Историческая библиотекаСунь-цзы Искусство войны

О книгах по истории и книгах, повлиявших на историю
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 9
Всего сообщений: 6603
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
Поблагодарили: 149 раз
Сунь-цзы Искусство войны

Сообщение Gosha » 12 ноя 2017, 13:54

«Из всех «Семи военных канонов» «Военная стратегия» Сунь-цзы, традиционно известная как «Искусство войны», получила наибольшее распространение на Западе. Впервые переведенная французским миссионером около двух столетий назад, она постоянно изучалась и использовалась Наполеоном, и, возможно, некоторыми представителями нацистского главнокомандования. В течении двух последних тысячелетий, она оставалась самым важным военным трактатом в Азии, где даже простые люди знали ее название. Китайские, японские, корейские военные теоретики и профессиональные солдаты обязательно изучали ее, и многие из стратегий сыграли немаловажную роль в легендарной военной истории Японии, начиная с VIII века. Больше тысячи лет концепции книги вызывали непрерывные дискуссии и страстные философские дебаты, приковывая внимание весьма влиятельных в различных областях фигур. Хотя книга много раз переводилась на английский, а переводы Л. Джайлса и С. Гриффита не утратили значения до сих пор, продолжают появляться новые».

Изображение
Долго считалось, что «Искусство войны» является древнейшим и наиболее глубоким военным трактатом Китая, а все остальные книги в лучшем случае второразрядными. Традиционалисты приписывали книгу историческому персонажу Сунь У, активна деятельность которого в конце VI в. до н.э., начина с 512г. до н.э., зафиксирована в «Ши цзи» и в «Вёснах и Осенях У и Юэ». Согласно им, книга должна датироваться этим временем и содержать теории и военные концепции самого Сунь У. Однако, другие ученые, во-первых, определили многочисленные исторические анахронизмы в сохранившемся тексте, как-то: термины, события, технологии и философские понятия; во-вторых, подчеркивали отсутствие каких-либо свидетельств (которые должны были быть в «Цзо чжуань» – классической летописи политических событий того времени), подтверждающих стратегическую роль Сунь У в войнах между У и Юэ; и, в-третьих, обращали внимание на расхождение концепции крупномасштабной войны, обсуждаемой в «Искусстве войны», с одной стороны, и, с другой, запомнившимся лишь в виде атавизма сражения конца VI в. до н.э.

Традиционная интерпретация видит существенное доказательство своей правоты в том, что многочисленные пассажи из «Искусства войны» можно встретить во многих других военных трактатах, что, и это доказано, не могло бы иметь место, не будь текст более ранним. Считается даже, что такое повальное подражание означает, что «Искусство войны» – самый ранний военный трактат, ценившийся выше любой другой работы, устной или письменной. Появление некоторых аналитических концепций, таких, как классификация местностей, тоже связывается с Суньцзы; далее, их использование составителями «Сыма фа» считается бесспорным доказательством исторической первичности «Суньцзы», а возможность того, что сам Суньцзы исходил из других работ, не принимается во внимание.

Однако, даже если пренебрегать вероятностью более поздних наслоений и изменений, традиционная позиция по-прежнему игнорирует факт более чем двухтысячелетнего ведения боевых действий и существования тактики до 500 г. до н.э. и приписывает фактическое создание стратегии одному Суньцзы. Сжатый, часто абстрактный характер его пассажей приводится в свидетельство того, что книга была составлена на раннем этапе развития китайского письма, но можно выдвинуть в равной степени неотразимый аргумент, что столь философски изощренный стиль возможен лишь при наличии опыта боевых сражений и традиции серьезного изучения военной тематики. Базовые концепции и общие пассажи скорее всего говорят в пользу обширной военной традиции и прогрессирующих знаний, и опыта, чем в пользу «творения из ничего».

За исключением изжившей себя позиции скептиков, считавших работу поздней подделкой, существует три точки зрения на время создания «Искусства войны». Первая приписывает книгу историческому деятелю Сунь У, полагая, что окончательная редакция была сделана вскоре после его смерти в начале V в. до н.э. Вторая, основывающаяся на самом тексте, приписывает его к середине – второй половине периода «Борющихся Царств»; то есть к IV или III вв. до н.э.. Третья, также базирующаяся на самом тексте, а также на ранее открытых источниках, помещает его где-то во второй половине V в. до н.э. Едва ли когда-нибудь будет установлена подлинная дата, ибо традиционалисты проявляют исключительную эмоциональность в защите аутентичности Суньцзы. Однако, вполне вероятно, что такая историческая личность существовала, и сам Сунь У не только служил стратегом и, возможно, командующим, но и составил канву книги, носящей его имя.

