Samuel: ↑16 мар 2024, 15:39
Нет, не были. Это миф.
Конечно миф и этот миф Ветхим Заветом зовется. Сами евреи не ведают кто они: семиты - хамиты - йефетиты...
Samuel: ↑16 мар 2024, 15:39
И на тот момент часть Ханаана (западная и приморская) контролировалась полностью филистимлянами, а другая часть (восточная) всё-таки контролировалась израильтянами, которые там и жили всюду.
Опять фантазии - израильтян, тем более евреев в Древнем Мире не было. Урусалим в анналах Санхерива (конец VIII в. до н. э.) как Урсалимму. Самое раннее внебиблейское ивритское написание слова «Иерусалим» датируется шестым или седьмым веком до н. э. (602-596 год до н.э)...
Семиты, хамиты и йефетиты
От трех сыновей Ноя третичное человечество разделилось на семитов от Сема, на хамитов от Хама и на йефетититов от Йефета, которые отличаются по месту жительства, языку и родству: «Сыны Йефета: Гомер, Магог, Мадай, Йаван, Тувал, Мешех и Тирас… От них отделились отдельные народы по землям их, по языкам их, по племенам и по народам их. Сыны Хама: Куш, Мицраим, Фут и Ханаан… Эти сыны Хама по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их… Сыны Сема: Элам, Ассур, Арпахшад, Луд и Арам… Эти сыны Сема по семьям их, по языкам их, по народам их» (Б.10:2 31). Более подробно родословная семитов, хамитов и йефитов приведена в гл. 2-5. После потопа все третичное человечество от Ноя (семиты, хамиты и йефиты) жили вместе на Иранском плоскогорье возле горы Арарат, в земле Кедем. Это следует из текста: «При движении с Кедема (с востока) они (сыны Сема, Хама и Йефета) нашли долину (Междуречье) в земле Шинар (Иранское плоскогорье)… Сказали они: давайте построим себе город (Вавилон) и башню… Рассеял их Пресущий оттуда по всей земле» (Б.11:2,4,8). Как видно, семиты, хамиты и йефетиты, размножившись после потопа, спустились с Иранского плоскогорья в Междуречье земли Эден, где они начали строить Вавилонскую башню, после чего они по воле Бога начали распространяться по земле.
Йефетиты распространились на юго-восток по земле Кедем, где они смешались с частью вторичного человечества. К йефитам относятся тюркские народы Центральной и Северной Азии (казахи, татары, буряты, эскимосы, чукчи и др.). Большинство вторичного человечества Азии не смешалось с йефетитами и представляют собой монголоидную расу (японцы, китайцы, корейцы, вьетнамцы и др.).
Хамиты распространились на юго-запад Азии и северо-запад Африки, где они смешались с частью чернокожего вторичного человечества, образовав хамитские народы (индусы, пакистанцы, персы, египтяне, берберы, и др.). А негры Центральной и Южной Африки почти не смешались с потомками Хама и представляют собой негроидную расу.
Часть семитов направилась на север в Восточную Европу, которая не была заселена из-за сурового климата. Эти семиты в настоящее время представляют красивых и благородных славян. А часть семитов направилась в Средиземноморье Европы, где смешались с частью вторичного и первичного человечества, жившего там. Народы Западной Европы мало отличаются от славян Восточной Европы, и потому они вместе представляют белую европеоидную расу. Как видно, при потопе погибла часть белого вторичного человечества, а Бог спас именно Ноя, так как он был прямым потомком Адама – родоначальника вторичного человечества. Таким образом, славяне являются не только чистыми семитами, но и прямыми потомками Адама.
Если братья были евреями, то соответственно евреи разные от русских евреев - до японских евреев.
Авраам - это Миф
Этот вопрос может возникнуть при чтении книги Бытие. Перед тем, как поведать увлекательную историю «праотца», книга Бытия в деталях описывает, кто кого родил и их последующее рассеяние, а также сроки жизни каждого потомка Ноя. Не будем останавливаться на этом моменте, ибо завышение точных сроков жизни характерно для примитивного мышления.
Так, например, шумеры завышали даты правления собственных царей. И.А. Крывелев, стр. 35 со ссылкой на Л. Вулли приводит такую таблицу:
Имена......................Города.............Продолжительность царствования
А-лу-дим...............Нунки (Эриду).............28 800 лет
А-ла(л)-гар............Нунки (Эриду).............36 000 лет
Эн-ме-эн-лу-ан-на...Бад-Табира................43 400 лет
Эн-ме-эн-гал-ан-на..Бад-Табира................28 800 лет
Думузу-«пастырь»...Бад-Табира................36 000 лет
Эн-сиб-зи-ан-на......Ларак.......................28 800 лет
Эн-ме-нэ-дур-ан-на..Сиппар.....................21 000 лет
Ибартуту ..............Шуруппак..................18 600 лет
Хронология книги Бытие, конечно, поскромнее, однако сам факт преувеличения налицо.
