Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССРСоветская Россия, СССР

Начиная с Октябрьского переворота 1917 года...
Аватара пользователя
Автор темы
Евелина
Всего сообщений: 10141
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение Евелина »

3 ноября исполняется 130 лет со дня рождения человека, благодаря которому мы знаем, что случилось в «Кошкином доме», как дама сдавала багаж и почему Мистер Твистер бежал из гостиницы «Англетер».
Изображение

"Человека рассеянного" звали Лев Петрович, на самом деле – Самуил Яковлевич

Родился Маршак в семье химика, сотрудника мыловаренного завода Якова Мироновича Маршака и домохозяйки Евгении Борисовны Гительсон. Детство и юность провел в городке Острогожске под Воронежем, уже в гимназии проявилась его любовь к литературе и большое дарование.
И еще, конечно, Маршак был просто хорошим человеком. Хотя это и не профессия.

Маршак много хлопотал за людей, не боясь, когда нужно, пойти и к следователю НКВД, и даже к генеральному прокурору Вышинскому.
Маршак заботился о литераторах "старой гвардии", автоматически угодивших в "попутчики" советской литературы. Среди них – о друге Блока, поэте Владимире Алексеевича Пясте. Однажды Самуил Яковлевич выхлопотал для него аванс под детскую книгу, да сам её и написал. Это был самый первый вариант "Человека рассеянного", который вышел под подписью Пяста и под названием "Лев Петрович". Начало было такое:

Вместо собственной постели
Ночевал он на панели,
Удивляясь лишь тому,
Что проходят по нему.
Если можно верить слуху,
Он, со службы приходя,
Вешал часики - на муху
Недалеко от гвоздя.
Уносил с обеда ложку
И в передней каждый день
Надевал живую кошку
Вместо шапки набекрень...

Биографы утверждают, что "Рассеянного" Самуил Яковлевич писал с самого себя. И держал при себе пожилую помощницу-немку Розалию Ивановну, которую в войну тоже спас от высылки в фашистскую Германию, и которая следила, чтобы он не забыл пообедать и надеть пальто, выходя на улицу.

Изображение

О дружбе-вражде Маршака и Чуковского ходили анекдоты. Например, такой: уборщица попросила у Маршака прибавки жалованья. "Детские писатели сами копейки получают, - посетовал тот. - Приходится по выходным подрабатывать". - "Где?" Самуил Яковлевич объяснил, что в зоопарке: он - гориллой, а Чуковский крокодилом. Маршак получает жалованье 300 рублей в месяц, а Чуковский 250. Когда анекдот дошёл до Корнея Ивановича, тот возмутился: «Почему это у Маршака на 50 рублей больше?! Крокодилом работать труднее!»

Автобус номер двадцать шесть.
Баран успел в автобус влезть,
Верблюд вошел, и волк, и вол.
Гиппопотам, пыхтя, вошел…

В сороковые годы эта веселая сказка-развивалка "Автобус номер двадцать шесть" подверглась разносу в прессе. "Недопустимо пассажиров автобуса, советских людей, превращать в зверей, птиц и рыб..." - бранились газеты.

Дрался с секретаршей

«Детская» натура Маршака имела обратной стороной большую вспыльчивость. Сын Иммануэль писал: "Отец был горячим человеком. …когда он входил в трамвайный вагон, половина пассажиров становились его друзьями, а половина - недругами". Владимир Познер, который был у Маршака последним литературным секретарём, вспоминал, как поэт обзывал Розалию Ивановну Гитлером в юбке, она его - старым дурнем - и оба кидались друг в друга книжками.

Изображение

Великая тайна Маршака

Критик Владимир Стасов, напутствуя Маршака в большую литературу, советовал ему развивать тему еврейских корней.

Самуил Яковлевич был не просто евреем, а потомком авторитетного рода талмудистов – толкователей иудейских книг. Свое происхождение, как и ранние стихи, Маршак тщательно скрывал. Долго мы ничего не знали о его первом сборнике «Сиониды», о цикле «Палестина», который он привез из путешествия в Святую землю, которую очень полюбил. В период борьбы с космополитизмом «сионистские» тексты всплыли, доставив автору большие неприятности.