Затем, самое существенное передавалось из поколения в поколение в семье или в школе ближайших учеников, с годами исправляясь и обретая все более широкое распространение. Самый ранний текст был, возможно, отредактирован знаменитым потомком Суньцзы Сунь Бинем, который также широко использовал его учение в своих «Военных методах». В «Ши цзи» представлены биографии многих выдающихся стратегов и полководцев, включая Суньцзы. Однако «Вёсны и Осени У и Юэ» предлагают более интересный вариант: «На третьем году правления Хэлюй-вана полководцы из У хотели напасть на Чу, но никаких действий не последовало». У Цзысюй и Бо Си говорили друг другу: «Мы готовим воинов и расчеты от имени правителя. Эти стратегии будут выгодны для государства, и поэтому правитель должен напасть на Чу. Но он не отдает приказов и не желает собирать армию. Что мы должны делать?»

Спустя какое-то время, правитель царства У спросил У Цзысю и Бо Си: «Я хочу послать армию. Что вы думаете об этом?» У Цзысюй и Бо Си ответили: «Мы хотели бы получить приказы». Правитель У втайне полагал, что эти двое затаили глубокую ненависть к Чу. Он очень боялся, что эти двое поведут армию только для того, чтобы быть уничтоженными. Он взошел на башню, повернулся лицом к южному ветру и тяжело
вздохнул. Спустя какое-то время, он вздохнул снова. Никто из министров не понял мыслей правителя. У Цзысюй догадался, что правитель не примет решения, и тогда рекомендовал ему Сунь-цзы.

Сунь-цзы по имени У, был родом из царства У. Он преуспел в военной стратегии, но жил вдали от двора, поэтому простые люди не знали о его способностях. У Цзысюй, будучи сведущим, мудрым и проницательным, знал, что Сунь-цзы может проникнуть в ряды врага и уничтожить его. Однажды утром, когда он обсуждал военные дела, он рекомендовал Сунь-цзы семь раз. Правитель У сказал: «Раз вы нашли оправдание, чтобы выдвинуть этого мужа, я хочу видеть его.» Он спрашивал Суньцзы о военной стратегии и каждый раз, когда тот выкладывал ту или иную часть своей книги, не мог найти достаточных для похвалы слов.

Очень довольный, правитель спросил: «Если возможно, я хотел бы подвергнуть вашу стратегию маленькой проверке.» Суньцзы сказал: «Это возможно. Мы можем провести проверку с помощью женщин из внутреннего дворца.» Правитель сказал: «Согласен.» Суньцзы сказал: «Пусть две любимые наложницы вашего величества возглавят два подразделения, каждая поведет одно.» Он приказал всем тремстам женщинам надеть шлемы и доспехи, нести мечи и щиты и выстроиться. Он обучил их военным правилам, то есть идти вперед, отходить, поворачиваться налево и направо и разворачиваться кругом в соответствии с боем барабана. Он сообщил о запретах и затем приказал: «С первым ударом барабана вы должны все собраться, со вторым ударом наступать с оружием в руках, с третьим построиться в боевой порядок.» Тут женщины, прикрыв рот руками, рассмеялись.

Затем Сунь-цзы лично взял в руки палочки и ударил в барабан, отдавая приказания три раза и объясняя их пять раз. Они смеялись, как и прежде. Суньцзы понял, что женщины будут продолжать смеяться и не остановятся. Суньцзы был в ярости. Глаза у него были широко открыты, голос подобен рыку тигра, волосы стали дыбом, а завязки шапочки порвались на шее. Он сказал Знатоку законов: «Принесите топоры палача.»

Затем Суньцзы сказал: «Если инструкция не ясна, если разъяснениям и приказам не доверяют, то это вина полководца. Но когда эти инструкции повторены три раза, а приказы объяснены пять раз, а войска по-прежнему не выполняют их, то это вина командиров. Согласно предписаниям военной дисциплины, каково наказание?» Знаток законов сказал: «Обезглавливание!»

Тогда Сунь-цзы подразделений, то есть двум любимым наложницам правителя. Правитель У взошел на площадку, чтобы наблюдать, когда двух его любимых наложниц собирались обезглавливать. Он спешно отправил чиновника вниз с приказом: «Я понял, что полководец может управлять войсками. Без этих двух наложниц пища мне будет не в радость. Лучше не обезглавливать их». Сунь-цзы сказал: «Я уже назначен полководцем. Согласно правилам для полководцев, когда я командую армией, даже если приказы отдаете вы, я могу выполнять.» И обезглавил их.

