Откуда появилось название - Русь?История Руси

С 862 до 1721 год
Павел Ас
Всего сообщений: 27
Зарегистрирован: 17.09.2023
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: демократические
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Павел Ас »

Камиль Абэ: 07 янв 2024, 11:11 и что не так с Борисовым камнем?
Надпись на Борисовом камне в Коломне расшифровывали по разному. Например М. Ф. Кусцинский и некоторые другие историки XIX века читали её так: «Сильный, храбрый Борис свят». Современные историки обычно трактуют её следующим образом: «Сулиборов (принадлежащий Сулибору) крест». Любопытно, что музейная табличка рядом с валуном в музее-заповеднике «Коломенское» долгое время сообщала о том, что на камне написано: «Господи храни раба твоего Бориса», хотя любой желающий тут же мог убедиться в её ошибочности, взглянув на камень.

Карл!!! Там на камне всего 14 букв а вы на табличку 5 слов из 28 букв лепите, которые даже в произвольном порядке не совпадают!!! Ну ТУПЫЕ :oops: (с)
Реклама
Аватара пользователя
Камиль Абэ
Всего сообщений: 10006
Зарегистрирован: 25.08.2018
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социалистические
Профессия: экономист
Откуда: Новосибирск
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Камиль Абэ »

Павел Ас: 07 янв 2024, 16:38 Карл!!! Там на камне всего 14 букв а вы на табличку 5 слов из 28 букв лепите, которые даже в произвольном порядке не совпадают!!! Ну ТУПЫЕ (с)
Так вы своё возмущение и адресуйте музейщикам , историкам, в Академию Наук , наконец... А что вы своё негодование выливаете на меня?
Павел Ас: 06 янв 2024, 22:56 Хотя чего с вами спорить то, вы и надпись на Борисовом камне (который из Беларуси в Коломну спёрли) умудрились оригинально расшифровать :read:
Да и имеет ли вопрос с Борисовыми камнями отношение к теме Откуда появилось название - Русь?
https://kamil-abe-46.livejournal.com/
Павел Ас
Всего сообщений: 27
Зарегистрирован: 17.09.2023
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: демократические
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Павел Ас »

Камиль Абэ: 07 янв 2024, 16:58 и имеет ли вопрос с Борисовыми камнями отношение к теме Откуда появилось название - Русь?
Это прямой вопрос к качеству перевода ПВЛ и других письменных памятников.

Надеюсь сейчас причино-следственная связь понятна????
Аватара пользователя
Камиль Абэ
Всего сообщений: 10006
Зарегистрирован: 25.08.2018
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социалистические
Профессия: экономист
Откуда: Новосибирск
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Камиль Абэ »

Павел Ас: 07 янв 2024, 18:46 Это прямой вопрос к качеству перевода ПВЛ и других письменных памятников.
Это примерно как: В огороде бузина, а в Киеве дядька...
А вы лингвист, в языкознании знаете вы толк?
https://kamil-abe-46.livejournal.com/
Павел Ас
Всего сообщений: 27
Зарегистрирован: 17.09.2023
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: демократические
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Павел Ас »

Камиль Абэ: 07 янв 2024, 18:52 вы лингвист, в языкознании знаете вы толк?
Нет, не лингвист. Но даже такой простой человек как я видит, что вся тирожируемая скрепанутыми история Руси это высасоная из пальца фигня. Которая под собой не имеет никакой фундаментальной основы :oops:

Даже название Руси греки придумали от слова понос :read:
Аватара пользователя
Камиль Абэ
Всего сообщений: 10006
Зарегистрирован: 25.08.2018
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социалистические
Профессия: экономист
Откуда: Новосибирск
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Камиль Абэ »

Павел Ас: 09 янв 2024, 20:21 Даже название Руси греки придумали от слова понос :read:
Не всё так просто...
Происхождение слова «Русь»: главные версии
Русский человек привык к неопределенности. Возможно, корни этого явления лежат в том, что мы до сих пор не знаем происхождения слова «Русь», а с ним и «Россия», и «русский». В этом мы уникальны. Кстати, происхождения слова «Москва» мы тоже не знаем.

В современном мире существует семь основных версий происхождения слова «Русь».
  • Славянская версия
  • Шведская версия
  • Сарматская версия
  • Налоговая версия
  • Гребная версия
  • Военная версия
  • Краснолицая версия.
https://cyrillitsa.ru/history/197889-pr ... nye-v.html [/quote
https://kamil-abe-46.livejournal.com/
Павел Ас
Всего сообщений: 27
Зарегистрирован: 17.09.2023
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: демократические
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Павел Ас »

Камиль Абэ: 10 янв 2024, 09:47 В современном мире существует семь основных версий происхождения слова «Русь».
Версий много, а правда одна.
И все версии только для того и придуманы, чтобы скрыть её.

В 860 году к стенам Константинопаля приплыли в современном понимании тва.. которые грабили, насиловали и убивали. Люди от этих зверей спрятались за стенами древнего города и в ужасе от-туда созерцали за зверствами творимыми этими твар... . Кто были эти звери никто в Византи не знал. Но видя их  люди кричали: "на нас ’ρούς (русь)  напал" (коричневый поток, вонючее топкое место в Мегариде, вероятно могло  означать народное - ПОНОС, есть аналогия со всем известным словом χλωρός похожего цвета, есть ещё близкие по смыслу слова 'ρόος, 'ροώδης, 'ροή, 'ρύαξ, 'ρέω, 'ρεύμα, 'ρέος и производные от них, имеющие  общий смысл "грязный поток, истечение"). Кстати именно слово РОУСЬ буквально и пишется в первых славянских летописях. Созвучно это было с именем антихриста из греческого перевода Книги пророков «Апокалипсис» (Ιεζεκιήλ Κεφ. 38). Который в греческой письменности уже несколько столетий имел следующее буквенное обозначение "’Ρώς":
2) Γιε ανθρώπου, στήριξε το πρόσωπό σου ενάντια στον Γωγ, τη γη τού Μαγώγ, του ηγεμόνα τής !!!Ρως!!!, Μεσέχ και Θουβάλ, και προφήτευσε εναντίον του,
3) και πες: Έτσι λέει ο Κύριος ο Θεός: Δες, εγώ [είμαι] εναντίον σου, Γωγ, ηγεμόνα τής !!!Ρως!!!, Μεσέχ και Θουβάλ·

  Один ушлый патриарх Фотий решил попиариться на этой теме и написал беседы о "нашествии Россов", про то, что люди грешили и за это Бог наслал на них 'ρώς. С тех пор по отношению к жителям "Киевской Руси" греки стали применять это название во всех официальных документах например в главе 15 книги II «О церемониях византийского двора», описывающие посещение Ольгой (άρχοντίσης ’Έλγας τών ’ρώς) Константинополя, где уже можно найти более современное название Руси, но например есть фраза οί βαπτισμένοι ’Ρώς ("крещёные росы").

  Вспоминая банду Дира нужно понимать что чуваки те действительно долго плыли в ладьях и успели не только несколько раз обгореть на солнце, приобретя РУСЫЙ (от лат. russeus: красновато-коричневый, бурый или гнедой) загар, но и провонялись знатно.
В истории сохранились записи Лиутпранда, епископа Кремонского, посетившего Константинополь в середине Х в., который в своем труде «Antapodisis» упоминает о "русских". При этом он сообщает, что русские получили свое наименование от греческого слова «ʻΡούσιοϛ» и что это название русским дали за особый оттенок цвета их тела (de qualitate corporis). "XV. В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρουσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовем «нордманнами». Ведь на тевтонском языке «норд» означает «север», а «ман» - «человек»; отсюда -«нордманны», то есть «северные люди». Королем этого народа был [тогда] Игорь". Лично я думаю епископ тупа попутал греческое сленг с латинским словом russeus.

 Прикольно было бы узнать происхождение финского слова "RUSKEA" и белорусского "РУДЫ" и "БРУДНЫ" 

Понасильничав и пограбив те чуваки уплыли обратно увезя с собой барахлишко (унитазов тогда не было) и воспоминания о непонятном им погоняле ’ρούς-РОУСЬ. Что в принципе созвучно с правящим (по моим убеждениям) сословием той эпохи - Ругами. В единственном числе Руг, во множественном числе на славянском говоре это вероятно принимало форму "РУЗИ".  
Кстати в ПВЛ так и записано: 
- В год 6360 (852 году), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.
И в дальнейшем повествовании летописец проводит связь между правящими варягами и названием Роуси.

Нужно заметить что, слово 'ρώς  встречалось и раньше к представителям других народов, например по отношению к двум шведам-викингам, которые предпочли вернуться домой через франков, но только не по Днепру. Об этом подробно описано в "Бертинских анналах". 
Ну любят греки исподтишка обзываться.
Так вот, чуваки Дира рассказали своим соплеменникам как круто и современно в том Царьграде,  даже Вещий Олег туда сплавал,  с открытым ртом там походил, а приплыв обратно двинул речь про диво-дивное, ну и как он там грекам наволял (без вранья и здесь никуда)  Вообщем очень сильно захотелось к цивилизации приобщиться!!! 

Игорьку греки спесь трохи сбили, поэтом следом приплыла Ольга, которая захотела получить княжецкий ярлык на все земли восточных славян из рук самого императора Византии. Ну греки, за продвижение "истинной веры", конечно же и подарили ей крестик с надписью: " Η Ρωσική γη υψώθηκε στην κατά θεόν ζωή με το βάπτισμα της ευλογημένης Όλγας."  Так земли восточных славян собственно и стали РУСЬЮ (в греческом "Ρωσία"). Не забываем про первые славянские летописи, где писали слово "роусь".

Как видим слово русский получает не этнический, а КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ характер.
- Ты какой веры?
- Русской!!!
Но привкус коричневой субстанции как-то остаётся 

Ну а дальше историю все знают. Киевлянам то название не помогло, его попытались подобрать князья ВКЛ и Московии, короли Речи Посполитой. Особенно хорошо это получилось у Московских князей, и слово то при Пете l трансформировалось в Российскую Империю (Иван Грозный ещё на греческий манер писал Ρωσία-Росия с одним "с".

Это ПРОСТОЙ НАБОР ИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ, КОТОРЫЕ НИКТО НЕ СМОЖЕТ ОСПОРИТЬ.
Аватара пользователя
Камиль Абэ
Всего сообщений: 10006
Зарегистрирован: 25.08.2018
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социалистические
Профессия: экономист
Откуда: Новосибирск
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Камиль Абэ »

Павел Ас: 10 янв 2024, 22:38 Камиль Абэ: ↑Вчера, 13:47
В современном мире существует семь основных версий происхождения слова «Русь».

Версий много, а правда одна.
А правдой обладает только камрад Павел Ас...
https://kamil-abe-46.livejournal.com/
Павел Ас
Всего сообщений: 27
Зарегистрирован: 17.09.2023
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: демократические
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Павел Ас »

Павел Ас: 10 янв 2024, 22:38 Как видим слово русский получает не этнический, а КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ характер.
- Ты какой веры?
- Русской!!!
Как бы то же самое, но сформулированно локаничней.
В 860 году, как пишет Фотий народ напавший на Константинополь ПОЛУЧАЕТ СВОЁ НАЗВАНИЕ У ГРЕКОВ (вероятно ρούς), которое с подачи Фотия при "первом крещении Руси" в книжном варианте становиться ’ρώς и получает своё дальнейшее развитие как Ρωσία. С крещением восточно-славянских земель это слово проникает в сознание местного населения условно будем считать это 988 год. С внедрением слова Русь в жизнь восточных славян оно появляется в форме Ruthenia, Ruscia, Rusciae (первое такое слово фиксируем в 1009 году)  в летописях их ближайших соседий, латинян.

С арабами возникает другая картина. Слово "Русь" они узнают не непосредственно от крещёных восточных славян, как те же соседи восточных славян латиняне, а от греков и начинают интерпретировать его на своё усмотрение. В первую очередь на крещёные по греческому обряду социальные группы,  у которых арабы не видят устойчивого государственного образования. И чаще всего это христиане хазарского каганата. Но поскольку таких социальных групп достаточно много, то в их перечень попадают даже некие "русы" нападающие на прусов с Запада: "И граничат с Мшкой на востоке Русы и на севере Брус-ы Жилища Брусов (очевидно пруссов- С.Л.). у окружающего моря. И они имеют особый язык, не знают языков соседних им народов (явное указание на не-славянство пруссов – С.Л.) и славятся они храбростью! Когда приходит к ним (неприятельское) войско, то никто из них не ждет, чтобы к нему присоединился его товарищ, а выступает, не заботясь ни о ком и рубит своим мечом, пока не умрет. И производят на них набеги Рус-ы на кораблях с запада (чрезвычайно интересное указание, см. ниже - С.Л.). И на запад от Русов - город женщин…"(Ибрахим ибн Йакуб ал-Исра’).

Т.о. слово Русь это чистейший конфесионим.
Аватара пользователя
Odin
Всего сообщений: 684
Зарегистрирован: 15.12.2022
Образование: кандидат исторических наук
Профессия: доцент
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Odin »

Изображение
У Гоши в этой теме возник закономерный вопрос, что варили – варяги? Правильно варили соль на берегу реки Руса. Местных солеваров называли русь, а соль — это богатство, его нужно защищать. Поэтому военный союз назвали русь, как другой союз варяги. Был еще один союз викинги, которые промышляли работорговлей в Англии (большой рынок рабов).

По мнению некоторых исследователей, Старая Русса могла возникнуть в VIII веке. Нижний порог вероятного возникновения города связан с переселенческими потоками, которые прослеживаются с конца VII — первой половины VIII веков и шли с Балтийского Поморья. Археологические находки показывают, что наиболее ранняя застройка на месте Старой Руссы появилась в конце IX века.
Впрочем, есть и другие версии относительно времени возникновения города. Археологи считают, что город в интересующем нас месте существовал раньше указанной даты. Так, Руса упоминается в новгородской берестяной грамоте под № 526, датируемой серединой XI в. Несколько "моложе" еще одна - долговая - грамота 111Ф, № 13. Дендрохронологический метод позволил датировать наиболее ранние постройки в городе 920-930-ми годами X в., а под культурным слоем найдены следы распашки (на т.наз. материке, по лексике археологов). Таким образом, время возникновения города на месте Старой Руссы удревляется до X-начала XI в. Тем не менее, даже при такой датировке город не мог дать название уже известному племени русь.
Вот от этой-то реки Порусьи, считают лингвисты (Р.А. Агеева, В.Л. Васильев, М.В. Горбаневский) происходит название города. Кстати, название Старая Русса стало применяться не позднее XVI века. До этого и город, и река назывались Руса.
Русский филолог и историк академик А.А. Шахматов высказал гипотезу: Руса – это Хольмгард из скандинавских саг. Это наша первая столица. Но это столица варяжская; из этого центра русь, упоминаемая в ПВЛ, начала движение на юг, что привело к образованию государства в Киеве около 840 г. Почему за основу взята дата 840 год? - а Шахматов связывал образование государства на Руси не с призванием Рюрика, а с князьями Аскольдом и Диром. Точку зрения академика Шахматова поддерживал историк русского зарубежья Г.В. Вернадский - он тоже связывал князя Аскольда со Старой Руссой. А редкое упоминание Русы в летописях т.обр. объясняется тем, что потомкам Рюрика выгодно было представить Аскольда и Дира узурпаторами власти, и даже со стыдливостью этого рода, чтобы не напоминать лишний раз об убийстве в Киеве (современный исследователь А.Ю. Лаптев).
Не акцентируется, какая именно русь:
Современный историк, д.и.н. В.В. Фомин настаивает на раннем переселении руси в Южное Приильменье. Дело в том, что там добывали соль. "С переселенческими потоками (а их импульсы прослеживаются с конца VII ― первой половине VIII вв.), идущими с Балтийского Поморья в конце VIII―X вв. могло быть связано основание Старой Руссы. Могло быть и так, что в момент призвания Рюрика район Старой Руссы был уже заселен какой-то русью, по имени которой она и прозвалась.
Павел Ас
Всего сообщений: 27
Зарегистрирован: 17.09.2023
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: демократические
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Павел Ас »

Слово РОС, в которое уже более 500 лет тому назад вцепились теологи Московского княжества, на мой взгляд, имеет следующую сленговую историю.

 

В 860 году к стенам Константинополя приплыли в современном понимании твари, которые грабили, насиловали и убивали. Люди от этих зверей спрятались за стенами древнего города и в ужасе оттуда созерцали за зверствами, творимыми этими тварями. Кто это был, никто в Византии не знал. Но видя их,  люди кричали: "на нас ῥούς (русь)  напал" (коричневый поток, топкое место в Мегариде). Есть аналогия со всем известным словом χλωρός похожего цвета, есть ещё близкие по смыслу слова 'ρόος, 'ροώδης, 'ροή, 'ρύαξ, 'ρέω, 'ρεύμα, 'ρέος и производные от них, имеющие  общий смысл "грязный поток, истечение". Именно РОУСЬ буквально и пишется изначально кириллицей, самая первая зафиксированная надпись находится на могиле Всеволода Ярославовича (в русской вере Андрей), который умер в 1093 году. Сочетание букв «ОУ» обозначавших звук «У» использовалось в старославянском письме вплоть до середины XIV века. Сама буква «υ – ипселон» в русском языке не имеет точного соответствия и обычно передаётся звуком «Ю».  

Вспоминая банду Дира нужно понимать, что чуваки те действительно долго плыли на ладьях и успели не только несколько раз обгореть на солнце, приобретя РУСЫЙ (от лат. russeus: красновато-коричневый, бурый или гнедой) загар, но и провонялись знатно.

Сохранились записи Лиутпранда, епископа Кремонского, посетившего Константинополь в середине Х в., который в своем труде «Antapodisis» упоминает о "русских". При этом он сообщает, что русские получили свое наименование от греческого слова «ʻΡούσιοϛ» и что это название русским дали за особый оттенок цвета их тела (de qualitate corporis). "XV. В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρουσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовем «нордманнами». Ведь на тевтонском языке «норд» означает «север», а «ман» - «человек»; отсюда - «нордманны», то есть «северные люди». Королем этого народа был [тогда] Игорь". Лично я думаю, епископ тупа попутал греческое сленг с латинским словом russeus.

Поэтому, предлагаю считать, что император Константин V Копроним согласно «Хронографии» Феофана, отплыл на судах соответствующего цвета: «…против Болгарии, и сам сев на ῥούσια χελάνδια («плохие» транспортные суда) намеревался плыть к реке Дунаю…».

В самом же греческом письме зафиксирован только один случай, когда производные от слова «ῥούσ-» применялось не как прилагательное. Это античный роман о завоеваниях Александра Македонского составленного до 338 года н.э. и описывающего покорение мифических и реальных народов, среди которых рядом написаны такие народы как:«Ἀρμενίους, Ῥουσίους, Ὄχλους,» Der griechische Alexanderroman. Rezension γ. Buch III. Meisenheim am Glan, 1969. S. 460. Вот чем вам не первое упоминание о русских и украинцах.

Особо следует отметить, по мнению ведущих лингвисты во главе с Зализняком переход из «Русь» в «Рос» в славянском языке невозможен, но это вполне возможно в других языках, например в арабском.

Прикольно было бы узнать происхождение финского слова "RUSKEA" и белорусского "РУДЫ" и "БРУДНЫ".

 

На греческом ῥούς (русь) было созвучно с именем антихриста из греческого перевода Книги пророков «Апокалипсис» (Ιεζεκιήλ Κεφ. 38), который в греческих церковных книгах уже много столетий имел буквенное обозначение "’Ρώς":

2) Γιε ανθρώπου, στήριξε το πρόσωπό σου ενάντια στον Γωγ, τη γη τού Μαγώγ, του ηγεμόνα τής ☆Ρως☆, Μεσέχ και Θουβάλ, και προφήτευσε εναντίον του,

3) και πες: Έτσι λέει ο Κύριος ο Θεός: Δες, εγώ [είμαι] εναντίον σου, Γωγ, ηγεμόνα τής ☆Ρως☆, Μεσέχ και Θουβάλ·

 

Далее история слова «РОС = 'Ρώς» получает следующее развитие. Ушлый патриарх Фотий решил попиариться на теме нападения неизвестных варваров на Константинополь и написал беседы о "нашествии Россов" (Εις την εθοδον των Ρως), где люди грешили и за это Бог наслал на них народ 'Ρώς. Писал он буквально следующее: "Народ не именитый, народ не считаемый (ни за что – αναπιθμον ), народ поставляемый наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода против нас (прим. КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ), незначительный, но получивший значение, уничиженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства, народ где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства, так грозно и так быстро нахлынул на наши пределы..."

Уже с начала Х века по отношению к жителям "Киевской Руси" ромеи стали применять название 'Ρώς во всех официальных документах. В главе 15 книги II «О церемониях византийского двора», есть записи, описывающие посещение Ольгой (άρχοντίσης ’Έλγας τών ’ρώς) Константинополя, где так же есть фраза: οί βαπτισμένοι ’Ρώς ("крещёные росы"). Хотя в более поздней хронике "Продолжателя Феофана" в разных событиях мы встречаем две разные локализации происхождения "росов":

-"Потом набег росов (это скифское племя, необузданное и жестокое), которые опустошили ромейские земли..." (поход Дира в 860 году);

-"11 июня 14 индикта на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами происходят же они из племени франков" (поход Игоря в 941году).

'Ρώς и производные от него без сомнения были использованы в Русско-Византийских договорах 911, 944, 971, 1043 годов. В них мир между Русью «росую» и греками поехали заключать от рода рузкого «рсYкга» - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид. И это не описка перепищика, такое повторяется и в дальнейшем повествовании, что явно указывает на то, что слово «Русь» и производные от него слова являются политонимом, а посланники «Руси» отмечены под этнонимом.

 

Понасильничав и пограбив чуваки Дира уплыли обратно увезя с собой барахлишко и воспоминания о непонятном им погоняле ’ρούς – "РУСЬ". Как я предполагаю, это было созвучно с правящим сословием той эпохи - Ругами. В единственном числе Руг, во множественном числе на славянском говоре это вероятно принимало форму "РУЗИ". Которые на момент переселения на земли восточных славян возглавлялись выходцами из Скандинавии относящихся к гаплогруппе N1a1 и имевших на тот момент генетическую мутацию Y10931.Что согласуется с трудами историка VI века Иордана.

Так что именно ῥούς и было перенесено на земли восточных славян, для самоопределения людей принявших христианскую веру и территорий находившихся под влиянием киевского митрополита.

В ПВЛ так и записано:

- В год 6360 (852 г.), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.

В дальнейшем повествовании летописец проводит связь между правящими варягами и названием Руси.

 

Слово же 'Ρώς, которое стало основой слова Ρωσία, встречалось и раньше к представителям других народов, например анонимный автор на полях древнейшего сочинения Аристотеля «О небе» не позже VIII века пишет следующее: «Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причём скифы-рось (Σκύθας τοὺς Ῥῶς) и другие гипербарейские народы живут ближе к арктическому поясу».

Или, например в житие Георгия Амастридского и патриарха Игнатия, где крайне жестокие варвары грабят и убивают христиан. Один из таких примеров: col.516: κατ’ ἐκεῖνον γὰρ τὸν καιρὸν τὸ μιαιφονώτατον τῶν Σκυθῶν ἔθνος, οἱ λεγόμενοι ☆Ῥὼς☆, διὰ τοῦ Εὐξείνου πόντου προσκεχωρηκότες τῷ Στενῷ καὶ πάντα μὲν χωρὶα, πάντα δὲ μοναστήρια διηρπακότες, ἔτι δὴ καὶ τῶν τοῦ Βυζαντίου περιοικίδων κατέδραμον νησίων,...

Или история по отношению к шведам-викингам (обозначенных в хронике  словом Rhos, что в является вероятным переводом слова 'Ρώς), которые предпочли вернуться домой через франков, но только не по Днепру. Об этом подробно описано в "Бертинских анналах". Любят греки исподтишка обзываться.

