Материализм философия государстваИстория науки и философии

От начала и до современности
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Материализм философия государства

Сообщение tamplquest »

Ветер 20: 21 мар 2018, 08:23 НАУЧНЫЙ метод
Научный метод тут не при чем, он имеет вполне четкие критерии, независимые от "измов",в первую очередь воспроизводимость опыта и фальсифицируемость. Кроме того, большое внимание уделяется формальной логике. Это только упоротые марксисты времен СССР плели подобную ахинею.
Кстати, сам марксизм с его "диалектическим материализмом" под критерии научного метода не подпадает.
Вместо логики -- шаманство диалектика
Фальсифицируемость и воспроизводимость отсутствуют

Что же касается идеализма как философского течения, коммунисты были просто слишком тупы,чтобы его понять. У них был "народный" менталитет: что вижу о том и пою, остальное от лукавого, поэтому их миропонимание представляло из себя кастрированный идеализм, где из целостной картины мира выброшено трансцедентное, и оставлено имманентное. Эдакая недофилософия
Последний раз редактировалось tamplquest 21 мар 2018, 09:01, всего редактировалось 1 раз.
Реклама
Аватара пользователя
Ветер 20
Всего сообщений: 1564
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Материализм философия государства

Сообщение Ветер 20 »

tamplquest: 21 мар 2018, 08:52 Научный метод тут не при чем, он имеет вполне четкие критерии, независимые от "измов",в первую очередь воспроизводимость опыта и фальсифицируемость. Кроме того, большое внимание уделяется формальной логике. Это только упоротые марксисты времен СССР плели подобную ахинею.
Кстати, сам марксизм с его "диалектическим материализмом" под критерии научного метода не подпадает.
Да елки палки ! Причём здесь ваша темнота за печная ? ! Сто раз всё доказано начиная от науки (философское осмысление квантовой физики ) кончая Лениным (в социологии) и его научной любоью к пролетариату только для вас это тёмный лес. Для вас очевидные вещи это "упоротый марксизм" может это вы сами упоротый мракобес ?
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Материализм философия государства

Сообщение tamplquest »

Ветер 20: 21 мар 2018, 08:58 Сто раз всё доказано
Что доказано?
Ветер 20: 21 мар 2018, 08:58 квантовой физики
Квантовая физика, кстати, опрокинула еще одного излюбленного идола материалистов -- лапласовский детерминизм
Аватара пользователя
Ветер 20
Всего сообщений: 1564
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Материализм философия государства

Сообщение Ветер 20 »

Кто открыл природу экономических кризисов ? Кто открыл природу антагонистических интересов классов, Кто открыл способ эксплуатации и прибавочной неоплаченной стоимости труда ? Кто на основе социологии впервые создал государство без классов ? Кто разработал научные методы ? Блин ну нельзя же быть таким тёмным !
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Материализм философия государства

Сообщение tamplquest »

Ветер 20: 21 мар 2018, 09:04 Кто открыл природу экономических кризисов ?
Никто не открывал. Есть несколько теорий, но нет единого мнения.
Ветер 20: 21 мар 2018, 09:04 Кто открыл природу антагонистических интересов классов,
Кто?
По-моему, Сен-Симон, но возможно были и до него.
И не "открыл природу", а предложил гипотезу
Ветер 20: 21 мар 2018, 09:04 Кто на основе социологии впервые создал государство без классов ?
Вы имеете в виду общество разделенное на классы номенклатуры и пролетариата, партократию, как корявую пародию на феодализм?
Нечто подобное было уже в древних теократиях, особенно в скотоводческих обществах кочевников
Ветер 20: 21 мар 2018, 09:04 Кто разработал научные методы ?
Что опять коммуняки поди? lol
Аватара пользователя
Ветер 20
Всего сообщений: 1564
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Материализм философия государства

Сообщение Ветер 20 »

tamplquest: 21 мар 2018, 09:03 Квантовая физика, кстати, опрокинула еще одного излюбленного идола материалистов -- лапласовский детерминизм
Вы о причинно следственной определённости ? А я вам говорю , что не объективных причин нет .
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Материализм философия государства

Сообщение tamplquest »

Ветер 20: 21 мар 2018, 09:15 А я вам говорю , что не объективных причин нет .
Как раз "объективных" причин зависимости состояния от наблюдателя нет.
Эйнштейн пытался нафантазировать их в своей интерпретации "скрытых параметров", но только опозорился в итоге.
Аватара пользователя
Ветер 20
Всего сообщений: 1564
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Материализм философия государства

Сообщение Ветер 20 »

tamplquest: 21 мар 2018, 09:11 Никто не открывал. Есть несколько теорий, но нет единого мнения.
Врёте открыта Марксом.
tamplquest: 21 мар 2018, 09:11 Кто?
По-моему, Сен-Симон, но возможно были и до него.
И не "открыл природу", а предложил гипотезу
Вам этого мало ? Может и другое рассказать в качестве ликбеза ?Или современные примеры привести ?
tamplquest: 21 мар 2018, 09:11 Вы имеете в виду общество разделенное на классы номенклатуры и пролетариата, партократию, как корявую пародию на феодализм?
Нечто подобное было уже в древних теократиях, особенно в скотоводческих обществах кочевников
Я имею в виду не ваше (-------) а сравнение советского социализма с российским капитализмом. То что вы прилепили "феодализм партократию" для меня пустые слова. А вот общество без классов (олигархов власти ТНК итд и перевеса власти буржуев ) это на основе научного метода и было сделанно и это артефакт! Как и ленинское "бытиё определяет сознание" тоже артефакт .
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Материализм философия государства

Сообщение tamplquest »

Ветер 20: 21 мар 2018, 09:23 Врёте открыта Марксом.
Ну если считать плагиат "открытием",то можете считать что "открыл".
Ветер 20: 21 мар 2018, 09:23 Вам этого мало ?
Чего мало?
Ветер 20: 21 мар 2018, 09:23 Я имею в виду
А я имею в виду, что замена класса капиталиста на класс капиталиста-партократа не делает общество бесклассовым
Аватара пользователя
Ветер 20
Всего сообщений: 1564
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Материализм философия государства

Сообщение Ветер 20 »

tamplquest: 21 мар 2018, 09:20 Как раз "объективных" причин зависимости состояния от наблюдателя нет.
Я уж не помню кто там в квантовой физике пользовался философией (Н Бор ) что ли но используя её аппарат удалось найти и решить проблему и сдаётся обошлось без всяких НЕ ОБЪЕКТИВНЫХ постулатов , а по сему делаю вывод общество познаваемо его законы законы экономики объективны и познаваемы и лучше Маркса их ни кто не описал . Пока другие писали о "божественном провидении и невозможности постичь " Он взял да и вскрыл , вытащил их на свет божий. В этом и разница.другое дело что абсолютных истин не бывает есть только приближённые к нией . Но здесь Маркс даёт 100 в гору

Отправлено спустя 6 минут 13 секунд:
tamplquest: 21 мар 2018, 09:26 А я имею в виду, что замена класса капиталиста на класс капиталиста-партократа не делает общество бесклассовым
Смотря какого партократа ! Вспомните "власть " партократа над пролетарием при социализме ( государственный аппарат управления ) и современную неограниченную финансовую власть над работником пролетарием сегодня . Заметна разница? По моему класс пролетариев давал 100 в гору при социализме , чем при капитализме с его бесправием.

Отправлено спустя 1 минуту 13 секунд:
tamplquest: 21 мар 2018, 09:26 А я имею в виду, что замена класса капиталиста на класс капиталиста-партократа не делает общество бесклассовым
билиберда пошла вы пока отдохните .
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Материализм философия государства

Сообщение tamplquest »

Ветер 20: 21 мар 2018, 09:30 Пока другие писали о "божественном провидении и невозможности постичь "
Может по-мнению маркса, до него все писали только о "божественном провидении и невозможности постичь ", но это его странное мнение мало кому интересно.
Об экономике писали еще древние греки, вполне научно, понаучней чем маркс.
Ветер 20: 21 мар 2018, 09:30 Он взял да и вскрыл , вытащил их на свет божий. В этом и разница.
Во-первых, он сам ничего не "вскрыл", потому что у него не было никаких научных открытий. Он просто надергал куски из различных источников, в экономике -- из политэкономии(Смит, Рикардо etc), в истории из теорий прогрессистов, его "формации" -- это сен-симоновские формации, в философии и методологии -- у диалектиков, типа Гегеля. И прочая и прочая.
Во-вторых, эти гипотезы и методы сами по себе более чем спорны

Отправлено спустя 1 минуту 51 секунду:
Ветер 20: 21 мар 2018, 09:38 Заметна разница?
Разница есть, но речь шла о мнимом "отсутствии классов"
Ветер 20: 21 мар 2018, 09:38 По моему класс пролетариев давал 100 в гору при социализме , чем при капитализме с его бесправием.
Положение рабочего класса при социализме СССР было не лучше чем сейчас
Эффективность экономики была на низком уровне, если не считать рабский период 30-х 40-х годов. Царила безответственность и разгильдяйство
Аватара пользователя
Ветер 20
Всего сообщений: 1564
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Материализм философия государства

Сообщение Ветер 20 »

tamplquest: 21 мар 2018, 09:41 Положение рабочего класса при социализме СССР было не лучше чем сейчас
Эффективность экономики была на низком уровне
шутка не удалась .
Может по-мнению маркса, до него все писали только о "божественном провидении и невозможности постичь ", но это его странное мнение мало кому интересно.
Об экономике писали еще древние греки, вполне научно, понаучней чем маркс.
Ветер 20: ↑11 минут назад
Он взял да и вскрыл , вытащил их на свет божий. В этом и разница.
Во-первых, он сам ничего не "вскрыл", потому что у него не было никаких научных открытий. Он просто надергал куски из различных источников, в экономике -- из политэкономии(Смит, Рикардо etc), в истории из теорий прогрессистов, его "формации" -- это сен-симоновские формации, в философии и методологии -- у диалектиков, типа Гегеля. И прочая и прочая.
Ньютон "я видел дальше потому что стоял на плечах гигантов " Да только товарищ Маркс выкинул из них идеализм и встал на научный путь . Думать надо.
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Материализм философия государства

Сообщение tamplquest »

Ветер 20: 21 мар 2018, 09:46 на научный путь
На научный путь он как раз не вставал, потому что марксистский "диалектический метод" никакого отношения к науке не имеет, и ни в одной научной дисциплине не применяется.

Изображение

Отправлено спустя 4 минуты 59 секунд:
Ветер 20: 21 мар 2018, 09:46Ньютон
Ньютон, между прочим, материалистом не был
И, он хоть и "стоял на плечах", все таки, сделал и множество собственных открытий, в отличие от
Аватара пользователя
Ветер 20
Всего сообщений: 1564
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Материализм философия государства

Сообщение Ветер 20 »

tamplquest: 21 мар 2018, 10:07 На научный путь он как раз не вставал, потому что марксистский "диалектический метод" никакого отношения к науке не имеет, и ни в одной научной дисциплине не применяется.
Хватит бредить , это вам не к лицу. Ленин как раз применил этот метод в своих работах как не знать ? Не учение "ваньки встаньки" не поповски писания . Не идеологические бредни буржуазии . А именно социологию Маркса . А социология это наука. Диалектический метод как раз высший логический метод (как высшая математика для некоторых) В науке же всё применяется , в истории метод формаций , базис и надстройка и пр. Так что мне не надо рассказывать это я вам расскажу.

Отправлено спустя 1 минуту 34 секунды:
tamplquest: 21 мар 2018, 10:07 Ньютон, между прочим, материалистом не был
И что ? До поры до времени . Потом учёные вышли из заблуждений.
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Материализм философия государства

Сообщение tamplquest »

Ветер 20: 21 мар 2018, 10:28 Диалектический метод как раз высший логический метод
Интересно, что в нем "логического", и какому идиоту пришло в голову смешивать эту билеберду с логикой

Писульки ленина это такая же лженаука как и марксизм, нашли чем маркса оправдать
Аватара пользователя
Ветер 20
Всего сообщений: 1564
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Материализм философия государства

Сообщение Ветер 20 »

Хотя для справедливости надо бы заслушать противоположную сторону ? Заслушаем ? Итак ! "все несчастья от того что мы отошли от Бога ! !! "рабочий у нас живет бедно, потому что он алкаш и лентяй ! " " да они лентяи они не могут найти денег , открыть своё дело ! "экономика государства не может содержать убыточные предприятия и кормить паразитов" Так ? вот это ответ буржуйской идеологии. Не похоже на времена СССР ? (тем более 30х ) где реально рабочий человек был жозяином своей судьбы. ! Государство для человека а не наоборот!
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Материализм философия государства

Сообщение tamplquest »

Ветер 20: 21 мар 2018, 10:28 Потом учёные вышли из заблуждений.
Я повторяю, ученые используют научный метод, который ортогонален любым "измам".
Каким образом Вы связали материализм с наукой?

Отправлено спустя 1 минуту 5 секунд:
Ветер 20: 21 мар 2018, 10:36 где реально рабочий человек был жозяином своей судьбы.
Угу, хозяин, пока коммуняка под зад не даст
Выпить втихаря конечно мог на заводе, когда оттепель была, сейчас с этим строже стало
Аватара пользователя
Ветер 20
Всего сообщений: 1564
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Материализм философия государства

Сообщение Ветер 20 »

Значит развитие материализма для вас "писульки" ? Того материализма который позволил вам быть сейчас дикарём с компьютером ? Сдаётся мне это пессимистическая деградация.
За последние годы в преподавании логики и в опубликованных логических работах обнаружилось много неясных и спорных вопросов.


Ставя на обсуждение вопросы логики и организуя по ним широкий обмен мнений, редакция журнала считала необходимым выявить различные мнения в трактовке ряда вопросов логики и положить конец путанице и неразберихе, существующим во взглядах многих специалистов-логиков. Недостаточное овладение некоторыми из них основами марксизма-ленинизма привело к тому, что эта путаница, как показывают материалы обсуждения, существует не только по вопросам, ещё недостаточно разработанным, но и по вопросам, давно решённым классиками марксизма-ленинизма и, следовательно, совершенно бесспорным.

Общеизвестно, что мышление, законы и формы которого составляют предмет логики, неразрывно связано с языком. И. В. Сталин учит: «Какие бы мысли ни возникли в голове человека и когда бы они ни возникли, они могут возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. Оголённых мыслей, свободных от языкового материала, свободных от языковой «природной материи» — не существует. «Язык есть непосредственная действительность мысли» (Маркс). Реальность мысли проявляется в языке. Только идеалисты могут говорить о мышлении, не связанном с «природной материей» языка, о мышлении без языка».

