Столетняя война
Древнерусская летопись «Повесть Временных лет» рассказывает, что после смерти легендарных Кия, Щека и Хорива и до 852 года (хронология Л.Н. Гумилёва) хазары потребовали с полян дань, которую те заплатили мечами.
Как указывает Л.Н. Гумилёв, дань мечами это не что иное как разоружение, то есть изъятие у побеждённого народа оружия. Такое событие могло произойти только в результате войны, в которой победили хазары. Кроме оружия, славяне платили хазарам дань в натуральном виде (шкура белки или горностая с семьи) и в денежном эквиваленте (серебряная монетеа шеляг).
Таким образом, до утверждения власти варягов (русов) над славянами, те платили дань Хазарии, а следовательно, этому предшествовала победоносная для Хазарии война.
Варяги, захватившие славян, потребовали с тех платить дань им, а не хазарам:
В год 6392 (884). Пошёл Олег на северян, и победил северян, и возложил на них лёгкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их, и вам <им платить> незачем».
В год 6393 (885). Послал Олег к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?» Они же ответили: «Хазарам». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И обладал Олег древлянами, полянами, радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.
Л.Н. Гумилёв считает, что данное событие, когда варяги стали взимать дань со славян вместо хазар, привело к войне хазар с варягами, в которой варяги проиграли, и вынуждены были в качестве вассалов ходить войной против врагов Хазарии на Каспии и против Византии. Гумилёв утверждает, что летописец опустил сообщение об этой войне с хазарами, так как она была проиграна русами.
Гумилёв прав: русы и хазары договорились, и были взаимосвязаны. Ведь Ибн Русте говорит:
Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окружённом озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр от того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян.
На торговый союз русов, евреев и Хазарии указывает и Ибн Хордадбех. Он ничего не говорит о подчинении русов хазарам, и указывает лишь на десятину, которую платили купцы-русы в Хазарии.
Что это значит? Это значит, что между хазарами и варягами возникло взаимовыгодное сотрудничество — варяги захватывали славян в рабство и продавали их, в качестве рабов, в Хазарию. Иного выхода у варягов и не было: мировая торговля была в то время монополией евреев — раданитов. Тогдашние пути работорговли из Европы на рынки в мусульманскую Испанию и на Ближний Восток были в руках евреев.
Варяги-русы не могли обойти эту монополию.
Для хазар же, союз с варягами был выгоднее дани со славян, так как рабы стоили заведомо больше белок. Кроме того, хазары предложили варягам совершать совместные походы против народов Южного Каспия, что для хазарского царя было очень важно, так как его главной угрозой был ислам.
Варяги не были, как думает Гумилёв, вассалами Хазарии. Походы на Каспий были взаимовыгодны, трофеи делились напополам между русами и царём Хазарии.
Таким образом, русы отправлявшиеся в походы на Каспий через Хазарию с конца IX по начало X вв. были не походами вассалов, как думал Гумилёв, а походами наёмников. Наёмники широко применялись в Хазарии, поэтому не обязательно связывать появление русов в хазарской армии как обязательно призыв вассалов. Это могли быть наёмники. На это указывает Масуди, когда говорит о разделе трофеев между русами и хазарами.
Война между русами и хазарами действительно произошла, её дата примерно известна — 913/914 годы.
Предыстория войны следующая (по рассказу Масуди): около 913 года флот русов из 500 кораблей, каждый из которых вмещал по 40-100 воинов, вошёл в Керченский пролив, находившийся под контролем хазар. Русы связались с хазарским царём, попросив у него разрешения пройти по Волге в Каспийское море, предложив за это половину будущей добычи. Хазарский царь согласился.
Русы через Дон переправились на Волгу, откуда спустились вниз до Каспийского моря. Затем русы обрушились на мусульманские страны Южного Каспия — нападению подверглись Гилян, Дейлем, Табаристан, Абаскун Арран и Ширван.