 

Через ромеев традиция называть всякий кровавый сброд "росами/русами", отличительной чертой которых является сжигание женщин живьём при смерти сожителя, перешла и в арабскую хронику. Там уже полёт фантазии арабских авторов был ограничен только их знанием географии и наличием кровавых событий.

Всё началось с хроники "Псевдо-Захарии", где неизвестный компилятор-переводчик живший в Амиде в VI веке переводил «Церковную историю» Захарии  Митиленского на сирийский:

«Анвар, себир, бургар, алан, куртаргар, авар, хасар, дирмар, сиругур, баграсик, кулас, абдел, ефталит – эти 13 народов живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием. В глубь от них (живет) народ амазраты и люди-псы, на запад и на север от них (живут) амазонки, женщины с одной грудью; они живут сами по себе (…) Соседний с ними народ ☆Hros☆, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей. Дальше на восток у северных краев еще три черных народа».

Именно из этой записи ведущий лингвист Трубачёв О.Н. делает вывод, что "рос" в упомянутых выше жизнеописаниях Георгия Амастридского и патриарха Игнатия является архаизмом, будучи идентичным названию народа Hros переведённого в свою очередь из греческого 'ρούς/'ρώς.

Вот что писали другие арабские авторы IX-XI веков (выдержки из хрестоматии «Древняя Русь в свете зарубежных источников» под ред. Т.Н.Джаксон, И.Г.Коноваловой и А.В.Подосинова. Том. III: Восточные источники):

- ал-Хараки (ум. в 1132 или 1138/39):

«неизвестно о нем (Западном море. – Т К.) ничего, кроме того, что в стороне запада и севера напротив стороны земли русов и славян»;

- Абу-л-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах Ибн Хордадбех (ок. 820 – ок. 890):

«Что касается купцов русов, а они – вид славян (...) и говорят они, что они – христиане, и платят джизью»;

- Ал-Йа‘куби примерно в 891 г. описал нападение на Севилью:

«И в эту реку Кордовы вошли маджусы которых называют русами, в году 229/843–44, и грабили, и жгли, и убивали»;

- Абу Али Ахмад ибн Умар Ибн Русте, жил в Исфахане в IX – нач. X в.:

«Что касается русов (ар-русийа), то они – на острове, окруженном озером (...) Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются и забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают (...) У них есть царь, называемый хакан-рус (...) Нет у них ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочей пушниной (...) Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем (далее описаны человеческие жертвоприношения) (...) в могилу кладут живую любимую жену покойника»;

- Мутаххар ибн Тахир ал-Мукаддаси (Макдиси) жил в г. Бусте в Сиджистане, завершил свой труд в 966 г.:

«они (русы) – на сыром острове, окруженном озером, и это – крепость у них, [защищающая] их от врагов. Общность их – в размере 100 000 человек (...) Они владели Бардаʻа [в течение] года и совершали грехи над мусульманами (...) Что касается Византии, то к востоку от нее и к северу от нее [находятся] тюрки, хазары и русы»;

- Автор «Худуд ал-‘алам» неизвестен, установлено, что сочинение было написано около 982 г.:

«О стране славян. На восток от нее – внутренние булгары и некоторые из русов, на запад – часть Грузинского моря и часть Рума (Византийской империи) (...) Страна [русов]. На восток от нее – гора печенегов, на юг – река Рута, на запад – славяне, на север – ненаселенный север (...) Царя их зовут хакан русов (...) [у русов] клинки для мечей и мечи, которые можно согнуть вдвое, но, как только отводится рука, они принимают прежнюю форму»;

- Гардизи «Краса повествований» около 1032г.:

«Одежда людей русов и славян из льна»;

- Ахмад ибн ал-Аббас Ибн Фадлан побывал в 921–922 гг. на берегах Волги (как мне видится писал о колбягах):

«у них (русов) мужчина носит кису, (русы прибыв в торговый город несут дары идолу) к длинному воткнутому [в землю] бревну, у которого [имеется] лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения, а позади этих изображений – длинные бревна, воткнутые в землю»;

- Испанский ученый и купец, еврей по происхождению, Ибрахим ибн Йа‘куб ал-Исра’или ат-Туртуши посетил в 960–980-х годах ряд европейских стран и городов:

«Граничат с Мешко (Польшей) на востоке русы и на севере пруссы. Жилища пруссов у Окружающего моря (...) Нападают на них русы на кораблях с запада (...) Главнейшие из племен севера говорят по-славянски (карелы? колбяги?), потому что смешались с ними, как, например, племена немцев, венгров, печенегов, русов и хазар (т.е. с славянами смешались какие-то северные племена, племена немцев, венгров, печенегов, русов (ругов?) и хазар и образовали РУСЬ)»;

- Абу Исхак ал-Фариси ал-Истахри (849/50–934):

«Русы – народ в стороне булгар, между ними и славянами (...) Они (хазары. – Т. К.) находятся между морем Хазар, [царством] Сарир, русами и огузами (...) Итиль (Волга) – имя реки, которая течёт к нему (городу Итиль. – Т. К.) от русов и булгар (...) Мед и воск [,которые] привозят от них, – это везут к ним из областей русов и булгар, а также шкурки бобров, которые возят по всему свету. И не бывают они нигде, кроме [тех] рек, что в краях булгар, русов и Куйабы (...) Итиль, то она, как дошло о том до меня, выходит недалеко от киргизов (вероятно река Белая, приток Камы) и течет между кимаками и огузами. Затем идет к западу позади булгар и возвращается назад к тому, что примыкает с востока, до тех пор, пока не пройдет мимо русов, затем проходит мимо булгар, затем мимо буртасов, пока не впадет в море Хазар (...) Буртас - имя области, а вот Рус, Хазар, Сарир – имя для государства, не города и не людей (...) Русов три вида:

а) ближайший к Булгару, и царь их располагается в городе, называемом Куйаба;

б) вид их самый отдаленный называется Салавийа;

в) называется Арсанийа, и царь их располагается в Арса.

(...) Привозят из Арса черных соболей и олово;

- Абу-л-Касима ибн Хаукала ан-Нисиби «Книга путей и стран» вторая редакция которой возникла около 977 г.: славяне, и это – доля другой части суши. Затем позади тех в направлении востока – булгары, русы. Затем по проливу – сторона Трапезунда, а сверху реки, идущей рядом булгары, русы, башджарты, буртасы, хазары, печенеги, булгары еще вторые (...) Река Итиль – самая большая по протяженности, и это река русов (...) И опустошили его русы, и напали на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358/968–69, и отправились тотчас же после к стране Византия и в Андалусию, и разделились на две группы. Русы – народ варваров, живущий в стороне булгар, между ними и славянами по реке Итиль (...) И они (печенеги) – «шип» русийев и их сила, и они (русы. – Т. К.) выходили раньше за [свои] пределы, к Андалусии, потом к Барза‘а (...) Часто заходят в некоторые населенные [области] Андалусии корабли русов, тюрков-печенегов и разного народа из [числа] славян и булгар, и злобствуют в ее областях (...) Итиль – название реки, которая течет к ним (хазарам. – Т. К.) от русов и булгар и впадает в море Хазар. Говорят, что эта река выходит из [области] Мраков, никто не знает ее начала (вероятно река Кама) и никто не достигал ее истоков (...) Большая и лучшая [часть] этих шкурок (бобров) находится в стороне русов, а спускаются по рекам к ним и к их стороне со стороны йаджудж и маджудж и затем поднимаются к Булгару. Не прекращалось так до года 358/968–69, ибо русы [в этом году] разрушили Булгар и Хазаран (...) Конечный пункт торговли русов долгое время был в Хазаране, и [поступала от них] десятая доля их богатства (...) У реки Итиль – ответвление с восточной стороны (вероятно река Белая). Выходит со стороны киргизов и течет между кимаками и огузами, и она – граница между кимаками и огузами. Затем уходит к западу позади булгар и возвращается назад к тому, что примыкает с востока, до тех пор, пока не пройдет мимо русов, затем булгар, затем буртасов, пока не впадет в море хазар (...) Были в Самандаре мечети, церкви и синагоги, и совершили свой набег эти (русы. – Т. К.) на всех, кто был на берегу Итиля, из числа хазар, булгар и буртасов, и захватили их (...) Язык русов другой, чем язык хазар и буртасов (...) Русов три вида:

а) [Один] вид их – ближайший к Булгару, а царь их – в городе, называемом Куйаба...;

б) вид самый высокий из них называется С.лавиййа, и царь их [живет] в С.ла...;

в) вид их [третий] называется ал-Арсанийа, и царь их [располагается] в Арса (...) Возят из Арса черных соболей, бурых лисиц, свинец и частично ртуть.

И не осталось в это наше время ни булгар, ни буртасов, ни хазар [из-за] народа рус, кроме разбросанной неполной [части этих народов], и [даже] за ней рыскал [народ рус]»;

- Шаме ад-Дин ал-Мукаддаси ал-Башшари (946/7 – ок. 1000):

«Затем я слышал, что войско из Рума, которое называют русами, напало на них и овладело их страной (Хазараном)»;

- Агапий Манбиджский умер около 941 г.:

«Обитатели этого климата (6 климат) – спутники войны и кровопролития, нет у них сострадания, и называются они поэтому сакалиба. Их подвергают кастрации. Это народ, не знакомый ни с литературными писаниями, ни с науками, ни с чем-либо другим»;

- Ибн Мискавайх умер в 1034 г.:

«332/943–4 год. В этом году вышло войско народа, известного под именем русов, к Азербайджану, направилось к Барда‘а»;

- Абу-л-Хасане ал-Мас‘уди родился в Багдаде предположительно около 896 г. и умер в 956 г.:

«По словам тех астрономов, кто был создателем таблиц, и других предшественников, море булгар, русов, баджни, печенегов, баджгурдов, а они [являются] тремя видами тюрков, это – море Понт (Черное море) (...) я не видел из входящих в страну хазар купцов и судовладельцев никого [из тех, кто ходил] по морю Хазар в страны русов и булгар, кто бы утверждал, что с морем Хазар соединяется [какое-либо] море из этих морей, или соединяется с ним что-нибудь из его вод или проливов, кроме реки Хазар (...) Около 300/912–13 года пришли по морю к Андалусии корабли, на них – какие-то люди, и напали на ее побережье (...) Я же думаю, а Аллах лучше знает, что этот пролив соединяется с [морями] Понт и Меотис, и этот народ – русы, о котором мы уже упоминали, ибо никто, кроме них, не ходит по этому морю, соединяющемуся с морем Океан (получается русы приплыли в Андалусию из Азовского моря) (...) Что касается [тех, кто живет] в стране (хазар. – Т. К.) из идолопоклонников, то виды их – славяне и русы (...) Русы и славяне, о которых мы упомянули, что они – идолопоклонники, они [являются] войском царя (хазар. – Т. К.) и его слугами (...) оно (море Понт) – море русов; нет на нем никого другого, и они [живут] на одном из его берегов (...) У русов, в их земле, [есть] серебряный рудник (...) Русы – многочисленные народы, имеющие отдельные виды:

а) вид, называемый Луда‘ана. Они самые многочисленные, посещают для торговли страну Андалусию, Италию, Константинополь и хазар.

После 300/912–13 года прибыло около 500 кораблей, в каждом корабле – 100 человек. Вошли в залив моря Понт, соединенный с морем Хазар. (т.е. 50 000 русов-Луда'анов из Азовского моря через несуществующий тогда канал попали на Волгу и пообещав половину от награбленного "хазарскому царю" вошли в Каспийское море. С добычей, после разгрома, пешком домой ушло только 5 000 русов) (...) море Меотис и Понт, которое есть море булгар, русов;

б) Запад: [земли] франков, лангобардов, Андалусии, Галисии, Гасконии, славян и русов...;

в) ...в стране хазар [есть] люди из [числа] славян и русов, и они сжигают себя на огне. Эта разновидность славян и другие из них примыкают к востоку и [простираются] с запада. Первый из царей славянских – ад-Дир...;

…там [(где Константинопольский пролив под названием Абидос) стоит] город, принадлежащий Византии, известный под именем Мусанна, препятствует проходу в это (вероятно Средиземное) море  судам ал-Куз.кана (Луда'анов) и других видов русов. Византийцы называют их «русийа», что означает «красные» (данное описание русов полностью соответствует их описанию у Лиутпранда). (…) Вступили многие из них в наше время в союз с Византией, как вступили армяне, булгары, а они – вид славян, печенеги из [числа] тюрков. (Т.Е. РУСЬ ЭТО ТЕРРИТОРИЯ НАСЕЛЁННАЯ СЛАВЯНСКИМИ И ТЮРКСКИМИ НАРОДАМИ)!!!»;

- Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни (973 г. - 1048 г.):

"Цари славян - Кназ".

 

Подводя итог арабским источникам, обязательно нужно отметить, что севернее, сразу за росами/русами арбы помещали мифические земли Гог и Магог. Что явно свидетельствует о применении религиозных представлений в описании диких и неизвестных арабам народов.

Думаю, ознакомившись с данным материалом, становится понятно, что у арабских учёных не было достоверного понимания о народах населявших северное Причерноморье и тем более север Евразии, но уже с середины Х века у ряда арабских авторов идёт явная привязка росов/русов к землям «Киевской Руси», видимо под воздействием греческой культуры. Мысль, что жители Руслагена везли на продажу на Каспий соболей, бурых лисиц, мёд, воск, олово, свинец, ртуть  и был у них серебряный рудник, ничего кроме улыбки не вызывает.

Даже само существование столь древнего и могучего народа с самоидентификацией РУСЫ/РОСЫ было бы не возможно без соответствующей археологической культуры, где бы сочетались приведённые выше корабли, мечи, одежда и прочие вещи. Но существование такой археологической культуры науке не известно.

 

Начало культурной экспансии Византии на земли Киевского княжества положили чуваки Дира, которые рассказали своим соплеменникам как круто и современно в том Царьграде. Вещий Олег туда сплавал,  с открытым ртом там походил, а приплыв обратно двинул речь про диво-дивное, ну и как он там грекам наволял (без вранья и здесь никуда). В общем, очень сильно захотелось к цивилизации приобщиться!!!

 

Игорьку греки спесь сбили, и после его смерти приплыла Ольга, которая захотела получить княжеский ярлык на все земли восточных славян из рук самого императора Византии. Ромеи, за продвижение "истинной веры", подарили ей крестик с надписью: "Η Ρωσική γη υψώθηκε στην κατά θεόν ζωή με το βάπτισμα της ευλογημένης Όλγας."  Так земли восточных славян собственно и стали РУСЬЮ (на греческом языке Ρωσία).

 

С "крещением Руси" в 988 году и появлением на карте конфессионального образования Русь оно естественно начинает появляться в хрониках её ближайших соседей имеющих письменность – ЛАТИНЯН. А именно: Ruthenia (первое упоминание в 1089г.), Ruscia (первое упоминание в 1009г.), Rusciae с XI века. А самое первое упоминание Руси зафиксировано у поляков, что собственно и логично. А именно, акт «Дагоме юдекс» (лат. Dagome iudex), где около 990 года польский король Мешко I называет соседние с его королевством земли Киевской Руси – «ruffe». До этого латиняне называли правителей Киевского княжества то  reginae Rugorum, то Senior Ruzorum, либо как записано в «Раффельштеттенском таможенном уставе»: «Славяне же, отправляющиеся для торговли de Rugis».

 

Как видим слово русский получает не этнический, а КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ характер.

- Ты какой веры?

- Русской!!!

Но привкус греческого сарказма как-то остаётся.

Ну а дальше историю все знают. Киевлянам то название не помогло, его попытались подобрать князья ВКЛ и Московии, короли Речи Посполитой. Особенно хорошо это получилось у Московских князей. Иван ІІІ, который собственно и вводит в оборот слово Росия (именно с одним "с")  взяв за основу греческий вариант Ρωσία передаёт его по наследству, и слово то при Пете l трансформируется в Российскую Империю.
Аватара пользователя
Василий Веригов
Всего сообщений: 261
Зарегистрирован: 17.11.2024
Образование: школьник
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Василий Веригов »

Павел Ас: 25 янв 2025, 22:39 Начало культурной экспансии Византии на земли Киевского княжества положили чуваки Дира, которые рассказали своим соплеменникам как круто и современно в том Царьграде. Вещий Олег туда сплавал, с открытым ртом там походил, а приплыв обратно двинул речь про диво-дивное, ну и как он там грекам наволял (без вранья и здесь никуда). В общем, очень сильно захотелось к цивилизации приобщиться!!!
«Красиво не соврать — истории не рассказать». Начало великолепное о загорелых мужиках, далее тоже неплохо о рассолах и похмелье. Варяги плавали по Днепру до Царьграда, викинги вокруг Европы до Константинополя.
Изображение
Поэтому православные всегда правее, правых католиков.
Павел Ас
Всего сообщений: 27
Зарегистрирован: 17.09.2023
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: демократические
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Павел Ас »

Василий Веригов: 26 янв 2025, 09:32 Варяги плавали по Днепру до Царьграда,
Плавали, даже кувшин у болгар сперли, который за начало русской письменности выдают.
Речь же не о варягах, хотя руги то же ведь варяги, ведь жили на берегу Варяжкого моря 😏
Аватара пользователя
Василий Веригов
Всего сообщений: 261
Зарегистрирован: 17.11.2024
Образование: школьник
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Василий Веригов »

Odin: 06 дек 2024, 17:08 У Гоши в этой теме возник закономерный вопрос, что варили – варяги? Правильно варили соль на берегу реки Руса. Местных солеваров называли русь, а соль — это богатство, его нужно защищать. Поэтому военный союз назвали русь, как другой союз варяги. Был еще один союз викинги, которые промышляли работорговлей в Англии (большой рынок рабов).
Можно обойтись много без чего, но без соли жизнь становится пресная. Соляные ключи и место застолбил народ варяги-русь, такую драгоценность нужно было беречь как зеницу ока.
Павел Ас
Всего сообщений: 27
Зарегистрирован: 17.09.2023
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: демократические
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Павел Ас »

В то самое время во все стороны земли распространилось насилие народа южного, жестокого и безжалостного, которое подобно пламени пожирало все великолепие и благополучие людей. Наступило время насилия, как предупреждал святой Павел: «…Судия стоит у дверей» (Послание Иакова, 5, 9), близок час ужасный, день жестокий и справедливый. Так озверелые исмаильтяне-агаряне завладели всеми благами земли, и море, и суша покорились предтечам антихриста – сыновьям погибели. Тяжкими лишениями обернулось это и на Алуанк, столицу которого, Партав (Берда'а), тачики отняли от алуанских князей в наказание за их скверное кровосмешение [1].
Так начиналась экспансия тюрак и мусульманского мира в целом. Экспансия, которая через 600 лет приведёт к исчезновению Византийской империи.
Однако нельзя говорить, что элита ромеев не понимала нависшую угрозу и не предпринимала мер по устранению угрозы исходившей с Востока. Про один из таких эпизодов мы сейчас и поговорим.
Одной из действенных политик в области защиты собственной цивилизации во все времена, это было создание буферных государств. Смысл в них понятен, пускай там проходной двор и постоянные войны и волнения, зато у тебя в стране тишь и благодать.
Такова была роль кавказских государств (Армении, Грузии, Алунака) в свете ромейской политики: Затем благочестивый hАмам (которого сменит Сахл Самбатян в 822 году), воцарившись в Алуанке, возобновил упраздненное царство Алуанка, как Ашот Багратуни – царство армянское. Это совершилось одновременно [1]. Такая политика коснулась также Хазарского каганата, которому ромеи явно не из альтруизма крепость Саркел построили.
Но войны продолжаются и уже в 30-ые годы Х века происходят события описанные следующим образом:  «После этих событий оскудел народ тачиков и появилось другое племя, прозванное дейлемиками, предводитель которых некий муж по имени Салар, простер свой жезл во все стороны и завладел Алуанком, Персией и Арменией. Прибыв в Партав (Берда'а), он сразу же завладел им [1]». Так появляется в этой истории эмират Саларидов и Марзубан ибн Мухаммад, который меняет политический ландшафт Кавказа, а значит, создаёт дальнейшие политические риски для Империи. И что бы остановить дальнейшую экспансию дейлемитов ромемии попытаются установить в провинции Аран марионеточный режим. Для этих целей планируют участие алан и лезгин (про их участие в походе 943-944 годов пишет целый ряд древних историков: Абу-ль-Фарадж бин Харун аль-Малати (1226–1286), Иехуда бен Барзиллая (XII в.) [2]).
Осуществлению этих планов так же способствует война которую ведёт Марзубан ибн Мухаммад с мосульскими Хамданидами.
Отсутствие армян в этой интервенции лично я вижу в культурной близости армян и жителей Арана, которые видят, что народ не будет поддерживать интервентов и марионеточных правителей.
А в это время в Причерноморье разыгрываются события, которые непосредственно повлияют на событие в провинции Аран.
Перед вами текст Шехтера, согласно построчного перевода Нормана Голба:
(17) ...Сверх того, Роман
(18) [злодей] послал большие дары HLGW, царю RWSY’, побуждая его
(19) на его собственную беду; он пришел ночью к городу SMKRYY (С-м-к-рай) и взял его воровским способом.
(20) потому что его начальника, вождя войска, тогда там не было. Когда это стало известно BWLSSY,
(21) то есть Песаху HMQR, он пошел в гневе на города Романа и губил
(22) и мужчин, и женщин. И он взял три города, не считая деревень
(23) большого количества. Оттуда он пошел на город SWRSWN [.] и воевал против него.
Лист 2. Оборотная сторона.
(1) [...] и они вышли из страны, как черви
(2) [...] [И]зраиля, и умерло из них 90 человек.
(3) [Он не окончательно разгромил их в битве], но он обязал их служить ему. Так
(4) [Песах] спас [казар от] руки RWSW. Он поразил всех, кого он нашел из них,
(5) [...м]ечом. И оттуда он пошел войною на HLGW; он воевал
(6) [четыре] месяца; Г-сподь подчинил его Песаху, и он пошел [дальше]
(7) [и н]ашел... добычу, которую (HLGW) взял из SMKRYW. Тогда сказал (HLGW): «Воистину, Роман
(8) подбил меня на это». И сказал ему Песах, «если это так, то иди и воюй против
(9) Романа, как ты сражался против меня, и я отступлюсь от тебя, но если нет, тогда здесь
(10) я или умру, или пока жив, буду мстить за себя». И пошел он против своей воли
(11) и воевал против Константинополя (QWSTNTYN’) на море четыре месяца. И пали там
(12) его мужи доблестные, так как македоняне победили его, благодаря (греческому) огню. Он бежал и, постыдившись вернуться в
(13) свою (собственную) страну, он бежал морем в FRS, и там он и все его войско пало.
(14) Тогда RWS была подчинена власти казар.
-----
Эти строки являются единственными сведениями рассказывающими о походе войск Киевского княжества на хазар и позволяющие увязать представителей этого княжества с интервенцией в Берда'а. Особо отмечу, упомянутые "русы" в других источниках о событиях в Берда’а, не позволяет идентифицировать жителей Киевского княжества, как участников этой интервенции. 
Ключевым моментом в кембриджском документе видится местность FRS и путь "русов" к этой местности.
Согласно Омельяну Прицаку FRS должен быть истолкован не как Paras, Персия, но как наименование южного берега Каспийского моря [6]. И такое мнение является довольно распространённым. Т.е. идёт прямая связь с походом на Барда'а.
Но как это стало возможно?
В 941 году киевский князь Игорь идёт в поход на Константинополь вероятно взяв с собой русь, (а именно) и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев.
Дальше доверимся монаху Нестору:  Когда же пришли с востока воины - Панфир-деместик с сорока тысячами, Фока-патриций с македонянами, Федор-стратилат с фракийцами, с ними же и сановные бояре, то окружили русь. Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой [3].
Прошу обратить внимание, что был определённый процент людей, которые доплыв к берегу, не попали в плен и смогли вернуться домой, явно не на тех ладьях, на которых плыли к Константинополю.
Остальные участники похода либо погибли, либо попали в плен, либо "зависли" во Фракии. "Зависли" видимо потому, что потерпев 2 поражения к ряду (в Хазарии и сейчас) как было описано выше "стыдятся возвращаться в собственную страну", а кораблей для дальнейшего грабежа прибрежных селений нет.
Но и ромеям, что то нужно делать с плениками и "зависшим" во Фракии контингентом.
И тут ромеям приходит на ум гениальная идея. А почему бы не использовать "русов" как ЧВК в предстоящей интервенции в Берда'а!!!
У Лиутпранда мы читаем следующее:  Чуть позже Игорь с большим позором вернулся на родину (как видим он был в первой группе и хорошо умел плавать). Греки же, одержав победу и уведя с собой множество пленных, радостные вернулись в Константинополь. Роман приказал казнить всех [пленных] в присутствии посла короля Гуго, то есть моего отчима [4].
Но зачем публично, да ещё в присутствии послов казнить такой ценный ресурс за который и выкуп можно получить, да и раб хороший получиться может. Это явно противоречит практике тех лет. Мне же видится всё просто, "русам" дали простой выбор, либо участие в интервенции, либо смерть. Так же, можно оставить лазейку норманофилам, и предположить, что казнены были все руги, которые возглавляли поход.
И так, погрузив "русов" на торговые корабли их отправляют в Берда'а. Но вопрос в логистике. Возможно 2 пути:
- из Фракии "русы" могли транспортироваться до устья Дона, затем до крепости Саркел, затем переволока до Волги, затем до Каспийского моря, затем до устья Куры  затем километров 400 вверх по течению Куры и оттуда всё равно нужно идти пешком до Берда'а где то 25 километров!!!!
ЭТО ПОЛНЫЙ БРЕД А НЕ ЛОГИСТИКА, и никакой внезапности при этом быть не может.
На много логичнее смотрится путь на транспортных судах до реки Риони, практически до самого Кутаиси, 250 км пешком по дороге до Тбилиси и там союзные лизгины доставят по реке Куре до места, откуда нужно будет совершить тот же маршбросок в 25 километров.
Лично мне кажется, выбор ЛОГИСТА ОЧЕВИДЕН.
А вот что пишут источники об этой интервенции:
- И сражаются они пешими, особенно же эти прибывшие (на судах). Они (Русы) проехали море, которое соприкасается со страной их, пересекли его до большой реки, известной под именем Куры, несущей воды свои из гор Азербайджана и Армении и втекающей в море [5].
Здесь выделяем несколько моментов:
- "сражаются они пешими, особенно же эти прибывшие", т.е. опять выделяют несколько видов русов и видимо именно славяне прибывшие из Грузии верхом сражаться не умеют в отличии от алан;
- "Они (Русы) проехали море, которое соприкасается со страной их", единственное море, которое соприкасается со страной "русов", по мнению арабских географов, это Чёрное море. Каспийское или иначе Хазарское море со страной "русов" никогда у арабов не соприкасалось.
- В то самое время с севера нагрянул народ незнакомый и чуждый, прозванный рузиками, [численностью] не более трех тысяч. Подобно вихрю, прорвались они через проход обширного моря Каспийского, внезапно достигнув Партава, столицы Алуанка, который не сумел оказать им сопротивление [1].
В данном отрывке очень явно чувствуется стиль патриарха Фотия, поэтому нет ничего удивительного, что интервенты названы здесь "рузиками" по образу и подобию фотиевского нашествия "'Ρώς".
Так же замечу, что у алан было только 2 сухопутных пути в провинцию Аран. Один путь это, тот же самый путь, по которому россияне едут на колёсном транспорте в Сочи и далее через Абхазию и Грузию. Второй путь через Дербент. Фраза "Подобно вихрю, прорвались они через проход обширного моря Каспийского, внезапно достигнув Партава" ясно указывает, что аланы пришли через Дербент, где и находится "проход" между кавказскими горами и Каспийским морем.
То, что это была именно интервенция чётко видно из следующего отрывка: «Рассказали мне Абу-Аббас-ибн-Нудар, а также некоторые из исследовавших, что люди эти (Русы) вошли в город, сделали в нем объявление, успокаивали жителей его и говорили им так: «Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственно чего мы желаем, это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам». Подступили со всех окрестных земель к ним (Русам) мусульманские войска. Русы выходили против них и обращали их в бегство. И бывало не раз так вслед за ними (Русами) выходили и жители Бердаа и, когда мусульмане нападали на Русов, они кричали «Аллах велик» и бросали в них камни. Тогда Русы обратились к ним и сказали, чтобы они заботились только о самих себе и не вмешивались бы в отношения между властью и ими (Русами). И приняли это во внимание люди желающие безопасности, главным образом это была знать. Что же касается простого народа и большей части черни то они не заботились о себе, а обнаруживали то, что у них в душах их и препятствовали Русам, когда на них вели нападение сторонники (войска) власти [5]».
Т.е. признаков обычного грабительского набега, когда главный фактор, это напасть, ограбить и быстро уйти - нет!!!
"Русы" удерживали город по разным источникам от полугода, до года. Так же мы видим знать, которая поддерживала интервенцию и чернь, которая камни в "русов" кидала.
Результат аналогичный, только тогда "русы" смогли знатно разграбить город. Но нет никаких свидетельств, что хоть что-то до Киева дошло. И опять обращаемся к источникам: «Когда уменьшилось число Русов, вышли они однажды ночью из крепости, в которой они пребывали, положили на свои спины все что могли из своего имущества, драгоценностей и прекрасного платья, остальное сожгли. Угнали женщин, юношей и девушек столько, сколько хотели, и направились к Куре.
Там стояли наготове суда, на которых они приехали из своей страны; на судах матросы и 300 человек Русов, с которыми поделились они частью своей добычи и уехали.
Бог спас мусульман от дела их [5]».
Т.е. очевидный факт, те, кто управлял судами, были НЕ "РУСЫ" и с ними пришлось делиться.
И хоть сам поход для летописцев "Руси" очевидно, был НЕ ДОСТОИН УПОМИНАНИЯ, по причине нулевой прибыли для Киевского княжества, но он оказался одним из тех факторов, который позволил Игорю заключить относительно достойный торговый договор с Империей и "сохранить лицо". Хотя в 945 году это уже его не спасло, по причине разорительности его прожектов для земель восточных славян. И чуть не сделало Искоростень столицей будущей Руси.
P.s. хотя очевидно предания о несметных богатствах далёких Южных стран наверняка ещё долго ходили из уст в уста. И наверняка спустя сотню лет побудили Ингвара Путешественника попытаться повторить тот поход, но и у него ничего не вышло.
Замечу лишь один эпизод из его путешествия:
- И пришли варанги -  три тысячи человек и расставил их в Ваше; взял с собой семьсот человек. И явился Баграт с войском из внутренней части своего царства; не дожидаясь месхов, пришли варанги и схватились у начала Сасиретской рощи; бежали войска внутренние; в этом же бою схватили Абусера и вместе с ним прочих дидебулов, не выдержали боя с варангами, отдал Липарит плату (варангам) за службу и встречали их (варангов) с хлебом и, таким образом, перешли (варанги) Лихи [7].
Как видите никто варягов русами не называет, а вполне себе понятные варанги.
[1] - Мовсес Каланкатуаци «ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК»
[2] - История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в. / Ответств. ред. Б. Б. Пиотровский. — М.: Наука, 1988.
[3] - ПВЛ
[4] - Антаподосис; Книга об Оттоне; Отчёт о посольстве в Константинополь
Автор: Лиутпранд Кремонский
[5] - (КНИГА ОПЫТА НАРОДОВ) ТАДЖ-АРИБ АЛ-'УМАМ Автор: Ибн-Мискавейх (О походе Русов в Бердаа в 332 г. = 943/4 г.)
[6] - ХАЗАРСКО - ЕВРЕЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ X ВЕКА авторы: Норман Голб и Омельян Прицак
[7] - Летопись Картли («История Грузии» )
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 61816
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Откуда появилось название - Русь?

Сообщение Gosha »

Изображение
«Киев – мать городов русских», – твердили нам отечественные историки. Однако часть современных исследователей с этим не согласна, считая, что древний Киев был хазарской крепостью, защищавшей западные границы каганата.

Гипотеза
Израильский лингвист и хазаровед Иосиф Ольшаницкий в одной из своих работ привел воспоминания отставного советского полковника, который рассказывал ему о любопытном распоряжении Главного политуправления армии. Там говорилось следующее: «При археологических раскопках Киева были найдены древнейшие захоронения с надписями на древнееврейском языке. Если в связи с этим начнутся разговоры о том, что Киев основали евреи, следует пресекать такие слухи и говорить, что Киев основали славяне».
Не только раскопки, но и другие данные позволяют предположить, что в Киеве VIII-IX веков основным населением были отнюдь не славяне. Израильский историк и славист Борис Альтшулер пишет, что до IX века в областях северного Причерноморья и среднего Поднепровья никаких соперников у хазар не было. Именно Хазарский каганат в течение, по меньшей мере, полутора веков, с его слов, был полноправным хозяином южной части Восточной Европы, создавая плотину, запиравшую Урало-Каспийские ворота из Азии в Европу.
Согласно традиционной точке зрения, основу населения Киева до прихода новгородского князя Олега составляли поляне. Но противникам этой версии есть, что возразить. Они обращают внимание на название племени, которое и указывает, где расселялись поляне: не могли они основать Киев, раскинувшийся на холмах покрытых густыми лесами.
Американский историк-востоковед Омельян Прицак, отмечает, что в период раннего средневековья западная хазарская граница проходила по Днепру, и совершенно естественно, что здесь появлялись основанные хазарами порубежные гарнизонные и торговые городки. К числу таких он причисляет и Киев. Правда, у сторонников хазарского происхождения Киева нет единого мнения на счет времени закладки города. Американский источниковед Норман Голб считает, что это был конец VIII века, уже упомянутый Прицак называет две даты: сначала он предполагает, что Киев был построен не ранее первой половины IX века, затем переносит это событие на VIII век, а историк Михаил Гольдельман уверен в точной дате – 830 год.
«Хазарская теория» отрицает возможность существования сильного племени полян и, как следствие, их способность построить такой крупный город как Киев. Но, тем не менее, многие ее сторонники почти не сомневаются, что поляне, как и северяне могли входить в состав каганата и даже проживать в Киеве.
Опираясь на археологические данные и летописные источники Прицак утверждает, что Киев IХ-Х веков имел «трехчленную структуру», характерную для восточных, в том числе хорезмийских городов. Такая структура предполагала наличие цитадели, внутреннего города и коммерческо-ремесленного пригорода.
Отголоски подобной структуры можно увидеть и в современном Киеве. Так, на расположенной вдоль Днепра части Печерского района раньше возвышалась крепость, в районе нынешнего Майдана был центр города, а на Подоле – размещался ремесленный пригород.
Но от кого защищались хазары, выстроив укрепленный город на высоком правом берегу реки? Историки говорят, что единственным сильным противником хазар на северо-западе были варяги, часто спускавшиеся вниз по Днепру, грабившие хазарские поселения и до поры, до времени безуспешно пытавшиеся захватить Киев. Первые кому удалось установить власть в Киеве, согласно «Повести временных лет», были возглавлявшие варяжскую экспедицию в Царьград Аскольд и Дир.

Топонимы
Традиционная версия названия столицы Украины говорит, что город носит имя полянского князя Кия. Но сторонники «хазарской теории» отцом основателем Киева называют вазира хазарских войск хорезмийца Куйи, а оригинальное название города, по их мнению, – Куйава.
В подтверждение своей версии они приводят свидетельства иностранных авторов Х-ХI веков: византийского императора Константина Багрянородного, у которого встречалось слово Кioaba, арабского путешественника Абу-аль-Истахри, употреблявшего Кuyaba и немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, называвшего город на Днепре Cuiewa.
Впрочем, в трактате «Об управлении Империей» (около 948 года) Константин Багрянородный зафиксировал еще одно название Киева – Самватас (Σαμβατας), которое возможно также имеет хазарское происхождение и переводится как «Верхняя крепость». По мнению некоторых исследователей, Самватас отождествляется с легендарной рекой Самбатион, которая согласно еврейской мифологии протекала на краю неведомой земли в стране потерянных десяти Израильских колен.
Сторонники хазарского происхождения Киева приводят и другие топонимы, которые могут подтвердить их взгляды. Так в русских былинах они отыскали «Израй-реку» – одно из названий Днепра, а имя одного из основателей Киева – Хорива они выводят от древнееврейского наименования горы Синай – Хорев. На свою сторону «хазарофилы» привлекают и другую топонимику Киева – «Жидовские ворота» (исторический въезд в древний город, находившийся на месте современной Львовской площади) или «Козаре» (один из вариантов написания слова хазары) – термин засвидетельствованный летописью середины Х века.
В древнем Киеве существовало еще одно место возможно наводящее на хазарские истоки – «Пасычна беседа». Первое слово может быть переведено с тюркского как «сборщик налогов», а все словосочетание в таком случае должно означать «резиденцию сборщика налогов».
Возможно, наиболее весомым аргументом в пользу хазарского происхождения Киева может служить так называемое «Киевское письмо» – документ, датируемый серединой X века, который практически не вызывает у историков сомнений в подлинности. В письме, выданном некому Яакову Бен Ханукке еврейской общиной Киева, содержится просьба к евреям других городов пожертвовать денег для выкупа предъявителя письма. Но самое интересное, что название Киева в этом документе приводится в форме Qiyyob.

Критика
Несмотря на то, что сегодня существует немало последователей теории «хазарского Киева», специалистов, придерживающихся традиционных взглядов по вопросу происхождения украинской столицы все-таки больше. Для них, в частности, «Киевское письмо» совсем не аргумент, способный перевернуть официальную теорию славянского Киева. Да, из этого письма видно, что в городе была еврейская община, и, возможно, она имела какую-то власть, однако «община находилась под юрисдикцией нееврейского права», – утверждают историки-традиционалисты.
Академик НАН Украины историк Петр Толочко отмечает, что если даже согласиться с подлинностью письма, а также с тем, что оно написано в Киеве в X веке, то максимум в чем можно убедить добросовестного исследователя, так это в существовании в Киеве иудейской торговой колонии. Ничего нового, а тем более сенсационного в письме не содержится, только подтверждается хазарское присутствие, и не более, – сообщает академик.
Российский историк Владимир Петрухин в одном из примечаний к книге Нормана Голба и Омельяна Прицака замечает, что «в самом письме не содержится каких-либо свидетельств о хазарском господстве: скорее, зависимость членов еврейской общины от иноверцев свидетельствует, напротив, о господстве в Киеве русских князей».
Сторонники официального взгляда также ссылаются и на основной летописный источник, в котором содержаться сведения о древнем Киеве – «Повесть временных лет». Ее автор хоть и говорит, что киевляне выплачивали дань Хазарскому каганату, однако нигде даже намека нет на то, что город мог быть основан хазарами.
Против хазарской теории выступают и археологи, указывая на отсутствие достаточных археологических свидетельств хазарского культурного слоя при раскопках киевского городища. Так историческая местность Шевченковского района Киева «Копырев конец» в последние десятилетия неоднократно подвергалась стационарным раскопкам, однако надежд сторонников «хазарской теории» они не оправдали. Здесь были найдены археологические слои VI – VII веков с типичной славянской керамикой, а также древнерусские — с конца X по XIII век.
Скептически относятся официальные историки и к «хазарской» топонимике Киева, и к его «восточной» структуре. «Никакой центральноазиатской модели в Киеве не было. Он возникал и развивался как типичный славянский центр — сперва административно-политический, а затем и торгово-ремесленный», – замечает Толочко.
Украинский специалист считает, что в целом сведения «Повести временных лет» отражают исторические реалии, когда на определенном этапе истории (в VIII – первой половине IX столетия) хазары и поляне имели тесные, но далеко не простые взаимоотношения, которые вылились в данническую зависимость последних. И только с победоносным походом князя Святослава Игоревича она была полностью прекращена.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «История Руси»