История древнего мираСамаритяне и Иудеи - история взаимоотношений

Закончилась с падением в 476 году нашей эры западной Римской империи.
Автор темы
Samuel
Сообщений в теме: 56
Всего сообщений: 9557
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Учитель
Откуда: Москва
Возраст: 46
 Самаритяне и Иудеи - история взаимоотношений

Сообщение Samuel »

Прошлое и настоящее самаритян

По мнению современных Иудеев и Иудеев древности, не собственное желание, но воля ассирийского царя, который переселил язычников Ассирии в Израиль, сделала язычников Междуречья наследниками павшего Израильского царства. Однако и безумие тирана порой подвластно целям Творца. Некоторые евреи Израиля, по мнению Иудеев, опустились тогда же (8 век до н.э.) до идолопоклонства, но пришельцы из Ассирии поднялись до Торы. Они приняли единого Бога, но были отвергнуты его народом. И, разделив участь евреев, оказались вовлеченными в порочный и кровавый конфликт с ними.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
Когда-то здесь стоял храм. Храма давно уже нет, но гора, на которой он возвышался, священна. Гора Гризим возле Шхема.
Каждый Песах самаритяне поднимаются сюда, чтобы принести очистительную жертву. Как и две с половиной тысячи лет назад, они разбивают шатры и одеваются в особые праздничные одежды – белые, подпоясанные белыми же поясами балахоны. Головы их венчают красные или белые конусообразные фески, в руках у них – длинные посохи. Точно такие же, как те, что были у евреев, выходивших из Египта и еще не знавших, что им суждено стать единым богоизбранным народом.
Среди толпы выделяется человек в красных одеяниях. Это коэн, первосвященник, глава общины и, как верят самаритяне, потомок Аарона.
За несколько недель до Песаха самаритяне выпекают мацу – не хрустящую и ломкую, как у евреев, но мягкую и круглую, похожую на арабские питы. Они поднимаются к жертвенному камню и вводят в круг семь баранов – в точности как сказано в Торе. Здесь, соблюдая вплоть до последней мелочи ритуал жертвоприношения, баранов режут – на том же камне, на котором это делали их предки. Затем туши разделывают и обжаривают на вертелах. Но не дай Бог раздробить кости – это святотатство.
Затем начинается трапеза. Впрочем, нет, не трапеза, даже не процедура насыщения. И уж тем более не знаменитый израильский пикник с “мясом на огне”. Лихорадочно, давясь и заталкивая в рот куски баранины, с необузданной жадностью боящегося потерять еду человека поглощают они пищу. Но не потому, что голодны, хотя специально не едят в преддверии Песаха. А потому, что “ведь в спешке выходили мы из Египта”. Съев мясо, сжигают остатки, тщательно следя за тем, чтобы ничто не осквернило тленом святость этого места.
Когда-то, до разрушения Второго Храма, точно так же поступали евреи. Но если для евреев жертвоприношение сегодня – доисторический анахронизм, то самаритяне чтят его больше жизни. Это момент, когда они чувствуют себя ближе всего к Творцу.
Ни один человек не остается дома в этот день. Не назначаются встречи, не планируются дела. Весь народ восходит на гору Гризим. Старики встают с постелей, инвалидов везут в колясках их родственники, младенцев несут на руках матери, больных поддерживают под руки. Лучше умереть здесь, возле жертвенника, чем остаться одному дома. Это не просто традиция – это закон. Один из свода не подлежащих обсуждению законов, которые удержали самаритян на поверхности истории в то время, когда другие народы, казалось бы, куда более сильные и многочисленные, один за другим исчезали в ее пучине.
ДВА ЛИКА ОДНОГО НАРОДА
Самаритянская община – уникальной раритет человеческой цивилизации, живое свидетельство эпохи Второго Храма, застывшее в потоке времени. Сокращаясь от века к веку, скованная в своем развитии враждой и деспотизмом сменявших друг друга властителей, она все плотнее сворачивалась в непроницаемый для внешнего мира кокон ветхозаветных предписаний, чтобы вновь вернуться к жизни в момент, когда древняя земля Израиля освободится из ледяных объятий иноземных культур. А пробудившись – проявила поразительную гибкость и жизнеспособность, столь несвойственную историческим реликтам.
У самаритянской общины два лица. В будние дни квартал Неве-Пинхас, что на окраине Холона, неотличим от обычных зажиточных “спальных” районов израильских городов. Небольшие виллы, окруженные зеленью, тенистые улочки, детские площадки и стоянки для машин. Белые столики во дворах, еврейские имена на дверях квартир, иврит, звучащий со всех сторон, запах специй и жареного мяса. Люди одеты скромно, но вполне современно. Женщины в платьях и джинсах, мужчины в майках и рубашках. Никто не покрывает головы кипами и другими головными уборами.
Лишь непонятная надпись перед сквером, состоящая из странных значков, похожих на шумерскую клинопись, может вызвать удивление, но случайный посетитель, скорее всего, отнесет ее на счет чудачеств местного населения.
— Только очень наблюдательный человек поймет, что наш квартал отличается от других, – говорит Шахар Иегошуа, секретарь самаритянской общины в Холоне. – Как? Например, по надписям на указателях улиц. Надписи на трех языках: иврите, английском и древнееврейском. Люди теряются, когда видят эти буквы. Они начинают гадать, что это за язык. Как правило, говорят: арамейский. На самом деле перед ними язык ТАНАХа. Настоящий, а не адаптированный к современности еврейский язык. И мы говорим на нем, как и на иврите.
Шахар – типичный представитель общины. По израильским стандартам он относится к преуспевающему среднему классу. Заместитель управляющего банка, он недавно достроил второй этаж своей виллы и не без гордости показывает просторную веранду, с которой открывается вид на Неве-Пинхас:
— Многие, приезжая к нам, думают, что увидят нечто похожее на иерусалимский район Меа-Шеарим. Они ожидают найти полуразвалившиеся постройки и людей, изолировавших себя от окружающего мира. Но большинство из нас вполне коммуникабельны. Все работают, многие занимают хорошие должности и преуспевают. Можешь зайти в дом к любому и убедиться, что я – не исключение. Почти у всех – свой дом, свои машины. У всех наших детей есть компьютеры – они готовы к тому, чтобы во всеоружии вступить в век высоких технологий.
Шахар гордится своим старшим сыном, который завершает службу в армии, обожает компьютеры и изучает программирование:
— Его подруга – еврейка из Беэр-Шевы, – подмигивает Шахар. – Многим израильтянкам нравятся наши парни. Девушки стремятся выйти за них замуж, хотя даже не подозревают, насколько трудно быть самаритянином.
А действительно – трудно. Светскость и современный уклад – не более чем накидка, наброшенная на сцементированный веками каркас традиций и предписаний. Кажущиеся обыденность и простота жизни обитателей квартала Неве-Пинхас обманчивы. Второе лицо общины открывается с наступлением субботы. В этот момент возникает чувство, что жителей района подменяют. От праздности вечерних двориков, непринужденности и благоденствия не остается и следа. Гул голосов, звучание автомобильных сигналов, детский визг сменяются торжественной тишиной. К середине дня самаритяне облачаются в традиционные праздничные одежды. В домах до исхода субботы гаснет свет, прекращаются работы, связь с внешним миром прерывается. Наступает день молитв. У самаритян четыре молитвы: в пятницу вечером, затем с трех часов ночи до первых лучей солнца, днем и вечером. В перерыве между молитвами читаются главы из Пятикнижия. Никаких скидок на здоровье не делается – как и при восхождении на гору Гризим.
— Субботний день свят. Для всех – у нас, в отличие от евреев, нет деления на светских и несветских. Мы не нарушаем ни одной из заповедей Торы. Нашей Торы, – говорит Шахар.
БРАТЬЯ-ВРАГИ
“Наша Тора” – не оговорка. Тора самаритян отличается от еврейской. Изменения – несущественны, но они есть. Значительно важнее другое. В отличие от евреев, самаритяне верят, что Тора была завершена уже после вступления Иисуса Навина в землю Ханаан – его современником Авишуа бен-Пинхасом ха-Коэном на горе Гризим. Почему именно на Гризим? Потому что Гризим и есть та самая гора Мория, где Авраам собирался принести в жертву своего сына Ицхака. Священное место для всех евреев. И если бы не человеческая глупость и гордыня, оно бы и осталось таковым, убеждены самаритяне. Но судьба распорядилась иначе, и это стало причиной раскола и бедствий еврейского народа.
Эли Коэн из ветви Итамара бросил вызов своему племяннику – Ази бен-Бхаки из ветви Пинхаса бен-Элиэзера, которому было завещано первосвященство. Часть людей поддержала Эли, и спор за духовное наследство вылился в противостояние двух лагерей. В одну из ночей Эли Коэн вместе со своими приверженцами из колен Иуды и Биньямина покинул гору Гризим, прихватив скинию Завета. Дойдя до Шило, он поставил скинию там и объявил новое место святилищем. Впрочем, Шило оказалось временной стоянкой, и скиния была перевезена в Иерусалим, который и превратился в духовную и политическую столицу евреев.
Те же, однако, кто остался с Ази бен-Бхаки, сохранили верность горе Гризим. Они объединили вокруг себя десять колен и стали родоначальниками Израиля. Колено Иуды и колено Биньямина укрепились в Иерусалиме и положили начало Иудее. Одно время все двенадцать колен были объединены Давидом, но раскол и отчуждение оказались столь велики, что удержать враждующих собратьев под одной короной наследникам царя Соломона не удалось. Еврейское царство вновь раскололось надвое по старому, так и не зажившему шву: на Иудею со столицей в Иерусалиме и Израиль со столицей в Шомроне-Самарии (название “шомроним” происходит от древнееврейского слова “стражи”) и святилищем на горе Гризим.
Самаритянская традиция отказывается принимать версию о том, что весь народ Израиля был уведен ассирийским царем в изгнание. Это, утверждают ее приверженцы, не более чем преувеличение и плод злопыхательства иудеев. Часть людей, в основном элита, действительно, попала в плен и была уведена за пределы Израиля, но большая часть осталась – в основном потомки Йосефа, разделившиеся на колена Эфраима и Менаше. Остались и потомки левитов, которые из поколения в поколение передавали священные традиции народа.
Все сегодняшние самаритяне относят себя к потомкам Йосефа. Семья (или клан) Цдака Ацапори считается наследниками Менаше, семьи Дафни, Иегошуа, Мархив и Шашони – колена Эфраима.
— Каждый из нас знает, к какому роду принадлежит, и чтит память предков, – говорит Шахар.
Официальная версия, основанная на ТАНАХе, менее романтична. Согласно ей нынешние самаритяне – потомки языческих племен из Междуречья, Северной Сирии и Западного Ирана, в основном – кутейцы, покоренные царем Ассирии и переселенные им на территорию разрушенного Израильского царства (1). “И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее” (IV Царств, 17:24). Обосновавшись на новой земле, пришельцы вобрали в себя остатки местного населения и приняли нового Бога. Сделать это им было нетрудно, ибо ассирийские наместники поощряли смену религий, справедливо полагая, что уход от своих богов окончательно лишит переселенцев связей с прежней родиной.
Предоставленные сами себе, самаритяне установили святилище на горе Гризим и вполне мирно соседствовали с теми евреями, которые остались в разоренной Вавилоном Иудее. Друг в друге они видели братьев, а смешанные браки стали общепринятой нормой.
Раскол (и здесь обе версии совпадают) произошел после возвращения евреев из вавилонского плена и прибытия в Иерусалим Эзры и Нехемии (2). Самаритянские хроники гласят, что “шомроним”, предвкушая возрождение единого царства, обратились к Нехемии с просьбой позволить им участвовать в восстановлении нового Храма, но получили решительный отказ на том основании, что они-де не евреи и потому не могут иметь своей доли в священнодействии. ТАНАХ возлагает вину за происшедшее на самаритян, которые в своей ревнивой приверженности горе Гризим как мифической святыне, делали все, чтобы помешать возрождению Храма, – строили козни и срывали восстановительные работы. Тогда разгневанный Нехемия особым указом отстранил самаритян от участия в строительстве: “А вам нет части, и права, и памяти в Иерусалиме” (Нехемия, 2:20).