Он снова ударил в барабан, и они двигались налево и направо, вперед и назад, разворачивались кругом согласно предписанным правилам, не смея даже прищуриться. Подразделения молчали, не осмеливаясь взглянуть вокруг. Затем Суньцзы доложил правителю У: «Армия уже хорошо повинуется. Я прошу ваше величество взглянуть на них. Когда бы вы не захотели использовать их, даже заставить пройти через огонь и воду, это не составит трудностей. Их можно использовать для приведения Поднебесной в порядок.»

Однако правитель У неожиданно оказался недоволен. Он сказал: «Я знаю, что вы превосходно руководите армией. Даже если благодаря этому я стану гегемоном, места для их обучения не будет. Полководец, пожалуйста, распустите армию и возвращайтесь к себе. Я не желаю продолжать.»

Сунь-цзы сказал: «Ваше величество любит только слова, но не может постигнуть смысл.» У Цзы-сюй увещевал: «Я слышал, что армия – это неблагодарное дело, и ее нельзя произвольно проверять. Поэтому, если кто-либо формирует армию, но не выступает с карательным походом, военное Дао не проявится. Сейчас, если ваше величество искренне ищет талантливых людей и хочет собрать армию для того, чтобы наказать жестокое царство Чу, стать гегемоном в Поднебесной и устрашить удельных князей, если вы не назначите Сунь-цзы главнокомандующим, кто сможет перейти Хуай, пересечь Сы и пройти тысячу ли чтобы вступить в сражение?» Тогда правитель У воодушевился. Он приказал бить в барабаны, чтобы собрать штаб армии, созвал войска и напал на Чу. Суньцзы взял Шу, убив двух полководцев-перебежчиков: Кай Юя и Чжу Юна.»

В биографии, содержащейся в «Ши цзи», дальше говорится, что «на западе он одержал победу над могущественным царством Чу и дошел до Ин. На севере устрашил Ци и Цзинь, и его имя стало знаменитым среди удельных князей. Это произошло благодаря силу Суньцзы.» Некоторые военные историки связывают его имя с последовавшими после 511г. до н.э. – годом первой встречи Суньцзы с Хэлюй-ваном – кампаниями против царства Чу, хотя он более ни разу не упоминался письменными источниками как главнокомандующий войск.

По-видимому, Суньцзы осознал трудность жизни в постоянно меняющихся, нестабильных политических условиях того времени и проживал в удалении от дел, оставив свой труд и дав тем самым пример последующим поколениям. Биография в «Ши цзи» еще в одном принципиально отличается от содержащейся в «Вёснах и Осенях У и Юэ», ибо считает Суньцзы уроженцем царства Ци, а не У. Тогда его корни были бы в государстве, где наследие мысли Тай-гуна играло существенную роль, – государстве, изначально находившимся на периферии политического мира Древнего Чжоу, которое, тем не менее, было знаменито существующим там многообразием взглядов и богатством различных теорий. Поскольку в «Искусстве войны» ясно проглядывают следы даосских концепций и этот трактат является весьма изощренным в философском плане, Сунь-цзы вполне мог быть родом из Ци.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
коля
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 130
Зарегистрирован: 31.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Профессия: историк
Поблагодарили: 22 раза
Re: Сунь-цзы Искусство войны

Сообщение коля » 12 ноя 2017, 14:17

Великий военный опыт приобретается во время бесконечных войн. Это легендарная книга появилась благодаря Эпохе воюющих царств в Китае. Древние китайцы накопили много военного опыта во время этой войны и написали эту книгу. Причина военного подъема Европы тоже такое же. С раннего средневековья в Европе не было крупного государства, существовали мелкие страны которые бесконечно воевали между собою. Поэтому европейские страны накопили огромный военный опыт и начиная с 16 века покорили весь мир.
За это сообщение автора коля поблагодарил:
ValentinK
Рейтинг: 33.33%
 
То что сегодня кажется нереальным завтра может стать обычной реальностью.

Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 460
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
Поблагодарили: 78 раз
Re: Сунь-цзы Искусство войны

Сообщение Евелина » 12 ноя 2017, 15:34

Мне кажется,что без 36 китайских стратагем невозможно осмыслить опыт и стиль китайской войны.

Из всех имеющихся на настоящий момент источников первое упоминание «Тридцати шести стратагем» встречается в седьмом томе «Биографии Ван Цзинцзэ» (王敬則傳).[1] Ван был генералом, служившим при дворе Гао-ди, первого императора династии Южная Ци (479—502 годы).

36 КИТАЙСКИХ СТРАТАГЕМ
КИТАЙСКИХ СТРАТАГЕМ
=
1. Обмануть императора, чтобы он переплыл море
2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао
3. Убить чужим ножом
4. В покое ожидать утомленного врага
5. Грабить во время пожара
6. На востоке поднимать шум, на западе нападать
7. Извлечь нечто из ничего
8. Для вида чинить деревянные мостки, втайне выступить в Чэньцан
9. Наблюдать за огнем с противоположного берега
10. Скрывать за улыбкой кинжал
11. Сливовое дерево засыхает вместо персикового
12. Увести овцу легкой рукой
13. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею
14. Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу
15. Сманить тигра с горы на равнину
16. Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти
17. Бросить кирпич, чтобы получить яшму
18. Чтобы обезвредить разбойничью шайку, сначала надо поймать главаря
19. Тайно подкладывать хворост под котел другого
20. Ловить рыбу в мутной воде
21. Цикада сбрасывает свою золотую кожицу
22. Закрыть дверь и поймать вора
23. Объединиться с дальним врагом, чтобы побить ближнего
24. Объявив, что только собираешься пройти сквозь государство Го, захватить его
25. Украсть балки и заменить их гнилыми подпорками
26. Скрыть акацию и указать на тутовое дерево
27. Делать безумные жесты, не теряя равновесия
28. Заманить на крышу и убрать лестницу
29. Украсить сухие деревья искусственными цветами
30. Превратить роль гостя в роль хозяина
31. Стратагема красотки
32. Стратагема открытых городских ворот
33. Стратагема сеяния раздора
34. Стратагема самострела
35. Стратагема «цепи»
36. Бегство (при полной безнадежности) — лучшая стратагема

Вот здесь можно посмотреть трактовки:

http://www.galactic.org.ua/strateg/ctrat-0.htm
За это сообщение автора Евелина поблагодарил:
ValentinK
Рейтинг: 33.33%
 
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Аватара пользователя
ValentinK
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 752
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: диплом по спец-ти прикладная математика
Откуда: Rostov-on-Don
Поблагодарили: 32 раза
Возраст: 43
Re: Сунь-цзы Искусство войны

Сообщение ValentinK » 12 ноя 2017, 18:18

коля:
12 ноя 2017, 14:17
С раннего средневековья в Европе не было крупного государства, существовали мелкие страны которые бесконечно воевали между собою. Поэтому европейские страны накопили огромный военный опыт и начиная с 16 века покорили весь мир.
На самом деле европейцы имели перевес в военной промышленности.
Производилось огнестрельное оружие и артиллерийские орудия.
Государства расположенные при море построили мощный военный и торговый флот.
Этого оказалось достаточно для захвата колоний.
latin alphabet - Indoeuropean - black prince - universal signatires - think positive!

tamplquest
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 324
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
Поблагодарили: 17 раз
Re: Сунь-цзы Искусство войны

Сообщение tamplquest » 12 ноя 2017, 18:45

Евелина:
12 ноя 2017, 15:34
опыт и стиль китайской войны
Опыт и стиль китайской войны -- всегда лежать под кем нибудь. Я что-то не припомню, когда Китай сохранял независимость. То он был под монголами, то под маньчжурами, то под японцами, то под бритами, теперь под США.

коля
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 130
Зарегистрирован: 31.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Профессия: историк
Поблагодарили: 22 раза
Re: Сунь-цзы Искусство войны

Сообщение коля » 12 ноя 2017, 19:09

tamplquest:
12 ноя 2017, 18:45
теперь под США.
В этом Вы ошиблись. Благодаря марксизму и ленинизму современный Китай превратился в сверхдержаву. Коммунистический Китай по мощи сравним с Танским Китаем периода наивысшего расцвета (VII в н. э) и китайцы не боятся от американцев и британцев. Сейчас не XIX век, когда Китай был унижен в результате поражений в опиумных войнах. В этом заслуга СССР помогавшего китайцам возродить страну после второй мировой войны.
То что сегодня кажется нереальным завтра может стать обычной реальностью.

tamplquest
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 324
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
Поблагодарили: 17 раз
Re: Сунь-цзы Искусство войны

Сообщение tamplquest » 12 ноя 2017, 19:14

коля:
12 ноя 2017, 19:09
сверхдержаву
Угу, сверхдержаву дешевого труда для США и иже с ними

коля
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 130
Зарегистрирован: 31.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Профессия: историк
Поблагодарили: 22 раза
Re: Сунь-цзы Искусство войны

Сообщение коля » 13 ноя 2017, 03:19

tamplquest:
12 ноя 2017, 19:14
Угу, сверхдержаву дешевого труда для США и иже с ними
Ну в начале промышленного переворота в Англии тоже были дешевый труд бесправных рабочих, женщин и детей. Но тем не менее Англию считали "мастерской мира" как и Китай сейчас.
То что сегодня кажется нереальным завтра может стать обычной реальностью.

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 9
Всего сообщений: 6603
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
Поблагодарили: 149 раз
Re: Сунь-цзы Искусство войны

Сообщение Gosha » 13 ноя 2017, 13:15

коля:
12 ноя 2017, 14:17
Великий военный опыт приобретается во время бесконечных войн.
На военный опыт влияет не бесконечность войн, а их постоянство (количество)! Кто мало воюет, тот редко побеждает. Войны двигают Технический прогресс, а развитие техники автоматически приводит к новым войнам и к новой тактике. Постулаты Стратегии вечны и незыблемы - тактика постоянно изменяется из сражения в сражение. На тактику влияет любая особенность местности, климата, состояния и количество снаряжения, количество и качество снабжения, размер и качество войска.

Отправлено спустя 36 минут 25 секунд:
Евелина:
12 ноя 2017, 15:34
3. Убить чужим ножом
Стратагемы можно рассматривать трояко: в философском ключе, в стратегическом ключе, в тактическом ключе. Специально взял самую вроде бы простую задачу? Философский подход к проблеме - убить чужих ножом, убить человека плохо, но он чужой - это необходимость чужой может убить своих. Стратегический подход к проблеме - убить чужих ножом, убить ножом, то есть тем что есть под рукой быстро и неожиданно - удар на опережение, молниеносная война "блицкриг". Тактический подход к проблеме - убить чужих ножом, то есть убить наверняка, бесшумно, не демаскируя себя, убить чужих не потеряв своих.

Отправлено спустя 10 минут 20 секунд:
tamplquest:
12 ноя 2017, 18:45
Опыт и стиль китайской войны -- всегда лежать под кем нибудь. Я что-то не припомню, когда Китай сохранял независимость.
Для Китайца не было большой разницы под кем выращивать рис. Вся территория Китая была разделена на княжества-царства, которые воевали между собой используя профессиональную армию. Феодальный раздробленный Китай, как феодальная раздробленная Япония не могли сопротивляться объединённому государству, тем более если это государство буржуазное или капиталистическое.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
ValentinK
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 752
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: диплом по спец-ти прикладная математика
Откуда: Rostov-on-Don
Поблагодарили: 32 раза
Возраст: 43
Re: Сунь-цзы Искусство войны

Сообщение ValentinK » 13 ноя 2017, 16:35

Gosha:
13 ноя 2017, 14:02
Для Китайца не было большой разницы под кем выращивать рис. Вся территория Китая была разделена на княжества-царства, которые воевали между собой используя профессиональную армию. Феодальный раздробленный Китай, как феодальная раздробленная Япония не могли сопротивляться объединённому государству, тем более если это государство буржуазное или капиталистическое.
Китайцев завоевали манчжуры и основали империю.
latin alphabet - Indoeuropean - black prince - universal signatires - think positive!

Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Первая и Вторая мировые войны это - два сражения одной войны
    Евелина » 11 ноя 2017, 05:41 » в форуме Первая мировая война
    54 Ответы
    660 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
    15 ноя 2017, 17:25
  • Кавказские войны.
    Gosha » 10 дек 2017, 15:27 » в форуме Российская империя
    3 Ответы
    36 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
    12 дек 2017, 18:44
  • Мировые войны
    Виктория » 04 янв 2017, 14:51 » в форуме Новейшее время
    65 Ответы
    1042 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
    17 мар 2017, 19:33
  • Гуситские войны
    Elaes-Bobrovskiy » 13 авг 2013, 02:07 » в форуме Общие вопросы истории
    1 Ответы
    969 Просмотры
    Последнее сообщение Elaes-Bobrovskiy
    13 авг 2013, 02:07
  • Русско-турецкие войны
    Katrin Baukina » 26 дек 2010, 16:46 » в форуме Российская империя
    60 Ответы
    2668 Просмотры
    Последнее сообщение Ярослав Стебко
    24 май 2017, 15:15