Очереди за продуктами выстроились по всему СССР от Калининграда на Западе страны до Владивостока.
К началу 1960-х гг. в СССР серьезно ухудшилось экономическое положение. Недостаток хлеба стал настолько ощутим, что Хрущев впервые решился на закупку зерна за границей, тем не менее начались перебои со снабжением. В магазинах выстраивались очереди. 31 мая 1962 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о повышении розничных цен с 1 июня на масло и мясо, на 25 и 30 % соответственно. Несмотря на то, что повышение цен было названо «временным», которое «представители трудового народа с полным пониманием одобряли», недовольство населения вылилось в забастовки и волнения во многих городах, поскольку это совпало со снижением рабочих тарифов по всему СССР. К тому же годом ранее, в 1961 году, ХХII съезд КПСС провозгласил построение к 1980 году давно обещанного коммунизма, а тут такой сюрприз… Но наиболее кровавые события произошли в г. Новочеркасске Ростовской области. 2 июня 1962 года случился Новочеркасский расстрел - трагедия экстраординарная. Считается, что оскорбительная фраза директора завода им. Буденного Бориса Курочкина «ешьте ливерные пирожки» стала детонатором народного гнева. Между тем, причины кроются глубже.
Хроника забастовки рабочих электровозостроительного завода им. Буденного подробно расписана в многочисленных публикациях и книгах. Согласно им, новочеркасские рабочие устали от острого дефицита продуктов питания и социальных проблем, имевших место в начале 60-х годов. Считается, что последней каплей терпения оказалось одномоментное снижение на треть расценок оплаты труда и повышение стоимости основных продуктов питания – мяса, молока и яиц. В реальности пересмотр оплаты труда у всех рабочих, кроме сталелитейщиков, произошел 1 января 1962 года. Осуществлялось это с целью повышения производительности труда.
Дело в том, что завод осваивал выпуск принципиально нового электровоза ВЛ80 переменного тока, увеличивая одновременно производство ВЛ60, которые меж собой называли «утюгом». По плану, в 1962 году НЭВЗ завод должен был произвести 457 электровозов, в том числе 413 ВЛ60, 42 Н-8 и 2 ВЛ80. Между тем, год назад выпустили 384 машины, причем все – ВЛ60. Для выполнения этих задач в соответствии с директивами Госплана СССР были закуплены новые станки, однако установить их в срок не удалось. Оборудование в огромных ящиках пылилось на территории завода.
Нельзя сказать, что заводоуправление бездействовало. Фактически оно не справлялось огромным количеством организационных задач, так как все силы были брошены на выпуск новой техники. Электровоз ВЛ80 по сравнению с ВЛ60 представлял собой машину нового поколения. Это была двухсекционная синхронно работающая машина, имеющая мощность часового режима — 6 520 кВт, тогда как ВЛ60 - 4000 кВт. В то время в мире не было более мощного и инновационного локомотива. Генеральный директор Борис Курочкин о ходе работ ежедневно отчитывался перед Москвой. Выпуск новых электровозов позволил бы нашей стране резко увеличить железнодорожные перевозки. Именно поэтому правительство в ультимативной форме торопило директора.
По словам очевидцев, Курочкин был толковым специалистом и жестким руководителем, который не стеснялся говорить в резкой и зачастую оскорбительной манере. В то же время он понимал, что реконструкция в условиях повышения плана привела бы к его срыву, поскольку необходимо было бы демонтировать старые станки и установить новые, а также обучить рабочих. Поэтому было решено интенсифицировать труд. Проще говоря, выбрали лучших рабочих и поручили им изготовить детали. Скорость выполнения измерили секундомером. Таким образом, были сверстаны новые расценки.
Власть СССР не могла обеспечить страну после Денежной Реформы 1961 года. Доходы народа не соответствовали возможностям страны в производстве средств потребления. В сельской местности в магазинах не было даже соли.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов