Новейшее времяРеволюция и культура

1914 год и далее без остановок
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 25
Всего сообщений: 6989
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
Поблагодарили: 182 раза
Революция и культура

Сообщение Gosha » 10 янв 2018, 16:42

«В 1917—1919 годах Горький, прохладно воспринявший Февральскую и Октябрьскую революцию, вёл большую общественную и правозащитную работу, критиковал методы большевиков, осуждал их отношение к старой интеллигенции, спасал ряд её представителей от репрессий большевиков и голода. Вступался за низложенных Романовых, над которыми повсеместно глумились стихийно собирающиеся толпы. Не найдя подходящей трибуны для выражения самостоятельной позиции, Горький 1 мая 1917 года начал издавать газету «Новая жизнь» на гонорары, полученные за издание книг в издательстве «Нива», и на займы банкира, владельца банка «Груббе и Небо» Э. К. Груббе.

Нижеследующая статья напечатана в журнале «Летопись», все остальные — в Петроградской газете «Новая Жизнь», издаваемой под редакцией М. Горького с Апреля, 1917 года.

Изображение
Буревестник Революции о культуре!

Русский народ обвенчался со Свободой. Будем верить, что от этого союза в нашей стране, измученной и физически, и духовно, родятся новые сильные люди. Будем крепко верить, что в русском человеке разгорятся ярким огнём силы его разума и воли, силы, погашенные и подавленные вековым гнётом полицейского строя жизни. Но нам не следует забывать, что все мы — люди вчерашнего дня, и что великое дело
возрождения страны в руках людей, воспитанных тяжкими впечатлениями прошлого в духе недоверия друг к другу, неуважения к ближнему и уродливому эгоизму. Мы выросли в атмосфере «подполья»; то, что мы называли легальной деятельностью, было, в сущности своей, или лучеиспусканием в пустоту, или же мелким политиканством групп и личностей, междоусобной борьбой людей, чувство собственного достоинства которых выродилось в болезненное самолюбие.

Живя среди отравлявших душу безобразий старого режима, среди анархии, рождённой им, видя, как безграничны пределы власти авантюристов, которые правили нами, мы — естественно и неизбежно — заразились всеми пагубными свойствами, всеми навыками и приёмами людей, презиравших, нас, издевавшихся над нами. Нам негде и не на чём было развить в себе чувство личной ответственности за несчастья страны, за её постыдную жизнь, мы отравлены трупным ядом издохшего монархизма.

Публикуемые в газетах списки «секретных сотрудников Охранного отделения», — это позорный обвинительный акт против нас, это один из признаков социального распада и гниения страны, — признак грозный. Есть и ещё много грязи, ржавчины и всяческой отравы, всё это не скоро исчезнет; старый порядок разрушен физически, но духовно он остаётся жить и вокруг нас, и в нас самих. Многоглавая гидра невежества, варварства,
глупости, пошлости и хамства не убита; она испугана, спряталась, но не потеряла способности пожирать живые души.

Не нужно забывать, что мы живём в дебрях многомиллионной массы обывателя, политически безграмотного, социально невоспитанного. Люди, которые не знают, чего они хотят, — это люди опасные политически и социально. Масса обывателя ещё не скоро распределится по своим классовым путям, по линиям ясно сознанных интересов, она не скоро организуется и станет способна к сознательной и творческой социальной борьбе.
И до поры, пока не организуется, она будет питать своим мутным и нездоровым соком чудовищ прошлого, рождённых привычным обывателю полицейским строем.

Можно бы указать и ещё на некоторые угрозы новому строю, но говорить об этом преждевременно да, пожалуй, и нецензурно. Мы переживаем момент в высшей степени сложный, требующий напряжения всех наших сил, упорной работы и величайшей осторожности в решениях. Нам не нужно забывать роковых ошибок 1905-1906 годов, — зверская расправа, последовавшая за этими ошибками, обессилила и обезглавила нас на
целое десятилетие. За это время мы политически и социально развратились, а война, истребив сотни тысяч молодёжи, ещё больше подорвала наши силы, подорвав, под корень экономическую жизнь страны. Поколению, которое первым примет новый строй жизни, свобода досталась дёшево; это
поколение плохо знает страшные усилия людей, на протяжении целого века постепенно разрушавших мрачную крепость русского монархизма. Обыватель не знал той адовой, кротовой работы, которая сделана для него, — этот каторжный труд неведом не только одному обывателю девятисот уездных городов российских.

