Всё относительно. Для кого-то длительное время - это несколько дней, а для кого-то - несколько лет. Да, если верить в то, что окончание Евангелия Иоанна не было позднее дописано никем, тогда, вероятно, получается так: воскресший Иисус сначала предстал в Иерусалиме пред Петром и всеми Апостолами, а Фома отказывался верить в это. И, дескать, позднее Иисус предстал и перед Апостолом Фомой после, убеждая его верить во всё это. До этого, если верить Евангелию Иоанна, Апостолы убеждали его в том, что реально увидели Иисуса воскресшего, но он считал это фантазией и говорил так: пока сам не увижу, не поверю. Скорее всего, Фома сам по себе был великим скептиком - он всё стремился проверить до того, как принять на веру.
Но есть очень большая вероятность, что ни один из мужчин не видел Иисуса воскресшим в первые несколько дней после смерти Иисуса (а может и никогда после смерти его). Скорее всего, Иисуса воскресшим увидела одна лишь единственная Марьям из Магдалы, как это и описано в Евангелии Иоанна:
1. В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
2. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
3. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
4. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый.
5. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.
6. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,
7. и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
8. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
9. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
10. Итак, ученики опять возвратились к себе.
11. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
12. и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
13. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
14. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
15. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
16. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! — что значит: «Учитель!»
17. Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
18. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
(Св. Евангелие от Иоанна 20:1-18)
Да, вероятно, 18 стих главы 20 был окончанием Евангелия, написанного Иоанном примерно в 65-70 году 1-го века н.э. Но позднее (скорее всего, в конце 1 века н.э., то есть, уже после смерти Иоанна) и это Евангелие кто-то отредактировал и дописал - так, в том числе, появилось в Евангелии Иоанна окончание 21 главы, в котором и описана встреча воскресшего Иисуса и Апостолов в тот же самый день, когда Иисус явился Марии. Но где тут логика? Зачем бы Иисус, когда явился Марии, послал бы её к Апостолам, чтобы она им рассказала об этом и о том, что он, живой и после смерти тела, направляется на Небеса к Богу, если сам же Иисус собирался вскоре в тот же самый день явится и Апостолам остальным тоже?! Неувязочка получается... Никакой логики в этом нет, на мой взгляд. Между тем Иисус был очень умным и логичным человеком. Выводы делайте сами. Но я сделал такой вывод: этот отрывок (19-31 стихи 21 главы) в Евангелии Иоанна некто записал лишь гораздо позднее. И информация эта явно сомнительная. Это же относится и к описанной встрече скептика Фомы с Иисусом - скорее всего, никакой такой встречи воскресшего Иисуса с Фомой и прочими мужчинами-апостолами не было никогда.
И ещё одно говорит о том, что Евангелие Иоанна дописывалось позднее, как минимум, один раз точно. Прочитайте концовку 21 главы:
30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
(Св. Евангелие от Иоанна 20:30,31)
Так мог написать некто, когда заканчивал всё повествование. При этом почему-то продолжение последовало:
1. После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так…
(Св. Евангелие от Иоанна 21:1)
Для чего надо было дописывать на этот раз, добавляя 22 главу о явлении воскресшего Иисуса ученикам в Галилее? Просто было две основные группы евреев-назореев, которые уверовали в Иисуса, признав в нём Мессию: галилейская группа во главе с Матфеем и Марией из Магдалы и иерусалимская группа во главе с Кифой-Петром. Та община, в которой Иоанн был лидером, первоначально больше стремилась сблизиться и объединиться с иерусалимской группой, а несколько позднее, когда усилилась группа галилейская (в это же время иерусалимская ослабела очень) очень захотела сблизиться и объединиться и с галилейскими верующими. Это было в самом конце 1 века или в начале 2 века н.э.
При этом Писанием (Евангелием) этой галилейской группы было Евангелие, написанное Матфеем. А позднее и у иерусалимской общины появилось своё Евангелие - та основа, на которой писал ученик Петра (и позднее и Павла) Лука. Апостол Павел примкнул к группе во главе с Апостолом Петром. Одно ясно: группа Иоанна активно стремилась дружить и союзничать с двумя противоборствующими группами: группой Петра и группой Марии-Матфея. Поэтому в Евангелии Луки ничего не говорится о явлении Иисуса Марии, а в Евангелии Матфея ничего не говорится о явлении воскресшего Иисуса в Иерусалиме кому-то, кроме Марии (и некоторым и женщинам с ней). Евангелие Матфея - это женское Евангелие. Можно сделать вывод о том, что в той общине, для которой Матфей написал это Евангелие, лидером была Марьям из Магдалы и роль женщин в общине была велика. А Евангелие Луки - это мужское Евангелие для общины той, в которой царил общепринятый для Иудаизма патриархат - роль женщин в той общине была минимальной. Поэтому в Евангелии Луки ничего не сказано о правде (касательно явления воскресшего Иисуса), то есть о явлении воскресшего Иисуса пред Марией. А вот община Иоанна и сам Апостол Иоанн были между двух огней - поэтому сначала там дописали информацию в 20 главе о том, что Иисус явился не только Марии, но в этот же день и Петру и другим Апостолам (а на другой день и Фоме), а ещё позднее записали о явлении Иисуса Апостолам в Галилее. Особняком же существовала ещё одна группа - для этой группы из первоосновы Евангелия Матфея Марк написал ещё одно Евангелие. Эта группа не ссорилась ни с одной другой группой, но держалась автономно и особняком, впрочем, поддерживая не плохие отношение со всеми группами. Именно поэтому сначала Евангелие Марка заканчивалось тем, что он упоминает о явлении женщинам во главе с Марьям из Магдалы Ангела, который и сообщил им о том, что Иисус воскрес. Евангелие это реально в 60-65 году 1-го века, скорее всего, заканчивалось именно тем, что Ангел пообещал женщинам: первая (а может и единственная) встреча воскресшего Иисуса с Апостолами произойдёт в Галилее и поэтому им надо отправляться в Галилею. Ангел велел женщинам во главе с Марьям из Магдалы отправиться к Апостолам и сообщить им обо всём об этом. Интересно, что в самом конце там были такие слова:
8. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
(Св. Евангелие от Марка 16:8)
Это значит, что они, те женщины, были так напуганы почему-то, что решились ослушаться Ангела и не пошли к Петру и другим Апостолам. Они какое-то время держали это явление им Ангела и информацию о воскресшем Иисусе и пустой гробнице в секрете.
Но и это Евангелие в конце 1 века н.э. было дописано - добавили информацию о явлении Иисуса Марии из Магдалы:
9. Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
10. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
11. но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили.
(Св. Евангелие от Марка 16:9-11)
Обратите внимание на истину: Апостол Петр и все Апостолы, узнав о том, что воскресший Иисус явился женщине Марии из Магдалы (и этим показал её лидерство в общине), не поверили в это. Это им показалось сказкой и фантазией. Уже виден патриархальный дух Иудаизма, который царил в среде почти всех Апостолов. Думаю, это и было окончанием Евангелия Марка в течение всего 2 века н.э., а может и в течение 3 века н.э.!
Но ещё позднее оно, это Евангелие Марка, было вновь дописано и там появилась уже информация и о том, что Иисус явился в Иерусалиме и мужчинам тоже во главе с Петром. Почему дописали? Просто общине Марка надо было угодить той общине, в которой все верили в то, что Иисус явился и мужчинам тоже.
Отправлено спустя 48 минут 35 секунд:
Да, Иоанн этим и отличался - он описывал детали характера. Очень реалистично описывал. Вспомним, что именно Иоанн описал встречу Иисуса с женщиной из самаритянского города Сихарь. В этом отрывке женщина предстаёт пред нами той, которая очень любила выходить замуж. Апостолы пришли и удивились: как это Иисус общается наедине с женщиной?! Да ещё и с самаритянкой?! Они были шокированы:
27. В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?»
(Св. Евангелие от Иоанна 4:27)
Да, это говорит о том, что в среде иудеев первой половины 1 века н.э. царил патриархат - женщина не имела право оставаться наедине с незнакомым мужчиной и мужчина не имел право разговаривать и общаться с незнакомой женщиной. Безусловно, Библия говорит нам правду и о другом: всякое общение между Иудеями и самаритянами было запрещено (по нормам Иудаизма того времени):
9. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
(Св. Евангелие от Иоанна 4:9)
Иисус нарушил обе эти не хорошие нормы: нормы патриархального шовинистического общества, в котором роль женщин была принижена, как и другую и тоже шовинистическую норму о том, что самаритяне плохи и не достойны общения с Иудеями. Он, Иисус, призывал иудеев любить самаритян, как родных для иудеев тоже евреев. А также Иисус после своей смерти сделал лидером общины назореев назорейку Марьям из Магдалы.