Сказать, чья версия более близка к правде, трудно.
Но не стоит забывать, что запрет Нехемии и Эзры на смешанные браки евреев с другими народами во избежание ассимиляции наверняка распространялся и на самаритян, превращая их в париев. Те же, в свою очередь, вряд ли могли симпатизировать идее восстановления Храма в Иерусалиме, в то время как сами не имели такового на горе Гризим.
Так или иначе, после отказа Нехемии отношения между двумя братскими народами дали трещину, которая с течением времени только углублялась, пока не превратилась в пропасть. Евреи презрительно именовали самаритян кутейцами, подчеркивая их языческое происхождение. Еврейские первосвященники запретили своей пастве вступать в браки с самаритянами, делать обрезание у “моэлей-кутейцев”, купаться в их миквах, есть их пищу – хлеб и мясо.
Самаритяне отвечали евреям аналогичными запретами, а также мстили им, доставляя всевозможные неудобства и неприятности. Мешали паломникам из Галилеи следовать через Самарию; разжигали костры на вершинах гор не в преддверии праздников, как было принято, а в обычные дни, чтобы запутать своих соседей; натравливали на евреев враждебные им племена.
Завоевание Палестины Александром Македонским не изменило ситуацию. Великий завоеватель, безразличный к духовным исканиям, в равной степени покровительствовал обоим народам, которые поразили его оригинальностью своей религии не меньше, чем ревностным и страстным отстаиванием малозначительных, казалось бы, деталей культа. Великодушно отозвавшись на мольбы самаритян, Александр Македонский разрешил им воплотить в жизнь свою мечту – построить храм на горе Гризим. На протяжении двухсот лет на Святой Земле было два храма – в Иерусалиме и в Самарии. Обстоятельство это не способствовало сближению двух народов, но связи между ними еще не были окончательно разорваны. Вражда тлела, однако не перерастала в прямой конфликт. Ее можно было еще преодолеть – религиозные расхождения не казались слишком значительными, а взаимные претензии не отложились в памяти несокрушимыми пластами предубеждений. Но воцарение хасмонейского царя Йоханана Гиркана разнесло вдребезги последние шансы на примирение. Опьяненный военными успехами Маккавеев и преисполненный кичливой верой в свое превосходство, Гиркан решил покончить с “самарийской ересью”. Вторгшись в Самарию, он опустошил ее и, дабы окончательно сломить “язычников” и обратить их лицом к Иерусалиму, сровнял с землей храм на горе Гризим. Для самаритян это было потрясением столь же ужасным, как для евреев – разрушение их Храма Навуходоносором. И, возможно, даже более страшным: ведь на руинах уничтоженной святыни торжествовал не бездушный дикий варвар, но свой же собрат – еврейский царь! Вместе с самаритянским храмом евреи растоптали не только всякую надежду на мир с родственным народом, но и собственное достоинство и право на милосердие по отношению к себе.
Отныне Храм в Иерусалиме стал для самаритян символом бездушия и лжи. Они называли его не “Бейт-микдаш”, а “бейт-махташ” (“дом стыда”). Их озлобление породило едва ли не первые в истории антиеврейские наветы. Поверье, пустившее глубокие корни в Самарии, гласило, что в иерусалимском Храме, в месте, где должен находиться “арон-кодеш” (вместилище Торы), евреи прячут человеческий скелет и тайно ему поклоняются. Самаритяне находили особое удовольствие в том, чтобы осквернять этот Храм, разбрасывая вокруг него кости людей и животных, что должно было еще больше подчеркнуть “мерзость” этого места.
Впрочем, евреи в своих предрассудках ничем не уступали самаритянам. Встречая их, они брезгливо отворачивались, обходили стороной Самарию, которую считали “нечистой” и оскверненной, распространяли слухи, что “шомроним” поклоняются языческому богу кутейцев Нергалу и чуть ли не приносят человеческие жертвы. То был типичный пример ненависти, рожденной религиозной слепотой и мелочными придирками. Тогда еще ни евреи, ни самаритяне не подозревали, какой будет расплата за невежество и высокомерие.
МИР, ОБРАЩЕННЫЙ В ПРОШЛОЕ
После разрушения Второго Храма взаимная этническая ненависть не ослабла, а мифологические расхождения вышли на уровень религиозного конфликта. В Иудее и в диаспоре победили “прушим” – сторонники реформированного иудаизма. Храмовая культура исчезла. Кипа, тфилин и мезуза сменили жертвоприношение, как знак благодарного служения Творцу. Пятикнижие дополнилось Устной Торой – Мишной. Бесчисленные юридические и религиозно-этические толкования Торы оформились в Талмуд, который превратился в самодостаточную ценность.
В отличие от евреев, самаритяне не изменили прежним традициям ни на йоту. Даже в отсутствие своего Храма они продолжали приносить жертвы на горе Гризим; они отказались принять Устную Тору, считая ее производным и надуманным комментарием священных текстов; они соблюдают только те праздники, что указаны в Торе. Пурим и Ханука для них не имеют ни малейшей ценности. Впрочем, и религиозные праздники самаритяне отмечают не так, как евреи. “Сукка” их устанавливается не на улице, а внутри квартиры и являет собой разноцветное кружево стянутых в огромный “зонт” фруктов под потолком. “Это очень трудоемкая, пожалуй, даже ювелирная работа – подвесить каждый плод к потолку так, чтобы вместе они составили нужный орнамент, – говорит Шахар. – Так предписывает традиция. Мы не строим шалаши, как евреи”.
Единственная книга, которую самаритяне почитают кроме Торы, – Книга Иушуа бин Нуна (Иисуса Навина), но она не имеет ничего общего с одноименной книгой в ТАНАХе. Самаритяне ревностно сохраняют сан первосвященника из рода коэнов – потомков Итамара, сына Аарона. Первосвященник одновременно и глава общины.
“Шомроним”, как и евреи, построили свои синагоги, но здания эти подчеркнуто скромны, непритязательны и создают впечатление временности. Лишь внутреннее убранство новой синагоги в Неве-Пинхасе выполнено в более изящном и торжественном стиле. При этом самаритяне крайне благоговейно относятся к храмовой обрядности. Перед входом в синагогу, например, они, как это делали раньше евреи перед вступлением в Храм, разуваются – ведь сказано в Торе: “сними обувь твою, ибо место, на котором стоишь, есть земля святая…” Самаритяне не носят кипу и не накладывают тфилин, так как считают эти символы измышлениями галутных раввинов. Они придерживаются своего календаря, отличного от еврейского, который ведут от момента вступления Иисуса Навина в землю Ханаан. Сегодня по самаритянскому календарю 3638 год. Молитву они читают на древнееврейском, похожем на современный иврит примерно так же, как старославянский язык похож на русский. Они верят в приход Мессии, но убеждены, что принадлежать он будет не к “Давидову корню”, а к “древу Йосефа”. Им станет Тахеб, сын Йосефа, который “явит себя в дни возмездия и воздаяния”.
В первые века новой эры в Самарии возникли движения за религиозную реформу, подобные реформе “прушим”, но развития они не получили. Представления самаритян оставались неизменными, и это отразилось и на их жизненном укладе, и на системе образования. От самаритян не требовалось комментировать Тору и отыскивать тайные смыслы священных текстов – но знание Пятикнижия должно было быть безукоризненным. Потому занятия Торой у них еще более продолжительны, чем в ортодоксальных йешивах, а спрос с детей – более строгий. Самаритяне не устанавливают срок бар- и бат-мицвы. Но во время церемонии перехода в совершеннолетие подростку надлежит пройти труднейший экзамен, в котором не делается скидок на возраст. В частности, прочитать наизусть перед общиной большую часть Торы – начиная с благословения на горе Синай.
Нагрузка на маленьких самаритян больше, чем на других их сверстников. Они учатся в государственно-религиозных школах, но помимо этого – и в местном общинном центре: учат древнееврейский язык и изучают традиции. И учеба эта не менее обязательна, чем государственная.
Светские законы не действуют в самаритянской общине. Процедуры брака и развода не менее строги, чем у ортодоксов Иудеев, но – иные. Супружеству предшествуют три этапа: знакомство (правда, институт посредников отсутствует – из-за малочисленности общины), помолвка и свадьба. Скрепляет союз коэн-первосвященник, он же принимает решение о разводе. Один человек совмещает в себе функции всего раввинатского суда – и противостоять его воле еще труднее, чем бюрократической религиозной машине. Лишь на первом этапе будущие супруги могут расстаться, не проходя процедуры развода. Но, помолвленные, они очень часто обречены оставаться друг с другом. Разводы у самаритян совершаются очень редко, и они крайне болезненны.
Самаритяне тщательно блюдут законы чистоты, описанные в Торе. Во время месячных женщина, как это предписано Торой, не только не может вести хозяйство, но даже ее передвижение по дому ограничено. Она должна находиться в отдельной комнате, предоставив мужу заниматься всеми “женскими” делами – готовкой, стиркой, поддержанием чистоты, заботой о детях.
К кашруту самаритяне относятся не менее ревностно, чем ультраортодоксы, – правда, со своих позиций: не покупают мясо у еврейских торговцев, считая его недостаточно кашерным. В общине есть свой резник, чьи умение и знания, по мнению самаритян, берут свое начало из глубокой древности и были утрачены евреями в галуте. Как в древности, часть мяса они отдают коэну – в качестве “безвозмездной доли”.
Религиозное рвение самаритян уникально, и оно было щедро вознаграждено: спасение пришло, когда история уже занесла над ними свою длань. Однако сегодня, оглядываясь в прошлое, можно предположить, что при более благоприятных обстоятельствах и более искушенных вождях самаритяне могли не только выжить, но и остаться хозяевами этой земли на века. И тогда современная история ближневосточного конфликта пошла бы совсем по другому пути…
ВИЗАНТИЙСКАЯ НАКОВАЛЬНЯ
В течение двух столетий – со второго по четвертое – самаритяне были доминирующим этносом Палестины. Евреи, потерпевшие сокрушительное поражение во время двух повстанческих войн и совершенно обескровленные, не составляли им конкуренции. Самаритяне беспрепятственно расселялись на опустевшей территории – следы их присутствия археологи обнаруживают по всей территории Израиля: от Кармеля на севере до Иудейской пустыни на юге, от Кесарии на западе – до Бейт-Шеана на востоке.
Ситуация стала ухудшаться в IV веке, когда самаритяне приобрели наибольшее влияние. Возможно, они слишком уверовали в свою удачу, а может быть, как это частенько бывало с другими народами, не сумели разглядеть за локальными событиями контуры грядущих перемен. Так или иначе, самаритяне вступили в противоборство с силой, одолеть которую были заведомо не в состоянии, – с быстро наращивавшей мускулы Византийской империей. Помочь им могло только чудо – но чуда, к сожалению, не произошло. Раз за разом самаритяне восставали против Константинополя, и каждый раз византийцы с легкостью сокрушали их.
Печальнее всего то, что Византия, особенно на первых порах, готова была довольствоваться лишь политической властью в Восточном Средиземноморье, не пытаясь навязывать христианство ни евреям, ни самаритянам. В то время отношения между иудаизмом и греко-православной церковью еще не были так безнадежно пропитаны враждебностью и подозрительностью. Предрассудки и суеверия не отягощали их вековыми напластованиями; евреи все еще оставались для ранних христиан народом Книги, и раздражение еврейской “жестоковыйностью” соседствовало с чем-то вроде сыновнего почтения и даже некоторого трепета. Прошли столетия, прежде чем христиане стали видеть в народе Моисея “народ-богоубийцу”, а еврейская суббота обратилась в “шабаш ведьм”. Конечно, наместники Константинополя в приливах религиозного и служебного усердия пытались утвердить свою веру среди евреев и самаритян, но их действия несопоставимы с политикой грубого и неприкрыто-издевательского насаждения языческих культов римскими императорами. Нельзя сказать, что самаритяне не страдали от ограничений, от чуждых и даже противных им христианских указов, но терпимость и плюрализм вообще не были, увы, характерной чертой раннего средневековья. В то же время самаритяне обладали равными правами с остальным населением Палестины (как повелел именовать покоренную Эрец-Исраэль император Адриан) и, более того, пользовались даже определенными привилегиями. В частности, им разрешалось служить в византийской армии – и обстоятельство это, по иронии истории, сыграло роковую роль в их судьбе.
