реформа образования Екатерины II ⇐ Вопросы студентов, школьников, просто интересующихся историей
-
Автор темыАртем
- Всего сообщений: 2
- Зарегистрирован: 02.04.2017
- Образование: школьник
реформа образования Екатерины II
Здравствуйте! Очень нужна помощь . Не могу найти ответ на вопрос- по реформе 1786г впервые появляется система среднего образования в России. Редакцией учебников по каким предметам занимается Екатерина II ?
-
- Всего сообщений: 1705
- Зарегистрирован: 24.08.2013
- Откуда: Краснодарский край Сочи
- Возраст: 80
Re: реформа образования Екатерины II
Вообще-то в интернете кое-что есть, вот за 10 минут нашел:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИМ. З.Т. ШАРАФУТДИНОВА
Ярова Эльмира Камиловна
Воззрения Екатерины II на проблемы организации начального образования в России
Выпускная квалификационная работа
Специальность 050708.65
«Педагогика и методика начального образования»
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/is ... ganizatsii
Глава 2. Воззрения Екатерины второй на проблемы организации начального образования в России
2.1. Педагогические взгляды Екатерины II
Как только Екатерина II пришла к власти, она начала проявлять интерес к проблемам образования. « La manie de cette annee est d ' ecri - re sur l ' education». «В этом году царит пристрастие писать о воспитании», — писала она в 1762 году. [29, c.314]
Анализ педагогических взглядов Екатерины II позволяет утверждать, что ей была близка идея воспитывающего и развивающего обучения, которая утвердилась в педагогическом сознании только в следующем столетии. Обучение - средство воспитания: такой взгляд Екатерины II на назначение обучения отчетливо выражен в следующих словах: «учение же, или знание, да будет единственно отвращением от праздности и способом к познанию естественных способностей учеников и дабы привыкли к труду и прилежанию». [3, c.224].
Екатерины II отводила обучению роль средства умственного воспитания.
Эти взгляды Екатерины II убедительно выразил ее единомышленник и сподвижник И.И. Бецкой: «Опыт доказывает, что один только украшенный и просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина; напротив, он становится нередко вредным для того, у кого с юных лет не вкоренена в сердце добродетель».
В конце XVIII века начинают складываться основные теории образования. Одной из них явилась теория формального образования, которая рассматривала обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. В педагогическом наследии Екатерины II нет конкретных указаний на то, что она знала о существовании этой теории. Но в своих рекомендациях по отбору содержания учебного материала для учащихся она считала необходимым подчеркнуть значение развивающей функции обучения наряду с другими ее функциями. В целом она выделяет три функции, которые должны реализоваться в процессе обучения: образовательную («образование ума»), воспитательную («образование сердца») и развивающую - формирование умений («словесного выражения»), а также для пробуждения развития и совершенствования чувства истины, добра и красоты. Эти функции, по мнению Екатерины II , должны быть заложены в содержание учебных книг, в том числе книг для первоначального обучения. Так как в тогдашней России было очень мало книг, пригодных для детского чтения, Екатерина II сама составила ряд учебных пособий и других книг. Учебные пособия или «руководства», написанные ею, были составлены по образцу современных ей немецких книг для детского чтения. Взяв за образец эти книги, Екатерина II стремилась сделать детскую книгу «народной», собранием богатых мыслей и наблюдений фольклорного характера, изложенных в привлекательной форме. Изучение материала книг для чтения должно, по ее мнению, вестись в определенной последовательности: 1) сказки; 2) «Разговоры и рассказы» и «Выборные российские пословицы»; 3) «Гражданское начальное учение» и «Продолжение начального учения»; 4) «Записки первой части». [3, c.225].
Содержание сказок, сочиненных Екатериной II, как учебного материала, заключают в себе интерес, способный привлечь внимание детей и возбудить их нравственные чувства, так как нравственные наставления составляют практически всё основное содержание сказок. В сказках изображён идеал молодого царевича, воспитанного в правилах добродетели и, вопреки всем препятствиям, идущего прямой дорогой к указанной ему цели. Такой же нравоучительный характер прослеживается в содержании «Начального гражданского учения» и в «Продолжении начального учении». Это - короткие рассказы из древней истории, в которых описываются свойства и качества выдающихся личностей классической древности (рассказы о Кире, Александре Македонском, Цезаре, спартанцах). Большинство рассказов повествует о жизни монархов. Это, по-видимому, объясняется тем, что они были предназначены, прежде всего, для конкретных детей - будущих правителей.