Мы собираемся, и мы обязаны строить новую жизнь на началах, о которых издавна мечтали. Мы понимаем эти начала разумом, они знакомы нам в теории, но — этих начал нет в нашем инстинкте, и нам страшно трудно будет ввести их в практику жизни, в древний русский быт. Именно нам трудно, ибо мы, повторяю, народ совершенно невоспитанный социально, и также мало воспитана в этом отношении наша буржуазия, ныне идущая к власти. И надо помнить, что буржуазия берёт в свои руки не государство, а развалины государства, она берёт эти хаотические развалины при
условиях, неизмеримо более трудных, чем условия 1905 – 1906 года. Поймёт ли она, что её работа будет успешна только при условии прочного единения с демократией, и что дело укрепления позиций, отнятых у старой власти, не будет прочно при всех иных условиях?

Несомненно, что буржуазия должна поправеть, но с этим не нужно торопиться, чтобы не повторить мрачной ошибки 1906 года. В свою очередь, революционная демократия должна бы усвоить и почувствовать свои общегосударственные задачи, необходимость для себя принять деятельное участие в организации экономической силы страны, в развитии производительной энергии России, в охране её свободы от всех посягательств извне и изнутри. Одержана только одна победа — завоёвана политическая власть, предстоит одержать множество побед гораздо более трудных, и, прежде всего, мы обязаны одержать победу над собственными иллюзиями.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
Аватара пользователя
ValentinK
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 981
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: диплом по спец-ти прикладная математика
Откуда: Rostov-on-Don
Поблагодарили: 64 раза
Возраст: 43
Re: Революция и культура

Сообщение ValentinK » 10 янв 2018, 17:43

А чего? Калибр Магнум - это тоже культура.
Белые бандиты против красных дьяволят - новая культура Волка и Зайца из Ну Погоди.
Главное, чтобы были спорные моменты и чтобы они боролись за доминацию.
Белые ретрограды и красные ретрограды встречаются в малине, играют в бильярд.
Но у них разные интересы и разные источники дохода.
Но и те и другие нужны для развития сюжета.
Партия злодея-вора, партия добряка-чекиста, партия благородного вора и партия красного палача.
latin alphabet - Indoeuropean - black prince - universal signatires - think positive!

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 25
Всего сообщений: 6989
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
Поблагодарили: 182 раза
Re: Революция и культура

Сообщение Gosha » 10 янв 2018, 17:55

Изображение
Мы опрокинули старую власть, но это удалось нам не потому, что мы — сила, а потому, что власть, гноившая нас, сама насквозь прогнила и развалилась при первом же дружном толчке. Уже одно то, что мы не могли так долго решиться на этот толчок, видя, как разрушается страна, чувствуя, как насилуют нас, уже одно — это долготерпение наше свидетельствует о нашей слабости. Задача момента — по возможности прочно
укрепить за собою взятые нами позиции, что достижимо только при разумном единении всех сил, способных к работе политического, экономического и духовного возрождения России.

Лучшим возбудителем здоровой воли и вернейшим приёмом правильной самооценки является мужественное сознание своих недостатков. Годы войны с ужасающей очевидностью показали нам, как мы немощны культурно, как слабо организованы. Организация творческих сил страны необходима для нас, как хлеб и воздух. Мы изголодались по свободе и, при свойственной нам склонности к анархизму, легко можем пожрать свободу, — это возможно. Немало опасностей угрожает нам. Устранить и преодолеть их возможно только при условии спокойной и дружной работы по укреплению нового строя жизни.

Самая ценная творческая сила — человек: чем более развит он духовно, чем лучше вооружён техническими знаниями, тем более прочен и ценен его труд, тем более он культурен, историчен. Это у нас не усвоено, — наша буржуазия не обращает должного внимания на развитие продуктивности труда, человек для неё всё ещё, как лошадь, только источник грубой физической силы. Интересы всех людей имеют общую почву, где
они солидаризуются, несмотря на неустранимое противоречие классовых трений: эта почва — развитие и накопление знаний. Знание — необходимое орудие между классовой борьбы, которая лежит в основе современного миропорядка, и является неизбежным, хотя и трагическим моментом данного периода истории, неустранимой силой культурно-политического развития; знание — это сила, которая, в конце концов, должна привести
людей к победе над стихийными энергиями природы и подчинению этих энергий общекультурным интересам человека, человечества.

Знание должно быть демократизировано, его необходимо сделать всенародным, оно, и только оно, — источник плодотворной работы, основа культуры. И только знание вооружит нас самосознанием, только оно поможет нам правильно оценить наши силы, задачи данного момента и укажет нам широкий путь к дальнейшим победам. Наиболее продуктивна спокойная работа. Силой, которая всю жизнь крепко держала и держит меня на земле, была и есть моя вера в разум человека. До сего дня русская революция в моих глазах является цепью ярких и радостных явлений разумности.

Особенно мощным явлением спокойной разумности был день 23-го марта, день похорон на Марсовом поле. В этом парадном шествии сотен тысяч людей впервые и почти осязательно чувствовалось — да, русский народ совершил революцию, он воскрес из мёртвых и ныне приобщается к великому делу мира — строению новых и всё более свободных форм жизни! Огромное счастье дожить до такого дня! И всей душой я желал бы русскому народу вот так же спокойно и мощно идти всё дальше, всё вперёд и выше, до великого праздника всемирной свободы, всечеловеческого равенства, братства!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
ValentinK
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 981
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: диплом по спец-ти прикладная математика
Откуда: Rostov-on-Don
Поблагодарили: 64 раза
Возраст: 43
Re: Революция и культура

Сообщение ValentinK » 10 янв 2018, 19:10

Пролеткульт - это, конечно, и М.Горький и соцреализм.
Кино про трактористов и про поднятую целину (это будет позже, при развитом социализме.)
Но классика в столице не умерла - есть и опера и балет.
Это не считая ретроградов, танго и диксиленда.
latin alphabet - Indoeuropean - black prince - universal signatires - think positive!

Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 824
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
Поблагодарили: 108 раз
Re: Революция и культура

Сообщение Евелина » 11 янв 2018, 06:56

ValentinK:
10 янв 2018, 19:10
Пролеткульт - это, конечно, и М.Горький и соцреализм.
Кино про трактористов и про поднятую целину (это будет позже, при развитом социализме.)
Но классика в столице не умерла - есть и опера и балет.
Это не считая ретроградов, танго и диксиленда.
кстати сказать революции вызывают культурный взрыв .
Смена ценностей сменяет культурные традиции.

Например во Франции в период Французско революции начался новый этап в развитии искусства.
Композиторами Керубини, Госсеком создавались революционные гимны, великим художником Давидом были написаны картины на патриотическую тематику, в театрах ставились пьесы с революционным содержанием, которые были написаны Мари-Жозефом Шенье, а также другими драматургами, которые служили революции. Выдающиеся композиторы и художники активно участвовали в оформлении и организации революционных народных празднеств.

Революционное правительство умело использовало агитационную силу искусства. Выдвигается требование «довести его до хижин» - сделать достоянием народа. Создаются музеи искусства Франции. Новое, революционное искусство развивалось в упорной борьбе с Королевской Академией, которая в 1793 г. была упразднена по постановлению Конвента.

В России после Революции тоже начинается культурный взрыв.
Вместо сладкого Вертинского звучат яростные гимны....стихи Маяковского и Блока.
Динамичная скульптура сменяет застой прошлого.
В оформлении революционных праздников принимали участие такие зудожники как Петров-Водкин, Кустодиев, Е. Лансере, С. В. Герасимов
Появляются новые художественные объединения:например "Общество московских художников",куда вошли художники Петр Кончаловский, Илья Машков, Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Осмеркин, Сергей Герасимов, Николай Чернышев, Игорь Грабарь.
Развивается монументальное искусство и т.д.

Идейно-художественный переворот произошел в Латинской Америке в период революционного движения.
Новый принцип развивает например чилийский художник Сикейрос в росписях, созданных в Чили ("Смерть захватчика" в Чильяне, 1941-1942), на Кубе, в Аргентине, в Мексике, и в станковых работах тех лет ("Рыдание", 1939, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

В подъеме мексиканской монументальной живописи и графики ярчайшим образом воплотилась заинтересованность революционного, демократического искусства в этих массовых видах творчества и та роль, которую передовые мастера сыграли в подъеме в 20-30-х годах.

Вообще,эта тема требует специального разговора,поскольку именно в период революций искусство возносится на новые высоты,решая новые задачи,художники покоряют небывалые вершины выходя на площади и улицы.

Сравните с застойным искусством современного общества потребления.
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 25
Всего сообщений: 6989
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
Поблагодарили: 182 раза
Re: Революция и культура

Сообщение Gosha » 11 янв 2018, 13:21

Евелина:
11 янв 2018, 06:56
кстати сказать революции вызывают культурный взрыв . Смена ценностей сменяет культурные традиции.
Надо же! Если ценности настоящие, то их сменить невозможно, ни при какой революции, если она действительно культурная, культурные традиции, то же не отменишь если они только не безкультурные. Нельзя взять и отменить Пушкина, Лермонтова, Гоголя, тем более заменить их Маяковским и Лебедевым-Кумачом. Культурный взрыв наверняка произошел в брюках комиссара по культуре Луначарского.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 824
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
Поблагодарили: 108 раз
Re: Революция и культура

Сообщение Евелина » 11 янв 2018, 13:50

Gosha:
11 янв 2018, 13:21
Надо же! Если ценности настоящие
а в революциях всегда настоящие ценности:
Свобода, равенство, братство (фр. Liberté, Égalité, Fraternité).

К тому же вы путаете развитие с заменой.
Если появился романтический стиль в искусстве,то он вовсе не заменил собой классический стиль..... и Шекспир существует рядом с Есениным,так же как Моцарт существует рядом с Шостаковичем.
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 25
Всего сообщений: 6989
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
Поблагодарили: 182 раза
Re: Революция и культура

Сообщение Gosha » 11 янв 2018, 14:13

Евелина:
11 янв 2018, 13:50
а в революциях всегда настоящие ценности:
Свобода, равенство, братство (фр. Liberté, Égalité, Fraternité).
Евелина не путайте Божий дар с яичницей! Лозунги это одно, а революционная действительность совершенно другое!

Отправлено спустя 3 минуты 14 секунд:
Евелина:
11 янв 2018, 13:50
К тому же вы путаете развитие с заменой.
Если появился романтический стиль в искусстве,то он вовсе не заменил собой классический стиль..... и Шекспир существует рядом с Есениным,так же как Моцарт существует рядом с Шостаковичем.
Кто это вам подобное сообщил? Шекспир был долек пролетариату, а близкий Есенин был убит и запрещен!

Отправлено спустя 14 минут 35 секунд:
ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА

Интереснейшая Историческая возможно и Философская тема - Пролетарская культура! Советские историки сообщают о повальной безграмотности в Дореволюционной России, о Ликбезе, Ликвидации Безграмотности и тут же говорится о Пролетарской Культуре при наличии в стране 6 миллионов бездомных детей, при всевластии Товарища Маузера, началось создание Ликбезовской Культуры. На площадях говорилось об одном, в домах было другое, а в умах третье.

Поднимая вопрос об отношении Пролеткульта к «буржуазной культуре», мы объективно встаем и перед вопросом об определении критериев классовости культуры как таковой. Этот вопрос встал с особой остротой сразу после Октябрьской революции 1917 года, причем не только перед большевиками, оказавшимися во власти. В кругах философской и литературной интеллигенции также обсуждался, и не раз, вопрос о классовой природе не только грядущей культуры (может быть, новой и чужой), но и той – прежней, которая была захвачена историческим разломом еще накануне Октября 1917-го. Причем обсуждение сущности каждой из этих культур (прежней и грядущей) шло в русле соотнесения таких понятий, как «буржуазная культура и пролетарская». Вопрос ставился даже шире: так все-таки, что стояло за культурой прежней эпохи – культура или цивилизация, и что грядет ей на смену?
В 1919 году на одном из заседаний Вольного философского общества этот вопрос именно так и был задан: «Мы только знаем, что случилось «что-то» в мире, и это «что-то» вылилось в формы социальной революции и потрясло старый фундамент, старые устои. Пошатнулось – что? – цивилизация или культура».
И далее в своем докладе Иванов-Разумник говорил о том, что понятие классовости следует связывать не столько с «культурой», сколько с «цивилизацией». Вот как это звучало в его докладе: «Подходя теперь к вопросу о «пролетарской культуре», я хотел бы сразу сказать: я понимаю, когда говорят «буржуазная цивилизация», «пролетарская цивилизация», но я совершенно не в состоянии понять сочетания понятий, когда речь идет о «буржуазной культуре» или «пролетарской культуре» <…> понятие «цивилизация» является классовым и в то же самое время интернациональным, понятие же «культура» – внеклассовым и в то же самое время народным <…> когда мне говорят о творчестве Пушкина или Льва Толстого, то я чувствую, думаю и знаю, что творчество Пушкина и Льва Толстого идет из глубоких народных корней, что здесь идет речь о культуре не классовой, не дворянской, не буржуазной, а народной».
И далее он делает следующее заключение: «Буржуазия как класс не строила культуры, но строила определенные формы цивилизации, и эта цивилизация была классовой и интернациональной».
И действительно, если подходить к определению культуры с классовой позиции, то в чем в этом случае состоит ее классовость? И вообще, что имеется в виду, когда говорят «классовая культура»? Культура, которая создана в условиях господства того или иного класса? Или культура, которая создана представителями господствующего класса? Или же культура, содержание которой обращено к тому или иному классу?
Вопросов немало.
Если же говорить о пролетарской культуре, то главным становится уже другой вопрос: насколько эта культура является общечеловеческой? И если является, то это значит, что пролетарская культура должна нести в себе все наследие мировой культуры, в противном случае она не может считаться таковой. Эту взаимосвязь по-своему отметил в своем докладе и А. Мейер: «Когда выступают на историческую арену те слои человечества, которые до сих пор в этом делании не участвовали, то им приходится или принять наследие высших господствующих классов, или выйти на «арену» без всякой культуры. Здесь может таиться большая опасность».
Но далее и здесь сразу возникает целый ряд вопросов. Откуда в пролетарской культуре может появиться общечеловеческое содержание? Насколько пролетарская культура связана со всем мировым культурным наследием?
Наряду с этим, вставал и другой вопрос: каково отношение уже самого пролетариата и выступающего от его имени Пролеткульта к культуре «прошлой» эпохи, которая нередко называлась «буржуазной» или «культурой мертвых эпох»?
Этот вопрос в 1920-е годы оставался открытым, выявляя принципиально разные на этот счет позиции. Одна из них, имевшая место в том числе и в кругах Пролеткульта, несла в себе неприятие прошлой культуры, убеждение в ее исторической завершенности и исчерпанности.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 14
Всего сообщений: 824
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
Поблагодарили: 108 раз
Re: Революция и культура

Сообщение Евелина » 11 янв 2018, 15:09

Gosha:
11 янв 2018, 14:31
Евелина:
11 янв 2018, 13:50
а в революциях всегда настоящие ценности:
Свобода, равенство, братство (фр. Liberté, Égalité, Fraternité).
Евелина не путайте Божий дар с яичницей! Лозунги это одно, а революционная действительность совершенно другое!
однако вы говорили об идеалах, а идеалы заключены в данном лозунге французской революции.
Это именно ИДЕАЛЫ - свобода,равенство,братство..
кстати революции всегда приносят идеалы и в этом сила революций.