Стихи для взрослых

В шестидесятые, когда его, лауреата Сталинских премий, не могли уже ни затравить, ни посадить, Маршак публикует сборник "взрослых" стихов "Избранная лирика". В книгу входит посвящение Цветаевой, за которое прежде было можно сесть, а в 1963 получить аж целую Ленинскую премию, что с Маршаком и произошло. А в 1964 его не стало.
...
Ведерко, полное росы,
Я из лесу принес,
Где ветви в ранние часы
Роняли капли слез.
Ведерко слез лесных набрать
Не пожалел я сил.
Так и стихов моих тетрадь
По строчке я копил.

На его похороны из Шотландии прислали венок из вереска, ведь благодаря ему советские дети узнали про малюток медоваров и вересковый мед, а также прекрасные английские стишки - от «Дома, который построил Джек» до «Роббина-Боббина».
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
Реклама
Аватара пользователя
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 3112
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 47
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

Не сионизмом известен Маршак.
А, например, переводами на русский Бернса.
A la mode a la mode... General Ludovik. Wandal. Marshall. Люблю оливье и винегрет. Salute people!
Аватара пользователя
Автор темы
Евелина
Всего сообщений: 10141
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение Евелина »

ValentinK: 03 ноя 2017, 15:02Не сионизмом известен Маршак.
А, например, переводами на русский Бернса.
однако его вера в Бога и его талмудизм не могли не оказать влияние на его творчество.

Долго мы ничего не знали о его первом сборнике «Сиониды», о цикле «Палестина», который он привез из путешествия в Святую землю, которую очень полюбил. В период борьбы с космополитизмом «сионистские» тексты всплыли, доставив автору большие неприятности.

Большой эрудит Юрий Тынянов обнаружил в детском стихотворении Маршака «Праздник леса» стиль Талмуда. Стишок Маршака начинается: «Что мы сажаем, сажая леса?» - ну и дальше – веселый рассказ о том, что можно сделать из дерева.

Тынянов иронизировал: «Это же Талмуд. Так говорили только меламеды в хедере: «Сажая леса, мы на самом деле скажем...»

Практика трактовки Талмуда учит людей читать между строк (и писать между строк соответственно)
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
Аватара пользователя
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 3112
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 47
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

Евелина: 03 ноя 2017, 16:25Тынянов иронизировал: «Это же Талмуд. Так говорили только меламеды в хедере: «Сажая леса, мы на самом деле скажем...»
На самом деле посадка деревьев - безобидное дело и даже обогащает владельца сада.
В Талмуде есть и хорошее и плохое.
Евреи - умная нация.
А Маршак писал безумно красивые стихи.
Видимо, не всё графомания.
A la mode a la mode... General Ludovik. Wandal. Marshall. Люблю оливье и винегрет. Salute people!
Аватара пользователя
Автор темы
Евелина
Всего сообщений: 10141
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение Евелина »

ValentinK: 03 ноя 2017, 16:38
Евелина: 03 ноя 2017, 16:25Тынянов иронизировал: «Это же Талмуд. Так говорили только меламеды в хедере: «Сажая леса, мы на самом деле скажем...»
На самом деле посадка деревьев - безобидное дело и даже обогащает владельца сада.
В Талмуде есть и хорошее и плохое.
Евреи - умная нация.
А Маршак писал безумно красивые стихи.
Видимо, не всё графомания.
Ой,ну конечно он был безумно талантивый.
Однако сегодня у меня появилось желание поискать скрытый смысл его стихов.

Цените слух, цените зренье.
Любите зелень, синеву —
Всё, что дано вам во владенье
Двумя словами: я живу.

Любите жизнь, покуда живы.
Меж ней и смертью только миг.
А там не будет ни крапивы,
Ни звезд, ни пепельниц, ни книг.

Любая вещь у нас в квартире
Нас уверяет, будто мы
Живем в закрытом, светлом мире
Среди пустой и нищей тьмы.

