первое упоминание БЕЛОЙ РУСИ. суперский трактат 13-го века.
«ОПИСАНИЕ ЗЕМЕЛЬ»
АНОНИМНЫЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII в.
НАЧИНАЕТСЯ ОПИСАНИЕ ЗЕМЕЛЬ
1) 1 Дабы узнать о том, откуда произошел, как рассеялся и какие обычаи имеет народ, именуемый татарами, следует (вначале) отметить, что обитаемая земля разделена на три основные части. Это явствует из различных исторических сочинений. Сыновья Ноя — Сим, Хам и Иафет — по смерти отца заселили их и заполнили своими потомками. Это (во-первых) Азия, принадлежавшая сынам Симовым. Она берет начало у великой реки Ефрат и ограничена восточным океаном. (Затем) Африка. Ею завладели сыновья Хама; начинается она от провинции Сирии и гор Амана и Либана, а к концу подходит там, где заход во время зимнего солнцестояния. (Потом) Европа, также называемая областью севера. Ее получили сыновья Иафета.
(2) 2 Начинается она от сицилийских и сирийских гор Тавр и Аман и простирается между востоком летнего солнцестояния и северной стороной тех краев, где расположена земля татаров Монгол, что прояснится из дальнейшего. (Далее она) направляется к океану (в стороны) летнего и пасхального захода и заключает в себе западную церковь.
(3) 3 Сама эта часть, то есть Европа, по мнению некоторых также разделяется надвое, то есть на церковь восточную и западную. Западная начинается от Италии включительно.
(4) 4 С нею на севере, через море Венетийское, соседит земля унгаров. Ее населяют славы, ранее называвшиеся хунами, а после, войдя в центр ее, завладели ею хунгары. В ней некогда было пастбище римлян.
(5) 5 К Хунгарии присоединяется с северной стороны часть восточной Польши, за которой следует Прусция, также с севера омываемая пресным морем. Ее обращение началось благодаря богоугодному мужу Кристиану, первому епископу той земли, из ордена цистерцианского, причем без меча, но через благодать крещения.
(6) Отсюда на западе расположена большая часть Польши, называемая Померания, с ее северной стороны — морское побережье.
(7) 7 А с востока, по направлению к Руссии, к ней же примыкает Йетвезия. Я с товарищем начал ее крестить. За Прусцией следует Замбия на севере, там тот же язык; приблизительно на севере она выходит к морю. [218]
(8) 8 Пятый король богемцев Примиций, который ныне правит, принял крест и лично с помощью большого войска подчинил ее владычеству христиан, и одному вождю названной земли, восприяв его из священной купели, дал свое имя. Было это в моем присутствии, то есть в первый год понтификата господина Александра IV.
(9) 9 Они, как и прутены, за богов почитали особые рощи. Усердно следовали гаданиям. А мертвых с конями, оружием и лучшими платьями сжигали, веря, что смогут всем этим и прочим, что сжигается, пользоваться в будущей жизни.
(10) 10 К Замбии присоединяется Курляндия, которая изгибается к северу и омывается морем с южной, а также западной стороны. С восточной же стороны располагается земля язычников, называемая Самоита. Без меча там никогда не проповедовали.
(11) 11 А от нее на восток — граничащая с Русцией земля Лектавия. Ее первый король Мендог принял крещение. В бытность мою там он короновался, и, принимая от Римского престола свое королевство, оставил своим потомкам поступать так же, только бы они не меньшее усердие прилагали для свершения такого дела.
(12) 12 Упомянутые Лектавы, Йетвезы и Налсаны с легкостью крестятся, потому что христианские няньки их выращивают с колыбели. Так что мы сможем в безопасности среди них пребывать.
(13) 13 За Курляндией на севере следует Ливония. Там архиепископ с семью епископиями, из коих четыре в Пруссии и три в Ливонии. В эту страну купцы принесли начало ее спасения. Гонимые бурей, они попали в большую реку, которая называется Дуна и которая течет из областей Русции. И увидели народ простой и незлобивый. Осторожно и не торопясь они получили согласие на то, чтобы воздвигнуть на острове упомянутой реки изгородь из камней вокруг небольшого двора, дабы ни волки, ни разбойники не тревожили по ночам ни их самих, ни скот, в тех местах ими приобретенный. И, приготовив цемент, начали (возводить) достаточно прочный замок. А видевшие сие местные жители говорили так: «Позволим этим людям воздвигнуть камни, а когда дело будет закончено, обвяжем крепчайшими канатами, запряжем в них быков и лошадей и в одно мгновение все опрокинем на землю». Когда же с названным снаряжением явились, и оказалось, что много своих людей потеряли от стрел противника, то посовещались и заключили с купцами вечный мир. И таким образом христиане стали там распространяться.
(14) 14 К этой земле примыкает Хестония, более отклоняясь к северу, она расположена под Арктуром. С южной стороны она также омывается морем. С западной стороны за ней следует Бирония.
(15) После к ней же примыкает королевство Швеция, как с юга, так и с запада; оно отклоняется в сторону севера и летнего заката. И затем сразу же будет королевство Норвегия, оно простирается как в направлении севера, так и на северо-запад.
(16) 16 Человеку неопытному нелегко поверить, сколь велика протяженность этого королевства в длину и ширину, особенно если [219] учесть, что в ее крайней области, близ северной стороны летнего заката, от середины мая до примерно конца июля солнце почти не заходит. Во время летнего солнцестояния кажется, что солнце, взойдя из самого моря-океана в северной стороне, проделывает посреди ночи путь в своем зодиаке подобно тому как Альпы в воздух поднимаются, или же на высоте одного стадия, если бы такое можно было измерить в воздухе.
(17) В северной части этой страны высочайшие горы, поросшие лесами. Там изобилие проворнейших белых оленей, которых лучше ловить силками нежели собаками. В этой части страны нет ядовитых гадов. Там много китов, это такой вид рыбы, они, если начнется шторм, вцепляются своими разросшимися зубами в каменную скалу, а когда море неожиданно отступает, эти зубы по причине китовой тяжести вырываются.
(18) 18 Также в ней расположены два отдаленнейших острова, к западу и северу. Там холодно, и люди из-за отсутствия древесины обычно разводят огонь из разных костей рыб и животных, обмазывая их рыбьим жиром. У них принято иметь много овец и скот.
(19) 19 Кроме того, в северной части названной страны есть остров, открытый в наши времена. Плавание туда и обратно на двойном корабле занимает около пяти лет. Этот остров обширен, там весьма много народу, однако язычников. В песке рек, а также моря, находят в больших количествах лучшее золото. Они в летнее время не знают ночной темноты, зимою же света лишены совершенно. Однако около Рождества Господня, как (говорит) тот, кто там два года пробыл и кто до сих пор живет в королевстве Дания, все там слабым светом надземной зари с севера чудесным образом освещается.
(20) 20 Удостоверено, что к югу от названной Норвегии помещаются острова Англия и Скоция. Иберния же располагается между, югом и летним закатом. Отсюда очевидно явствует, как и земля Святого Якова Испания и Провинция расположены, а также каким образом наша западная церковь находится между Средиземным морем и вышеназванными землями, причем из нее не исключены христианские острова моря.
(21) 21 Восточная же церковь начинается от Греции, либо Сервии, которая названа так потому, что служила Греции. Она от рода славянского, включает в себя Антеварию, и, простираясь через всю Грецию, оканчивается на востоке в горах Скиликии и Сирии, о коих выше было упомянуто.
(22) А простираясь со стороны севера, прилегает к Булгарии. Та же соседит с севера с Русцией. Две эти земли, то есть Сервия и Булгария, с западной стороны прилегают к королевству хунгаров.
(23) 23 Прусция же, касаясь части Хунгарии, одной границей, идущей на север, примыкает к Полонии, Йетузии, Латувонии, затем (граница) направляется между севером и летним закатом, проходя Лецию, Ливонию и Эстонию. И так дотягивается до запада, до язычников карилов, которые граничат с королевством нортманнов. [220]
(24) 24 Упомянутые карилы — лесные люди, очень грубые. Завидя приближающихся гостей-чужеземцев — например, купцов — тотчас же уходят со всей семьей в лес. Гости же могут свободно пользоваться всем, что найдут в домах, ничего, однако, с собою не унося. А вот если унесут с собой разные шкуры, которых там изобилие, а те, вернувшись домой, это приметят — тогда сразу же созывают толпу и нападают на тех гостей, как на врагов.
(25) 25 Один из них слушал брата Ваислана, моего товарища, проповедовавшего в Белой Русции, и уговаривал отправиться с ним к указанным карилам, при чем заверял, что тот без сомнения снищет их Богу истинному через крещение и понастроит там церквей сколько пожелает.
(26) Итак, все земли от Русции и Греции включительно, протягивающиеся на восток между нашим Средиземным морем и северным океаном, входят в пределы восточной церкви.
(27) 27 Итак, следует знать, что упомянутое трехчастное членение земли должно рассматривать, учитывая (расположение) средоточия всей земли, где и пророки проповедовали, и Господь в середине ее послужил спасению многих. Это — Святая Земля.
(28) 28 В ее северной, которая также называется Европой, обитали пятнадцать поколений Иафета сына Ноя, как гласят истории. Пророк Иезекииль открывает (нам), что от их корня в конце времен произойдет народ наихудший и жестокий, то есть Гог и Магог, и говорит в гл. 38: «Сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог» и далее: «Не так ли? в тот день, когда народ Мой, Израиль, будет жить безопасно и ведая? И пойдешь с места твоего, от пределов севера, — ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное, в последние дни» и тому подобное.
(29) 29 Об этом говорит мастер Гуго, что два народа согласно Писанию грядут со стороны севера, чтобы в конце времен покарать неверных, как и верных. Пока же представляется неопределенным, эти самые придут или другие.
(30) Определенно же (известно) то, что из тех мест никогда прежде, при том что прошли (многие) века, такая масса народу не выходила, и на разные части света не нападала без устали и с таким многочисленным войском. Впрочем, теперь я о татарах и о том, как они появились, вкратце поведаю.
(пер. Л. С. Чекина)
Текст воспроизведен по изданию: "Описание земель". Анонимный географический трактат второй половины XIII в. // Средние века, Вып. 56. 1993
© текст - Чекин Л. С. 1993
© OCR - Прудковских В. В. 2002
© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Средние века. 1993