Путаница и прямая вульгаризация марксизма в области логики в основном шли по той же линии, что и путаница и вульгаризация в языкознании. Вульгаризаторы марксизма — Марр и его последователи — считали язык классовым и относили его к надстройке. Аналогичные установки существовали и в логике. И здесь вульгаризаторы марксизма считали законы и формы мышления, исследуемые формальной логикой, надстроечными, классовыми, а в соответствии с этим объявили в своё время формальную логику орудием классового врага, основой религиозного мировоззрения и на этом основании изгнали её из средней школы. В результате этого советская молодёжь не получала в средней школе знаний элементарных правил и приёмов логического мышления. В. И. Ленин ещё в 1921 году указывал на необходимость изучения формальной логики (с поправками) в низших классах советской школы; подобные указания неоднократно давались И. В. Сталиным.

В 1946 году ЦК ВКП(б) по инициативе товарища Сталина обязал ввести в средней школе преподавание логики. Однако порочная, антимарксистская концепция о классовости логики продолжала пользоваться поддержкой со стороны некоторых работников Министерства высшего образования СССР, Института философии АН СССР и других руководящих философских учреждений страны, что нашло своё выражение в программах по логике, в книгах по логике, подготовленных к печати, и ещё больше в устных выступлениях.

Высказывались мнения, что поскольку в эксплуататорском обществе логика всегда обслуживала господствующие классы в целях укрепления их классового господства, то она по самому своему существу всегда носила надстроечный характер. Например, в приказе № 361 от 23 марта 1948 года бывшего министра высшего образования СССР С. В. Кафтанова, оценивавшем работу кафедры логики МГУ, говорилось, что «формальная логика в древности защищала идеологию рабовладельцев, в средние века была служанкой богословия, а в капиталистическом обществе приспосабливается к буржуазии для того, чтобы держать угнетенные классы в плену буржуазной идеологии».

В соответствии с этим выдвигалась идея создания особой, «советской» логики, которая должна быть противоположна старой, якобы целиком буржуазной, формальной логике. В «Программе по логике для отделений логики и отделений логики и психологии педагогических институтов и университетов», утверждённой отделом преподавания общественных наук Министерства высшего образования СССР в июле 1949 года, напечатано: «Партийность науки логики. Служебная роль логики по отношению к идеологии». «Советская логика — остро отточенное идеологическое оружие советского народа в борьбе с пережитками прошлого в сознании людей, в борьбе против буржуазной идеологии».

Немарксистские установки на то, что логика мышления носит надстроечный, классовый характер, что каждому общественно-экономическому строю отвечает своя логика и что поэтому надо создать какую-то особую, «советскую» логику, как две капли воды, сходны со взглядами Марра и его учеников на язык.

Прямым следствием такой установки явилось утверждение сторонников классовости логики, что логику, преподаваемую в наших школах, надо рассматривать не как прежнюю, формальную логику, освобождённую от идеализма, схоластики, метафизики, а как некую «диалектизированную» формальную логику. Это была явно вульгаризаторская, чуждая марксизму установка на смешение формальной логики с диалектикой, на подмену марксистской диалектики формальной логикой, против чего со всей резкостью высказывались В. И. Ленин и И. В. Сталин. Призывая создавать новую, «советскую» логику, как единую, в которой нераздельно слиты (точнее сказать, смешаны) формальная логика и диалектика, вульгаризаторы марксизма выступили, по существу, с отрицанием как формальной логики, так и марксистской диалектической логики. Этим они без всякого обоснования, то есть нарушая самые элементарные требования логики, отвергли прямые указания Энгельса и Ленина относительно основных черт и особенностей марксистской диалектической логики, отличающих её от элементарной, школьной логики, именуемой обычно формальной логикой.

Дискуссия по языкознанию и работа товарища Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» заставили вульгаризаторов марксизма в вопросах логики несколько перестроиться. Им пришлось отказаться от исходной концепции «классовости логики», как уж слишком явно немарксистской. Но с тем большим упорством они стали отстаивать целиком вытекавшую из этой порочной концепции идею «единой» логики, а фактически формальной логики, смешанной с марксистской диалектикой, с мировоззрением большевистской партии. Но они забыли — или делают вид, что забыли, — о том, что такое смешение формальной логики с диалектикой было ими провозглашено в своё время именно для того, чтобы отличить «новую», «советскую», якобы классовую логику от старой, буржуазно-классовой формальной логики. Будучи вынужденными отказаться от исходного положения о классовости логики, они хотят обязательно сохранить вытекавшее из него следствие, обнаруживая этим своё неумение находиться в ладах с логикой, быть логически последовательными.

В некоторых опубликованных статьях нигилистическое отношение к формальной логике мотивируется тем, что логика, как наука о формах мышления, классова, партийна, хотя объект её изучения — формы мышления общечеловечны, и что поэтому-де «буржуазная» формальная логика должна уступить место «советской», «диалектизированной» логике. Авторы этих статей вульгаризируют ленинский принцип партийности науки, сваливая в одну кучу теоретические науки об обществе (политическую экономию, социологию и др.), всё существо которых является классовым, с науками, изучающими неклассовые явления (например, грамматика, формальная логика), которые, конечно, как и всякие другие науки, используются разными классами, но основное содержание которых нельзя считать классовым.

Несомненно, что подобная путаница и вульгаризация пагубным образом отражаются на деятельности научных работников и преподавателей логики, аспирантов и студентов, дезориентируя их. Нужны решительные и быстрые меры, чтобы прекратить эту путаницу и вульгаризацию.

II

Как показало обсуждение, советские логики, опираясь на сталинское учение о языке и о его органической связи с мышлением, сделали правильные выводы относительно логических форм и законов мышления, исследуемых формальной логикой. Эти выводы можно сформулировать в следующих основных пунктах:

а) Логические формы и законы мышления не являются надстройкой над базисом, подобно тому, как не является надстройкой над базисом тесно связанный с мышлением язык. Мышление не исчезает с исчезновением того или иного базиса и соответствующей ему надстройки, оно лишь видоизменяется. Следовательно, законы и формы мышления также не исчезают, но лишь развиваются.

б) Не являясь надстройкой над базисом, формы и законы мышления носят не классовый, а общечеловеческий характер. Логический аппарат мышления, его формы (понятие, суждение, умозаключение) и законы их функционирования у представителей различных классов совершенно одинаковы, так же, как они совершенно одинаковы у представителей различных наций. Формы и законы мышления суть отражение одной и той же объективной действительности, результат миллиарды раз повторяющейся практической деятельности людей.

в) Как и язык, мышление, в отличие от надстройки, связано с производственной и всякой иной деятельностью человека непосредственно. Любое существенное изменение в деятельности человека отражается в мышлении в виде появления новых понятий, суждений, умозаключений, не дожидаясь, пока произойдут изменения в базисе.

г) Логический строй мышления, его законы и — в ещё большей степени — теории их непрерывно изменяются и развиваются. Однако, как и в развитии языка, здесь нет взрывов. Формы и законы мышления развиваются медленно, путём постепенного отмирания элементов старого качества и накопления элементов нового качества.

Обсуждение показало, далее, что большинство советских логиков и философов придерживается правильной, марксистской точки зрения на формальную логику и её отношение к логике диалектической. Эта марксистская точка зрения сводится к следующему: формальная логика есть наука об элементарных законах и формах правильного мышления. Она есть собрание элементарных правил о том, как нужно пользоваться понятиями, суждениями, умозаключениями, дабы наше мышление было определённым, связным, последовательным, доказательным, непротиворечивым.

Формальная логика элементарна. Она, по ленинской характеристике, «берет формальные определения, руководясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим».

Формальная логика, будучи безусловно необходимой, хотя и недостаточной для полного знания предмета, отнюдь не является метафизикой, поскольку её не абсолютизируют, не признают единственно возможной.

Нет двух формальных логик: старой, метафизической, и новой, диалектической, — как нет двух — метафизической и диалектической — арифметик, грамматик. Формальная логика одна, общечеловеческая; она есть свод элементарных правил мышления, есть простейшее учение об этих правилах.

Необходимость формальной логики обусловлена тем, что она даёт правила логичности мышления, которые обязательны для всех людей и несоблюдение которых ведёт к разрушению мышления, к хаосу, неразберихе в мышлении. Эти правила надлежит соблюдать для того, чтобы стройно, последовательно мыслить. У тех, кто нарушает эти правила, нет порядка в мыслях, а следовательно, не может быть порядка и в действиях, поскольку действия человека должны быть всегда осмысленными.

Знание и соблюдение элементарных правил формальной логики необходимы не только школьнику, но и каждому взрослому человеку. Они необходимы партийному и советскому работнику, инженеру, учителю, врачу, агроному, юристу и т. д. Без умения последовательно и определённо мыслить нельзя руководить никаким участком работы. Болтуны и путаники отличаются, в частности, тем, что в своих рассуждениях, нарушающих элементарные правила логики, они топят живое дело, вносят сумбур и неразбериху. Если человек не знает и не соблюдает правил логики, его нельзя понять; мышление такого человека бессистемно, а результаты мышления неправильны. Как человек, не знающий правил арифметики и грамматики, не может правильно считать и грамотно писать, так и человек, не знающий правил логики, не может правильно рассуждать и действовать. В этом значение формальной логики.

Марксистская диалектическая логика совпадает с диалектикой и теорией познания марксизма, она, в сущности, представляет собой тождество с ними.

Диалектическая логика «есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития… всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира»].

Диалектическая логика применяется как к изучению законов и форм мышления, так и к изучению законов действительности. Она раскрывает органическую связь форм и законов мышления с законами объективного мира, показывая, что они суть не что иное, как отражение законов объективного мира.

По сравнению с логикой формальной диалектическая логика есть качественно новая, высшая ступень в развитии мышления. Её отношение к формальной логике, по глубокому сравнению Энгельса, аналогично отношению высшей математики к низшей.

«Диалектическая логика, в противоположность старой, чисто формальной логике, не довольствуется тем, чтобы перечислить и без всякой связи поставить рядом друг возле друга формы движения мышления, т. е. различные формы суждений и умозаключений. Она, наоборот, выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих»].

Диалектическая логика, будучи высшей логикой, не устраняет низшую, формальную логику, но показывает её ограниченность. Диалектическая логика входит составной частью в марксизм, формальная же логика составной частью марксизма не является.

Такова марксистская точка зрения на формальную логику и её отношение к логике диалектической. Эта точка зрения ясно изложена в произведениях классиков марксизма-ленинизма.

С этой, марксистской точки зрения опровергаются как никчёмные и явно вредные «прожекты» создания какой-то «новой», «особой», «диалектической формальной логики», или, как некоторые выражаются, «формальной логики диалектического метода». Подобное «диалектизирование» формальной логики ведёт, с одной стороны, к опошлению марксизма, а с другой стороны, подрывая основы самого существования формальной логики, — к полной её ликвидации, ибо нельзя «диалектизировать» формальную логику, не уничтожая тем самым её как логику.

«Диалектическая формальная логика» — это полнейшая бессмыслица.

«Диалектизация» формальной логики в научной и учебно-педагогической работе всегда была и останется эклектическим смешением формальной логики с диалектическим материализмом.

Эклектическое смешение формальной логики с логикой диалектической происходит всякий раз, когда факты или результаты, добытые посредством применения диалектической логики, пытаются объяснить средствами формальной логики или когда формальную логику пытаются излагать «диалектически».

Линия на смешение формальной логики с диалектическим материализмом, на включение формальной логики в марксизм есть в настоящее время наиболее путаная, ошибочная и вредная линия в логике, извращающая принципы марксизма.

Поэтому задача советских логиков заключается в том, чтобы вести самую решительную борьбу против этой линии.

Другим извращением принципов марксизма является обнаружившаяся в ходе обсуждения попытка некоторых специалистов-логиков представить формальную логику как науку о таких законах мышления, которые якобы не отражают никаких сторон объективной действительности, а являются лишь специфическими законами самого мышления. В доказательство этого обычно приводится довод, что если в природе и обществе всё развивается и изменяется, то в мышлении, напротив, в качестве основного закона действует закон тождества, ошибочно истолковываемый как закон постоянства и неизменности. Совершенно ясно, что такое представление о формально-логических законах (законе тождества, противоречия, исключённого третьего и достаточного основания) является кантианским, идеалистическим представлением. Необходимо помнить, что формальная логика, как и всякая область знания, на протяжении всей своей истории также была ареной ожесточённой борьбы между материализмом и идеализмом. Отрыв форм и законов мышления от действительности, отрицание того, что они суть отображение объективных связей и законов, неизбежно приводит к разрыву субъекта и объекта. Малейшая уступка таким взглядам, а тем более их отстаивание, означает измену основному принципу материализма. Советские логики должны вести самую непримиримую борьбу против подобного рода идеалистических извращений.

Наконец, у некоторых логиков обнаружилась тенденция считать, что формальная логика является единственной наукой о законах и формах мышления, тогда как на самом деле, кроме формальной логики, законами и формами мышления занимается также и диалектическая логика.

Обсуждение вопросов логики имело ряд недостатков. Некоторые участники обсуждения заняли непринципиальную позицию «золотой середины», признавая, с одной стороны, что формальная логика есть низшая логика по отношению к логике диалектической, а с другой, — видя в ней необходимую составную часть диалектической логики.

Некоторые товарищи вместо рассмотрения вопроса по существу ограничились простым цитированием классиков марксизма-ленинизма, вырывая отдельные высказывания из контекста, не вскрывая их глубокого смысла, а порой произвольно толкуя их.

Нельзя не признать недостатком обсуждения и то, что в нём не приняли участия многие философы-профессионалы.

Обсуждение выявило в среде логиков неправильное понимание вполне ясных и давно решённых в марксизме вопросов. Эти ошибочные, немарксистские взгляды сильно помешали логикам создать полноценный учебник формальной логики и тормозят разработку проблем логики; они свидетельствуют о том, что не все советские логики в полной мере овладели основами марксистско-ленинской теории.

Путь, по которому следует идти, чтобы преодолеть выявившиеся у некоторых наших логиков крупные ошибки и отступления от марксизма, — это путь серьёзного, углублённого изучения произведений классиков марксизма-ленинизма.

III

Перед советскими логиками стоят огромной важности задачи и прежде всего задачи, вытекающие из работы И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания».

1) Советские логики должны настойчиво и целеустремлённо культивировать навыки мыслить точно и последовательно. Они должны беспощадно бороться со всеми нарушениями логических правил независимо от того, встречаются эти нарушения у учащихся или у взрослых людей.

2) Необходимо на конкретном материале разработать вопрос о единстве языка и мышления, логических и грамматических форм, о взаимоотношении логики и грамматики.

И. В. Сталин учит: «Отличительная черта грамматики состоит в том, что она даёт правила об изменении слов, имея в виду не конкретные слова, а вообще слова без какой-либо конкретности; она даёт правила для составления предложений, имея в виду не какие-либо конкретные предложения, скажем, конкретное подлежащее, конкретное сказуемое и т. п., а вообще всякие предложения, безотносительно к конкретной форме того или иного предложения. Следовательно, абстрагируясь от частного и конкретного, как в словах, так и в предложениях, грамматика берёт то общее, что лежит в основе изменений слов и сочетании слов в предложениях, и строит из него грамматические правила, грамматические законы. Грамматика есть результат длительной, абстрагирующей работы человеческого мышления, показатель громадных успехов мышления.

В этом отношении грамматика напоминает геометрию, которая даёт свои законы, абстрагируясь от конкретных предметов, рассматривая предметы, как тела, лишённые конкретности, и определяя отношения между ними не как конкретные отношения таких-то конкретных предметов, а как отношения тел вообще, лишённые всякой конкретности»[5].

Формальная логика, исследуя свой предмет, поступает с ним так же, как поступает со своим предметом грамматика. При изучении форм и законов мышления она берёг общее и отвлекается от единичного, конкретного. Рассматривая понятие, суждение, умозаключение, она формулирует правила, которые касаются не тех или иных конкретных понятий, суждений, умозаключений, но понятий вообще, суждений вообще, умозаключений вообще; следовательно, она отвлекается от конкретного содержания понятий, суждений, умозаключений. Исследование с этой стороны связи между логикой и грамматикой является чрезвычайно благодарной задачей.

3) Необходимо продолжить разработку вопросов формальной логики, в частности, вопросов об определении и делении понятий, о суждении и его взаимоотношении с предложением, об умозаключении, доказательстве и др.

Исключительно большой интерес представляет конкретное изучение и показ того, как классики марксизма-ленинизма разоблачают своих противников за то, что те игнорируют и нарушают элементарные правила логики в целях протаскивания путём логических фокусов и трюков враждебных марксизму установок.

4) Ещё не выполнено и требует выполнения указание В. И. Ленина о внесении в формальную логику поправок. Эти поправки должны идти в направлении полного очищения формальной логики от средневековой схоластики, ликвидации отрыва формальной логики от жизни, от практики. Следует изгнать из формальной логики схоластику и идеализм в истолковании форм и законов мышления, в частности, в истолковании сущности силлогизма, индуктивных методов исследования и т. д. Без внесения указанных поправок нельзя создать полноценного учебника по формальной логике для советской школы.

5) В борьбе против кантианского извращения принципов формальной логики необходимо на конкретном материале показать, что элементарные правила и аксиомы логического мышления являются продуктом общественно-исторической практики, обобщённой и закреплённой в сознании человека. Тем самым формальная логика получает материалистическое обоснование. При этом необходимо учитывать, что относительная устойчивость присуща самим вещам и явлениям, и эта сторона объективной действительности находит своё отражение в логических законах (тождества, противоречия и др.).

6) Огромные задачи стоят перед советскими логиками в деле разоблачения антинаучных, реакционных течений в зарубежной логике — интуитивизма, алогизма и т. п., — критики и разоблачения софистики и метафизики в логических построениях врагов марксизма. В отдельных статьях и книгах необходимо вскрыть всю несостоятельность модных логических «школ» и направлений в буржуазной науке, вроде логического позитивизма Карнапа, символической логистики Рассела и Уайтхэда и т. д. и т. п.

Классические произведения Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина, гениальный труд И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» дают советским логикам всё необходимое для того, чтобы успешно решить стоящие перед ними задачи.

Источник: «Вопросы философии», № 6, 1951 г., стр. 143-149

Отправлено спустя 18 секунд:
Значит развитие материализма для вас "писульки" ? Того материализма который позволил вам быть сейчас дикарём с компьютером ? Сдаётся мне это пессимистическая деградация.
За последние годы в преподавании логики и в опубликованных логических работах обнаружилось много неясных и спорных вопросов.


Ставя на обсуждение вопросы логики и организуя по ним широкий обмен мнений, редакция журнала считала необходимым выявить различные мнения в трактовке ряда вопросов логики и положить конец путанице и неразберихе, существующим во взглядах многих специалистов-логиков. Недостаточное овладение некоторыми из них основами марксизма-ленинизма привело к тому, что эта путаница, как показывают материалы обсуждения, существует не только по вопросам, ещё недостаточно разработанным, но и по вопросам, давно решённым классиками марксизма-ленинизма и, следовательно, совершенно бесспорным.

Общеизвестно, что мышление, законы и формы которого составляют предмет логики, неразрывно связано с языком. И. В. Сталин учит: «Какие бы мысли ни возникли в голове человека и когда бы они ни возникли, они могут возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. Оголённых мыслей, свободных от языкового материала, свободных от языковой «природной материи» — не существует. «Язык есть непосредственная действительность мысли» (Маркс). Реальность мысли проявляется в языке. Только идеалисты могут говорить о мышлении, не связанном с «природной материей» языка, о мышлении без языка».

Путаница и прямая вульгаризация марксизма в области логики в основном шли по той же линии, что и путаница и вульгаризация в языкознании. Вульгаризаторы марксизма — Марр и его последователи — считали язык классовым и относили его к надстройке. Аналогичные установки существовали и в логике. И здесь вульгаризаторы марксизма считали законы и формы мышления, исследуемые формальной логикой, надстроечными, классовыми, а в соответствии с этим объявили в своё время формальную логику орудием классового врага, основой религиозного мировоззрения и на этом основании изгнали её из средней школы. В результате этого советская молодёжь не получала в средней школе знаний элементарных правил и приёмов логического мышления. В. И. Ленин ещё в 1921 году указывал на необходимость изучения формальной логики (с поправками) в низших классах советской школы; подобные указания неоднократно давались И. В. Сталиным.

В 1946 году ЦК ВКП(б) по инициативе товарища Сталина обязал ввести в средней школе преподавание логики. Однако порочная, антимарксистская концепция о классовости логики продолжала пользоваться поддержкой со стороны некоторых работников Министерства высшего образования СССР, Института философии АН СССР и других руководящих философских учреждений страны, что нашло своё выражение в программах по логике, в книгах по логике, подготовленных к печати, и ещё больше в устных выступлениях.

Высказывались мнения, что поскольку в эксплуататорском обществе логика всегда обслуживала господствующие классы в целях укрепления их классового господства, то она по самому своему существу всегда носила надстроечный характер. Например, в приказе № 361 от 23 марта 1948 года бывшего министра высшего образования СССР С. В. Кафтанова, оценивавшем работу кафедры логики МГУ, говорилось, что «формальная логика в древности защищала идеологию рабовладельцев, в средние века была служанкой богословия, а в капиталистическом обществе приспосабливается к буржуазии для того, чтобы держать угнетенные классы в плену буржуазной идеологии».

В соответствии с этим выдвигалась идея создания особой, «советской» логики, которая должна быть противоположна старой, якобы целиком буржуазной, формальной логике. В «Программе по логике для отделений логики и отделений логики и психологии педагогических институтов и университетов», утверждённой отделом преподавания общественных наук Министерства высшего образования СССР в июле 1949 года, напечатано: «Партийность науки логики. Служебная роль логики по отношению к идеологии». «Советская логика — остро отточенное идеологическое оружие советского народа в борьбе с пережитками прошлого в сознании людей, в борьбе против буржуазной идеологии».