Итак, для начала определимся, когда же мог жить Авраам. Например, А. Мень, как и христианская традиция вообще, относит деятельность Авраама к XIX в. до н.э. «К 1850 г., т. е. к тому времени, когда Авраам вывел свой клан из Месопотамии, Египет уже пережил несколько эпох подъема и упадка; шумеры растворились среди семитов, а на смену царству Аккадскому выдвигалось Вавилонское; уже заявили о себе ассирийцы, а в Финикии и Ханаане были созданы первые города-государства», гл. 10.
Так это или не так, попробуем проследить это в дальнейшем. Итак, Аврам жил в Уре вместе с отцом Фарой. По каким-то причинам Ур они покидают и перемещаются в Харран. После скоропостижной кончины своего отца, и когда благочестивый праотец справил юбилей, ему вдруг нечто вступило в голову и он покинул Харран. Книга Бытия сообщает читателю, что этим чем-то был, несомненно, бог.
«Несмотря на свои 75 лет, Аврам был настолько доверчив, что не потребовал никакого объяснения этому удивительному предложению. Он собрал пожитки и пустился в путь, даже не зная, куда именно. За ним последовала его жена Сара, племянник Лот с женой и несколько слуг», глава 7.
Тут Таксиль несколько лукавит, ибо Авраам с женой и племянником взяли не несколько слуг, а «всех людей, которых они имели в Харране» (Быт. 12:5). Слово «слуга» довольно слабо применимо к той эпохе. К тому же, Авраам должнен был иметь довольно внушительное сопровождение, так как бог богом, а защищаться от кочевых племен, грабящих путников, кем-то нужно было. Библия об этом молчит, видимо Авраама везде начинали уважать, услышав только, что тот почитает недавно подвернувшегося под руку Яхве.
Впрочем, предположим, что, Авраам отправился с жинкой за богом в нелегкий путь. Когда патриарх проходил мимо Палестины, которую позже будет захватывать Иисус Навин, бог указал ему мимоходом, что-де вот она — земля обетованная, потомству твоему ее дам. Что тут сказать, кинул его господь, ибо пройти от Харрана до Палестины, и более того, пройти ее всю — это пол беды, а оказаться там во время голода... вот это уже действительно беда. В общем, не рассчитал господь этот момент, и неизвестно, что на это сказал Аврам. Остается только догадываться, о чем они позже беседовали с Авраамом: возможно всемогущий опять убедил Аврама в том, что дело он выполняет важное. Так или иначе, но последний отправился дальше — в Египет.
Видимо, чтобы не забыть,— где находится заповедная земля потомков, Авраам воздвиг алтарь на том месте, где с Яхве они увлекательно провели досуг. Далее, придя в Египет, Авраам зачем-то проделывает аферу со свой женой и фараоном, а потом, по прошествии какого-то времени, нажив добро (и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды, Быт. 12:16), Авраам уходит из Египта.
Награбил ли он это добро, или честно заработал, продавая жену, но всему есть предел. Чем на самом деле занимался Авраам — неизвестно. Может и Египет-то он покинул по той же причине, что и Харран.
Шутки шутками, но что из описанного действительно может быть достоверно? Для начала, подведем краткий итог: Авраам — кочевник. Он живет в шатре. Даже если он и имел какое-то отношение к Уру, то лишь косвенное, так как в конце III тысячелетия дома города были из кирпича, и вряд ли такие вот авраамы жили в шатрах на территории города. Однако существует мнение, что Ур Халдейский и Ур, который раскопал Вулли не идентичны. По крайней мере, некто Леннарт Мёллер пытается убедить в этом читателя. Так ли это? Конечно, такой вариант исключать нельзя. Это лишь переносит родину Авраама с вавилонской земли на место обитания праеврейских кочевых племен. Все. Автор, по всей видимости, считает, что, показав существование каких-то географических мест, соотнеся их с библейскими, он автоматически доказывает существование Авраама. Странно, но автор не затрудняет себя более глубоким исследованием, которое бы прослеживало всю динамику изменения названия той или иной местности. А ведь названия эти могли бы приобрести свое название когда угодно, в том числе и в значительно поздний период.
Впрочем, даже исходя из того, что гипотезы Л. Меллера верны, то единственный вывод, какой можно из этого извлечь, это то, что составителям книги Бытие были известны эти населенные пункты. Существование же Авраама незадокументировано ни одним источником-современником. Если бы Авраам играл серьезную роль в регионе, об этом бы упоминалось в любых значимых вавилонских табличках, но таковых данных не имеется.