Материал для детского чтения из «Записок первой части». [3, c.127-168] отличается особым содержанием. Главные цели этой работы: 1) сообщить воспитанникам положительные знания, расширить их кругозор и взгляды на реальный мир вообще, и на мир русский, в частности; 2) продолжить нравственное воспитание, «укреплять детей в добродетели». Сведения, которые Екатерина II сообщает учащимся в этой работе, достаточно разнообразны: это знания в области географии, этнографии, истории, языка, торговли, промышленности. В центре внимания всей сообщаемой информации находится Россия и материалы о ней. В начале каждой главки сообщаются сведения о какой-либо области, о городе, о народе. Далее следует поучительный рассказ с явной целью назидания, например, о том, каким должен быть ребенок, чтобы считаться хорошим. Выражение «быть умным» здесь приравнено выражению «всё делать хорошо». Быть послушным означает «делать всё, что скажет мать». Все остальные рассказы «Записок первой части», помимо поучающих, дают множество так называемых «реальных сведений», преимущественно из сибирской природы.
В высказываниях Екатерины II о том, для какого возраста предназначались написанные ею книги, точных сведений нет. Но анализ их содержания, присущий им стиль изложения позволяет предположить, что они предназначались для первоначального обучения. Но этот этап обучения не ограничивался лишь изучением данных книг. В той части «Инструкции», где говорится об обучении, Екатерина II четко определяет круг предметов, подлежащих изучению на этом возрастном этапе. Среди них первое место занимает Закон Божий. Это и дань традиции того времени, и глубокое убеждение императрицы Екатерины II в воспитательной ценности этого предмета.
С большой степенью подробности в «Инструкции» говорится о языках, причем большее внимание обращено на русский язык: «русское письмо и язык надлежит стараться, чтобы знали как возможно лучше». [8, с.768]
Для этого Екатерина II предлагает «читать и говорить с детьми по-русски».
Одновременно с русским должно идти обучение и иностранным языкам: «языкам не иначе учить, как разговаривая на них, но чтобы притом не забывали и своего языка русского». Вместе с тем, Екатерина II предписывает изучать разные предметы на разных языках: «Минералогию на латинском, произращение на немецком, зверей - на французском, Евангелие - на разных языках, сличая с русским».
Екатерина II считала, что кроме указанных языков Великих Князей необходимо обучать и греческому языку, который она называла «главнейшим и наиполезнейшим». Одновременно с практическим обучением языкам должно происходить обучение чтению, письму, рисованию и арифметике, а также каллиграфии. После предметов первоначального обучения предписывалось начать изучение географии, астрономии, математики, истории, нравоучения, «правил закона гражданского», хронология и генеалогия. Из других предметов обучения только по названию упоминаются: естественная история в практическом применении, а также сведения, необходимые для познания человека, «художеств», древность и мифология, физика, все части военной, сухопутной, конной и морской службы.
Из предметов эстетического цикла главное место всегда уделяла театру. Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в ее время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль. В отношении обучения поэтическому искусству Екатерина II высказывалась отрицательно. Такое отношение к поэзии и к музыке можно объяснить тем, что Екатерина II сама никогда не была особенно способной ни к музыке, ни к стихосложению
Значительное внимание в своих педагогических работах Екатерина II уделяла физическому воспитанию подрастающего поколения. При Екатерине II «решающее влияние оказала система физического воспитания французской дворянской молодежи». Главная цель телесного воспитания - крепость тела, приученного к трудам и лишениям. [3, c.524] Специальная статья «О мыльне и купальне», включенная в состав «Инструкции», подчеркивает большую роль бани для здоровья. Вопросам закаливания посвящены некоторые места в «Сказке о царевиче Февее», где «разумные» воспитатели младенца «не пеленали, не кутали», а когда подрос, то «водили на свежий воздух летом и зимою во всякое время, когда сие не вредило его здоровью». [34, c.435]
Таким образом, императрица выражала вполне определенное убеждение в необходимости воспитания не только духа и ума, но и тела, что было важно в деле формирования «новой породы людей», которых она хотела взрастить для служения России. Она, будучи человеком, любящим учиться и понимающим цену знаниям, в своих произведениях неоднократно указывала на важность и значимость образования, как для конкретной личности, так и для общества в целом. Положительное значение высказываний Екатерины II по проблемам обучения состоит в том, что они способствовали полному устранению влияния господствовавших тогда вредных предрассудков («Ни к чему нам эта наука... извозчики довезут»). [40, c.45]
Исходя из основной цели в своей просветительской политике - сформировать добродетельную личность, Екатерина II в своих педагогических работах делает акцент на необходимость воспитательного характера образования, пропагандируя, тесную связь умственного и нравственного воспитания. Таким образом, несмотря на некоторую эклектичность взглядов Екатерины II на проблемы содержания воспитания и обучения, мы считаем их существование важным вкладом в развитие педагогической теории и практики XVIII века.
