пропорции 45% долларов, 45% евро и 10% фунтов, идущая в резервы.
В последнее время нефть стоит существенно дороже параметров, заложенных в бюджете. В итоге объемы сверхдоходов растут, и Минфин с каждым месяцем тратит на валюту все больше и больше.
Кроме того, по словам Луцко, сейчас идет постоянный спрос на валюту от нерезидентов, которые спекулятивно играют против рубля. Предпринимаемые меры Минфином и ЦБ создадут меньше дополнительного спроса на валюту. Плюс помогут налоговые выплаты, оцениваемые в 1,5 трлн рублей. «По нашему прогнозу, если не будет внешней волатильности, нефть сохранит те же параметры, и налоговый период пройдет как обычно, есть вероятность, что рубль укрепится до 66 к доллару ближе к концу сентября», — считает Луцко.
Впрочем, мнения экономистов о том, насколько эффективным окажется поддержка Минфином и ЦБ, разделились. «Полагаю, что это поможет лишь сдержать ослабление рубля. Факторов для его укрепления в ближайшие недели не просматривается. Напротив, агрессивная политика ФРС подталкивает инвесторов копить доллары и выходить из активов с развивающихся рынков», — считает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
Однако вряд ли ЦБ вместе с Минфином сможет долго поддерживать рубль за счет таких операций. Потому что это может вылиться в проблемы банков с рублевой ликвидностью. «Благодаря ЦБ последние полтора года мы живем при профиците рублевой ликвидности. Однако эти меры приведут к тому, что рубли не будут поступать в банковскую систему. Это окажет давление на рублевую ликвидность и может привести к росту ставок», — говорит Луцко.
Принимаемые меры носят экстренный характер в условиях волатильности на валютном рынке. «Однако волатильность носит временный характер, рынок не может постоянно находиться в таком напряжении. Поэтому будем надеяться, что эта мера сработает, и за месяц курс рубля стабилизируется», — добавляет экономист. Октябрь пройдет более-менее спокойно до санкций, а потом все будет зависеть от того, насколько серьезный вариант санкций будет принят.
Что будет дальше? Банк России в сентябре точно не повысит ставку, а потом его решение будет зависеть от принятия США второго пакета озвученных санкций — против госбанков и операций с ОФЗ.
«Если в ноябре США введут санкции в жестком варианте, тогда будет сильная волатильность рубля, и российский ЦБ повысит ставку еще до заседания в конце декабря 2018 года», — говорит Луцко.
Однако пока его базовый сценарий предполагает, что ЦБ сохранит текущую ставку в 7,25% до конца года.
А если будут введены санкции в легкой форме, тогда ситуация на рынке начнет улучшаться, нерезиденты вернуться на рынок. Если же инфляция будет ниже целевой в 4%, то ЦБ может даже понизить ставку. Ващенко считает, что повышения ставки российским ЦБ будет не избежать, если курс доллара к рублю подберется к отметке 70. «В случае повышения ключевой ставки давление на рубль, на мой взгляд, снизится, и ЦБ сможет возобновить покупки на рынке», — добавляет он.

Безнадежный больной: рублю уже не помочь
Рубль не сможет укрепиться в среднесрочной перспективе. Минэкономразвития выпустило прогноз до 2024 года, в котором предполагает снижение среднегодового курса российской валюты до 68 рублей за доллар. В этом году у рубля нет шансов укрепиться. Минфин хотя и ушел с рынка, но собирается потратить на покупку валюты рекордные 427 млрд руб. Аналитики говорят, что рублю поможет только нормализация внешнеполитической обстановки, но надеяться на это не стоит.
Минэкономразвития обновило среднесрочный макроэкономический прогноз. Согласно ему, среднегодовой курс доллара в 2018 году составит 61,7 руб., уже в следующем году он вырастет до 63,9 руб., а в 2024 году опустится до 68 руб.
«Фундаментальные условия функционирования российской экономики в средне— и долгосрочном периоде существенно не изменятся. В связи с этим Минэкономразвития России сохраняет неизменным прогноз курса рубля на 2020–2024 годы. Ожидается, что курс рубля к доллару США вернется к уровням 63–64 рубля за доллар во второй половине 2019 г. и в дальнейшем продолжит ослабляться темпом, близким к инфляционному дифференциалу между Россией и странами — торговыми партнерами», — поясняет Минэк.
Прогноз выглядит немного странно на фоне текущего курса в районе 68 рублей за доллар, а также ожидания ведомством Максима Орешкина снижения цен на нефть с текущих почти $70 за баррель до $53,5 в 2024 году.
При этом аналитики прогнозируют, что рубль может еще ослабнуть в текущем году до 70-75 рублей за доллар. Это произойдет из-за усиления антироссийских санкций со стороны Соединенных Штатов и их союзников.
На повестке дня введение в ноябре второго раунда санкций в рамках «дела Скрипалей», а также принятие Конгрессом санкционного закона, предусматривающего ограничения на покупку нового российского госдолга и деятельность банков с госучастием.
Текущая ситуация на рынке также не дает поводов для оптимизма. Великобритания в среду, 5 сентября, объявила о том, что подозреваемыми в отравлении экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери являются два гражданина РФ. Доллар подорожал на 0,3% до 68,3 руб.
Кроме того, российский Минфин объявил об увеличении покупок валюты в рамках бюджетного правила до рекордной суммы в 426,9 млрд руб. Операции будут проводиться в период с 7 сентября 2018 года по 4 октября 2018 года, соответственно, ежедневный объем покупки иностранной валюты составит в эквиваленте 21,3 млрд руб., сообщило финансовое ведомство.
ЦБ ранее заявил, что из-за сильной волатильности не будет покупать валюту на рынке для Минфина. По факту это означает перевод средств внутри ЦБ, т.е. представляет собой проводку между счетами, говорит Артем Деев, ведущий аналитик AMarkets.
«Сейчас, когда операции ЦБ на бирже приостановлены, Минфин получает валюту напрямую из текущих фондов ЦБ внутренним взаимозачетом. Упрощенно схема выглядит так: ЦБ получает от Минфина рубли и отдает ведомству валюту из собственных резервов. При этом рубли на рынок не выбрасываются, а совокупные золотовалютные резервы страны не растут. Валюта просто перекладывается из одной корзины в другую», — соглашается Сергей Гайворонский, аналитик «БКС Брокер».
Уход ЦБ с рынка не дал большого эффекта, поэтому ситуация с рублем очень подозрительна, отмечал аналитик «Алор брокер» Алексей Антонов. После того, как Банк России перестал покупать валюту на рынке для Минфина в рамках бюджетного правила, следовало бы ожидать как минимум прекращения снижения котировок рубля, но этого не произошло, говорит он.
Аналитик предполагает, что, возможно, дело в том, что валюта для формирования резервов Минфина приобретается у каких-либо крупных банков, либо у самого ЦБ, которые все равно покупают ее на рынке. Таким образом, рыночные факторы опять могут иметь слабое влияние на курсообразование российской валюты.
Проблема в том, что на данный момент динамика рубля преимущественно определяется рисками дополнительных санкций против России, подчеркивает Дмитрий Космодемьянский, руководитель отдела управления бумагами с фиксированной доходностью УК «Открытие».
«Вероятности вступления в силу каждого из пакетов различны, однако, общий подход к российским активам как к токсичной (sic!) истории сохраняется и будет сохраняться как минимум до ноября, до промежуточных выборов в обе палаты Конгресса», — считает он.
Вопрос российского вмешательства в выборы, предстоящие и уже прошедшие, стал одним из ключевых в ходе борьбы между республиканцами и демократами в этом электоральном цикле.
Стоит также учесть, что подавляющее большинство валют развивающихся стран сейчас под давлением из-за ужесточения монетарной политики ФРС. За месяц аргентинское песо потеряло около 30% стоимости, южноафриканский ранд — 13%, турецкая лира — 20%, бразильский реал — больше 10% и так далее.
«Для достойного отскока необходимо изменение внешнего фона, а не только прекращение закупок Минфином. В таком случае, даже расширенные покупки Минфина не смогут сломить позитив инвесторов», — резюмирует аналитик.