Первый конфликт произошел в конце V века, во время правления императора Зенона. Руководители восстания не испытывали нехватки мужества и отваги. Во главе мятежников стояли лидеры разбойничьих банд, орудовавших в Самарии, и один из них, по кличке Волк, стал вождем наспех сколоченного войска. Позднее, провозгласив себя царем самаритян, он присвоил себе римское имя Юстас – популярное на территории бывшей Римской империи.
Чего не хватало восставшим – так это здравого смысла и ощущения перспективы. Часть из них руководствовалась верой в приход Спасителя, который поможет им совладать со злодеями. Другие надеялись, что византийцы, занятые подавлением бунта в Антиохии, не обратят внимания на “неприятности” в Палестине. Третьи рассчитывали на помощь иранских Сасанидов. Все эти надежды лопнули как мыльный пузырь при столкновении с реальностью.
Поначалу, как это часто бывает, самаритяне без труда сломили сопротивление немногочисленного византийского гарнизона в Шхеме и захватили город. Юстус-Волк объявил себя царем и приступил к гражданским делам. Он создал самаритянскую администрацию, разделил свое государство на провинции и организовал своего рода налоговое управление. Он также вступил в Кесарию и разрушил местную церковь. Торжества в Кесарии завершились скачками на ипподроме и кровавой оргией, во время которой были убиты, по утверждению ряда историков, десятки местных христиан.
Праздновать Юстасу, однако, пришлось недолго. Византии не потребовалось мобилизовывать значительные силы для подавления бунта. Легионы, размещенные в Иудее и Сирии, соединились в Самарии, окружили и без особого труда разгромили нерегулярные формирования самаритян. Юстус был схвачен и казнен, а голова его отправлена в Константинополь как вещественное доказательство успеха наместника Палестины. Персидский шах пальцем о палец не ударил, чтобы помочь восставшим, а небеса никак не откликнулись на мольбы о спасении, звучавшие с горы Гризим.
Мессианские чаяния дорого обошлись самаритянам. Отныне им было запрещено отправлять обряды на своей святой горе, и, что еще хуже, на развалинах бывшего храма выросла греко-православная церковь. После этого подчинение Константинополю казалось уже невозможным – и новая вспышка восстания не заставила себя долго ждать. Втянутые в порочный круг борьбы с великой державой раннего средневековья, самаритяне постепенно утрачивали свои силы и веру в справедливость. Ожесточение нарастало с обеих сторон, но если для Византии мятежи самаритян были комариными укусами, то для самаритян карательные акции византийцев превращались в удары кузнечного молота.
Спустя девять лет после первого восстания вспыхнуло второе. Как и в первый раз, самаритяне обратились за помощью к персам, и, как и прежде, персы остались глухи к призывам союзника. Когда византийцы ворвались в Шхем, они обнаружили там лишь несколько сот отчаявшихся людей – большинство самаритян отступились от своих вождей и разошлись по домам. Однако карательные меры и новые ограничения обрушились на всех. Впрочем, главные неприятности для самаритян были впереди. Новый басилевс, знаменитый Юстиниан, менее всего был склонен терпеть мятежи и беспорядки в границах империи – особенно если инициаторами их были нехристианские народы. Едва придя к власти в 527 году, он ужесточил меры против самаритян. Отныне им запрещалось занимать официальные должности, передавать свое имущество наследникам-единоверцам и возводить новые молельни. Некоторые синагоги стали превращаться в христианские базилики – особенно быстро этот процесс шел в Шхеме, где сформировалась перешедшая в христианство самаритянская аристократия.
Взрыв произошел спустя два года после воцарения Юстиниана – сразу после пасхального жертвоприношения в апреле. То было самое крупное восстание, и последствия его оказались самыми трагическими. В мае сотни вооруженных самаритян ворвались в Шхем и учинили избиение местных христиан и собственных, сменивших веру, соотечественников. Епископ был убит, а церкви безжалостно разрушены. Восстание начало распространяться за пределы Самарии и достигло Иудеи. Вождь восставших Юлиан Цабр провозгласил себя царем и короновался в Шхеме. Юстиниан, поначалу ошеломленный брошенным ему вызовом, быстро оправился и перешел к решительным действиям. Как и Зенон полвека назад, он стянул войска из Сирии и Палестины и взял восставших в кольцо. Юлиан вынужден был отступить из Шхема в самарийские горы, надеясь, что партизанской войной сможет истощить противника. Замысел не удался – византийцы оказались коварнее, чем предполагал самарийский царь. Они не стали преследовать его отряды с помощью регулярных частей, но натравили на самаритян бедуинские племена. Истощенная и малочисленная армия Юлиана Цабра не выдержала коварных ударов кочевников. В конце концов, застигнутая врасплох арабским шейхом Абу-Карибом, она была разбита и рассеяна.
За несколько месяцев восстания Самария превратилась в выжженную землю. Десятки тысяч людей погибли, сотни тысяч попали в рабство. Греки выжигали посевы, обрекая целые области на вымирание. Значительную часть самаритян насильно крестили; кроме того, были отменены все гражданские права, которыми они обладали – в том числе (и прежде всего!) – право служить в армии.
Энергичные меры Юстиниана окончательно сломили самаритян. После этого они еще несколько раз пытались восставать, но то были скорее акты отчаяния, нежели попытка добиться независимости или хотя бы сохранить религиозные свободы.
Самаритяне утратили веру в себя, и даже столь долгожданное вторжение персов в начале VII века не придало им сил. К эпохе арабских завоеваний большая часть “шомроним” уже приняла христианство, многие растворились среди соседних народов. Воцарение ислама не принесло самаритянам облегчения. Мусульмане, проявлявшие по отношению к евреям относительную терпимость, в самаритянах видели враждебную секту, и насильственная христианизация сменилась со временем насильственной исламизацией.
Численность самаритян непрерывно сокращалась, и к моменту появления на свет Декларации Бальфура (2 ноября 1917 года) их оставалось всего 146 человек. Община казалось обреченной, и тем удивительнее ее возрождение. Сегодня число самаритян уже превышает 600 человек и продолжает расти вопреки мрачным прогнозам специалистов, утверждавших, что через несколько десятилетий этот народ пополнит собой пантеон “вымерших этносов”.
ПЕРЕД НОВЫМИ ИСПЫТАНИЯМИ
Человеком, который более чем кто бы то ни было способствовал возрождению общины, стал покойный президент Израиля Ицхак Бен-Цви. Наделенный необычайным великодушием и чувством исторической справедливости, был поражен стойкостью самаритян и одновременно удручен их бедственным положением. Лишь горстка “шомроним” жила у горы Гризим, остальные были рассеяны по всей стране – среди арабов и евреев. Общинные связи затухали с уходом из жизни каждого старика, хранившего память о традициях предков. Бен-Цви решил собрать самаритян в одном месте – с синагогой и общинным центром. Таким местом стала окраина Холона. В 1954 году здесь возник квартал Неве-Пинхас, вобравший в себя несколько десятков семей самаритян. То был первый шаг к возрождению. Шестидневная война ускорила процесс объединения. Гора Гризим стала частью Израиля – отныне уже ничто не отделяло самаритян, живущих среди евреев, от их святыни, а их собратья под Шхемом, в свою очередь, не зависели от прихотей мусульманских правителей. До 1967 года, в отсутствие изгнанного арабами коэна, во главе общины стоял временно избранный на этот пост кантор. Отныне препятствия для возвращения отпали – коэн Пинхас бен-Авраам вернулся в Самарию и был признан первосвященником и пожизненным главой самаритян. Квартал в Холоне назван его именем – Неве-Пинхас. В нем проживает половина самаритянской общины. Остальные живут рядом с горой Гризим, в районе Неве-Кедем.
— Среди братьев-евреев мы расцвели, – говорит Шахар. – Спасение пришло к нам в тот момент, когда мы уже стояли на краю пропасти.
Нельзя сказать, что отношения между евреями и самаритянами идеальны, но Шахар предпочитает видеть стакан “наполовину полным”, а не наоборот.
— Конечно, проблемы существуют, но их нельзя даже сравнивать с нашим положением среди иноверцев, – подчеркивает он.
Проблемы, о которых он говорит, самые разные – начиная с бытовых и поверхностных, доставляющих незначительный дискомфорт (как, например, запрет есть “некашерное” еврейское мясо во вполне кашерных, с точки зрения евреев, ресторанах), и кончая идейно-религиозными. Неве-Пинхас соседствует с районом, населенным в основном приверженцами партии ШАС. Религиозные сефарды, по-прежнему воспринимающие самаритян как язычников-инородцев, не слишком их жалуют, и отношения между обитателями соседних кварталов трудно назвать добрососедскими. Арье Дери, занимавший пост министра внутренних дел, в 1994 году пытался провести в Кнессете закон, лишающий живущих за границей самаритян права на возвращение в Израиль. Комитет “шомроним” подал апелляцию в БАГАЦ, и законопроект был приостановлен.
Несмотря на внешнее благополучие, у самаритян довольно непростые отношения и с муниципалитетом города.
— Ты не представляешь, сколько сил я трачу, чтобы получить средства на благоустройство района, – жалуется Шахар. – У нас накопилось множество проблем, мы нуждаемся в новых домах, новых участках. Но к нашим просьбам не слишком прислушиваются.
Тем не менее, невзирая на трудности, община разрастается. Несмотря на свою древность, в возрастном отношении она очень молода и численность ее быстро увеличивается. Юноши все чаще женятся на девушках из еврейских семей (только за последние два года таких браков было десять), и это обновляет древнюю кровь. Среди самаритян традиционно высок процент людей с различными физическими и психическими нарушениями – результат родственных браков, заключавшихся на протяжении веков. Шахар надеется, что союзы с еврейскими девушками изменят эту тенденцию. Но и здесь не все просто.
— Еврейская девушка, которая приходит к нам в общину, должна полностью принять наши принципы веры и жизненный уклад. Для светских израильтянок наши религиозные разногласия с раввинами не столь уж существенны, но и им сложно, особенно на первых порах совместной жизни, выполнять все предписания. Что касается браков наших девушек с евреями, то такие браки запрещены, – объясняет Шахар.
Главная причина беспокойства самаритян, впрочем, связана сегодня уже не с демографией, а с политикой. Самаритяне боятся (и эти страхи небезосновательны), что будущее израильско-палестинское соглашение вновь разделит маленькую общину надвое, как это было до 1967 года. И тогда Неве-Пинхас вновь окажется отрезан от горы Гризим.
— В преддверии встречи в Кемп-Дэвиде мы обращались во всевозможные международные организации, к лидерам разных стран и, конечно, к главе израильского правительства с просьбой учесть наши интересы. Но до нас, в сущности, никому нет дела. И кто знает, как поведут себя арабы с национальными меньшинствами – тем более с нами, – сокрушается Шахар.
Тем не менее, он не склонен предаваться отчаянию:
— Мы столько пережили, но не пали духом. Если Богу угодно послать нам новые испытания, мы преодолеем их. Мы не забудем гору Гризим, как евреи никогда не забудут Иерусалим.
Источник данной информации тут:
http://kontinentusa.com/proshloe-i-nast ... amarityan/