2.2. Вопросы методики воспитания и обучения в педагогических взглядах Екатерины II
Было бы ошибкой ограничить анализ педагогических взглядов Екатерины II лишь вопросами содержания воспитания и обучения. В ее работах мы находим также немало интересных мыслей о способах и приемах воспитания и обучения, о роли учителя и родителей в педагогическом процессе, то есть всего того, что в современной педагогической терминологии именуется технологией педагогического процесса.
В педагогических произведениях Екатерины II нет четкого размежевания различных педагогических понятий. В частности, отдельно не рассматриваются формы, методы, средства воспитания и обучения. Это объясняется общим уровнем педагогического знания, характерным для XVIII века. Однако, необходимость научного знания и адекватной интерпретации педагогических воззрений Екатерины II обязывает рассматривать их с позиций принятой в современной педагогике классификации этих понятий.
Высказывания Екатерины II, затрагивающие вопросы методики обучения и воспитания, адресованы, главным образом, воспитателям ее внуков - будущих наследников престола. Это не означает, однако, что эти ее высказывания не имеют общепедагогического смысла и значения, что в вопросах воспитания и обучения других категорий детей она придерживалась иных взглядов. Изучение ее педагогического наследия не дает оснований упрекнуть ее в педагогическом классицизме. Исключение составляет лишь ее убеждение в необходимости соблюдения сословного принципа в образовательной политике. Но это не относится к методическим аспектам ее педагогических воззрений. [22]
В качестве предварительного условия организации учебно-воспитательного процесса Екатерина считает необходимым иметь в виду три принципиально важных момента:
1) воспитание должно быть организовано так, чтобы им были охвачены все стороны человека, то есть направления воспитательной работы должны касаться всех сторон личности (нравственное, гражданское, умственное, физическое воспитание);
2) уровень образования необходимо соотносить с тем, «смотря ... кому оно дается»;
3) организация воспитания должна исходить из учета возрастных особенностей воспитанников.
Первое из названных положений было рассмотрено в предыдущем параграфе в связи с анализом взглядов Екатерины II на содержание воспитания и обучения. Второе несет в себе мысль о том, что образование не должно быть одинаковым для представителей различных сословий.
Прогрессивный в целом характер педагогических взглядов российской императрицы, в основе которых лежали идеалы Просвещения, объективно вступали в противоречие с реалиями российской действительности. Это особенно отчетливо проявилось в вопросе, имевшем острый социальный подтекст. В XVIII веке сословность и связанное с этим неравенство подданных Российской империи в зависимости от их происхождения составляли основу общественного строя и государственной политики. Екатерина II не могла не считаться с этим. Более того, она приняла эти установления и распространила их на сферу образования. Об этом свидетельствуют её высказывание: «...мыслим мы, что всякое доброе воспитание должно быть учреждено, смотря на того, кому оно дается».
В вопросах организации процесса обучения Екатерина II важную роль отводит оборудованию учебного помещения, режиму труда и отдыха ребенка. Продолжительность каждого вида занятий определялась ею в пределах получаса, и при условии доброй воли и желания самих воспитанников к этим занятиям. В статье «Об обучении» она неоднократно упоминает о том, что «дети, переменяя упражнения телесные с упражнениями ума, проводить будут время приятно, заслуживая сверх того похвалы». [16, с,146]
Вопрос о воспитателе занимает особое место в педагогических трудах Екатерины II. От воспитателя зависит установление таких отношений с учеником, которые будут способствовать успеху воспитания и обучения. Роль приставника не сводилась Екатериной II к выполнению им функций источника информации. Большое место уделялось характеру, ценностным ориентациям. Екатерина II в качестве необходимых требований отмечала способность приставника наладить взаимоотношения с воспитанниками, умение выработать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними: педагогический такт, знание психологических особенностей воспитанников. В «Наставлении приставникам касательно их поведения с воспитанниками», в «Инструкции» Екатерина называет качества личности, которыми должны обладать воспитатели: осторожность, воздержание, умеренность, нежная любовь к детям, здравый рассудок, учтивость, добрая воля. Их обязанности в том, чтобы своим поведением они были примером для воспитанников.