Если же в Библии имеется в виду Ур, находящийся на берегу Евфрата и раскопанный Вулли, то такое упоминание может быть сродни желанию приобщиться неизвестному никому племени к «большой политике», и вывести свой род из могущественных цивилизаций (ибо бог не поддерживает слабых.
"В пределах как сирийских, так и палестинских государств жили полукочевые племена, которые частично занимались земледелием, основным же их занятием было скотоводство. Так, обширная степная скотоводческая область находилась между Ямхадом, Мари и Катной и была «яблоком раздора» для этих государств. Раскопки в Палестине показали наличие в пределах местных городов-государств стоянок таких полукочевых пастухов и охотников.<...> Организационной формой их жизни было еще не государство, а племя. Эти племена отмечаются в египетских «текстах проклятий». Именно племена «проклинаются» в районе Библа, а не сам город. Это значит, что даже в границах такого развитого и довольно небольшого по своим размерам прибрежного города-государства жили люди, стоявшие на более низкой ступени развития», стр. 65.
Понятно, что в такой ситуации для выживания племени необходимо было объединяться. Впрочем, покорение кочевых племен всегда было делом неблагодарным, в отличие от оседлых. Как только кочевники пытались осесть на каких-то территориях, они сразу обращали на себя внимание соседей.
«В 1900-1850 гг. до н. э. в Месопотамии образовался ряд государств во главе с аморейскими династиями. Политическим идеалом этих государств было государство III династии Ура, и они стремились показать себя законными наследниками его власти, присваивая себе пышную титулатуру урских царей. На деле власть большинства таких правителей была эфемерной, и независимость они сохраняли лишь до тех пор, пока кто-либо из соседей не находил возможностей покончить с этой независимостью», стр. 1163.
Собственно, эти цитаты приводятся для того, чтобы обрисовать картину, которая царила в регионе. Авраам, разумеется, мог существовать, но как малоизвестный кочевник из Харрана, и мало кому был бы интересный. Существовал он или нет в действительности, вряд ли удастся однозначно доказать. Однако опровергнуть некоторые библейские вымыслы вполне возможно.
Итак, чуть позже предполагаемого времени, в Верхней Месопотамии было создано одно из значительных государств аморейским вождем Шамши-Ададом I (1813-1781 гг. до н.э.). Оно охватило огромную по тем временам территорию — от гор Ирана до Центральной Сирии, включая одно время и Мари. Важнейшим центром этого государства был город Ашшур на среднем течении Тигра. Царь Шамши-Адад I создал четкую, хорошо функционировавшую военную и административную систему, свел на нет права автономных общин. Но после его смерти государство распалось, стр. 1164, стр. 88.
Было привлекательно соотнести образование государства Шамши-Адада I с возможной причиной, по которой условный Авраам покинул Харран. Такое предположение было бы более реалистично, нежели «откровение бога». Однако не будем заниматься фантазиями, а обратим внимание на другое. Иосиф Аронович Крывелев в книге «Раскопки в библейских странах» сообщает, что в 1933-1938 гг. был найден город-государство Мари, в том числе и архив, находившийся во дворце царя Зимрилима.
«Ряд городов и других географических названий, известных до сих пор только из Библии, часто фигурирует на клинописных табличках Мари. Нередко упоминаются города Харран, Серуг, Пелег. Город Нахор, о котором в Библии говорится как о месте жительства родителей Ревекки, жены Исаака, тоже нередко фигурирует в этих табличках. Довольно обычны такие собственные имена людей, как Терах, Нахор, Авраам, Иаков, Иосиф, Вениамин и т.д. Напомним, что Терах (в русском переводе Библии — Фара) был, по Ветхому завету, отцом Авраама, а Нахор — его братом, остальные имена — тоже ветхозаветные», стр. 73.
Кроме того, имена эти не имеют ничего общего с библейскими персонажами. Это лишь показывает, что библейские имена были ходовыми, и, например, давидами называли одно из семитских племен, подобно тому как сейчас на Западе называют русских иванами и т.д. Нельзя не упомянуть о том, что в табличках Мари упоминаются вениаминиты. «Этническая группа вениаминитов имеет настолько древнее происхождение, что возникшая позже библейская легенда о Вениамине, как одном из сыновей Иакова, могла появиться уже в порядке объяснения и осмысления факта существования этого племени», стр. 74.
Перед тем как попасть в Харран, Авраам жил вместе с отцом по имени Фарра (Θαρα, Терах) в Уре (Быт. 11:31). Что любопытно, при раскопках города Угарита было обнаружено, что в «...мифологических текстах мелькает имя Иераха, которое может быть прочитано и как Терах. <...> Терах фигурирует в текстах Рас-Шамары как лунный бог, и, конечно, в этом своем качестве может рассматриваться лишь как мифическое существо», стр. 74.
Взяли ли себе в качестве праотца Тераха как божество Угарита — сказать сложно. Однако такое явление вполне справедлива: некогда живший предводитель племени становился полубогом. Кроме этого, нередко даже города в древности назывались либо именем божества, либо именем полубога, а правители брали себе имена, созвучные с божественными.
Как, наверное, помнит пытливый читатель, в начале этой краткой заметки было упомянуто, что Авраам в Египте обзавелся верблюдами, что можно отнести либо к анахронизму, либо отнести к ошибочности указываемого в Библии факта. Дело в том, что одомашнивание верблюдов произошло чуть ли не в начале X в. до н.э. Разумеется, автору или авторам книги Бытие хотелось бы подчеркнуть, что Авраам ушел из Египта не с пустыми руками. Иначе, придется признать, что Авраам жил намного позже Хаммурапи, но тогда не остается времени для исхода евреев из Египта и несомненно важных завоеваний Ханаана Иисусом Навиным.
В любом случае, этот краткий отрывок из главы 12 книги Бытие может подтвердить только то, что Египет тесно сотрудничал с семитскими полукочевыми или кочевыми племенами: раскопанные места стоянок дают возможность утверждать это. Кроме того, периодически возникавший голод позволял контактировать таким племенам с Египтом довольно тесно, стр. 67-68.
Было бы не понятно, чем вызвано столь странное отношение в книге Бытие к Египту, который приютил голодные племена семитов, однако если вспомнить, что фараон привлекал самих незванных гостей к строительству различных сооружений в своем государстве, последние, вероятно, посчитали это рабством и решили покинуть Египет. Раскопки действительно подтверждают, что в Египте существовали поселения азиатов (которые, правда, можно отнести к поселениям гиксосов), причем, по всей видимости, на вполне свободной основе и такая плата за относительное благоденствие, как возведение зданий, вполне уместна. Но вряд ли с этим был согласен маленький, но гордый кочевой народец. Как и подобает, уйти нужно было, захлопнув за собой дверь.
Далее, Библия сообщает, что как только Авраам вышел из Египта (взяв почему-то направление на юг), он, наверное, пошел на поиски своего старого алтаря, который построил на месте беседы с Яхве. Иначе как бы он определил, что пришел на заповеданную землю?
Далее, Авраам разделился с Лотом из-за непонимания между пастухами. Позже, Лота взяли в плен. «И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор» (Быт. 14:1-2). Можно было бы предположить, что это местные разборки племен, не игравших существенной роли на политической арене того времени. В этом случае, вырезание врага с тремя с небольшим сотнями необученных воинов, напавих ночью, и преследовавших еще до некоего селения Ховы (которое, похоже, еще не существовало в то время) кое-как выглядело бы правдоподобным, но когда речь идет об отождествлении Амрафела с Хаммурапи, такой эпизод не выдерживает никакой критики: 318 недисциплинированных рабов против профессиональной армии Хаммурапи даже ночью не только не смогли бы разгромить и обратить в бегство последних, но вообще близко подойти к лагерю. Объяснение этому простое: в лагере вавилонян и союзников вряд ли было менее пары тысяч воинов. Сам Хаммурапи в официальной переписке извинялся перед царем Мари, что не может вовремя помочь ему десятью тысячами воинов, так как сам был в непосредственной опасности нападения.
Также весьма странно, что человек преклонного возраста, каким был Авраам (75 лет для того региона — это большой возраст!) стал бы лично руководить операцией по священному мщению. Весьма вероятно другое — условный Авраам воевал в союзе племен против могущественного правителя и потерпел поражение. Но такое предположение имеет мало общего с вышеописанным ненаучно-фантастическим сюжетом. Таким образом, всерьез воспринимать библейское повествование об Аврааме как исторической личности не имеет никакого смысла. В то же время, нельзя не признать, что доля историчности в Библии имеется, как имеется она в любых других пропагандистских документах.
Роль Авраама (при условии, если он и существовал) сильно завышена, что характерно для:
а) попытки построения собственной родословной народа, зная лишь происходившие события в общих чертах;
б) в пропагандистских целях, для объяснения некоторых племенных перемещений.
Ну и, наконец, если Библия верно упоминает о событиях глобального значения или каких-то крупных именах, то это совершенно не значит, что она объективно (если отбросить всю шелуху, связанную божественными наставлениями, поучениями и пр., разумеется) описывает события в самой Палестине.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов