Возможны вариантыНовейшее время

1914 год и далее без остановок
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Возможны варианты

Сообщение Gosha »

Секретное задание?

«Что скрывал красавчик Саша из группы Дятлова».


В ожидании поездки комиссии Генпрокуратуры на перевал Дятлова с целью установления причин гибели туристической группы в ночь на 2 февраля 1959 года «Газета.Ru» продолжает знакомить с участниками рокового похода. Статный и мужественный Александр Колеватов к неполным 25 годам успел поработать на секретном предприятии в Москве, курил трубку и вел дневник, который так и не был обнаружен. Среди «четверки в овраге» он получил наименее серьезные травмы.

Александр Колеватов, чье тело было обнаружено в русле одного из притоков Лозьвы только в мае 1959 года, считается самым таинственным участником похода после Семена Золотарева, другого члена «четверки в овраге». Начать с того, что он единственный из группы курил. Причем не папиросы, что было свойственно людям его возраста, а «мажорную» трубку. В Советском Союзе был лишь один знаменитый курильщик трубки, — но он уже почти шесть лет как отошел в мир иной. Остальные, от Шерлока Холмса до Уинстона Черчилля, обитали на буржуазном Западе. Поэтому увлечение Колеватова — повод подозревать его в, скажем так, не слишком твердом следовании догмам социализма.

По утверждениям лично знавших его людей, в экспедициях он всегда вел дневник, с которым не расставался, даже когда становилось совсем тяжело.

Однако никаких записей поисковики так и не обнаружили, как ни старались. Зато в палатке среди кучи оставленной туристами обуви нашли обмотку наподобие той, что использовали бойцы НКВД в 1940-х годах. Откуда такой элемент амуниции имелся у молодежи конца 1950-х (если он вообще им принадлежал), тоже осталось невыясненным.

Вот как описывал инцидент хорошо знавший ребят Евгений Зиновьев в своей книге «УГТУ: человек, спорт, природа»: В походах Колеватов аккуратно вел свой дневник, но никому его не показывал, по-видимому, доверяя дневнику свои наблюдения и размышления. Следуя своей многолетней привычке, и в этом походе вел индивидуальный дневник. Будучи травмированным менее других ребят, он не мог не оставить записи о произошедшей с ними трагедии. Но в ходе раскопок дневник не был найден.
Зиновьев прав: Колеватов — единственный из «четверки в овраге», кто погиб не от телесных повреждений, а по причине замерзания.

На момент трагедии Колеватову шел 25-й год, и он числился на четвертом курсе физико-технического факультета Уральского политехнического института (УПИ). Это было уже второе его образование: до поступления в УПИ турист окончил Свердловский горно-металлургический техникум по специальности «Металлургия тяжелых цветных металлов». А между двумя учебными заведениями в биографии Колеватова значился таинственный этап, традиционно привлекавший исследователей и конспирологов. Простой уральский паренек неожиданно получил направление в Москву! В столице Колеватов прожил с августа 1953 по сентябрь 1956 года, поступил во Всесоюзный заочный политехнический институт, где, впрочем, не задержался: перевелся отсюда на второй курс УПИ.

Параллельно любитель туризма работал старшим лаборантом в «почтовом ящике» 3394 — секретном институте Министерства среднего машиностроения, который впоследствии был реорганизован во ВНИИ неорганических материалов. Этот институт занимался исследованиями в области материаловедения для атомной промышленности, что давало так называемым дятловедам повод подозревать Колеватова в работе на спецслужбы и чуть ли не в участии в секретных испытаниях на Урале.

Почему он вдруг отказался от шикарной возможности закрепиться в Москве и сорвался обратно? Затосковал ли по родному краю или получил суперсекретное задание?
В отличие от первоуральца Дятлова или кемеровчанина Тибо-Бриньоля, Колеватов во время учебы в УПИ не нуждался в общежитии, поскольку родился в Свердловске — там и был его дом. Правда, расти ему пришлось без отца. Сын мещанина из Нижнего Тагила Павел Колеватов сделал неплохую карьеру после Октябрьской революции, трудясь сначала преподавателем, а затем старшим бухгалтером различных госучреждений. Работа вымотала его прежде срока: Колеватов-старший умер в 1944 году, не дожив до 50 лет. У Александра Колеватова было три сестры. Младшие выбрали отцовскую стезю: по состоянию на 1956 год одна заведовала кафедрой общей химии в Свердловском машиностроительном институте, вторая занимала должность завуча средней школы региональной столицы. В общем, Колеватовы не бедствовали, были весьма образованным и прогрессивным семейством.

«Саша был старше нас и уже имел туристический опыт, — отмечал турист Зиновьев. — До переезда из Москвы в Свердловск в составе московской команды совершил поход по Приполярному Уралу и успел побывать на горе Сабля.

Он отличался аккуратностью, педантичностью и вместе с тем умел шутить и ладить с товарищами по группе.
В Саше угадывался лидер, он держался солидно, на привалах неизменно раскуривал старинную трубку и попыхивал на всех ароматом настоящего душистого табака. Колеватов был рассудительным человеком, пользовался доверием людей».
Упомянутая в воспоминаниях однокашника склонность Колеватова брать инициативу на себя могла спровоцировать разделение группы и в конечном итоге привести четверых в русло ручья, где они тщетно пытались обустроить укрытие.

Согласно характеристике, приведенной на сайте «Перевал Дятлова» со слов других знавших его людей, Колеватов «был ответственен, очень точен и аккуратен, рассудителен, методичен, обладал сильным и стойким характером, но вместе с этим умел шутить и легко находил с людьми общий язык, умел сплачивать коллектив».

Весьма противоречива дошедшая до нас информация об отношениях Колеватова с девушками. Одни говорят, в личной жизни ему упорно не везло, что неизбежно накладывало отпечаток на психику. Другие утверждают: да нет же, такой статный парень просто не мог не нравиться прекрасному полу. Косвенным подтверждением этой версии является дарственная надпись, оставленная Колеватовым на форзаце книги Владимира Арсеньева «В дебрях Уссурийского края» для некоей походницы Валентины.
Содержание рукописного текста приводила в своих материалах известная исследовательница дятловцев Майя Пискарева: «В знак своего большого уважения дарю эту книгу.

Да будет жизнь твоя, Валя, полна забот и беспокойства, насыщена приключениями, исканиями и смелыми дерзаниями; помни своих друзей, изучай и глубже познавай свою Родину! Ей нет границ! Только вперед!»

Как утверждала Пискарева, загадочная Валентина приходилась бабушкой жене дятловеда Михаила Антонова. Если верить ее воспоминаниям, записанным исследовательницей со слов этого человека, изначально Колеватов не собирался идти в поход с Дятловым, а планировал на весну сплав по рекам Алтая. Валентина участвовала в походах под началом Александра: по ее словам, в отличие от Игоря, он никогда не говорил командным тоном и не кричал, не ругал за ошибки, а молча исправлял их сам. Правда, в следующую экспедицию Колеватов провинившегося уже не брал.
В беседе с Пискаревой просившая не называть ее фамилию пожилая Валентина опровергла целый ряд известных сведений о Колеватове. Если верить этой женщине, он, во-первых, не курил (она это запомнила, поскольку имела аллергию на табак), во-вторых, не вел дневник, а в-третьих, не любил фотографироваться. Неужели под фамилией Колеватов во второй половине 1950-х годов на Урале могли действовать два разных человека, которые запомнились студентам диаметрально противоположными привычками?
«Мы с Галкой тихонько сходили от него с ума», — признавалась Валентина исследовательнице Пискаревой, добавляя, что в походах «ходила за Сашей тенью».
По ее мнению, причиной возвращения Колеватова из Москвы послужило не спецзадание, а его любовь к уральской природе и туризму, масштабы которых несопоставимы со средней полосой.
«Сегодняшние ребята наше поколение никогда не поймут. У нас в университете было все, тогда мы жили и были полны сил и надежды. Днем учились, готовили курсовые, поздними вечерами одевали коньки, заматывали тряпкой лезвия, чтобы не гремел кафель на вахте общежития. Потом перелезали через ограждения уже закрытого катка, и ночь напролет катались там одни с друзьями, каждый думал, что жизнь никогда не кончится. Могли спать по 3-4 часа и вставали, полные сил. Мы были свободны, а у вас сейчас деньги, ипотеки и кредиты», — подытоживала Валентина.

Как погиб Рустем Слободин

В ожидании поездки комиссии Генпрокуратуры на перевал Дятлова с целью установления причин гибели туристической группы в ночь на 2 февраля 1959 года «Газета.Ru» продолжает знакомить с участниками рокового похода. Рустем Слободин был выносливым и спортивным, опытным туристом, но это не спасло его от гибели в снегах с проломленной головой.