Приставников, которые несоответствующих этим требованиям беспощадно удаляли. По отношению к воспитанникам приставники должны проявлять терпимость, умеренность, учтивость, любовь, добрую волю. По мнению Екатерины II, без любви, доверия и уважения к детям невозможно правильное и плодотворное влияние воспитателей на детей. Можно не обращать особого внимания на детские шалости и ошибки, свойственные возрасту и не имеющие под собой прочных стереотипов поведения. Но необходима твердость воли, основанная на справедливости, если ситуация требует вмешательства воспитателя. Воспитатели должны распознавать интересы и наклонности воспитанников и действовать в соответствии с этими наблюдениями. [32]
По мнению Екатерины II, во взаимоотношениях воспитателей и воспитанников не должно быть противостояния, более того, руководство и управление действиями детей со стороны воспитателей по возможности должно быть не замеченным детьми. Это возможно тогда, когда их отношения строятся на взаимном уважении, доверии друг к другу, на педагогическом такте. [24]
Таким образом, рассмотрев взгляды Екатерины II на вопросы методики воспитания и обучения, мы можем сделать следующие выводы. Екатерина II, вполне в духе Просвещения, рекомендовала использовать в воспитании и обучении мягкие, ненасильственные методы и приемы. Она считала, что именно таким способом можно воспитать нового человека, лишенного недостатков старой эпохи. В сформированных ею требованиях к воспитателю выделяются положения, по существу, определяющие понятие «педагогический такт», которого не было ранее в педагогике. Также важным является и то, что Екатерина II признавала наличие у родителей не только прав на своих детей, но и обязанностей по их воспитанию. Она придерживалась концепции раннего воспитания и последовательности в обучении, подчеркивала важность учета возрастных особенностей детей.
Итак, рассмотрев источники формирования и сущность педагогических воззрений Екатерины II, мы пришли к выводу, что в своей основе эти воззрения восходили к учениям европейских педагогов и просветителей XVIII века и предшествующего времени. Тем не менее, практически все эти идеи были творчески переосмыслены, адаптированы и трансформированы Екатериной II на российской почве, что и составляет ее главную заслугу перед российской педагогикой. Педагогические взгляды Екатерины II имели ярко выраженную социальную направленность и были важным инструментом в ее социальной политике. Императрица стремилась возглавить и направить развитие новых процессов в российском обществе, и в этих целях во многом руководствовалась своими педагогическими воззрениями.
По вопросам содержания воспитания и обучения Екатерина II имела собственные оригинальные взгляды. Центральными в педагогических воззрениях Екатерины II были идеи о главенстве нравственного начала в человеке и необходимости подчинять весь процесс воспитания этому, важности гражданского и патриотического воспитания в деле формирования «нового человека». [15, с.98]
Понимание Екатериной II истинной гражданственности во многом современно и актуально. Екатерина II знала цену знаниям, не раз указывала на всю важность и значимость образования, как для конкретной личности, так и для общества в целом.
По вопросам методики воспитания и обучения у Екатерины II также имелись оригинальные взгляды, связанные с поставленными ею социальными задачами формирования «нового человека». Чтобы избавиться от недостатков прежней эпохи, новая личность должна была «выращиваться» мягкими, ненасильственными методами. Воспитательные воздействия и обучение со стороны воспитателей и учителей должны быть дополнены интенсивным самообразованием на протяжении всей жизни человека. Важен призыв Екатерины II к ответственности родителей перед государством и обществом за воспитание своих детей. В этом проявился отход от типичной российской «домостроевской» традиции. [1, с.146-151]
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИМ. З.Т. ШАРАФУТДИНОВА
Ярова Эльмира Камиловна
Воззрения Екатерины II на проблемы организации начального образования в России
Выпускная квалификационная работа
Специальность 050708.65
«Педагогика и методика начального образования»
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/is ... ganizatsii
Глава 2. Воззрения Екатерины второй на проблемы организации начального образования в России
2.1. Педагогические взгляды Екатерины II
Как только Екатерина II пришла к власти, она начала проявлять интерес к проблемам образования. « La manie de cette annee est d ' ecri - re sur l ' education». «В этом году царит пристрастие писать о воспитании», — писала она в 1762 году. [29, c.314]
Анализ педагогических взглядов Екатерины II позволяет утверждать, что ей была близка идея воспитывающего и развивающего обучения, которая утвердилась в педагогическом сознании только в следующем столетии. Обучение - средство воспитания: такой взгляд Екатерины II на назначение обучения отчетливо выражен в следующих словах: «учение же, или знание, да будет единственно отвращением от праздности и способом к познанию естественных способностей учеников и дабы привыкли к труду и прилежанию». [3, c.224].
Екатерины II отводила обучению роль средства умственного воспитания.
Эти взгляды Екатерины II убедительно выразил ее единомышленник и сподвижник И.И. Бецкой: «Опыт доказывает, что один только украшенный и просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина; напротив, он становится нередко вредным для того, у кого с юных лет не вкоренена в сердце добродетель».
В конце XVIII века начинают складываться основные теории образования. Одной из них явилась теория формального образования, которая рассматривала обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. В педагогическом наследии Екатерины II нет конкретных указаний на то, что она знала о существовании этой теории. Но в своих рекомендациях по отбору содержания учебного материала для учащихся она считала необходимым подчеркнуть значение развивающей функции обучения наряду с другими ее функциями. В целом она выделяет три функции, которые должны реализоваться в процессе обучения: образовательную («образование ума»), воспитательную («образование сердца») и развивающую - формирование умений («словесного выражения»), а также для пробуждения развития и совершенствования чувства истины, добра и красоты. Эти функции, по мнению Екатерины II , должны быть заложены в содержание учебных книг, в том числе книг для первоначального обучения. Так как в тогдашней России было очень мало книг, пригодных для детского чтения, Екатерина II сама составила ряд учебных пособий и других книг. Учебные пособия или «руководства», написанные ею, были составлены по образцу современных ей немецких книг для детского чтения. Взяв за образец эти книги, Екатерина II стремилась сделать детскую книгу «народной», собранием богатых мыслей и наблюдений фольклорного характера, изложенных в привлекательной форме. Изучение материала книг для чтения должно, по ее мнению, вестись в определенной последовательности: 1) сказки; 2) «Разговоры и рассказы» и «Выборные российские пословицы»; 3) «Гражданское начальное учение» и «Продолжение начального учения»; 4) «Записки первой части». [3, c.225].
Содержание сказок, сочиненных Екатериной II, как учебного материала, заключают в себе интерес, способный привлечь внимание детей и возбудить их нравственные чувства, так как нравственные наставления составляют практически всё основное содержание сказок. В сказках изображён идеал молодого царевича, воспитанного в правилах добродетели и, вопреки всем препятствиям, идущего прямой дорогой к указанной ему цели. Такой же нравоучительный характер прослеживается в содержании «Начального гражданского учения» и в «Продолжении начального учении». Это - короткие рассказы из древней истории, в которых описываются свойства и качества выдающихся личностей классической древности (рассказы о Кире, Александре Македонском, Цезаре, спартанцах). Большинство рассказов повествует о жизни монархов. Это, по-видимому, объясняется тем, что они были предназначены, прежде всего, для конкретных детей - будущих правителей.
Материал для детского чтения из «Записок первой части». [3, c.127-168] отличается особым содержанием. Главные цели этой работы: 1) сообщить воспитанникам положительные знания, расширить их кругозор и взгляды на реальный мир вообще, и на мир русский, в частности; 2) продолжить нравственное воспитание, «укреплять детей в добродетели». Сведения, которые Екатерина II сообщает учащимся в этой работе, достаточно разнообразны: это знания в области географии, этнографии, истории, языка, торговли, промышленности. В центре внимания всей сообщаемой информации находится Россия и материалы о ней. В начале каждой главки сообщаются сведения о какой-либо области, о городе, о народе. Далее следует поучительный рассказ с явной целью назидания, например, о том, каким должен быть ребенок, чтобы считаться хорошим. Выражение «быть умным» здесь приравнено выражению «всё делать хорошо». Быть послушным означает «делать всё, что скажет мать». Все остальные рассказы «Записок первой части», помимо поучающих, дают множество так называемых «реальных сведений», преимущественно из сибирской природы.
В высказываниях Екатерины II о том, для какого возраста предназначались написанные ею книги, точных сведений нет. Но анализ их содержания, присущий им стиль изложения позволяет предположить, что они предназначались для первоначального обучения. Но этот этап обучения не ограничивался лишь изучением данных книг. В той части «Инструкции», где говорится об обучении, Екатерина II четко определяет круг предметов, подлежащих изучению на этом возрастном этапе. Среди них первое место занимает Закон Божий. Это и дань традиции того времени, и глубокое убеждение императрицы Екатерины II в воспитательной ценности этого предмета.