Затем русы вернулись в Итиль, к хазарскому царю, которому вручили его долю добычи. И здесь произошло неожиданное для русов: хазарская гвардия Ал-ларисия, состоявшая из мусульман, потребовала мести за единоверцев. Царь не смог ей помешать, но успел предупредить русов об опасности. Русское войско сошлось в битве с мусульманами (15 тысяч всадников), к которым присоединились и местные христиане, в сражении на суше. Битва длилась 3 дня, в итоге удалось уйти на кораблях вверх по Волге 5 тысячам русов. Остатки русов, бросив корабли, сошли на берег в стране буртасов (западный берег в Среднем Поволжье), где их окончательно истребили буртасы и волжские булгары (подвластные Хазарии).
Всего было убито 30 тысяч русов(?).
Хазарский царь, который в то время правил Хазарией был Аарон II.
Рассказ Масуди странен во многих отношениях. Походы русов на Каспий явно в союзе с хазарами совершались между 864 и 884 годов, затем в 909-910 годах, да и разве не понимали хазарские мусульмане, куда русы направлялись? Почему же они допустили их вторжение на Каспий? Рассказ Масуди преувеличивает роль и самостоятельность хазарских мусульман в хазарской армии.
Представляется ясным, разгром русов был хорошо подготовлен и обдуман. Решение атаковать русов явно исходило от хазарского царя.
Крайне странно, почему же хазарский царь, использовавший русов против мусульман Прикаспия, их атаковал, по сути атаковал собственных наёмников.
Гумилёв предположил две версии причин поступка хазар: во-первых, у хазар будто бы был обычай казнить проигравших воинов. Во-вторых, русы, по мнению Гумилёва, разорили союзников хазарского царя. Хазарский царь, утверждает Гумилёв, послал русов против дейлемитов, а те напали на Саджидов, будто-бы союзных Хазарии. Вся война, считал Гумилёв, произошла из-за того, что дейлемиты якобы оборвали торговый путь из Хазарии в Халифат.
Гумилёв сам себе противоречит (цитата относится к иудейскому периоду), так как в другом месте пишет, что «походы русов на Гилян и в Азербайджан совершились благодаря поддержке иудео-хазарского правительства, снабжавшего флот лоцманами и пригодными кораблями». Да и как могло быть иначе: посылая русов против своих врагов, хазарский царь обязательно должен был дать инструкции, корабли и лоцманов, а значит, русы не могли были ошибиться. Гумилёв не прав и в том, что суннитский ислам и Халифат были союзниками хазар. Ислам был серьёзной угрозой для хазарского царя. Недаром, хазары не пропустили мусульманских учёных нести ислам в Булгарию, — Ибн Фадлану пришлось огибать Хазарию.
Более того, Ибн Фадлан пишет о хазарах вещи, которые исключают дружбу между Халифатом и Хазарией:
Все хазары и их царь иудеи, а «славяне» [булгары] и все, кто соседит с ними, [находятся] у него в покорности, и он обращается с ними как с находящимися в рабстве, и они повинуются ему с покорностью. Некоторые считают, что хазары — это Гог и Магог.
Это определение мусульманского учёного, посла Халифата звучит совершенно враждебно по отношению к хазарам. Поэтому для хазар не было хороших или плохих мусульман. Никакой ошибки русы не совершили — они ударили по тем народам, по которым им и указали ударить хазарские советники. Почему же тогда хазарский царь решил уничтожить войско русов? Видимо, Аарон понял, что война с русами неизбежна, и решил нанести удар первым. Кроме того, ему хотелось не только захватить все трофеи, но и выставить Хазарию защитником стран ислама от русов. Хазарский царь понял — русы становятся слишком сильным народом, и что лучше ударить по ним первым. Началась война, в которой основные силы русов были уничтожены в самом начале. Руси. В 913 году вспыхнуло восстание древлян, подавленное в 914 году, а в 915 году печенеги, вероятно союзники хазар, произвели набег на Русь.
По мнению С.Э Цветкова и В.В. Кожинова, во время битвы хазар с русами погиб сын Олега Вещего — некий князь Олег II (Вольга Олегович).
Удар, который нанёс русам Аарон II, был очень сильным — с 913 года по 939 год русы не могли отомстить за разгром их войска. Лишь в 939 году русы собрались с силами для нападения на Хазарию в союзе с Византийской империей. В это время Хазарией правил царь Иосиф. Около 939 года Хельгу, царь русов, захватил хазарскую заставу на Таманском полуострове — Самкерц. Прибывший вскоре хазарский наместник Песах освободил город. Не застав там русского войска, он подверг грабежу крымские владения Византии, истребляя на своём пути христианское население. Хазары взяли три города, множество деревень и затем осадили Херсонес. Песах настиг дружину Хельга и одержал над ней полную победу. По условиям мира русы обязались совершить поход на Византию в 941 году, а заем на Каспий в 943 году. Если походы русов на Каспий по 913 год можно считать наёмничеством, то походы против Византии и на Каспий в 941-943 годах носили уже вассальной повинностью на службе хазар.
Около 950-960 годах хазарский царь Иосиф в письме к сановнику Кордовского халифата Хасдаю ибн Шафруту отметил, что ведёт с русами «упорную войну», не пуская их в море и по суше к Дербенту, иначе они, по его словам, могли бы завоевать все исламские земли до Багдада. Следовательно, господство хазар над Русью было недолгим, возможно оно закончилось уже в 944 году, когда между Русью и Византией был составлен новый договор (если чёрные болгары этого договора означают хазар, то договор составлен против Хазарии).
Около 965 года русский князь Святослав Игоревич совершил решительный поход на Хазарию, уничтоживший её государственность:
В год 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.
Русские действовали в союзе огузами, а возможно, и с византийцами. В результате, Тмутаракань и Белая Вежа отошли в состав Киевской Руси, а волжская Хазария перешла под власть Хорезма и исламизировалась.
Хазарское иго (703-969)

Каким же было это пресловутое «Хазарское иго», по мнению писателей и некоторого числа историков и псевдоисториков? В их глазах Хазария огромное, сильное государство, на пике своего могущества попавшее под власть евреев-рахдонитов, клана работорговцев, опутавших своими сетями Европу и Азию от Франции до Китая. Каганат имеет множество данников, которыми он правит сея вражду между ними и постоянно натравливая друг на друга. Особенно тяжело приходится племенам восточных славян, им приходится платить хазарам жуткую дань, хазарские сборщики забирают каждый год по белой девице из дома. А если кто то из славян в конец отчаявшись, поднимает восстание, оно жестоко подавляется с помощью гвардии, состоящей из наемников-мусульман.
Все изменилось с появлением русов. Как только Великий
князь Олег Вещий обосновался в Киеве и назвал его матерью городов русских, он тут же принялся освобождать славянские племена от жуткого ига. Северяне, радимичи и наконец вятичи, всех освободил Вещий князь. Игорь Рюрикович, преемник Олега с хазарами не воевал, ему других дел хватало, зато его сын Святослав нанес Хазарии сокрушительный удар и с тех пор она существует лишь в исторической памяти.
Так выглядят отношения Хазарского каганата со славянами в глазах публицистов и авторов художественных книг на исторические темы. Особенно популярно это мнение о Каганате среди последователей, так называемого «родноверия». Но на чем же кроме фантазии, основывается утверждения о жутком угнетении восточных племен славян, хазарами? А подтверждением является одна единственная фраза из Радзивиловской летописи. Там действительно написано, что хазары брали по «белой девице» от дыма и даже картинка соответствующая есть. Беда, в том, что в остальных летописях имеется другая информация. Согласно всем источникам хазары собирали со славян по: «щелягу с плуга», «серебряной монете и белке от дыма», «белой веверице от дыма», «белой векше». Как видите, ни о каких девицах речи не идет.
Однако у «родноверов» и «неоязычников» есть этому объяснение. Оказывается дело в заговоре летописцев-христиан против язычества. В принципе новые приверженцы старых Богов объясняют таким способом очень многое. Если их теориям отсутствует подтверждение в источниках или не дай Бог в этих источниках содержится прямо противоположная информация, по мнению «неоязычников» это означает заговор христиан, или мусульман, или иудеев или всех сразу. Вот и в данном случае летописцы, которые все были христианскими монахами, сознательно скрыли правду о зверствах хазар в славянских землях. Сам подумайте, разве могли правители державы живущей исключительно ради выгоды, готовые на все ради прибыли, удовлетворится всего лишь беличьими шкурками? Причем по одной штуке «с дыма», то есть с семьи, состоящей из пары десятков человек. Это же просто смешно.
Но давайте рассуждать логически. Чего ради летописцам выгораживать хазар? Ведь летописи писали христиане, а Хазарским каганатом управляли иудеи. Надо ли напоминать, какие отношения между христианством и иудаизмом? Да и зачем тогда вообще писать, что поляне, северяне, радимичи и вятичи платили Каганату дань? Записали бы что славяне и хазары были добрыми соседями и союзниками, уж выгораживать так выгораживать. Тем более, что первая из известных летописей писалась в двенадцатом веке, когда Хазария уже двести лет как стала историей и живых свидетелей отношений славян с хазарами не осталось. Между прочим, про то как глумились над славянами авары(обры) летописец написать не постеснялся, а про то как хазары забирали девиц почему то писать не стал.
Кроме того, стоит иметь ввиду что Радзивилловскую летопись писал ведь тоже не язычник, почему же он писал «правду»? Не знал о заговоре? А может просто ошибся, написав вместо «белой веверицы» «по белой девице». Такая простая мысль в некоторых головах видимо не укладывается. На ошибку указывает и словосочетание «белая девица». Почему именно «белая», ведь черных или каких то еще девиц в землях будущей Руси не проживало. Если же автор хотел подчеркнуть, что хазары забирали самых красивых девушек, то в этом случае он употребил бы выражение «красна девица».
С другой стороны, лично мне кажется, что дань в размере одной беличьей шкурки с семьи, действительно какая то символическая. Мех белки один из самых дешевых. На Руси, где металлических денег было не так много, вместо них использовались меховые шкурки или даже отдельные кусочки. Белка в этом случае была номинальной платежной единицей. Во многих летописях говорится, что славяне платили хазарам по белой веверице или белой векше. Векшей (векшицей) и веверицей в Древней Руси звали ту же белку, вот только почему «белой»? Белые белки иногда в природе встречаются, но все таки подавляющее большинство белок в русских лесах красные летом и серые зимой. Все встает на свои места, если вспомнить, что «векшей» в те времена называли не только белку, но и мелкую серебряную монету. То есть хазары брали с каждого дома (семьи) по серебряной монете, что, между прочим, не так уж мало. Те же, кто не имел денег, могли заплатить «меховым аналогом», теми же белками. Впрочем, это только мое расположение.
Есть еще один аргумент, в пользу того, что никакими девицами хазары дани не брали и он напрямую связан с вопросом освобождения угнетенных племен от жуткого «ига хазарского», Вещим Олегом.
Представьте, что некое племя, допустим северяне, уже где то лет сто томятся под жестоким игом хазарского племени. И тут с востока, во главе могучей дружины появляется Великий
князь Олег и заявляет, что больше хазарам вы не платите, а если, что он, Великий князь вас защитит. Как, по вашему воспримет эту новость освобожденное племя. Наверное, будет ликовать, носить освободителей на руках и будет готово ради них на все.
Но в летописи описаны совсем другие события. Начнем с того что захватив Киев, Олег в первую очередь обратил внимание на древлян, которые дань никому не платили и в освобождении не нуждались. Тем не менее Вещий князь покорил их силой оружия и заставил платить дань, по черной кунице (вероятно соболе) «с дыма». Один из видных деятелей движения родноверов, Лев Прозоров, в одной из своих книг писал, что таким образом, князь обезопасил свой тыл, прежде чем заняться освобождением восточных племен. Но тогда получается, древляне могли ударить в тыл, тем, кто пришел освобождать и объединять славян. А как же братство людей одной веры и одного языка? Неужели древляне были такие несознательные? Хотя они, скорее всего, просто не читали Прозорова. Но, дальше еще интереснее. Летописец, описывая поход Олега в земли северян, нигде не употребляет слово «освободил», он пишет, что князь ПОБЕДИЛ северян. То есть освободителю оказали вооруженное сопротивление. Неужели северянам хазарское рабство дороже свободы или им Великий князь не нравился. Олег же «освободив» северян, таким своеобразным образом…наложил на них дань. Очевидно поняв, что благодарности от них не дождешься. Про то чтобы сопротивление войску Олега оказывали радимичи, летописец не упоминает, но дань наложили и на них. И тут возникает еще один интересный момент, автор «Повести временных лет», пишет что на «освобожденные» племена наложили дань легкую, в то время как древляне платили куда больше. Почему такая несправедливость? Все объясняется информацией из других летописей, где сказано, что дань, которую Олег наложил на северян и радимичей была такой же, как и та, что они давали хазарам. Из этого мы можем сделать несколько выводов. Во первых вряд ли Великий князь брал дань девицами, а значит не платили таким образом и хазарам. Во вторых раз северяне оказывали сопротивление Олегу, значит, не так уж они были и рады его приходу и освобождению. Потому и дань он им не стал увеличивать, дабы не возникла у «освобожденных» мысль вернуться под руку Великого кагана. Если бы северянам и радимичам приходилось бы отдавать ежегодно в рабство своих юных соплеменниц, они тому, кто освободил их от такой участи, готовы были бы заплатить и по десять черных куниц. А вместо этого «освободителей» встретили с оружием в руках.
Между прочим, в летописях нет ни слова о том, что освобождая северян и радимичей, Олег сталкивался с войском хазар. Там вообще нет сведений о нападении войск Хазарского каганата на земли будущей Руси. Опять заговор летописцев? Но такой информации нет ни в арабских, ни в персидских, ни в византийских источниках. Неужели заговор против русского язычества носит общемировой характер? Или арабы и византийцы ничего не знали о том, что происходит в далеких землях славян? Ничего подобного про славян и русов пишут и византийские и арабские хронисты. Причем в арабских источниках есть интересная легенда, согласно которой Рус и Хазар оказываются…братья. Это конечно легенда, но есть например сведения о том, что русы торгуют с хазарами продавая им… захваченных в плен славян. Из всего этого можно сделать вывод, что во первых восточные и византийские хронисты какое то представление о славянах, руссах, а особенно о хазарах имели. Во вторых в глазах, например арабов русы и хазары вовсе не были непримиримыми врагами. Поэтому о каких то завоевательных или карательных походах хазарских войск в славянские земли, нет никаких письменных свидетельств, скорее всего по той причине что их, походов попросту не было.
Из всего выше изложенного следует вывод, что славянские племена вовсе не страдали под хазарским гнетом, а находились в вассальной зависимости, что в те времена было нормальным явлением. И не горели они желанием, чтобы их освободили. Да и Олег, как и последующие русские князья не горел идеей освобождения угнетенных славянских племен. Великий князь создавал собственную державу, покоряя, в том числе и совершенно независимые племена. В случае с северянами и радимичами, он попросту «отжал» у Хазарского каганата данников, в собственную пользу. Причем сделал он это, подгадав удачный момент, ведь стоит заметить, что хазары не объявили ему войну, не организовали военного похода. Хотя казалось бы одержимые жадностью рахдониты, правящие Каганатом, должны бы ли бы озаботиться возвращением данников. Поскольку во первых теряли прибыль, во вторых другие племена могли взять с северян и радимичей пример. Однако действия Олега остались без военного ответа и на то были серьезные причины.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов