Священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей).
Глава XXIV.
Обращение язычников было труднее обращения иудеев, и труды Апостолов, занимавшихся первым, были больше, чем труды, обращавших иудеев
1. Поэтому и Павел, апостол язычников, говорит: «я потрудился более всех их» (1Кор.15:10). Ибо для тех было легко оглашение (иудеев), так как они имели доказательства от Писаний, слышавшие Моисея и пророков легко принимали Перворожденнаго мертвых и Началышка жизни Божией, Который чрез простертие рук поражал Амалика и чрез веру в Него оживлял человека от укушения змее. А Апостол, как я показал в предшествующей книге115, впервые оглашал язычников отстать от идолопоклонства и чтить Единого Бога, Творца неба и земли и Создателя всего мира, и что есть Сын Его Слово, чрез Которого Он создал, и Который в последнее время сделался Человеком среди человеков, преобразовал род человеческий, сокрушил и победил врага человека и даровал Своему созданию победу над противником. И хотя обрезанные (иудеи) не исполняли Слов Божиих, потому что были презрители (их), но они уже были научены не прелюбодействовать, не делать блуда, не красть, не обманывать, и что все, что делается ко вреду ближних, есть зло и ненавистно Богу. Посему они легко соглашались воздерживаться ох этого, ибо были так научены.
2. А язычников надлежало научить и тому, что такого рода дела злы, низки, и бесполезны и вредны для делающих их. Посему, принявший на себя апостольство у язычников имел больше труда, чем проповедовавшие Сына Божия среди обрезанных. Ибо этим помогали Писания, которые Господь подтвердил и исполнил, пришедши таким, как Он был проповедан, а там (являлось) какое-то чуждое проповедание и новое учение, что боги народов не только не боги, но и идолы демонов, а Один Бог, Который «выше всякого начальства, господства и власти и всякого имени именуемого» (Еф.2:20), и что Его Слово, невидимое по естеству, сделалось осязаемым и видимым среди людей и нисшло «даже до смерти и смерти крестной» (Флп.2:8), и верующие в Него будут нетленны и чужды страдания и получат Царство Небесное. И это проповедовалось язычникам устно без (помощи) Писаний; поэтому, проповедовавшие среди язычников понесли больший труд. И вера язычников в свою очередь оказывается благороднее, ибо они послушались слова Божия без научения посредством Писаний.
Ириней Лионский, II век нашей эры, родился в Малой Азии и жил на территории современной Франции. Он писал, что обращение язычников в веру в Иисуса Христа было труднее, чем обращение монотеистов - иудеев. Кроме того, Ириней доказывает преемственность христианства от иудаизма, а не от язычества, и
упоминает христиан:
Таким образом Один и Тот же Бог и Отец, Которого возвещали пророки, проповедует Евангелие, Которого чтим и от всего сердца любим мы христиане, как Творца неба и земли и всего, что в них.
Ириней не упоминал никаких отдельных назореев из иудеев и христиан из язычников, а называл всех верующих в Иисуса Христа христианами. Исходя из его сочинений, еще во II веке нашей эры считалось, что иудеи принимали христианство более активно, чем язычники.
Разрыв с иудаизмом и с Богом Ветхого Завета Ириней
считал ересью:
За ним последовал Маркион из Понта, который распространил это учение. Он бесстыдным образом богохульствовал, говоря, что проповеданный законом и пророками Бог есть виновник зла, ищет войны, непостоянен в своем намерении и даже противоречит Себе. Иисус же происходил от Того Отца, Который выше Бога Творца мира и, пришедши в иудею во время правителя Понтия Пилата, бывшего прокуратором Тиверия Кесаря, явился жителям иудеи в человеческом образе, разрушая пророков и закон и все дела Бога, сотворившего мир, Которого Он называет также миродержителем.
Такой же ересью Ириней считал
языческие традиции в христианстве, включая посещение боев гладиаторов:
Так они без разбора едят идоложертвенные яства, думая, что ни мало не осквернятся ими, и на всякое праздничное увеселение язычников, бывающее в честь идолов, сходятся первые, так что некоторые из них не воздерживаются и от ненавистного Богу и людям зрелища борьбы со зверями и человекоубийственного единоборства.
Что Иисус Христос это Сын Божий, христиане считали уже
во II веке:
Ибо если бы Петр знал что-либо такое, то он свободно проповедовал бы язычникам, что иной есть Бог иудейский, а другой Бог христианский, и что бы он ни сказал им, поверили бы все, пораженные видением Ангела. Из слов же Петра видно, что он сохранял Бога, прежде им известного, но свидетельствовал им, что Иисус Христос есть Сын Божий, Судия живых и мертвых, в Кого он и велел им креститься в отпущение грехов, и не это только, но и то он свидетельствовал, что Иисус есть Сам Сын Божий, Который, будучи также помазан Духом Святым, называется Иисусом Христом.
Что Иисус Христос это Сын Божий, никакая не поздняя языческая традиция, а традиция ранних христиан, продолжавшая традиции иудаизма.