Изображение
Рустем Слободин родился 11 января 1936 года в Москве, в семье университетского профессора. Его родители, русские, назвали сына татарским именем в знак дружбы между народами.
«Наши родители длительное время проживали в Средней Азии. По имени одного из национальных народных героев и был назван родителями родившийся в нашей семье Рустем», — рассказывал его старший брат.
Рустем был сильным и выносливым. Прямолинейный и честный, он был иногда замкнут в себе и молчалив.
В Свердловск семья перебралась в 1944 году. В школе Рустем был членом комитета ВЛКСМ, занимался в детской технической станции, увлекался спортом.
«Рустем вел активный, спортивный образ жизни, был заводилой всех спортивных и туристских мероприятий. Если случалось выезжать на уборку картофеля и шел дождь, ребята сидели, играли в карты, а Рустем же надевал кеды и устраивал кросс-походы», — вспоминали одноклассники.
Рустем был зачислен на механический факультет УПИ как отличник, продолжил хорошо учиться и в институте. Окончил его в 1959 году, работал инженером. Он был опытным альпинистом и туристом, участвовал во многих дальних походах, увлекался бегом. В учебной карточке студента сохранились благодарности за активное участие в спортивной работе. Слободину нравилось играть на мандолине, которую он часто брал во время длительных походов. Взял он ее и последний поход с группой Дятлова — инструмент поисковая группа позже обнаружила в лабазе.
Труп Рустема был найден одним из первых.
«5 марта щупами удалось обнаружить труп Слободина. Труп Слободина был обнаружен в том месте, где до этого систематический поиск не производился. Труп Слободина находился под слоем снега в 12 — 15 см, нашли его Карелин и солдат из группы лейтенанта Потапова. Труп лежал лицом вниз, головой в сторону палатки, левая рука откинута в сторону, а правая рука сжата в кулак и подведена к груди. Нога правая подобрана к животу, на ноге валенок. Второй валенок отсутствовал», — рассказал на допросе знакомый группы Дятлова Евгений Масленников, участвовавший в поисковой операции.
Лоб, нос, шея, щеки — в мелких ссадинах и царапинах, под носом — запекшаяся кровь. Левая лобная кость сломана. На лице — ледяной нарост: перед смертью Рустем дышал в снег.
Судмедэксперт Борис Возрожденный в акте исследования трупа отметил, что тот мог получить перелом при ударе головой о лед или камни.
«Указанная закрытая травма черепа причинена тупым орудием. В момент возникновения она несомненно вызвала состояние кратковременного оглушения Слободина и способствовала быстрейшему замерзанию», — записал он.
После смерти глаза Рустема так и остались открытыми — это было видно по пятнам Лярше, треугольным сморщенным участкам на роговице, которые появляются из-за ее высыхания.
«Смерть Слободина наступила от действия низкой температуры (замерзание) о чем свидетельствуют: отек мозговых оболочек, полнокровие внутренних органов, пятна Вишневского на слизистой желудка, отморожение пальцев верхних конечностей третьей, четвертой степени», — заключил Возрожденный.
Пятна Вишневского — один из наиболее характерных признаков смерти от переохлаждения, мелкие кровоизлияния в виде буро-коричневых пятнышек на слизистой оболочке желудка. Они были впервые описаны уездным врачом из Чебоксар Казанской губернии С. М. Вишневским в 1895 году. Микроскопические пятна Вишневского встречаются в 75-90% всех случаев смерти от действия низкой температуры.
Отец Рустема винил в произошедшем плохую подготовку к походу — контролирующие организации, говорил он, должны устанавливать на маршруте контрольные пункты и следить за их прохождением в заданные сроки.
«Возможность наблюдения за группой в походе была исключена, так как при утверждении маршрута не было установлено никаких контрольных сроков и пунктов, кроме пунктов выбытия из исходного пункта (пос. Вижай) и возвращения в этот же пункт», — рассказывал он на допросе.
Партийные работники Свердловского обкома КПСС и сотрудники УПИ предлагали хоронить погибших в Ивделе, в братской могиле с установкой обелиска. Настойчивая позиция родителей и поддержка секретаря обкома КПСС Владимира Куроедова позволили организовать похороны в Свердловске.
7 марта тела Рустема Слободина, Юры Дорошенко, Зины Колмогоровой и Игоря Дятлова оказались в столице области. Гробы выставили в фойе десятого студенческого общежития на улице Ленина.
«Крышки гробов открыты, и все прощающиеся, обходя по кругу, имеют возможность воочию разглядеть потухшие, с коричневатым оттенком и ссадинами лица наших умолкнувших друзей. Над ними безутешные склонились со слезами на глазах родители, родные и близкие покойных… Трудно выдержать, слезы застилают глаза», — вспоминал турист Виктор Богомолов, сотрудник оборонного предприятия НИИ автоматики в Свердловске.
Рустем был похоронен 10 марта на Михайловском кладбище вместе с Дятловым, Колмогоровой и Дорошенко.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Возможны варианты

Сообщение Gosha »

ПО СЕКРЕТУ ВСЕМУ СВЕТУ

«Не лавина, а ракета: секретные данные о гибели группы Дятлова. Как будут развиваться события будем отслеживать».