Лично моё мнение такое: самаритяне - это прямые потомки праведного Йосефа, то есть двух колен Израиля: Ефрема и Манассии. Да, вероятно, эти люди с 8 века до н.э. и до 5 века до н.э. уже ассимилировали переселенцев из Ассирии, которые приняли их вариант единобожия. Следовательно нынешние самаритяне - это потомки тех же древних израильтян, которым чудесным образом удалось сохранить свою веру и свой генофонд на протяжение 3200 лет на земле Израиля. Они жили при господстве Ассирии, Вавилона, Македонии-Греции, Иудеи, Римской империи, Византии, арабов, османов, британцев - и все эти тысячелетия самаритяне смогли сохранить свою особую идентичность и свою еврейскую веру. А сегодня они вновь живут у себя в своём еврейском государстве - в государстве Израиль, в котором, правда, господствуют их давние соперники и братья-враги Иудеи, которые, к сожалению, продолжают относиться к самаритянам весьма противоречиво - как к коренному населению Израиля, как к своим союзникам и практически почти родственникам, но также и как к своим вечным соперникам и неким еретикам и полукровкам, претендующим на звание более чистокровных израильтян, чем сами нынешние Иудеи.
Иисус Христос и самаритяне
Интересно и отношение Иисуса Мессии (Христа) к самаритянам - это хорошо описано в Новом Завете. Сначала ведь Иисус запретил Апостолам даже приходить в города Самарии:
5. Этим двенадцати ученикам своим Иисус, перед отправкой их на проповедь, дал такое обязательное к исполнению наставление: в города и села язычников и самаритян даже и не ходите…
(Св. Евангелие от Матфея 10:5)
То есть, фактически пророк Йешуа этими словами подтвердил Апостолам и своим ученикам тот древний запрет на общение между Иудеями с одной стороны и самаритянами и язычниками с другой стороны, который действовал столетиями в Иудее и был очень строгим. Поэтому ни сам Йешуа, ни его Апостолы сначала не проповедовали народу Самарии. В начале своей проповеди Иисус по какой-то причине предпочитал в отношении к самаритянам следовать общей для всех Иудеев того времени традиции - полный бойкот самаритянам и самое настоящее игнорирование самаритян. Однако, немного позднее, как мы знаем, Христос явно в корне изменил своё отношение к этому народу и начал там успешную проповедь:
39. И многие Самаряне из города того (Сихарь) уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41. И еще большее число уверовали по Его слову.
(Св. Евангелие от Иоанна 4:39-41)