Но вещи мертвые не правы —
Из окон временных квартир
Уже мы видим величавый,
Бессмертию открытый мир.
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение tamplquest »

Евелина: 03 ноя 2017, 16:25Большой эрудит Юрий Тынянов обнаружил в детском стихотворении Маршака «Праздник леса» стиль Талмуда. Стишок Маршака начинается: «Что мы сажаем, сажая леса?» - ну и дальше – веселый рассказ о том, что можно сделать из дерева.
Мне кажется, это вообще общая черта еврейского мышления. Сколько бы я не вспоминал евреев в различных областях науки и искусства, всегда всплывал плагиат. Пример, который на поверхности -- Эйнштейн. Видимо, есть что-то такое в их интеллекте, что склоняет их к этому. Отсутствие творческого мышления. Они никогда ничего не изобретают, всегда берут что-то и переделывают. Во-всяком случае, тенденция такая есть, хотя, есть видимо и исключения.
Кажется, кто-то из функционеров 3-го рейха на эту особенность указывал, не помню кто.
Аватара пользователя
Автор темы
Евелина
Всего сообщений: 10141
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение Евелина »

tamplquest: 03 ноя 2017, 17:19 Мне кажется, это вообще общая черта еврейского мышления. Сколько бы я не вспоминал евреев в различных областях науки и искусства, всегда всплывал плагиат. Пример, который на поверхности -- Эйнштейн. Видимо, есть что-то такое в их интеллекте, что склоняет их к этому. Отсутствие творческого мышления. Они никогда ничего не изобретают, всегда берут что-то и переделывают. Во-всяком случае, тенденция такая есть, хотя, есть видимо и исключения.
Кажется, кто-то из функционеров 3-го рейха на эту особенность указывал, не помню кто.
куда-то вас занесло....мы про Маршака...и где вы узрели плагиат в его творчестве?
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
Аватара пользователя
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 3112
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 47
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

Евреи эволюционировали раньше других народов и даже раньше греков.
Стоит обратить внимание на Вавилонский период.
Евреи устно передавали последующим поколениям Тору и Талмуд - для этого требовался интеллект.
Раввины были интеллектуалами.
Позже, после изобретения письма, это всё стало более доступным.
---
Маршак писал великие стихи.
Рифмы действительно безумные, даже если вам не понравился смысл.
Чтобы писать такими рифмами, нужен особый дар.
A la mode a la mode... General Ludovik. Wandal. Marshall. Люблю оливье и винегрет. Salute people!
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение tamplquest »

Евелина: 03 ноя 2017, 17:27
tamplquest: 03 ноя 2017, 17:19 Мне кажется, это вообще общая черта еврейского мышления. Сколько бы я не вспоминал евреев в различных областях науки и искусства, всегда всплывал плагиат. Пример, который на поверхности -- Эйнштейн. Видимо, есть что-то такое в их интеллекте, что склоняет их к этому. Отсутствие творческого мышления. Они никогда ничего не изобретают, всегда берут что-то и переделывают. Во-всяком случае, тенденция такая есть, хотя, есть видимо и исключения.
Кажется, кто-то из функционеров 3-го рейха на эту особенность указывал, не помню кто.
куда-то вас занесло....мы про Маршака...и где вы узрели плагиат в его творчестве?
Ну, стиль талмуда же скопирован, и даже само дерево, можно сказать, сюжетная линия.
Впрочем, есть еще такое понятие, как "парафраз", когда это делается намеренно, как стилистический прием. Но это не похоже на парафраз, там просто весь каркас содран:) Парафраз, по крайней мере предполагает, что отсылка к оригиналу понятна читателю, и он с ним знаком

Отправлено спустя 4 минуты 47 секунд:
ValentinK: 03 ноя 2017, 17:30устно передавали последующим поколениям Тору и Талмуд - для этого требовался интеллект.
скорей память.
Но вообще, они далеко не первые, кто использовал устную передачу религиозных текстов. Это практиковалось в индии еще во 3-м тысячелетии до н.э
Аватара пользователя
Автор темы
Евелина
Всего сообщений: 10141
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение Евелина »

tamplquest: 03 ноя 2017, 17:45 Ну, стиль талмуда же скопирован,
это не стиль...это метод,это способ мышления
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
Аватара пользователя
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 3112
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 47
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

Евелина: 03 ноя 2017, 17:48это метод,это способ мышления
как говорится, у кого чего болит, тот о том и говорит.
и здесь носитель языка говорит (английское слово fluently), как бы округлённо, для него использование сложных конструкций языка натурально.
английский и французский языки заимствовали много из латыни, которая в средневековье была господствующим языком.
латынь была следующим алфавитом после еврейского и греческого и сформировала европейский порядок.
кириллические языки заимствовали науку с запада.
здесь замечу, что чёрные русские дьячки - евреи.
библия и талмуд повлияли на все европейские страны.
A la mode a la mode... General Ludovik. Wandal. Marshall. Люблю оливье и винегрет. Salute people!
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение tamplquest »

Евелина: 03 ноя 2017, 17:48
tamplquest: 03 ноя 2017, 17:45 Ну, стиль талмуда же скопирован,
это не стиль...это метод,это способ мышления
Нет, способ мышления -- это диалектика, например, или дедукция. А это именно стиль, и не только он, но заимствован и сам образ, и художественный каркас.

Отправлено спустя 4 минуты 42 секунды:
ValentinK: 03 ноя 2017, 18:01
Евелина: 03 ноя 2017, 17:48это метод,это способ мышления
как говорится, у кого чего болит, тот о том и говорит.
и здесь носитель языка говорит (английское слово fluently), как бы округлённо, для него использование сложных конструкций языка натурально.
английский и французский языки заимствовали много из латыни, которая в средневековье была господствующим языком.
латынь была следующим алфавитом после еврейского и греческого и сформировала европейский порядок.
кириллические языки заимствовали науку с запада.
здесь замечу, что чёрные русские дьячки - евреи.
библия и талмуд повлияли на все европейские страны.
Это, видимо, ваша личная, оригинальная версия, а профессионалы языкознания утверждают, что латынь и греческий ближе всего к санскриту. Ближе всего к этим истокам немецкий и русский, это флекивные языки с синтетической структурой, английский и французский -- родственны, но дальше.
Семитские языки вообще к индоевропейской языковой группе не относятся, это отдельная ветвь
Аватара пользователя
Автор темы
Евелина
Всего сообщений: 10141
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение Евелина »

tamplquest: 03 ноя 2017, 18:06
Евелина: 03 ноя 2017, 17:48
tamplquest: 03 ноя 2017, 17:45 Ну, стиль талмуда же скопирован,
это не стиль...это метод,это способ мышления
Нет, способ мышления -- это диалектика, например, или дедукция. А это именно стиль, и не только он, но заимствован и сам образ, и художественный каркас.
и диалектика и дедукция и индукция....но не плагиат.... :)
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
Аватара пользователя
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 3112
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 47
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

tamplquest: 03 ноя 2017, 18:06 А это именно стиль, и не только он, но заимствован и сам образ, и художественный каркас.
стиль и каркас - это каббала.
существует набор стихотворных размеров, в которые автор и должен втиснуть своё произведение.
tamplquest: 03 ноя 2017, 18:06Семитские языки вообще к индоевропейской языковой группе не относятся, это отдельная ветвь
В XX веке семиты, казалось бы, активно учат английский.
В Индии английский распространён в высших кастах.
A la mode a la mode... General Ludovik. Wandal. Marshall. Люблю оливье и винегрет. Salute people!
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение tamplquest »

ValentinK: 03 ноя 2017, 18:15существует набор стихотворных размеров, в которые автор и должен втиснуть своё произведение
Там не только размер, там и про дерево, и сам шаблон.
если я напишу что-нибудь типа:

Я достаю из широких штанин ...
смотрите завидуйте, я ...

многоточия могут быть заполнены чем угодно, но стиль все равно заимствован. Утрированно. Или, например: "сказано... я же говорю..."
Возьмите шаблон, и разбавьте своим текстом
Аватара пользователя
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 3112
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 47
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

tamplquest: 03 ноя 2017, 18:22Я достаю из широких штанин ...
смотрите завидуйте, я ...
главное, чтобы вы под штаны трусы не забыли надеть.
а маяковский открыл конечно свободных стих, новые размеры.
A la mode a la mode... General Ludovik. Wandal. Marshall. Люблю оливье и винегрет. Salute people!
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Самуил Яковлевич Маршак как часть истории и культуры СССР

Сообщение tamplquest »

ValentinK: 03 ноя 2017, 18:26чтобы вы под штаны трусы не забыли надеть.
можно забыть, потому что там речь шла о кармане, а не ширинке
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Советская Россия, СССР»