Слово РОС, в которое уже более 500 лет тому назад вцепились теологи Московского княжества, на мой взгляд, имеет следующую сленговую историю.
В 860 году к стенам Константинополя приплыли в современном понимании твари, которые грабили, насиловали и убивали. Люди от этих зверей спрятались за стенами древнего города и в ужасе оттуда созерцали за зверствами, творимыми этими тварями. Кто это был, никто в Византии не знал. Но видя их, люди кричали: "на нас ῥούς (русь) напал" (коричневый поток, топкое место в Мегариде). Есть аналогия со всем известным словом χλωρός похожего цвета, есть ещё близкие по смыслу слова 'ρόος, 'ροώδης, 'ροή, 'ρύαξ, 'ρέω, 'ρεύμα, 'ρέος и производные от них, имеющие общий смысл "грязный поток, истечение". Именно РОУСЬ буквально и пишется изначально кириллицей, самая первая зафиксированная надпись находится на могиле Всеволода Ярославовича (в русской вере Андрей), который умер в 1093 году. Сочетание букв «ОУ» обозначавших звук «У» использовалось в старославянском письме вплоть до середины XIV века. Сама буква «υ – ипселон» в русском языке не имеет точного соответствия и обычно передаётся звуком «Ю».
Вспоминая банду Дира нужно понимать, что чуваки те действительно долго плыли на ладьях и успели не только несколько раз обгореть на солнце, приобретя РУСЫЙ (от лат. russeus: красновато-коричневый, бурый или гнедой) загар, но и провонялись знатно.
Сохранились записи Лиутпранда, епископа Кремонского, посетившего Константинополь в середине Х в., который в своем труде «Antapodisis» упоминает о "русских". При этом он сообщает, что русские получили свое наименование от греческого слова «ʻΡούσιοϛ» и что это название русским дали за особый оттенок цвета их тела (de qualitate corporis). "XV. В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρουσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовем «нордманнами». Ведь на тевтонском языке «норд» означает «север», а «ман» - «человек»; отсюда - «нордманны», то есть «северные люди». Королем этого народа был [тогда] Игорь". Лично я думаю, епископ тупа попутал греческое сленг с латинским словом russeus.
Поэтому, предлагаю считать, что император Константин V Копроним согласно «Хронографии» Феофана, отплыл на судах соответствующего цвета: «…против Болгарии, и сам сев на ῥούσια χελάνδια («плохие» транспортные суда) намеревался плыть к реке Дунаю…».
В самом же греческом письме зафиксирован только один случай, когда производные от слова «ῥούσ-» применялось не как прилагательное. Это античный роман о завоеваниях Александра Македонского составленного до 338 года н.э. и описывающего покорение мифических и реальных народов, среди которых рядом написаны такие народы как:«Ἀρμενίους, Ῥουσίους, Ὄχλους,» Der griechische Alexanderroman. Rezension γ. Buch III. Meisenheim am Glan, 1969. S. 460. Вот чем вам не первое упоминание о русских и украинцах.
Особо следует отметить, по мнению ведущих лингвисты во главе с Зализняком переход из «Русь» в «Рос» в славянском языке невозможен, но это вполне возможно в других языках, например в арабском.
Прикольно было бы узнать происхождение финского слова "RUSKEA" и белорусского "РУДЫ" и "БРУДНЫ".
На греческом ῥούς (русь) было созвучно с именем антихриста из греческого перевода Книги пророков «Апокалипсис» (Ιεζεκιήλ Κεφ. 38), который в греческих церковных книгах уже много столетий имел буквенное обозначение "’Ρώς":
2) Γιε ανθρώπου, στήριξε το πρόσωπό σου ενάντια στον Γωγ, τη γη τού Μαγώγ, του ηγεμόνα τής ☆Ρως☆, Μεσέχ και Θουβάλ, και προφήτευσε εναντίον του,
3) και πες: Έτσι λέει ο Κύριος ο Θεός: Δες, εγώ [είμαι] εναντίον σου, Γωγ, ηγεμόνα τής ☆Ρως☆, Μεσέχ και Θουβάλ·
Далее история слова «РОС = 'Ρώς» получает следующее развитие. Ушлый патриарх Фотий решил попиариться на теме нападения неизвестных варваров на Константинополь и написал беседы о "нашествии Россов" (Εις την εθοδον των Ρως), где люди грешили и за это Бог наслал на них народ 'Ρώς. Писал он буквально следующее: "Народ не именитый, народ не считаемый (ни за что – αναπιθμον ), народ поставляемый наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода против нас (прим. КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ), незначительный, но получивший значение, уничиженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства, народ где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства, так грозно и так быстро нахлынул на наши пределы..."
Уже с начала Х века по отношению к жителям "Киевской Руси" ромеи стали применять название 'Ρώς во всех официальных документах. В главе 15 книги II «О церемониях византийского двора», есть записи, описывающие посещение Ольгой (άρχοντίσης ’Έλγας τών ’ρώς) Константинополя, где так же есть фраза: οί βαπτισμένοι ’Ρώς ("крещёные росы"). Хотя в более поздней хронике "Продолжателя Феофана" в разных событиях мы встречаем две разные локализации происхождения "росов":
-"Потом набег росов (это скифское племя, необузданное и жестокое), которые опустошили ромейские земли..." (поход Дира в 860 году);
-"11 июня 14 индикта на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами происходят же они из племени франков" (поход Игоря в 941году).
'Ρώς и производные от него без сомнения были использованы в Русско-Византийских договорах 911, 944, 971, 1043 годов. В них мир между Русью «росую» и греками поехали заключать от рода рузкого «рсYкга» - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид. И это не описка перепищика, такое повторяется и в дальнейшем повествовании, что явно указывает на то, что слово «Русь» и производные от него слова являются политонимом, а посланники «Руси» отмечены под этнонимом.
Понасильничав и пограбив чуваки Дира уплыли обратно увезя с собой барахлишко и воспоминания о непонятном им погоняле ’ρούς – "РУСЬ". Как я предполагаю, это было созвучно с правящим сословием той эпохи - Ругами. В единственном числе Руг, во множественном числе на славянском говоре это вероятно принимало форму "РУЗИ". Которые на момент переселения на земли восточных славян возглавлялись выходцами из Скандинавии относящихся к гаплогруппе N1a1 и имевших на тот момент генетическую мутацию Y10931.Что согласуется с трудами историка VI века Иордана.
Так что именно ῥούς и было перенесено на земли восточных славян, для самоопределения людей принявших христианскую веру и территорий находившихся под влиянием киевского митрополита.
В ПВЛ так и записано:
- В год 6360 (852 г.), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.
В дальнейшем повествовании
летописец проводит связь между правящими варягами и названием Руси.
Слово же 'Ρώς, которое стало основой слова Ρωσία, встречалось и раньше к представителям других народов, например анонимный автор на полях древнейшего сочинения Аристотеля «О небе» не позже VIII века пишет следующее: «Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причём скифы-рось (Σκύθας τοὺς Ῥῶς) и другие гипербарейские народы живут ближе к арктическому поясу».
Или, например в житие Георгия Амастридского и патриарха Игнатия, где крайне жестокие варвары грабят и убивают христиан. Один из таких примеров: col.516: κατ’ ἐκεῖνον γὰρ τὸν καιρὸν τὸ μιαιφονώτατον τῶν Σκυθῶν ἔθνος, οἱ λεγόμενοι ☆Ῥὼς☆, διὰ τοῦ Εὐξείνου πόντου προσκεχωρηκότες τῷ Στενῷ καὶ πάντα μὲν χωρὶα, πάντα δὲ μοναστήρια διηρπακότες, ἔτι δὴ καὶ τῶν τοῦ Βυζαντίου περιοικίδων κατέδραμον νησίων,...
Или история по отношению к шведам-викингам (обозначенных в хронике словом Rhos, что в является вероятным переводом слова 'Ρώς), которые предпочли вернуться домой через франков, но только не по Днепру. Об этом подробно описано в "Бертинских анналах". Любят греки исподтишка обзываться.
Через ромеев традиция называть всякий кровавый сброд "росами/русами", отличительной чертой которых является сжигание женщин живьём при смерти сожителя, перешла и в арабскую хронику. Там уже полёт фантазии арабских авторов был ограничен только их знанием географии и наличием кровавых событий.
Всё началось с хроники "Псевдо-Захарии", где неизвестный компилятор-переводчик живший в Амиде в VI веке переводил «Церковную историю» Захарии Митиленского на сирийский:
«Анвар, себир, бургар, алан, куртаргар, авар, хасар, дирмар, сиругур, баграсик, кулас, абдел, ефталит – эти 13 народов живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием. В глубь от них (живет) народ амазраты и люди-псы, на запад и на север от них (живут) амазонки, женщины с одной грудью; они живут сами по себе (…) Соседний с ними народ ☆Hros☆, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей. Дальше на восток у северных краев еще три черных народа».
Именно из этой записи ведущий лингвист Трубачёв О.Н. делает вывод, что "рос" в упомянутых выше жизнеописаниях Георгия Амастридского и патриарха Игнатия является архаизмом, будучи идентичным названию народа Hros переведённого в свою очередь из греческого 'ρούς/'ρώς.
Вот что писали другие арабские авторы IX-XI веков (выдержки из хрестоматии «Древняя Русь в свете зарубежных источников» под ред. Т.Н.Джаксон, И.Г.Коноваловой и А.В.Подосинова. Том. III: Восточные источники):
- ал-Хараки (ум. в 1132 или 1138/39):
«неизвестно о нем (Западном море. – Т К.) ничего, кроме того, что в стороне запада и севера напротив стороны земли русов и славян»;
- Абу-л-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах Ибн Хордадбех (ок. 820 – ок. 890):
«Что касается купцов русов, а они – вид славян (...) и говорят они, что они – христиане, и платят джизью»;
- Ал-Йа‘куби примерно в 891 г. описал нападение на Севилью:
«И в эту реку Кордовы вошли маджусы которых называют русами, в году 229/843–44, и грабили, и жгли, и убивали»;
- Абу Али Ахмад ибн Умар Ибн Русте, жил в Исфахане в IX – нач. X в.:
«Что касается русов (ар-русийа), то они – на острове, окруженном озером (...) Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются и забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают (...) У них есть царь, называемый хакан-рус (...) Нет у них ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочей пушниной (...) Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем (далее описаны человеческие жертвоприношения) (...) в могилу кладут живую любимую жену покойника»;
- Мутаххар ибн Тахир ал-Мукаддаси (Макдиси) жил в г. Бусте в Сиджистане, завершил свой труд в 966 г.:
«они (русы) – на сыром острове, окруженном озером, и это – крепость у них, [защищающая] их от врагов. Общность их – в размере 100 000 человек (...) Они владели Бардаʻа [в течение] года и совершали грехи над мусульманами (...) Что касается Византии, то к востоку от нее и к северу от нее [находятся] тюрки, хазары и русы»;
- Автор «Худуд ал-‘алам» неизвестен, установлено, что сочинение было написано около 982 г.:
«О стране славян. На восток от нее – внутренние булгары и некоторые из русов, на запад – часть Грузинского моря и часть Рума (Византийской империи) (...) Страна [русов]. На восток от нее – гора печенегов, на юг – река Рута, на запад – славяне, на север – ненаселенный север (...) Царя их зовут хакан русов (...) [у русов] клинки для мечей и мечи, которые можно согнуть вдвое, но, как только отводится рука, они принимают прежнюю форму»;
- Гардизи «Краса повествований» около 1032г.:
«Одежда людей русов и славян из льна»;
- Ахмад ибн ал-Аббас Ибн Фадлан побывал в 921–922 гг. на берегах Волги (как мне видится писал о колбягах):
«у них (русов) мужчина носит кису, (русы прибыв в торговый город несут дары идолу) к длинному воткнутому [в землю] бревну, у которого [имеется] лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения, а позади этих изображений – длинные бревна, воткнутые в землю»;
- Испанский ученый и купец, еврей по происхождению, Ибрахим ибн Йа‘куб ал-Исра’или ат-Туртуши посетил в 960–980-х годах ряд европейских стран и городов:
«Граничат с Мешко (Польшей) на востоке русы и на севере пруссы. Жилища пруссов у Окружающего моря (...) Нападают на них русы на кораблях с запада (...) Главнейшие из племен севера говорят по-славянски (карелы? колбяги?), потому что смешались с ними, как, например, племена немцев, венгров, печенегов, русов и хазар (т.е. с славянами смешались какие-то северные племена, племена немцев, венгров, печенегов, русов (ругов?) и хазар и образовали РУСЬ)»;
- Абу Исхак ал-Фариси ал-Истахри (849/50–934):
«Русы – народ в стороне булгар, между ними и славянами (...) Они (хазары. – Т. К.) находятся между морем Хазар, [царством] Сарир, русами и огузами (...) Итиль (Волга) – имя реки, которая течёт к нему (городу Итиль. – Т. К.) от русов и булгар (...) Мед и воск [,которые] привозят от них, – это везут к ним из областей русов и булгар, а также шкурки бобров, которые возят по всему свету. И не бывают они нигде, кроме [тех] рек, что в краях булгар, русов и Куйабы (...) Итиль, то она, как дошло о том до меня, выходит недалеко от киргизов (вероятно река Белая, приток Камы) и течет между кимаками и огузами. Затем идет к западу позади булгар и возвращается назад к тому, что примыкает с востока, до тех пор, пока не пройдет мимо русов, затем проходит мимо булгар, затем мимо буртасов, пока не впадет в море Хазар (...) Буртас - имя области, а вот Рус, Хазар, Сарир – имя для государства, не города и не людей (...) Русов три вида:
а) ближайший к Булгару, и царь их располагается в городе, называемом Куйаба;
б) вид их самый отдаленный называется Салавийа;
в) называется Арсанийа, и царь их располагается в Арса.
(...) Привозят из Арса черных соболей и олово;
- Абу-л-Касима ибн Хаукала ан-Нисиби «Книга путей и стран» вторая редакция которой возникла около 977 г.: славяне, и это – доля другой части суши. Затем позади тех в направлении востока – булгары, русы. Затем по проливу – сторона Трапезунда, а сверху реки, идущей рядом булгары, русы, башджарты, буртасы, хазары, печенеги, булгары еще вторые (...) Река Итиль – самая большая по протяженности, и это река русов (...) И опустошили его русы, и напали на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358/968–69, и отправились тотчас же после к стране Византия и в Андалусию, и разделились на две группы. Русы – народ варваров, живущий в стороне булгар, между ними и славянами по реке Итиль (...) И они (печенеги) – «шип» русийев и их сила, и они (русы. – Т. К.) выходили раньше за [свои] пределы, к Андалусии, потом к Барза‘а (...) Часто заходят в некоторые населенные [области] Андалусии корабли русов, тюрков-печенегов и разного народа из [числа] славян и булгар, и злобствуют в ее областях (...) Итиль – название реки, которая течет к ним (хазарам. – Т. К.) от русов и булгар и впадает в море Хазар. Говорят, что эта река выходит из [области] Мраков, никто не знает ее начала (вероятно река Кама) и никто не достигал ее истоков (...) Большая и лучшая [часть] этих шкурок (бобров) находится в стороне русов, а спускаются по рекам к ним и к их стороне со стороны йаджудж и маджудж и затем поднимаются к Булгару. Не прекращалось так до года 358/968–69, ибо русы [в этом году] разрушили Булгар и Хазаран (...) Конечный пункт торговли русов долгое время был в Хазаране, и [поступала от них] десятая доля их богатства (...) У реки Итиль – ответвление с восточной стороны (вероятно река Белая). Выходит со стороны киргизов и течет между кимаками и огузами, и она – граница между кимаками и огузами. Затем уходит к западу позади булгар и возвращается назад к тому, что примыкает с востока, до тех пор, пока не пройдет мимо русов, затем булгар, затем буртасов, пока не впадет в море хазар (...) Были в Самандаре мечети, церкви и синагоги, и совершили свой набег эти (русы. – Т. К.) на всех, кто был на берегу Итиля, из числа хазар, булгар и буртасов, и захватили их (...) Язык русов другой, чем язык хазар и буртасов (...) Русов три вида:
а) [Один] вид их – ближайший к Булгару, а царь их – в городе, называемом Куйаба...;
б) вид самый высокий из них называется С.лавиййа, и царь их [живет] в С.ла...;
в) вид их [третий] называется ал-Арсанийа, и царь их [располагается] в Арса (...) Возят из Арса черных соболей, бурых лисиц, свинец и частично ртуть.
И не осталось в это наше время ни булгар, ни буртасов, ни хазар [из-за] народа рус, кроме разбросанной неполной [части этих народов], и [даже] за ней рыскал [народ рус]»;
- Шаме ад-Дин ал-Мукаддаси ал-Башшари (946/7 – ок. 1000):
«Затем я слышал, что войско из Рума, которое называют русами, напало на них и овладело их страной (Хазараном)»;
- Агапий Манбиджский умер около 941 г.:
«Обитатели этого климата (6 климат) – спутники войны и кровопролития, нет у них сострадания, и называются они поэтому сакалиба. Их подвергают кастрации. Это народ, не знакомый ни с литературными писаниями, ни с науками, ни с чем-либо другим»;
- Ибн Мискавайх умер в 1034 г.:
«332/943–4 год. В этом году вышло войско народа, известного под именем русов, к Азербайджану, направилось к Барда‘а»;
- Абу-л-Хасане ал-Мас‘уди родился в Багдаде предположительно около 896 г. и умер в 956 г.:
«По словам тех астрономов, кто был создателем таблиц, и других предшественников, море булгар, русов, баджни, печенегов, баджгурдов, а они [являются] тремя видами тюрков, это – море Понт (Черное море) (...) я не видел из входящих в страну хазар купцов и судовладельцев никого [из тех, кто ходил] по морю Хазар в страны русов и булгар, кто бы утверждал, что с морем Хазар соединяется [какое-либо] море из этих морей, или соединяется с ним что-нибудь из его вод или проливов, кроме реки Хазар (...) Около 300/912–13 года пришли по морю к Андалусии корабли, на них – какие-то люди, и напали на ее побережье (...) Я же думаю, а Аллах лучше знает, что этот пролив соединяется с [морями] Понт и Меотис, и этот народ – русы, о котором мы уже упоминали, ибо никто, кроме них, не ходит по этому морю, соединяющемуся с морем Океан (получается русы приплыли в Андалусию из Азовского моря) (...) Что касается [тех, кто живет] в стране (хазар. – Т. К.) из идолопоклонников, то виды их – славяне и русы (...) Русы и славяне, о которых мы упомянули, что они – идолопоклонники, они [являются] войском царя (хазар. – Т. К.) и его слугами (...) оно (море Понт) – море русов; нет на нем никого другого, и они [живут] на одном из его берегов (...) У русов, в их земле, [есть] серебряный рудник (...) Русы – многочисленные народы, имеющие отдельные виды:
а) вид, называемый Луда‘ана. Они самые многочисленные, посещают для торговли страну Андалусию, Италию, Константинополь и хазар.
После 300/912–13 года прибыло около 500 кораблей, в каждом корабле – 100 человек. Вошли в залив моря Понт, соединенный с морем Хазар. (т.е. 50 000 русов-Луда'анов из Азовского моря через несуществующий тогда канал попали на Волгу и пообещав половину от награбленного "хазарскому царю" вошли в Каспийское море. С добычей, после разгрома, пешком домой ушло только 5 000 русов) (...) море Меотис и Понт, которое есть море булгар, русов;
б) Запад: [земли] франков, лангобардов, Андалусии, Галисии, Гасконии, славян и русов...;
в) ...в стране хазар [есть] люди из [числа] славян и русов, и они сжигают себя на огне. Эта разновидность славян и другие из них примыкают к востоку и [простираются] с запада. Первый из царей славянских – ад-Дир...;
…там [(где Константинопольский пролив под названием Абидос) стоит] город, принадлежащий Византии, известный под именем Мусанна, препятствует проходу в это (вероятно Средиземное) море судам ал-Куз.кана (Луда'анов) и других видов русов. Византийцы называют их «русийа», что означает «красные» (данное описание русов полностью соответствует их описанию у Лиутпранда). (…) Вступили многие из них в наше время в союз с Византией, как вступили армяне, булгары, а они – вид славян, печенеги из [числа] тюрков. (Т.Е. РУСЬ ЭТО ТЕРРИТОРИЯ НАСЕЛЁННАЯ СЛАВЯНСКИМИ И ТЮРКСКИМИ НАРОДАМИ)!!!»;
- Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни (973 г. - 1048 г.):
"Цари славян - Кназ".
Подводя итог арабским источникам, обязательно нужно отметить, что севернее, сразу за росами/русами арбы помещали мифические земли Гог и Магог. Что явно свидетельствует о применении религиозных представлений в описании диких и неизвестных арабам народов.
Думаю, ознакомившись с данным материалом, становится понятно, что у арабских учёных не было достоверного понимания о народах населявших северное Причерноморье и тем более север Евразии, но уже с середины Х века у ряда арабских авторов идёт явная привязка росов/русов к землям «Киевской Руси», видимо под воздействием греческой культуры. Мысль, что жители Руслагена везли на продажу на Каспий соболей, бурых лисиц, мёд, воск, олово, свинец, ртуть и был у них серебряный рудник, ничего кроме улыбки не вызывает.
Даже само существование столь древнего и могучего народа с самоидентификацией РУСЫ/РОСЫ было бы не возможно без соответствующей археологической культуры, где бы сочетались приведённые выше корабли, мечи, одежда и прочие вещи. Но существование такой археологической культуры науке не известно.
Начало культурной экспансии Византии на земли Киевского княжества положили чуваки Дира, которые рассказали своим соплеменникам как круто и современно в том Царьграде. Вещий Олег туда сплавал, с открытым ртом там походил, а приплыв обратно двинул речь про диво-дивное, ну и как он там грекам наволял (без вранья и здесь никуда). В общем, очень сильно захотелось к цивилизации приобщиться!!!
Игорьку греки спесь сбили, и после его смерти приплыла Ольга, которая захотела получить княжеский ярлык на все земли восточных славян из рук самого императора Византии. Ромеи, за продвижение "истинной веры", подарили ей крестик с надписью: "Η Ρωσική γη υψώθηκε στην κατά θεόν ζωή με το βάπτισμα της ευλογημένης Όλγας." Так земли восточных славян собственно и стали РУСЬЮ (на греческом языке Ρωσία).
С "крещением Руси" в 988 году и появлением на карте конфессионального образования Русь оно естественно начинает появляться в хрониках её ближайших соседей имеющих письменность – ЛАТИНЯН. А именно: Ruthenia (первое упоминание в 1089г.), Ruscia (первое упоминание в 1009г.), Rusciae с XI века. А самое первое упоминание Руси зафиксировано у поляков, что собственно и логично. А именно, акт «Дагоме юдекс» (лат. Dagome iudex), где около 990 года польский король Мешко I называет соседние с его королевством земли Киевской Руси – «ruffe». До этого латиняне называли правителей Киевского княжества то reginae Rugorum, то Senior Ruzorum, либо как записано в «Раффельштеттенском таможенном уставе»: «Славяне же, отправляющиеся для торговли de Rugis».
Как видим слово русский получает не этнический, а КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ характер.
- Ты какой веры?
- Русской!!!
Но привкус греческого сарказма как-то остаётся.
Ну а дальше историю все знают. Киевлянам то название не помогло, его попытались подобрать князья ВКЛ и Московии, короли Речи Посполитой. Особенно хорошо это получилось у Московских князей. Иван ІІІ, который собственно и вводит в оборот слово Росия (именно с одним "с") взяв за основу греческий вариант Ρωσία передаёт его по наследству, и слово то при Пете l трансформируется в Российскую Империю.