Запад и Россия. Запад и мирОбщие вопросы истории

То, что не вошло в основные разделы нашего исторического форума
Аватара пользователя
RusTurist
Сообщений в теме: 173
Всего сообщений: 4742
Зарегистрирован: 03.12.2010
 Re: Запад и Россия. Запад и мир

Сообщение RusTurist »

Про возрождение и контреформацию на Востоке и Западе"Возрождению на Востоке по сравнению с Западным Возрождением присущи две особенности. Во-первых, Возрождение на Востоке, в частности в Армении, началось задолго до появления Возрождения на Западе. Во-вторых, Возрождение на Востоке, в том числе в Армении, в определенных областях культуры далеко не достигло в своем развитии уровня Возрождения Запада более позднего времени. Точно так же и социально-экономическая база Возрождения в Армении, возникнув раньше, чем на Западе, не достигла социально-экономического уровня итальянских городов, особенно экономического расцвета Флоренции.Наконец, Возрождение и на Востоке и в Италии постигла приблизительно одинаковая судьба. Так называемое первоначальное накопление ни в Армении, ни в Италии, в силу указанных выше исторических причин, не переросло в капиталистическое накопление, не развилось до стадии капиталистической системы производственных отношений. Более того, экономическая деградация Италии привела к торжеству феодальной реакции над Возрождением. Вспомним здесь контрреформацию и учреждение ордена иезуитов ("Общество Иисуса"), деятельность которого была направлена прежде всего против идеологии Возрождения; вспомним папский "список запрещенных книг", Тридентский собор и т.д. Аналогичное этому происходило и в Армении, где расцвет феодализма уступил место его низшей форме, навязанной чужеземными завоевателями, где деградация общества привела к примитивно-отсталым формам феодальных отношений, существовавших у монгольских, а затем у турко-персидских завоевателей. Чужеземное господство привело к страшному упадку всей культуры Армении"В.К.ЧалоянА есть еще Китай и др. страны

Реклама
Аватара пользователя
z01d
Сообщений в теме: 36
Всего сообщений: 1798
Зарегистрирован: 07.12.2010
 Re: Запад и Россия. Запад и мир

Сообщение z01d »

"Тут возникает интересный вопрос - можно ли говорить о католической религии, как духовной основе западной цивилизации в XII-XV вв. (я имею в виду время расцвета "Священной Римской империи" и до Реформации)?"- мне кажется, что нет, поскольку сам термин "духовная основа" бессодержателен. А если учитывать, что даже сама лояльность католицизму постоянно подвергалась угрозам со стороны как еретических учений вроде катаров и вальденсов, так и вполне лояльных но все же других по изначальным установкам течений (францисканцы), то "основа" получается несколько размытой, да и не основой вовсе.

Аватара пользователя
Rtemka
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 3456
Зарегистрирован: 05.12.2010
 Re: Запад и Россия. Запад и мир

Сообщение Rtemka »

Итак, возвращаясь к категории "цивилизация"."И цивилизация, и культура относятся к образу жизни народа, и цивилизация – это явно выраженная культура. Оба этих понятия включают в себя “ценности, нормы, менталитет и законы, которым многочисленные поколения в данной культуре придавали первостепенное значение”.""Цивилизации – это самые большие “мы”, внутри которых каждый чувствует себя в культурном плане как дома и отличает себя от всех остальных “них”."Это - по Хантингтону: образ жизни, идентичность, "явно выраженная культура"."По БРОДЕЛЮ, цивилизация – это “район, культурное пространство, собрание культурных характеристик и феноменов”. ВАЛЛЕРСТАЙН определяет ее как “уникальную комбинацию традиций, общественных структур и культуры (как материальной, так и “высокой”), которое формирует ту или иную историческую целостность и которая сосуществует (коль скоро их вообще можно отделить друг от друга) с другими подобными феноменами”""Мне кажется, что цивилизация - это определенный тип или определенная форма общественного устройства. Он проявляется в экономическом, политическом и культурном строе, всегда привязанном к географическим и историческим условиям. Причем, воспроизводится он прежде всего на основании культуры - поскольку в ней закрепляется идентичность и образцы личности, поведения, ценностные и целевые ориентации, нормы взаимоотношений"Мое понимание.Что называется, найди десять отличий;))))

Аватара пользователя
Rtemka
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 3456
Зарегистрирован: 05.12.2010
 Re: Запад и Россия. Запад и мир

Сообщение Rtemka »

Относительно религии. Религия, по сути, представляет собой стержень культуры, поскольку в ней в синтетическом виде согласованы и выстроены в иерархию все или практически все (а что не выстроено - то идет как ересь или секта) принципы культуры - которые затем выражаются, например, в искусстве и поведении. Плюс, помимо принципов как таковых, религия, как социальный институт по воспитанию в рамках этих принципов, а также контроля соответствия им. Таким образом, если цивилизация воспроизводится на основании культурной матрицы или традиции, то религия здесь предстает ядром традиции.И вот здесь еще более интересный феномен, связанный с секуляризацией при модернизационном переходе - и в Европе, и в России религия начинала терять свое значение, пока, примерно к середине 19-го в Европе и к 20-му у нас, не потеряла практически полностью. Что выполняло роль стержня для культуры западной цивилизации? По-моему, оставшаяся без религиозного фундамента идеология.

Аватара пользователя
Rtemka
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 3456
Зарегистрирован: 05.12.2010
 Re: Запад и Россия. Запад и мир

Сообщение Rtemka »

Святослав, пост 83.Почему же бессодержателен? Духовная основа имеет содержание в онтологическом (а здесь общество, как часть тварного мире, разумеется, существует по благодати Бога-Вседержителя) и в антропологическом (как основа единства людей) аспектах. В этом смысле культура, полагающая общие идеалы, ценности и нормы, общее мировоззрение и т.п. - именно духовная основа во втором аспекте.А что касается католицизма... Ереси и секты - это "антикатолицизм", они, как антитезис, определены католицизмом, зависимы от него. С другой стороны, помимо католицизма и феодализма, института, объединявшего Средневековую цивилизацию Европы, не было. Такими объединительными структурами, по сути, выступали - иерархия органов католической церкви, которая обеспечивала "доминирующую культуру" и общецивилизационную традицию; и сеть связанных личными отношениями зависимости феодалов, обеспечивавших политическую и, во многом, экономическую целостность всей системы. ...или, может, лучше не целостность, а связность?..Соответственно, как трансформация этой системы, отрицание ее и внедрение новых начал и происходило зарождение западной цивилизации, какой мы ее знаем.

Аватара пользователя
RusTurist
Сообщений в теме: 173
Всего сообщений: 4742
Зарегистрирован: 03.12.2010
 Re: Запад и Россия. Запад и мир

Сообщение RusTurist »

="Тут возникает интересный вопрос - можно ли говорить о католической религии, как духовной основе западной цивилизации в XII-XV вв.=Можно, именно католицизм стал важной причиной раздела РИ на восточную и западную & последующую кровавую историю бойни христиан.Политогеогенез РИ -Рим-Второй Рим.Третий Рим уже другая имперская тема.

Аватара пользователя
z01d
Сообщений в теме: 36
Всего сообщений: 1798
Зарегистрирован: 07.12.2010
 Re: Запад и Россия. Запад и мир

Сообщение z01d »

"Духовная основа имеет содержание в онтологическом (а здесь общество, как часть тварного мире, разумеется, существует по благодати Бога-Вседержителя) и в антропологическом (как основа единства людей) аспектах." - оба тезиса неверифицируемы. Первый - абсолютная ересь. претендующая на декодировку Божьего замысла (та же самая телеология). "в антропологическом (как основа единства людей) " -в антопологическом основной единства людей является существование одного единственного вида - homo sapiens. Он жил как в России, так и повсюду. "В этом смысле культура, полагающая общие идеалы, ценности и нормы, общее мировоззрение и т.п. - именно духовная основа во втором аспекте."- так вот и докажите, что бретонские крестьяне, шведские бонды, жители городов-республик, потомки вестготов в Испании имели "общие идеалы, ценности и нормы, общее мировоззрение и т.п." Что это за ценности? И в какой степени они были релевантны для каждой общности и каждого индивида в этой общности. "Такими объединительными структурами, по сути, выступали - иерархия органов католической церкви, которая обеспечивала "доминирующую культуру" и общецивилизационную традицию"- так вот и надо доказать, как иерархия органов католической церкви что-либо обеспечивала.

Аватара пользователя
z01d
Сообщений в теме: 36
Всего сообщений: 1798
Зарегистрирован: 07.12.2010
 Re: Запад и Россия. Запад и мир

Сообщение z01d »

"Религия, по сути, представляет собой стержень культуры, поскольку в ней в синтетическом виде согласованы и выстроены в иерархию все или практически все (а что не выстроено - то идет как ересь или секта) принципы культуры - которые затем выражаются, например, в искусстве и поведении. " - вы знаете, что у меня здесь вызывает сомнение? Безусловный тезис о том, что всякое общество структурируется вокруг некоей ИДЕИ в широком смыслы, будь-то религия, идеология и т.д. Это такое гегелевское схождение объективного духа. По моему, это бесплодное умствование, высасывание из многообразия человеческого опыта "целей и задач общества", "смысла и назначения истории", то есть стремление представить определенный исторический сюжет как воплощение, реализацию некоей идеи, мол, что то или иное событие не было событием в себе, а имело какой-то глубинный культурологический смысл. Ведь если я попрошу вас указать, каким образом догмат о филиокве преломлялся в повседневном поведении крестьянина, пасшего коз на Сицилии. вряд ли вы мне сможете сказать что-то определенное. а без конкретики все эти "культурные матрицы" являются пустыми множествами.

Аватара пользователя
RusTurist
Сообщений в теме: 173
Всего сообщений: 4742
Зарегистрирован: 03.12.2010
 Re: Запад и Россия. Запад и мир

Сообщение RusTurist »

Святослав Поляков"filioque" этта тема не для сельхоз работников)))К возрождению или неоэллинизму пастухи так же имеют меньшее отношение чем Карл Лысый!

Аватара пользователя
Rtemka
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 3456
Зарегистрирован: 05.12.2010
 Re: Запад и Россия. Запад и мир

Сообщение Rtemka »

" так вот и докажите, что бретонские крестьяне, шведские бонды, жители городов-республик, потомки вестготов в Испании имели "общие идеалы, ценности и нормы, общее мировоззрение и т.п." Что это за ценности? И в какой степени они были релевантны для каждой общности и каждого индивида в этой общности."Во-первых, "общие" не значит "тождественные" - различение локальной и общей традиции проводится. Во-вторых, аналогичное исследование, но не в отношении шведов, испанцев и т.п., а в отношении русских могу привести: Домников, Мать-земля и Царь-город: Россия как традиционное общество. По-моему, аналогию провести в отношении Европы вполне возможно."так вот и надо доказать, как иерархия органов католической церкви что-либо обеспечивала."По-моему, это утвердившийся факт.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Общие вопросы истории»