Безусловно, Йешуа точно не стал бы проповедовать на земле Самарии людям, с которыми официальный Иудаизм запрещал даже здороваться, если бы не был уверен в том, что самаритяне - это те же евреи! Он точно распознал в них братьев по вере по отношению к Иудеям. Более того, Йешуа тогда же, во время проповедей Иудеям на землях Иудеи, начал ставить самаритян всем им в пример, как весьма праведных людей:
30. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34. и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37. Он сказал: оказавший ему милость (самаритянин). Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
(Св. Евангелие от Луки 10:30-37)
На мой взгляд, всей этой притчей о добром самаритянине Йешуа Мессия как бы учил своих последователей и вообще всех израильтян любить самаритян и даже брать с них пример. Он таким образом, как я думаю, хотел призвать всех Иудеев и самаритян к единству - чтобы они все стали единым народом Израиля с единой верой еврейской - с верой назорейской! Он сам под своей властью хотел объединить всех израильтян! Вероятно, на тот момент Христос уже точно считал самаритян хорошим народом - народом Израиля, братьями Иудеев. Как же так вышло? Думаю, он случайно забрел на земли самаритян рядом с городом Сихарь - там он увидел, что самаритяне - обычные евреи, которые сохранили веру древних евреев по примеру Моше пророка. В Сихари Йешуа понял, что вражда между Иудеями и самаритянами - это порочная инициатива Иудеев, а не самаритян. Йешуа осознал, что религия самаритян - это тот же Закон Моисея, но без Устной Тору (без Талмуда). Их религия имеет форму верований тех древних израильтян 10-9 века до н.э., чьими потомками они себя считали всегда и сегодня продолжают считать. Как известно, Христос к заповедям Устной Торы (Талмуда) относился не так уж однозначно. Есть мнение, что он не так уж позитивно относился к устным заповедям. На мой взгляд, это в итоге и сблизило Христа и его последователей с самаритянами. Хотя сначала Йешуа в общении с самаритянами занимал некую покровительственную и проиудейскую позицию:
22. Вы не знаете, чему поклоняетесь, а мы (Иудеи) знаем, чему кланяемся, ибо спасение приходит в мир от Иудеев (а не от самаритян).
(Св. Евангелие от Иоанна 4:22)
Тем не менее, он смело позднее стал учить всех Иудеев тому, что самаритяне - это самые настоящие братья Иудеев. И даже очень праведные братья! Не поэтому ли враги Иисуса называли Иисуса самаритянином, в котором поселился бес? Вот слова Иудеев, не согласных с чем-то в проповеди Иисуса:
48. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: может быть правы те из нас, которые говорят, что ты являешься самаритянином и что в тебя вселился бес?
(Св. Евангелие от Иоанна 8:48)
А эти слова самаритянки, которая сказала их Иисусу, подтверждают то, что 2000 лет назад самаритяне считали себя потомками праведного еврея древности Яакова (Иакова-Израиля):
12. Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
(Св. Евангелие от Иоанна 4:12)
Из всего этого можно сделать сразу несколько выводов: самаритяне, по мнению Иисуса, были израильтянами, с которыми Иудеи, тоже израильтяне, должны дружить и вновь стать одним единым народом Израиля. И есть ещё одно предположение: именно нарушение Иисусом заповеди на игнорирование Иудеями самаритян и явилось одной из весомых причин того, что Йешуа вошёл в конфликт с лидерами Синедриона. Если бы не это нарушение, Йешуа, вероятно, не был бы предан в руки римлян для суда и казни - тогда он проповедовал бы много лет и в Израиле все или почти все стали бы считать его пророком и Мессией.
То есть, вопрос отношений между самаритянами и Иудеями был до такой степени важен для древних Иудеев, что поссорил Иисуса с лидерами Иудаизма того времени и явился одной из основных причин его преждевременной и трагичной смерти.
Последний раз редактировалось Samuel 10 июл 2018, 04:24, всего редактировалось 2 раза.