Немарксистские установки на то, что логика мышления носит надстроечный, классовый характер, что каждому общественно-экономическому строю отвечает своя логика и что поэтому надо создать какую-то особую, «советскую» логику, как две капли воды, сходны со взглядами Марра и его учеников на язык.

Прямым следствием такой установки явилось утверждение сторонников классовости логики, что логику, преподаваемую в наших школах, надо рассматривать не как прежнюю, формальную логику, освобождённую от идеализма, схоластики, метафизики, а как некую «диалектизированную» формальную логику. Это была явно вульгаризаторская, чуждая марксизму установка на смешение формальной логики с диалектикой, на подмену марксистской диалектики формальной логикой, против чего со всей резкостью высказывались В. И. Ленин и И. В. Сталин. Призывая создавать новую, «советскую» логику, как единую, в которой нераздельно слиты (точнее сказать, смешаны) формальная логика и диалектика, вульгаризаторы марксизма выступили, по существу, с отрицанием как формальной логики, так и марксистской диалектической логики. Этим они без всякого обоснования, то есть нарушая самые элементарные требования логики, отвергли прямые указания Энгельса и Ленина относительно основных черт и особенностей марксистской диалектической логики, отличающих её от элементарной, школьной логики, именуемой обычно формальной логикой.

Дискуссия по языкознанию и работа товарища Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» заставили вульгаризаторов марксизма в вопросах логики несколько перестроиться. Им пришлось отказаться от исходной концепции «классовости логики», как уж слишком явно немарксистской. Но с тем большим упорством они стали отстаивать целиком вытекавшую из этой порочной концепции идею «единой» логики, а фактически формальной логики, смешанной с марксистской диалектикой, с мировоззрением большевистской партии. Но они забыли — или делают вид, что забыли, — о том, что такое смешение формальной логики с диалектикой было ими провозглашено в своё время именно для того, чтобы отличить «новую», «советскую», якобы классовую логику от старой, буржуазно-классовой формальной логики. Будучи вынужденными отказаться от исходного положения о классовости логики, они хотят обязательно сохранить вытекавшее из него следствие, обнаруживая этим своё неумение находиться в ладах с логикой, быть логически последовательными.

В некоторых опубликованных статьях нигилистическое отношение к формальной логике мотивируется тем, что логика, как наука о формах мышления, классова, партийна, хотя объект её изучения — формы мышления общечеловечны, и что поэтому-де «буржуазная» формальная логика должна уступить место «советской», «диалектизированной» логике. Авторы этих статей вульгаризируют ленинский принцип партийности науки, сваливая в одну кучу теоретические науки об обществе (политическую экономию, социологию и др.), всё существо которых является классовым, с науками, изучающими неклассовые явления (например, грамматика, формальная логика), которые, конечно, как и всякие другие науки, используются разными классами, но основное содержание которых нельзя считать классовым.

Несомненно, что подобная путаница и вульгаризация пагубным образом отражаются на деятельности научных работников и преподавателей логики, аспирантов и студентов, дезориентируя их. Нужны решительные и быстрые меры, чтобы прекратить эту путаницу и вульгаризацию.

II

Как показало обсуждение, советские логики, опираясь на сталинское учение о языке и о его органической связи с мышлением, сделали правильные выводы относительно логических форм и законов мышления, исследуемых формальной логикой. Эти выводы можно сформулировать в следующих основных пунктах:

а) Логические формы и законы мышления не являются надстройкой над базисом, подобно тому, как не является надстройкой над базисом тесно связанный с мышлением язык. Мышление не исчезает с исчезновением того или иного базиса и соответствующей ему надстройки, оно лишь видоизменяется. Следовательно, законы и формы мышления также не исчезают, но лишь развиваются.

б) Не являясь надстройкой над базисом, формы и законы мышления носят не классовый, а общечеловеческий характер. Логический аппарат мышления, его формы (понятие, суждение, умозаключение) и законы их функционирования у представителей различных классов совершенно одинаковы, так же, как они совершенно одинаковы у представителей различных наций. Формы и законы мышления суть отражение одной и той же объективной действительности, результат миллиарды раз повторяющейся практической деятельности людей.

в) Как и язык, мышление, в отличие от надстройки, связано с производственной и всякой иной деятельностью человека непосредственно. Любое существенное изменение в деятельности человека отражается в мышлении в виде появления новых понятий, суждений, умозаключений, не дожидаясь, пока произойдут изменения в базисе.

г) Логический строй мышления, его законы и — в ещё большей степени — теории их непрерывно изменяются и развиваются. Однако, как и в развитии языка, здесь нет взрывов. Формы и законы мышления развиваются медленно, путём постепенного отмирания элементов старого качества и накопления элементов нового качества.

Обсуждение показало, далее, что большинство советских логиков и философов придерживается правильной, марксистской точки зрения на формальную логику и её отношение к логике диалектической. Эта марксистская точка зрения сводится к следующему: формальная логика есть наука об элементарных законах и формах правильного мышления. Она есть собрание элементарных правил о том, как нужно пользоваться понятиями, суждениями, умозаключениями, дабы наше мышление было определённым, связным, последовательным, доказательным, непротиворечивым.

Формальная логика элементарна. Она, по ленинской характеристике, «берет формальные определения, руководясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим».

Формальная логика, будучи безусловно необходимой, хотя и недостаточной для полного знания предмета, отнюдь не является метафизикой, поскольку её не абсолютизируют, не признают единственно возможной.

Нет двух формальных логик: старой, метафизической, и новой, диалектической, — как нет двух — метафизической и диалектической — арифметик, грамматик. Формальная логика одна, общечеловеческая; она есть свод элементарных правил мышления, есть простейшее учение об этих правилах.

Необходимость формальной логики обусловлена тем, что она даёт правила логичности мышления, которые обязательны для всех людей и несоблюдение которых ведёт к разрушению мышления, к хаосу, неразберихе в мышлении. Эти правила надлежит соблюдать для того, чтобы стройно, последовательно мыслить. У тех, кто нарушает эти правила, нет порядка в мыслях, а следовательно, не может быть порядка и в действиях, поскольку действия человека должны быть всегда осмысленными.

Знание и соблюдение элементарных правил формальной логики необходимы не только школьнику, но и каждому взрослому человеку. Они необходимы партийному и советскому работнику, инженеру, учителю, врачу, агроному, юристу и т. д. Без умения последовательно и определённо мыслить нельзя руководить никаким участком работы. Болтуны и путаники отличаются, в частности, тем, что в своих рассуждениях, нарушающих элементарные правила логики, они топят живое дело, вносят сумбур и неразбериху. Если человек не знает и не соблюдает правил логики, его нельзя понять; мышление такого человека бессистемно, а результаты мышления неправильны. Как человек, не знающий правил арифметики и грамматики, не может правильно считать и грамотно писать, так и человек, не знающий правил логики, не может правильно рассуждать и действовать. В этом значение формальной логики.

Марксистская диалектическая логика совпадает с диалектикой и теорией познания марксизма, она, в сущности, представляет собой тождество с ними.

Диалектическая логика «есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития… всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира»].

Диалектическая логика применяется как к изучению законов и форм мышления, так и к изучению законов действительности. Она раскрывает органическую связь форм и законов мышления с законами объективного мира, показывая, что они суть не что иное, как отражение законов объективного мира.

По сравнению с логикой формальной диалектическая логика есть качественно новая, высшая ступень в развитии мышления. Её отношение к формальной логике, по глубокому сравнению Энгельса, аналогично отношению высшей математики к низшей.

«Диалектическая логика, в противоположность старой, чисто формальной логике, не довольствуется тем, чтобы перечислить и без всякой связи поставить рядом друг возле друга формы движения мышления, т. е. различные формы суждений и умозаключений. Она, наоборот, выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих»].

Диалектическая логика, будучи высшей логикой, не устраняет низшую, формальную логику, но показывает её ограниченность. Диалектическая логика входит составной частью в марксизм, формальная же логика составной частью марксизма не является.

Такова марксистская точка зрения на формальную логику и её отношение к логике диалектической. Эта точка зрения ясно изложена в произведениях классиков марксизма-ленинизма.

С этой, марксистской точки зрения опровергаются как никчёмные и явно вредные «прожекты» создания какой-то «новой», «особой», «диалектической формальной логики», или, как некоторые выражаются, «формальной логики диалектического метода». Подобное «диалектизирование» формальной логики ведёт, с одной стороны, к опошлению марксизма, а с другой стороны, подрывая основы самого существования формальной логики, — к полной её ликвидации, ибо нельзя «диалектизировать» формальную логику, не уничтожая тем самым её как логику.

«Диалектическая формальная логика» — это полнейшая бессмыслица.

«Диалектизация» формальной логики в научной и учебно-педагогической работе всегда была и останется эклектическим смешением формальной логики с диалектическим материализмом.

Эклектическое смешение формальной логики с логикой диалектической происходит всякий раз, когда факты или результаты, добытые посредством применения диалектической логики, пытаются объяснить средствами формальной логики или когда формальную логику пытаются излагать «диалектически».

Линия на смешение формальной логики с диалектическим материализмом, на включение формальной логики в марксизм есть в настоящее время наиболее путаная, ошибочная и вредная линия в логике, извращающая принципы марксизма.

Поэтому задача советских логиков заключается в том, чтобы вести самую решительную борьбу против этой линии.

Другим извращением принципов марксизма является обнаружившаяся в ходе обсуждения попытка некоторых специалистов-логиков представить формальную логику как науку о таких законах мышления, которые якобы не отражают никаких сторон объективной действительности, а являются лишь специфическими законами самого мышления. В доказательство этого обычно приводится довод, что если в природе и обществе всё развивается и изменяется, то в мышлении, напротив, в качестве основного закона действует закон тождества, ошибочно истолковываемый как закон постоянства и неизменности. Совершенно ясно, что такое представление о формально-логических законах (законе тождества, противоречия, исключённого третьего и достаточного основания) является кантианским, идеалистическим представлением. Необходимо помнить, что формальная логика, как и всякая область знания, на протяжении всей своей истории также была ареной ожесточённой борьбы между материализмом и идеализмом. Отрыв форм и законов мышления от действительности, отрицание того, что они суть отображение объективных связей и законов, неизбежно приводит к разрыву субъекта и объекта. Малейшая уступка таким взглядам, а тем более их отстаивание, означает измену основному принципу материализма. Советские логики должны вести самую непримиримую борьбу против подобного рода идеалистических извращений.

Наконец, у некоторых логиков обнаружилась тенденция считать, что формальная логика является единственной наукой о законах и формах мышления, тогда как на самом деле, кроме формальной логики, законами и формами мышления занимается также и диалектическая логика.

Обсуждение вопросов логики имело ряд недостатков. Некоторые участники обсуждения заняли непринципиальную позицию «золотой середины», признавая, с одной стороны, что формальная логика есть низшая логика по отношению к логике диалектической, а с другой, — видя в ней необходимую составную часть диалектической логики.

Некоторые товарищи вместо рассмотрения вопроса по существу ограничились простым цитированием классиков марксизма-ленинизма, вырывая отдельные высказывания из контекста, не вскрывая их глубокого смысла, а порой произвольно толкуя их.

Нельзя не признать недостатком обсуждения и то, что в нём не приняли участия многие философы-профессионалы.

Обсуждение выявило в среде логиков неправильное понимание вполне ясных и давно решённых в марксизме вопросов. Эти ошибочные, немарксистские взгляды сильно помешали логикам создать полноценный учебник формальной логики и тормозят разработку проблем логики; они свидетельствуют о том, что не все советские логики в полной мере овладели основами марксистско-ленинской теории.

Путь, по которому следует идти, чтобы преодолеть выявившиеся у некоторых наших логиков крупные ошибки и отступления от марксизма, — это путь серьёзного, углублённого изучения произведений классиков марксизма-ленинизма.

III

Перед советскими логиками стоят огромной важности задачи и прежде всего задачи, вытекающие из работы И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания».

1) Советские логики должны настойчиво и целеустремлённо культивировать навыки мыслить точно и последовательно. Они должны беспощадно бороться со всеми нарушениями логических правил независимо от того, встречаются эти нарушения у учащихся или у взрослых людей.

2) Необходимо на конкретном материале разработать вопрос о единстве языка и мышления, логических и грамматических форм, о взаимоотношении логики и грамматики.

И. В. Сталин учит: «Отличительная черта грамматики состоит в том, что она даёт правила об изменении слов, имея в виду не конкретные слова, а вообще слова без какой-либо конкретности; она даёт правила для составления предложений, имея в виду не какие-либо конкретные предложения, скажем, конкретное подлежащее, конкретное сказуемое и т. п., а вообще всякие предложения, безотносительно к конкретной форме того или иного предложения. Следовательно, абстрагируясь от частного и конкретного, как в словах, так и в предложениях, грамматика берёт то общее, что лежит в основе изменений слов и сочетании слов в предложениях, и строит из него грамматические правила, грамматические законы. Грамматика есть результат длительной, абстрагирующей работы человеческого мышления, показатель громадных успехов мышления.

В этом отношении грамматика напоминает геометрию, которая даёт свои законы, абстрагируясь от конкретных предметов, рассматривая предметы, как тела, лишённые конкретности, и определяя отношения между ними не как конкретные отношения таких-то конкретных предметов, а как отношения тел вообще, лишённые всякой конкретности»[5].

Формальная логика, исследуя свой предмет, поступает с ним так же, как поступает со своим предметом грамматика. При изучении форм и законов мышления она берёг общее и отвлекается от единичного, конкретного. Рассматривая понятие, суждение, умозаключение, она формулирует правила, которые касаются не тех или иных конкретных понятий, суждений, умозаключений, но понятий вообще, суждений вообще, умозаключений вообще; следовательно, она отвлекается от конкретного содержания понятий, суждений, умозаключений. Исследование с этой стороны связи между логикой и грамматикой является чрезвычайно благодарной задачей.

3) Необходимо продолжить разработку вопросов формальной логики, в частности, вопросов об определении и делении понятий, о суждении и его взаимоотношении с предложением, об умозаключении, доказательстве и др.

Исключительно большой интерес представляет конкретное изучение и показ того, как классики марксизма-ленинизма разоблачают своих противников за то, что те игнорируют и нарушают элементарные правила логики в целях протаскивания путём логических фокусов и трюков враждебных марксизму установок.

4) Ещё не выполнено и требует выполнения указание В. И. Ленина о внесении в формальную логику поправок. Эти поправки должны идти в направлении полного очищения формальной логики от средневековой схоластики, ликвидации отрыва формальной логики от жизни, от практики. Следует изгнать из формальной логики схоластику и идеализм в истолковании форм и законов мышления, в частности, в истолковании сущности силлогизма, индуктивных методов исследования и т. д. Без внесения указанных поправок нельзя создать полноценного учебника по формальной логике для советской школы.

5) В борьбе против кантианского извращения принципов формальной логики необходимо на конкретном материале показать, что элементарные правила и аксиомы логического мышления являются продуктом общественно-исторической практики, обобщённой и закреплённой в сознании человека. Тем самым формальная логика получает материалистическое обоснование. При этом необходимо учитывать, что относительная устойчивость присуща самим вещам и явлениям, и эта сторона объективной действительности находит своё отражение в логических законах (тождества, противоречия и др.).

6) Огромные задачи стоят перед советскими логиками в деле разоблачения антинаучных, реакционных течений в зарубежной логике — интуитивизма, алогизма и т. п., — критики и разоблачения софистики и метафизики в логических построениях врагов марксизма. В отдельных статьях и книгах необходимо вскрыть всю несостоятельность модных логических «школ» и направлений в буржуазной науке, вроде логического позитивизма Карнапа, символической логистики Рассела и Уайтхэда и т. д. и т. п.

Классические произведения Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина, гениальный труд И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» дают советским логикам всё необходимое для того, чтобы успешно решить стоящие перед ними задачи.

Источник: «Вопросы философии», № 6, 1951 г., стр. 143-149

Отправлено спустя 6 минут 42 секунды:
tamplquest: 21 мар 2018, 10:38 Угу, хозяин, пока коммуняка под зад не даст
Выпить втихаря конечно мог на заводе, когда оттепель была, сейчас с этим строже стало
Не спасибо такие объяснения оставьте кому нибудь вроде вас.
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Материализм философия государства

Сообщение tamplquest »

Ветер 20: 21 мар 2018, 10:45 Того материализма который позволил вам быть сейчас дикарём с компьютером ?
Как раз с компьютером материалисты лоханулись. Они долго пытались что-то родить, но в итоге все проекты оказались провальными и бесплодными, и они, как обычно, стырили архитектуру PDP у "враждебных идеалистов-волюнтаристов" из более других капиталистических стран. Когда они это сделали, один из теоретиков компьютерных наук, Эдгар Дейкстра, высказался в таком духе, что если в СССР тащат с Запада такое говно как PDP, то им скоро п*ц, и строй их -- говно. И оказался прав, через пару десятков лет СССР развалился
Впрочем, компы были далеко не единственной технологией, в истории СССР вообще трудно найти оригинальную технологию, они все тащили с Запада.

Отправлено спустя 5 минут 31 секунду:
Ветер 20: 21 мар 2018, 10:52 Диалектическая логика, будучи высшей логикой, не устраняет низшую, формальную логику, но показывает её ограниченность.
А как именно она показывает ее ограниченность? Тем что с помощью нее дозволяется плести псевдонаучную ахинею?
Аватара пользователя
Евелина
Всего сообщений: 10653
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Материализм философия государства

Сообщение Евелина »

tamplquest: 21 мар 2018, 10:54 Как раз с компьютером материалисты лоханулись. Они долго пытались что-то родить, но в итоге все проекты оказались провальными и бесплодными, и они, как обычно, стырили архитектуру PDP у "враждебных идеалистов-волюнтаристов" из более других капиталистических стран. Когда они это сделали, один из теоретиков компьютерных наук, Эдгар Дейкстра, высказался в таком духе, что если в СССР тащат с Запада такое говно как PDP, то им скоро п*ц, и строй их -- говно. И оказался прав, через пару десятков лет СССР развалился
Впрочем, компы были далеко не единственной технологией, в истории СССР вообще трудно найти оригинальную технологию, они все тащили с Запада.
а космические технологии?
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
Аватара пользователя
Ветер 20
Всего сообщений: 1564
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Материализм философия государства

Сообщение Ветер 20 »

tamplquest: 21 мар 2018, 10:38 Каким образом Вы связали материализм с наукой?
Иногда вы нормальные вопросы задаёте , иногда (......) Как материализм с наукой связан !? Хосподи который месяц объясняю , что наука это детище материализма . После догматов теократических государств в период ренессанса наука отделилась от религии и обрела метод позволивший нам сейчас наблюдать все эти инженерные чудеса , Что не понято ? Сначала в естественных науках затем и в общественных. Ещё недавно французский учёный Камилл фламмарион восклицал на страницах печати . Ах если бы каждый следовал нравственному закону ! то прекратились бы войны и бедность ! И это учёный ! Сплошной идеализм ! А что было говорить о простых людях ? Если даже учёный в в этом вопросе показывает полный идеализм ?!
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Материализм философия государства

Сообщение tamplquest »

Ветер 20: 21 мар 2018, 10:52 В борьбе против кантианского извращения принципов формальной логики необходимо на конкретном материале показать, что элементарные правила и аксиомы логического мышления являются продуктом общественно-исторической практики, обобщённой и закреплённой в сознании человека.
Ну, и что? Удалось это показать мамкиному философу? Ишь ты, моська на самого Канта замахнулась:)
Про классическую немецкую философию, кстати, все знают, а кто нибудь-кроме марксистских упорышей что-нибудь слышал о "советской классической философии"? Кто-нибудь знает о таком явлении?
lol
Аватара пользователя
Ветер 20
Всего сообщений: 1564
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Материализм философия государства

Сообщение Ветер 20 »

tamplquest: 21 мар 2018, 10:59 А как именно она показывает ее ограниченность? Тем что с помощью нее дозволяется плести псевдонаучную ахинею?
Да блиин !!! Ну нельзя же быть таким (-.-.-.) ! Как ограничена физика Ньютона к Физике Энштейна ! Только справедливостью для своего уровня! Вы меня удивляете ! Вроде бы умный.
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Материализм философия государства

Сообщение tamplquest »

Евелина: 21 мар 2018, 11:01 а космические технологии?
Пожалуй. Но там все равно потроха наверняка стырены, по большей части.
Были еще ядерные, тоже едва ли полностью оригинальные.
Аватара пользователя
Ветер 20
Всего сообщений: 1564
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Материализм философия государства

Сообщение Ветер 20 »

tamplquest: 21 мар 2018, 11:04 Ну, и что? Удалось это показать мамкиному философу? Ишь ты, моська на самого Канта замахнулась:)
Про классическую немецкую философию, кстати, все знают, а кто нибудь-кроме марксистских упорышей что-нибудь слышал о "советской классической философии"? Кто-нибудь знает о таком явлении?
lol
Естественно ! И Ленинские работы на эту тему известны во всех государствах строивших социализм . Это пол мира этой "советской" философии. Родившейся из нового бытия ,
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • История - наука или философия?
    ВИК » » в форуме История науки и философии
    46 Ответы
    6227 Просмотры
    Последнее сообщение Камиль Абэ
  • Идеализм философия человека
    Gosha » » в форуме История науки и философии
    79 Ответы
    8782 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Философия и история после октября1918
    Светла » » в форуме Новейшее время
    37 Ответы
    2686 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Иван-Дурак – это философия такая.
    Gosha » » в форуме Общие вопросы истории
    1 Ответы
    1079 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Законы Древнерусского государства
    Маркишев Артем. » » в форуме История Руси
    2 Ответы
    867 Просмотры
    Последнее сообщение Маркишев Артем

Вернуться в «История науки и философии»