Сергей Соргин, участник поисков группы Дятлова, сообщил о деталях поискового процесса и изложил свою версию гибели ребят. По его словам, погубить их могла ступень ракеты — эту теорию якобы подтвердил его знакомый разработчик ракет. Сергей Согрин, опытный альпинист и участник поисков группы туристов под руководством Игоря Дятлова в 1959 году, рассказал, что он тогда увидел на месте трагедии.
На момент гибели группы Соргин учился на 4-м курсе металлургического факультета Уральского политехнического института. Его группа отправилась в поход по Приполярному Уралу в те же дни, что и группа Дятлова — по Северному. Зина Колмогорова изначально должна была идти с группой Соргина, но в последний момент отказалась.
Соргин подчеркнул, что Дятлов был очень опытным туристом, поэтому не следует винить его в гибели группы.
В пример он привел случай, произошедший годом ранее в полярно-уральской экспедиции. Группа, в которой был Дятлов, неожиданно разделилась и он с еще двумя ребятами остался по ту сторону хребта от остальных, без карты, посуды и другого снаряжения. Дятлов взял ситуацию в свои руки. До этого группа облетала маршрут на самолете, и, вспомнив увиденное, Дятлов смог вывести ребят обратно на маршрут и воссоединиться с основной группой.
«Говорить, что Дятлов был не опытным туристом, и у него отсутствовали необходимые знания, просто не серьезно», — добавил Соргин.
Проблема, впрочем, могла быть отнюдь не в способностях Дятлова, а в снаряжении. Жившие в тех краях охотники манси утеплялись тщательно — носили глухую одежду из шкур животных, в основном оленей. Из них же шились штаны, рукавицы, обувь. В такой одежде мороз был не страшен даже без костра.
Студенты спасались от холода с помощью многослойной одежды — так, Люда Дубинина на момент обнаружения ее тела была одета в майку, ковбойку, два свитера, рейтузы и лыжные брюки. В актах исследования трупов криминалисты то и дело отмечает, что вещи на туристах были поношенные и рваные. Палатка была старая, ее то и дело приходилось штопать. Раций с собой не было.
Когда Соргин вернулся с маршрута, то узнал, что группы Дятлова все еще нет. Его вызвали в спортклуб, попросили поучаствовать в поисках. Однако на горе Отортен поисковики следов группы Дятлова не обнаружили.
На следующий день поисковая группа нашла палатку туристов.
«Никаких больших снежных пластов на палатке не было, — подчеркнул Соргин в интервью «Московскому комсомольцу». — Ребята оборудовали ее по всем правилам, чтобы изолировать от снега — на дно уложили лыжи, сверху разостлали рюкзаки, штормовки и телогрейки. Один из скатов палатки оказался разрезан и порван».
Также он решительно отмел версию о том, что группа Дятлова неправильно установила палатку.
Все было сделано абсолютно правильно, как было запланировано, — сказал он. — Они выровняли площадку, установили палатку. Я десятки раз с группами так ночевал. Годом ранее мы прошли практически по тем же местам, что и группа Игоря Дятлова».
Вскоре нашли и тела первых ребят — Юру Дорошенко и Юру Кривонищенко. Затем — самого Дятлова и Зину. 5 марта обнаружили труп Рустема Слободина.
Гибель ребят Соргин связывает с аварийным падением ракеты или сбросом ступени ракеты-носителя.
Подтверждением тому служат сохраненные прокурором пленки, изъятые из фотоаппаратов членов группы — на них, по словам Соргина, сразу на нескольких кадрах запечатлен некий огненный объект со шлейфом, позже рассыпавшийся на более мелкие фрагменты.
«Вполне возможно, что произошло аварийное падение ракеты, или сброс ступени ракеты-носителя, — сказал он. — Потом ребят могло накрыть ядовитое облако. Это могла быть смесь газов компонентов ракетного топлива и продуктов его сгорания. Палатка оказалась в зоне отравления. От вонючей мороси стало невозможно дышать, глаза слезились. Отсюда их паническое бегство».
Соргин рассказал о своем знакомом разработчике ракет, которому сегодня уже 90 лет. В 1971 году он якобы признался Соргину, что в те годы Северный Урал был местом для сброса отработанных ступеней-носителей.
«Он сказал буквально следующее: «Мы в те годы сбрасывали отработанные ступени-носители в безлюдные районы Северного Урала», — сообщил Соргин.
А вот версию о сходе лавины или «снежной доске» Соргин не поддерживает.
«Для того, чтобы сошла лавина, должны быть соответствующие условия: подстилающий слой, температурный режим, крутизна склона и ряд других факторов. Ничего этого в том районе тогда не было», — объяснил он.
После гибели группы рассматривались и более экзотические версии. Так, прокурор Лев Иванов считал, что ребят погубило НЛО. В своей теории он ориентировался на рассказы местных жителей о странных светящихся шарах, а также на необычным образом обгоревшие елки на краю леса.
«Эти следы не носили концентрической формы или иной системы. Не было и эпицентра. Это еще раз подтверждало направленность как бы теплового луча или сильной, но совершенно неизвестной, во всяком случае, нам энергии, действующей избирательно», — писал он.
Также маловероятной ему кажется версия и об урагане.
Осенью 2018 года Генеральная прокуратура России возобновила расследование гибели группы Дятлова.

В марте 2019 года представители прокуратуры Свердловской области отправились в район горы Отортен, где погибла группа туристов под руководством Игоря Дятлова, чтобы провести ряд экспертиз с применением современных технологий. Надзорное ведомство намерено проверить 3 основные версии из 75. Все они связаны с природными явлениями — лавина, «снежная доска» и ураган.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Возможны варианты

Сообщение Gosha »

ГИБЕЛЬ НАХИМОВА

«Море было покрыто людьми: катастрофа «Адмирала Нахимова». «Адмирал Нахимов» — советский пассажирский пароход. В течение 29 лет совершал круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии. 31 августа 1986 года в 23 часа 20 минут потерпел крушение в 13 км от Новороссийска и 4 км от берега. Погибли 423 из 1234 человек».


Истрия парохода

Изображение
Пароход Берлин в 20-е годы ХХ века.