Реклама
Сергей Чевычелов
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 74
Зарегистрирован: 14.07.2018
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: врач
 Re: Самаритяне и Иудеи - история взаимоотношений

Сообщение Сергей Чевычелов »

Где написано, что Илия, Елисей , Самуил пророк и Самсон были назореями?

Отправлено спустя 7 минут 50 секунд:
У хеттов, терапевтов, ессеев и свидетелей Иеговы один и тот же религиозный обряд - ритуальная трапеза или собрание. Эта трапеза своего рода жертвоприношение, заменяющая обряд ритуального сожжения. У сегодняшних церквей тот же обряд и называется он евхаристия или причастие.

Автор темы
Samuel
Сообщений в теме: 56
Всего сообщений: 9557
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Учитель
Откуда: Москва
Возраст: 46
 Re: Самаритяне и Иудеи - история взаимоотношений

Сообщение Samuel »

Сергей Чевычелов:
20 авг 2018, 13:33
Где написано, что Илия, Елисей , Самуил пророк и Самсон были назореями?
Про то, что Илия и Елисей, были назореями, не написано в Библии. Но про них мы знаем точно лишь то, что они были пророками. Ничего не указано про то, были ли у них жены. Судя по их образу жизни, едва ли они были женаты. Вероятно, они были девственниками. Скорее всего, они дали обед назорейства именно такой - самая аскетическая форма обета.
Но про Самуила известно, что его мать дала обет, что сын её станет назореем господним - она пообещала это Богу ещё до зачатия ребенка Самуила - тогда, когда была бесплодной. Это всё описано в Библии. И описано то, как мама Самуэля исполнила своё обещание - отдала малыша своего тогда, когда он чуток подрос и был оторван от груди её:
20. Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, говорила она, от Господа я испросила его.
21. И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои.
22. Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда.
(Первая книга Царств 1:20-22)
26. и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;
27. о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него;
28. и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу.
(Первая книга Царств 1:26-28)
Итак, Самуэль отдан был с самого раннего возраста служить Господу Богу. Было ли это просто служение или назорейство?
Эти слова Анны, матери Самуэля, объясняют её действия:
10. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,
11. и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.
(Первая книга Царств 1:10,11)
Бритва не коснется головы его - это явное указание на назорейство. Это особое посвященное служение Богу. В данном случае ребёнок примерно в полтора-два года был отдан священнику и жил вне семьи - оторван от дома, матери и отца. Самуэль жил чрезвычайно скромно. Вероятно, он был аскетом. Не указано, что он был девственником. Напротив, мы из Писания знаем о том, что у него были сыновья, которые не были ему послушны и не исполняли волю Бога. Это говорит о том, что всё-таки Самуэль был женат. Вероятно, он был назореем всю жизнь, но на 5-10 лет прервал обет назорейства ради создания семьи уже во взрослом возрасте (возможно, после 35-45 лет). И после того, как у него родилось 2 или 3 (точно не помню сколько) сына, он возобновил назорейское служение вдали от семьи. Я предполагаю, что не все назореи давали такой строгий обет, как сохранение девственности и отказ от семейной жизни на всю жизнь. Вероятно, такой обет взрослый мужчина-назорей давал на 3-5 лет с последующим продлением этого обета...Но назорей мог и через 3-5 лет не давать обет повторно - он на всему или навсегда начать вести обычный образ жизни в плане плотских утех в рамках семьи. Это не возбранялось назореям. Но особо уважались те назореи, которые воздерживались от любых плотских утех долго оень или всю жизнь - они, как правило, становились великими пророками: Самуэль, Илия, Елисей, Исайя...
Про то, что Самсон был назореем, ясно говорит Библия. В этом отрывке сказано, что Сам Бог через Святого Ангела Своего предсказал матери Самсона до его рождения ещё то, что её ребёнок будет назореем:
5. ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян.
(Книга Судей 13:5)
17. И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди.
(Книга Судей 16:17)
Итак, пророк Самуэль был точно назорей и пророк, а назорей Самсон был в течение 20 лет Судьёй в Израиле (тогда Судья обладал большим авторитетом - почти, как Царь). Вероятно, и многие другие еврейские пророки Библии - это назореи. Я уверен, что пророк Йешуа Мессия был назореем, как и пророк Иоанн-Креститель - они всю жизнь были девственниками чистыми. И даже Шауль-Павел - это тоже назорей, который всю жизнь оставался чистым девственником. Ученик и Апостол Иисуса Иоанн - это тоже назорей, который точно всю жизнь оставался чистейшим девственником.

Отправлено спустя 1 минуту 34 секунды:
Сергей Чевычелов:
20 авг 2018, 13:33
У хеттов, терапевтов, ессеев и свидетелей Иеговы один и тот же религиозный обряд - ритуальная трапеза или собрание.
Хеттов не стало, как народа, примерно 2900 лет назад. При чём тут хетты вообще?? Ритуальная трапеза практиковалась у многих народов, как я думаю.

Сергей Чевычелов
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 74
Зарегистрирован: 14.07.2018
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: врач
 Re: Самаритяне и Иудеи - история взаимоотношений

Сообщение Сергей Чевычелов »

Вы очень много придумываете. Там где не написано назореи, значит не назореи. Как же так, что Иисус советовал пить вино? Какой же это назорей? Даже ученики Иоанна возмущались. И что вообще это за братство - побудешь назореем, потом перестанешь, потом опять, сколько хочешь столько и будешь, для них специально вино в Храме держали, кто решил снять обет. Несерьезно это, и для серъезного дела не годиться. Я ставлю на ессеев!

Отправлено спустя 7 минут 18 секунд:
Samuel:
20 авг 2018, 17:55
Хеттов не стало, как народа, примерно 2900 лет назад. При чём тут хетты вообще?? Ритуальная трапеза практиковалась у многих народов, как я думаю.
Ритуальная трапеза - очень серъезный обряд жертвоприношения пришел от хеттов и угаритян, был отодвинут Танахом на второй план и запрещен. Его возродили ессены вместо Храма и передали христианам. Особенность собрания - ритуальной трапезы в общении со святыми (небожителями из этой же секты).

Отправлено спустя 3 минуты 41 секунду:
Вы никогда не задумывались, кто такие святые? Почему они были у угаритян, исчезли в Танахе и вдруг появились у Еноха и ессенов?

Автор темы
Samuel
Сообщений в теме: 56
Всего сообщений: 9557
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Учитель
Откуда: Москва
Возраст: 46
 Re: Самаритяне и Иудеи - история взаимоотношений

Сообщение Samuel »

Сергей Чевычелов:
20 авг 2018, 18:26
И что вообще это за братство - побудешь назореем, потом перестанешь, потом опять, сколько хочешь столько и будешь
Назореем можно было быть на всю жизнь или на несколько лет. Это обещание (рьеи) не обязательно давался на всю жизнь. На всю жизнь - редко.
Назорей - это не обязательно тот, кто полностью воздерживался от плотских утех. Семейная жизнь назореям не возбранялась. Но бывало и такое, что назореи давали обет воздерживаться от семейной жизни на время (на несколько лет), а в редких случаях и на всю жизнь. Это было их жертвоприношением.

Отправлено спустя 3 минуты 58 секунд:
Сергей Чевычелов:
20 авг 2018, 18:26
Как же так, что Иисус советовал пить вино?
Кому Йешуа советовал пить вино?

Отправлено спустя 27 минут 57 секунд:
Сергей Чевычелов:
20 авг 2018, 18:26
Даже ученики Иоанна возмущались.
Ученики Иоанна возмущались? Вы можете это доказать отрывком из Писания??

Сергей Чевычелов
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 74
Зарегистрирован: 14.07.2018
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: врач
 Re: Самаритяне и Иудеи - история взаимоотношений

Сообщение Сергей Чевычелов »

«Ибо пришел Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: «в нем бес». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость всеми чадами ее» (Лк. 7:33-35)."И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего." (Мф 25:26...)

Отправлено спустя 8 минут 26 секунд:
Samuel:
20 авг 2018, 19:30
Ученики Иоанна возмущались? Вы можете это доказать отрывком из Писания??
«Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк 5:33-35)

Отправлено спустя 59 минут 22 секунды:
Задумайтесь, если Иисус завещал всем причащаться вином и хлебом, он не мог придерживаться назорейской парадигмы!

Автор темы
Samuel
Сообщений в теме: 56
Всего сообщений: 9557
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Учитель
Откуда: Москва
Возраст: 46
 Re: Самаритяне и Иудеи - история взаимоотношений

Сообщение Samuel »

Сергей Чевычелов:
20 авг 2018, 20:40
Задумайтесь, если Иисус завещал всем причащаться вином и хлебом, он не мог придерживаться назорейской парадигмы!
А что если назореи совсем никогда не пили вина, кроме одного исключения - святого дня во время праздника Песах, если в такой праздник еврей должен был выпить вино?
Этот праздник очень и очень важен для всех Иудеев. И если в этот день Иудеи должны были выпить немного вина, тогда в этот день даже и назореи могли бы позволяли себе раз в год выпить несколько глотков вина. Но и это под огромным вопросом...Безусловно, Йешуа и его все ученики, Апостолы и просто последователи не пили вина, будучи назореями.
Сергей Чевычелов:
20 авг 2018, 20:40
«Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк 5:33-35)
В этом отрывке лидеры Иудаизма (фарисеи) удивились и спросили Иисуса: почему ученики Иоанна (назореи-ессеи) живут очень скромно - часто голодают в целях очищения от греха и молятся часто, а твои ученики не голодают (едят еду, как все евреи едят, а также и пьют напитки разные, как и все евреи пьют (речь тут не об алкоголе идёт, а о различных напитках)? В этом отрывке речь о посте... Йешуа ответил, что на данном этапе пост для учеников его пост не актуален, но после его смерти настанет когда-нибудь время, когда его ученики будут тоже поститься (голодать). А в тот период, во время, пока Йешуа вместе с Апостолами должны были активно проповедовать по всему Израилю, пост (голодание в целях очищения от греха) был не актуален, ибо это голодание и активный образ жизни не совместимы. К тому же, вероятно, ученики Иоанна не проповедовали - они жили уединенно в своей пустыне, не пытаясь проповедовать и путешествовать по Израилю. В такой ситуации голодание нужно и может принести духовную пользу.
Одним словом, это не то, о чём вы подумали! Точно не то.
Сергей Чевычелов:
20 авг 2018, 20:40
«Ибо пришел Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: «в нем бес». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость всеми чадами ее» (Лк. 7:33-35)
В данном отрывке речь о том, что Йешуа возмущается лицемерием некоторых лидеров фарисеев и Иудаизма в целом. Ведь они не приняли пророка в лице Иоанна, хоть он вёл типичный образ жизни пророка (жил скромно - голодал, не пил ничего вообще, кроме воды) - но лидеры Иудаизма решили, что Иоанн назорей так ведет себя (уединяется в пустыне и живёт очень скромно, голодая) потому, что в него вошёл некий бес. Но эти же лицемерные лидеры Иудаизма не уверовали в миссию назорея Иисуса, то есть отказались принять в лице назорея Иисуса посланника и пророка Божьего, обвиняя его в противоположном (по сравнению с тем, в чём они обвиняли Иоанна) - в том, что он был одет вполне нормально и ел так же, как и остальные евреи, то есть не постился. Более того, эти лицемеры обвиняли Иисуса в том, что он дружит с мытарями и прочими грешниками, далёкими от веры - есть всякую еду на их пиршествах и пьёт вино с ними. Уважаемый, дело в том, что в этом Иисуса обвиняли лицемеры. Это не значит, что они были правы - это не значит то, что Йешуа любил пиршества и алкоголь - ел всякие там явства на пиршествах мытарей и пил вместе с ними алкоголь. Дело в том, что фарисеи считали, что верующему еврею запрещено даже здороваться с евреями-мытарями (которые занимались приёмом налогов). Мытари вели разгульный образ жизни - они, как правило, были в очень хороших отношениях с язычниками, которые покорили Иудею ( то есть с римлянами и греками), перенимая их обычаи и копируя их безбожный образ жизни, чтобы выслужиться перед ними. Такие мытари были распутниками - вели беспорядочный сексуальный образ жизни и любили вкусно и много поесть и выпить вино - не редко у них были оргии в домах. И именно это пугало фарисеев - поэтому они строго-настрого запретили всем остальным Иудеям входить в дом мытаря. Фарисеи призвали всех остальных Иудеев ( а это более 99% всего населения) держаться подальше от мытарей и подобных им евреев, полюбивших языческий образ жизни.
Да, Йешуа любил всех людей - даже и мытарей и всяких блудниц. Да, он всех жалел и всех призывал к покаянию. Он общался со всеми. Да, он зашёл в дом мытаря Матфея, чтобы проповедовал там ему и всем другим грешникам.Но сделал он это только для того ,чтобы спасти его и всех грешником с ним вместе. Но Йешуа не пил вместе с ними. Если он был голоден и его Матфей угощал какой-то едой, он не гнушался таким угощением - он ел эту еду с благодарностью. Да, Йешуа мог поесть всё, что ему давали, если это было кошерной едой. Но он не пил алкоголь, так как был назореем. Но лицемеры из числа лидеров Иудаизма, обвиняли его в этом, хоть их там и не было в то время, когда Йешуа был в гостях у мытаря Матфея. Они придумали нечто, а затем и поверили в этот вымысел. Но это ложь! Иудея Иисуса эти же лицемеры позднее обвинили в том, что он самаритянин и поэтому в нём есть бес. Они много в чём его обвиняли. И в разном богохульстве (например, в том, что Йешуа делает себя равным богу и не соблюдает Шабат). Но это не значит, что всё было именно так, как они лгали и лжесвидетельствовали на него. Совсем не значит. Они просто не поняли его проповедь. Они завидовали его успеху и популярности в народе. Они боялись его возрастающего авторитета и боялись того, что он критикует их. А он и правда критиковал их во время проповедей - это нам доподлинно известно.

Отправлено спустя 15 минут 17 секунд:
Сергей Чевычелов:
20 авг 2018, 20:40
."И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего." (Мф 25:26...)
Да, в Песах Иудеям разрешалось выпить немного вина. В этот святой для Иудеев праздник, если распитие вина было обязательным, тогда даже и назореи делали исключение из правила - они пили несколько глотков вина. И это вовсе не грех таком случае. Но и это исключение под большим вопросом... В такой-то великий праздник, если это былообязательным чем-то для любого еврея, выпить всего несколько глотков вина символически и раз в год - это не грех (если такое и происходило, но это под большим вопросом). Но даже если это и происходило (что едва ли), в остальные дни никто из назореев не нарушал обета.
В этом отрывке Мф 25:26. описано, что однажды (раз в год) Иисус и Апостолы пили вино на Песах, даже будучи назореями (если такое и происходило в реальности, то тогда в Песах это разрешалось даже и назореям)... Из описанного в этом отрывке видно, что вскоре, как Иисус чувствовал, его убьют и тело его умрет - больше он уже не будет пить вино даже раз в год в Песах. Не будет пить ничего... Но в раю на Небесах все праведные люди после смерти их тел и воскресения духов пьют новое вино - духовное вино. Это образ.
И я предполагаю, что весь отрывок про распитие вина Иисусом и Апостолами был выдуман позднее и вставлен язычниками в облике христиан.
Но пока мне не было откровения свыше на эту тему... Как будет, сообщу.
Последний раз редактировалось Samuel 21 авг 2018, 10:20, всего редактировалось 1 раз.

Сергей Чевычелов
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 74
Зарегистрирован: 14.07.2018
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: врач
 Re: Самаритяне и Иудеи - история взаимоотношений

Сообщение Сергей Чевычелов »

Samuel:
21 авг 2018, 00:49
А что если назореи совсем никогда не пили вина, кроме одного исключения - святого дня во время праздника Песах?
Не выдумывайте под себя! Причастие изобрел не Иисус, он его использовал. Мне рассказывал один священник, по правилам он должен выпить все оставшееся вино после причастия и доесть просфирки - поэтому они толстые. Иоанн, святой апостол, сказал про причастие: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную.” (Иоан.6:54). Смысл назорейства был в ПОЛНОМ отказе от вина! Тем, кто не может пить вино на Песах, разрешено заменить его кошерным виноградным соком. Некоторые евреи едят только мацу-"шмура" все дни Песаха и не пьют даже сока. Вы слишком много придаете внимания назорейству, временному простому обету.

Автор темы
Samuel
Сообщений в теме: 56
Всего сообщений: 9557
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Учитель
Откуда: Москва
Возраст: 46
 Re: Самаритяне и Иудеи - история взаимоотношений

Сообщение Samuel »

Сергей Чевычелов:
21 авг 2018, 07:07
Не выдумывайте под себя!
Я не выдумываю под себя. Но уверен в том, что Йешуа был назореем. Он и его ученики не пили вина вообще никогда. Уверен, что и в Песах Йешуа и его последователи тоже не пили вино, а то, что описано, как Тайная Вечеря, было слишком сильно отредактировано греками в 3-4 веках. Этот обряд причащения, как я думаю, придуман и возник гораздо позднее... А при Апостолах были просто совместные трапезы, когда в Иудейский Песах все вспоминали мучения и уход из этого мира Учителя Мессии Йешуа. Но тогда они не пили вина (и не пили образную кровь). И это не было каким-то обрядом. Так они праздновали просто Иудейский праздник Песах, но одновременно вспоминали важное событие. Это не было каким-то причащением. Последнее придумали христиане неевреи и позднее. И чтобы оправдать свою любовь к вину, они добавили придуманные слова Христа: это (распитие вина) делайте ради воспоминания обо мне (якобы, Христос любил выпить в Песах вина). Уверен, этого вовсе никогда и не было.
Итак, уверен, что Йешуа и его первые последователи никогда не пили вино. Что касается описанного, как Тайная Вечеря, когда, дескать Йешуа и Апостолы пили вино, то это поздняя вставка язычников в облике христиан. Это придумали в 3-4 веке н.э. греки, любящие выпить. Им не хотелось быть назореями-христианами, но в ту пору (особенно с 4 века н.э.) всем язычникам было велено становиться христианами. И христианами даже отъявленным язычникам становиться надо было. Но они любили вино пить... А до 4 века христиане, в основном, вообще вино не пили. Это противоречие разрешили лидеры Церкви - добавили стихи, в которых, якобы, сам Мессия-Христос пьёт вино и призывает своих последователей ради него тоже выпивать вино.

Сергей Чевычелов
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 74
Зарегистрирован: 14.07.2018
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: врач
 Re: Самаритяне и Иудеи - история взаимоотношений

Сообщение Сергей Чевычелов »

Вы не там ищете! Вы выводите Иисуса из иудаизма, и это неверно. Потому что, как ни крути Иисус это второй Бог, а это и есть язычество. Идея мессии вначале вызревала в князя и первосвященника. И это не противоречило иудаизму. Придет добрый царь и наведет порядок. Потом 1 книга Еноха возродила языческих святых и подкинула идею, что от небожителей могут реально быть дети - идея не нова, но она языческая. Привили ее к иудаизму и получили Христа ессеи. Все это я начал излагать в 4-й главе своей "Истории Иудеи 1 века" http://s.berkovich-zametki.com/2017-nomer4-chevychelov/
Я не замахиваюсь на Вашу веру, но как все происходило на самом деле, я основываюсь ТОЛЬКО на Святом Писании и других документах, Вы можете узнать.

Отправлено спустя 3 минуты 28 секунд:
Samuel:
21 авг 2018, 10:11
Итак, уверен, что Йешуа и его первые последователи никогда не пили вино. Что касается описанного, как Тайная Вечеря, когда, дескать Йешуа и Апостолы пили вино, то это поздняя вставка язычников в облике христиан. Это придумали в 3-4 веке н.э. греки, любящие выпить. Им не хотелось быть назореями-христианами, но в ту пору (особенно с 4 века н.э.) всем язычникам было велено становиться христианами. И христианами даже отъявленным язычникам становиться надо было. Но они любили вино пить... А до 4 века христиане, в основном, вообще вино не пили. Это противоречие разрешили лидеры Церкви - добавили стихи, в которых, якобы, сам Мессия-Христос пьёт вино и призывает своих последователей ради него тоже выпивать вино
Думайте, как хотите. Но если Вы хотите, чтобы другие так думали это надо доказать - примерно так как я это доказываю для Книги Еноха. Если Вам наплевать на других - то тем более наша дискуссия беспредметна.

Автор темы
Samuel
Сообщений в теме: 56
Всего сообщений: 9557
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Учитель
Откуда: Москва
Возраст: 46
 Re: Самаритяне и Иудеи - история взаимоотношений

Сообщение Samuel »

Сергей Чевычелов:
21 авг 2018, 10:16
Вы не там ищете!
Я ищу в Библии и ищу информацию от Бога напрямую.
Сергей Чевычелов:
21 авг 2018, 10:16
Вы выводите Иисуса из иудаизма, и это неверно.
Библия называет Иисуса Иудеем:
9. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
(Св. Евангелие от Иоанна 4:9)
Женщина легко определила по внешнему виду и по диалекту арамейского языка Иисуса то, что он был Иудеем. Она назвала его Иудеем. Но разве Иисус стал не соглашаться с ней и говорить: нет, я никакой не Иудей? Нет. Вот его слова в ответ:
10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
(Св. Евангелие от Иоанна 4:10)
В этих словах Иисуса лишь указано, что перед той самаритянкой был не просто обычный Иудей, а тот, кто получил дар Божий - необычный и посланный Богом Иудей-назорей, а именно пророк великий.
А в этом отрывке женщина уже осознала, что перед ней находится великий пророк:
19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22. Вы (самаритяне) не знаете, чему поклоняетесь, а мы, (Иудеи,) знаем, чему поклоняемся, поэтому и спасение (и истинная вера) будет явлено миру напрямую через Иудеев.
(Св. Евангелие от Иоанна 4:19-22)
Безусловно, Иисус - это еврей и Иудей, а также и назорей! И он был патриотом Израиля!
В этом отрывке он сообщает, что его проповедь предназначена лишь для израильтян - лишь к ним его послал Сам Бог:
24. Он же сказал в ответ: Я послан только к ужасно страдающим сейчас овцам (евреям) дома Израилева.
(Св. Евангелие от Матфея 15:24)

Отправлено спустя 3 минуты 14 секунд:
Сергей Чевычелов:
21 авг 2018, 10:16
Потому что, как ни крути Иисус это второй Бог, а это и есть язычество.
Не как не крути! Богом вместо Бога Израиля Иисуса сделали язычники. они придумали это. Не верьте им.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «История древнего мира»