И в периоды революций наблюдается небывалый взлет культуры и искусства и небывалый расцвет культуры.
Кто это вам подобное сообщил? Шекспир был долек пролетариату, а близкий Есенин был убит и запрещен!
мне сообщили об этом библиотеки и школьные программы, где Есенин уживается с Шекспиром, а Моцарт с Шостаковичем.
То есть появление нового площадного искусства никоим образом не убивает старое, а скорее использует старую школу новыми средствами и способами.
ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА
итак давайте поговорим о пролетарской культуре времен революции и гражданской войны.

Как вы правильно заметили, с грамотностью народа при царе были проблемы,поэтому искусство следовало сделать понятным народу,привлечь к себе народ.
Поэтому на первые роли вышла песня и театр.
Революционные песни были написаны талантливыми композиторами и поэтами.
Многие из них сохранились до наших дней.
Например Варшавянка.

Особенностью большинства революционных песен является то, что при всей своей суровости они всегда звучали и звучат оптимистично и вдохновенно.

Виды искусства, способные «жить» на улицах, в первые годы после революции играли важнейшую роль в «формировании общественного и эстетического сознания революционного народа». Поэтому наряду с монументальной скульптуройсамое активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства.

Театрализованные народные праздники.
Художественное оформление празднеств — ещё одно новое явление советского искусства, не имевшее традиции.
Это создало новый нетрадиционный вид искусства, благодаря которому живопись приобрела новое пространство и функции. К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались огромным монументально-агитационным пафосом. Художники создавали эскизы оформления площадей и улиц.

В оформлении этих праздников принимали участие: Петров-Водкин, Кустодиев, Е. Лансере, С. В. Герасимов

Поэзия тоже вышла на площади,к огромным аудиториям.
Расцвели монументальне стили жипописи и мозаики.

PS
Между прочим было предвохищено современное масштабное действо на рок-концертах,которые устраивают не стадионах и собирают десятки тысяч слушателей.
Однако как далеки идеалы этих зрелищ от идеалов революции.
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 25
Всего сообщений: 6989
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
Поблагодарили: 182 раза
Re: Революция и культура

Сообщение Gosha » 11 янв 2018, 15:13

Евелина:
11 янв 2018, 15:09
То есть появление нового площадного искусства
Интересно кого необходимо отнести к площадному искусству? Нужно взять на вооружение эту идиому!

Отправлено спустя 6 минут 27 секунд:
Евелина:
11 янв 2018, 15:09
Особенностью большинства революционных песен является то, что при всей своей суровости они всегда звучали и звучат оптимистично и вдохновенно.
Воинствующая культура типа "Вихри враждебные" или "Наш бронепоезд стоит на запасном пути" массовыми спевками как заклятьями, должны были отлучить люмпен-пролетариат от ЦЕРКВИ.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Рыцарская Культура
    Gosha » 04 май 2014, 15:58 » в форуме Средневековье
    44 Ответы
    2603 Просмотры
    Последнее сообщение tamplquest
    04 янв 2018, 22:25
  • Вендельская культура и славянская мифология.
    marinin » 23 апр 2016, 08:05 » в форуме Средневековье
    14 Ответы
    651 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
    27 апр 2016, 16:05
  • Советская культура в эпоху оттепели.
    Fqirakash » 14 дек 2016, 22:40 » в форуме Советская Россия, СССР
    1 Ответы
    151 Просмотры
    Последнее сообщение Гость
    17 дек 2016, 04:39
  • Как происходила революция
    Gosha » 15 сен 2017, 17:41 » в форуме Советская Россия, СССР
    62 Ответы
    685 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
    04 окт 2017, 16:35
  • Первая промышленная революция
    3 Ответы
    41 Просмотры
    Последнее сообщение ValentinK
    03 дек 2017, 11:45