Пароход «Берлин» был построен в Лоббендорфе (Германия) и спущен на воду 24 марта 1925 года, а уже 26 сентября 1925 года вышёл в свой первый рейс в Нью-Йорк. Корпус парохода был традиционно клёпаный. Отделка была сделана под руководством Пауля Людвига Трооста. «Берлин» участвовал в спасательной операции, когда 13 ноября 1928 года неподалёку от Нью-Йорка затонул английский пассажирский пароход «Вестрис». Тогда на его борт было поднято 23 человека. Переоборудование и модернизация пассажирских помещений была проведена на судне в 1932 году. Последний линейный рейс «Берлин» совершил летом 1938 года. Трансатлантические переходы стали невыгодными, и с этого времени пароход «Берлин» стал использоваться как круизное судно в рейсах на Шпицберген или в Средиземное море.

До Второй мировой войны он использовался как пассажирский лайнер, но с началом Второй мировой войны его переоборудовали в плавучий госпиталь.

15 июля 1939 года на судно пришёл секретный приказ командования военно-морских сил следовать в Восточную гавань Свинемюнде, для доставки в Мемель (ныне Клайпеда) подразделения «трудовой армии». После этого, 12 сентября 1939 года «Берлин» взял курс на Данциг, чтобы там использоваться по новому назначению. Всю Вторую мировую войну, до 31 января 1945 года пароход прошёл в качестве госпитального судна. В январе 1945 года пароход «Берлин» под большой охраной подошёл к Либаве (ныне Лиепая) для эвакуации части войск из окружённой немецкой курляндской группировки. 31 января 1945 года в «Поморской бухте», на рейде Свинемюнде «Берлин» подорвался на мине. Несмотря на пробоину 6×8 м, судно продолжало двигаться. Вскоре он получил вторую пробоину от повторного подрыва и судно оказалось подтопленным на глубине 13 метров (осадка равнялась 9 метрам). По словам водолаза Н. М. Тюрикова, пробоины в корпусе были большими, а сам корпус был очень крепким. При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв, и судно опять погрузилось на дно, придавив водолаза Тимофея Старченко, который по счастливой случайности оказался в донном углублении. Водолаза спасли его товарищи. Вторично судоподъём был осуществлён 17 сентября 1947 года, после чего пароход был переименован в «Адмирал Нахимов» и позже был отведён в док Кронштадтского завода для частичного ремонта, проведения освидетельствования и составления «Технического проекта восстановительных работ». С 1949 по 1957 год п/х «Адмирал Нахимов» проходил капитально-восстановительный ремонт на верфях в ГДР. С 1957 года в составе пассажирского флота СССР, судовладелец — Черноморское морское пароходство. Первый капитан под советским флагом — Николай Антонович Соболев. Н. Соболев сравнивал внутреннее убранство судна с «дворцом или музеем».

Изображение
Один из первых рейсов «Адмирала Нахимова» в 1957 году - Ялта.

«В результате столкновения парохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев» в Черном море 33 года назад погибли 423 человека. Судно полностью ушло под воду через восемь минут после столкновения, многие люди не смогли выбраться с нижних палуб и утонули. «Газета.Ru» рассказывает о том, почему после аварии смогли сбросить лишь одну спасательную шлюпку и как взрослые с детьми пытались выжить, падая с палубы корабля в пятно мазута в море».

«Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение»

«33 года назад, 31 августа 1986 года, в Советском Союзе произошла крупнейшая катастрофа в истории отечественного пассажирского флота, которая станет известна как столкновение в Цемесской бухте. В 13 км от морского порта Новороссийска столкнулись восьмипалубный пароход пенсионер «Адмирал Нахимов» которому исполнилось 61 год с момента постройки и сухогруз «Петр Васев».

На борту парохода находились 1243 пассажиров и членов экипажа. Граждане девяти союзных республик наслаждались семидневным круизом по Черному морю. Вечером 31 августа «Адмирал Нахимов» следовал из Новороссийска в Сочи. Командование парохода знало, что недалеко от порта корабль должен будет разойтись с сухогрузом.

«Вы можете нас пропустить, у нас на борту 1000 туристов и наш курс 160 градусов», — обратился по радиосвязи экипаж парохода к сухогрузу в 23.00. «Идите!», — ответили в рубке «Петра Васева». Было решено, что пароход не будет менять курс и сбавлять обороты.
Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко рассчитывал, что сухогруз также не станет менять курс и скорость движения, и два судна разойдутся на расстоянии чуть меньше километра.

В это время в рубке «Адмирала Нахимова» второй помощник капитана Александр Чудновский посчитал, что сухогруз приближается на опасное расстояние и, не доложив о своем решении начальству, стал постепенно поворачивать пароход на малые углы. 56-летний капитан судна Вадим Марков ушел с капитанского мостика к себе в каюту еще до того, как суда должны были разминуться, хотя не имел на это права.

Позже пожарный матрос с «Нахимова» Геннадий Царев будет вспоминать этот момент: «Мы постепенно сближались, наш помощник (Чудновский) говорил: „Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение“. Капитан „Васева“ в ответ уверял, мол, не волнуйтесь, разойдемся. Наш помощник начал делать самостоятельные отвороты, никого не предупреждая. Потом опять говорит в эфир: „Мы же идем на столкновение“. Затем сделал еще один поворот и в результате повернул „Нахимова“ боком к „Васеву“.

По свидетельствам очевидцев, капитан Ткаченко в этот момент полностью положился на показания компьютерной техники. „Ткаченко отлично в электронике разбирался, был очень увлечен техникой и полностью ей доверял. Но компьютеры программируют люди, которые могут ошибаться, прибор показывал, что суда нормально расходятся“, — рассказывал 30 лет спустя режиссер-документалист Валерий Тимощенко, который освещал трагедию в качестве корреспондента краевой молодежной газеты.

Роковое столкновение

Когда на капитанский мостик сухогруза прибежал впередсмотрящий и закричал, что прямо по курсу „пассажир“, Ткаченко воскликнул: „Этого не может быть!“. „Петр Васев“, что вы делаете? Немедленно работать назад!», — закричал Чудновский.

Капитан сухогруза скомандовал «Средний назад» и почти сразу «Полный назад», однако «Васев» за семь минут смог снизить скорость лишь на пять узлов (9,26 км/ч), в то время как пароход скорость вообще не сбрасывал — она составляла около 22 км/ч.

В 23:12 сухогруз на скорости 10 км/ч врезался в правый борт пассажирского парохода. «Васев» буквально протаранил «Нахимова»: бульб сухогруза под водой пропорол обшивку парохода от седьмого до десятого водонепроницаемого отсека.

Позднее специалисты установят, что площадь пробоины была равна средней трехкомнатной квартире — 84 кв м. Пассажиры, которые в этот момент находились на правой палубе, почувствовали два сильных толчка и отбежали. Тем не менее большинство из людей в первые минуты не поняли, что произошла катастрофа. Пароход между тем стремительно погружался под воду. Спустя 20 секунд после столкновения затопило энергетическую установку, из-за чего на корабле погас свет, пропала радиосвязь и судном стало невозможно управлять.

Капитан Марков выскочил из каюты и приказал матросам голосом объявлять тревогу, готовить к спуску спасательные шлюпки и плоты. Однако вода настолько быстро заполняла корабль, что спускать шлюпки стало невозможно: экипаж успел спустить на воду лишь одну шлюпку с левого борта.
Оставалось сбрасывать в воду самораскрывающиеся спасательные плоты. Матросы и ученики Одесской мореходной школы, которые проходили на пароходе практику, смогли спустить 32 из 48 плотов вместимостью от 10 до 32 человек. Дело в том, что часть из них была привязана проволокой, и команда не успела открепить плоты.

В это время ведущая вечеринки на одной из верхних палуб обратилась к пассажирам и попросила всех перейти на левый борт — чтобы выровнять корабль. Однако это не помогло. Вскоре пароход накренился на правый борт и люди начали слетать с корабля в воду.

На борту началась паника, люди пытались пробиться к спасательным шлюпкам. Когда на корабле погас свет, старший механик Герман Юркин побежал вниз, чтобы включить аварийное освещение. Хотя свет горел недолго, многие смогли сориентироваться и понять, куда бежать, но большинство пассажиров, которые в этот момент находились на нижних палубах или спустились туда, чтобы помочь другим, погибли. Так, стармех Юркин не смог выбраться с тонущего корабля.

К моменту столкновения взрослые уже уложили своих детей спать и, заперев каюты, пошли на концерт на верхней палубе, посвященный Дню шахтера. Бортпроводница Вера Федорчук побежала за запасными ключами, чтобы открыть каюты, но также не смогла выбраться — ширина коридоров на корабле не превышала 120 см. Позднее водолазы обнаружили тело 28-летней девушки, в руке у нее была сжата связка ключей. Многие дети утонули, поскольку не смогли выбраться из кают. Еще одна стюардесса Татьяна Федорова, по рассказам очевидцев, до последнего момента стояла на палубе и раздавала обезумевшим пассажирам спасательные жилеты. Она также погибла.

Люди падали с палубы корабля в пятно мазута в море

Из поврежденных баков «Нахимова» в воду начало выливаться большое количество топлива. На поверхности моря оно образовало толстую маслянистую пленку, которая сильно сковывала движения в воде. В хранилищах на носу у сухогруза «Васева» хранилось много краски, которая при столкновении также вылилась в воду. Некоторые из пострадавших смогли выбраться на берег, но погибли позже, потому что нахлебались отравленной воды.

«Под водой я плыл наугад. Мне повезло, что плыл в противоположную сторону от корабля, иначе, просто затянуло бы в воронку. Каждый раз мне приходилось нырять глубже, чтобы не натыкаться на других пассажиров, которые в панике могли бы потянуть на дно. Таким способом на ощупь, мне удалось добраться до перевернутой шлюпки, которая вместе с другими вещами слетела с «Нахимова».

За нее уже держалось несколько пассажиров. Остальным, кто плавал рядом, я помогал добраться до нас. Таким образом, почти 40 пассажирам удалось продержаться в воде в течение нескольких часов и дождаться спасателей», — вспоминал Леонид Тоюнда, который в то время руководил отделением Госбанка СССР в городе Ровно и отправился в круиз без жены и детей. Спустя неделю после пережитого 38-летний мужчина полностью поседел.

Одним из первых на помощь пострадавшим пришел лоцманский катер, проходивший неподалеку. Именно экипаж этого судна первым сообщил о столкновении двух судов. Капитан катера вспоминал, что когда они подплыли на место, то не увидели воды — вся поверхность была покрыта людьми, которые хватались за любые предметы в надежде спастись.

Все эти события произошли всего за восемь минут после столкновения — вскоре «Нахимов» полностью ушел под воду. Капитан Марков находился на мостике до последнего, пока вода не выбросила его за борт. Второй помощник Александр Чудновский добровольно решил остаться на корабле навсегда — отправился в свою каюту и запер дверь. Около 500 человек смогли залезть на сброшенные плоты, остальные пассажиры с членами экипажа были вынуждены держать на поверхности воды и ждать подмоги.

Трагическая судьба выживших капитанов

В спасательной операции участвовало 64 судна Новороссийского порта, Черноморского флота и Морпогранохраны. Кроме того, к месту крушения на веслах направились курсанты мореходного училища и рыбаки. В 23:40 сухогруз «Васев» на малом ходу подошел к месту скопления людей, с палубы пострадавшим бросали канаты, веревочные лестницы, спасательные круги и жилеты.

На борт смогли взобраться около 37 человек — многие люди были настолько обессилены и испачканы в скользком мазуте, что срывались обратно в воду. В результате катастрофы погибли 423 человека — 359 пассажиров и 64 члена экипажа. Уже на следующий день прокуратура возбудила уголовное дело в отношении капитанов двух судов. Ткаченко и Маркова признали виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и приговорили к 15 годам лишения свободы в 1987 году. Спустя пять лет президенты России и Украины помиловали обоих капитанов.

По словам руководителя фонда, созданного для социальной защиты пострадавших в той катастрофе людей и родственников, Наталии Рождественской, наказания, хотя и не такие строгие, понесли и чиновники. Министра морского флота СССР Тимофея Гуженко отправили в отставку — тем не менее официальной причиной стал выход на пенсию по состоянию здоровья. «Начальник Черноморского пароходства, начальник службы безопасности мореплавания пароходства, директор Одесского бюро путешествий уволены с занимаемых должностей и исключены из рядов КПСС, что в те времена было равносильно полному закату карьеры», — добавила Рождественская.

Капитан Вадим Марков вернулся в Одессу и работал в Черноморском пароходстве. Его преследовала «слава» человека, погубившего пассажирский пароход. Несколько раз он менял место жительства, чтобы избежать преследований родственников погибших, но не эмигрировал.

Виктор Ткаченко после выхода из колонии тоже вернулся жить в Одессу, однако родственники погибших преследовали и его: звонили по телефону с угрозами, разбивали стекла в доме. По данным Рождественской, мужчина сменил фамилию и переехал с семьей в Израиль. В сентябре 2003 года яхта, которой он управлял, потерпела крушение вблизи канадского острова Ньюфаундленда. Вместе с ним погибли еще два члена экипажа. Оставалось сбрасывать в воду самораскрывающиеся спасательные плоты. Матросы и ученики Одесской мореходной школы, которые проходили на пароходе практику, смогли спустить 32 из 48 плотов вместимостью от 10 до 32 человек. Дело в том, что часть из них была привязана проволокой, и команда не успела открепить плоты.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 47098
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Возможны варианты

Сообщение Gosha »

БОЛОТНЫЙ ГАЗ

«Раздевались и ели грязь: в Ленобласти обнаружен еще один «перевал Дятлова». Незаметное отравление метаном может привести к потере сознания, а затем к смерти».


Изображение
Чем была обусловлена массовая гибель людей — неизвестно. Всплеск смертей пришелся на 1990-е годы. Большинство жертв перед гибелью разбрасывали вокруг одежду и набивали желудки грязью с болота.

Еще один «перевал Дятлова» обнаружен в Тихвинском районе Ленинградской области: речь идет о Вепесских болотах. Жители ближайших поселений давно прозвали эти места гиблыми, сообщает сайт «Комсомольской правды».
Сравнение с печально известным перевалом Дятлова люди дали не просто так: число таинственных смертей в этих местах превысило два десятка, причем всплеск инцидентов происходил в 1990-е и в начале 2000-х.
По данным издания, ежегодно под поселком Шугозеро пропадали по три-четыре человека. Позже их находили уже мертвыми. При этом, поведение людей ставило в тупик многих: в последние часы жизни жертвы якобы бились в загадочной агонии, кто-то сбрасывал с себя всю одежду. Были и те, кто раскидывал вещи на десятки метров вокруг, но зафиксированы случаи, когда одежда была сложена аккуратно.
Более того, некоторые жертвы по неустановленным причинам пытались есть грязь.
По данным местной полиции, одной из самых загадочных смертей стала гибель местного тракториста, который возвращался домой мимо болот, но так и не вернулся.

«Это было лет двадцать назад. Он шел и разбрасывал все: куртка валялась в одном месте, спецовка в другом. А сам лежал в канаве. Такое ощущение, будто он купался в грязи. Когда вскрыли тело, увидели полный желудок грязи», — подчеркивают правоохранители.


Следователи убеждены, что никакой загадки в массовых смертях людей нет, а причина гибели — переохлаждение, при котором человеку начинает казаться, что ему жарко.

«Сознание путается, им хочется спать. Как всем известно, человек, когда засыпает, ищет себе укромное место. Люди могут закапываться в листву, в снег. В данном случае именно это могло привести к попаданию земли в рот», — объяснил старший следователь-криминалист СУ СКР по Ленинградской области Петр Пестов.

Он добавил, что переохлаждение может наступить гораздо быстрее, если человек находится в состоянии алкогольного опьянения.

Отравление метаном и углекислым газом

«Метан – инертный газ, который образуется при разложении органических веществ и широко используется в промышленности и быту. Из-за того, что газ не имеет запаха, в него добавляют одоранты, чтобы при утечке ощущался «запах газа».

Метан или болотный газ высвобождается при разложении биологических останков в условиях влажности, но без доступа кислорода и образуется эндогенно в результате жизнедеятельности анаэробных микроорганизмов. Из гниющих органических остатков газ образуется и накапливается в полостях земли и выделяется в местах разработки угля, нефти.

При добыче угля, газ проникает в выработки шахты, поэтому еще одно название газа – рудничный. Метан образуется в канализациях, силосных башнях, в кишечнике жвачных животных. Большие залежи метана обнаружены в метаногидратах на дне морей в зоне вечной мерзлоты. Он обнаруживается в некоторых природных минеральных источниках, выделяется при извержении вулканов, соляных пещерах. В организме метан вырабатывается не только микрофлорой кишечника, но и клетками организма при нарушении функции митохондрий. Этот газ является маркером отравления митохондриальными токсинами. В кишечнике газ участвует в стимулировании перистальтики. Однако повышенное газообразование может вызвать функциональный запор.

Метан является одним из газов, обуславливающих парниковый эффект. Ученые считают, что основным источником метана, являются льды, содержащие газ. Глобальное потепление вызывает таянье льдов и выделение в атмосферу метана. Образуется замкнутый круг. О взрывоопасности смеси метана и кислорода писал еще Плиний Старший в своих записках натуралиста и путешественника.

Химически метан не образует соединений с большинством элементов таблицы Менделеева. Плохо растворим в воде и биологических жидкостях. Поэтому считается нетоксичным.

Симптомы и последствия интоксикации

Углеводороды в газообразной форме негативно воздействуют на организм, вызывая повреждение нервной и дыхательной системы. Но метан относят к 4 классу опасности – малоопасный. Для того чтобы газ вызвал выраженные нарушения, нужны определенные условия:
высокая концентрация – более 30% в воздухе;
повышенное атмосферное давление – выше 2-3 атмосфер;
длительная экспозиция.
Для определения концентрации метана в угольном забое горняки издавна использовали канареек. При повышении уровня газа, птица переставала петь, а если погибала, то шахтеры покидали забой. Сегодня о повышении загазованности сигнализируют аппаратно-программные комплексы, прекращающие подачу тока в выработку.

Но шахтеры используют еще один «дедовский» метод – чифирь. Крепко заваренный чай, в обычных условиях имеющий горько-вяжущий вкус, при отравлении метаном становится сладковатым на вкус и имеет металлический привкус. Симптомы отравления газом проявляются в виде:
• головокружения;
• шума в ушах;
• рези в глазах и слезотечения;
• рвоты;
• покраснения кожных покровов;
• мышечной атонии;
• учащенного сердцебиения;
• ощущения сонливости;
• нарушения координации движений;
• эйфории, сменяющейся апатией и угнетением.
Тяжелая форма отравления сопровождается:
• потерей сознания;
• непроизвольным мочеиспусканием;
• бледностью или цианозом;
• неглубоким дыханием;
• судорогами.
Последствием хронического или многократного острого отравления метаном могут быть:
• нарушение функции мочевыделительной системы и, в частности, почек;
• угнетение функций кроветворения из-за нарушения состояния костного мозга;
• дыхательная недостаточность.
При обследовании у пострадавшего обнаруживаются:
• точечные кровоизлияния в склеры глаз;
• приглушенные тоны сердца;
• гипотония;
• изменение формулы крови – лейкоцитоз, лейкопения, повышение уровня остаточного азота;
• нистагм.
Оказывается, что существует риск отравления и эндогенным метаном. При повышенном газообразовании больной ощущает.

Отравление углекислым газом
• боль;
• чувство «вспучивания» живота;
• изжогу;
• запор.
Ученые предполагают, что причиной образования «нехороших» мест в лабиринтах пещер, в пустотах, на болотах часто является выход метана. Он может оказывать психотропное действие, вызывая безотчетный страх, диссоциацию, панику. Газ легче воздуха и днем уходит вверх. Но в ночное время туман, повышенная влажность и снижение температуры «придавливают» газ к поверхности почвы. В районах добычи нефти отмечается загрязнение атмосферы сопутствующими газами, в том числе и метаном. Отмечается у проживающих в этих областях детей снижение иммунитета, частые простудные и вирусные заболевания.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Новейшее время»