С большой степенью подробности в «Инструкции» говорится о языках, причем большее внимание обращено на русский язык: «русское письмо и язык надлежит стараться, чтобы знали как возможно лучше». [8, с.768]
Для этого Екатерина II предлагает «читать и говорить с детьми по-русски».
Одновременно с русским должно идти обучение и иностранным языкам: «языкам не иначе учить, как разговаривая на них, но чтобы притом не забывали и своего языка русского». Вместе с тем, Екатерина II предписывает изучать разные предметы на разных языках: «Минералогию на латинском, произращение на немецком, зверей - на французском, Евангелие - на разных языках, сличая с русским».
Екатерина II считала, что кроме указанных языков Великих Князей необходимо обучать и греческому языку, который она называла «главнейшим и наиполезнейшим». Одновременно с практическим обучением языкам должно происходить обучение чтению, письму, рисованию и арифметике, а также каллиграфии. После предметов первоначального обучения предписывалось начать изучение географии, астрономии, математики, истории, нравоучения, «правил закона гражданского», хронология и генеалогия. Из других предметов обучения только по названию упоминаются: естественная история в практическом применении, а также сведения, необходимые для познания человека, «художеств», древность и мифология, физика, все части военной, сухопутной, конной и морской службы.
Из предметов эстетического цикла главное место всегда уделяла театру. Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в ее время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль. В отношении обучения поэтическому искусству Екатерина II высказывалась отрицательно. Такое отношение к поэзии и к музыке можно объяснить тем, что Екатерина II сама никогда не была особенно способной ни к музыке, ни к стихосложению
Значительное внимание в своих педагогических работах Екатерина II уделяла физическому воспитанию подрастающего поколения. При Екатерине II «решающее влияние оказала система физического воспитания французской дворянской молодежи». Главная цель телесного воспитания - крепость тела, приученного к трудам и лишениям. [3, c.524] Специальная статья «О мыльне и купальне», включенная в состав «Инструкции», подчеркивает большую роль бани для здоровья. Вопросам закаливания посвящены некоторые места в «Сказке о царевиче Февее», где «разумные» воспитатели младенца «не пеленали, не кутали», а когда подрос, то «водили на свежий воздух летом и зимою во всякое время, когда сие не вредило его здоровью». [34, c.435]
Таким образом, императрица выражала вполне определенное убеждение в необходимости воспитания не только духа и ума, но и тела, что было важно в деле формирования «новой породы людей», которых она хотела взрастить для служения России. Она, будучи человеком, любящим учиться и понимающим цену знаниям, в своих произведениях неоднократно указывала на важность и значимость образования, как для конкретной личности, так и для общества в целом. Положительное значение высказываний Екатерины II по проблемам обучения состоит в том, что они способствовали полному устранению влияния господствовавших тогда вредных предрассудков («Ни к чему нам эта наука... извозчики довезут»). [40, c.45]
Исходя из основной цели в своей просветительской политике - сформировать добродетельную личность, Екатерина II в своих педагогических работах делает акцент на необходимость воспитательного характера образования, пропагандируя, тесную связь умственного и нравственного воспитания. Таким образом, несмотря на некоторую эклектичность взглядов Екатерины II на проблемы содержания воспитания и обучения, мы считаем их существование важным вкладом в развитие педагогической теории и практики XVIII века.
2.2. Вопросы методики воспитания и обучения в педагогических взглядах Екатерины II
Было бы ошибкой ограничить анализ педагогических взглядов Екатерины II лишь вопросами содержания воспитания и обучения. В ее работах мы находим также немало интересных мыслей о способах и приемах воспитания и обучения, о роли учителя и родителей в педагогическом процессе, то есть всего того, что в современной педагогической терминологии именуется технологией педагогического процесса.
В педагогических произведениях Екатерины II нет четкого размежевания различных педагогических понятий. В частности, отдельно не рассматриваются формы, методы, средства воспитания и обучения. Это объясняется общим уровнем педагогического знания, характерным для XVIII века. Однако, необходимость научного знания и адекватной интерпретации педагогических воззрений Екатерины II обязывает рассматривать их с позиций принятой в современной педагогике классификации этих понятий.
Высказывания Екатерины II, затрагивающие вопросы методики обучения и воспитания, адресованы, главным образом, воспитателям ее внуков - будущих наследников престола. Это не означает, однако, что эти ее высказывания не имеют общепедагогического смысла и значения, что в вопросах воспитания и обучения других категорий детей она придерживалась иных взглядов. Изучение ее педагогического наследия не дает оснований упрекнуть ее в педагогическом классицизме. Исключение составляет лишь ее убеждение в необходимости соблюдения сословного принципа в образовательной политике. Но это не относится к методическим аспектам ее педагогических воззрений. [22]
В качестве предварительного условия организации учебно-воспитательного процесса Екатерина считает необходимым иметь в виду три принципиально важных момента:
1) воспитание должно быть организовано так, чтобы им были охвачены все стороны человека, то есть направления воспитательной работы должны касаться всех сторон личности (нравственное, гражданское, умственное, физическое воспитание);
2) уровень образования необходимо соотносить с тем, «смотря ... кому оно дается»;
3) организация воспитания должна исходить из учета возрастных особенностей воспитанников.
Первое из названных положений было рассмотрено в предыдущем параграфе в связи с анализом взглядов Екатерины II на содержание воспитания и обучения. Второе несет в себе мысль о том, что образование не должно быть одинаковым для представителей различных сословий.
Прогрессивный в целом характер педагогических взглядов российской императрицы, в основе которых лежали идеалы Просвещения, объективно вступали в противоречие с реалиями российской действительности. Это особенно отчетливо проявилось в вопросе, имевшем острый социальный подтекст. В XVIII веке сословность и связанное с этим неравенство подданных Российской империи в зависимости от их происхождения составляли основу общественного строя и государственной политики. Екатерина II не могла не считаться с этим. Более того, она приняла эти установления и распространила их на сферу образования. Об этом свидетельствуют её высказывание: «...мыслим мы, что всякое доброе воспитание должно быть учреждено, смотря на того, кому оно дается».
В вопросах организации процесса обучения Екатерина II важную роль отводит оборудованию учебного помещения, режиму труда и отдыха ребенка. Продолжительность каждого вида занятий определялась ею в пределах получаса, и при условии доброй воли и желания самих воспитанников к этим занятиям. В статье «Об обучении» она неоднократно упоминает о том, что «дети, переменяя упражнения телесные с упражнениями ума, проводить будут время приятно, заслуживая сверх того похвалы». [16, с,146]
Вопрос о воспитателе занимает особое место в педагогических трудах Екатерины II. От воспитателя зависит установление таких отношений с учеником, которые будут способствовать успеху воспитания и обучения. Роль приставника не сводилась Екатериной II к выполнению им функций источника информации. Большое место уделялось характеру, ценностным ориентациям. Екатерина II в качестве необходимых требований отмечала способность приставника наладить взаимоотношения с воспитанниками, умение выработать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними: педагогический такт, знание психологических особенностей воспитанников. В «Наставлении приставникам касательно их поведения с воспитанниками», в «Инструкции» Екатерина называет качества личности, которыми должны обладать воспитатели: осторожность, воздержание, умеренность, нежная любовь к детям, здравый рассудок, учтивость, добрая воля. Их обязанности в том, чтобы своим поведением они были примером для воспитанников.
Приставников, которые несоответствующих этим требованиям беспощадно удаляли. По отношению к воспитанникам приставники должны проявлять терпимость, умеренность, учтивость, любовь, добрую волю. По мнению Екатерины II, без любви, доверия и уважения к детям невозможно правильное и плодотворное влияние воспитателей на детей. Можно не обращать особого внимания на детские шалости и ошибки, свойственные возрасту и не имеющие под собой прочных стереотипов поведения. Но необходима твердость воли, основанная на справедливости, если ситуация требует вмешательства воспитателя. Воспитатели должны распознавать интересы и наклонности воспитанников и действовать в соответствии с этими наблюдениями. [32]
По мнению Екатерины II, во взаимоотношениях воспитателей и воспитанников не должно быть противостояния, более того, руководство и управление действиями детей со стороны воспитателей по возможности должно быть не замеченным детьми. Это возможно тогда, когда их отношения строятся на взаимном уважении, доверии друг к другу, на педагогическом такте. [24]
Таким образом, рассмотрев взгляды Екатерины II на вопросы методики воспитания и обучения, мы можем сделать следующие выводы. Екатерина II, вполне в духе Просвещения, рекомендовала использовать в воспитании и обучении мягкие, ненасильственные методы и приемы. Она считала, что именно таким способом можно воспитать нового человека, лишенного недостатков старой эпохи. В сформированных ею требованиях к воспитателю выделяются положения, по существу, определяющие понятие «педагогический такт», которого не было ранее в педагогике. Также важным является и то, что Екатерина II признавала наличие у родителей не только прав на своих детей, но и обязанностей по их воспитанию. Она придерживалась концепции раннего воспитания и последовательности в обучении, подчеркивала важность учета возрастных особенностей детей.
Итак, рассмотрев источники формирования и сущность педагогических воззрений Екатерины II, мы пришли к выводу, что в своей основе эти воззрения восходили к учениям европейских педагогов и просветителей XVIII века и предшествующего времени. Тем не менее, практически все эти идеи были творчески переосмыслены, адаптированы и трансформированы Екатериной II на российской почве, что и составляет ее главную заслугу перед российской педагогикой. Педагогические взгляды Екатерины II имели ярко выраженную социальную направленность и были важным инструментом в ее социальной политике. Императрица стремилась возглавить и направить развитие новых процессов в российском обществе, и в этих целях во многом руководствовалась своими педагогическими воззрениями.
По вопросам содержания воспитания и обучения Екатерина II имела собственные оригинальные взгляды. Центральными в педагогических воззрениях Екатерины II были идеи о главенстве нравственного начала в человеке и необходимости подчинять весь процесс воспитания этому, важности гражданского и патриотического воспитания в деле формирования «нового человека». [15, с.98]
Понимание Екатериной II истинной гражданственности во многом современно и актуально. Екатерина II знала цену знаниям, не раз указывала на всю важность и значимость образования, как для конкретной личности, так и для общества в целом.
По вопросам методики воспитания и обучения у Екатерины II также имелись оригинальные взгляды, связанные с поставленными ею социальными задачами формирования «нового человека». Чтобы избавиться от недостатков прежней эпохи, новая личность должна была «выращиваться» мягкими, ненасильственными методами. Воспитательные воздействия и обучение со стороны воспитателей и учителей должны быть дополнены интенсивным самообразованием на протяжении всей жизни человека. Важен призыв Екатерины II к ответственности родителей перед государством и обществом за воспитание своих детей. В этом проявился отход от типичной российской «домостроевской» традиции. [1, с.146-151]
-
Автор темыАртем
- Всего сообщений: 2
- Зарегистрирован: 02.04.2017
- Образование: школьник
-
- Всего сообщений: 1
- Зарегистрирован: 15.06.2019
- Возраст: 34
Re: реформа образования Екатерины II
Все таки что не говори, а правление Екатерины 2 было великолепным nauka . club/istoriya/pravlenie-ekateriny-ii-velikoj-1762-1796-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika.html При Екатерине 2 активно развивались лишь две отрасли, производящих продукцию на экспорт - чугунная и полотняная. Но и этот рост осуществлялся лишь за счет резкого увеличения работающих, тенденций к развитию технологий практически не происходило. Экономика, нацеленная на увеличение объемов, но не качества, наблюдалась и в сельском хозяйстве. Остальные отрасли не развивались, практически вся промышленная продукция завозилась в Россию из-за рубежа. Было введено государственное регулирование цен на товары, созданы новые кредитные учреждения и расширены банковские услуги, предоставляемые населению. Впервые печатались бумажные деньги, именуемые ассигнациями.
-
- Всего сообщений: 17556
- Зарегистрирован: 30.07.2016
- Образование: высшее гуманитарное
- Политические взгляды: социал-демократические
- Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
- Откуда: Москва
- Возраст: 50
Re: реформа образования Екатерины II
Ну конечно же, при немке было всё плохо и новых территорий Россия не приобрела и огромного уважение во всём мире не приобрела тоже? Ничего хорошего при немке Екатерине не было в России только потому, что она - нерусская? Я правильно понял Вашу логику националиста?nazar: ↑15 июн 2019, 14:10 Но и этот рост осуществлялся лишь за счет резкого увеличения работающих, тенденций к развитию технологий практически не происходило. Экономика, нацеленная на увеличение объемов, но не качества, наблюдалась и в сельском хозяйстве. Остальные отрасли не развивались, практически вся промышленная продукция завозилась в Россию из-за рубежа. Было введено государственное регулирование цен на товары, созданы новые кредитные учреждения и расширены банковские услуги, предоставляемые населению. Впервые печатались бумажные деньги, именуемые ассигнациями
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 0 Ответы
- 528 Просмотры
-
Последнее сообщение Кафа
-
- 375 Ответы
- 17026 Просмотры
-
Последнее сообщение Gosha
-
- 1 Ответы
- 415 Просмотры
-
Последнее сообщение Евелина
-
- 0 Ответы
- 1282 Просмотры
-
Последнее сообщение Меланхолия
-
- 29 Ответы
- 1857 Просмотры
-
Последнее сообщение Gosha